приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах
Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах
Разделы: Биология
Основные понятия: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, антагонизм, агрессия.
Оборудование: таблица “Распространение плодов и семян животными”, влажный препарат “Аскарида”, стенд «Грибы-паразиты».
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Актуализация знаний учащихся (игра в цепочку, письменная работа)ю
2. Изучение нового материала:
а) типы отношений между организмами;
б) взаимополезные связи;
в) полезно-нейтральные связи;
г) полезновредные связи;
д) взаимовредные связи.
3. Закрепление изученного материала (задания по группам, биологические задачи).
4. Анкета (если остается время).
5. Домашнее задание: § 26, вопросы к параграфу.
I. Организация класса
– На прошлом уроке мы изучили типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Сегодня вы научитесь выявлять типы отношений между организмами, давать им краткую характеристику. Вы заранее по жребию разделились по группам, выбрали себе капитана. Каждая группа (4–5 человек) получает оценку за работу с терминами, каждый учащийся получает оценку за письменное задание.
II. Актуализация знаний учащихся
1. Для начала проведем разминку.
Игра в цепочку на знание терминологии. Учащимся предлагаются термины на выбор, на подготовку дается 1 мин.
Цепи питания, биотоп, биогеоценоз, коадаптация, биогеоценоз.
2. Проверка знания теории – письменная работа.
Вопросы:
1) Что является основным структурным компонентом биосферы?
2) Что относится к основным структурным элементам биогеоценоза?
3) Как называются растительноядные и плотоядные животные, потребители органического вещества?
4) Какие организмы относятся к редуцентам?
5) Сколько % энергии переходит на каждый последующий пищевой уровень?
6) Какой из компонентов биоценоза наиболее подвержен изменениям?
7) Какой процесс является основным в биогеоценозе?
8) Кто создал учение о биогеоценозе?
9) Как называется способ защиты животных, когда неядовитые виды похожи на ядовитые?
10) Выпадение какого звена в цепи может привести к серьезным последствиям для биоценоза?
III. Изучение нового материала
– Назовите типы связей в поэме Э.Дарвина “Храм природы” – учебник, стр 102.
Каждый живой организм живет в окружении множества других, вступая с ним в самые разнообразные отношения, как с положительными, так и с отрицательными для себя последствиями. Связь с другими организмами обеспечивает питание и размножение, возможность защиты, смягчает неблагоприятные условия среды. В то же время биотическое окружение – это и опасность ущерба или гибели. Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют типы отношений:
Взаимополезные (+ +) – увеличение численности одного, и увеличение скорости численности другого.
а) Симбиоз (греч. sym – вместе, bios – жизнь) или сожительство. при которой оба партнера или 1 из них извлекает пользу от другого.
Примерами симбиоза можгут служить:
– лишайник (гриб + водоросль),
– рак отшельник (поселяется в пустой раковине моллюска и возит на себе раковину вместе с полипом) и актиния (коралловый полип, который ловит добычу, часть которой, пораженная стрекательными клетками, падает на дно и поедается раком).
б) Мутуализм (от лат. – взаимный)- взаимополезное сожительство (используется рис 32, стр.104)
Растение – травоядное животное | жертва – хищник | хозяин – паразит |
трава – олень | заяц – лиса | блохи – собака |
Комменсализм – совместная трапеза.
а) нахлебничество – акулы, дельфины – их сопровождают рыбы-лоцманы, для которых много пищи, экстременты).
б) квартиранство – тело животных, их постройки служат убежищем.
Пример: мальки прячутся под зонтиками крупных медуз, где находятся под защитой щупалец, снабженных стрекательными клетками.
А растения могут использовать другие виды, как места обитания.
Антагонизм – присутствие одного вида исключает пребывание другого.
Конкуренция за пищу, пространство, убежище.
Вывод: все перечисленные формы приспособлений к совместной жизни между видами служат регуляторами численности животных и растений в биогеоценозе, определяя его устойчивость.
IV. Закрепление изученного материала
В заключение, выдаются задания каждой группе, чтобы проверить усвояемость материала –после обсуждения они проверяются.
1. Что такое «симбиоз»?
А – прямое уничтожение жертвы.
В – совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами.
С – форма взаимоотношений, при которых один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.
2. Под биотическим фактором понимают:
А – сумму воздействия живых организмов.
В – воздействие человека на организмы.
С – факторы неживой природы.
3. Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству?
А – на теле хозяина живут вши.
В – волки поедают мелких травоядных.
