приспособления животных к жизни на лугах

Конспект беседы «Экосистема Луг».

приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть фото приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть картинку приспособления животных к жизни на лугах. Картинка про приспособления животных к жизни на лугах. Фото приспособления животных к жизни на лугах Елена Поздеева
Конспект беседы «Экосистема Луг».

Конспект беседы «Экосистема ЛУГ».

В каждом крае есть немало мест, где растут только травянистые растения.

Большая местность, (Слайд 1) занятая травянистыми растениями, называется (Слайд 1.1.) ЛУГ.

Часто луга располагаются по берегам рек, озер. (Слайд 2) Эти луга одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву лугов, поэтому травы здесь разрастаются особенно быстро. Такие луга называют ЗАЛИВНЫМИ.

Все растения луга травянистые, они любят свет, им необходима вода, которую они получают во время дождей.

А какие же растения растут на лугу? Их можно разделить на 4 группы. Первые –это красивоцветущие: (Слайд 3) клевер луговой, (Слайд 3.1) нивяник или ромашка, (Слайд 3.2) мышиный горошек, (Слайд 3.3) одуванчик, (Слайд 3.4.) колокольчик (Слайд 3.5) василек. Как вы думаете, почему их так называют –красивоцветущие?

Следующая группа –невзрачноцветущие: (Слайд 4) тимофеевка, (Слайд 4.1.) ежа сборная, (Слайд 4.2) мятлик, (Слайд 4.3) пырей, (Слайд 4.4) пастушья сумка.

Как вы думаете, почему их так называют – (Слайд 4.5.) невзрачноцветущие?

Внешнее сходство вёха с морковью и морковный запах подземной части приводили к трагическим отравлениям детей, которые попробовали его на вкус. Хвощ луговой ядовит для лошадей и крупного рогатого скота.

Следующая группа –лекарственные растения луга: (Слайд 6.1) Мать-и-мачеха. В качестве лекарственного сырья используют листья. Листья мать-и-мачехи применяют как отхаркивающее и мягчительное средство. (Слайд 6.2) Зверобой. Из высушенного зверобоя готовят отвар который применяют для смазывания дёсен и полоскания рта при стоматитах; применяют также наружно при ожогах, ранах, кожных заболеваниях. (Слайд 6.3) Подорожник. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Сок из свежих листьев подорожника эффективен при лечении ран. (Слайд 6.4) Герань луговая. В народной медицине настой травы применяют при поносах, дизентерии, болезни почек, ревматизме, Распаренной измельченной травой сводят сухие мозоли.

На лугу можно встретить животных. Крупные звери на лугу не живут. Луг – открытая местность. Здесь трудно спрятаться от врагов.

Это (Слайд 7) крот. Жизнь крота проходит в земле, в вырытых им норах. Всё строение тела крота приспособлено к такому образу жизни. Оно плотное, без ушей, шея почти незаметна. Вместо ушей – небольшие отверстия, которые спрятаны под шерстью. У крота есть глазки, но это всего лишь маленькие бусинки, прикрытые кожей и шерстью. Поэтому считается, что кроты слепые. Глаза кроту, живущему постоянно под землей, в темноте, и не нужны. Зато крот обладает великолепным нюхом. Он чувствует запах дождевого червя, улитки или личинки насекомого за несколько метров. Добычей крота могут стать мышь, ящерица или лягушка. У крота очень сильные передние лапы, имеющие форму лопаты. На них растут плоские когти, которыми ему удобно рыть землю и отбрасывать её назад. Зимой крот не спит. В коре, выстланной сухими листьями, мхом и травой, у крота много ходов и выходов.

ПОЛЁВКА – (Слайд 8) мышиных размеров буроватый зверек с коротким хвостом. Питается преимущественно зелеными частями растений. Чтобы насытиться таким малопитательным кормом, грызун в сутки вынужден поедать его огромное количество, почти равное собственной массе. Обыкновенная полевка, приносит вреда, поедая на полях посеянные семена.

Полевая мышь (Слайд 9) живет на лугах. Она очень осторожна. В случае опасности быстро убегает. День полевая мышь проводит в норке, которая сделана из сухих стеблей, листьев, травы.А ночью разыскивает корм: семена растений, насекомых. Найти корм ей помогает хорошо развитые ноги и длинный хвост. Рядом со своей норкой полевая мышь устраивает кладовочку для запасов пищи на зиму.

Из птиц на лугу можно повстречать (Слайд 10) чибиса. Чибис размером с голубя. На затылке есть хохолок из нескольких узких перьев. Клюв короткий и прямой, а крыло широкое и тупое. птицы и птенцы питаются в основном наземными насекомыми (жуки, гусеницы, бабочки, слизнями, дождевыми червями. Гнездо устраивают на кочке, в куче травы, а иногда просто на земле в небольшой ямке. Чибисы очень подвижные птицы, они быстро и ловко бегают среди травы. В конце лета собираются в стаи и улетают на зимовку.

(Слайд 11) Полевой жаворонок. Размером несколько крупнее воробья. Верхняя сторона тела буровато – серая с черными продольными пестринами, а нижняя сторона – белая с тёмными пестринами на груди. По бокам хвоста есть светлые полосы. Прилетает ранней весной с появлением первых проталин. Недаром его считают вестником весны

(Слайд 12) Трясогузка. Размером трясогузка несколько меньше воробья, но более стройная. У неё тонкий и длинный хвост. Она очень ловко и быстро бегает по земле. Оперение светлое. На голове и груди большое темное пятно, а на темени чёрная шапочка. Бока головы, вся нижняя сторона тела и полоски по бокам хвоста белые. Прилетает в начале весны, когда местами ещё лежит снег. О ней говорят «птичка невеличка, а лёд ломает», чем подчёркивает связь времени вскрытия рек с её прилётом. Обитает на заливных лугах.

Строит (Слайд 12.1) гнездо в дуплах, между корнями вывороченных деревьев, в небольшом углублении обрыва или ямы. Форма гнезда может быть различной, но чаще оно имеет вид неглубокой чаши, стенки которой состоят из сухих стеблей, листьев, а дно выстлано шерстью или волосом.

Питается трясогузка насекомыми: жуками, мухами, комарами, гусеницами, за которыми охотится, бегая по лугу среди густой травы.

В середине осени объединяются в небольшие стайки и улетают на зимовку.

А чем питаются птицы? Правильно, насекомыми. Давайте посмотрим, какие насекомые обитают на лугу.

Все знают, что мёд берут из (Слайд 13) пчелиных ульев, где они находятся в (Слайд 14) восковых ячейках – сотах. А в ульях мёд делают пчёлы. Пчёлы трудятся весь день. (Слайд 15) Перелетая по цветущему лугу с одного цветка на другой, пчела собирает с них нектар.Для этого хорошо приспособлены все органы пчелы: (Слайд 16) и специальные щеточки, и корзиночки на задних ногах, и длинный хоботок.

Мёд – (Слайд 17)это зимняя еда пчёл. Зимой пчелы не спят, а в декабре и январе растения, как известно, не цветут. Вот и трудятся пчелы всё лето, да так,что запасов бывает очень много: хватает и себе и людям.

Польза пчёл велика. Полезные свойства есть и у пчелиного яда, который используют для лечения. Пчелы играют (Слайд 18) важную роль в опылении многих растений. Пыльца растений прилипает к мохнатому тельцу пчелы и пчела, перелетев на другой цветок, перенесет с собой пыльцу. Этот процесс называется опылением. Если опыление не произойдет, растения не принесут плодов.

Шмели – (Слайд 19) крупные (длиной до 3 сантиметров) мохнатые и ярко раскрашенные насекомые. Тельце у шмеля более толстое и мохнатое, чем у пчёл. Как и пчелы, они живут семьями. Гнезда строят под камнями, в земле. Шмели — не боятся холода. Это позволяет им вылетать рано утром и собирать первый нектар, когда воздух ещё не достаточно прогрелся, и даёт шмелям определённое конкурентное преимущество перед другими видами насекомых. при сборе нектара и пыльцы шмели, перелетая с растения на растение, опыляют их.

Кузнечик (Слайд 20) окрашен в светлый или темно-зеленый цвет, с большим количеством бурых пятен. Благодаря такой окраске кузнечика не заметишь летом среди растений, хотя на лугу со всех сторон слышно его стрекотание. Такая окраска защищает кузнечика от врагов – насекомоядных птиц.

Передвигается кузнечик прыжками. С силой отталкивается длинными задними ногами и, раскрывая крылья, которые служат парашютом и способствуют удлинению прыжка. Ноги у него длинные, тонкие. Но они нужны кузнечику не только для передвижения. Кузнечик ногами поёт свою песню. На ногах кузнечика есть зазубрины. Поставив ноги шалашиком, кузнечик быстро двигает по зазубринам ног прозрачными крылышками – при этом получается стрекотание. Кроме этого уши кузнечика тоже находятся на ногах. Есть у кузнечика ещёодна особенность: когда хищник схватывает его задние ноги, те отламываются, что позволяет «кузнечику» уйти от врага.

Кузнечик питается насекомыми, которых ловит на растениях, листьями, семенами и ягодами.

Бабочки – (Слайд 21) одни из самых красивых живых существ на Земле. Они похожи на ожившие цветы. Взрослая бабочка откладывает яичко, из которого появляются крохотные гусенички. Они всю свою жизнь едят и растут, главным образом листья растений. Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки, из которых затем выходят бабочки.

Питаются бабочки цветочным нектаром. Летая с цветка на цветок, они опыляют растения. Многие бабочки активны днём, а ночью отдыхают. Есть бабочки, которых днём не видно, а летают они в сумерках и ночью.

Жуки бывают разного цвета: красные, синие, зелёные, чёрные, коричневые. Этих маленьких, часто вредных, насекомых, можно встретить повсюду.

Вредные жуки наносят немалый вред деревьям, другим растениям.

Блошка земляная (Слайд 22) Верхняя сторона тела у блошки земляной черная с желтыми полосками на крыльях. Усики и лапки тоже желтые.

Жуки появляются ранней весной, сначала они питаются дикорастущими растениями, а затем переходят на всходы культурных растений (капуста, редис, репа). Они выедают только верхние слои листа, который гибнет, а рост растения задерживается.

Личинки этого жука в почве, поедая мелкие корешки. Затем они перебираются на листья и выедают мякоть листа. Растение погибает.

Жужелица. (Слайд 23) нападает на мохнатых гусениц шелкопряда, которых не едят даже птицы, и уничтожает их, спасая тем самым растение.

Божья коровка (Слайд 24) Раньше божью коровку называли солнышком. Это было в те давние времена, когда наши предки поклонялись многим богам. Имя «божья коровка» появилось позже.

Могильщик (Слайд 25) Окраска тела чёрная с красно – желтыми поперечными полосами на крыльях. Могильщики летают обычно вечером и чаще встречаются на падали (мёртвая мышь, крот, птица). Найдя труп и обнаружив, что он пригоден для развития личинок, эти жуки начинают его погребение.

Таким образом, могильщик играет в природе важную роль санитара.

Навозник (Слайд 26) Тело у навозника овальное, сверху выпуклое. Окраска тела тёмная, почти чёрная. Эти жуки живут под кучей навоза.

Потребляя навоз, обыкновенный навозник выполняет важную санитарную роль, а, закапывая его в почву, способствует повышению её плодородия.

Наблюдениями установлено, что навозники могут служить живым барометром. В тихие, теплые вечера они с громким гудением летают, разыскивая кучи навоза, а в холодную погоду или перед дождем остаются в норках.

Особый класс – черви. (Слайд 27) Червяка можно назвать самым полезным животным в мире. Черви разрыхляют землю и размельчают сухие комья. С их помощью корки растений получают воздух и влагу. Питаются черви перегнившими растениями, которые они заглатывают вместе с землёй. Они затаскивают в свою норку опавшие листья и проглатывают их по частям.

Всю свою жизнь дождевые черви проводят в норках, роя их в земле. Они лишь изредка появляются на поверхности, да и то в ночное время или после дождя, потому что вода затапливает их дома. Зимой черви спят, зарывшись глубоко в землю. Благодаря скрытому образу жизни у червей мало врагов. Однако под землёй их поедают кроты, а на поверхности их подстерегают жабы и птицы.

Как растения и животные приспособились к жизни на лугу.

Все луговые травы и цветы любят свет, не боятся ярких солнечных лучей.

Некоторые растения видоизменили свои листья в (Слайд 28) колючки, чтобы меньше тратить влаги и защищаться от травоядных животных. Так, например, на лугах растет высокое, до 1 м, очень колючее растение. Называется оно чертополох поникший. Животные обходят это растение, т. к. его острые колючки наносят весьма болезненные раны.

А у некоторых трав (Слайд 28.1) стебельки могут виться вдоль стебля другого растения, тем самым пробивая себе дорогу к солнцу. Это такое растение, как вьюнок.

Есть растения, листья (Слайд 29) которых видоизменились в усики. Этими усиками растения цепляются за стебли или листья другого растения с более устойчивым стеблем, чтобы поднять к свету свой. Это мышиный горошек.

Цветы у луговых растений могут быть яркими, вкусно пахнущими. Этим они привлекают к себе насекомых, которые, перелетая с одного растения на другое, опыляют их. Такие растения называют …красивоцветущими. Это такие цветы …. как нивяник, клевер, мышиный горошек, одуванчик, колокольчик.

А растения с мелкими невзрачными цветами опыляются ветром. Такие растения называют …. невзрачно цветущими. Это …. мятлик, ежа сборная, пырей, тимофеевка, пастушья сумка.

Гусеницы, кузнечики, (Слайд 30) некоторые жуки имеют зеленый окрас, как окружающая их трава.

Птицы строят свои гнезда в густой траве. (Слайд 30.1)

Человек издавна использует луга (Слайд 31) для заготовки сена, которым кормит животных в зимнее время. Поэтому человеку приходится постоянно заботиться о лугах. Люди очищают луга от мелких кустарников, засевает ценными зерновыми травами, удобряет луговые почвы.

Посмотрите на знаки и скажите, какие правила поведения на лугу вы знаете. (Слайды 32 – 33).

Детско-родительская студия в подготовительной группе Тема: Психологическая готовность детей к школе с применением мультимедийных презентаций. Раскрытие основных показателей готовности ребенка.

Источник

Внеклассное занятие по экологии для младших школьников «Животные луга»

приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть фото приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть картинку приспособления животных к жизни на лугах. Картинка про приспособления животных к жизни на лугах. Фото приспособления животных к жизни на лугах

Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению видового состава животных луга Республики Беларусь. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.

Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся о животных луга и их роли в природе.

Задачи:
Обучающая – расширить знания о видовом составе фауны луга.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитать культуру общения.

Состав учебной группы: возраст детей: 7-10 лет, количество учащихся: 8-12.

Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)

Место занятия в учебном курсе: занятие с учащимися 1-го года обучения объединения по интересам «Экологический экспресс», 5-е занятие в разделе «Животный мир».

Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:
— словесный метод (объяснение, беседа, лекция);
— наглядный метод (демонстрация иллюстраций);
— игровой (дидактическая игра, интерактивные игры, конкурсы кроссвордов, загадок).

Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации обитателей луга, магнитная доска, магниты, мультимедийное оборудование, дидактическая игра «Зоологическое лото» (приложение 3), подборка загадок и кроссвордов о животных луга, упражнение «Вставьте пропущенные слова», таблички с надписями «насекомые», «птицы», «рептилии», «земноводные», «звери».

Предварительная подготовка учащихся к занятию: учащимся было дано задание повторить растения луга.

приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть фото приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть картинку приспособления животных к жизни на лугах. Картинка про приспособления животных к жизни на лугах. Фото приспособления животных к жизни на лугах

приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть фото приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть картинку приспособления животных к жизни на лугах. Картинка про приспособления животных к жизни на лугах. Фото приспособления животных к жизни на лугах

приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть фото приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть картинку приспособления животных к жизни на лугах. Картинка про приспособления животных к жизни на лугах. Фото приспособления животных к жизни на лугах

приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть фото приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть картинку приспособления животных к жизни на лугах. Картинка про приспособления животных к жизни на лугах. Фото приспособления животных к жизни на лугах

приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть фото приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть картинку приспособления животных к жизни на лугах. Картинка про приспособления животных к жизни на лугах. Фото приспособления животных к жизни на лугах

приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть фото приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть картинку приспособления животных к жизни на лугах. Картинка про приспособления животных к жизни на лугах. Фото приспособления животных к жизни на лугах

приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть фото приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть картинку приспособления животных к жизни на лугах. Картинка про приспособления животных к жизни на лугах. Фото приспособления животных к жизни на лугах

Приложение 1

1. Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает.
(стрекоза)

2. Шестилапый и мохнатый,
Зажужжал мотор крылатый.
Опылять цветущий хмель
Прилетел проворный.
(шмель)

3. Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму.
(пчела)

4. Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи?
(оса)

5. Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(кузнечик)

6. Спит на листьях у дорожки.
Как антенны, ушки-рожки.
Дождь идёт, гремит ли гром,
-Завитой укроет дом!
(улитка)

7. Мой хвост не отличишь от головы.
(червяк)

8. На большой цветной ковёр
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(бабочки)

9. Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(кузнечик)

10. Восемь ног.
Как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
(паук)

11. Грозный жук на тонких ножках
Мчится по лесной дорожке.
Эй, козявка. Осторожно!
Поплатиться жизнью можно!
(жужелица)

12. Под навозною лепешкой
Покопается немножко,
Корм личинке запасает
И куда-то уползает.
(навозный жук)

13.Говорят, он косит сено,
Ловко бегает по стенам.
Так же, как паук, живет.
Только сети не плетет.
Днем сидит он в уголке
Ночью на охоту ходит.
(сенокосец)

14. Словно проволоку кто-то
Повтыкал в картошку.
Есть упроволочку той
Маленькие ножки
(проволочник-личинка жука щелкуна)

15. Быстро двигаться не может
У него совсем нет ножек.
След оставит слизи липкой.
Вы встречались ведь со.
(слизнем)

16. Под землей она живет,
Ход копает, словно крот.
Корешки грызет нередко,
А зовут её …
(медведка)

17. Красный жучок в черную точку
Сел отдохнуть на красивом цветочке.
Он с крошечной маленькой черной головкой.
Зовется жучок этот …
(божьей коровкой).

18. Бабочкина дочка
Вся в мелких ярких точках,
Медленно ползет,
Листики грызет
(гусеница)

Приложение 2

приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть фото приспособления животных к жизни на лугах. Смотреть картинку приспособления животных к жизни на лугах. Картинка про приспособления животных к жизни на лугах. Фото приспособления животных к жизни на лугах

1. Кто над пастбищем летает
Беспокойно и крикливо,
Незнакомого встречая
Очень громким «чьи-вы», «чьи-вы»?
(Чибис)

2. Длинный хвост у этой птицы
Постоянно шевелится,
Любит песни щебетать,
По земле пешком гулять.
(Трясогузка)

3. За щекой моей кладовка,
Здесь зерно храню я ловко.
Вот запасливый какой,
Я еду ношу с собой.
Признаю, грызун завзятый,
И спешу всегда куда-то.
По натуре я добряк,
Угадай, кто я? – …
(Хомяк)

4. Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит.
(Жаворонок)

5. Эта небольшая птица,
настоящий разбойник для насекомых,
лягушек,мышей, мелких птиц.
Когда есть не хочет,
свою добычу накалывает
на шипы и колючки растений,
создавая запас «про чёрный день».
(Сорокопут)

7. Изящны, грациозны,
И небольшого роста,
С рожками красивыми,
Родственники оленей!
( Косули)

8. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно.
(Еж)

9. На лугу Она живёт,
И всё время спать зовёт!
— Пить — пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает?
(Перепел)

10. Маленький изящный зверек –
ловкий и безжалостный хищник.
Летом – коричневый,
зимой – белый, только черный кончик хвоста.
Без труда проникает в норы
водяных крыс, хомяков.
Хозяев он съедает,
а их норы становятся ему домом.
(Горностай)

Источник

Приспособленность животных к среде обитания. Польза и вред, приносимый животными человеку.

Приспособленность животных к среде обитания. Польза и вред, приносимый животными человеку.

Цель : Ознакомление детей с основными средами обитания.

— сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания;

— познакомить с видами приспособлений у животных;

— раскрыть относительный характер приспособлений;

— подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений.

— развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;

— эмоциональную сферу: уверенность в себе;

— развить речевой аппарат.

— воспитывать целостное восприятие мира;

— формировать навыки КТД.

— воспитывать усидчивость, доброту, взаимопонимание.

— продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование: компьютерная презентация.

1. Организация начала занятия.

На планете Земля в процессе эволюции (постепенная жизнь и развитие в сего живого). Живые организмы освоили четыре основные среды обитания:

2) наземно – воздушная.

2.1. Водная среда жизни.

В природе моржи являются крупнейшими ластоногими в своей среде обитания.

— Крупный морской зверь с очень толстой кожей, (Чтобы выдерживать холода, помогает под кожный жир).

— Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинены и направлены вниз (они ему нужны для защиты и добыванию еды),

— очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами.

— Наружных ушей нет (он обитает водной среде, где вода может попасть в уши и глаза, поэтому и глаза у него маленькие.

— Конечности более приспособлены для движения на суше и воде.

Особенности строения идеальной приспособленности дельфина к среде обитания и образу жизни способствует форма тела. Торпедовидная форма тела позволяет избежать образования завихрения потоков воды, обтекающих дельфина.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

У животных приспособительной является форма тела. Хорошо известен облик дельфина. Его движения легки и точны. Самостоятельная скорость движения в воде очень велика, они даже могут обгонять корабли.

Давайте посмотрим на рыбу.

-Что ей помогает передвигаться в воде? (хвост, плавники, подвижный скелет, форма тела)

— Чем дышат рыбы? (жабрами)

-Какие животные водоема используют свой хвост, как руль? (рыба, бобр, тритон- эти животные живут воде.

Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые), а растения укореняются в почве. В связи с этим,

— у животных появились легкие (чтобы они могли дышать воздухом)

— а у растений – органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха (это листья и корни). Семена у растений (деревьев, цветов) ветер, срывая семена и переносить их на различное расстояние. Там где они упадут там и прорастут. Но зависит от среды обитания как они приживутся, или пропадут.

У птиц обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по быстроте намного превосходят всех других животных.

1) Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых (синицы, воробьи, ласточки).

2) Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле (жаворонков, трясогузок).

4) Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты).

Дятел живет в лисах или там где много деревьев. Почему? Да потому что Дятел питается насекомыми, личинками и их яйцами которые находятся под корой деревьев, а также орехами и ягодами. Вот поэтому Дятлу нужен сильный клюв чтобы добыть себе еду. А крылья для перелета с дерево на дерева.

3. У наземных обитателей очень разнообразны приспособления, связанные с обеспечением себя водой.

-У растений это мощная корневая система, водонепроницаемый слой на поверхности листьев и стеблей, способность к регуляции испарения воды.

— У животных это также различные особенности строения тела и покровов, но, кроме того, поддержанию водного баланса.

— Некоторые животные могут жить всю жизнь вообще на сухом корме.

В этом случае вода, необходимая организму, возникает за счет окисления составных частей пищи.

В жизни наземных организмов большую роль играют и многие другие экологические факторы, состав воздуха, ветры, рельеф земной поверхности. Особо важны погода и климат. Обитатели наземно-воздушной среды должны быть приспособлены к климату той части Земли, где они живут, и переносить изменчивость погодных условий.

Например: белка – лесной зверек. Среда обитания белки – это:

– деревьев и крупных веток, растущих друг от друга на некотором расстоянии;

– разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами – летом, голое и в снегу – зимой;

Белка обладает хорошей приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки относятся следующие:

– острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;

– сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;

– длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;

– острые, самозатачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;

– линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.

Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.

Живут в пустыне где мало воды, для этого им нужно делать запас воды. Горбы верблюдов состоят из жировой ткани.

Когда животное сыто и здорово, горб высокий и крепкий, если верблюд истощен или болен, горб становится дряблым и может почти исчезнуть (когда запас жира исчерпан).

У верблюда длинная шея, что дает ему возможность доставать до травы и других низкорослых растений, составляющих его пищу.

Тело покрыто мохнатой шерстью, которая зимой и в холодных районах становится длинной и густеет. Ноздри щелевидные, заросшие внутри волосами, и могут почти полностью ими закрываться, что позволяет отфильтровывать из воздуха пыль и песок во время пустынных бурь. Двойной ряд длинных густых ресниц защищает от летучих частиц глаза. Уши мелкие, почти незаметные.

У верблюдов, как у всех парнокопытных, на ногах по два пальца, но подошва их толстая, кожистая и роговых копыт нет. Такое строение ног приспособлено для ходьбы по сыпучим пескам и мягкому снегу.

Верблюды славятся своим умением обходиться без воды. Однако это объясняется не запасом воды в горбах, адаптивными особенностями.

— Во-первых, в условиях дефицита воды верблюд выделяет очень концентрированную мочу, сохраняя влагу в тканях.

— Вторая адаптация касается регуляции температуры тела

Почва представляет собой тонкий слой поверхности суши, переработанный деятельностью живых существ. В почве чаще, заполненными частично водой, а частично воздухом, поэтому почву способны населять и мелкие водные организмы.

Вся почва пронизана корнями растений, деятельностью роющих животных.

Основными жизненными формами растений можно считать травянистые и древесные формы. Деревья, кустарники и травы.

Хочется отметить, что один и тот же вид растений в различных условиях может иметь разные жизненные формы.

Например, дуб и ель в лесной зоне или лесном поясе гор представляют собой обычные высокоствольные деревья, в то время как на Крайнем Севере они образуют кустарниковые и стланиковые формы.

Итак, жизненные формы отражают сходные пути приспособления к среде обитания.

Длина тела около 15 см; масса около 200 г

Плотное, округлое тело; черный мех; ушные раковины отсутствуют; (он живёт под землей, уши ему не нужны), глаза спрятаны под мехом; кисти передних конечностей превратились в лопатки (чтобы рыть туннели и норы)

Насекомые и их личинки; улитки, черви (всё что находит под землей).

Прежде всего луга, но встречается и на лужайках.

1. А как животные передвигаются в воде? (плавают)

2. Чем животные роят норы и ходы? (передними лапами – грабли).

3. Каких животных мы можем отнести к водной стихии?

4. А этих животных, в какую стихию вы отнесете? (наземные)

5. Где дом этих животных? (почва).

6. Этих животных мы отнесём? (воздушную)

7. Зачем жирафу длинная шея? (чтобы доставать еде)

8. Чем дышит рыба? (жабрами)

9. Какие вы знаете приспособления растений, защищающие их от поедания животными?

10. Какие приспособления у растений и у животных есть к жизни в воде?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *