История «Трёх богатырей»: как создаются знаменитые мультфильмы
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните роли Дмитрия Нагиева?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Самая обаятельная и привлекательная»?
Журнал
9 интересных фактов о фильме «Девять дней одного года»
Кто мог бы сыграть главные роли, как отреагировали на фильм учёные и какие сцены вырезали из фильма.
В 60-е годы прорыв в космической и оборонной промышленности СССР вызвал всплеск интереса к «технарям». Кино не осталось в стороне, и режиссёры активно взялись за научные темы. Драма «Девять дней одного года» об опасной работе физиков-ядерщиков стал одним из самых резонансных фильмов, который с одинаковым энтузиазмом обсуждали и в научных, и в киноведческих кругах.
«Девять дней одного года», к/с «Мосфильм», 1962, реж. М. Ромм
Сценарий фильма с рабочими названиями «365 дней» или «Я иду в неизвестное» писали режиссёр Михаил Ромм и сценарист Даниил Храбровицкий, который был автором идеи. На это у них ушло два года, так как они работали по принципу: если утренняя газета интересней, чем-то, о чём рассказывает сценарий — надо все переписывать! Их консультантами были настоящие ученые, в том числе и звёзды науки — лауреаты Нобелевской премии Игорь Тамм и Лев Ландау. Съёмки фильма проходили в лаборатории Курчатовского института, в посёлке физиков Института ядерных исследований и на «Мосфильме».
«Девять дней одного года», к/с «Мосфильм», 1962, реж. М. Ромм
На главную роль Ромм хотел взять Олега Ефремова, но сценарист настаивал на кандидатуре Алексея Баталова. Режиссёру не нравилось, что Баталов ничего не знал про ядерную физику и вообще был равнодушен к этой науке, а ему был нужен увлечённый популярной темой экспрессивный актёр. Баталов же очень хотел сыграть учёного новой формации, и вместе со сценаристом они уговорили Ромма хотя бы попробовать… В результате Баталова даже просили не настолько вживаться в роль, а то у него получается трагедия с первого кадра.
«Девять дней одного года», к/с «Мосфильм», 1962, реж. М. Ромм
На съёмках предыдущего фильма «Дама с собачкой» у Алексея Баталова началась болезнь глаз. Он не мог сниматься в ярко освещённом павильоне, а для «лаборатории» требовалось много света. Ради актёра Ромм «выбил» для съёмок редкую экспериментальную плёнку с повышенной светочувствительностью. Благодаря ей можно было снимать в полутьме, и Баталов мог спокойно работать.
«Девять дней одного года», к/с «Мосфильм», 1962, реж. М. Ромм
На роль Ильи Куликова был утверждён Юрий Яковлев, но к началу съёмок актёр попал в больницу. Тогда Михаил Ромм решил взять Иннокентия Смоктуновского, который много снимался, но оставался незамеченным. Его кандидатуру посоветовала жена режиссёра — актриса Елена Кузьмина, да и сам Ромм был с ним знаком — снимал его в эпизоде фильма «Убийство на улице Данте», это было первое появление актёра на экране. Сам Смоктуновский за своего героя очень переживал — он понимал, что зрители его не полюбят. Даже в сценарии Куликов был назван скользким типом, хотя актёр видел в нём достаточно положительных качеств.
«Девять дней одного года», к/с «Мосфильм», 1962, реж. М. Ромм
В эпизоде снимался Лев Дуров, который потом вспоминал, что режиссёр тщательно подбирал актёров даже для просто пробега в кадре, а Дурову предстояло сыграть офицера КГБ. Ромму он не понравился — был слишком обаятельным, «…а по роли требовалось „мурло“». Актёра выручил его преподаватель Сергей Блинников, который играл директора института. Он сказал, что Дуров ещё какое «мурло», его в институте только за это и держали… Все посмеялись, и Дуров был утверждён.
«Девять дней одного года», к/с «Мосфильм», 1962, реж. М. Ромм
Перед премьерой фильм показывали комиссии от атомной промышленности, и она долго решала — нужен такой фильм или он отпугнёт молодых учёных от этой отрасли. Чиновник из комиссии увидел, что в фильме много лысых мужчин и выпытывал у Ромма, не имел ли тот ввиду, что все они облучены? За фильм заступились учёные, хотя на самом деле и у них было много вопросов — им было непонятно, чем конкретно занимался Гусев, так как в фильме смешали несколько несочетаемых экспериментов. Фильм подписали в прокат только после вырезания нескольких особо мрачных моментов, например, запретили показывать, что Гусев ослеп в результате экспериментов, и вырезали похороны Синцова.
«Девять дней одного года», к/с «Мосфильм», 1962, реж. М. Ромм
«Девять дней одного года» произвёл неизгладимое впечатление на научную интеллигенцию. В исследовательских институтах организовывались обсуждения, куда приглашали режиссёра и сценариста. Главной темой споров был тип современного учёного — это одержимый экспериментатор Гусев или теоретик Куликов? Несмотря на то, что режиссёр явно симпатизировал первому типу, однозначного мнения не было ни в одном институте.
«Девять дней одного года», к/с «Мосфильм», 1962, реж. М. Ромм
Драма «Девять дней одного года» стала лучшим фильмом 1962 года по опросу читателей журнала «Советский экран», а режиссёр, сценарист, оператор и исполнитель главной роли Алексей Баталов получили Государственные премии РСФСР. Оценили фильм и за рубежом — он выиграл главную премию международного кинофестиваля в Карловых Варах, получил диплом кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, а также приз польских кинокритиков за лучший зарубежный фильм в польском прокате.
За кадром «Девяти дней одного года»: Почему атомщики боялись премьеры, а Баталова не утверждали на роль
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
К моменту съемок этого фильма режиссер Михаил Ромм уже был одним из признанных классиков советского кино, лауреатом пяти Сталинских премий, народным артистом СССР, автором фильмов о Ленине и антифашистских картин. После прихода к власти Хрущева и развенчания культа личности Сталина режиссер во многом переосмыслил собственные взгляды и, признавшись себе в том, что ему «приходилось лгать в искусстве», взял пятилетнюю паузу, во время которой занимался только преподавательской деятельностью во ВГИКе.
