rdi аутизм что это
Rdi аутизм что это
Что такое методика RDI®
RDI — это развивающий подход, который сначала фокусируется на развитии способности и мотивации ребенка к общению и взаимодействию, а затем на формировании динамического (гибкого) интеллекта, необходимого для качественной самостоятельной жизни.
Подход базируется на исследованиях человеческого мозга, подтверждающих, что мозг способен адаптироваться к любой проблеме и задаче.
Способности, связанные с взаимодействием и общением при нейротипичном развитии, закладываются с рождения до 18 месяцев. Это эмоциональная со-регуляция, подстройка, двигательная синхронизация и прочее. Это такие базовые способности, о существовании которых мы даже не задумываемся, но именно благодаря им мы можем успешно взаимодействовать и общаться с окружающими людьми. А через постоянное взаимодействие с ближайшим окружением формируются все психические функций и происходит развитие ребёнка.
У детей и взрослых людей с РАС многие из этих базовых способностей, которые связаны с взаимодействием и гибкостью в поведении и мышлении, находятся в существенном дефиците и влияют на всё их развитие и качество жизни.
Программы RDI® обучают родителей тому, как вести, направлять своего ребенка и добиваться успеха в двухсторонних взаимоотношениях. Одновременно происходит работа над ключевыми аспектами, такими как: мотивация, общение, эмоциональное регулирование, эпизодическая память, переключение внимания, самосознание, анализ, исполнительное функционирование, гибкое мышление и творческое решение проблем.
RDI® позволяет со временем совершить нейро-когнитивные изменения, которые дают человеку навыки, необходимые для самостоятельного решения жизненных задач. Развив способность к динамичному мышлению, человек получает возможность повысить качество жизни: общаться, дружить, приобрести уверенность в себе, независимую жизнь, длительные отношения и значимую занятость.
Rdi аутизм что это
4-х месячный онлайн курс повышения квалификации
Динамическое взаимодействие. Организация коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями с использованием RDI стратегий
Это уникальная программа, где эффективные стратегии ведущих развивающих подходов интегрированы в единую систему и адаптированы для использования специалистами
Модуль 1. Диагностика и определение коррекционных задач.
Для получения удостоверения необходимо высшее образование (можно не профильное) или средне специальное профильное (педагогическое или медицинское).
Гражданство не имеет значения.
Каждый вебинар, каждый урок смотрела взахлёб. Это потрясающе!
Мария Колобова
Директор инклюзивного детского центра и сада «Сонечка» в г. Химки, нейропсихолог, семейный психотерапевт, детский психолог.
Жду с нетерпением продолжения.
Я много лет работаю с детьми с нарушением развития разных диагнозов. За годы работы малыши, с которыми я и мои коллеги начинали, превратились в группу «20+», у меня в шкафу стопки дипломов и сертификатов по различным методам работы в этой сфере. Во время карантина искала в интернете информацию для своих лекций и «наткнулась» на ваш бесплатный вебинар, на котором вы анонсировали летний курс.
Курс оказался качественно подготовлен как с точки зрения коммуникации, так и с точки зрения подачи материала. Очень приятно видеть и осознавать, что Юля постоянно развивается сама и горит своим проектом. С профессиональной точки зрения было правильно сбалансировано количество теоретического материала, большое количество видео от Юли и родителей дали представление, как метод работает на практике, это было важно. Интересно было послушать коллег из разных частей света, особенно, пока мы сами ограничены в поездках, а тут далекая Новая Зеландия и Америка :).
Для себя в работу взяла новые для меня идеи невербальной коммуникации и работу с родителями с использованием домашнего видео. Еще нужно время, чтобы углубиться и проработать все материалы. Темы, предложенные для второй ступени и клуба специалистов мне тоже интересны, особенно все аспекты работы, связанные с семьями, родителями. Жду с нетерпением продолжения.
Лидия Чекмарева
Лечебный педагог, директор центра лечебной педагогики «Солнечное подворье»
г.Киев, Украина.
