происхождение жизни картина гюстава курбе
Тайна скандальной картины «Происхождение мира» раскрыта: историки нашли обнаженную модель
Похоже, одна из великих загадок в истории искусств решена. Эксперты наконец идентифицировали модель, которая позировала для скандального полотна XIX века «Происхождение мира» французскому художнику Гюставу Курбе. Исследователи на 99 процентов уверены, что для образца эротической живописи позировала парижская балерина Констанс Кенье (Constance Queniaux).
Хотя картина была написана в 1865 году, она до сих пор не потеряла свою способность шокировать зрителей. На полотне изображена обнаженная женщина, раздвинувшая ноги. На картине не видно лица модели, только гениталии, живот и одну грудь.
На протяжении десятилетий историки искусства были убеждены, что обнаженный торс принадлежит любовнице художника, ирландке Джоанне Хиффернан. Однако сомнения в личности модели вызывал в первую очередь такой факт — на картине лобковые волосы были темного цвета, а Джоанна была рыжеволосой девушкой, даже получила прозвище Огненная Джо.
Новые доказательства, напрямую указывающие на бывшую танцовщицу парижской оперы, были обнаружены в переписке между Александром Дюма-сыном и писательницей Жорж Санд.
После того как Кенье ушла из балета, она была любовницей турецкого дипломата Халила Шерифа Паши, который и заказал Курбе летом 1866 года эту картину для своей эротической коллекции.
Французский историк Клод Шопп обнаружил эту нить, когда просматривал копии писем Дюма-сына, который не любил художника Гюстава Курбе. Особенно его озадачил один отрывок:
Когда Шопп обратился к оригиналу, он увидел допущенную ошибку в расшифровке — вместо «интервью» там должно стоять «интерьер» (в данном контексте означающее «внутренняя сторона бедра»).
Историк поделился своим открытием с главой отдела полиграфии Национальной библиотеки Франции Сильви Обен, которая также уверена, что именно бывшая балерина позировала для картины.
В то время Констанс Кенье было 34 года, она покинула балет и соперничала за внимание Халила Шерифа Паши с знаменитой куртизанкой Жанной де Турбе. В библиотеке сохранилось несколько фотографий балерины, в том числе пионера фотографии Надара. Фотографии и современники свидетельствуют, что у Кенье были прелестные темные волосы.
Личность модели, позировавшей для скандальной картины, была известна в кругу любителей искусства, однако со временем Констанс стала уважаемой дамой и филантропом, поэтому, по мнению Обен, об этом перестали вспоминать и вскоре совсем забыли.
Также стало известно, что в 1908 году, когда Кенье умерла, она оставил Курбе картину с камелиями, в центре которой был изображен раскрытый ярко-красный цветок. Благодаря произведению Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» этот цветок стал ассоциироваться с куртизанками. Обен считает, что полотно с камелиями балерине подарил Халил Паша.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Происхождение мира
Описание картины «Происхождение мира»
Сегодня каждый может принять участие в дискуссии: полотно выставлено на всеобщее обозрение в парижском Музее д’Орсэ (впрочем, чтобы дискуссия не вышла слишком уж оживленной, у картины всегда дежурит персональный охранник). А в 1866-м, когда было написано «Происхождение мира», напоказ не выставляли ни гениталии, ни свое мнение по их поводу. На суд публики картина была представлена лишь 120 лет спустя – путь, который ей пришлось проделать, так и хочется назвать одиссеей.
По просьбе Лакана его сводный брат – художник Андре Массон – сделал для картины Курбе еще одну раздвижную раму, поверх которой написал пейзаж, в точности повторяющий контуры оригинала. В таком конспиративном виде «Происхождение мира» находилось в загородном доме Лакана до его смерти. А в 1981-м картина была передана Музею д’Орсэ в качестве оплаты налога на наследство, где, похоже, и обрела окончательное пристанище.
Впрочем, даже постоянная прописка в одном из самых респектабельных музеев мира не уберегла «Происхождение мира» от новых скандалов и сенсаций – порой, откровенно бульварного толка.
В 2013 году в Музее д’Орсэ прошла выставка “Masculin/Masculin”, посвященная мужской наготе в искусстве. Одним из самых громких объектов экспозиции стала фоторабота «Происхождение войны». Художница Орлан сделала шедевру Курбе операцию по перемене пола – то ли оммаж мастеру, то ли откровенная издевка.
В 2014-м Почтовое ведомство Франции отказалось печатать тираж марок с репродукцией картины Курбе, спровоцировав в газетах продолжительную дискуссию о нравственности и ханжестве. В 2015-м отличилась социальная сеть Facebook, заблокировавшая аккаунт некого французского учителя, опубликовавшего «Происхождение мира» на своей странице.
Но самая громкая сенсация, пожалуй, состоялась в 2013-м, когда французский коллекционер, пожелавший остаться инкогнито, заявил, что нашел недостающую часть картины – голову женщины, которую Курбе якобы «отрезал», чтобы сохранить в тайне личность натурщицы.
Большинство искусствоведов сходится во мнении, что для «Происхождения мира» Гюставу Курбе позировала Джоанна Хиффернан. Джоанна была частой и любимой моделью Курбе, предположительно она была одной из натурщиц для почти столь же скандального полотна «Спящие». Эксперты не торопятся с выводами. С одной стороны, положение головы девушки не слишком соответствует позе на «Происхождении мира», да и размер последнего – слишком типичен для полотен Курбе, чтобы считать его фрагментом. С другой, Джоанна по совместительству была еще и музой приятеля Курбе – небезызвестного Джеймса Уистлера. Курбе вполне мог убрать голову, чтобы сохранить в тайне свой роман с Хиффернан.
Происхождение жизни картина гюстава курбе
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Гюстав Курбе. Купальщица, 1868.
Жан Дезире Гюстав Курбе французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.
В 19-веке возглавлял движение реалистов во французской живописи, его независимость в дальнейшем послужила примером для подражания в свободном искусстве поздним импрессионистам и кубистам.
Жан Дезире Гюстав Курбе.
Пожалуй, самая эротичная и запрещенная картина из всех его работ это скандальная «Происхождение мира» 1866 года, она органично вписывалось в его концепцию натурализма, сейчас она находится в Парижском музее Орсэ.
Гюстав Курбе.Происхождение мира, 1866.
Гюстав Курбе.Вечерний прием, 1862.
При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон.
Гюстав Курбе. Собрание «Бонжур, месье Курбе», 1854
В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию.
Гюстав Курбе.Фермеры. Флаже о возвращении с рынка, 1850.
Работа Гюстава Курбе с Клодом Моне, «Завтрак на траве», 1865-66.
Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях.
В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями, был комиссаром по культуре и руководил низвержением Вандомской колонны.
Сатирический эскиз Курбе, карикатура опубликована в популярной газете Коммуны Le Père Duchesne.
После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877 году.
Решена загадка самой скандальной эротической картины «Происхождение мира»
На картине Гюстава Курбе «Происхождение мира», скорее всего, изображена французская балерина Констанс Кеньо, которая была любовницей османского дипломата. Именно он заказал художнику эту картину для своей коллекции эротики, считают эксперты.
На протяжении десятков лет искусствоведы полагали, что на одной из самых провокационных работ в истории искусства, картине Густава Кюрбе «Происхождение мира», изображена ирландка Джоанна Хиффернан. Она была возлюбленной ученика Курбе, американского художника Джеймса Уистлера, и, по некоторым данным, любовницей самого Курбе.
Однако долгое время у экспертов оставались сомнения, что голое тело и половые органы на картине «Происхождение мира» принадлежат именно Хиффернан, так как лобковые волосы на картине темные, в то время как сама ирландка была рыжеволосой.
Свидетельство того, что на картине изображена не она, а французская балерина Констанс Кеньо, нашлось в переписке французских писателей Александра Дюма-младшего и Жорж Санд. Его обнаружил французский историк Клод Шопп, когда изучал копии их писем.
В частности, историка озадачил один отрывок из письма Дюма к Санд, датируемого июнем 1871 года: «Нельзя кистью передать изящное и яркое интервью мадемуазель Кеньо из Оперы». Шопп сверился с рукописным оригиналом переписки и обнаружил, что на самом деле вместо слова «интервью» Дюма написал «нутро».
Кто такая Констанс Кеньо?
До 1859 года Констанс Кеньо танцевала в парижской Опере, но потом ушла из балета. В 1866 году, когда Курбе написал картину, 34-летняя Кеньо была одной из любовниц османского дипломата Халила Шерифа-паши.
Именно он заказал Курбе картину «Происхождение мира» для своей личной коллекции эротики.
Во французской национальной библиотеке сохранилось несколько фотографий Кеньо, сделанных в том числе и знаменитым французским фотографом Надаром. Ее лицо также можно рассмотреть на фотографиях французского фотографа Андре Дисдери, которые хранятся в коллекции музея Орсе в Париже.
Черные брови Кеньо больше соответствуют темным лобковым волосам, изображенным на картине Курбе, говорит Обенас.
По ее мнению, в то время всем было известно, что на картине изображена именно Кеньо, но со временем это забылось, потому что она стала очень уважаемой женщиной и посвятила себя благотворительности.
Французский художник-реалист Густав Курбе написал картину «Происхождение мира» в 1866 году. На ней изображено голое женское тело с широко раздвинутыми ногами. Картина стала одной из самых провокационных работ в истории искусства. Долгое время она нигде не выставлялась из-за чрезмерной сексуальной откровенности и впервые была показана широкой публике только в 1995 году.
У Джоанны Хиффернан, которая, как долгое время считалось, стала натурщицей для этой картины, были романтические отношения с американским художником Джеймсом Уистлером, который приехал во Францию из Соединенных Штатов.
Уистлер запечатлел свою возлюбленную на картине «Симфония в белом №1: Девушка в белом», которую он написал в 1862 году, за четыре года до скандальной картины Курбе. Для этой работы Хиффернан позировала для Уистлера в закрытом белом платье в пол.
Картина «Происхождение мира» продолжает оставаться скандальной даже в современности. В 2011 году учитель во Франции подал в суд на «Фейсбук». Поводом для иска стало то, что соцсеть заблокировала его аккаунт, после того как он опубликовал изображение с картиной Курбе. В марте этого года французский суд признал действия соцсети неправомерными.
Происхождение мира (картина, Курбе, 1866)
Происхождение мира (картина, Курбе, 1866)
Гюстав Курбе | |
Происхождение мира, 1866 | |
l’Origine du monde | |
Холст, масло. 46 × 55 см | |
Музей Орсе, Париж |
Содержание
Сюжет
На картине изображена покрытая волосами вульва полуобнаженной женщины, которая раскрыв бедра лежит на кровати или софе. Угол зрения выбран так, что лица женщины не видно, видны только её живот и грудь с торчащим соском. Ограничение сцены бедрами и грудью придает особую эротичность полотну, а торчащий сосок и покрасневшие половые губы заставляют предполагать, что женщина незадолго до этого вступала в половой контакт.
Натуралистическое изображение женских половых органов ещё сильнее подчеркивается мягкими линиями шелковистой материи, обрамляющей обнаженное женское тело, которая укрывает его и одновременно снимает с него этот покров. Коричневый фон полотна контрастирует с белой блестящей женской кожей. Раздвинутые округлые бедра выражают сексуальное желание и готовность отдаться. Это центр композиции полотна, приковывающий внимание зрителя.
Идентификация натурщицы
Во время написания картины любимой натурщицей Курбе была Джоанна Хиффернан (Джо). Её возлюбленным в то время был Джеймс Уистлер, американский живописец и ученик Курбе.
Курбе написал в 1866 году ещё одно полотно — «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)», на котором изображена Джоанна Хиффернан. В течение своей жизни Курбе написал четыре портрета Джо. Она, вероятно, была моделью и для «Происхождения мира», что может объяснить внезапный и бурный разрыв отношений между Курбе и Уистлером. Несмотря на разницу в цвете рыжих волос Джо и чёрных волос вульвы натурщицы на картине, основной считается гипотеза о том, что Джо и являлась натурщицей.
В 1955 году психоаналитик Жак Лакан приобрёл оригинал у неизвестного продавца. Он и его жена, актриса Сильви Батай, повесили его в своём загородном доме. Но даже там оно было скрыто от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него сдвигаемую двойную раму, где впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы ещё более подчеркнуть сюрреализм ситуации, второе полотно тоже было названо «Происхождение мира».
Тайные владельцы
Существует версия, что картина была заказана Халил-Беем, турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже. Сент-Бев познакомил его с Курбе, и Халил-Бей заказал картину для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих», для которой, как полагают, Хиффернан была одной из натурщиц. После банкротства он продает свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна.
В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмонд де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.
После смерти Лакана в 1981 министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988 году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке.
Символика
«Происхождение мира» указывает на двойную природу женского полового органа: с одной стороны, объект сексуального желания и место входа при совокуплении, с другой стороны, место выхода при рождении, откуда ребёнок впервые видит мир, в который он попадает. Женские гениталии осмысляются как место зарождения людей, делающее возможным познание мира. В переносном смысле картина символизирует Происхождение существа, облика и восприятия человеческого мира.