Результатом этих долгих размышлений и поисков новых путей в кино стал для Михаила Ромма фильм «Девять дней одного года», который был поистине новаторским не только в творчестве самого режиссера, но и во всем советском кинематографе. Символичным было первое название фильма – «Я иду в неизвестное». Для Ромма этот фильм стал новым этапом в творчестве и триумфальным возвращением в профессию.
В этом фильме Михаил Ромм вывел новый тип героя советского кино – ученого-интеллигента. В эпоху первых полетов человека в космос, технического прогресса и научных открытий выбранная тема звучала остросовременно. Прорыв в космической и атомной промышленности СССР в 1960-х гг. вызвал всплеск интереса к науке. Это время называли диалогом «физиков» и «лириков», достижения советских ученых обсуждала вся страна, а вокруг темы «мирного атома» велись самые горячие дискуссии. О том, какими могут быть последствия развития атомной физики для будущего человечества, тогда невозможно было не задумываться. В центре сюжета – двое молодых ученых-ядерщиков: одержимый практик-экспериментатор Гусев и прагматичный физик-теоретик Куликов. После гибели своего учителя, получившего смертельную дозу радиации во время экспериментов, Гусев продолжил его дело, осознавая все риски. Конечно, девушка по имени Леля, в которую влюблены оба мужчины, выбирает Гусева.
Над сценарием Михаил Ромм и Даниил Храбровицкий трудились целых два года, постоянно дополняя его и перерабатывая. При этом съемочный процесс занял всего 6 месяцев. Консультантами фильма стали известнейшие физики – Игорь Тамм и Лев Ландау. Дискуссии начались еще перед премьерой фильма, когда его показали комиссии от атомной промышленности. Споры вызвали несколько вопросов: нужен ли такой фильм вообще или он отпугнет молодых ученых от этой отрасли? Не сгущают ли краски кинематографисты, показывая в фильме так много лысых ученых – возможно, они намекают на то, что все они облучены? За фильм заступились ученые, хотя и у них возникло немало претензий – например, то, что там было смешано несколько несочетаемых экспериментов, из-за чего было непонятно, над чем конкретно работал Гусев. Из фильма пришлось вырезать несколько самых мрачных моментов, которые Баталов называл ключевыми и пиковыми: когда облученного профессора, учителя Гусева провожали в последний путь, и когда сам Гусев ослеп в результате своих экспериментов.
В образе Гусева Ромм видел Олега Ефремова, но Алексею Баталову удалось его переубедить – сам он очень хотел сыграть «человека сегодняшнего дня, глубоко интеллигентного, человека новой советской формации». Правда, режиссер долго сомневался в его кандидатуре, ведь в нем не было нужной экспрессии, эмоциональности и пылкости. К тому же актер не разделял убеждений своего героя и прямо заявил режиссеру, что не верит в роль физики в спасении человечества. Зато в нем было другое – ощущение обреченности человека, фанатично преданного своему делу.
Хотя в кандидатуре Алексея Баталова режиссер поначалу сомневался, позже ради его участия он даже создал на съемках особенные условия, в которых нуждался актер. Дело в том, что из-за болезни глаз Баталов не мог находиться в ярко освещенном павильоне, а сцены в лаборатории в потемках снимать было невозможно. И тогда Ромм достал редкую экспериментальную пленку с высокой светочувствительностью, для которой не нужны были сильные источники света. Эти хлопоты оказались оправданными – роль физика-ядерщика стала одной из лучших в фильмографии актера. Позже Ромм говорил: « Роль Гусева в какой-то мере Баталов понял как свою личную судьбу. Поэтому и отнесся к роли необыкновенно глубоко и с огромной честностью. Он принес ощущение гибельности ». Тема обреченности стала камертоном не только кино о ядерных экспериментах, но и всего технократического ХХ столетия с его безграничной верой в силу науки и моральными дилеммами в результате последствий этих экспериментов.
Роль соперника Гусева сыграл Иннокентий Смоктуновский. Режиссер видел в этом образе Юрия Яковлева, но тот заболел перед съемками и отказался от роли. А для Смоктуновского, который на тот момент был известен в первую очередь в качестве театрального актера, «Девять дней одного года» стали одним из первых больших успехов в кино. К удивлению режиссера, персонаж Смоктуновского многим зрителям понравился больше, чем герой Баталова, – он показался им более реалистичным и трезвомыслящим.
«Девять дней одного года» стал одним из самых резонансных фильмов 1960-х гг. – его горячо обсуждали и в кинематографических, и в научных кругах. В 1962 г. его посмотрело почти 24 млн зрителей, а Алексей Баталов был признан лучшим актером года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран». Позже фильм Михаила Ромма называли одной из самых значимых советских картин 1960-х гг., а Карен Шахназаров высказался о нем как о «самой шестидесятнической картине». На Международном кинофестивале в Карловых Варах «Девять дней…» получили «Хрустальный глобус», на кинофестивалях в Сан-Франциско и в Мельбурне – почетные дипломы. Михаил Ромм и Алексей Баталов были удостоены Государственной премии РСФСР. Даже руководство атомной промышленности вынуждено было принести свои извинения режиссеру и признать, что их опасения были напрасными: после выхода фильма интерес молодежи к этой теме возрос, многие под впечатлением от увиденного решили связать свою жизнь с физикой.
Главную женскую роль сыграла молодая актриса Татьяна Лаврова, для которой этот фильм стал визитной карточкой. На вопрос о том, почему режиссер выбрал именно ее, юную и неопытную, Ромм ответил: « Потому что ты, как собака, все чуешь. Не всегда понимаешь, но чувствуешь все правильно ». Лаврова рассказывала: « Когда я окончила институт, то и мечтать не могла о том, что могу когда-нибудь быть рядом с таким мастером, как Алексей Баталов. Представьте себе, что должна была чувствовать я, девочка, рядом с такой поистине фантастической фигурой. Сниматься было трудно, но я смогла все преодолеть только благодаря его огромному такту и воспитанию ».
9 интересных фактов о фильме «Девять дней одного года»
Кто мог бы сыграть главные роли, как отреагировали на фильм учёные и какие сцены вырезали из фильма.