Спасибище за новые открытия, а самое главное, за новые перспективы в работе.
Я перепробовала много подходов, изучала литературу, но в голове был только хаос и голая холодная теория
Хочу ответить на вопрос: «Зачем я пришла на курс?» За ясностью, ведь аутичный ребёнок это неизведанная вселенная с сюрпризами и неожиданностями. И ещё я пришла за пониманием, что с ними делать? Я перепробовала много подходов, изучала литературу, но в голове был только хаос и голая холодная теория. И спасибо вселенной, что я встретилась с Юлией, с методом RDI, с которым она меня познакомила. Я получила ответы на многие вопросы, благодаря доступной и практико-ориентированной форме подачи материала. Сам метод удивил тем, что учит нас, здоровых людей понимать, общаться и взаимодействовать с аутичными детьми.
Как специалист, я вынесла важную мысль, не зацикливаться на обучении академическим навыкам, а развивать потенциальные возможности ребёнка, научилась справляться со своими эмоциями и страхами в ситуации неопределённости. У меня поменялось мировоззрение по отношению к детям аутистам.
Много можно писать, но главное спасибо Юле за щедрость в подаче материала и глубокую заинтересованность в наших достижениях. Я знаю точно мои отношения с методом RDI только начались и надеюсь на продолжение обучения. Спасибо.
Ольга Морозова
логопед-дефектолог, психолог
Это воодушевляет на работу с РАСпрекрасными детками.
Решение пойти на курс приняла сразу. Многое в подходе RDI мне было понятно и близко, как матери ребенка с РАС, но вот как организовать подобную работу в кабинете логопеда, осталось загадкой. Придя на курс, я получила не просто понимание, но еще и структуру своей деятельности, этапность работы, и самое важное для меня, как смещая акцент с навыков на взаимодействие в рамках подхода RDI, решать свои профессиональные задачи.
На курсе была предусмотрена практическая работа у тех коллег, которые летом были с детьми, а также возможность увидеть успехи родителей, использующих взаимодействие в стиле RDI со своими детьми.
Обучение на курсе открыло новый пласт информации, которую еще предстоит внедрить в практику, и это в свою очередь воодушевляет на работу с РАСпрекрасными детками. Стало понятно, что передать родителям в этой работе, а что оставить себе, как объединить усилия.
Юлия, спасибо за ваш труд, за вашу щедрость, надеюсь дальнейшее сотрудничество и поддержку.
Надеюсь, что людей разделяющих взгляд на развитие детей с РАС через динамическое взаимодействие станет больше. Жду работы в клубе, общения с коллегами, обмена опытом.
Наталья Гусенкова
Специальный психолог, логопед ресурсной группы для детей с РАС (специалист ПАП)
Этот курс был для меня полезен и как для родителя ребенка с РАС и как для педагога, работающего с такими детьми.
Особая ценность данного курса состоит в том, что метод RDI невозможно изучить самостоятельно по отдельным статьям в Интернете. Здесь, как мне кажется, уместно сравнение с изучением иностранного языка. Чем больше «погружение», тем выше результат.
На курсе много полезного видео и обратной связи, разбираются конкретные ситуации, ошибки, даются советы, какие варианты можно использовать. Большое спасибо Юлии за то, что она попыталась в доступной форме преподнести достаточно сложную информацию о методе RDI, поделилась своим личным опытом работы с детьми с РАС и создала площадку для обмена опытом родителей и специалистов по данной проблеме.
Я нашла подход, который работает, так эффективно и эффектно- это RDI.
Очень-очень благодарна Вам за бесценные знания, эмоциональный заряд и уверенность, которую Вы вселили. Как в известном советском фильме: «Как же долго я тебя искала!»
Работаю с детьми с РАС около пяти лет, но подход, который бы работал так эффективно и эффектно, нашла только сейчас: это RDI! Полученные знания и умения на курсе Динамическое взаимодействие (даже на уровне новичка) позволяют чувствовать себя увереннее, начиная с диагностики коммуникативных намерений ребенка с РАС, на занятиях и на консультациях с родителями! СПАСИБО за это чувство компетентности и уверенности! Я думаю, что это чувство передастся детям и их родителям! Хотела бы продолжения обучения и профессионального общения!
Елена
учитель-логопед «Психологического центра»
г. Михайловска Ставропольского края
У меня как будто появилась почва под ногами.
Об RDI я узнала случайно в социальных сетях. Посмотрев три урока, я поняла, что это то, что я ищу. И не ошиблась.
Я работаю с особыми детьми один год. Весь год много училась и очно, и онлайн. Но в голове было много информации и не было порядка. Первые просмотренные ролики про RDI сразу ответили на многие непонятные вопросы. В них я услышала о целях и задачах, которые нужно ставить. Придя на курс, я хотела более подробно ознакомиться с теми методами, которые были озвучены на мастер-классе для педагогов.
Помимо конкретных знаний (как именно налаживать взаимодействие с детьми и о чем говорить с родителями), я обрела уверенность и поняла, что нужно прислушиваться к себе и искать близких по взглядам коллег. И они обязательно найдутся.
StopAutism
Развиваем взаимоотношения или супер методика RDI
Очень толковая методика. Просто, логично, как я люблю! Даже удивительно как мало информации у нас в России о данной терапии. Самое важное, что она не требует специального времени, многочасовых занятий и каких либо усилий и инструментов. Все просто и естественно, а главное очень интересно. Этот метод замечательно подходит родителям, а не специалистам за деньги. Опишу метод как я его поняла, простите если что то упущу, описаний в интернете на русском, не так много как хотелось бы.
Аутенок не прошел все этапы нормально развивающегося ребенка. Нужно вернуться и восполнить пробелы. Ребенок с любой степенью аутизма, в любом возрасте может начать перезагрузку, вернутся в состояние ДО и выбрать другую дорогу.
Необходимо в ускоренном темпе пройти все данные этапы, а именно:
-обращать внимание на мимику, жесты, интонацию
— научиться делиться эмоциями, радостью
-предвкушать и желать совместных игр
-понимать и самому объясняться жестами мимикой
-научится улавливать и понимать реакцию другого человека
-следовать правилам, соблюдать очередность
-не зацикливаться на одном, быстро переключать внимание
Цель метода заключается в том, чтобы ребенок стал получать удовольствие от общения. Научился объяснять что он хочет или не хочет без слов, а так же научился понимать других людей. Активно идет работа над визуальным контактом,невербальной коммуникацией, а далее разнообразное взаимодействие с родителями, рука в руку, но с необычными паузами, действиями, играми и нестандартными вариациями. Не просто мыть посуду вместе, а спрятать тарелку и подождать что предпримет ребенок, положить губку на голову и вместе посмеяться. Позвать мыть посуду, но не дать стул, включить только холодную воду, не включить воду, добавить много или мало пены, не туда положить приборы и дать вместо полотенца шорты ребенка…Играйте и увидите ответную реакцию своего ребенка. Ему и вам такое общение обязательно понравится!
Задача RDI приглашать аутят к ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ, но заставлять их думать самостоятельно, RDI стимулирует мозг решать! Ребенок должен пройти все стадии которые пропустил и тем самым мозг будет развиваться в правильном, нужном нам направлении. Мы не будем заставлять ребенка следовать за нами бездумно и повторять наши действия, мы будем предлагать подумать и прореагировать. Это называется динамичный интеллект.
— провоцируйте визуальный контакт. Как можно чаще подносите вещь к глазам, выдерживайте специальную паузу, ждите реакцию и только потом выдавайте желаемую вещь или продолжайте игру
-когда ребенок смотрит, улыбайтесь, чтобы у него был стимул, зачем смотреть вам в глаза
-желательно говорить мало и по существу, но намного больше и ярче жестикулировать, использовать мимику, интонацию и междометия.
-передавайте из рук в руки все что угодно, это уже общение, «на» и «дай», такие простые и нужные действия, умение делиться, меняться, взаимодействовать!
