продолжительность жизни женщин в афганистане
Судьба женщин в Афганистане
Афганистан лидирует практически во всех списках стран, опасных для посещения женщинами. Впрочем, если посмотреть на историю женщин, живущих в этой стране, вырисовывается еще более грустная картина. Ранние браки, отсутствие доступа к полноценному образованию, высокая смертность при родах и очень строгие правила жизни в условиях тотального доминирования мужчин.
Шиитский семейный закон, принятый при президенте Хамиде Карзае, устанавливает не просто безусловное подчинение жены мужу, но и обязывает её заниматься сексом не реже, чем один раз в четыре дня, если только она не больна.
В Афганистане судьба незамужней женщины находится в руках отца или деда. Её могут выдать замуж в качестве компенсации за преступление или в оплату долга. 94% женщин не работают, потому что находятся в браке.
Политические режимы в Афганистане сменялись, и вместе с ними сменялись условия для образования девочек и женщин. Режим Талибана* — запрещенной в России организации — в этом смысле решал вопрос просто: женщинам было запрещено учиться. Но даже при американцах профессия учителя была одной из самых опасных. С 2006 по 2009 год в стране было убито 439 учителей более чем в 700 нападениях.
С медициной в Афганистане ситуация плоха и в целом, и поскольку женщины много лет были поражены в правах на получение образования. На 10 000 жителей в стране приходится менее пяти врачей, медсестёр или фельдшеров. И только женщина-врач может без риска для своей жизни лечить женщину. Кроме того, если в крупных городах вроде Кабула ситуация чуть лучше, то в деревнях ситуация с медициной куда сложнее.
Женщины будут ходить закутанные с ног до головы, в парандже и в обязательном сопровождении мужчин. Многие женщины уже высказывали свои опасения в том, что они просто будут убиты за более свободное поведение до прихода талибов*. Ну а ждать возникновения каких-либо женских правозащитных движений, которые в истории Афганистана всё-таки были, не приходится совсем.
*Движение «Талибан» в России признано террористическим и запрещено
Страх и отчаяние: как живут разведенные афганки и что ждет их теперь
Талибы правили Афганистаном 20 лет назад — с 1996 по 2001 год. Для женщин это был кошмар наяву: им запрещали учиться, работать, пользоваться общественным транспортом, получать медицинскую помощь и как-либо заявлять о своем существовании. Афганки не имели права даже выходить из дома без сопровождения мужчины-родственника, коим мог стать даже ребенок. Таким образом у маленького мальчика прав было больше, чем у взрослой женщины.
Афганкам запрещали демонстрировать кожу: под паранджой и закрытой обувью должен был скрываться каждый сантиметр, включая лицо. Нарушение какого-либо из этих правил жестко каралось — ударами плетьми, закидыванием камнями и даже казнью.
Но если благодаря мужу женщина имела право хоть на какую-то жизнь, то разведенная афганка оказывалась обречена — по-другому не скажешь.
Развод вне «Талибана»
20 лет Афганистан жил без талибов и их законов: женщины смогли добиться хоть каких-то прав и свобод. Но в отношении развода всё осталось по-прежнему. Если инициатива расставания принадлежит женщине, она должна пройти 100 кругов ада, в частности — добиться безоговорочного согласия супруга. Мужчине же достаточно вслух произнести: «Талак. Талак. Талак». Да, вот так просто, без всякой хоть сколько-нибудь уважительной причины — трижды названное слово вносит в жизнь женщины хаос и разруху.
Разведенная женщина в Афганистане — не значит свободная. По местным обычаям (читай: законам) если муж объявил о разводе, жена всё равно продолжает ему принадлежать, соответственно, не может делать ничего без его согласия. Ни переехать, ни подписать какой-либо документ, ни совершить крупную покупку. Чтобы исправить свое положение, брошенная женщина должна добиться расторжения брака от суда или совета старейшин.