В 60-е годы прорыв в космической и оборонной промышленности СССР вызвал всплеск интереса к «технарям». Кино не осталось в стороне, и режиссёры активно взялись за научные темы. Драма «Девять дней одного года» об опасной работе физиков-ядерщиков стал одним из самых резонансных фильмов, который с одинаковым энтузиазмом обсуждали и в научных, и в киноведческих кругах.
Сценарий фильма с рабочими названиями «365 дней» или «Я иду в неизвестное» писали режиссёр Михаил Ромм и сценарист Даниил Храбровицкий, который был автором идеи. На это у них ушло два года, так как они работали по принципу: если утренняя газета интересней, чем-то, о чём рассказывает сценарий — надо все переписывать! Их консультантами были настоящие ученые, в том числе и звёзды науки — лауреаты Нобелевской премии Игорь Тамм и Лев Ландау. Съёмки фильма проходили в лаборатории Курчатовского института, в посёлке физиков Института ядерных исследований и на «Мосфильме».
На главную роль Ромм хотел взять Олега Ефремова, но сценарист настаивал на кандидатуре Алексея Баталова. Режиссёру не нравилось, что Баталов ничего не знал про ядерную физику и вообще был равнодушен к этой науке, а ему был нужен увлечённый популярной темой экспрессивный актёр. Баталов же очень хотел сыграть учёного новой формации, и вместе со сценаристом они уговорили Ромма хотя бы попробовать… В результате Баталова даже просили не настолько вживаться в роль, а то у него получается трагедия с первого кадра.
На съёмках предыдущего фильма «Дама с собачкой» у Алексея Баталова началась болезнь глаз. Он не мог сниматься в ярко освещённом павильоне, а для «лаборатории» требовалось много света. Ради актёра Ромм «выбил» для съёмок редкую экспериментальную плёнку с повышенной светочувствительностью. Благодаря ей можно было снимать в полутьме, и Баталов мог спокойно работать.
На роль Ильи Куликова был утверждён Юрий Яковлев, но к началу съёмок актёр попал в больницу. Тогда Михаил Ромм решил взять Иннокентия Смоктуновского, который много снимался, но оставался незамеченным. Его кандидатуру посоветовала жена режиссёра — актриса Елена Кузьмина, да и сам Ромм был с ним знаком — снимал его в эпизоде фильма «Убийство на улице Данте», это было первое появление актёра на экране. Сам Смоктуновский за своего героя очень переживал — он понимал, что зрители его не полюбят. Даже в сценарии Куликов был назван скользким типом, хотя актёр видел в нём достаточно положительных качеств.
В эпизоде снимался Лев Дуров, который потом вспоминал, что режиссёр тщательно подбирал актёров даже для просто пробега в кадре, а Дурову предстояло сыграть офицера КГБ. Ромму он не понравился — был слишком обаятельным, «…а по роли требовалось „мурло“». Актёра выручил его преподаватель Сергей Блинников, который играл директора института. Он сказал, что Дуров ещё какое «мурло», его в институте только за это и держали… Все посмеялись, и Дуров был утверждён.
Перед премьерой фильм показывали комиссии от атомной промышленности, и она долго решала — нужен такой фильм или он отпугнёт молодых учёных от этой отрасли. Чиновник из комиссии увидел, что в фильме много лысых мужчин и выпытывал у Ромма, не имел ли тот ввиду, что все они облучены? За фильм заступились учёные, хотя на самом деле и у них было много вопросов — им было непонятно, чем конкретно занимался Гусев, так как в фильме смешали несколько несочетаемых экспериментов. Фильм подписали в прокат только после вырезания нескольких особо мрачных моментов, например, запретили показывать, что Гусев ослеп в результате экспериментов, и вырезали похороны Синцова.
«Девять дней одного года» произвёл неизгладимое впечатление на научную интеллигенцию. В исследовательских институтах организовывались обсуждения, куда приглашали режиссёра и сценариста. Главной темой споров был тип современного учёного — это одержимый экспериментатор Гусев или теоретик Куликов? Несмотря на то, что режиссёр явно симпатизировал первому типу, однозначного мнения не было ни в одном институте.
Драма «Девять дней одного года» стала лучшим фильмом 1962 года по опросу читателей журнала «Советский экран», а режиссёр, сценарист, оператор и исполнитель главной роли Алексей Баталов получили Государственные премии РСФСР. Оценили фильм и за рубежом — он выиграл главную премию международного кинофестиваля в Карловых Варах, получил диплом кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, а также приз польских кинокритиков за лучший зарубежный фильм в польском прокате.
Секреты атомного проекта и звезды кино: как снимали знаменитый фильм «Девять дней одного года»
Как снимали киноленту о советских ученых «Девять дней одного года», рассказывает корреспондент агентства «Минск-Новости».
24 января исполнилось 120 лет со дня рождения советского режиссера и педагога Михаила Ромма. В его мастерской учились студенты, ставшие классиками белорусского кино.
О чем кино
1960-е годы. Молодой ученый-ядерщик Дмитрий Гусев одержим продолжением экспериментов, которые не успел закончить его учитель Синцов, погибший от смертельной дозы радиации. Его приятель Илья Куликов настроен более скептически. Реалист со здоровой долей цинизма, он против самопожертвования ради науки. Считает, что работа должна быть сдержанной и обдуманной. Оба ученых влюблены в девушку Лёлю.
Ранее Гусев получил облучение, врачи пытаются предостеречь его. Повторная доза может стать для него смертельной. Но он продолжает изыскания и все-таки попадает под воздействие ядерной реакции.
Гусев скрывает этот факт от всех, в том числе от Лёли. Видя, что эксперимент оказался удачным, Куликов пытается довести работу до конца. Но обнаруживает, что открытие, из-за которого пострадал приятель, не станет переломным, но внесет свою лепту в астрофизику как науку. У Гусева в борьбе за жизнь остается один шанс — пересадка костного мозга.
