призвание как найти себя во взрослой жизни
Наталия Викулина: Призвание. Как найти себя во взрослой жизни
Здесь есть возможность читать онлайн «Наталия Викулина: Призвание. Как найти себя во взрослой жизни» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2015, ISBN: 978-5-9614-3915-1, издательство: Array Литагент «Альпина», категория: psy_personal / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Призвание. Как найти себя во взрослой жизни: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Призвание. Как найти себя во взрослой жизни»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Наталия Викулина: другие книги автора
Кто написал Призвание. Как найти себя во взрослой жизни? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
Призвание. Как найти себя во взрослой жизни — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Призвание. Как найти себя во взрослой жизни», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Призвание. Как найти себя во взрослой жизни
Редактор Алиса Черникова
Руководитель проекта А. Василенко
Корректор Е. Аксёнова
Компьютерная верстка К. Свищёв
Дизайн обложки С. Хозин
© ООО «Альпина Паблишер», 2015
«Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ)».
Зачем я пишу эту книгу
Книга, которую ты держишь в руках, – мой подарок тебе. Я написала о том, что считаю очень важным. Если ты читаешь ее – значит ты уже достаточно взрослый, чтобы задаться вопросом: а что же я буду делать в этой жизни? Чем я хочу заниматься, чтобы это было интересно и полезно, а желательно еще и денег приносило?
Я пишу эту книгу, когда тебе только два года. Хотя ты еще очень маленький, меня уже волнует, каким ты станешь, когда вырастешь. И я говорю не о профессии. Я имею в виду, будешь ли ты счастлив. Будешь ли ты настолько любознательным, чтобы искать ответы на самые трудные вопросы? Понадобится ли тебе помощь или ты добьешься всего сам? Я не знаю, каким ты станешь, когда вырастешь. Так что, получается, я пишу эту книгу для человека, которого не знаю.
Если совсем по-честному, то это книга не только для тебя, но и для меня. И для всех, кому интересно получить ответы на вопросы, которые беспокоят меня и когда-нибудь, наверное, будут беспокоить тебя.
Я постараюсь сделать книгу не слишком длинной и занудной, хотя второе будет непросто.
Твоя мама
Немножко растолкую, о чем эта книга. Название уже подсказывает: о призвании. А вот что это такое?
Давай пока просто ограничимся определением: призвание – это полезное дело, которое ты в течение долгого времени (многих лет) можешь делать с радостью и удовольствием, и у тебя оно хорошо получается. А дальше попробуем разобраться в вопросе поподробнее.
Правда, если нужно было бы только дать определение призванию, то я не стала бы писать целую книгу, даже очень маленькую. Я еще хочу поискать ответы на разные вопросы, например:
• Что хорошего в том, чтобы искать свое призвание? А может быть, есть и что-то плохое?
• Помогает ли призвание разбогатеть?
• Может ли у человека быть несколько призваний? Или не быть ни одного?
• Что или кто может помочь найти призвание? А помешать этому?
• Как понять, что дело, которое ты выбрал, и есть твое призвание?
Кроме того, эта книга:
• о науке вообще и о психологии в частности;
• о людях, в том числе и обо мне.
Ну и понемногу о других вещах. Увидишь сам!
Откуда я все это знаю
Ты можешь спросить: «Мам, а откуда ты знаешь все, что в этой книге написано?»
Обычно на подобные вопросы старшие отвечают: «Жизненный опыт, сынок!» Или: «Поживешь с мое – узнаешь». Так-то оно так, но я изучала эту тему специально для книги.
Сначала я хотела провести целое психологическое исследование по всем правилам: изучить литературу, сформулировать гипотезу, составить выборку[1], опросить респондентов, проанализировать результаты. Я даже специально ездила в Томск, встречалась со своей бывшей научной руководительницей, без пяти минут доктором психологических наук, и договорилась, чтобы она поучаствовала в написании книги. Это была чудесная поездка! Я действительно хотела создать полноценную научную работу – и желательно интересную.
Но со временем желание выполнить эту работу по правилам науки пропало. Мне захотелось сделать эту книгу не объективной, а наоборот, очень личной и субъективной (про объективное и субъективное я расскажу в одном из следующих писем). Но попытка действовать по всем правилам научных исследований не пропала даром. Во-первых, я прочитала кое-какие книги, в том числе научные, и о них я еще расскажу.
4 способа понять своё призвание
О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.
Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.
Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.
Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».
Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.
Тестирование
Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — « Предпочтительные виды профессиональной деятельности».
⟶ Пройти его можно, например, здесь.
В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.
В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.
Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:
⟶ Пример такого теста здесь.
Коучинг
В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.
В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.
Окружение
Действия
Навыки
Ценности
Самоопределение
Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов « я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.
Миссия
Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.
Бесплатный онлайн-курс
Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии
Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.
Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?
Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.
Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.
«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.
Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.
Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.
Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».
Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.
Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.
Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.
Найти решение будет несложно, если есть искреннее желание 🙂
Как совместить деньги и творчество
Вдохновиться историями студентов Нетологии
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Призвание как найти себя во взрослой жизни
Призвание. Как найти себя во взрослой жизни
Редактор Алиса Черникова
Руководитель проекта А. Василенко
Корректор Е. Аксёнова
Компьютерная верстка К. Свищёв
Дизайн обложки С. Хозин
© ООО «Альпина Паблишер», 2015
«Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ)».
Зачем я пишу эту книгу
Книга, которую ты держишь в руках, – мой подарок тебе. Я написала о том, что считаю очень важным. Если ты читаешь ее – значит ты уже достаточно взрослый, чтобы задаться вопросом: а что же я буду делать в этой жизни? Чем я хочу заниматься, чтобы это было интересно и полезно, а желательно еще и денег приносило?
Я пишу эту книгу, когда тебе только два года. Хотя ты еще очень маленький, меня уже волнует, каким ты станешь, когда вырастешь. И я говорю не о профессии. Я имею в виду, будешь ли ты счастлив. Будешь ли ты настолько любознательным, чтобы искать ответы на самые трудные вопросы? Понадобится ли тебе помощь или ты добьешься всего сам? Я не знаю, каким ты станешь, когда вырастешь. Так что, получается, я пишу эту книгу для человека, которого не знаю.
Если совсем по-честному, то это книга не только для тебя, но и для меня. И для всех, кому интересно получить ответы на вопросы, которые беспокоят меня и когда-нибудь, наверное, будут беспокоить тебя.
Я постараюсь сделать книгу не слишком длинной и занудной, хотя второе будет непросто.
Немножко растолкую, о чем эта книга. Название уже подсказывает: о призвании. А вот что это такое?
Давай пока просто ограничимся определением: призвание – это полезное дело, которое ты в течение долгого времени (многих лет) можешь делать с радостью и удовольствием, и у тебя оно хорошо получается. А дальше попробуем разобраться в вопросе поподробнее.
Правда, если нужно было бы только дать определение призванию, то я не стала бы писать целую книгу, даже очень маленькую. Я еще хочу поискать ответы на разные вопросы, например:
• Что хорошего в том, чтобы искать свое призвание? А может быть, есть и что-то плохое?
• Помогает ли призвание разбогатеть?
• Может ли у человека быть несколько призваний? Или не быть ни одного?
• Что или кто может помочь найти призвание? А помешать этому?
• Как понять, что дело, которое ты выбрал, и есть твое призвание?
Кроме того, эта книга:
• о науке вообще и о психологии в частности;
• о людях, в том числе и обо мне.
Ну и понемногу о других вещах. Увидишь сам!
Откуда я все это знаю
Ты можешь спросить: «Мам, а откуда ты знаешь все, что в этой книге написано?»
Обычно на подобные вопросы старшие отвечают: «Жизненный опыт, сынок!» Или: «Поживешь с мое – узнаешь». Так-то оно так, но я изучала эту тему специально для книги.
Сначала я хотела провести целое психологическое исследование по всем правилам: изучить литературу, сформулировать гипотезу, составить выборку[1], опросить респондентов, проанализировать результаты. Я даже специально ездила в Томск, встречалась со своей бывшей научной руководительницей, без пяти минут доктором психологических наук, и договорилась, чтобы она поучаствовала в написании книги. Это была чудесная поездка! Я действительно хотела создать полноценную научную работу – и желательно интересную.
Но со временем желание выполнить эту работу по правилам науки пропало. Мне захотелось сделать эту книгу не объективной, а наоборот, очень личной и субъективной (про объективное и субъективное я расскажу в одном из следующих писем). Но попытка действовать по всем правилам научных исследований не пропала даром. Во-первых, я прочитала кое-какие книги, в том числе научные, и о них я еще расскажу.
А во-вторых, я все-таки составила выборку и побеседовала с людьми, которые, по их собственным словам, нашли свое призвание. Всего получилось восемь человек: не слишком много, но и не так уж мало. Поверь, это непросто – найти человека, который с уверенностью скажет: «Да, я нашел свое призвание!»
Некоторые из этих людей – мои давние знакомые, но с большинством опрошенных я виделась впервые. Я очень благодарна им за то, что они согласились встретиться и поговорить.
А еще в книге есть истории людей, позаимствованные из других книг. Они нисколько не хуже тех, что услышала я сама, и в некоторых случаях только в книге мне удавалось найти историю, которая лучше всего иллюстрирует какую-то идею.
Так что на вопрос «откуда я все это знаю» я могу ответить: читала книги, беседовала с людьми. И жизненный опыт, конечно!
Призвание по Кену Робинсону
Я хочу рассказать о книге Кена Робинсона. Он гораздо известнее меня, а кроме того – гораздо авторитетнее в вопросах поиска призвания. «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии» – это, на мой взгляд, одна из ключевых книг на данную тему[2]. В ней автор рассказывает о знаменитостях, таких как Пол Маккартни, Пауло Коэльо, Мэг Райан, Боб Дилан, а также о личностях, известных в более узких кругах – архитекторах, ученых и людях других профессий, которые нашли свое призвание. Робинсон не просто пересказывает факты биографии, а говорит о том, что именно помогло этим людям отыскать свое призвание. «Найдите свое племя», «Мыслите иначе», «Своя стихия» – это все названия глав его книги.
В каком-то смысле я повторяю замысел Кена Робинсона: рассказываю о людях, которые нашли свое призвание, и пытаюсь понять, как у них это получилось и как они с этим живут. Только, в отличие от Робинсона, мои герои – не знаменитости и даже не широко известные личности. Я пишу о людях, которые ходят по улицам рядом с нами, и их при этом не осаждают толпы поклонников. Ведь, как мне кажется, прочитав книгу Кена Робинсона, можно сказать: «Да ладно, я не так талантлив, как Пол Маккартни» – и даже не пытаться искать свое призвание.
Я не хочу сказать, что «Призвание» Робинсона читать не надо – очень даже надо! Но, надеюсь, моя книга ее дополнит – историями таких же людей, как мы с тобой.
Объективное и субъективное
Возможно, ты и без меня уже прекрасно знаешь, чем объективное отличается от субъективного. Тогда можешь это письмо пропустить.
Как я уже писала, сначала я хотела, чтобы моя книга вышла объективной, была создана на основе научного исследования. Это означает, грубо говоря, что в книге все должно быть так, как оно есть на самом деле. Не так, как кажется мне или кому-то еще, не мое личное мнение (это как раз субъективно).
Приведу простой пример. Все, что с человеком происходит, все факты его жизни – это объективная реальность. Например, ты действительно родился – это факт. Ты в определенном возрасте сказал первое слово, в определенном возрасте пошел. Все это объективная реальность.
А вот то, что ты об этом помнишь и знаешь, – субъективно. Например, ты скажешь: «Я помню, что у меня была в детстве красная машинка». Твои воспоминания о машинке – это субъективная реальность, то, что переживаешь только ты. На самом деле этой машинки могло и не быть, но у тебя в голове почему-то хранится картинка, что она была. А может, машинка и была, может, и был такой факт в твоей жизни. Но все равно, твои воспоминания об этой машинке, связанные с ней картинки в голове, ощущения, эмоции – все это субъективно.
Выборка (в социологии, психологии) – люди, которые становятся объектом исследования. Изучая их, мы можем что-то понять обо всех людях вообще (или обо всех подобных людях). Например, мы можем исследовать 100 мальчиков и на основе этого сделать вывод, каковы все мальчики вообще. Есть определенные строгие правила по поводу того, как эту выборку составлять, чтобы она была объективной, а результаты исследования получились качественными. – Прим. авт.
Робинсон К., Ароника Л. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.