приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит выберите три верных ответа
Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит выберите три верных ответа
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
---|---|
… | генофонд всех особей вида Байкальской нерпы |
клеточный | эритроцит |
Экспериментатор поместил эритроциты в гипотонический раствор NaCl. Как изменились количество воды и количество солей в клетке при достижении гомеостаза. Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество воды | Количество солей |
---|
Какой набор хромосом содержится в ядре одной (дочерней) клетки в конце телофазы мейоза II, если в исходной клетке было 16 хромосом? В ответ запишите только соответствующее число.
Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (АА) и белой (аа) масти при неполном доминировании? В ОТВЕТ УКАЖИТЕ ТОЛЬКО ЧИСЛО, знак % ставить не нужно
Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, в течение которой происходит кроссинговер?
Рассмотрите рисунки и выполните задания 5 и 6.
Первое деление мейоза
Второе деление мейоза
Установите соответствие между признаками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме первого деления мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФАЗЫ МЕЙОЗА | |||||||||||||||||||||||
МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ ЗАРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | ПАРАЗИТ | |||||||||||||||||||||
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННОГО А) существование раннецветущего и поздне- цветущего подвидов погремка Б) слабое выживание черепах с тонким и излишне толстым панцирем В) увеличение числа тёмных бабочек в рай- онах с сильным загрязнением воздуха Г) постепенная редукция шёрстного по- Д) гибель яиц птиц со слишком тонкой и слишком толстой скорлупой Е) появление видов вьюрков с различной формой клюва на островах |
ОРГАНИЗМ | ТРОФИЧЕСКАЯ ГРУППА | |||||||||||||||||
Контроль | Метаболический синдром | |
Масса тела, г | 577 | 640 |
Глюкоза крови после еды, ммоль/л | 6,4 | 7,6 |
Давление крови, мм. рт. ст. | 121 | 128 |
Уровень холестерина, ммоль/л | 1,95 | 4,32 |
Триглицериды, ммоль/л | 0,46 | 0,59 |
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Мыши с метаболическим синдромом имеют избыточный вес.
2) Метаболический синдром можно лечить низкожировой диетой.
3) При метаболическом синдроме повышен уровень холестерина в крови.
4) При метаболическом синдроме увеличивается риск инфаркта и инсульта.
5) Суточные колебания глюкозы у мышей с метаболическим синдромом выше.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Экспериментатор решил исследовать активность фермента слюны (амилазы) в зависимости от реакции среды. В две пробирки он прилил по 2 мл 1% раствора крахмала и по 1 мл слюны. В первую пробирку он внес буферный
раствор с рН=7,0 (нейтральная среда), во вторую — буферный раствор с рН=9,2 (щелочная среда). Затем пробирки поместил в термостат на 15 минут при температуре 37°C и добавил по 1 капле раствора йода. В первой пробирке наблюдалось бледно-желтое окрашивание, во второй — сине-фиолетовое окрашивание. Объясните результаты эксперимента. Почему в пробирках №1 и №2 раствор имел разный цвет? Какие параметры задаются экспериментатором (независимые переменные), а какие параметры меняются в зависимости от этого (зависимые переменные)?
Во время эксперимента учёный измерял скорость фотосинтеза в зависимости от света. Концентрацию углекислого газа и температуру он поддерживал постоянными. Объясните, почему при повышении интенсивности света активность фотосинтеза сначала растёт, но начиная с определённой интенсивности перестаёт расти и выходит на плато (см. график).
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. З. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов — 31 пара. 5.  Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.
Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит выберите три верных ответа
1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии
3) имеют микроскопические размеры, не образуют тканей
4) используются животными как пища
5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву
6) многоклеточные эукариотические организмы
В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется. Ответ запишите цифрами без пробелов.
1) большим разнообразием видов
2) разнообразными цепями питания
3) незамкнутым круговоротом веществ
4) преобладанием одного — двух видов
5) влиянием антропогенного фактора
6) замкнутым круговоротом веществ
Укажите признаки агроценоза.
1) устойчивая, саморегулирующаяся система
2) имеет хорошо разветвлённые сети питания
3) характеризуется большим видовым разнообразием
4) нуждается в дополнительных источниках энергии
5) в нём незамкнутый круговорот веществ
6) в системе снижена способность к саморегуляции
Выберите примеры действия движущей формы естественного отбора.
1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5) Детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
Под влиянием каких факторов эволюции происходит процесс экологического видообразования?
1) модификационной изменчивости
3) естественного отбора
4) мутационной изменчивости
5) борьбы за существование
Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит
1) наличие воскового налёта на листьях
2) цветение до распускания листьев
3) образование многочисленных устьиц на листьях
4) способность накапливать воду в тканях
5) ярусное расположение организмов
6) глубоко уходящая в почву корневая система
Выберите организмы, относящиеся к редуцентам.