Личная высота
Фильм — запечатленное время оттепели, свидетельство настроений начала 1960-х. В те годы наравне с космонавтикой развитие мирного атома будоражит умы жителей Советского Союза. Особенно учитывая, что тема сверхзасекречена. И всех интересовало, что же там, за завесой тайны. Преодолевая запреты, вето на разработку сценария об ученых-ядерщиках, сценарист Даниил Храбровицкий смог завершить литературную работу. Он пришел с ней к режиссеру М. Ромму, с которым развил драматургические линии. Сценарист не думал, что мастер решит снимать сам. Скорее рассчитывал на его учеников. В те годы на курсе Ромма учились студенты, все без исключения ставшие позже крупными советскими режиссерами: Василий Шукшин, Андрон Кончаловский, Андрей Тарковский, Элем Климов и другие. Михаил Ильич же еще в 1930-е получил все преференции от власти за лениниану. Фильмы «Ленин в Октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939) и прочие сделали его сказителем ранней советской эпохи. Но в 1950-е он уже этим был недоволен и даже стыдился своих работ. В 1956 году, решив кардинально изменить тематику своей фильмографии, он снимает «Убийство на улице Данте». Картина пользуется успехом у зрителей, но в среде профессионалов считается популистской, попсовой. Поэтому взяться за «Девять дней одного года» Ромма подтолкнули его личный творческий кризис и желание доказать себе, что он чувствует пульс нового времени не хуже молодых режиссеров. Хотя, учитывая, каких мастеров он воспитал, вряд ли ему требовалось что-то доказывать. Чьи воспоминания режиссеров-шестидесятников ни возьми, почти каждому помог Михаил Ильич. Ведь он не только педагог, но и руководитель Третьего творческого объединения киностудии «Мосфильм». Его помощь в производстве лент, в успехе которых все сомневались, была неоценима.
Устоявшийся вкус
Ромм видел в роли Гусева Олега Ефремова. Сценарист считал, что Олег Николаевич слишком уверенный в себе человек для ученого, и предлагал попробовать Алексея Баталова. Споры соавторов длились долго. Режиссера смогла переубедить роль Баталова в фильме «Дама с собачкой» (1960), где он сыграл исконно русского интеллигента.
На роль Куликова утвердили сначала Юрия Яковлева. Но накануне съемок он попал в автоаварию, сломал ключицу. На предложение Ромма заменить Яковлева Иннокентием Смоктуновским худсовет ответил отказом. Это был 1960 год, Иннокентий Михайлович еще не сыграл Гамлета, Деточкина, как киноактер он был еще малоизвестен. Перед пробами режиссер посоветовал актеру понаблюдать за молодым А. Кончаловским. В нем была именно та беззастенчивость и доля цинизма, требовавшаяся образу. Еще Ромм рекомендовал слегка поправиться. Полнеть Смоктуновский не стал. Просто сыграл на пробах вальяжность, и его утвердили.
Татьяна Лаврова
Образ Лёли сразу достался актрисе «Современника» Татьяне Лавровой, несмотря на возражения коллег. Она была похожа на супругу режиссера Елену Кузьмину. На все возражения мастер отшучивался: «Не спорьте, я в возрасте, у меня устоявшийся вкус».
Михаил Козаков
Коллег-физиков, находившихся в окружении главных героев, сыграли как студенты ВГИКа, так и молодые московские актеры. Среди них Валентин Никулин, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Илья Рутберг. Товарищами Гусева по науке стали на экране и будущие белорусские режиссеры Игорь Добролюбов и Валентин Виноградов. В год съемок они тоже студенты Ромма.
Несчастье помогло
Съемки в основном проходили в Москве. В павильоне «Мосфильма» выстроили декорации квартир, почтамта, отчасти лабораторий. Сцену в ресторане, где встречаются три главных героя, снимали в «Арагви».
Большинство эпизодов с экспериментами снимали в искусственных условиях. Но произошло невозможное. Группу допустили в Институт атомной энергии Академии наук СССР. Дело в том, что именно в год съемок, 7 февраля 1960-го, руководитель института Игорь Курчатов ушел из жизни. С Роммом его связывали добрые отношения. Учитывая, что лента отдавала дань памяти физикам-ядерщикам, было принято решение допустить киношников в некоторые лаборатории. И в кадре есть установки, которые не смогли бы воспроизвести рукотворно. Единственным условием стало то, что участники съемок дали подписку о неразглашении увиденного за кадром. После премьеры газеты нахваливали художников-постановщиков, мол, насколько точно им удалось воссоздать пульты и технику атомщиков. Никому не приходило в голову, что на пленке всё настоящее.
Прототип и запреты
Не историческим прототипом, а прообразом Гусева Ромм считал своего коллегу режиссера Владимира Скуйбина. Однажды Михаил Ильич пригласил Баталова в соседний павильон, где снимали картину «Суд». Прямо в ворота склада декораций въехала легковая машина, из нее вынесли парализованного человека, усадили в кресло, и только с помощью голоса обездвиженный управлял кинопроцессом в течение девяти часов. Ему было 34 года. Он ни на секунду не дал повода усомниться присутствующим, что всё контролирует. Снял свой последний фильм до конца.
Гусев тоже на финальных экспериментах безнадежно болен. И Баталов должен был перенять эту цельность и энергетику воли.
К сожалению, Ромму запретили снимать некоторые сцены. Это и похороны педагога Гусева, умершего от облучения, и момент, когда ослепший главный герой приходит на могилу матери. События словно движутся к трагической кульминации, но на экране эта развязка отсутствует. Запреты на максимальную трагичность сюжета связаны не с секретностью, а с опасением руководителей атомной отрасли, что это отпугнет молодых людей от профессии физика-ядерщика. Но режиссеру удалось так сплести эпизоды, что финал четко подразумевается без экранного воплощения, в этом заслуга Ромма. И произошел обратный эффект. Посмотрев ленту, сотни выпускников школ выбрали именно эту стезю.
Фильм попал в международный кинопрокат, получил дипломы международных кинофестивалей в Сан-Франциско (1962) и Мельбурне (1965), многочисленные призы на родине и в странах соцлагеря.
М. Ромм больше в своей жизни не снимал художественное кино. Следующим его творением стал шедевр документалистики «Обыкновенный фашизм».
ТОП-3 О МИНСКЕ
С первым снегом! В Раубичах уже насыпали лыжную трассу. Сугробы для нее припасли еще в феврале
В Заводском районе обсудили вопросы реконструкции УЗ «36-я городская поликлиника»
Чтобы улицы оставались безопасными: посмотрели, как производят противогололедные материалы для Минска
Волонтеры Красного Креста привезли на границу 8 микроавтобусов с гуманитарной помощью
Волонтеры из Белорусского Общества Красного Креста в пятницу, 12 ноября, привезли на белорусско-польскую границу гуманитарную помощь для беженцев. Вещи и продукты погрузили в восемь микроавтобусов, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
В акции приняли участие минчане, а также жители Гомеля и Гродно. Они передали мигрантам собранные общими усилиями белорусов продукты питания, средства гигиены и теплые одеяла.
