rat в самолете что это

Rat в самолете что это

RAT — Ram Air Turbine, аварийная авиационная турбина.

Небольшой пропеллер с электрическим генератором и/или гидравлическим насосом, предназначенный для аварийного электропитания самолётов и обеспечения давления в гидравлической системе бустерного управления.

Аварийная турбина автоматически выпускается из специального отсека в корпусе при отказе основного и запасного источников электричества или отказе гидравлических систем. Раскручиваемая набегающим потоком воздуха, она способна вырабатывать электрический ток и создавать давление в гидросистемах для питания критически важных систем летательного аппарата.

Изначально аварийные турбины устанавливали в основном на военных самолётах, так как на них выше риск выхода из строя источников электропитания, однако со временем гражданские воздушные суда также начали оборудоваться аварийными турбинами (чаще двух- или четырёхлопастными).

Самый большой диаметр имеет аварийная турбина, установленная на Аэробусе A380 — 1,63 м, на других гражданских самолётах, габариты этого агрегата лежат обычно в пределах 80 см, а на военных самолётах — и того меньше. Не все самолёты оборудованы аварийными турбинами. Например, на Ту-154 ее нет, а в случае отказа двигателей вращение насосов гидросистемы происходит за счет авторотации (под действием набегающего потока воздуха) ротора компрессора высокого давления в двигателях, если двигатели не разрушены. Цепи 27 вольт в этом случае питаются от аккумуляторов, особо важные цепи 36 вольт (манометры, резервный авиагоризонт, первая МГВ с выключателем коррекции, один канал механизма триммерного эффекта руля высоты и др.) — от двух преобразователей, питающихся от аккумуляторов. Аварийных турбин нет также на турбовинтовых самолётах и вертолётах.

Также подобные турбины применяются в самолётах, предназначенных для опыления полей — не требуется ставить вал отбора мощности, двигатель остаётся немодифицированным, и самолёт проходит допуск к эксплуатации. Кроме того, это упрощает систему трубопроводов с опасным содержимым.

Источник

Sukhoi Superjet 100

Реальность против домыслов

Разделы

Помощь

Случайные

Engineer_2010 пишет: RAT — это аварийный ветрогенератор («ветряк»), мощностью 15 кВА, с двухлопастным воздушным винтом (лопасти обогреваются для предотвращения их обледенения в полёте).

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это
rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что этоrat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это
Фото: интернет, Марина Ионаускайте, Марат Гизатулин

Подробнее

Клаус писал: Ветродвигатель (RAT) состоит из двухлопастной турбины диаметром 24-дюйма, генератора на общем валу и двух разъемов.

Турбина имеет механизм изменения шага винта лопастей для получения постоянной скорости вращения. Она вращает генератор с заданной скоростью.

Ветродвигатель (RAT) выпускается вручную или автоматически. Автоматический выпуск производится с помощью соленоида замка убранного положения в случае отказа двух приводов-генераторов при неработающем генераторе ВСУ и скорости самолета более 92,6 km/h. Ручной выпуск с замка убранного положения производится вытягиванием рычага троса ручного выпуска, находящегося на центральном пульте в кабине экипажа.

Какой мощности основные генераторы?

Клаус: 40 kVA

См. также

Другие самолеты

Ветрогенератор на Айрбас 350 XWB

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что этотестирование на А340
rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

27 Jul 2012 17:05 (опубликовано: skydiver000)

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить «+»

Источник

ДеRATизация самолёта

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Как известно, на самолёте не может быть всё хорошо.

И потому конструкторы этого Лега придумали для совсем аварийного электропитания использовать небольшой такой ветрячок.

Нужна эта штука на Airbus семейства 320 на случай совсем уж полной потери электропитания переменного тока.

При скорости полёта более 100 узлов (это примерно 185 км/ч) RAT выпустится автоматически при выключении обоих двигателей, при потере одного двигателя и отказе электрического генератора другого двигателя, или при полной потере электропитания переменного тока.

Вылезет эта штучка примерно отсюда:

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Из лючка перед нишей левой основной опоры шасси.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

На рисунке заодно под очерчеными красным створками отсека RAT видно лючок доступа к агрегатам синей гидросистемы (B).