1) бактерии гниения
3) клубеньковые бактерии
4) пресноводные рачки
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) большим видовым разнообразием
2) отсутствием редуцентов
3) большой численностью хищников
4) разветвлёнными пищевыми сетями
5) колебанием численности популяций
6) замкнутым круговоротом веществ
Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен
2) высокая численность растений одного вида
3) большое число видов растений и животных
4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор
5) замкнутый круговорот веществ
6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию
Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) почвенные зелёные водоросли
2) гадюка обыкновенная
Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен
2) высокая численность растений одного вида
3) большое число видов растений и животных
4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор
5) замкнутый круговорот веществ
6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию
Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) температура воздуха
2) загрязнение парниковыми газами
3) наличие неперерабатываемого мусора
6) концентрация кислорода
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?
1) сокращение численности сов, ежей, лис
2) большой урожай семян ели
3) увеличение численности паразитов
5) глубокий снежный покров зимой
6) уменьшение численности паразитов
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?
1) вырубка деревьев
2) увеличение затененности
3) недостаток влаги в летний период
4) сбор дикорастущих растений
5) низкая температура воздуха зимой
6) вытаптывание почвы
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса — дубраве.
1) короткие пищевые цепи
2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов
3) начальное звено цепи питания представлено растениями
4) популяционный состав животных не изменяется во времени
5) источник первичной энергии — солнечный свет
6) в почве отсутствуют редуценты
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для биогеоценоза хвойного леса характерны следующие признаки:
1) разнообразие листопадных деревьев
2) обильное разнотравье
3) животный мир представлен хищниками, лосями, грызунами, кабанами и различными птицами
4) ветви у большинства деревьев растут со склоном вниз
5) большинство деревьев вечнозелёные
6) многоярусное сообщество трав, кустарников, деревьев
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие из утверждений относятся к живому веществу биосферы?
1) Живое вещество распространено по всей атмосфере.
2) Живое вещество пронизывает всю гидросферу.
3) Одной из функций живого вещества является окислительно-восстановительная функция.
4) Живое вещество распространено в биосфере равномерно.
5) В ходе эволюции функции живого вещества не изменялись.
6) Живое вещество входит в состав биокосного вещества.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К естественным биогеоценозам относят
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки говорят об устойчивости биогеоценоза?
1) видовое разнообразие
4) замкнутость круговорота
5) разветвлённые пищевые цепи
6) количество источников энергии
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из факторов среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели?
2) содержание кислорода менее 1,6 мг/л
3) температура воды +29 градусов
5) освещённость водоёма
6) скорость течения реки
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие три вида экологических пирамид различают учёные экологи?
3) пирамида биомассы
4) пирамида энергии
5) пирамида редуцентов
6) пирамида динамики
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите основные характеристики любого стабильного биогеоценоза в средней полосе России.
1) постоянная температура воздуха
2) видовое разнообразие
3) количество осадков в год
4) разветвлённость пищевых цепей и сетей
5) замкнутость круговорота веществ
6) многообразие источников энергии
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Чем характеризуется биоценоз смешанного леса?
2) плохой освещённостью всех ярусов
3) отсутствием сбалансированного круговорота веществ
4) разнообразием древесных растений
5) наличием только консументов второго порядка
6) наличием консументов 1, 2, 3-го порядков
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите факторы, регулирующие численность популяции гусениц бабочки-белянки в устойчивом биогеоценозе.
1) хищники и паразиты
3) газовый состав атмосферы
4) внутривидовая конкуренция
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите три функции живого вещества биосферы.
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите характеристики наземно-воздушной среды обитания организмов.
1) давление в среде низкое
2) высокая плотность среды
3) содержание кислорода высокое
4) высокая теплопроводность
5) сезонные температурные перепады
6) ограниченная проницаемость для света
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Вследствие сведения лесов на обширных территориях происходит
1) нарушение водного режима и опустынивание
2) эрозия и выветривание почвы
3) снижение парникового эффекта
4) уменьшение биоразнообразия
5) изменение направлений воздушных потоков
6) повышение интенсивности выпадения осадков
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Окислительно-восстановительная функция живого вещества в биосфере проявляется в
1) выделении кислорода в процессе фотосинтеза
2) образовании углекислого газа и воды из глюкозы в процессе дыхания
3) образовании отложений фосфора на дне водоёма
4) восстановлении углекислого газа до глюкозы в процессе фотосинтеза
5) превращении сероводорода в кристаллическую серу бактериями
6) выделении азота денитрифицирующими бактериями
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных факторов среды относят к биотическим?
1) наличие паразитов
2) температура воды
4) солнечная радиация
5) наличие видов-конкурентов
6) внесение удобрений
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных экосистем можно отнести к агроэкосистемам?
3) плантация оливковых деревьев
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных экосистем можно отнести к природным?
5) плантация масличной пальмы
Выберите три верных ответа из шести и запишите в порядке возрастания цифры, под которыми они указаны. Круговорот веществ в экосистеме обеспечивает
2) многократное использование организмами одних и тех же химических элементов
3) сезонные и суточные изменения в природе
4) накопление торфа
5) непрерывность жизни
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Для экосистемы суходольного луга характерно
1. преобладание продуцентов одного вида
2. разнообразный видовой состав трав
3. сбалансированный круговорот веществ
4. отсутствие консументов и редуцентов
5. разветвлённые пищевые цепи
6. преобладание действия искусственного отбора
Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит выберите три верных ответа
Загрязнение окружающей среды мутагенами, повышение уровня радиации — причины
Радиация — это очень сильный мутаген, который вызывает увеличение числа наследственных заболеваний.
Вопрос задан некорректно. получается,что причинами загрязнения окружающей среды мутагенами,повышения уровня радиации является увеличение числа наследственных заболеваний.
не причинами. а ПРИЧИНЫ.
Вопрос корректный, прочитайте внимательно
ПРИЧИНОЙ. Обратите внимание.
А вопрос вполне корректный: причинами увеличения числа наследственных заболеваний являются загрязнение окружающей среды мутагенами и повышение уровня радиации, но не наоборот.
Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит
1) наличие воскового налёта на листьях
2) цветение до распускания листьев
3) образование многочисленных устьиц на листьях
4) способность накапливать воду в тканях
5) ярусное расположение организмов
6) глубоко уходящая в почву корневая система
Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит: глубоко уходящая в почву корневая система, способность накапливать воду в тканях, наличие воскового налёта на листьях.
Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит в том, что у них
1) периодически прекращаются все процессы жизнедеятельности
2) устьица расположены на нижней части листа
3) имеются мощные корни, глубоко уходящие в почву
4) в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду
Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит в том, что у них в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду.
Ответ 3 не верный, т.к.
Корневая система кактусов делится на две части. Поверхностные кони и корни уходящие глубоко в землю. Поверхностные корни приспособлены для сбора влаги и росы, которая образуется от разности температур. Они расположены на поверхности почвы и разрастаются в ширь до 4-5 метров. Днем воздух в пустыне прогревается до 40-45 градусов. Ночная температура опускается до 10-15 градусов. От перепада температур образуется влага, которая выпадает в виде росы на почву. Поверхностные корни собирают влагу и дают возможность кактусу обходиться в засушливый период без полива и дождей.
Корни уходящие глубоко в почву служат для закрепления кактуса в почве. Они вырастают огромных размеров и способны удерживать огромную массу кактуса, даже в период сильных ураганов сопровождающихся порывистым ветром. Эти мощные, толстые и крепкие корни не настолько длины, чтобы достигать подземных вод, поэтому служат только якорем для кактуса.
Известно, что кукушки подбрасывают свои яйца в гнёзда других птиц. В чём заключается приспособленность кукушек к условиям среды и в чём относительность этого приспособления?
1) Птенцы кукушек не могут есть мохнатых гусениц, поэтому их выкармливают хозяева гнезда другим кормом.
2) Птенец кукушки появляется на свет раньше и выталкивает других птенцов, поэтому выкармливают его одного.
3) Хозяева гнезда могут погибнуть, покинуть лес, не суметь выкормить птенца, напасть на кукушку, выбросить яйцо — в этом и заключается относительность приспособления.
Межвидовая конкуренция приводит к
Согласно принципу конкурентного исключения Гаузе, если два вида сосуществуют в состоянии устойчивого равновесия, то они должны быть экологически дифференцированы (приспособлены к разным условиям в пределах ареала), с тем чтобы они могли занимать различные ниши. Если два вида занимают одну и ту же экологическую нишу, то почти наверняка один из них превосходит другой в этой нише и в конце концов вытеснит менее приспособленный вид (но не приведет к вымиранию).
Про нейтрализм можно говорить только в условии проживания на одной территории. Все биотические взаимоотношения предполагают, что представители обитают в одном биогеоценозе.
Клеточное строение организмов служит доказательством
Клеточная теория — одно из общепризнанных биологических обобщений, утверждающих единство принципа строения и развития мира растений, животных и остальных живых организмов с клеточным строением, в котором клетка рассматривается в качестве общего структурного элемента живых организмов.
Основная задача систематики
Систематика приводит в систему все живые организмы, классифицирует их.
В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?
3) Линька, развитие густого перьевого покрова.
5) Запасание и смена кормов.
Считается, что толстый мясистый стебель и трансформация листьев в иголки или пух у кактусов – это приспособления к их условиям обитания. Объясните, в чём заключается суть этих приспособлений? В каких условиях произрастают кактусы?
1) кактусы произрастают в засушливых условиях;
2) мясистый стебель позволяет запасать большое количество воды и продуктов фотосинтеза (при этом берёт на себя функцию фотосинтеза из-за редукции листьев);
3) отсутствие (видоизменение) листьев приводит к снижению потерь воды при испарении
Среди растений пустынь есть растения, поглощающие воду круглый год, и растения, поглощающие воду только во влажный сезон. Какими особенностями строения и физиологии должны обладать растения каждой из этих групп?
1) Растения, поглощающие воду только во влажный сезон, должны иметь запасающие органы и приспособления, позволяющие экономить воду. Примером являются кактусы с их стеблями, листьями-иголками, восковым налётом на листьях.
2) Растения, поглощающие воду круглый год, должны иметь длинные корни и приспособления к экономному испарению воды. Пример: саксаул, верблюжья колючка с их небольшими листьями и глубоко уходящими в почву корнями.
Сокращение вегетационного цикла, например у маков, цветущих и отмирающих весной.
Ярусное расположение растений в сообществе луга — приспособление к
С помощью ярусов растения приспосабливаются к использованию света, а значит совместному обитанию.
Приспособление к совместному обитанию это общее понятие, которое включает и приспособления к сохранению влаги и к опылению насекомыми т.д. а использование света это конкретный признак и Вы должны были указать его в вариантах ответа.
Вопросы взяты из базы реальных заданий ФИПИ.
Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне крыльев. Назовите тип её окраски, объясните значение окраски, а также относительный характер приспособленности.
1) Тип окраски – покровительственная, мимикрия.
Нижняя сторона крыльев этой бабочки имеют покровительственную окраску. Но если к бабочке приблизится какая-нибудь птица, то, почувствовав опасность, павлиний глаз раскрывает крылья, и птица, увидев вдруг появившиеся «глаза», в недоумении останавливается.
2) Значение окраски: Подражают глазам более крупного животного (хищник может принять глазчатые пятна на крыльях бабочки за глаза другого, более крупного хищника).
3) Относительность приспособленности: яркая окраска делает бабочку заметной для хищников, молодые животные могут принять за вкусное лакомство и съесть, хищник может не испугаться глазчатого рисунка на крыльях бабочки, возможно случайное уничтожение.
Отсутствие течения, высокая температура воздуха и большое количество гниющей органики (листья, ветви, плоды) приводят к уменьшению количества растворённого в воде кислорода. Какие приспособления выработались у рыб для обитания в обеднённых кислородом водоёмах?
1) лабиринтовые рыбы начинают дышать атмосферным воздухом (заглатывая его с поверхности и отправляя его в лабиринтовую полость, пронизанную кровеносными капиллярами, для газообмена);
2) у двоякодышащих рыб (лепидосирен, протоптеров, чешуй-чатников) в качестве органов лёгочного дыхания функционируют один либо два пузыря, открывающиеся на брюшной стороне пищевода, пронизанные кровеносными капиллярами;
3) рыбы могут покрываться защитным слоем слизи и впадать в состояние, близкое к анабиозу, до того времени, когда восстановится приемлемый уровень кислорода.
Тело пингвинов покрыто очень мощным плотным слоем контурных перьев, под которыми толстый слой пуховых перьев. При этом пингвины, в отличие от других птиц, меняют пуховые перья все разом, а не постепенно в течение всей жизни. Объясните, почему у пингвинов в ходе эволюции сформировались такие особенности пухового слоя перьев и как эти особенности повышают их приспособленность к условиям окружающей среды.
1) пингвины живут в холодных условиях, поэтому мощный пуховой слой (пуховые перья особого строения) им необходим в качестве термоизоляции;
2) если бы пуховые перья менялись постепенно, это приводило бы к нарушению плотности контурных перьев, что, в свою очередь, приводило к намоканию перьев при плавании;
3) поэтому у пингвинов выработалась смена всех пуховых перьев разом, чтобы период смены был как можно короче
Установите соответствие между признаками растений и их классификацией по отношению к воде: к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ | ГРУППЫ ПО А) целиком или большей частью погружены в воду Б) в эпидермисе отсутствуют устьица В) растут по берегам водоёмов на мелководье Г) листовая пластинка тонкая, сильно рассечённая Д) хорошо развита аэренхима Е) хорошо развиты механические ткани листа, устьица на верхней стороне |