Следующая партия гуманитарной помощи будет направлена в лагерь на границе в субботу, 13 ноября, когда к волонтерам присоединятся представители Могилева и Витебской области.
Фото Тамары Хамицевич
Читайте также:
Смотритетакже:
Итоги второго дня международного турнира по хоккею «Кубок Президентского спортивного клуба»
Второй соревновательный день международного турнира по хоккею «Кубок Президентского спортивного клуба» стал успешным для команд России и МТЗ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Программа пятницы, 12 ноября, стартовала с поединка между россиянами и сборной Казахстана, которые перед встречей находились на разных полюсах турнирной таблицы. И фаворит целиком и полностью оправдал свой статус. Уже к 5-й минуте противостояния россияне забили сопернику 4 безответные шайбы. Еще трижды команда Казахстана пропустила во втором периоде, а точку лидирующая команда поставила в заключительной 20-минутке — 8:0.
Второй поединок турнира между сборной Беларуси и командой МТЗ получился куда более упорным. Не обошлось и без неожиданностей. Первая треть встречи не принесла заброшенных шайб, а во второй МТЗ дважды использовал большинство. Счет открыл Александр Яценко (1:0), а успех развил Иван Рудяк (2:0). Лишь в самой концовке сборной Беларуси удалось отквитать одну шайбу, когда тренерский штаб вместо вратаря выпустил шестого полевого игрока. Отличился Кирилл Жилюк (1:2). Большего команда МТЗ более статусному сопернику не позволила.
Днем раньше сборная Беларуси обыграла соперников из Казахстана — 1:0, а команда МТЗ капитулировала перед дружиной России (2:8).
Положение в турнирной таблице после двух туров:
Расписание на 13 ноября:
11:00 Казахстан — сборная МТЗ.
14:30 Беларусь — Россия.
По окончании заключительной встречи пройдет церемония награждения и закрытия. Напомним, игры проходят на главной площадке «Чижовка-Арены». Вход свободный. Поединки в прямом эфире транслируют на YouTube-канале Президентского спортивного клуба, а также телеканале «Беларусь 5».
Смотритетакже:
Избили Ходченкову, погиб польский актер. Какие ЧП случались на белорусских съемочных площадках
Досталось Ходченковой, погиб польский актер. Какие ЧП случались на белорусских съемочных площадках. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Раз в год и палка стреляет, но чаще всего причиной несчастных случаев становятся стечение обстоятельств и человеческий фактор.
Никто не заметил
Так, в 1987 году во время работы над лентой «Переправа» Виктора Турова погиб польский актер. Снимали сцену перестрелки, потом рукопашного боя. Актеры находились по пояс в воде. Шла ожесточенная постановочная драка, периодически раздавались выстрелы. Гильза, вылетевшая из автомата, попала в шею одному из исполнителей, вскрыла артерию, он упал под воду. Продолжая бой, никто не понял, что их коллега под толщей воды истекает кровью. А когда спохватились, было поздно. Поскольку картина советско-польская, работали съемочные группы как со стороны БССР, так и со стороны ПНР. Над эпизодом, где произошла трагедия, трудились поляки, из белорусской команды никого не привлекли к ответственности.
Был и другой несчастный случай. Массовые сцены под Львовом снимали недалеко от военного аэродрома. Возвращаясь с тренировочного полета, экипажи МиГ-21, захотев рассмотреть, что происходит, пролетели над киногруппой низко, на бреющем полете. Лошади сбросили каскадеров-всадников, сорвались и исчезли. Один из каскадеров при падении сломал позвоночник. Стадо напуганных животных искали несколько дней.
Шутки в сторону
В 1983 году работали над 4-м фильмом «Красный песок» из цикла «Государственная граница» на границе с Таджикистаном в маленьком городке. То ли с целью диверсии, то ли по халатности была отравлена водопроводная вода. 3 000 жителей погибли. Режиссер Борис Степанов прямо на съемках упал в обморок, получив сильную интоксикацию. В результате ослеп. В Москве Святослав Федоров вернул зрение. Но органы были повреждены токсикозом. После этого классик белорусского кино снимал мало, преждевременно ушел из жизни.
На фоне перечисленных бед покажется пустяком, но во время съемок 5-го фильма «Год сорок первый» актер Евгений Леонов-Гладышев в сценах рукопашных боев три раза ломал руку и ключицу. Весь период работы над лентой провел в гипсе. Гримеры накладывали поверх белой повязки грязный окровавленный бинт, и зрителей ничего не смущало: раненый боец, неудивительно.
Повезло же
На этом история со взрывчатым веществом не закончилась. Его заложили в разных точках леса, чтобы снять прорыв и уничтожение баз партизанских отрядов, одновременно лес оцепили. На дорожках выставили посты. Произвели взрывы, всё сняли успешно. И вдруг из чащи, где только что всё взлетало на воздух, выскочила группа ошалевших от ужаса грибников! Либо их не заметили, обыскивая лес, либо они прошли своими тропами, не зная о предстоящих опасных съемках. В этой истории все тоже остались живы и здоровы, но вновь по причине везения.
Без правил
На территории Беларуси часто снимают российские сериалы. Зачастую все — от режиссера до последнего помощника на площадке — минчане. Из Москвы приезжают лишь исполнители главных ролей.
В 2004 году для канала НТВ у нас работали над сериалом «Карусель» со Светланой Ходченковой и Максимом Авериным в главных ролях. В картине снялись и другие московские актеры — Роман Мадянов, Юлия Новикова, Ольга Остроумова, Александр Пашутин. По сюжету у девушки с бойцовскими качествами пропал возлюбленный. Она прилагает все усилия для его поисков. В одной из сцен героиня Ходченковой должна была драться на ринге, который построили в павильоне отечественной киностудии. В день съемок вокруг ринга собрали сотни человек массовки, должной изображать болельщиков. В качестве соперницы для актрисы пригласили девушку — профессионального боксера, мастера спорта, чемпионку. Она знала: бой должен пройти деликатно. Правдивости схватки добьются позже с помощью монтажа. На том и порешили. Но, когда всё началось, массовка стала скандировать: «Давай, давай!» Неизвестно, что произошло со спортсменкой, на нее словно нашло затмение. А может, ей на секунду показалось, что она на чемпионате мира. В общем, девушка-боец начала лупить Светлану своими «пушечными» ударами в лицо и по голове. Продолжалось это довольно долго. Неладное заметил исполнительный продюсер Александр Шкадаревич и крикнул: «Прекратите!»
Однако избиение продолжилось, Ходченкова уже начала оседать. Тогда Шкадаревич ворвался на ринг и разнял соперниц. Из-за режиссерского столика донесся голос ассистента: «Кто остановил бой? Мы снимаем». Шкадаревич ответил: «Еще 30 секунд, и нам пришлось бы прервать съемки на месяц, пока Света не выздоровеет». Сама звезда в шоке опустилась на коврик в углу ринга и не проронила ни слова. Второй дубль боя снимать не стали.
По Лермонтову
Несмотря на новые технологии и подходы, на съемках современного военного кино, как в советские времена, периодически что-то случается. То солдату, приехавшему с ротой оказать помощь кинопроцессу, глаз выбьет взрывчатой закладкой, то кто-то попадет под колеса тяжелой техники. Так, в России в 2018 году во время работы над лентой «Ильинский рубеж» (в прокат вышла с названием «Подольские курсанты») танк раздавил актера и каскадера Олега Шилкина. В Беларуси известны десятки случаев, когда гильза отлетала в сторону оператора и разбивала объектив кинокамеры. Там линза мощная, и легко представить ситуацию, в которой траектория гильзы прошла чуть левее или правее, где обычно за камерой стоят люди.
Особая травмоопасная история — съемки с участием лошадей. Во время работы над российской лентой «Наркомовский обоз» в Беларуси в 2010 году произошло следующее. В картине есть сцена, когда огромное число беженцев скапливается на дороге, мимо них тянутся загруженные скарбом телеги. В этом эпизоде гитлеровские самолеты подвергают толпу обстрелу. Авторы знали, что немецкую авиацию они воссоздадут с помощью компьютерной графики. А вот для формирования панического настроения в многотысячной толпе и съемок этого хаоса с воздуха над бегущей массовкой пустили вертолеты. Как в случае под Львовом в конце 1980-х, лошади, услышав гул в небе, сорвались и побежали вперед. На их пути оказались толпы актеров массовки, рискующих быть растоптанными. Страшное душераздирающее зрелище. Как в лермонтовском «Бородино», смешались кони и люди, образовалась сутолока. Но и тут, по словам продюсеров, никто не пострадал.
Люди и звери
Другой случай связан не с хладнокровием, а скорее похож на абсурд. Белорусскую картину «Годен к нестроевой» в 1967 году снимали под Гродно на границе с Литвой. Лошадей для съемок доставили из Московского спортивного клуба ЦСКА. Белый конь по кличке Федор, ранее участвовавший в Олимпиаде-1964 в Токио, не понравился режиссеру Владимиру Роговому своим блестящим отливом. Его решили сделать матовым, применив краску для шкуры.
Администратор за 20 рублей смог отыскать в Гродно мастера с немецкой краской. Роговой, съездив в выходной в Друскининкай (40 км от Гродно), решил показать мастер-класс оптимизации средств и привез оттуда девушку-парикмахера, готовую всё сделать за 10 рублей краской неизвестного происхождения. После нанесения ее поры шкуры коня забились. Лишившись доступа кислорода, Федор лег и умирал сутки на глазах у пускающей слезы съемочной группы.
ЦСКА через суд предъявил минской студии огромную неустойку. Журнал «Крокодил» опубликовал фельетон, опозорив кинематографистов на всю страну. После таких статей в те годы люди нередко прощались с карьерой. Но Роговой смог уйти от ответственности и даже снял любимый многими фильм «Офицеры» с Лановым и Юматовым в главных ролях.
Еще материалы рубрики:
Ученые разработали биологически активную добавку против COVID-19, в ее состав вошли растения и кальмар
Ученые из 27-го Научного центра Минобороны РФ представили биологически активную добавку, которая способна в 16 раз уменьшить концентрацию вируса в организме зараженного человека, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на РИА Новости.
Препарат назвали «КовБАД», по словам начальника войск радиационной, химической и биологической защиты генерал-лейтенанта Игоря Кириллова, добавка уже доказала свою эффективность и получила государственную регистрацию.
В ходе исследований было установлено, что на второй день после употребления БАД в пищу количество вируса в носоглотке сократилось в два раза, а к шестому дню — в 16 раз. Как следствие, болезнь в меньшей степени влияла на организм человека и проходила с менее существенными осложнениями.
Основу активной добавки составили экстракты растений, в частности аронии и эхинацеи, фукоидан и гидролизат кальмара тихоокеанского. Использовались и другие вещества природного происхождения, усиливающие противовирусную защиту организма.
Смотритетакже:
В столице продолжают проводить субботники. Куда приходить минчанам 13 ноября
В столице продолжают проводить субботники, и 13 ноября минчане могут принять участие в наведении порядка на улицах, в скверах и во дворах города, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Тelegram-канал «ЖКХ Минск Официально».
Горожане, желающие принять участие в субботнике, будут обеспечены необходимым инвентарем. Начало мероприятия по всем адресам в 9:00.
Заводской район
Ул. Тухачевского, 42, 44, 46, ул. Искалиева, 14, 16, 18, ул. Челюскинцев, 16, 18, 20, 22, ул. Герасименко, 27, 29, ул. Ротмистрова, 10, 14, проезд Голодеда, 17, 19, ул. Голодеда, 67, ул. Краснослободская, 13, 15/1, ул. Ташкентская, 26/4.
Ленинский район
Пр. Рокоссовского, 23, 25/2, 29, 68/1, 60/1, 82, 84, 88, 90, 92, 156, 158, 160, 162, 164, 166, 170, ул. Плеханова, 68/1, 68/2, 68/3, 63, 65, 67, 69, ул. Красноармейская, 34, 34а, пер. Казарменный, 5, 5А, ул. Стрелковая, 1, 3, 5, 7, ул. Козыревская, 10, 14, 16, 39/1, 39/2, 41, 70, ул. Я. Лучины, 46, 48, 50, 52, ул. Игуменская, 36, 38, 40, 42.
Московский район
Ул. Космонавтов, 5/1, ул. Слободская, 153, ул. Есенина, 35/3, 117, ул. Н. Орды, 15 (аллея), ул. Рафиева, 95, 113, пер. Дубравинский, 3/1, ул. К. Либкнехта, 121, пр. Газеты «Звязда», 8, 23, 67, пр. Любимова, 39, 42/1, ул. Алибегова, 38, ул. Голубева, 3, ул. Волоха, 9/1, 9/2, ул. Гебелева, 1, 3.
Октябрьский район
Ул. Серова, 9, 17, ул. Пуховичская, 7, 19 (сквер), ул. Асаналиева, 11/1, 20/1, 22/1, 26, 28, ул. Брестская, 82, 84, ул. Казинца, 66, 68, ул. Ландера, 10, ул. Короткевича, 4, 8, ул. Лейтенанта Кижеватова, 62, ул. Свердлова, 22, 24, 26, 32.
Партизанский район
Ул. Фроликова, 27, 29, 29А, ул. Клумова, 5, 7, 9, ул. Чеботарева, 4-12, ул. Грицевца, 5, ул. Стахановская, 35, ул. Первомайская, 20/1, 20/2, 20/3, ул. Первомайская, 18.
Первомайский район
Ул. 50 лет Победы, 5/1, 7, ул. Садовая, 6, 8, ул. Славинского, 5, 7/1, 9, ул. Тикоцкого, 22, 24, 26, ул. Кнорина, 13, 15, 15А, ул. Стариновская, 4, ул. Никифорова, 23, 25, ул. Шугаева, 3/2, 3/3, 3/4.
Советский район
Ул. Цнянская, 17, 19, ул. Я. Коласа, 67, 69, ул. Восточная, 28/1, ул. Берестянская, 17, 24, пр. Машерова, 14, 18, ул. М. Богдановича, 53, 55, ул. Кольцова, 8/1, 8/2, 8/3, ул. Мирошниченко, 9, ул. В. Хоружей, 16, ул. Куйбышева, 81, ул. Некрасова, 28.
Фрунзенский район
Ул. Притыцкого, 3, 17, 19, 46, 48, ул. Каменногорская, 16, 22, ул. Одоевского, 18/3, 81, ул. Пономаренко, 28, 32, ул. Сухаревская, 15, 17, ул. Берута, 16/1, 16/2, 16/3.
Центральный район
Ул. Куйбышева, 27, 29, 31, ул. Киселева, 25, 27, 29, 31, 35, 37, 39, ул. Л. Украинки, 12/1, 12/2, ул. Ильяновская, 2, 4, пер. Нововиленский, 6, пер. Старовиленский, 69, 73, ул. М. Танка, 39/1, 34/1, 34/2.
Смотритетакже:
Мингорисполком запустил опрос для молодых жителей столицы
Мингорисполком в рамках проекта для неравнодушных жителей столицы запустил опрос, адресованный молодым минчанам, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал «Минск. Официально».
Опрос проводят, чтобы узнать, насколько молодые жители столицы информированы о проведении молодежных мероприятий и готовы ли принимать в них участие.
В анкете 15 вопросов. Первая их половина посвящена формированию портрета отвечающего: пол, возраст, количество свободного времени, предпочтительные способы проведения досуга и др. Во второй части интервью предлагается поделиться мнением о молодежных мероприятиях в столице и о развитии государственной молодежной политики.
Пройти опрос можно, перейдя по ссылке.
Смотритетакже:
В Минске курс вакцинации против коронавируса завершили почти 500 тыс. человек
По данным на 12 ноября, в столице полный курс вакцинации против коронавирусной инфекции прошли более 482 тыс. человек, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в Минздраве.
В Минской области этот показатель превышает 309,7 тыс. жителей.
Среди остальных областей по числу полностью привитых лидирует Гомельская (более 444,1 тыс. человек), на следующем месте находится Брестская (около 311,7 тыс. человек). Чуть меньшее количество белорусов получили обе дозы вакцины в Могилевской области — около 306,7 тыс. человек.
Меньше всего полностью вакцинированных пока в Гродненской (более 291 тыс. человек) и Витебской (свыше 260,4 тыс. человек) областях.
Во всей республике привились против COVID-19 более 2 467 000 жителей, первый укол сделали около 3 170 000 граждан. При этом среди сотрудников различных организаций и ведомств курс вакцинации завершили 61,6 тыс. человек.
На рабочем совещании о мерах по противодействию COVID-19 в учреждениях образования, итогами которого поделился Минздрав, председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Наталья Кочанова отметила, что по итогам года на борьбу с пандемией из всех источников будет потрачено 2 млрд долларов.
Вакцинирование для белорусов проводится бесплатно, необходимые препараты находится в свободном доступе. При этом спикер обратила внимание на то, что каждый сам должен быть заинтересован в том, чтобы защитить себя и своих близких от коронавируса.
Читайте также:
Смотритетакже:
С 15 ноября в Минском городском онкоцентре возобновят оказание всех видов помощи онкопациентам
С 15 ноября 2021 года в Минском городском клиническом онкологическом центре открывается хирургический корпус и будет возобновлено оказание всех видов специализированной помощи онкологическим пациентам, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в пресс-службе Мингорисполкома.
Как уточнил главный врач центра Виктор Кондратович, данное решение принято в связи со снижением заболеваемости горожан инфекцией COVID-19. Ранее, 11 ноября, была возобновлена работа радиологического корпуса центра.
Смотритетакже:
Маэстро Виктор Бабарикин и певица Полина Смолова поговорят на «Радио-Минск» о ее творчестве и пути к славе
В воскресенье, 14 ноября, гостем авторской программы Виктора Бабарикина «Вечер в мажоре», которая выходит на «Радио-Минск», станет автор песен, педагог, белорусская певица Полина Смолова, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Разговор в эфире пойдет о творчестве артистки и ее пути к славе, а также о создании песен и школе вокального мастерства, которую Полина Смолова открыла в Москве.
Карьера ее началась с участия в детских фольклорных коллективах — театре «Госціца» и ансамбле белорусской народной песни «Жавароначкі». Она также отучилась в музыкальной школе по классу фортепиано, в музыкальном училище им. М. Глинки и на отделении сольного народного пения Белорусского государственного университета культуры и искусства.
На своем профессиональном пути Полина успела поруководить детским ансамблем белорусской народной песни «Цернічка», неоднократно выступить на сцене Молодежного театра эстрады, побыть в роли солистки оркестра ГУВД и заслуженного коллектива Беларуси «Церніца».
Популярность пришла к артистке после участия в конкурсе «Евровидение» в 2004 г., где она выступила с песней Song of Love. Вскоре у девушки вышел первый сингл «Пьяная весна», а далее — дебютный альбом Smile (2005 г.). Песни «Дождь», Song of Love и «Птицелов» долго занимали первые строчки отечественных хит-парадов, а тираж альбома разошелся очень быстро.
Летом того же года певица стала участницей конкурса молодых исполнителей международного фестиваля искусств «Славянский базар», где получила Гран-при и приз зрительских симпатий. Были в 2005-м и другие награды: звание «Минчанка года», «Экспрессия года» (по результатам голосования первой интерактивной музыкальной премии Беларуси «Телепортация»).
В 2006 г. Полина представила республику на «Евровидении» с песней Mum и выпустила новый альбом «Сайт одиночества», который позволил ей подняться на первое место среди самых «продаваемых» артистов. Клип на заглавную песню альбома долго возглавлял музыкальные рейтинги, его показывали в том числе за пределами Беларуси. При этом презентация альбома была названа лучшим клубным проектом года, а в знак признательности учредители клуба, где проходило мероприятие, заложили звезду артистки с надписью: «Polina Smolova. Number one».
В 2007 г. девушка заняла четвертое место на международном конкурсе «Новая волна» в Юрмале, а в 2008-м переехала жить и работать в Москву, где приняла участие в финале российского отборочного тура на «Евровидение». Тогда певица запомнилась жюри и зрителям яркой сценической постановкой к песне «На расстоянии дыхания» и завораживающей энергетикой голоса.
Немного позже Полина вместе с известными звездами российского шоу-бизнеса выступила в рамках юбилейного тура мэтра эстрады Ильи Резника. Последний был настолько впечатлен творчеством артистки, что написал специально для нее две композиции.
Напоминаем, что в конце программы «Вечер в мажоре» прозвучит рубрика-конкурс «Семь нот», где от слушателей потребуется угадать мелодию. Победитель получит пригласительные билеты в Белорусскую государственную филармонию на концерт-презентацию книги Ольги Брилон «Белорусская эстрада. Ностальгический дивертисмент». Мероприятие пройдет 17 ноября.
Программа «Вечер в мажоре» выходит в эфир в воскресенье, 14 ноября, в 19:00 (повтор программы — 18 ноября в 22:00) на «Радио-Минск»: Минск — 92,4 FM, Брест — 100,4 FM, Витебск — 106,4 FM, Могилев — 98,1 FM и Гомель — 105,6 FM. Доступен также плеер «Радио-Минск» на портале minsknews.by.
Смотритетакже:
ПРИСТУПИТЬ К ИСПОЛНЕНИЮ. Как службы Партизанского района реагируют на запросы минчан на портале 115.бел
Обратная связь с жителями важна для городских властей, и портал «Мая Рэспублiка» (115.бел) дает возможность ее получить. Горожане активно им пользуются, оставляя на тематическом сайте свои запросы по поводу решения тех или иных городских проблем, а агентство «Минск-Новости» продолжает рассказывать читателям о том, как реагируют на эти заявки ответственные службы, в нашей традиционной рубрике «Приступить к исполнению».
На этот раз мы обратили внимание на Партизанский район. За период с 10 октября по 9 ноября на портал 115.бел поступило 799 обращений, касающихся его. Санитарное состояние и благоустройство территорий волновало авторов 155 из них, состояние подъездов и других мест общего пользования жилых домов — 135. Популярность остальных тем была заметно ниже. Так, по поводу отопления поступило 86 запросов, электроснабжения — 85, состояния проезжей части и тротуаров — 77. За указанный период службы района удовлетворили 509 требований жителей. Среди них — замечание одного из пользователей портала о том, что возле дома № 20 на ул. Менделеева разрушен тротуар, в нем не хватает плиток. Заявитель попросил восстановить пешеходную связь. В ЖКХ Партизанского района отреагировали довольно быстро, уже через две недели ремонт был выполнен.
Из дома № 71 на ул. Багратиона поступило замечание жителей о том, что за мусорным контейнером скопились обрезанные ветки, которые никто не вывозит более недели.
На следующий день после этого ветки убрали, правда, другие растительные отходы трогать не стали. В результате на фото «после» от исполнителей за контейнерной площадкой красуется неубранная листва.
Еще один пользователь портала обратил внимание «Ремавтодора Партизанского района» на пролитый на проезжую часть ул. Первомайской бетон. Остается только гадать, как материал удалось счистить с дорожного полотна, но служба с этой задачей справилась.
Поводом оставить запрос на сайте решения городских проблем для одного из жителей стали переполненные мусорные баки на контейнерной площадке по адресу: ул. Солтыса, 58. Мусоровоз не навещал контейнеры несколько дней, что неприятно удивило жильцов.
После обращения на портал вывоз мусора все же произвели.
Один из бдительных горожан не прошел мимо прорыва водопроводной сети.
«Напротив подъезда № 9 дома № 17 во 2-м пер. Багратиона рядом с трансформаторной будкой из земли течет вода», — написал заявитель.
Подсказка пришлась кстати: специалисты «Минскводоканала» прибыли на место, выполнили аварийную раскопку и устранили течь трубопровода.
Портал «Мая Рэспублiка» — это инструмент для взаимодействия жителей и профильных служб для достижения общей цели: сделать наш город еще более комфортным, чистым и красивым. И хоть не каждый вопрос удается решить оперативно, все они сохранены на портале и не забыты. А значит, рано или поздно каждая обозначенная проблема будет решена. Работа с запросами горожан на портале «Мая Рэспублiка» находится на постоянном контроле столичных властей.