С – насекомые питаются нектаром цветковых растений.
4. Азотфтксирующие бактерии относятся к:
А – сапрофитам.
В – симбионтам.
С – паразитам.
1. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относят это явление?
А – антропогенные.
В – биотические.
С – абиотические.
2. Выберите пример паразитизма:
А – береза и гриб подберезовик.
В – повилика и растение.
С – лишайники.
3. Выберите пример конкуренции:
4. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:
А – паразитизм.
В – мутуализм.
С – конкуренция.
1. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма?
2. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?
А – конкуренция.
В – хищничество.
С – мутуализм.
3. Что определяет наличие конкуренции?
А – ограничение общих ресурсов.
В – избыток общих ресурсов.
С – существует независимо от ресурсов.
4. Выберите пример мутуализма:
А – кедровая сосна и кедровка.
В – береза и гриб трутовик.
С – гриб-фитофтора и картофель.
1. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу. ареал обитания:
А – конкуренция.
В – хищничество.
С – паразитизм.
2. Важное значение для хищников имеет:
А – количество пищи.
В – качество пищи.
С – разнообразие пищи.
3. Какое из перечисленных взаимодействий относятся к симбиозу?
А – воробей поедает червей.
В – кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных.
С – в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько кг. бактерий.
4. Выберите пример комменсализма: А- осина и микориза подосиновика. В-гиены и львы. С- растения семейства росянковые и насекомые.
1. В чем суть воздействия особей-конкурентов одного вида друг на друга?
А – в снижении плодовитости.
В – в уменьшении скорости роста популяции.
С – в приобретении новых качеств, способствующих выживанию.
2. Из перечисленных признаков выберите обязательный для типа взаимоотношения “хозяин-паразит”:
3. Из перечисленных ниже примеров адаптаций найдите наиболее характерные для хищников:
А – покровительственная окраска.
В – использование убежищ.
С – быстрота реакции.
4. Выберите из приведенного варианта тип взаимоотношений – конкуренция:
А – рысь и заяц.
В – серая и черная крысы.
С – рыба прилипало и акула.
В оставшееся время решаются биологические задачи:
1. Биогеоценоз представляет собой сложную систему. Почему важно знать, какие связи между организмами разных видов сложились в этой экосистеме? Под влиянием каких факторов эти связи могут быть нарушены? Какими могут быть последствия нарушения взаимосвязей в экосистеме?
2. Состояние биогеоценоза зависит от разнообразия обитающих в нем видов, численности их популяций. В ряде регионов нашей страны истребили волков. Численность каких животных при этом резко возросла? Почему в данных биогеоценозах пострадали многие кустарники, молодые деревца?
VI. Подведение итогов урока
Выставление оценок, запись домашнего задания.
Совместная жизнь видов в биогеоценозе. Презентация.
Скачать слайды презентации на тему «Совместная жизнь видов в биогеоценозе»; коадаптация, мимикрия, коэволюция — примеры.
Чуть ниже будет теория со слайдов, которая используется в учебниках.
Совместная жизнь видов в биогеоценозе. Биология 10 класс.
Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.
• Все живые организмы, взаимодействуя друг с другом, осуществляют между собой связи и зависимости. Они складываются в течение долгого времени развития экосистем. В результате взаимоотношений появилась коадаптация.
• Коадаптация – взаимно приспособительные свойства видов во время их взаимодействий и совместного обитания.
Примеры коадаптации:
• Примером коадаптации может являться опыление цветков растений. Выработка ненужного нектара растением заставляют насекомых — опылителей садиться на цветок. Но и в свою очередь насекомые переносят пыльцу с одного цветка на другой.
Актинии и рыба Клоун.
• В дикой природе союз клоунов и актиний выгоден обоим видам: небольшие клоуны находят в актиниях убежище от крупных хищников и в то же время сами защищают актинию. Рыбы-бабочки любят откусывать щупальца актиний, а клоуны, защищая свой«дом», прогоняют их.
Икра клоунов также находится вне досягаемости большинства хищников, так как эти рыбки обычно ее откладывают под ротовым диском актинии.Также продукты жизнедеятельности клоунов (моча и кал) являются дополнительным питанием для симбиотических водорослей актиний – зооксантелл, а,пряча еду в своем убежище, клоуны невольно подкармливают и свою хозяйку.
Плавая вокруг актинии и проявляя прочую активную деятельность, клоуны создают дополнительное движение воды вокруг щупалец актинии, а анемон, соответственно,получает больше кислорода.
Лягушки и хищники.
• Жабы, лягушки и другие амфибии с помощью ядовитой или жгучей жидкости, выделяемой кожей, спасают себя от поедания хищниками. Последние, в свою очередь, обходят стороной этих существ. Это предотвращает гибель вида.
Подражательное сходство – мимикрия.
• Также примером коадаптации является мимикрия–подражательность окраски и форм тела. С помощью нее неядовитые виды становятся похожими на ядовитые.
Подражательное сходство по ядовитому раскрасу.
Сходство с растениями.
• Насекомые и некоторые животные часто приобретают окраску окружающих их растений в зависимости от окружающей среды.
Мимикрия звука.
• Существует множество животных, использующих как защитный механизм звуковое подражание. В основном данное явление встречается среди птиц. Например, кроличий сыч, живя в норах грызунов, может имитировать шипение змеи.
Взаимные адаптации в биогеоценозе.
•Сформировавшиеся в условиях биогеоценозов взаимные адаптации обеспечивают большую устойчивость существования взаимодействующих популяций и видов.
• Взаимные адоптации появились у разных видов в процессе совместного существования в сообществе.
•Многие коадаптации сформированы на основе прямых трофических связей.
Примеры взаимных связей:
•С приходом зимы грызуны запасаются семенами на зиму. Несъеденные семена прорастают весной. Плоды этих растений съедаются вместе с семенами внутри них. Какая-то часть из них при выведении организмом попадают в почву и прорастают.
• Сойка, распространяющая жёлуди дуба, делая запасы на зиму,закапывает жёлуди. Не все собственные тайники птицы впоследствии находят,семена прорастают; сойка тем самым невольно помогает дубу распространяться.
• Взаимоотношения рака-отшельника и актинии. Актиния поселяется на раковине, в которой живёт рак-отшельник, и своими снабжёнными стрекательными клетками щупальцами создаёт для него дополнительную защиту. Рак-отшельник перетаскивает актинию с места на место, увеличивая тем самым территорию её охоты; кроме того, актиния может потреблять в пищу и остатки от трапезы рака-отшельника.
Коэволюционные связи в биогеоценозе.
• Коэволю́ция —совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. Происходит при различных типах биоценотических взаимосвязей между видами, которые реализуются при взаимодействии конкретных видов в отдельных биоценозах.
•С помощью естественного отбора коэволюция трофически связанных популяций приводит к выроботке противоположно направленных коадаптаций у организмов, предоставляющих пищу, и организмов, потребляющих эту пищу
Коэволюция.
При взаимоотношении видов смежных трофических уровней:
• хищник – жертва (полезно – вредные отношения)
• фитофаг – растение (растения приобретают признаки устойчивости к поедателям (например, ядовитость разной степени или колючесть), афитофаги противостоят этому)
• паразит – хозяин (полезно – вредные отношения)
При взаимоотношении видов несмежных трофических уровней:
• при межвидовой конкуренции (за территорию, за ресурсы и др)
•при мутуализме – (широко распространённая форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них. Один из типов симбиоза — сосуществования различных биологических видов)
Многообразие связей в биогеоценозе.
Все связи, происходящие между живыми организмами, могут быть как и взаимовыгодными,так и наоборот. Каждый вид имеет свои преимущества и недостатки, из-за чего и отношения между ними также имеют различия. Однако разнообразие видов является важнейшим условием устойчивого существования биогеоценоза в пространстве и времени.
Презентация по биологии на тему «Совместная жизнь видов в биогеоценозе» (10 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЬ ВИДОВ В БИОГЕОЦЕНОЗЕ Составила: Хугаева Э. А.
Забота о потомстве
Приспособления у растений
Выводы Приспособления помогают организму выжить в постоянно меняющихся внешних условиях Помогают выживать потомству Приспособления ведут к выживанию вида и сохранению видового разнообразия на Земле.
Домашнее задание §17 Доклад о приспособлениях растения или животного к среде обитания
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-871815
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании
Время чтения: 2 минуты
В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей
Время чтения: 1 минута
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Совместная жизнь видов в биогеоценозах
Типы связей в биогеоценозе
Отношения между видами (популяциями) складывались на протяжении длительного исторического становления экосистем. В эволюционном процессе у совместно обитающих видов формировались встречные взаимно-приспособительные свойства. В их основе лежат трофические и территориальные связи.
В процессе эволюции у видов, входящих в биогеоценоз и взаимодействующих между собой, сформировались встречные адаптации.
Например, для перекрестного опыления цветков растение стало вырабатывать ненужный для него самого нектар, но именно из-за нектара насекомые (пчелы, бабочки, шмели) и некоторые животные посещают цветки. Такое взаимодействие живого мира ускорило эволюцию и цветковых растений и насекомых. У тех и других возникло огромное разнообразие форм для привлечения опылителей (цветковые растения) и приспособлений — для добычи нектара и пыльцы (насекомые).
Все это является примером взаимной адаптации растений и животных, сложившейся в результате длительных трофических связей в сообществах.
Подобных примеров множество и в отношениях между животными. Например, жабы, лягушки и другие амфибии приобрели способность вырабатывать кожными железами ядовитую или жгучую слизь для защиты от поедания их хищниками. В то же время и хищники хорошо распознают и обходят стороной этих ядовитых обитателей биогеоценоза.
Взаимные адаптации в биогеоценозе
Интересно, что у некоторых обитателей биогеоценоза возник такой способ защиты, как подражательность, или мимикрия (греч. mimikos — «подражательный»), в окраске и форме тела. С помощью мимикрии виды оказываются более защищенными от нападений.
Мимикрия у насекомых и змей: 1 — ядовитая бабочка геликонида; 2 — подражающая ей неядовитая бабочка пиерида; 3 — неядовитый американский уж; 4 — ядовитый коралловый аспид
Результатом биоценотических отношений является также формирование у животных в процессе эволюции покровительственной окраски и формы тела.
Покровительственная окраска у животных, созданная естественным отборов в единстве с окружающей средой
Подражательное сходство незащищенных видов насекомых с предметами окружающей среды и растениями: бабочка каллима со сложенными крыльями напоминает лист (1); бабочка дневной павлиний глаз (2) и бабочка бражник глазчатый (3) имеют на крыльях рисунок, похожий на глаза животных; клоп-колючка внешне напоминает по размерам и форме колючку растения (4)
В результате совместного обитания в биогеоценозе растений и грибов возникли микориза (грибокорень), лишайник (симбиоз гриба и водоросли).
Сформировавшиеся в условиях биогеоценозов взаимные адаптации обеспечивают большую устойчивость существования взаимодействующих популяций и видов.
Взаимное (встречное) приспособление, появившееся у разных видов в процессе совместного существования, называют коадаптацией (от лат. co — «с», «вместе» и adaptatio — «приспособление»). Она формируется в течение очень длительного времени. Эволюционные взаимодействия организмов разных видов, не обменивающихся генетической информацией между собой, но тесно связанных биологически, называют коэволюцией (от лат. co — «с», «вместе» и «эволюция»). Результатом коэволюции являются взаимные адаптации (коадаптации). Коэволюция лежит в основе появления биоценозов. Многие коадаптации сформировались в процессе коэволюции на основе территориальных и прямых трофических связей.
Коэволюционные отношения в биогеоценозе
Все приспособительные свойства видов, отражающие их биоценотические связи, возникли в сообществе в процессе длительной эволюции в результате естественного отбора. Притом важно отметить, что эти взаимодействия реализуются только на уровне популяций. Именно популяция накапливает опыт общения с другими видами (например, результаты поедания непригодной пищи или посещения ненужного цветка) и, «жертвуя» частью особей, устанавливает определенную устойчивую форму позитивных и негативных отношений с популяциями других взаимодействующих видов сообщества.
Только на уровне популяций осуществляется выработка коадаптаций в процессе совместной эволюции видов.
Коэволюционные взаимоотношения связывают любой вид организмов с видами, соседствующими в биогеоценозе, как с ближайшими партнерами, например растения и питающихся ими растительноядных животных. Несмотря на кажущийся антагонизм, между ними складываются взаимоотношения, при которых контактирующие виды становятся взаимно необходимыми. Например, паразиты (или хищники), выбирая в жертву преимущественно ослабленных и неполноценных особей, становятся важным фактором регуляции численности их популяций. При этом они оздоровляют популяцию, давая возможность выживать наиболее сильным, полноценным организмам.
Таким образом, совместная эволюция (коэволюция) в результате естественного отбора приводит к выработке противоположно направленных коадаптаций у организмов трофически связанных популяций — жертв, предоставляющих пищу, и хищников, потребляющих эту пищу. При этом выработку коадаптаций задает жертва. Коэволюционным путем в биогеоценозах возникали и многие другие биоценотические связи между видами: размещение в пределах сообщества, вхождение в ту или иную экологическую нишу, формирование жизненной формы, выработка определенного образа жизни, проявление ритма активности в течение суток или сезона и др.
«Хищник — жертва» и «паразит — хозяин»
Взаимоотношения хищника и жертвы, паразита и хозяина в процессе эволюции обеспечивали развитие противоположно направленных коадаптаций (проявляющихся в строении тела, повадках, ритме жизни взаимодействующих видов). Все эти события являются результатом различных (преимущественно трофических) связей в биогеоценозах.
Эти отношения проявляются также и в численности видов. Так, хищники, уничтожая свою жертву, влияют на численность этого вида. Случаются годы, когда популяция хищника полностью подавляет популяцию жертвы, а затем сама начинает деградировать — снижает свою численность до минимального предела. Это показывает, с одной стороны, что в природе имеется множество факторов, оказывающих влияние на естественное регулирование количества особей популяции в биогеоценозе, а с другой — что численность хищника в полной мере зависит от численности жертвы и наоборот.
Исследования экологов показали, что при конкурентных взаимоотношениях — хищничестве и паразитизме — действуют генетические и экологические факторы. Дело в том, что преследование хищником своей жертвы часто носит не случайный характер, что жертвами в первую очередь становятся те животные, которые представляют собой некий «биологический излишек». Это обычно наблюдается при чрезмерном увеличении численности жертвы (и большой плотности). В итоге наиболее энергичные особи занимают самые удобные места обитания и активно защищаются, а ослабленные, больные — не способны активно противостоять хищнику. Именно такие особи оказываются его жертвой. В связи с этим хищников часто называют «санитарами сообщества».
Хищничество и сходное с ним явление паразитизма всегда вызывали большой интерес у исследователей. Предпринималось много попыток найти закономерности этих явлений. Наибольшее признание получили работы, выполненные в 20-х годах XX века математиками — американцем А. Лоткой и итальянцем В. Вольтеррой. А. Лотка в 1923 году предложил первую математическую модель взаимодействия животных в системе «паразит-хозяин». Через год, независимо от Лотки, В. Вольтерра создал математическую модель взаимодействия животных в системе «хищник — жертва».
Результаты исследования оказались в основном очень сходными, свидетельствующими, что существенных различий в обеих системах нет. Они различаются лишь в количественном отношении: один хищник уничтожает много жертв, а паразитов у одного хозяина может быть много. Из исследования А. Лотки следует, что при большой численности хозяина паразиты быстрее находят его и быстрее увеличивают свою численность. Повышение численности популяции паразита достаточно быстро приводит к снижению численности популяции хозяина, а это, в свою очередь, снова ведет к уменьшению численности популяции паразита. Так в биогеоценозе непрерывно, как одна волна за другой, с небольшими отклонениями от какого-то оптимального уровня происходят периодические колебания численности популяций хозяина и паразита.
Постоянные периодические колебания численности популяций хищника и жертвы также происходят, подобно волнам. В этом проявляется динамическая саморегулирующаяся система, в которой волна подъема численности популяции хищника следует за волной подъема численности популяции жертвы. Классическим примером этого явления служат изменения численности рыси и зайца-беляка, зафиксированные в Канаде.
Изменения численности зайца (1) и рыси (2) Модель взаимодействия популяций в системе «хищник — жертва» полностью соответствует модели взаимодействия «паразит — хозяин».
На основе наблюдений В. Вольтерры сформулированы три экологических закона: 1) закон периодического цикла — колебания численности двух видов являются периодическими, регулярно повторяющимися; 2) закон сохранения средних величин — средняя численность популяций обоих взаимодействующих видов в экосистеме остается постоянной до тех пор, пока интенсивность хищничества постоянна; 3) закон преимуществ жертвы — если в экосистеме уничтожать особей обоих видов в одинаковой степени, то средняя численность популяции жертвы будет расти, а хищника — падать.
Следует отметить, что эти законы выведены в очень упрощенном виде на основе систем взаимодействия организмов, в природе никогда не встречающихся. Ведь на жертву могут нападать разные виды хищников, так и они нередко служат жертвой другим хищникам и подвергаются нападениям паразитов. К тому же хищник обычно питается не одним видом жертвы. Однако выявленные закономерности взаимодействия видов в этих системах позволяют понять, в каких взаимоотношениях и условиях живут организмы в биогеоценозах. Знание этих закономерностей и умение применять его при осуществлении рационального природопользования имеют не только теоретическое, но и практическое значение. На этом основаны меры биологической борьбы за сохранение устойчивости естественных и искусственных экосистем.