По факту это русская рулетка: возможно, женщину выслушают только через посредника-мужчину, ей предстоит найти свидетелей, которые докажут, что муж отсутствует. Иногда это срабатывает, чаще — нет. Например, если муж отсутствует дома в течение более чем трех лет, то по официальному законодательству Афганистана женщина может пойти в суд и подать на развод. Однако в соответствии с шариатом женщина должна ждать своего мужа 70 лет! Словом, закон всегда на стороне мужчины, а женщина, просящая о разводе, в глазах общества плохая жена, не сумевшая сохранить брак. Да здравствуют осуждение и презрение — как мужчин, так и женщин.
Разведенная женщина не имеет права жить в своем собственном доме, без покровителя. Если раньше это был муж, то после развода афганок заставляют с позором вернуться в родительский дом. Если мужчина позволяет детям остаться с женой после развода (а он легко может их забрать, ведь по местным законам дети принадлежат только отцу), то в этом случае женщина может снова выйти замуж только за родственника бывшего мужа и не за кого иного. Хочешь больше свободы? Отказывайся от детей — и вперед, в свободную жизнь. Нетрудно догадаться, что такие условия буквально связывают женщинам руки, и они вынуждены оставаться привязанными к супругу.
Такое положение женщин при разводе объясняется очень просто: считается, что представительницы слабого пола от природы глупы и способны на импульсивные поступки, а значит, нужно им всё запрещать.
Женщина как самостоятельная единица в Афганистане не значит ничего. Пока ты незамужняя, твоя честь (читай: девственность) принадлежит отцу, и он вправе распоряжаться ею как хочет. Будучи замужем, имея детей, женщина обретает хоть какой-то вес в обществе. Минимальный, и всё же вес. А разведенка в одночасье лишается всего: Аллах не приветствует развод, а значит, такая женщина — грязная, падшая, не достойная уважения.
» Положение женщин в современном Афганистане
Опубликовано: 27.02.2008 10:31 Печать
Об авторе: координатор Автономной некоммерческой благотворительной организации «Экилибр — солидарность».
Интерес к ситуации с правами женщин или, в современной терминологии, к гендерным вопросам, в Афганистане возник впервые около 120 лет назад, когда правивший в 80-х годах 19 века эмир Абдуррахман Хан предпринял первые попытки продекларировать ограничения на насильственные и ранние браки, законодательно закрепить наследственные права женщин, а также их право инициировать развод, естественно, в жестких рамках требований шариата.
В последствии, его внук эмир Аманулла Хан уже в начале 20 века продолжил подобную политику, разрешив женщинам снять паранджу, организовав первые школы для девочек, поддержав идею создания женских организаций в стране и предоставив женщине право самостоятельного выбора супруга.
Во второй половине 20 века ситуация с правами женщин значительно улучшилась. Важным достижением 50-60-х годов можно считать закрепление в конституции равных прав мужчин и женщин, права женщин избирать и быть избранными в парламент, становиться членами правительства. Афганкам было разрешено получать высшее образование в местных институтах и университетах, работать в госучреждениях. Хоть медленно и осторожно, с оглядкой на многовековые традиции, но тем не менее ситуация с гендерным равноправием постепенно улучшалась.
Важным периодом в развитии курса на улучшение положения женщины были и 80-е годы, период так называемого коммунистического правления и присутствия в Афганистане советских войск. Претворение в жизнь программ борьбы с неграмотностью среди женщин, создание для них специальных образовательных и профессиональных курсов, возможность получать высшее и среднее специальное образование за рубежом с последующим трудоустройством в государственных структурах при равной с мужчинами оплате труда способствовали повышению уровня самосознания афганок, их вовлеченности в общественную жизнь, способности отстаивать свои права как в семье, так и вне нее.
Однако начавшаяся гражданская война, первыми жертвами которой всегда становятся наименее защищенные слои населения, т. е. женщины и дети, приостановила, а затем, после смены режима, и вовсе повернула вспять процесс социально-политической модернизации Афганистана. Сотни тысяч афганок были вынуждены покинуть родину, многие погибли или были ранены во время боевых действий, стали вдовами. Нищета, социальная и юридическая незащищенность, пережитый психологический шок свели на нет все усилия предыдущих десятилетий.
Последним сокрушительным ударом по гендерному равноправию стал приход к власти талибов, и установление средневекового режима, основанного на слепом следовании буквальному пониманию норм шариата.
Женщине было запрещено выходить из дома без сопровождения близкого родственника-мужчины, ношение паранджи стало строго обязательным, все школы для девочек были закрыты, наем женщин на работу карался суровым наказанием не только самой женщины, но и ее работодателя, легальный выезд женщин за границу стал невозможен.
Получение своевременной квалифицированной медицинской помощи превратилось в огромную проблему, так как по версии талибов женщину может лечить только врач-женщина, а женщина работать не может, и получается замкнутый круг, в результате которого и так высокая женская смертность, прежде всего при родах, приняла ужасающие масштабы. В результате правления талибов афганки потеряли все права как в социальной, так и в политической сферах.
После падения в конце 2001 года режима талибов и ввода в Афганистан войск международной коалиции, т.е. начала периода демократизации афганского общества по западному образцу, возросли надежды на позитивные сдвиги и в положении женщин.
Изменениям в гендерной ситуации способствовали как возвращение Афганистана в международное сообщество, поток иностранной гуманитарной помощи, развитие независимых средств массовой информации, так и изменения в распределении ролевых функций в афганских семьях, начавшиеся в результате многолетнего военного конфликта, унесшего жизни сотен тысяч мужчин и вынудившего женщину стать кормильцем и гарантом стабильности семьи.
Международное сообщество, принимая во внимание катастрофическую ситуацию с правами женщин в Афганистане, стимулировало законодательное закрепление гендерного равноправия и вовлечение афганок в общественно-политическую жизнь страны.
Так, принятая в 2003 году конституция Афганистана в статье 22 подтверждает равенство прав и обязанностей перед законом всех граждан, независимо от того, мужчина это или женщина. Восстановлены права женщин на образование, трудоустройство, реальное участие в принятии решений по определению будущего устройства афганского общества. Новое законодательство резервирует для женщин 25% мест в парламенте и 17% мест в сенате с тем, чтобы каждая провинция имела своего представителя-женщину в Национальной Ассамблее, кроме того в назначаемой президентом 13 сената, 50% мест предназначено для женщин.
Женщины составили 11% от принявших участие в голосовании по выборам президента и уже 44% на выборах депутатов парламента, при этом из 5800 кандидатов в депутаты последней Луи Джирги 582 были женщины, и в итоге 64 из 250 мест в парламенте принадлежит женщинам. Также женщины занимают ряд ключевых постов в различных министерствах, одна женщина стала губернатором (провинция Бамиан), двое – Чрезвычайными и полномочными Послами ИРА, министерство по делам женщин традиционно возглавляется женщиной-министром.
Министерство по делам женщин возобновило свою работу в 2001 году после падения режима талибов, переориентировав свою стратегию с проведения благотворительных акций на претворение в жизнь политических и социальных программ правительства для женщин с целью защиты и расширения их прав. Министерство по делам женщин состоит из 9 центральных и 34 провинциальных департаментов, большинство сотрудников которых – женщины, ранее работавшие в различных женских организациях.
В независимой комиссии по правам человека при президенте Афганистана создан специальный отдел, главной задачей которого является содействие воплощению в жизнь законодательно закрепленных прав женщин, отслеживание ситуации с правами женщин, активное вовлечение афганок в процесс восстановления страны, а также противодействие гендерному неравенству в афганском обществе, в том числе фактам домашнего насилия, насильственным и ранним бракам, растущей женской преступности.
Совместными усилиями Министерства по делам женщин и комиссии по правам человека были разработаны новые законодательные акты по предотвращению насилия в отношении женщин, о запрете ранних и насильственных браков, о системе помощи женщинам, вынужденным собирать милостыню, об амнистии и улучшении условий содержания женщин, находящихся в местах лишения свободы, о создании сети шелтеров для женщин — жертв домашнего насилия и бездомных женщин, о правилах и условиях пенсионного обеспечения женщин.
Кроме того, Министерство и комиссия осуществляют постоянный мониторинг женских больниц, центров временного содержания и шелтеров, издают и распространяют печатные материалы по различной тематике, связанной с положением женщин, ежемесячный женский журнал и газеты, организовывают курсы профессиональной подготовки женщин, выставки-продажи результатов их труда, способствуют трудоустройству женщин, оказывают поддержку вдовам, предоставляют юридическую помощь в судах женщинам-жертвам насилия и желающим получить развод, выдают мини-кредиты для поддержки малого бизнеса, планируют открытие женского банка и женской биржи труда.
Не смотря на очевидные успехи, прежде всего, в законодательном закреплении гендерного равенства с целью обеспечения равных возможностей для женщин и мужчин во всех областях политической и социально-экономической жизни, реальное воплощение этих благих намерений оставляет желать лучшего.
Так только 2% афганок имеют национальные удостоверения личности (таскера), а, соответственно, 98% не имеют никакого документа, подтверждающего их гражданство и юридический статус, 4 из 5 женщин не умеют ни читать, ни писать, т.е. 85% афганок неграмотно (при этом аналогичный показатель у мужчин составляет 51%).
Огромные усилия предпринимаются афганским государством и международным сообществом для вовлечения детей в образовательные программы, однако только 20% девочек посещают начальную школу и 5% — учатся в средней школе. Причины подобной ситуации кроются, прежде всего, в низком уровне безопасности (720 школ в южных провинциях Гельманд, Кандагар, Урузган и Заболь вообще закрыты из-за невозможности обеспечить безопасность учеников), в недостатке учителей-женщин (только треть от общего числа учителей начальной и средней школы — женщины), поборами в школах (хоть образование и бесплатное, в 85% школ требуется оплачивать бесконечные дополнительные услуги), отсутствием материально-технической базы (более 5000 школ не имеют зданий), а также в высоком риске киднепинга по дороге в школу.
По данным Международной организации по миграции «Афганистан остается одним из главных центров торговли людьми, прежде всего женщинами и детьми». В заявлении независимой комиссии по правам человека в Афганистане выражается озабоченность в связи с участившимися случаями торговли девочками в провинциях Герат, Кундуз и Тахар. В январе 2008 года было официально подтверждено 3 случая продажи 4-9 месячных девочек. Родители объясняют данную практику крайней нищетой и желанием спасти девочек от голода и холода. Афганистан является одной из 5 наиболее отсталых стран мира, где более половины населения живет за чертой бедности, имея ежедневный доход менее 1 доллара США. В то время как более 50% населения страны младше 18 лет, законодательство, запрещающее торговлю детьми и жестокое обращение с ними, вообще отсутствует.
По данным ЮНИСЕФ в 57% бракосочетаний невеста была младше 16 лет, а 80% браков являются либо вынужденными, либо насильственными, которые устраиваются, чтобы ликвидировать долговые обязательства, а также в качестве средства урегулирования споров или прекращения кровной вражды. Сельское население считает нормальным брачным возрастом для девочек 8-10 лет, не смотря на тo, что были приняты поправки в законодательство, поднимающие брачный возраст до 17 лет. Однако изменения в законах не ликвидировали ни всеобщей нищеты, ни традиционных запретов на общение мальчиков и девочек, ни проблем с безопасностью и киднепингом, т.е. базовых причин ранних и насильственных браков. В результате подобные браки семьи предпочитают просто официально не регистрировать.
Раннее вступление в брак ведет к росту детской и материнской смертности при родах. На 100 000 родов материнская смертность в Афганистане и так составляет 1600 случаев, а у девочек младше 14 лет риск умереть при родах возрастает в 5 раз по сравнению с совершеннолетними роженицами. В среднем афганка за детородный период беременеет 13 раз и рожает 7 жизнеспособных младенцев, при этом каждый седьмой новорожденный не доживает до года, а каждый пятый – до 5 лет.
По данным Детского фонда ООН 97% опрошенных афганок никогда не пользовались противозачаточными средствами и даже не подозревают об их существовании; 21% женщин детородного возраста имеет дефицит веса, 48% страдает от анемии и 75% — от недостатка йода. Не смотря на возросшую доступность медицинской помощи для женщин, прежде всего, при родовспоможении (втрое за последние 3 года), только одна из пяти афганок рожает в условиях медицинского учреждения. В остальных случаях причиной неполучения медицинской помощи и как следствие женской смертности является позиция мужа, ссылающегося на культурные и религиозные традиции, при временном отсутствии мужа — необходимость получения согласия родственников-мужчин на любой выход из дома, в том числе и для посещения врача, тотальная неграмотность женщин, недостаток больниц и врачей-женщин, отсутствие транспортной инфраструктуры, низкий уровень безопасности.
Афганистан — одна из немногих стран, где продолжительность жизни у женщин меньше, чем у мужчин, и составляет 44 года, что является одним из самых низких показателей в мире.
По данным неправительственных организаций на 26,6 миллиона населения Афганистана приходится 1,5 миллиона вдов. Средний возраст вдов – 35 лет, у 90% есть дети, и в большинстве случаев их больше четырех. 94% вдов неграмотно, и не умеет ни читать, ни писать. Порядка 50-70 тысяч вдов живут в Кабуле, где проще найти кров и пропитание, чем в более консервативной сельской местности. Средний доход вдовы составляет 16 долларов США в месяц, зарабатывают вдовы ковроткачеством, пошивом одежды, но, в основном, сбором милостыни и проституцией.
По информации представителя Женской революционной организации в Кабуле, в столице становится все больше женщин, продающих себя. В Кабуле функционирует до 30 публичных домов, в них и на улице работает от 3 до 5 тысяч проституток, и почти все они – жертвы войны, экономической катастрофы, насилия, которому подверглись большинство из них. По данным «Красного полумесяца» и «Врачей без границ» в Кабуле быстрыми темпами распространяется СПИД, но никакой статистики по этому вопросу никогда не велось.
По представлениям западных правозащитных организаций ношение паранджи также является нарушением прав женщин. Однако многие афганки, в том числе и работающие в женских организациях, считают, что настоящей проблемой является малодоступность образования для девочек, и невозможность работать и заниматься собой для женщин, а проблема паранджи, на самом деле, второстепенный вопрос. На протяжении веков афганки носили чадру, это – традиция, укоренившаяся в менталитете. Правление талибов, их безумное отношение к женщине, еще больше укрепили мужской менталитет афганцев. Это привело к тому, что даже те 20-25% женщин, не носивших паранджу до прихода к власти талибов, в настоящее время испытывают трудности с ношением европейской одежды. Эти женщины были работающими женщинами: служащими, учителями, врачами, и вновь выйдя на работу, они снимают паранджу только в офисах на рабочем месте, но крайне редко на улице.
Как отмечает «Международная амнистия», жизнь афганских женщин, которым конституцией были дарованы широкие социальные права, изменилась, в основном, только на бумаге.
Ежедневно в тысячах афганских семей женщины подвергаются насилию, и не получают никакой реальной защиты от государства. Даже рискнув обратиться в суд, они проигрывают процессы, так как афганские суды в семейных конфликтах, как правило, выносят решения не в пользу жертв насилия, а наоборот, руководствуясь предписаниями шариата.
В докладе «Международной амнистии» по Афганистану за 2007 год утверждается, что «юридическая реформа, призванная защищать права афганских женщин, так и не была претворена в жизнь, и женщины в этой стране продолжают существовать на правах заключенных».
Доведенные до отчаяния женщины все чаще пытаются свести счеты с жизнью. Если в 2006 году Независимая комиссия по правам человека зарегистрировала 110 случаев самосожжения в 5 провинциях страны, то в 2007 году только в Герате более 90 женщин пытались покончить жизнь путем самосожжения, из них 70 погибли, а выжившие на всю жизнь остались калеками.
Разработанный закон о предотвращении бытового насилия требует не только скорейшего принятия, но и неукоснительного соблюдения, прежде всего в его карательной части. Привлечение женщин к службе в полиции и работе в судебных органах, подготовка женщин-адвокатов и создание семейных консультаций также может способствовать если не уменьшению гендерного насилия, то хотя бы адекватному реагированию на него как на преступление против личности.
Образовательные программы по гендерному просвещению, как для мужчин, так и для женщин, запрет ранних и насильственных браков, ограничение полигамии, наравне с повышением уровня образования женщин, развитием доступной системы женского здравоохранения, активным вовлечением женщин во все сферы политической, экономической и социальной жизни афганского общества с течением времени может способствовать трансформации веками сложившихся стереотипов патриархального церемониального общества, что должно привести к более полному соблюдению продекларированных прав женщин, изменению гендерных отношений в афганском социуме.
«История Афганистана неоднократно доказывала, — говорится в докладе Генерального секретаря ООН, — что усилиям по укреплению статуса женщин имманентно присуща угроза обратной реакции. Для достижения в полном объеме целей обеспечения гендерного равенства потребуется серьезная приверженность и политическая воля со стороны национальных и международных заинтересованных сторон».
Национальная стратегия развития Афганистана до 2010 года предусматривает сокращение на 20% уровня бедности среди женщин и привлечение не менее 20% женщин к работе в государственных и общественных структурах.
Кроме того, более 200 неправительственных организаций, как местных, так и международных, осуществляют в Афганистане различные программы, направленные на улучшение положения женщин в этой стране. Будем надеяться, их усилия увенчаются успехом.
Фото: pictopia.com
Быстрая доставка материалов в Telegram Подписаться
Дом стал тюрьмой. Как живут афганские женщины спустя месяц после захвата власти «Талибаном»
Автор фото, Aamir QURESHI / AFP
Жительницы Афганистана, с которыми пообщалась Русская служба Би-би-си, настолько напуганы, что неделями боятся покидать свои дома. Они ожидают повторения сценария 20-летней давности, когда женщину могли избить за «неправильную» паранджу или посадить в тюрьму за проезд в такси без сопровождения мужчины.
Что обещал женщинам «Талибан»?
«Талибан» правил Афганистаном с 1996 по 2001 годы, насаждая законы шариата в особо жесткой трактовке. Девочки старше восьми лет не могли посещать школу, женщинам запрещалось работать (за исключением сферы здравоохранения) и выходить на улицу без сопровождения близкого родственника мужского пола (при этом они были обязаны носить паранджу). За супружескую измену женщин забивали камнями.
Правила строгого дресс-кода касались всех без исключения, в том числе врачей. Из доклада следует, например, что администратор больницы одной из провинций велел женщине-хирургу надеть чадру (вместо специального головного убора) в разгар операции.
В качестве подтверждения своих слов, талибы, как и 20 лет назад, призвали женщин-медиков вернуться на рабочие места, а также заговорили об участии женщин в новом правительстве. В августе телеведущая Бехешта Арганд в прямом эфире взяла интервью у представителя «Талибана»: это произошло впервые после захвата боевиками власти. Тогда многие говорили, что это могло стать первым сигналом смягчения позиции талибов. Однако вскоре после этого, опасаясь за свою жизнь, 24-летняя Арганд покинула Афганистан, а ближневосточные СМИ писали о том, что женщинам-журналисткам запрещают выходить в эфир.
19 сентября женщинам, служащим в муниципалитете Кабула, приказали не выходить на работу в том случае, если их обязанности могут выполнять мужчины.