Вот примерно там и скорчилась наша турбинка.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

RAT может также быть выпущена принудительно, с потолочной панели кабины пилотов.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Интересно, что там есть аж две кнопки одинакового действия 🙂

RAT, в сущности, являет собой гидронасос с воздушным приводом.

Этот насос качает гидрожидкость системы B и поддерживает в ней давление.

И эта же гидрожидкость используется для привода генератора переменного напряжения постоянной частоты.

Каковое напряжение и будет аварийным источником электроэнергии при отказе всего переменного.

Ну, и цифрой A на фотке обозначена панель управления RAT на земле.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Теперь посмотрим на собственно RAT.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Видно, что штучка сзади действительно напоминает гидронасос.

Сам ветряк имеет хитрую конструкцию с поворотными лопастями размахом 1 м.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Механическая система поворота лопастей поддерживает обороты турбины в диапазоне примерно 4800..6500 об/мин.

Хитёр также передний диск ротора турбины.

Он являет собой антиобледенительное устройство.

Причём работает оно на чистом энтузиазме.

Как видно из фотки:

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

сзади алюминиевого переднего диска торца турбины есть неподвижные магниты.

При быстром вращении в их магнитном поле этого переднего диска в нём наводятся вихревые токи, разогревающие этот диск.

В итоге температура его поддерживается на уровне не менее +3 градусов Цельсия.

Вываливается RAT из своего гнёздышка усилием такой вот небольшой пружинки:

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Электрический сигнал подаётся на соленоид(ы), и он(и) освобождают RAT, толкаемый пружиной на выпуск, и дополнительно поджимаемый набегающим потоком.

А зато убирается гидравлически. Причём, убрать её назад можно только на земле.

Перед уборкой нужно совместить метки на роторе и статоре турбины, чтобы лопасти нормально вошли внутрь отсека.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Для уборки RAT открываем панель обслуживания синей гидросистемы.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Посредине же всего этого праздника есть панель управления RAT на земле.

Именно с этой панели RAT убирается взад.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

То есть, включить насосные станции систем Y и B

(система G не имеет насосной станции и давление там при неработающем её двигательном насосе создаётся агрегатом PTU. PTU накачивает давление в системе G, используя давление системы Y).

Включаем насосные станции.

Включаем питание системы тумблером под красным колпачком (вверх).

Выполняем тест ламп.

Если всё нормально, то должна гореть красная лампа, показывающее наличие давления в приводе уборки RAT.

Нажимаем тумблер в положение Stow, и RAT медленно убирается.

Процесс занимает примерно 15 секунд.

По уборке загорается зелёная лампа «RAT убрана».

Выключаем тумблер под колпачком, закрываем крышку модуля управления и лючок гидросистемы.

Вот и всё, собственно, что я имел вам сказать об RAT.

На высоте 12 000 метров неожиданно прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе левого двигателя. Бортовой компьютер показывал, что топлива более чем достаточно, но его показания, как затем выяснилось, были основаны на введённой в него ошибочной информации. Оба пилота решили, что неисправен топливный насос, и отключили его. Поскольку баки расположены над двигателями, под действием силы тяжести топливо должно было поступать в двигатели без насосов, самотёком. Но через несколько минут прозвучал аналогичный сигнал правого двигателя, и пилоты решили изменить курс на Виннипег (ближайший подходящий аэропорт). Несколько секунд спустя левый двигатель отключился, и они начали готовиться к посадке на одном двигателе.

Пока пилоты пытались запустить левый двигатель и вели переговоры с Виннипегом, опять прозвучал акустический сигнал отказа двигателя, сопровождавшийся другим дополнительным звуковым сигналом — длинным ударным звуком «бом-м-м». Оба пилота услышали этот звук впервые, так как ранее при их работе на тренажёрах он не звучал. Это был сигнал «отказ всех двигателей» (у данного типа самолёта — двух). Самолёт остался без электроэнергии, и большинство табло приборов на панели погасло. К этому моменту самолёт уже снизился до 8500 метров, направляясь к Виннипегу.

Как и большинство самолётов, Boeing 767 получает электричество от генераторов, приводимых в движение двигателями. Отключение обоих двигателей привело к полному обесточиванию электросистемы самолёта; в распоряжении пилотов остались только резервные приборы, автономно запитанные от бортового аккумулятора, в том числе и радиостанция. Ситуация усугублялась тем, что пилоты оказались без очень важного прибора — вариометра, измеряющего вертикальную скорость. Кроме того, упало давление в гидросистеме, поскольку гидронасосы также приводились в движение двигателями.

Однако конструкция самолёта была рассчитана на отказ обоих двигателей. Автоматически выпустилась аварийная турбина, приводимая в действие набегающим потоком воздуха. Теоретически, генерируемого ею электричества должно быть достаточно для того, чтобы самолёт сохранил управляемость при посадке.

КВС приноравливался к управлению «планёром», а второй пилот немедленно начал искать в аварийной инструкции раздел о пилотировании самолёта без двигателей, но такого раздела не было. К счастью, КВС летал на планёрах, вследствие чего он владел некоторыми приёмами пилотирования, которые лётчики коммерческих линий обычно не используют. Он знал, что для уменьшения скорости снижения следует поддерживать оптимальную скорость планирования. Он поддерживал скорость 220 узлов (407 км/ч), предположив, что оптимальная скорость планирования должна быть примерно такой. Второй пилот стал вычислять, долетят ли они до Виннипега. Он использовал показания резервного механического высотомера для определения высоты, а пройденное расстояние ему сообщал диспетчер из Виннипега, определяя его по перемещению отметки самолёта на радаре. Лайнер потерял 5000 футов (1,5 км) высоты, пролетев 10 морских миль (18,5 км), то есть аэродинамическое качество планёра составляло примерно 12. Диспетчер и второй пилот пришли к выводу, что рейс AC143 не долетит до Виннипега.

Тогда в качестве места посадки второй пилот выбрал авиабазу Гимли, на которой он раньше служил. Он не знал, что база к тому времени была закрыта, а взлётно-посадочная полоса № 32L, на которую они решили приземлиться, была переделана в трассу для автомобильных гонок, и посередине неё был поставлен мощный разделительный барьер. В этот день там проводился «семейный праздник» местного автоклуба, на бывшей ВПП проводились гонки и было много людей. В начинающихся сумерках взлётная полоса была подсвечена огнями.

Воздушная турбина не обеспечивала достаточного давления в гидравлической системе для штатного выпуска шасси, поэтому пилоты попытались выпустить шасси аварийно. Основные стойки шасси вышли нормально, а носовая стойка вышла, но не встала на замки.

Незадолго до посадки командир понял, что самолёт летит слишком высоко и слишком быстро. Он сбросил скорость самолёта до 180 узлов, а для потери высоты предпринял манёвр, нетипичный для коммерческих лайнеров — скольжение на крыло (пилот нажимает левую педаль и поворачивает штурвал вправо или наоборот, при этом воздушное судно быстро теряет скорость и высоту). Однако этот манёвр уменьшил скорость вращения аварийной турбины, и давление в гидросистеме управления упало ещё сильнее. Пирсон смог вывести самолёт из манёвра практически в последний момент.

Самолёт снижался на взлётную полосу, гонщики и зрители начали с неё разбегаться. Когда колёса шасси коснулись ВПП, командир нажал на тормоза. Шины мгновенно перегрелись, аварийные клапаны выпустили из них воздух, незафиксированная стойка носового шасси сложилась, нос коснулся бетона, высекая шлейф искр, гондола правого двигателя зацепила землю. Люди успели покинуть полосу, и командиру не пришлось выкатывать с неё самолёт, спасая людей на земле. Самолёт остановился менее чем в 30 метрах от зрителей.

В носовой части самолёта начался небольшой пожар, и была отдана команда начать эвакуацию пассажиров. Из-за того, что хвост был поднят, наклон надувного трапа в заднем аварийном выходе был слишком большим, несколько человек получили лёгкие травмы, однако серьёзно никто не пострадал. Пожар вскоре был потушен силами автолюбителей с десятками ручных огнетушителей.