-чаще имитируйте речь вашего ребенка. Покажите что эти звуки что-то значат и они вас радует, что это и есть общение, что вы понимаете ребенка. И тогда и ваша речь станет более осмысленной для малыша.
-используйте преувеличенное непонимание, нестандартно играйте, прячьте игрушки, подносите ближе к лицу, ставьте на голову, меняйте силу голоса, жестикулируйте и привлекайте к себе внимание своим необычным поведением и новыми играми.
-реквизит для совместных игр должен быть простейший, ничего отвлекающего и привлекающего, максимально сосредоточение на взаимодействии.
-не используйте инструкции, вопросы, не заставляйте, стимулируйте желание делать что то вместе через приятные для ребенка игры, наградой должна стать сама радость от общения!
-Не нужно бежать по каждому плачу и зову, реагировать на каждую истерику и неудачу. Подождите когда ребенок подойдет, попросит, объяснится, а может и сам справится или придумает что то новенькое.
-Медленная четкая речь, меньше слов, комментировать только отдельными словами, в каких-то случаях не использовать слов вообще. Это поможет усилить внимание к звукам, научит ценить ваши слова и сделает речь более слышимой и запоминающейся.
— Больше смеха и улыбок. Использовать преувеличения, восклицания: да!, ой, ого, вау, ура, ух-ты, ай-ай, о-о, упс (упало), ай-я-яй и т.д.
— не говорите часто «молодец» пока для аутиста это ничего не значит. Ты сделал это. Ты собрал пазл. Ты починил поезд, ты надел штаны и т.д. Намного больше скажет ребенку что он все делает правильно!
— Во время игры придерживайте самое интересное и ценное и только когда ребенок посмотрит (не обязательно в глаза, можно и просто на лицо, любое проявление заинтересованности, оборот в вашу сторону, используйте грань когда ребенок вот вот взбунтуется )и только тогда отдавайте желаемое.
-давайте ребенку инициативу, время сделать что то самостоятельно или попросить помощь, тренируйте его нервную систему, неудачи еще не раз случатся, ребенок должен научится с ними справляться и как то решать свои проблемы.
-когда установлен визуальный контакт необходимо работать над жестикуляцией (указанием пальцем, рукой, жест иди ко мне рукой или раскрывание рук для объятий, жест да или нет, прощание и приветствие, обозначение жестом еще и стой и т.д.
ПОМНИТЕ: Общайтесь с ребенком на том уровне, который ему доступен, если ваш ребенок не говорит, ваша речь тоже должна почти отсутствовать и быть очень конкретной, простой. Говорит предложениями — усложняйте свою речь вслед за ребенком, а не наоборот! Вносите чаще разнообразие и неожиданность в игры, будьте нестандартны и провоцируйте своего ребенка на общение и взаимодействие, создавайте сложности для решения задачи, давайте возможность подумать сначала самому.
Чаще используйте очередность и чаще передавайте через друг друга предметы, это прекрасный физический и эмоциональный контакт. Собираете игрушки, подавайте малышу, пусть он складывает, или он пусть приносит, подает, а мама складывает, так же с бельем для стирки, пусть подает вам то что нужно вешать, или наоборот берет из ваших рук то что нужно кинуть в машинку, бросайте вместе или по очереди как в баскетбольное кольцо, спрячьте себя под полотенцем, выключите неожиданно свет и крепко обнимитесь. Экспериментируйте!
-Складывание и совместная сортировка
-обмен предметами, горячая картошка
-вместе или по очереди кидать, бить, нажимать, катать, ловить, пинать
— Любая совместная деятельность по дому, вместе, рядом, рука в руке
-Любые игры за столом или на полу где игрушка не отвлекает внимание ребенка целиком, где требуется что то делать, строить, совместно играть.
-любое творчество в котором заинтересован ваш ребенок, рисуйте, лепите, вырезайте.
-прыжки, беготня, догонялки, щекоталки, трассы с препятствиями, кресло-мешки, прыжки на батуте и диване, качели, карусели. Все что ребенок любит можно использовать, радоваться вместе, продолжать только по просьбе или взгляду.
Все можно использовать, любую игру или пристрастие вашего ребенка, только выдачу деталек или самого желаемого действия(щекотки) необходимо оттянуть и выдать по требованию, взгляду, слову. Что бы привлечь внимание к наскучившему действию необходимо усложнить или сделать что то необычное, предложить кастрюлю вместо тарелки, лук вместо печенья, засунуть игрушку себе в носок или ребенку и т.д.
1. Дать ребенка любимую игру, в которой не хватает детали или части
2. Дать ребенку сок, но не открыть крышку.
3. В процессе чтения сказки или стихотворения внезапно остановиться.
4. Дать невыполнимую инструкцию «Принеси мне диван!»
5. Отвернуться от ребенка в момент когда он чего то от вас вот-вот захочет
6. Не понимать ребенка и предлагать ему не то что он хочет, или дать выбрать
7.Предложить яблоко или капусту
8.Налить или насыпать совсем чуть чуть
9. Неправильно рассказать потешку, упомянуть неправильно героя в любимой сказке.
10. Включить мультик, но не включить звук.
11. При одевании ребенка предложить ему свою одежду и обувь или кукольную одежку.
12. Спрятать что либо в одежде у себя или ребенка и весело найти.
13. Спрятать вагоны поезда по комнате и вместе искать, помогайте мимикой и жестами.
14. Дать банан или апельсин, но не почистить.
15. Вытащить батарейки у любимой машинки
16. Начать петь любимую песенку, и внезапно убрать звук
17. Складывать вместе что то, но не просто так, а по очереди или одновременно, не замечать своей очереди, кидать, а не складывать, складывать но не туда.
18. Спрятаться самому, но оставить видными ноги или руку.
19. Перевернуть книгу вверх ногами, склеить скотчем страничку
20. Дать планшет но спрятать иконку любимой игрушки
Этот список можно продолжать и продолжать, придумывать и придумывать, вы только попробуйте и увидите как легко найти способ привлечь и удивить вашего ребенка. Главное что всем весело, а ваши нестандартные решения разнообразят игры и обогатят мышление вашего аутенка. Такой метод обязательно принесет быстрые сладкие плоды, сблизит вас с ребенком и усложнит взаимодействие.
Нам с сыном данная методика очень понравилась и действительно разнообразила нашу жизнь. Я стала меньше говорить и больше использовать мимику и жесты. Мы стали чаще обмениваться предметами, я прячу игрушки и это очень веселая игра. Я отворачиваюсь зная что сыну что то будет нужно и жду реакцию, подношу ближе предметы и задерживаю выдачу, еще и прошу чего нибудь из букв или имитации. Очень простая и очень действенная методика!
Что бы окончательно понять насколько простая, интересная и полезная данная методика советую просмотреть несколько роликов на Ютубе, почти все ролики этой мамочки очень толковые и наглядные http://www.youtube.com/user/fatakw/videos
Как приятно когда ребенок взглядом просит тебя о помощи или жестом просит дать сок. Еще приятнее когда ребенок смотрит тебе в глаза и хочет порадоваться вместе с тобой своему успеху. Как удивительно, когда аутенок еще вчера не дававший присоединиться в свои странные игры, вдруг подхватывает твою необычную игру и тоже ставит кубик на голову. Неописуемо приятно когда на прогулке ребенок смотрит на тебя просто так, убедится что ты рядом и улыбнуться! Все это сделал мой ребенок в первые дни применения данной методики.
И у вас так получится, пусть не так скоро, но точно быстрее чем вы думаете!
Методика взаимоотношений RDI
Методика взаимоотношений RDI (Relationship Development Intervention) или развитие межличностных отношений (РМО) – метод поведенческой терапии, основанный на мотивации ребенка к общению, взаимодействии и дружбе. Метод разработали американские психологи Стивен Гатстин и Рашель Шили. Согласно их теории дети проходят 6 уровней развития отношений:
Подавляющее большинство аутичных деток по уровню межличностных отношений остаются на первом уровне – уровень шестимесячного ребенка. При регулярных занятиях аутист может дойти до четвертого уровня, которого достигают дети к 1,5-2 годам. Обычные дети до шестого уровня межличностных отношений доходят к четырем годам.
Так вот, главная цель методики RDI – пройти поэтапный ускоренный путь развития нормально развивающего ребенка.Этот метод можно применять дома. Перед началом взаимодействия желательна консультация психолога или другого специалиста для получения практических советов и примеров методов взаимодействия.
Метод основан на том, чтобы ребёнок получал удовольствие от общения. Поэтому нужно его заинтересовать с помощью игр, совместных бытовых действий. На начальном этапе необходимо работать над установлением визуального контакта и невербальной коммуникации.
Но следует учесть, что метод РМО не требует вознаграждения за правильный ответ или действие, нету необходимости использовать конструкторы, головоломки, мозаики, яркие игрушки. В общении с ребенком используйте только те слова, которые ему доступны и те, которые он воспринимает больше всего. Если малыш не говорит, Вы тоже молчите или употребляйте меньше слов. Появляются в разговоре новые слова. Повторяйте за ним, прибавляйте постепенно к своей речи дополнительные слова, усложняйте высказывания и предложения. Согласно методике РМО важно, чтобы аутёнок ориентировался не на звуковые раздражители, а именно на Вас, на общение и взаимодействие с Вами. Дети должны научиться понимать мимику, жесты, движения родителей. Но занимаясь, с ребенком по данной методике рекомендуется создать максимально спокойную обстановку без посторонних раздражающих факторов. Авторы рекомендуют даже завешивать комнату тканями, если интерьер очень броский и содержит посторонние предметы. На начальных этапах не следует включать много взрослых (максимум 2) и других детей. Продолжительность занятий должна быть не менее 2-3 часа ежедневно.
Как же можно применить методику в домашних условиях? Да очень просто, включите немного фантазии и внимательно посмотрите, каким предметам или действиям отдает предпочтение Ваш ребеночек. Занятия могут проходить в виде игр. Но только в игру необходимо внести «изюминку» – заставить подумать и сделать выбор. Если, Ваше сокровище предпочитает какое-нибудь одно место в квартире, например, кухня, поиграйте с ним именно там. По началу, делайте обыденные вещи (мойте посуду, готовьте и т.д.), но при этом постоянно смотрите на него, чаще проходите мимо, переступайте. Можете дать ему какой-то кухонный предмет, например поварёшку. Если поварёшка его не заинтересует, дайте другой. Выбрав наиболее интересный предмет для малыша, заберите у него, подмените. Реакция может быть разнообразной – растерянность, истерика. Но если в этот момент – он поднял голову и посмотрел на Вас или на предмет – Вы на правильном пути. Постепенно введите слова «на» и «дай». Совсем скоро, Ваш малыш будет просить, употребляя эти слова. Если Ваш малыш проявляет интерес в момент, когда Вы занимаетесь уборкой, предоставьте ему возможность принять активное участие в этом процессе. «Изюминкой» будет подмена веника или тряпки, его игрушкой. Любит какой-то мультик? Прекрасно, включите ему мультик, потом внезапно выключите. Повернулся в Вашу сторону! Вы сделали еще один маленький шажочек к цели.
Это всего лишь примеры межличностного взаимодействия. Вы можете также с малышом рисовать, вырезать, лепить, прыгать, бегать, читать, слушать музыку, играть в прядки. Не бойтесь экспериментировать и Вы обязательно добьетесь положительных результатов.
Напоследок, хочу добавить, что эта методика еще раз доказывает, что исцеление Вашего сокровища, прежде всего зависит от Вас самих, от Вашей настойчивости, решительности и смелости. Моя авторская методика «MAy-Therapy», основана на работе исключительно с матерями. Ознакомиться Вы можете в разделе «Моя авторская программа по излечению аутизма «MAy-Therapy» и посмотрев ВИДЕО
Читайте другие статьи в рубрике «Лечение аутизма»