программа навыки жизни для начальной школы
Рабочая программа по психологии «Жизненные навыки» 1-4 класс
Рабочая программа по курсу «Жизненные навыки» 1-4 класс
Составитель: педагог-психолог АНОО «Ломоносовский лицей»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» составлялась на базе психологического центра «Генезис», под ред. С. В. Кривцовой, 2017г., Генезис, Москва.
В содержании начального образования до сих пор существует определенный дисбаланс межу развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их социальная компетентность не являются объектами направленного развития в рамках школьного обучения, так как традиционно считается, что место этим проблемам-в семейном воспитании. В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребенку семьей или формируется в процессе наблюдения за поведением взрослых.
Программа «Жизненные навыки» интересна уже тем, что формирует жизненные задачи возраста знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения. Эта программа-первая ступень систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения, которую обязательно должна проводить школа.
Под руководством ведущего-психолога дети в течение всей начальной школы, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Новизной данной работы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании занятий, но также использование этой логики как основы для выбора тем и навыков.
Цель программы – развитие эмоционального интеллекта, формирование умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.
познакомить младших школьников с миром человеческих эмоций;
развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;
формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;
формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;
формировать понимание ценности отношений в жизни человека;
развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
формировать умение работать в коллективе;
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Описание места курса в рабочем плане.
Курс «Жизненные навыки» изучается с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на один час в неделю – в 1 классе 33 часа, во 2, 3 и 4 классе 34 часа. Общий объём отведенного времени составляет 135 часов.
Личностные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса:
реалистично оценивать себя, адекватно оценивать ситуацию;
слушать и слышать собеседника;
понимать сверстников, взрослых и оказывать им поддержку;
понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;
отстаивать собственные права, свою точку зрения;
преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;
брать на себя ответственность;
На протяжении всех четырех лет, переплетаясь, звучит несколько основных тем:
Принятие себя, теплые чувства и уважительное внимание к Собственному. Кто я и что отличает меня от других, что для меня важно? Эта тема ведет к формированию сильного Я, хорошему пониманию Собственного и готовности к внутреннему диалогу, дружественному отношению к себе самому.
Мир людей: праздники и ответственность, чувства, хорошее и плохое, ценное и не ценное, радостное, пугающее, вызывающее гнев. Эти темы позволяют лучше ориентироваться в мире человеческих проблем,в том числе собственных чувств. Позволяет эмоционально чувствовать и яснее понимать мир.
Мы: я и другие. Как жить с людьми? Как быть другом, как вести себя в конфликте? Эти темы ведут к пониманию ценности отношений в жизни человека, учат ухаживать за отношениями и получать от них больше радости.
Уважение к другим. Способность видеть то, что нас отличает друг от
друга, уважать эти отличия и принимать других как других. Эта тема не о любви и дружбе, а о разрешении другим быть другими, об уважении непонятного и признании права на инаковость,—все эти способности у взрослого человека могут быть названы диалогическими установками личности.
«Нравится – не нравится» каждый день»
«Жизненные навыки» Рабочая программа внеурочной деятельности уровень: начальное общее образование
уровень: начальное общее образование
Пономарёва Елена Николаевна-
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
-понимать эмпатию как проявление чувств других людей и сопереживание им;
-действовать по установкам на здоровый образ жизни
-делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
-уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
— иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
-уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-выражать устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-демонстрировать установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках :
— п роявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
— оценивать самостоятельно адекватно правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Результаты I уровня:
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Результаты II уровня:
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Результаты III уровня.
Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа «Жизненные навыки» рассчитана на обучение детей с 1 по 4 класс.
Программа является модифицированной. В основе лежит программа «Жизненные навыки» С.В. Кривцовой, которая переработана с учетом условий данного образовательного учреждения и возраста детей, участвующих в ней.
Занятия в 1 классе проводятся по 30 минут.
Занятия во 2- 4 классах – 45 минут.
«Жизненные навыки» 1 класс.
Участники знакомятся друг с другом и принимают правила группы, которые будут действовать все время занятий.
Знакомство с темой, упражнения в умении осознавать собственные чувства
Делиться чувствами не только можно, но и нужно. Это помогает прояснить недоразумения и предотвращать конфликты между людьми..
Учимся осознавать, где «живут» чувство и как оно называется.
Ребята называют свои предпочтения и особенности, чтобы понять, у людей есть разные стороны, и это нормально.
Ребята получают возможность показать, что у каждого есть таланты и способности, которые делают их особенным, не похожим на других.
Тема «Нравится – не нравится» каждый день
Вспомнить, что нам доставляет радость, что нравится делать в жизни.
Время – важное условие для того, чтобы почувствовать, нравится им что-то или нет. Дети на опыте ощущают, сколько длится минута. Просмотр фильма «Сказка о потерянном времени»
Как найти «нравится» в том, что все равно делать необходимо, найти хорошее в необходимом
Знакомство с понятием «ценности». Семейные ценности.
Дети учатся выражать свой гнев в отношении того, что им не нравится, осваивают способы контроля за своим агрессивным поведением.»Мешочек гнева»
Обобщающее занятие, на котором дети учатся рассматривать ситуации в целом, уравновешивать «нравится» и «не нравится», важно кому-то рассказывать о своих чувствах.
Ребята знакомятся с точки зрения друг друга на дружбу и на то, какие бывают друзья.
Обсуждение проблемы одиночества, когда мы чувствуем себя одинокими, можно завести новых друзей. «Ромашка»
Обсуждение способов знакомства. «Цветик – семицветик»
Какое поведение разрушает дружбу?
Актуализация позитивных форм дружеского поведения.
Просить прощения, если ты обидел кого-то, или плохо себя вел – это нормально.
Каждый человек нуждается в том, чтобы помогать другим и принимать помощь самому. Как принести пользу классу и всему школьному сообществу.
Многие вещи лучше всего делать вместе и что каждый должен выполнять свою часть работы.
Многие вещи лучше всего делать вместе и что каждый должен выполнять свою часть работы.
Вспоминаем все, чему научились, подводим итоги темы.
Тема «Я и другой. Мир начинается с меня»
На этом занятии дети приобретают опыт восприятия инакости другого.
Сопереживание человеку, оказавшемуся в ситуации неприятия не похожими на него.
Вывод: неприятие может со временем измениться хорошим отношением. м/ф «Гадкий утенок»
Внутреннее психологическое сходство между людьми, внешне не похожими друг на друга.
Какими качествами и навыками должен обладать истинный миротворец, что бывает, когда люди не знают, как устанавливать мир.
Знакомство с символами мира и создание своих символов мира.
«Всем спасибо!» Благодарность всем участникам образовательного процесса.
-34 «Всем спасибо!» Благодарность всем участникам образовательного процесса.
«Жизненные навыки» 2 класс
Вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия; дать детям возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышанными.
Дать детям начальное представление об ответственности; помочь им понять, что существуют разные виды ответственности; дать ребятам возможность осознать, что «могу» и «делаю» — это не одно и то же
Дать детям представление о том, как принятие ответственности за что- либо влияет на людей; научить детей принимать на себя разные виды ответственности; показать, как осознание собственной ответственности помогает чувствовать себя лучше.
Снизить тревожность, которая часто возникает у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-то дело; ознакомить детей со способом выполнения сложных поручений (планирование деятельности, подготовка проектов, разбиение сложной задачи на более простые выполнимые шаги).
Дать возможность каждому ребенку почувствовать, как почетно иметь обязанности; помочь детям осознать, каким образом отличается их степень ответственности от степени ответственности взрослых.
Помочь детям осознать, что в своей повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор.
Тема «Гнев – это нормально»
Показать детям, что гнев — одно из чувств, присущих человеку, он имеет право на существование, значение гнева для человека — указывать на то, что ему не нравится; «прожить» некоторые чувства, включая чувство гнева, используя различные репрезентативные системы (тактильную, зрительную, двигательную).
Актуализировать опыт детей, связанный с проявлением гнева; дать про- чувствовать и осознать, что чувство гнева не надо копить в себе, его можно выражать социально-приемлемыми способами; показать детям один из способов выражения гнева.
Показать, что гнев бывает разным и может проявляться с разной силой; научить детей оценивать силу собственного гнева, искать выходы из ситуаций, вызывающих гнев; помочь детям осознать, что гневом можно управлять
Актуализировать опыт детей, связанный с ситуациями «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», «когда при мне кого-то дразнят»; дать ребятам психологические средства дистанцирования.
Помочь ребятам понять и научиться распознавать в конкретных ситуациях причины, по которым дети дразнят друг друга.
Помочь детям научиться более спокойно реагировать на ситуации, когда их дразнят; предложить способы достойного поведения в этих ситуациях.
Подвести итоги, вспомнить способы, помогающие справляться с гневом, с которыми дети знакомились на занятиях; попрактиковаться в применении некоторых из них.
Тема «Страшно – не страшно»
Создать ощущение безопасности и поддержки на занятиях; дать понять, что страх — чувство, которое испытывают все люди.
Начать знакомить детей с их собственными страхами; дать возможность пережить страх, прочувствовать его на телесном уровне; помочь детям проанализировать свой опыт.
Дать детям опыт коллективного переживания и взаимной поддержки; показать, что страхи бывают разные и другие люди тоже боятся.
Дать детям опыт телесного переживания эмоций, в том числе и страха; ознакомить с одним из способов преодоления страха, предоставив ребятам возможность «поговорить» со своим страхом в безопасности; показать, когда и какой страх бывает полезен.