Спустя два дня самолёт был отремонтирован на месте и смог улететь из Гимли. После дополнительного ремонта стоимостью около 1 млн долл. самолёт был возвращён в строй. 24 января 2008 года самолёт был отправлен на базу складирования в пустыне Мохаве.

Источник

Пневматическая турбина

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Содержание

Метод работы

В таком случае RAT автоматически или вручную раскладывается с нижней стороны фюзеляжа или крыла. Он состоит из пропеллера, приводимого в движение воздушным потоком, который приводит в действие гидравлический насос или электрический генератор. Таким образом, в гидравлическую систему может подаваться давление, или может генерироваться электрическая энергия для проводных систем. Таким образом, пилот может подлететь к аэропорту во время планирования и совершить аварийную посадку.

Даже крупные гидравлические потребители, такие как посадочные закрылки, не могут питаться от гидравлического насоса RAT. В этом случае необходимо отказаться от этих систем в экстренных случаях. Как правило, для шасси предусмотрено отдельное срабатывание, которое не должно управляться RAT. У всех коммерческих самолетов шасси можно удлинить за счет собственного веса ( англ. Gravity drop ), кроме того, ветер толкает носовое шасси на его место.

Некоторые производители самолетов (такие как: Boeing, McDonnell Douglas, Canadair ), которые называют RAT как ADG ( англ. Air drive generator ). Там турбина набегающего воздуха вырабатывает электричество с помощью встроенного однофазного генератора.

В зависимости от модели самолета RAT продлевается автоматически или вручную. На некоторых самолетах автоматическое срабатывание выполняется с помощью небольшого пиротехнического детонатора (Canadair). На большинстве самолетов турбина набегающего воздуха не может быть снова убрана в полете.

Принцип строительства

Есть три типа турбин с набивным воздухом:

Турбина набегающего воздуха только с двумя лопастями занимает меньше места в походном положении. Чтобы она не начала вращаться и не причиняла повреждений при выдвижении, система блокировки не прекращает вращение, пока она не будет выдвинута.

В случае с военными самолетами, RAT может также использоваться для обеспечения дополнительной мощности для специальных задач, если это необходимо.

Расположение

Инциденты

Хорошо известными инцидентами, в которых использовалась турбина с набегающим воздухом, были:

Источник

Для чего в самолете нужен небольшой загадочный винт

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Как можно было уже догадаться, маленький пропеллер, торчащий из фюзеляжа самолета – это вовсе не предмет гардероба Карлсона, который живет на крыше. Данное приспособление называется «авиационная аварийная турбина» («ram air turbine») или просто RAT и является запасным электрическим генератором и гидравлическим насосом. Необходим в самолете RAT для того, чтобы в аварийной ситуации машина не лишилась электропитания, а также сохранила возможность поддерживать давление в гидравлической системе бустерного управления.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Выпуск аварийной турбины осуществляется автоматически, как только происходит отказ основного и запасного источников питания. Также RAT выпускается в том случае, если в самолете появляются проблемы с гидравлической системой (или происходит ее полный отказ). На борту самолета также есть механизм для ручного принудительного выпуска RAT. Примечательно, что первоначально аварийная турбина ставилась только на военных самолетах, однако сегодня ее ставят и на гражданские машины.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Принцип действия авиационной аварийной турбины очень прост. По сути, это обычный ветрогенератор, источник «чистой» энергии, который работает за счет раскручивания подвижных элементов потоками воздуха. Электричества производимого RAT вполне достаточно для того, чтобы не дать самолету потерпеть крушение при выходе из строя упомянутых выше узлов и агрегатов.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Как правило, габариты пропеллера RAT лежат в пределах 80-90 см. На военных машинах они еще меньше. Мощность генератора в зависимости от модели самолета варьируется от 5 до 70 кВт. Самая большая аварийная турбина в наше время стоит на самолетах Airbus А380 – габариты пропеллера составляют 1.63 метра. В некоторых советских самолетах аварийной турбины не было, так как вместо нее использовалась система автоматической ротации, которая выполняет те же самые функции.

rat в самолете что это. Смотреть фото rat в самолете что это. Смотреть картинку rat в самолете что это. Картинка про rat в самолете что это. Фото rat в самолете что это

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *