prt методика что это
Вопрос-ответ. Метод терапии, лучше всего повышающий мотивацию говорить у детей с аутизмом
Согласно данным нового исследования, метод терапии «обучение опорным навыкам» или PRT лучше, чем другие виды терапии, мотивирует детей с аутизмом и задержкой речи говорить
Обучение опорным навыкам («обучение основным реакциям», PRT) с привлечением родителей лучше, чем другие существующие методы терапии, мотивирует детей с аутизмом и значительной задержкой речи говорить. Об этом говорится в недавно опубликованных результатах исследования, проведенного учеными из Медицинской школы Стэндфордского университета, США.
Дети с аутизмом обладают пониженной социальной мотивацией по сравнению с детьми с типичным развитием. Инстинктивные попытки родителей таких детей вовлечь их в общение и побудить говорить часто оказываются безуспешными, объясняет доктор Грейс Женгу, профессор психиатрии и поведенческих наук и главный автор исследования. Подход PRT помогает родителям овладеть техниками, чтобы «достучаться» до своих детей.
«Мы обучаем родителей тому, как создавать ситуации, которые мотивируют их ребенка вступать в коммуникацию, – рассказывает Женгу. – Результаты нашего исследования очень воодушевляют, так как мы обнаружили, что у детей в группе, в которой применялся метод PRT, не просто улучшались коммуникативные навыки – их социальные способности в целом значительно расширились».
Хейди Пим из города Пало-Альто, Калифорния, принимала участие в исследовании вместе со своим сыном, Джеймсом. В младшем дошкольном возрасте у Джемса диагностировали аутизм и задержку речевого развития.
«Я очень беспокоилась и боялась, так как не знала, заговорит ли он вообще когда-нибудь», – говорит Пим. Исследование началось, когда Джеймсу было 3 года, и Пим была поражена тем, до какой степени изменился ее сын.
«Я так благодарна, потому что теперь он говорит так много слов и целых фраз, – говорит она. – Он может говорить очень четко и хорошо общается с другими. Он даже подходит к другим людям сам и задает им вопросы».
Результаты исследования были опубликованы онлайн 5 августа в журнале «Pediatrics». Исследование продолжалось шесть месяцев. В нем принимали участие 48 детей в возрасте от 2 до 5 лет, у которых был диагностирован аутизм со значительной задержкой речевого развития. Половина детей получала терапию с помощью PRT, которую предоставляли как профессиональные терапевты, так и их родители, проходившие специальное обучение. С остальными детьми использовались другие виды терапии, которые они получали до начала исследования – это были другие методы на основе прикладного анализа поведения и стандартные логопедические занятия.
В течение 12 недель исследования дети в группе PRT получали 10 часов обучения опорным навыкам в неделю от квалифицированного терапевта. Кроме того, один час в неделю их родителей обучали тому, как использовать техники данной терапии во время повседневного взаимодействия с ребенком.
В течение следующих 12 недель исследования дети в группе PRT получали 5 часов занятий с терапевтом в неделю, а их родители участвовали в обучающих занятиях один раз в месяц.
В рамках PRT терапевт или родители обращают внимание на интересы ребенка и используют их для того, чтобы побудить его говорить. Например, когда Джеймс хотел игрушечную машинку, Пим, его мама, брала машинку в руки и подсказывала ему сказать «машинка». Он получал машинку за любую попытку сказать слово.
Поначалу Джеймс научился говорить первые отдельные слова. Затем он перешел к фразам, например, «зеленая машинка» и «на старт, внимание, марш». Пим также использовала PRT, чтобы научить Джеймса выражать свои потребности, например, говорить «бутылка», когда он хотел пить.
«Раньше он ничего не просил словами, даже не показывал пальцем на то, что он хотел, – говорит Пим. – Терапия PRT значительно улучшила его словарный запас и помогла ему взаимодействовать с другими. И мы начали понимать, что он хочет и в чем нуждается».
Постепенно в ходе исследования Пим заметила, что Джеймс все реже выходит из себя и раздражается. «Раньше он не знал, как выразить свои чувства, – говорит она. – Когда я уходила на целый день и возвращалась, он не мог сказать: «Мамочка, я скучал», так что он начинал меня бить и плакать. Теперь такое случается реже».
Сейчас Джеймсу 8 лет, он посещает общеобразовательный класс школы и очень любит играть со своей сестрой-близняшкой, Джессикой. Пим до сих пор использует техники PRT, чтобы помочь Джеймсу поддерживать разговор на свои любимые темы, например, про лифты.
В конце исследования дети из группы PRT говорили больше, чем дети из контрольной группы, они также использовали повседневные слова, которые понимали посторонние люди – это важный признак прогресса, так как в начале исследования у многих детей была непонятная артикуляция. У детей в группе PRT также было больше улучшений в социальной коммуникации в целом – это очень важный показатель для долгосрочного прогноза, отмечают исследователи.
Они также обнаружили, что наибольшую пользу от терапии PRT получили дети с самым низким уровнем развития. Это необычно, так как многие виды терапии аутизма наиболее эффективны для более высокофункциональных детей.
«Родителям детей с более низкой функциональностью тяжело слышать, что терапия лучше помогает более высокофункциональным детям, потому что у более у высокофункциональных детей уже и так меньше проблем», – говорит Женгу.
Результаты исследования также предполагают, что родители могут сыграть ключевую роль в терапии для детей, которые в наибольшей степени нуждаются в помощи. Женгу добавляет: «Это очень обнадеживает».
Исследователи из Стэндфордского университета считают, что результаты исследования многообещающие, но их необходимо повторить на более крупной выборке. Сейчас они набирают группу детей с аутизмом для нового исследования, цель которого – понять, какие изменения происходят в мозгу детей, получающих терапию PRT.
Также смотрите:
Ссылка на исследование:
Grace W. Gengoux, Daniel A. Abrams, Rachel Schuck, Maria Estefania Millan, Robin Libove, Christina M. Ardel, Jennifer M. Phillips, Melanie Fox, Thomas W. Frazier, Antonio Y. Hardan. A Pivotal Response Treatment Package for Children With Autism Spectrum Disorder: An RCT. Pediatrics, 2019; e20190178 DOI: 10.1542/peds.2019-0178
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Альманах педагога
Автор: Морозова Валентина Владимировна
Должность: педагог– психолог
Учебное заведение: ГКОУ «Нижнечирская школа– интернат»
Населённый пункт: Волгоградская обл., Суровикинский р–он., станица Нижний Чир
Наименование материала: Статья
Тема: Поведенческие подходы к коррекции и обучению детей с РАС.
Раздел: среднее образование
Поведенческие подходы к коррекции и обучению детей с РАС.
Разработан коллективом авторов: Ivar Lovaas, Donald Baer, Sidney W.
Bijou, Jim Hopkins, Jay Birnbrauer, Todd Risley, and Montrose Wolf.
ABA предполагает использование современной поведенческой теории
научения для изменения поведения. ABA представляет собой набор
принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой
Общая цель ABA можно сформулировать так: необходимо увеличить
уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или
проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному
социальному взаимодействию. Также ABA терапия используется для
улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и
Метод ABA в первую очередь сосредотачивается на стратегиях
положительного подкрепления, которые представляет собой существенную
поддержку детям, испытывающим трудности в обучении или приобретении
новых навыков. Также АВА-терапия занимается коррекцией проблемного
поведения, которое мешает нормальному функционированию ребенка,
посредством процесса, называемого «функциональная оценка поведения».
построен на исследованиях, относящихся к сфере прикладного анализа
развивает способность ребенка учиться функциональной речи.
С точки зрения подхода VBA экспрессивная сторона речи включает:
1. Навык выражения просьбы, который является наиболее важным
навыком, т.к. его предваряет мотивация, а в итоге ребенок получает,
2. Навык обозначения предметов: назвать то, что ребенок видит, слышит,
обоняет, осязает, вкус чего чувствует.
рассматривает невербальные навыки ребенка.
Обучение начинается, с освоения навыка выражения просьбы.
Разработана Dr Lynn and Robert Koegle
PRT направлена на развитие мотивации, социальной инициативы,
умению реагировать на несколько сигналов, самоуправление. Способствует в
дальнейшем облегчению восприятия учебной информации.
ненадлежащее или атипичное поведение.
PRT отличается от некоторых других методов ABA, потому что
ориентации на конкретные поведения.
Родителей учат предлагать терапию в естественной среде ребенка.
Естественные и целевые системы вознаграждения помогают родителям
реализовать их со своим ребенком.
PRT-терапевты взаимодействуют с детьми в игровой среде. Во время
игры взрослый поощряет значимое социальное поведение. Поощрение всегда
связано с логикой ситуации. Например, на вопрос «какого цвета?» ребёнок
ответил «жёлтый», в качестве поощрения он получает жёлтый карандаш или
фломастер, которым может порисовать.
Эта терапия успешно применяется для работы с дошкольниками и
младшими школьниками. Подходит для лиц с тяжелой степенью аутизма.
СантаБарбара, являются разработчиками Pivotal Response Treatment.
За последние 30 лет Когель, их аспиранты и их коллеги опубликовали
поддерживают эффективность PRT, и написали более 30 книг и руководств.
PRT зарегистрирован Национальным исследовательским советом как
одна из десяти модельных программ для аутизма и является одной из четырех
научно обоснованных практик для вмешательства аутистов в США (Simpson,
детей с аутизмом и детей с особыми потребностями.
Автор: Эрик Шоплер (Eric Schopler)
Структурированное обучение с особым вниманием к среде.
Основные цели обучения:
1. Максимально развить независимость ребенка.
2. Помочь ребенку эффективно взаимодействовать с другими
3. Увеличивать и развивать интеллектуальные навыки, школьные
умения и индивидуальные способности
4. Стимулировать генерализацию навыков (все новые навыки
ребенок мог максимально часто и эффективно использовать в
разных ситуациях дома, в саду, школе).
5. Развивать чувство себя, понимание себя (развитие эмоциональной
Работа с детьми идёт по следующим сферам: имитация; восприятие;
крупная моторика; мелкая моторика; координация глаз и рук; элементарная
познавательная деятельность; речь; самообслуживание; социальные
Научная электронная библиотека
Фирилёва Ж. Е., Загрядская О. В.,
6.1. Методика психорегулирующей тренировки
Основным регулятором психического состояния человека может быть психорегулирующая тренировка (ПРТ). Она направлена на оптимизацию общего и психического состояния пациента. Работа по ПРТ должна проводиться терпеливо, регулярно и действенно. Применяя ПРТ при лечении лиц, перенёсших инсульт, можно решать следующие задачи:
Методика подбора средств ПРТ представляет особую трудность для лиц, перенёсших инсульт, необходимо учитывать состояние больного. В одном случае необходимо снижение спастичности, в другом, где имеет место мышечная плегия, наоборот, следует активизировать мышечное напряжение.
ПРТ состоит из двух основных частей – успокоительной и мобилизующей. Именно наличие этих двух противоположностей и отличает ПРТ. Основанием для такого объединения послужил опыт клинической медицины, показавшей, что одновременное применение средств-антагонистов помогает при некоторых тонких расстройствах получить больший эффект.
Успокаивающая часть ПРТ способствует быстрому переходу на сниженный уровень бодрствования, значительному уменьшению потока информации, поступающей в центральную нервную систему человека по двум каналам – из внешней среды и из внутренней среды. Это и осуществляется в успокаивающем занятии ПРТ.
Пациент во время занятий обучается полностью сосредоточиваться на тех группах формул, которые ему наговаривают, и ярко представляет эти процессы. Этому способствует также умение пациента вызывать и удерживать в сознании образы и ощущения. Мысленно проговаривая определённый набор фраз (формул), нужно научиться одновременно мысленно «видеть» и чувствовать всё то, о чём говорится в этих фразах.
Механизм действия ПРТ основан на разучивании следующих важных компонентов:
Приводим первую группу формул (вводную):
1. Я успокаиваюсь, дыхание спокойное, сердцебиение ровное.
2. Круг моего внимания сужается до границ моего тела.
3. Чувствую и контролирую только самого себя.
4. Чувствую и мысленно вижу своё лицо.
5. Оно (лицо) спокойно, расслабленно, неподвижно.
6. Чувствую и мысленно вижу своё тело.
7. Оно (тело) спокойно, расслабленно, неподвижно.
8. Я успокаиваюсь, дыхание спокойное, сердцебиение ровное.
9. Мой организм отдыхает.
10. Я спокойно и приятно отдыхаю.
Этим набором формул вводной группы создаются условия для следующего занятия. Формулы, которые пациент вслед за руководителем дважды мысленно проговаривает, нельзя произносить безучастно. С первой же фразы необходимо чувствовать и мысленно видеть всё то, о чём говорится в формулах. Каждую формулу можно произнести не один раз.
Последовательность формул может быть расширена после того, как пациенты усвоят эту первую группу формул.
После четвёртой формулы (чувствую и мысленно вижу своё лицо) можно добавить:
И далее по тексту: «Лицо спокойно, расслабленно, неподвижно» …
Дополнительные формулы очень важны, они помогают создать так называемую маску релаксации – спокойное и бесстрастное лицо. Это снижает возбуждение, настраивает на работу над собой, способствует созданию ровного, спокойного состояния.
При хорошем расслаблении мышц лица и особенно жевательной мускулатуры нижняя челюсть как бы слегка отвисает, а зубы размыкаются, однако губы должны оставаться сомкнутыми, дыхание осуществляется через нос. Пациенты довольно быстро запоминают последовательность контроля за мышцами лица, и в дальнейшем, как правило, это проделывается ими самостоятельно.
Ощущение потепления мышц появляется довольно быстро. Можно повторить это несколько раз («Мышцы моего лица и шеи потеплели»).
Для лиц, перенёсших инсульт, расширенной первой группы формул вполне достаточно, чтобы после неё постепенно вводить мобилизирующие приёмы ПРТ.
Мобилизация – это процесс, имеющий целью привести функции организма в состояние наилучшей работоспособности, психического уравновешивания. Достижение цели, в общем, сводится к трём основным вариантам:
В соответствии с этими вариантами можно выполнить три способа завершения успокаивающего занятия.
Успокоение применяется в двух случаях. Во-первых, на начальных этапах обучения, когда пациент ещё не достигает значительной степени релаксации. Во-вторых, когда пациент, начиная успокаивающее занятие, чрезмерно возбуждён и напряжён. В этих случаях в конце успокаивающей части занятий достаточно произнести несколько завершающих формул. Например:
1. Я хорошо успокоился.
2. У меня всё получается.
3. Я отдохнул и набрался сил.
4. Я открываю глаза.
6. Я сильный, мой организм поправится.
Если после ПРТ желательно вернуть пациента к исходному уровню бодрствования, то прибегают к способу завершения, именуемому активизацией. В этом случае после ПРТ применяется набор из 10–12 формул, в которых нейтрализуется направленность действия формул успокаивающей части, утверждается чувство отдыха, приятной бодрости и хорошего самочувствия. Приводим пример этих формул:
1. Мой организм набрался сил.
2. Уходит чувство тепла и расслабленности из всех моих мышц.
3. Все мои мышцы становятся лёгкими и упругими.
4. Моё внимание на моём лице.
5. Мышцы моего лица подвижны.
6. Сонливость рассеялась.
7. Я всё бодрее и бодрее.
8. Все мои мышцы лёгкие, хотят двигаться.
9. Дышу полно, глубоко.
10. Моя голова отдохнувшая, ясная.
11. Моё самочувствие хорошее, бодрое.
12. Я полон энергии.
13. Я готов действовать и бороться со своим недугом.
14. У меня всё получится.
При ПРТ можно применить музыкальную терапию.
Обе части ПРТ – успокаивающая и мобилизующая – должны взаимодействовать друг с другом в соответствии с законом философии о единстве противоположностей.
Коррекционные методики аутизма
Коррекционные методики аутизма — поскольку аутизм явление сложное и многогранное, в мире существует и применяется множество коррекционных методик для людей с аутизмом. Кроме того, аутизм является предметом активного изучения со стороны научного сообщества, и по мере получения новых результатов разного рода исследований количество коррекционных методик естественным образом увеличивается.
В данном материале мы не задаемся целью детально описать все существующие коррекционные методики – это слишком широкая тема, граничащая с бесконечностью. Мы рассмотрим главные вещи, которые надо знать о коррекционных методиках каждому родителю. Итак, как мы уже сказали, коррекционных методик для детей с РАС существует великое множество. В разных странах все происходит по-разному, но в целом они распределяются на несколько направлений, а именно:
Рассмотрим их более детально коррекционные методики аутизма.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ.
АВА (Applied Behavior Analysis) – прикладной анализ поведения
Цель ABA – повышение уровня желаемого поведения и снижение уровня опасного или проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию. ABA-терапия используется для улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и академических навыков.
Метод ABA сосредотачивается на стратегиях положительного подкрепления, которые представляют собой существенную поддержку детям, испытывающим трудности в обучении или приобретении новых навыков.
Также АВА-терапия занимается коррекцией проблемного поведения, которое мешает нормальному функционированию ребенка, посредством процесса, называемого «функциональная оценка поведения». Более детально по ссылке: https://www.kennedykrieger.org/patient-care/centers-and-programs/neurobehavioral-unit-nbu/applied-behavior-analysis.
VBA (The Verbal Behavior Approach) – вербально-поведенческий подход
Построен на исследованиях, относящихся к сфере прикладного анализа поведения, и теории ученого-бихевиориста Б.Ф. Скиннера. VBA развивает способность ребенка учиться функциональной речи. С точки зрения подхода VBA, экспрессивная сторона речи включает:
Также вербально-поведенческий подход рассматривает невербальные навыки ребенка. Обучение начинается с освоения навыка выражения просьбы. Ссылка: https://www.autismspeaks.org/verbal-behavior-therapy.
PRT (Pivotal Respouse Treatment) – обучение основным/ключевым навыкам/реакциям
Методика PRT направлена на развитие мотивации, социальной инициативы, умение реагировать на несколько сигналов, самоуправление. В дальнейшем способствует облегчению восприятия учебной информации.
Основная цель PRT – развивать мотивацию у ребенка с РАС реагировать на сигналы и социальные взаимодействия, которые могут заменить ненадлежащее или атипичное поведение.
PRT учит родителей предлагать терапию в естественной среде ребенка. Естественные и целевые системы вознаграждения помогают родителям реализовать их со своим ребенком. PRT-терапевты взаимодействуют с детьми в игровой среде. Во время игры взрослый поощряет значимое социальное поведение. Поощрение всегда связано с логикой ситуации. Например, на вопрос «Какого цвета?» ребёнок ответил «Жёлтый», и в качестве поощрения он получает жёлтый карандаш или фломастер, которым может порисовать.
Эта терапия успешно применяется для работы с дошкольниками и младшими школьниками. Подходит для лиц с тяжелой степенью аутизма. Более детально здесь: http://www.autismprthelp.com/research-literature.php.
TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children) – программа, позволяющая обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями
TEACCH – это методика структурированного обучения с особым вниманием к среде. Основные цели обучения:
Работа с детьми проводится в следующих сферах: имитация; восприятие; крупная моторика; мелкая моторика; координация глаз и рук; элементарная познавательная деятельность; речь; самообслуживание; социальные отношения. Основная возрастная группа – 3–14 лет (с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту). Первоисточник: https://teacch.com.
РАЗВИВАЮЩИЕ ПОДХОДЫ
DIR Floortime
Методика Floortime, разработанная Стэнли Гринспеном, подразумевает следование инициативе ребенка в игре и социальном взаимодействии. Концепция DIR и методика Floortime базируются на предположении о том, что, работая с эмоциональными, или аффективными, проявлениями, мы можем благотворно влиять на базовые способности, ответственные за отношения, мышление и общение. Флортайм – метод семейной психотерапии. На встречу с психологом приходит тот, кто больше времени проводит с ребенком. На сеанс приглашают братьев (сестер), если у ребенка есть трудности в общении с ними. Терапию начинают с самыми маленькими детьми (до года), проводят с подростками и со взрослыми (в этом случае место игры занимает специально построенная беседа). Читать о методике полностью, есть возможность перевода на русский язык: https://www.icdl.com.
Son-Rise
Авторы: супруги Барри и Самария Кауфманы, которые разработали этот подход для своего аутичного сына Рона.
Суть подхода заключается в создании комфортной для ребенка окружающей среды, включающей как позитивное психологическое отношение к нему со стороны близких людей и готовность вступать с ним в контакт в соответствии с его потребностями, интересами, так и организацию пространства, способствующего постепенному, последовательному развитию исследовательской и познавательной активности ребенка.
Цель программы – изменение отношения родителей к своему ребенку с негативного на позитивное, которое способно изменить его самого. Основу подхода составляет положение о необходимости принять собственного ребенка таким, каков он есть, чтобы общение с ним приносило радость и удовлетворение.
Данная методика не подходит для коррекции сложных расстройств аутистического спектра и для коррекции детей старше пяти лет. Она также не применима к детям, имеющим ярко выраженные аффективные всплески. Подробнее: https://autismtreatmentcenter.org.
DLT (Daily Life Therapy) – ежедневная жизненная терапия
Подход DLT основан на восточной философии и, в отличие от многих других подходов, концентрируется на групповом взаимодействии, а не на интенсивном индивидуальном обучении. Главная цель этого подхода – сформировать у детей необходимые навыки для повседневной жизни, в т. ч. коммуникативные.
Обучение адаптивному поведению и коррекция дезадаптивного поведения осуществляются при помощи физических нагрузок, эмоциональной регуляции и обучения академическим навыкам в группе. Физические нагрузки обеспечиваются в ходе совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий, выполнения физических упражнений.
Эмоциональная регуляция и стабилизация осуществляется через искусство, групповые музыкальные занятия. Занятия имеют четкую, структурированную форму, обучение ведется на основе подражания и синхронизированной деятельности.
В школе проводятся массовые детские праздники, мероприятия. Программа базируется на «трёх столпах»: физической выносливости, эмоциональной стабильности и интеллектуальной стимуляции, которые предоставляют множество возможностей для роста, таких как осознание тела, самоконтроль, социальное развитие, стабилизация настроения или успеваемость. Подробнее: https://www.bostonhigashi.org/about_us/daily_life_therapy_.
Эмоционально-смысловой подход к коррекции РАС
Эмоционально-смысловой подход основан на исследованиях, выявивших специфику психического дизонтогенеза при аутизме, и нацелен на нормализацию аффективного развития ребёнка с РАС.
Этот подход является смысловым, потому что его основная задача – накопление и осмысленное упорядочивание индивидуального аффективного опыта ребенка, который сможет стать опорой для развития его активных и дифференцированных отношений с окружением. Он также назван эмоциональным, потому что основное средство помощи ребенку в рамках этого подхода – совместное проживание и эмоциональное осмысление происходящего.
Подход предполагает установление эмоционального контакта с ребенком и вовлечение его во взаимодействие с совместным проживанием и осмыслением происходящего. Развитие в эмоциональной общности с близким взрослым позволяет ребенку стать более выносливым, активным и заинтересованным, совместное осмысление и организация жизненного опыта дает ему большую свободу и конструктивность в контактах с окружением, открывает возможность продвижения в развитии когнитивной сферы (О.С. Никольская). Читать подробнее о подходе: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-26/emoczionalno-smyislovoj-podxod-kkorrekczii-rasstrojstv-autisticheskogo-spektra.
RDI (Relationship Development Intervention) – методика развития взаимодействия / межличностных отношений
RDI – метод поведенческой терапии, основанный на мотивации ребенка к общению, взаимодействии и дружбе. Подход базируется на исследованиях человеческого мозга, подтверждающих, что мозг способен адаптироваться к любой проблеме. Люди с ограниченными возможностями могут адаптироваться и учиться функционировать «нормальным» способом.
Цель методики RDI – пройти поэтапный ускоренный путь развития нормально развивающегося ребенка. Специалисты RDI формируют у ребенка такой опыт взаимодействия, при котором люди связаны между собой для создания общих, совместных событий.
Программы RDI обучают родителей, как вести своего ребенка, искать и добиваться успеха в ответных взаимоотношениях, одновременно рассматривая ключевые аспекты, такие как мотивация, общение, эмоциональное регулирование, эпизодическая память, быстрое смещение внимания, самосознание, оценка, исполнительное функционирование, гибкое мышление и творческое решение проблем. RDI позволяет со временем совершать нейрокогнитивные изменения, которые дают человеку навыки, необходимые для самостоятельного решения жизненных задач. Развив эту способность к динамичному мышлению, человек получает возможность повысить качество жизни: общаться, дружить, приобрести уверенность в себе, независимую жизнь, длительные отношения и значимую занятость. Информация на официальном сайте:https://www.rdiconnect.com/about-rdi/.
СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПОДХОДЫ
Ayres Sensory Integration – сенсорная интеграция
Метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Сенсорно-интегративная терапия представляет собой строго дозированную и четко построенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде. Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Она включает в себя теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются в работе с пациентом. Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Читать о методике подробнее: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6680650.
Томатис-терапия
Томатис-терапия является средством стимуляции активности мозга путем использования полифонического звучания музыкальных средств. На основе аудиограммы человека и за счёт того, что отфильтровываются определённые частоты (высокие, низкие или средние), составляются индивидуальные программы, которые позволяют развивать мозг, тренируя его посредством прослушивания музыки на определённых частотах. Специальное устройство изменяет звучание, заставляя мозг активно работать. Наш мозг удивляется резкому изменению темпа музыки и запускает механизмы слухового внимания.
В Томатис-терапии важен индивидуальный подход. Прослушивать совершенно стандартные музыкальные записи не рационально. Главное – разработать индивидуальную систему аудиотренировок.
В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать. Ссылка на домашнюю страницу метода (есть русскоязычный вариант): https://www.tomatis.com.
ЭКЛЕКТИЧНЫЕ ПОДХОДЫ
SCERTS
SCERTS – это образовательная модель для работы с детьми с РАС и их семьями. Она содержит конкретные рекомендации, направленные на то, чтобы помочь ребенку стать компетентным и уверенным социальным коммуникатором, одновременно предотвращая проблемы поведения, которые мешают его обучению и развитию отношений. Данный метод также призван помочь семьям, преподавателям и терапевтам работать совместно, тщательно скоординированным образом, чтобы добиться максимального прогресса в поддержке ребенка.
Аббревиатура «SCERTS» включает начальные буквы терминов, обозначающих основные направления метода:
The Miller Method – метод Миллера
Метод основывается на «когнитивно-развивающем системном подходе к детям с РАС». Метод Миллера – это система, которая учитывает потребности в развитии у детей с РАС и имеет четыре основных цели:
Метод Миллера использует две основные стратегии, направленные на процесс развития: одна включает в себя трансформацию поведенческих систем, отклоняющихся от нормы, в функциональное поведение; другая стратегия – это систематическое, регулярное использование в процессе развивающих занятий определенных видов деятельности с участием объектов и людей. Официальный сайт:http://www.millermethod.org.
Конечно, выбор коррекционных методик для каждого ребенка сугубо и строго индивидуален. Он зависит от индивидуальных особенностей ребенка с РАС, универсальность подхода в данной сфере не позволительна. Но есть одно правило, с которым соглашаются все специалисты, и это правило говорит о том, что
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ МЕТОДИКИ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.
Чем раньше будут определены (или, если угодно, диагностированы) особенности вашего ребенка, тем на лучший результат коррекционной работы при аутизме можно надеяться.
Первое исследование на эту тему было проведено в США профессором психиатрии и поведенческих наук Салли Роджерс не так давно – в 2012 году. Оно показало, что раннее вмешательство нормализует мозговую активность у аутичных детей в возрасте 18 месяцев. В ходе исследования, опубликованного в Журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии под названием «Раннее поведенческое вмешательство связывается с нормализацией мозговой активности у детей с аутизмом младшего возраста», обнаружилось, что дети, которые получали определенную терапию вмешательства, демонстрировали большую мозговую активность, когда смотрели на лица, а не на предметы, то есть проявляли реакцию, типичную для здоровых детей, принимавших участие в исследовании, и противоположную реакции тех аутичных детей, которые получали лечение аутизма при помощи других видов вмешательств.
По оценкам Центров по контролю и профилактике заболеваний США, каждому одному ребенку из 88 рожденных в настоящее время детей будет позже диагностировано расстройство аутистического спектра. Признаки данного расстройства развития включают в себя стойкий дефицит социальной коммуникации и связей, повторяющийся и ограниченный набор интересов, который формируется в раннем детстве и воздействует на повседневное функционирование. Детальнее: https://www.sciencedaily.com/releases/2012/10/121026125021.htm.
Отталкиваясь от вышесказанного, можно сделать вывод, что «палочки-выручалочки» существуют для аутистов разных возрастных категорий, но их выбор и применение – это исключительно индивидуальная работа, требующая от специалистов предельного внимания и квалификации, а от родителей – терпения и упорства, поскольку каждая коррекционная методика предполагает регулярные и постоянные усилия со стороны всех, кто окружает вашего ребенка и искренне желает ему счастья.