Показать детям новые способы преодоления страха.
Дать детям возможность понять, что фантазия и реальность — это разные вещи; научить различать их;
Дать опыт совместного переживания страшной фантазии.
Собрать феноменологию школьных страхов; дать возможность ребятам безопасно поговорить о том, что беспокоит их в школе; дать детям побыть в активной позиции по отношению к собственным страхам.
Дать детям возможность испытать на практике способы поведения в пугающих ситуациях, поделиться этим опытом друг с другом; способствовать групповой сплоченности ребят, развивать у них умение оказывать помощь друг другу; дать шанс каждому проверить собственную храбрость и умение ориентироваться на факты.
Дать детям возможность получить опыт совместного эмоционального переживания; дать возможность применить найденные на протяжении всех занятий по этой теме способы работы со страхом; помочь научиться анализировать сложные эмоциональные ситуации.
Тема «Что такое толерантность?»
Дать детям возможность почувствовать границы своего пространства; помочь увидеть границы чужих пространств;.
Через переживания «нарушения границ» и «уважения к границам» подвести детей к пониманию проблемы «вражды-толерантности» на эмоциональном уровне
Ввести понятие «толерантность», актуализировав детский опыт переживания состояний вражды, примирения, терпимости; помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей.
Показать ребятам, что каждому человеку необходимо переживать свою принадлежность к чему-то большему, чем он сам, стремиться быть частью какого-то объединения, общности людей; помочь детям осознать, что принадлежность к тому или иному объединению позволяет нам лучше понимать других.
Кратко ознакомить детей с историей возникновения человеческих рас и национальностей, объяснить, почему люди выглядят по-разному; дать детям возможность осознать, что все люди, несмотря на различия, испытывают одни и те же чувства; показать детям, что, даже не зная языка другого человека, с ним можно договориться; позволить детям свободно и открыто высказать свои предубеждения против какой-либо национальности или расы; показать, какими разными могут быть привычки и традиции людей разных культур.
Дать детям возможность узнать о традициях и особенностях жизни людей какой-то конкретной национальности; осуществить с детьми одну из традиций, объединяющих народы, — совместное угощение; помочь детям осознать, что многое из любимой нами пищи придумано не в наших краях, а изобретено другими народами.
Подвести итоги, вспомнить ключевые моменты занятий по этой теме; дать детям возможность еще раз осознать главные критерии толерантного отношения к другим, не похожим на нас, людям.
-34 Завершающее. Подводим итоги.
«Жизненные навыки» 3 класс
Тема «Дом моей души: забота о теле – забота о себе»
Вспоминаем опыт работы в группе, правила взаимодействия.
Выражаем свое видение тела, создание тела фантастического существа.
Восприятие мира разными способами: прикосновение – способ познания мира и другого человека. «Примеривание» роли слепого человека.
Получаем удовольствие от движения.
Получаем удовольствие от движения.
Уточнение важности заботы о здоровье, связь между здоровьем тела и здоровьем духа. Помочь детям более серьезно отнестись к поддержанию своей спортивной формы.
Уточнение важности заботы о здоровье, связь между здоровьем тела и здоровьем духа. Помочь детям более серьезно отнестись к поддержанию своей спортивной формы.
Чувство боли, чувствительность к боли, поддержка друг друга.
Тема «Праздники: ценности и радости»
Ощущение праздника, разные представления о празднике у взрослых и детей. Отличие праздничного настроения от любого другого.
Праздник можно создать самому, делать подарки – искусство, требующее фантазии, а не денег.
Праздник можно создать самому, делать подарки – искусство, требующее фантазии, а не денег.
Как самому себе создать праздник.
Как проявить терпение в ожидании радостного события.
Ценность праздника, его отличие от будней.
Разнообразие ценностей, развитие толерантности к ценностям других.
Разнообразие ценностей, развитие толерантности к ценностям других
Ритуалы празднования – это уважение к ценностям других.
Тема «Отношение к другим»
Каждый человек включен в систему отношений, он может активно действовать внутри нее и исследовать её.
Отношения могут нравиться или не нравиться; прояснить ценности в отношениях каждого.
Встаем на позицию другого человека, проявляем эмпатию.
Отношения бывают разными, учимся распознавать эти отношения, видим реальные отношения в классе в этот момент времени.
Отношения бывают разными, учимся распознавать эти отношения, видим реальные отношения в классе в этот момент времени.
Получение разного опыта взаимодействия, понимание того, что у каждого человека есть свои интересы.
Отрабатываем умение договариваться, учитывая интересы других людей.
Отрабатываем умение договариваться, учитывая интересы других людей.
Проживание опыта конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве, обучение выходам из конфликтной ситуации, распознавание интересов других сторон конфликта.
Проживание опыта конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве, обучение выходам из конфликтной ситуации, распознавание интересов других сторон конфликта.
