призраки особняка блай актеры
Грустные «Призраки усадьбы Блай»: печаль сильнее страха
1987 год. Дэни устраивается няней к Флоре и Майлзу — сиротам, оставшимся на попечении у своего дяди Генри, адвоката, работающего в Лондоне. Кажется, дети ему малоинтересны: он просит Дэни не звонить ему по «пустякам», то есть если никто не умирает.
Новая няня должна поселиться в шикарной усадьбе, где при желании можно было бы разместить несколько семей, но большинство комнат пустует. Кроме Дэни и детей там живет домработница Ханна Гроуз, а повар Оуэн и садовница Джейми составляют им компанию днем.
Дэни, сбежавшая из Америки подальше от тяжелой психологической травмы, предложению только рада. Ее не смущает, что предыдущая няня утопилась при загадочных обстоятельствах. Но, как водится в подобных историях, все не так просто.
Непросто и тем, кто ждет психологического хоррора, как в предыдущей части антологии — «Призраки дома на холме». Шоураннер Майк Флэнеган, который на этот раз доверил режиссуру большей части эпизодов другим постановщикам, не стремится пугать. Вместо этого он показывает мистическую драму, героям которой сложно принять своих демонов — как в буквальном, так и в переносном смысле.
Сериал иногда почти физически тяжело смотреть. Не потому что он плох, совсем наоборот. Просто отчаяние, которое льется с экрана, слишком сильно, и от него никуда не деться.
Смерть как травма
Первое заметное отличие «Усадьбы Блай» от своего предшественника — камерность. Действие редко выбирается за пределы дома, куда переезжает Дэни. Там, где раньше было размашистое повествование с точки зрения разных персонажей, — относительно небольшая группа главных героев. С одной стороны, это позволяет изучить их подробнее, с другой — повышает концентрацию диалогов, что сильно бьет по динамике.
Сериал ориентирован в первую очередь на текст, что подчеркивает закадровый голос. Вся история подается в виде рассказа безымянной женщины на дорогой, но несколько старомодной свадебной вечеринке. Это, с одной стороны, дань уважения «Повороту винта», повести Генри Джеймса, у которой «Усадьба Блай» берет центральный сюжет, с другой — предсказуемый, но от того не менее изящный способ добавить истории контекст.
«Поворот винта» невероятно популярен среди кинематографистов. Эту классическую готическую повесть, опубликованную на пороге XX века, уже экранизировали бесчисленное количество раз, но Флэнегана не интересует прямая адаптация. Он не только перенес историю в 80-е, но и добавил элементы других произведений Генри Джеймса, дополнив оригинальными деталями.
Что в сериале не пошло «под нож» — так это основная декорация. Большая усадьба Блай — традиционно загадочное и отталкивающее место, несмотря на всю роскошь убранства. Она по большей части безжизненна и как будто отдаляет происходящее от простого зрителя. Слишком уж богемную жизнь вела семья Майлза и Флоры, раз могла позволить себе такое жилище. Впрочем, все это условности готического по происхождению сюжета. Чтобы его полноценно развернуть, нужно место, где можно расселить всех призраков.
Правда, призраков в прямом смысле слова здесь долго не выпускают. Грязные следы на полу, тревожные просьбы Флоры не выходить ночью из комнаты и ее странный кукольный домик — вот и все, что поначалу выдает в сериале мистическую подоплеку. А вот метафорических призраков хватает.
При желании можно провести параллели с «Американской истории ужасов». Ее шоураннер Райан Мёрфи из похожей концепции делал кэмповый балаган, тогда как Флэнеган выжимает пронзительную мистическую драму. Каждый хорош по-своему, но «Призраки усадьбы Блай» трогают все-таки больше.
«Призраки поместья Блай» — идейное продолжение «Призраков дома на холме» и тяжелая притча о смерти
На Netflix вышел сериал «Призраки поместья Блай» — второй из хоррор-антологии Майка Флэнегана, следующий после «Призраков дома на холме». Если в прошлый раз за все серии отвечал лично Флэнеган, то в «Блай» режиссер поставил лишь пилотный эпизод — самый страшный из девяти. В этот раз призраков в разы меньше, скримеры стали тише, да и в целом «Блай», скорее, припугнет, нежели напугает, как свой предшественник. Но легче от этого не становится. Флэнеган продолжает изучать феномен смерти и втягивать своих героев в потусторонние драмы, в которых, на самом деле, нет ничего потустороннего. А все, что происходит на экране — лишь материализованные страхи, которые каждый день испытываем и мы с вами.
Генри Уингрейв (Генри Томас, также снявшийся в «Призраках дома на холме») вот уже несколько месяцев не может найти новую гувернантку для двух осиротевших племянников — Флоры (Амели Смит) и Майлза (Бен Эйнсуорт). Дети потеряли своих родителей в катастрофе и отныне живут в поместье Блай, которое навещают разве что садовница Джейми (Амелия Ив), повар Оуэн (Рахул Коли) и домработница Ханна Гроуз (Т’Ниа Миллер). Год назад в стенах Блай также жила Ребекка (Тахира Шариф) — бывшая гувернантка, покончившая с собой. Неудивительно, что вакансия с бесплатным питанием и проживанием в роскошном особняке не особо привлекает суеверных сельских англичан. В конце концов на работу обращает внимание американка Дэни (Виктория Педретти, тоже одна из главных героинь «Призраков дома на холме»), которая уже после второго неформального интервью (формальное прошло не очень гладко) переселяется в Блай.
С первого взгляда Блай пугает не меньше, чем дом на холме из соседнего сериала.
Огромный старинный особняк с темными углами, в которых ночами постоянно виднеется чье-то лицо. Потерявшие родителей детишки тоже ведут себя подозрительно: Флора во время разговора может посмотреть за спину собеседника и кому-то кивнуть; в ее огромном кукольном домике стоит вязаный чумной доктор, безлицый мальчик и другие странные игрушки. Ах да, под тумбочкой еще лежит кукла в белом платье и с длинными черными волосами — доставать ее оттуда нельзя. Майлз тоже не подарок: во время первой же встречи с Дэни 10-летний мальчик дарит новой гувернантки заколку, затем — цветы, да и вообще постоянно оказывает нездоровые знаки внимания. Самой Дэни, впрочем, пока все нравится — главное, пореже смотреть в зеркало: кажется, в отражении тоже стоит призрак.
В отличие от «Призраков дома на холме», «Призраки поместья Блай» основаны на маленькой повести «Поворот винта» Генри Джеймса, жившего в 19 веке. С первоисточником обращаются вальяжно. События нового сериала Флэнегана разворачиваются в конце 20 века, а сюжет периодически отходит от оригинала — история слишком короткая, а сериал как-то нужно растянуть на девять часовых эпизодов. И если повесть Джеймса была ночной страшилкой, то «Призраки поместья Блай» — увесистый роман по мотивам, который не ограничивается одним лишь вульгарным хоррором и пытается подарить нечто большее, чем вау-эффект.
Этим «Блай» больше всего и отличается от «Дома на холме». Первый сериал антологии — это сплошной мрак и ужас, виртуозный триллер, в котором мистика выходила на первый план. Призраки случайно появлялись и случайно исчезали, никто — ни герои сериала, ни зрители — даже не успевал перевести дыхание: Флэнеган подобно психопату издевался над своими персонажами и их страхами, буквализируя понятие «внутренние демоны». Как итог: целая притча о ментальных болезнях, в которой призраки были не столько топливом страха, сколько побочным эффектом. В этом и заключалось «вау» — в доме, который кишит призраками, сами призраки были далеко не самым страшным явлением. Горечь во рту вызывали непосредственно люди.
«Призраки поместья Блай» вовсе не пытаются напугать умершими.
В этот раз Флэнеган затрагивает более щепетильную тему — тяжесть от утраты близкого человека. Герои сериала не пытаются отстраниться от призраков, но, напротив, хотят принять их и наладить с ними контакт. То есть если герои «Дома на холме» бегали от своих страхов, то в «Блай» все иначе: со страшными лицами в темном углу пытаются подружиться. Лишь в пилотном эпизоде, который поставил сам Флэнеган, нам дают вкусить тот самый триллер. Но уже со второй серии жуткая атмосфера резко теряет градус: «Блай» поочередно начинает рассказывать истории своих обитателей и знакомить с их покойными близкими. И смотреть на все это уже не очень-то и не страшно, зато грустно — причем ком в горле ощущается гораздо тяжелее, чем во время просмотра «Дома на холме». Просто потому, что слез, потерь и мелодрам здесь в разы больше.
Молодая американка Дэни явно не просто так перебралась в Великобританию, чтобы прожечь свою юность в нескольких милях от города с двумя чужими детьми. Она носит кофты с длинными рукавами и траурное выражение лица, в ее комнате на всех зеркалах висят покрывала, а в походном чемодане лежит чья-то разбитая пара очков. Домохозяйка Гросс почти ежедневно ходит зажигать свечи в маленькой церкви на территории особняка, повар Оуэн быстро стряпает ужин и уезжает к тяжело больной матери, а Джейми сутками возится с растениями. «Они стоят того, чтобы вкладывать в них силы. В отличие от людей», — говорит циничная садовница в одном из диалогов со смотрящей на нее щенячьими глазами Дэни.
«Блай» будто отождествляет своих героев с призраками.
Это Гросс постоянно теряется во времени и уходит в себя, выпадая из диалога. Это на Дэни нахлынывают панические атаки, когда гувернантка оказывается заперта в комнате, где висит зеркало. Это Джейми «без причины» плачет несколько раз на дню. Страшному лицу в темному углу такие душевные муки и не снились. Иной раз Флэнеган перебарщивает с мелодрамой — без этого все же никак. Тем более на Netflix, который любит в своих проектах выжимать максимум из каждой сюжетной арки: больше чувств, больше эмоций, каждый герой — главный, на каждого уже нарисована аватарка для профиля Netflix и заготовлен не один десяток скриншотов для постов в инстаграме.
«Призраки поместья Блай» банально раскрывают слишком много секретов. И если одни действительно хочется узнать, то вот другие лучше бы оставались тайной — иначе какой интерес наблюдать за пытающимся найти покой призраком, если мы заведомо знаем, что покой он не найдет и так и будет блуждать еще несколько серий подряд. Иронично, что сериал про призраков отчаянно держится за людей — трагичное выражение лица Виктории Педретти может довести до слез даже в сюжете со самой пафосной и ванильной драмой (в «Блай» арка Дэни не сильно пафосная и ванильная, не переживайте), а после одного из эпизодов на Гросс в исполнении Миллер невозможно взглянуть без сожаления. Как и «Дом на холме», «Блай» полностью вытаскивает актерский состав. Каждому здесь отведена роль сыграть живого снаружи и мертвого внутри человека, и каждый справляется со своей задачей. Потому что в стенах поместья смотреть в глаза жертв страшнее, чем вглядываться в изувеченные лица чудовищ.
Сериал «Призраки усадьбы Блай»: сюжет, актеры, интересные факты
Для любителей пощекотать собственные нервы жутковато-мистическими историями осень 2020 года не прошла впустую — стриминговый сервис Netflix презентовал сериал «Призраки усадьбы Блай», снятый режиссером Майком Флэнаганом по повести Генри Джеймса «Поворот винта». Дата выхода этого в высшей степени занимательного проекта пришлась на 9 октября. О сюжете хоррора, актерах и их ролях, а также о связанных с новым шоу любопытных фактах — в материале 24СМИ.
Сюжет
Фильмы ужасов неоднократно убеждали зрителей в том, что выбирать в качестве места проживания пользующийся не лучшей славой особняк, чьи стены помнят тайны былых обитателей, — вариант, мягко говоря, не самый разумный. Потому что в подобном случае существует ненулевой шанс познакомиться с теми потусторонними силами, что призраками прошлого намекают живым — любая ошибка стоить может жизни.
Однако герои истории, которую рассказывает сериал «Призраки усадьбы Блай», волею случая оказываются обитателями именно такого поместья. Теперь молодой гувернантке, прибывшей из-за океана в Англию, дабы восстановиться после душевной травмы, а также оставленным ей на попечение сиротам предстоит не только разобраться в собственных проблемах. Им потребуется еще и разгадать тайны, что скрывает их новый дом, ведь только это позволит остаться в живых.
Актеры и роли
Главные роли в сериале исполнили следующие актеры:
Виктория Педретти — Дэни Клейтон, молодая американка, приехавшая в Великобританию для того, чтобы оставить позади личную драму — из-за своей нетрадиционной ориентации девушка расторгла помолвку с женихом. Сопровождавшая расставание ссора закончилась для уже бывшего избранника героини печально — молодой человек погиб под колесами грузовика. Дэни винит себя в произошедшем и старается справиться с переживаниями на новом месте.
Клейтон устраивается гувернанткой к состоятельному столичному лорду Генри Уингрейву, который поручает заботе девушки двоих своих племянников-сирот и поселяет в загородном поместье Блай. Вот только дом хранит слишком много тайн, а населяющие его призраки не прочь поделиться «сокровенным» с новыми постояльцами. Пусть даже такое знакомство окажется для еще живых смертельно опасным.
Генри Томас — Генри Уингрейв, богатый лондонский лорд, на попечении которого после гибели родного брата и его супруги остались двое юных племянников — Майлз и Флора. Не горя желанием заниматься воспитанием ребят, мужчина предпочел в итоге нанять для этих целей гувернантку — подходящую кандидатуру Уингрейв находит в лице бегущей от чувства вины Дэни Клейтон.
Бенджамин Эван Эйнсворт — Майлз, племянник лорда Уингрейва, оставшийся сиротой после гибели родителей. По ряду причин исключен из школы и отправлен домой. Дэни Клейтон удивляет странность мальчика — время от времени тот начинает рассуждать не по годам разумно, словно в теле ребенка скрывается взрослый человек.
Амели Беа Смит — Флора, сестра Майлза, как и мальчик, оставленная на попечение гувернантки. Спокойная и милая девочка тоже порой заставляет свою воспитательницу понервничать — кажется, что юная Уингрейв видит за спиной Дэни нечто такое, что недоступно взору простых людей.
Также в сериале снимались: Оливер Джексон-Коэн, Кэтрин Паркер, Т’Ниа Миллер, Амелия Ив и Кейт Сигел в роли Виолы Уиллоуби.
Интересные факты
1. Сериал «Призраки усадьбы Блай» представляет собой продолжение сверхъестественной антологии режиссера Майка Флэнагана, начатой в 2018 году 10-серийным шоу «Призраки дома на холме». Первая часть проекта базировалась на вышедшем в 1959 году одноименном романе Шерли Джексон. А вот злоключения постояльцев поместья Блай основаны на творчестве писателя Генри Джеймса, творившего на рубеже XIX–XX столетий.
2. Хотя создатели хоррор-проекта заявляли о том, что вдохновлялись они в работе в первую очередь романом Джеймса «Поворот винта», внимательный зритель без труда обнаружит в эпизодах сериала отсылки и к другим произведениям американо-английского автора, немало внимания в своих работах уделявшего мистике и психологии.
3. Критики еще до выхода проекта уже успели окрестить сериал «Призраки усадьбы Блай» лучшим хоррором года. Но зрители подобную уверенность не разделили, поставив куда более низкие оценки на Metacritic и Rotten Tomatoes, а также отметив ряд недостатков шоу. Среди таковых: явный перекос в психологию и недостаток в действительности страшных моментов, скучное и растянутое повествование, а также выпячивание на первый план трендовых повесток вместо проработки сюжета.
Сериал «Призраки усадьбы Блай» — трейлер:
Призраки усадьбы Блай (The Haunting of Bly Manor), сериал, 2020
«Абсолютно превосходное поместье», или Парад воспоминаний/Смерть им к лицу?
2007 год. Во время богатой свадьбы в замке, слывущем обиталищем призраков, дама весьма средних лет рассказывает страшную историю.
О юной девушке, в далеком 1987 году устроившейся на работу няней с «проживанием» в усадьбе Блай. На попечении новой гувернантки оказываются двое детей – 8 и 10 лет. Живущих в огромном особняке, полном теней, скрипов и картин.
А еще – призраков. Ведь усадьба Блай известна не только архитектурными изысками и шикарным садом. А и тем, что судьба ее хозяев — родителей детишек, была не особо завидной. Как и предыдущей гувернантки, погибшей прямо на территории поместья.
Неужто та же судьба уготована и новой няне? А давняя история, о которой идет речь, еще не завершена?
После успеха «Призраков дома на холме», ставшего одним из лучших мистико-психологических проектов года, его непрямое продолжение (создатели решили создать антологию, связанную друг с другом различными домами с приведениями) ждали с большим нетерпением.
К сожалению, в некоторых моментах потомок до уровня идейного родителя не дотягивает.
С одной стороны игры с Хроносом, переключение времен по-прежнему с нами, но склеены эти переходы более топорно, стандартно, «комфортно» для зрителя, и попросту скучновато. Есть исключения, но они припадают на вторую половину сезона, до которой еще нужно дожить, к примеру, на серию управляющей. В «Холме» прыжки по разным временным пластам выглядели более уместными и красивыми.
Основная линия проекта – 1987 год и поместье Блай. Также нас обеспечат приличным количеством флэш-беков, связанных со многими персонажами. Правда, переносят они зрителя в основном на год-два назад (не считая экскурса в 17 век). Благодаря ним мы узнаем тайну Дэни, историю предыдущей гувернантки и Питера — еще одного сотрудника лорда Уингрейва. Познакомимся с некоторыми особенностями жизни управляющей, прошлого садовницы и характера Майлза.
Линия 2007 открывает и завершает историю, выступая эдаким взглядом сверху. Периодически напоминая о себе закадровым голосом рассказчицы, комментирующей некоторые моменты происходящего и даже позволяющей ведать слушателям о мыслях и внутренних переживаниях героев истории 1987-го. То бишь поделиться домыслами и предположениями.
Сериал снят по мотивам повести Генри Джеймса «Поворот винта» (1898).
Также с нами огромный особняк, играющий меньшую роль, чем его собрат из первой части, но все равно выступающий одним из героев ленты. Дом хорош. Приветлив днем, мрачен после захода солнца («Ночью дом вдохнул и стал больше»). Полон воспоминаний, вещей и гордости. Антуражен также сад с его статуями, ландшафтный дизайном и укромными уголками. И озером. Как без него. Сколько открытий чудных преподнесло бы оно любопытным водолазам.
Не забывают постановщики о пейзажах пасторальной Англии.
Любопытно, что некоторая часть актеров первых «Призраков» принимает участие и во втором сезоне антологии, понятное дело, играя абсолютно других персонажей.
Дэни (Педретти). Юная американка, бежавшая в Англию от прошлого. Девушка, чья семейная жизнь, казалось, была предопределена с детства. Учительница, жаждущая уделять внимание не огромным классам, а отдельным детям. Путающаяся в ориентации. Трогательная и решительная. Живущая под гнетом вины. Патологически не умеющая заваривать чай («Не трогай чайник – осквернишь»). Неплохо, но есть нюансы. Актриса активно внешне эмоционирует, при этом злоупотребляя некоторыми особенностями поведения. Как-то решительным быстрым шагом, дрожащими губами и расстроенно-плаксивым выражением лица. Хотя, после того как мы узнаем ее историю, становится понятно, что на столь нервическое состояние она имеет полное право.
внимательного любовника-пусички в ревнивого грубоватого самца, напоминающего о пресловутом абьюзе (отсылка к его образу в «Невидимке»?). И обратная трансформация.
Лорд Генри (Томас ). Человек, женатый на работе. Крепко побухивающий аристократ, фактически живущий в офисе. Хороша линия отношений с семьей брата, и его персональный ночной собеседник – Черный человек.
Дама средних лет из 2007-го (Гуджино). Ведущая, рассказчик, как не трудно догадаться по уши замешанная в историю поместья Блай.
Управляющая поместьем Ханна (Т’Ниа Миллер). Негритянка, расставшаяся с мужем, искренне считающая поместье своим домом. Опасающаяся выйти в большой мир, рискнуть начать жизнь заново. И в еде подозрительно скромна.
Садовница Джейме (Амелия Ив) – девица с мужицким повадками и сложными детством/юностью. Интересно стремление к растениям, начавшееся с ужаса перед угольными шахтами, где нет ничего живого. И продолжившееся прогрессирующей мизантропией.
Еще один пример тлетворного влияния глубинки, провинции — играющей роль гравитационного колодца, где легко застрять.
К сожалению, от толерантной лесбийской линии постановщики также не удержались. С другой стороны – мальчик, девочка – какая разница, настоящая любовь может себе позволить не разбирать пол.
Повар Оуэн (Рахул Коли) – арабской внешности мужчина, учившийся кулинарии в Париже, а затем вернувшегося домой ухаживать за больной деменцией матерью. Милый, обаятельный, добрый.
Детишки – восторженная Флора с ее «Абсолютно превосходным» всем, кроме классной комнаты и привычным отношением к сверхъестественному. И Майлз, мальчик-хитрован с ухмылкой – играющий два образа – ребенка и циничного взрослого. Второе скажем честно, у юного лицедея получается далеко не всегда.
Линия чувствительности детей к потустороннему не нова, но всегда выиграшна, особенно в варианте недорослей, «отмазывающих» взрослых от мистических неприятностей. Кстати, по мнению многих хорроров, дети до определенного возраста физического вреда от призраков не получают, лишь психологический (зато его может привалить с избытком). Неплоха также тема с куклами и интерактивным кукольным домом, отзеркаливающем происходящее в настоящем поместье, причем на всех уровнях (сразу повеяло «Реинкарнацией»).
Через этих персонажей нам раскрывают темы господ и прислуги, необходимости помнить к какому именно классу ты относишься. Ненадежности воспоминаний и прошлого в целом.
Нюансов брака («брак почти религия — ты поклялась слепо верить в мужа»). Засасывающей как болото провинции. Правильных и неправильных видов любви, необходимости отличать это светлое чувства от жажды обладания и собственничества.
Если первые «Призраки» посвящались в основном проблемам семейных отношений устоявшейся семьи с чадами и домочадцами, то «Блай» говорит больше о любви взрослых людей. О формировании чувственных и дружеских отношений, втором шансе, смене мест обитания, попытках создать новые связи, контакты, «ячейки общества» и новые жизни в целом.
Что любопытно, фактически у каждого из героев имеются свои готовые и сформировавшиеся призраки (включая, похоже, самих призраков). А вы говорите – дома с привидениями!
До экватора проекта лобового столкновения с потусторонним не происходит. Хоррор в первой половине The Haunting of Bly Manor снят довольно топорно, грубовато и нарочито. Если в «Призраках на холме» ужас долгое время подавался незаметными отражениями (чтобы их заметить, зрителю приходилось отдавать ленте все свое внимание), полутонами, тенями, намеками. То здесь в основном сделан акцент на банальное топтание за спиной, возню в углах и бросающиеся в глаза зрителю фигуры за спинами героев. Благо, хоть скримеров немного. Да и концепция «прывыдив», чересчур легко взаимодействующих с физическим миром (типа очень плотный эфир?) слишком уж спорна.
Эрго. Приятный психологический хоррор, уступающий, тем не менее, первой части антологии.
Режиссер: Киран Фой, Лиам Гэвин, Аксель Кэролин
В ролях: Виктория Педретти, Тахира Шариф, Бен Эйнсуорт, Александра Эссоу, Амелия Ив, Каликс Фрайзер, Оливер Джексон-Коэн, Мартин МакКриди, Роз Мюррэй, Джим Пиддок, Генри Томас, Карла Гуджино
Любовь и гроб. Дмитрий Барченков — о лучшем сериале года
Смотреть обязательно
«Призраки усадьбы Блай»
Автор: Майк Флэнеган
Платформа: Netflix
Два года назад постановщик Майк Флэнеган сумел доказать, что потерявшиеся где-то в прошлом фильмы ужасов про привидений в поместье вовсе не эстетское развлечение под вино, а крайне актуальный жанр. Его сериал для Netflix «Призраки дома на холме» был основан на одноименном романе диковатой писательницы Ширли Джексон (в ее девиациях вы можете убедиться, посмотрев фильм «Ширли» с Элизабет Мосс — он вот-вот выйдет в российский прокат), и внезапно проект покорил всех. О гениальности «Призраков» судачили небезосновательно — Флэнеган увязал между собой два, казалось бы, полярных жанра: семейную драму и хоррор. На выходе получилась история про застрявших в прошлом людей, которых в детстве наградили сильными психологическими травмами, а в настоящем они должны за них отдуваться. Эффект сюжет оказывал мощнейший, Особенно во время окончательного укрепления понятия «новая искренность». После (а иногда и во время) просмотра хотелось спрятаться в туалете и поплакать.
Флэнеган в своих работах регулярно поднимает семейный вопрос. И в этом нет желания соответствовать духу времени — это скорее исповедальная попытка рассказать о себе и своих переживаниях. В его ужастике 2013 года «Окулус» выросшие дети так же проигрывали призракам прошлого, равно как и в чуть более оптимистичной фантазии о детских кошмарах «Сомния» 2014-го о том, как ребенок борется с воспоминаниями о смерти матери. Да и в самой свежей и громкой работе Флэнегана «Доктор Сон» с Юэном Макгрегором (продолжение «Сияния» Стэнли Кубрика и одновременно экранизация относительно нового одноименного романа Стивена Кинга) участниками одного из основных конфликтов оказались взрослый сын и его умерший отец (да-да, тот самый герой Джека Николсона с топором). То есть Флэнеган, как и шоураннер Райан Мерфи в «Рэтчед», в рамках классических сюжетов и их интерпретаций отталкивается от самого себя. И от этого только выигрывает.
История «Призраков усадьбы Блай» наращивает обороты всех предыдущих проектов Флэнегана сразу. В основе сериала ключевая для модернизма повесть Генри Джеймса «Поворот винта» про гувернантку, детей и призраков. То есть перед нами снова довольно типичный для режиссера сюжет. Но есть и новое — революционное для тогдашней литературы отличие «Поворота винта» состояло в том, что повесть держалась на, по сути, изобретенном Джеймсом приеме «ненадежного рассказчика»: читатель даже на последних страницах книги так и не может понять, некоторые детали сюжета — вымысел или правда. Такие произведения очевидно сложно экранизировать (хотя попыток было достаточно). Но Флэнеган и не стремится быть дотошным. Образ «ненадежного рассказчика» в его интерпретации несколько стирается, добавляются еще и несколько сюжетных линий, позволяющих из небольшого произведения сделать девятичасовой сериал. Все для того, чтобы продолжить дело «Призраков дома на холме» (с ним «Блай» составляет своего рода антологию) — завести разговор о детских травмах на примере столкновения со сверхъестественным. И вот это новой истории от Флэнегана удается лучше всего.
Хоррор как таковой здесь уже неважен. Страшных, пугающих моментов за все девять часов вы найдете от силы пять-шесть, зато жутко вам станет по-настоящему: от боли, которую испытают чуть ли не все персонажи.
«Эта история не про призраков, а про любовь», — заявляет одна из героинь в финальном эпизоде. Действительно, Флэнеган рисует идеальное высказывание о чувствах в 2020-м (хотя события описывают конец восьмидесятых и нулевых годов), с меланхолией и без капли секса, со свободой сексуальной идентичности (основная линия отношений — между двумя женщинами) и любовью буквально до гроба.
С цитатой героини о любви сходится и другая, на первый взгляд контрастирующая: «А что, если ты призрак, но тебя все видят и слышат?» На этой мысли во многом держится не только сюжет, но и форма флэнегановского опуса. В «Призраках дома на холме» был гениальный шестой эпизод, снятый практически одним кадром, но застающий героев одновременно и детьми, и взрослыми. Здесь таких формальных экспериментов два: пятая и восьмая серии. В них разные герои путешествуют по своим же воспоминаниям. И в этих приключениях в итоге растворяются — по сути, не желая принимать то, что диктуют им реальность и жизнь.
«Призраки поместья Блай» уже сегодня хочется назвать главным кинопроизведением этого года. Сериал невероятно точно отражает переживаемые эмоции в нынешние, весьма трудные дни. Потери, депрессии и трагедии здесь окутаны необходимой каждому нежностью и заботой. Вместе с тем Флэнеган окончательно закрепляет за собой роль и одного из главных мировых хоррормейкеров наряду с более обращенными к жанру Ари Астером («Реинкарнация» и «Солнцестояние»), Джорданом Пилом («Прочь» и «Мы») и Робертом Эггерсом («Ведьма» и «Маяк»). Разве что работы Флэнегана не пытаются сломать или перестроить сам жанр, лишь дополняя его нотками психотерапии. И это, несмотря на всю мрачность и готику кадра, ему удается, говоря словами одной из героинь, «совершенно прекрасно».