Подводим итоги размышлений о взаимоотношениях, говорим об ответственности каждого за то, что происходит в отношениях.
Тема «Отношения с собой. Мое достояние»
Вводим понятие «достояние», осознание того, что важно для каждого.
Разные роли человека в различных ситуациях.
Индивидуальный стиль поведения.
Смотрим на себя глазами других.
Видим и уважаем чужое достояние.
Обобщаем опыт по теме «Мое достояние», закрепляем и уточняем понятие.
«Жизненные навыки» 4 класс
Тема «Собственность: я и мое»
Разнообразие проблем, связанных с собственностью, неоднозначность этой темы.
Анализируем понятие «мое» и «чужое», выясняем отношение к собственным и чужим вещам.
Выявляем разницу между своим, чужим и общим, понимаем, как можно обращаться со своим, чужим и общим.
Собственность – это не только вещи, но и пространство; учим детей договариваться об общих интересах на общей территории. Уважение к другому проявляется и в сохранении дистанции.
Роль одних и тех же вещей в разных обстоятельствах: бесценные или ненужные. Истинная ценность вещей.
Разнообразие нематериальной собственности и ей ценность.
Тема «Печальная сторона жизни»
Актуализация темы печали.
Проживание чувства печали.
Как люди расстаются.
Получаем позитивный опыт переживания сложных жизненных ситуаций.
В чем смысл печали и её ценность.
Знакомство детей с социально-культурными формами обхождения с ценным прошлым.
Подводим итоги темы, вспоминаем опыт проживания печали и радости.
Тема «Мальчики и девочки»
Работа с образами героев. Актуализация представления детей об «идеальном мужском» и «идеальном женском»
Прослеживаем возрастные изменения мальчиков и девочек.
Актуализируем представление о собственном мире и знакомимся с противоположным миром. Формируем уважительное отношение к противоположному полу.
Изучаем себя как представителя того или иного пола, расширяем представление детей о мужском и женском мире.
Стереотипы мужского и женского поведения. Формирование собственных взглядов на гендерные различия.
Проживаем опыт создания женского и мужского образов, а также опыт идеализированных форм общения между мальчиками и девочками.
Проживаем опыт создания женского и мужского образов, а также опыт идеализированных форм общения между мальчиками и девочками.
Учимся задавать «трудные» вопросы и отвечать на них, профилактика неадекватного поведения мальчиков и девочек по отношению к друг другу.
Опыт цивилизованного общения между мальчиками и девочками.
Интеграция новых знаний и опыта по теме, определение дистанции в общении.
Тема «Подводим итоги»
Актуализация знаний, полученных за четыре года изучения курса. Формируем программу оставшихся занятий.
Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.
Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.
Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.
Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.
Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.
-34 Подводим итоги тому, чему научились.
Формы организации и виды деятельности
Групповая работа с элементами тренинга
Практические занятия (рисование, изготовление поделок из различного материала, коллаж)
Просмотр и обсуждение фильмов
курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки»
Программа внеурочной деятельности для 1-3 классов «Жизненные навыки»
программа «Жизненные навыки» расчитана на 3 года психологической работы с детьми начальной школы, для их дальнейшей продуктивной социализации.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 1-3 классов «Жизненные навыки»»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Детский оздоровительно-образовательный туристический центр
Общеобразовательная санаторная школа – интернат
на заседании методического
от ____ мая 2017 года
Руководитель методического объединения: ____________
_________ С.Е. Пулина
от 29 августа 2017 года
Директор ОСШИ ГБОУ «Балтийский берег»
___________ У.Б. Голодова
Рабочая программа внеурочной деятельности
Кружок «Жизненные навыки. Уроки психологии в
Першиной Е.А. на основе методического пособия: С. В. Кривцова, Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе,
2017- 2020 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии в 1(2) – 3(4) классе
Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» составлена на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Уроки психологии в первом (втором, третьем) классе /Под ред. С. В. Кривцовой, 2002 г., Генезис, Москва.
Педагог-психолог использует учебное пособие:
Жизненные навыки. Уроки психологии в первом (втором, третьем) классе/Под ред. С. В. Кривцовой, 2002 г., Генезис, Москва.
Цель программы – развитие эмоционального интеллекта детей. Программа «Жизненные навыки» задумана как поддерживающая и обучающая программа по психологии. Под руководством педагога-психолога дети 6 – 9 лет в течение трех лет, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам.
создать в рамках образовательного учреждения психологически и безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Описание места кружка в учебном плане
Кружок «Жизненные навыки» изучается с 1(2) по 3(4) класс в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на один час в неделю – в 1 классе 33 часа, во 2 и 3(4) классе 34 часа. Общий объём отведенного времени составляет 101 час.
Программа «Жизненные навыки» проводиться в рамках внеурочной деятельности в начальной школе. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.
Содержание внеурочной деятельности
В течение первого года занятий деятельность организуется на основании следующих тем:
Во второй год занятий осваиваются следующие темы:
В третий год содержимое занятий распределено по следующим разделам:
Последовательность тем основана на понимании построении жизненных навыков, которые опираются на логику чувств. Они состоят из 4 уровней, которые связаны друг с другом. Создавая условия для переживаний 1, 2, 3, и 4 уровней, психолог подводит детей к переживанию полноценного, осмысленного действия.
На первом уровне речь идет о создании базы для отношений доверия, для этого мы рассматриваем тревогу, неуверенность и противопоставляем им чувство безопасности. На втором уровне мы говорим о полноценном проживании жизни – о том, как радоваться и горевать, печалиться и любить. На третьем уровне мы знакомим ребят с тем, что не все, что нам нужно делать, обязательно будет нравиться, и говорим в связи с этим о чувстве долга. Наконец, на четвертом уровне мы рассматриваем, что нам понадобиться, для того чтобы правильно принимать решения и воплощать их в жизнь. Здесь говориться о мужестве и решимости.
Психологическая безопасность. Необходимо ввести Правила Группы, нужны для того, чтобы каждый ребенок имел гарантии безопасности. Правила не позволяют детям даже нечаянно обижать друг друга.
Чувства. Чувства являются той частью нас, которая помогает понять самих себя и других людей. Плохих чувств не бывает. Чувства живут в теле, и по телесным признакам их можно опознать. Тайные имена чувств – их названия. У каждого чувства разные. И живут в разных местах тела, поэтому важно хорошо познакомиться и подружиться со своими собственными чувствами, а не чувствами вообще.
Разговор о чувствах. Делиться чувствами нормально и даже необходимо, потому что не все люди могут догадаться о твоих переживаниях «по глазам».
Чувства другого. Важно обращать внимание на то, какие чувства сейчас испытывает твой знакомый или товарищ. Это несложно угадать, если внимательно посмотреть на его лицо, глаза, положение тела, послушать тон его голоса и слова, которые он говорит. Доверившись своей интуиции, можно точно определить, что же чувствует другой.
Можно интересоваться чувствами другого. Вопрос о моих чувствах никогда меня не обидит, и наоборот, игнорирование эмоций воспринимается как обидное равнодушие.
Ценность и неповторимость меня самого. Важнейшее для формирования уверенности переживание обеспечивается, прежде всего, реакциями ведущего, принимающими и позитивными. Дополнительно организуется специальная процедура – создание коллажа «Кто я?», в ходе которой ребенок размышляет о себе позитивно, материализует свои мечты, увлечения, способности и пристрастия.
Ценность и неповторимость другого. Условием для того, чтобы это переживание стало возможным, является соблюдение предыдущего. Я – особенный, но и каждый ребенок в группе – тоже особенный.
Поддерживать и принимать других – нормально. Это также приятно, как и получить поддержку.
Тема «“Нравиться – не нравится” каждый день»
Ценности и время. Понимание того факта, что между ценностями (привязанностями, тем, что нравится) и временем существует связь. Вообще желание тратить время на что-то – индикатор «нравится».
Мое время. Время может подчиняться нам или нет. Отношения со временем могут быть разными, иногда его не хватает из-за неорганизованности. Поэтому важно чувствовать свое внутреннее время и соизмерять его с временем эталонным. Мы переживаем сам факт различной субъективной «наполненности» времени.
«Нравится» и «надо». Важно не только заботиться о том, что мне нравится в моей жизни (научить детей находить время на «нравится» каждый день), но и определять, что мне нравится в том, что делать необходимо.
Встреча с людьми может сделать обязательную деятельность приятной и ценной. Всегда остается возможность улучшить что-то за счет того, что в это время происходит между нами. Понимание этого достигается с помощью процедуры «Олицетворенные часы».
Переживание волнения ми радости ожидания встречи, и через этот опыт – понимание значения пунктуальности, обязательности (например, необходимости вовремя приходить в школу).
Между чувством гнева и агрессивным поведением существует большое различие. Признавая свое чувство («Да, я сейчас в ярости. »), человек ставит барьер между ним и агрессивным поступком.
«Примеривание на себя» различных способов совладания с гневом без агрессии в адрес окружающих. Реальные «вещественные» инструменты совладания с собственным гневом – важный аспект формирования произвольности и саморегуляции. Но еще более важно, что дети сами их изготавливают, следовательно, могут тиражировать эти конструктивные технологии, предлагать их другим детям, например, в качестве подарка.
Ценность дружбы и друзей, наполняющая жизнь радостью. Дети осознают, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, а также кто-то, кого они придумали сами.
Конкретные способы завести друзей «отыгрываются» и обсуждаются через отработку ряда навыков.
ЧП в дружеских отношениях, или что мешает дружбе. Набор нештатных ситуаций довольно невелик. Жадность, неопрятность, обидчивость, неделикатность очень мешают дружбе. Проживание ситуаций, в которых ребенок оказался задетой стороной, помогает ему выбирать более конструктивные способы поведения в дружбе. Особое внимание уделяется тому, как вести себя в этих ситуациях.
Просим прощения. От обычного извинения до Прощенного Воскресенья – таков диапазон тем внутри разговора о готовности и умении принимать на себя ответственность за ошибку. Незабываемый опыт примирения проживают дети на занятии по этой теме.
Как принимать помощь? Принимать ли ее вообще? Выражение благодарности в ответ на предложение помощи – также глубокая тема, с которой происходит первое поверхностное знакомство.
Дарение подарков как проявление уважения к неповторимости твоего друга. Тема заключительная, интегрирующая «навыки дружбы».
Тема «Я и другие. Мир начинается с меня»
Проживание собственного уникального опыта встречи с другими (человеком или явлением) не похожим на меня, неожиданным, новым. Эта процедура инициируется с помощью технологии критического мышления (работа со специально подобранными текстами).
Что у людей общего? Каковы те опоры, на которых строится общность между людьми? Разговор о «нравится» (кухни разных народов, верования, схожие представления о добре, любовь к детям). Чувства – вот то, что есть у всех нас. Каждый из присутствующих чем-то уникален, вместе с тем люди не похожи внешне, похожи тем, что способны чувствовать: страдать, радоваться, надеяться.
Миротворчество – это важная для всего мира деятельность. История толерантности, или миротворчества так же длинна, как и история войн и нетерпимости. Во все времена у всех народов существовали символы мира. Сакрализация темы и усилий по ее освоению как бы поднимает проблему на соответствующий ей высокий общечеловеческий уровень.
Толерантность – это уважение к другому, не такому, как я. Предпосылкой для уважительного отношения к другому является уважение к себе, своим особенностям и ценностям.
Три вида ответственности. Я могу взять на себя какое-то обязательство, потому что это важно для меня (касается только меня0, или это важно для меня и для другого человека, или для меня и для всей школы (всего класса). У мамы и папы ответственности за других гораздо больше, чем у меня. Именно этим в первую очередь (а не свободой и властью) взрослые отличаются от детей.
В безответственном мире всем было бы плохо жить. У ответственности есть особенность – она тяжела, но без нее жизнь становиться невыносимой.
Когда я чувствую, что задача невыполнима, скорее всего это означает, что передо мной не одна задача, а несколько. Научившись разбивать сложную задачу на простые, я смогу решить ее шаг за шагом.
У каждого моего решения есть последствия. Если я не считаю себя принимающим решение, я не понимаю, откуда берутся последствия, и чувствую несправедливость. Но последствия обычно справедливы, они показывают мне, что же я на самом деле сделал. Так я начинаю понимать, как устроена эта жизнь.
Когда я беру на себя ответственность и несу ее честно, я становлюсь могущественным, я могу многое изменить в своей жизни.
Когда каждый честно выполняет свое поручение, жизнь в классе становится лучше. Вместе мы можем больше, чем каждый из нас по отдельности.
Тема «Гнев – это нормально»
Плохих чувств не бывает. Гнев – нормальное и полезное чувство. Оно указывает мне, подобно дорожному указателю: «Сейчас происходит что-то, что тебе не нравится. Разберись с этим спокойно».
Между тем, что я чувствую, и тем, что я делаю, есть различие. Плохих чувств не бывает, а вот плохие поступки бывают. Важно научится различать, как правильно и неправильно проявлять свой гнев. Правильно – это так, чтобы никого нечаянно не обидеть. Неправильно – не думая о чувствах других и о своих чувствах, которые появятся потом.
Достойно вести себя в гневе считалось престижным и почетным у людей всех времен и народов, кроме, пожалуй, варваров. В разных частях света люди испытывают гнев и ненависть, в разных странах придумывают способы справляться с гневом. Интересно собрать коллекцию таких способов, которые мне особенно нравятся (их, например, можно отыскать в фильмах, легендах, сказках и историях).
Если я не стану хозяином своего гнева, то придется стать его слугой. Полезно научится чувствовать, сколько во мне злости. Полезно также вовремя вспомнить какой-нибудь подходящий способ справиться с гневом.
Когда тебя обзывают или несправедливо критикуют, обязательно нужно постоять за себя. Это дело чести. Полезно иметь несколько домашних заготовок для ответов на тот случай, если кто-то захочет устроить тебе «проверку на прочность» и неожиданно начнет провоцировать.
В ком много злости – тот сам много боится. Тот, кто постоянно дразнится и задирается, не слишком уверенный в себе и не очень счастливый человек. В его жизни что-то не так. И скорее всего вовсе не я являюсь причиной его проблем (если только я сам не обидел его нечаянно). Может быть, я мог бы понять его и чем-то помочь ему (только после того, как докажу, что меня не надо провоцировать).
Когда кто-то в нашем классе ведет себя как провокатор, он не должен чувствовать себя уютно. Его можно вызвать на дуэль (на подушках или старых газетах) и в крайнем случае даже порвать с ним всякие дружеские отношения.
Тема «Страшно – не страшно»
На всякий случай нужно всегда иметь безопасный тыл, место, где, мне ничто не угрожает, заботиться о нем, обустраивать его и приходить туда, когда на душе тревожно, вспоминать его, когда нет возможности оказаться там на самом деле.
Все люди боятся. Боятся взрослые, злые волшебники, злые герои (может быть, даже именно злые герои боятся больше всех). Боятся все, но ведут себя при этом по-разному. Бояться и трусить – разные вещи.
Боятся ужасно здорово, особенно всем вместе. Оказывается, когда родители были маленькими, им тоже нравились такие же страшные сказки и истории.
Страх может быть полезным. Он указывает мне, что где-то нужно проявить осторожность. Он подсказывает, что что-то угрожает мне. Он предупреждает и охраняет меня. Важно спрашивать себя, чего я боюсь? Действительно ли ситуация угрожает? Могу ли справиться со страхом сам? Кто может помочь мне?
То, над чем люди смеются, больше не пугает их. Если нельзя перестать бояться по-другому, поможет чувство юмора. Посмеяться над «страшным» и над собой, трясущимся от страха, очень полезно.
Фантазии и реальность – не одно и то же. Некоторые страшные фигуры придумал я сам, поэтому я сам могу и «перепридумать». Некоторые страшилки я увидел в кино или по телевизору, это фантазии, телевизор можно выключить. Но кое-что из того, чего я боюсь, существует в реальной жизни.
Если хорошо приготовиться к встрече с неизведанным, то чувствуешь себя намного увереннее. Преодолевать страх интересно.
Тема «Что такое толерантность?»
У каждого человека есть границы. У каждого человека есть право отстаивать собственные границы, говорить: «Мне это не нравится, я не хочу». У каждого государства есть границы. У каждого народа есть право отстаивать свои границы. Вероломное нарушение границ «обижает» народ, поэтому могут возникнуть межнациональные конфликты.
Вражда между народами, также как и между людьми, возникает из-за нарушения чужих границ. Толерантность – умение уважать границы другого и отстаивать собственные. Регулируют отношения между людьми и между народами специальные правила. Такие инструменты, как таможня, пограничники и Организация Объединенных наций, созданы для того, чтобы все страны могли быть спокойны внутри своих границ.
Никому не нравится чувствовать себя пустым местом. Когда тебя не хотят понять, тебе одиноко. Все люди иногда оказываются белыми воронами и чувствуют себя очень одинокими (в другой стране, среди чужих, на новом месте). Иногда мы сами нечаянно ведем себя так, что другой рядом с нами чувствует себя пустым местом. Важно уважать другого: быть вежливым, деликатным и внимательным.
Люди принадлежат к разным культурам, поэтому имеют разные привычки и обычаи. Нет хороших и плохих культур, каждая уникальна и необходима. Культура помогает народам выжить в тех условиях, которые им достались. Культура помогает людям оставаться людьми (проявлять человечность).
Оказывается, несмотря на разнообразие культур, все люди любят поесть. Мы едим блюда разных народов! Каждому нравится своя еда.
Мы разные по внешним признакам и национальностям, но все мы – дети одного возраста, мы поколение. Все дети на земле, как и мы, любят своих близких, лето и праздники!
Тема «Дом моей души: забота о теле – забота о себе»
Вводное. Какой я? Помочь детям вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия; дать возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышанными.
Строим тело. Дать детям возможность выразить свое видение тела, создав тело фантастического существа, спокойно обсудить тревоги, связанные с телом.
Как я воспринимаю мир. Изучаем руки. Обратить внимание детей на то, что воспринимать мир можно разными способами; дать детям возможность изучить свою руку, руку другого человека; помочь осознать, что прикосновения бывают разными; показать в безопасной обстановке, как можно обходиться с разными прикосновениями; создать условия для развития децентрации через «примеривание» на себя роли слепого человека; способствовать развитию милосердия и толерантности.
Я умею двигаться. Дать детям возможность почувствовать разные движения своего тела, получить удовольствие от движений, сравнить разные движения.
Забота о теле – это забота о себе. Уточнить жизненную важность заботы о здоровье, обратить внимание детей на связь между здоровьем тела и здоровьем духа; помочь детям более серьезно и заинтересованно отнестись к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия.
Портрет в полный рост. Дать детям возможность самим пережить чувство боли и задуматься о том, как по-разному чувствительны к боли другие дети, тем самым способствовать развитию децентрации; организовать ребят на поддержку друг другу с помощью создания большого портрета; познакомить детей со схемой человеческого тела.
Тема «Праздники: ценности и радости»
Любимый праздник. Помочь детям увидеть, что ощущение праздника, представления о празднике могут различаться у детей и взрослых, а также у разных детей между собой. Научить детей отличать праздничное настроение от любого другого.
Как просто делать подарки! Показать детям, что праздник можно создавать самому, а делать подарки – искусство, требующее прежде всего фантазии, а не денег.
Дорога к празднику. Дать детям понять и почувствовать на собственном опыте, что праздник, праздничное настроение может возникнуть и при совсем не праздничных обстоятельствах, что можно самому создать себе праздник.
Праздник ожидания праздника. Научить детей проявлять терпение в ожидании радостного события.
Бесконечный праздник. Показать детям ценность праздника, его отличие от будней.
Радости и ценности. Обратить внимание детей на разнообразие ценностей, развивать в детях толерантность к ценностям других.
Я готовлюсь к празднику. Показать детям, что ритуалы празднования – это уважение к ценностям других.
Тема «Отношения с другими»
Карта отношений. Дать возможность ребенку почувствовать, что он, как и каждый человек, включен в систему отношений, что он может активно действовать внутри нее и исследовать ее.
Отношения, которые мне нравятся. Показать детям, что отношения могут нравиться или не нравиться; прояснить ценности в отношениях для каждого.
Что я знаю о другом. Дать детям возможность встать на позицию другого человека, проявить эмпатию.
Планеты и орбиты. Дать понять, что отношения бывают разными, помочь детям научиться распознавать эти отношения, увидеть реальные отношения в классе в этот момент времени.
Взаимодействие. Дать детям возможность получить разный опыт взаимодействия, понять, как важно знать, что у другого человека есть свои интересы, желания, потребности.
Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету. Отработать умение договариваться, учитывая интересы других людей.
Полет на космическом корабле. Дать детям возможность получить опыт проживания конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве; потренировать децентрацию, выход в метапозицию в конфликтной ситуации; помочь научиться распознавать интересы других сторон конфликта.
Такие разные отношения. Подвести итоги размышлений о взаимоотношениях, поговорить об ответственности каждого за то, что происходит в отношениях.
Тема «Отношения с собой. Мое достояние»
Мое достояние. Ввести понятие «достояние», помочь детям осознать, что важно для каждого из них, чего они хотят.
Кто я? Дать возможность почувствовать, что в разных ситуациях человек выступает в разных ролях.
Мой стиль. Дать представление об индивидуальном стиле, о том, что входит в это понятие.
Я глазами других. Дать детям возможность посмотреть на себя глазами других.
Уважение к чужому достоянию. Научить детей видеть и уважать чужое достояние.
Самое ценное. Обобщить полученный опыт по данной теме; закрепить и уточнить это понятие, прояснить то, что осталось непонятным.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность чувств – признание ценности своих и чужих чувств и эмоций, что реализуется в общении с людьми.
Ценность безопасности – основывается на осознании принятия людей такими, какие они есть, с их проблемами, чувствами и эмоциями.
Ценность дружбы. Дружба одна из основных сфер человеческой жизни, без которой невозможно решить свои жизненные задачи.
Ценность толеранстности проявляется в способности принять другого человека, понять его и наладить контакт.
Ценность ответственности – проявление одного из важных человеческих качеств, которое помогает осуществить свои жизненные задачи.
Результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные умения и навыки:
Предложить кому-либо помощь.
Выразить свои теплые чувства другому.
Осознать свои чувства.
Определять, что мне нравится.
Справляться со своими эмоциями.
Занять свое свободное время.
Проявить заботу о другом.
Метапредметные умения и навыки:
Доводить задание до конца.
Строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные умения и навыки:
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя.
Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
Моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные умения и навыки:
Говорить и принимать комплименты.
Закончить и начать разговор.
Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
Учиться работать в паре и в группе.
Выполнять различные роли.
Слушать и понимать речь других ребят.
Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Проектный выход программы
На основе изучения каждой темы детьми создаются специальные предметы, которые будут напоминать о проведенном времени и формировать чувство безопасности.
Коллаж «Образ класса»
Создание «олицетворенных» часов «Взрослый помощник»
Изготовление «дружественного» шоколадно-орехового рулета
Составление лоскутного «Покрывала Мира»
Наполнение чемоданчика инструментами для обретения равновесия
Работа по развитию воображения «Волшебная палочка юмора»
Ролевая игра «Пир на весь мир»
Портрет в полный рост
Календарь ожидания праздника
Методы и средства работы
Просмотр мультипликационных отрывков
Работа с текстами с элементами критического мышления
Рисование, лепка из пластилина
Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия
Моделирование образцов поведения
Рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов