приспособление людей к жизни в новой этнической среде

Взаимодействие этносов в разных культурах

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

ТЕМА: УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ.

Студентки 1-го курса

ПРОЦЕССЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ.

ЯЗЫК КАК МЕХАНИЗМ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ “ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ДОМА”

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОЦЕССЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ.

Взаимодействие этнических общностей характеризуется следующими процессами: миграция, интеграция, консолидация, ассимиляция, аккомодация, или адаптация, аккультурация.

Широко употребляемые для определения характера этнических процессов понятия интеграция, консолидация, ассимиляция означают как бы последовательные стадии таких процессов.

Интеграция (буквально “объединение в целое каких-либо частей”) характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности (например, формирование в России у разных этносов быта и традиций и т.д.)

В зарубежной (особенно американской) этнографии и культурной антропологии, где глубинные этнические процессы исследуются с точки зрения различной степени контактов культур (причем происхождение культуры понимается как независимое от социально-экономической жизни, а потому культура играет роль субъекта в истории народов) возникла соответствующая этой концепции терминология.

ЯЗЫК КАК МЕХАНИЗМ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Таким образом, взаимопереплетение языков, являвшееся проводником взаимообогащения культур, сопровождалось всегда создание определенных типов и стилей мыслительной модели мира или способа мышления. Люди могут понимать друг друга, ибо учатся воспринимать мысли друг друга и мыслить в русле общей парадигмы. Когда люди по-разному воспринимают языковые образы, они никогда не найдут общего решения проблемы, т.к. это будет разговор “слепого с глухим”.

Язык изменяется в процессе развития культуры, изменяется смысл и значение самих слов, условия словоупотребления, языковой фон развертывания речевого общения, происходит взаимопроникновение разных языков друг в друга. Например, широко известен тот факт, что знаменитые французские “бистро” этимологически восходят к русскому слову “быстро”, с которым казаки в 1814 году входили каждую корчму. Русский язык, особенно последнее время, изобилует примерами использования слов иностранного происхождения, в наш словарь уже прочно вошли “парламент”, “бизнес”, “мэр” и т.д. Одним словом, язык ведет себя как живое существо, которое реагирует на все внешние изменения. Вот как, к примеру, о русском языке писал поэт Ярослав Смеляков:

У бедной твоей колыбели,

еще еле слышно сперва,

рязанские женщины пели,

роняя, как жемчуг, слова.

Вы, прадеды наши, в недоле,

мукою запудривши лик,

на мельнице русской смололи

заезжий татарский язык.

Вы взяли немецкого малость,

хотя бы и больше могли,

чтоб им не одним доставалось

ученая важность земли.

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ “ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ДОМА

Осуществляемая в настоящее время попытка реализации программы “общеевропейского” дома поднимает проблему взаимодействия этнических общностей на новый уровень.

С точки зрения этнографии, этнологии, культурной антропологии надо говорить не о становлении общеевропейского дома, а о его восстановлении. Европа всегда рассматривалась этими науками в масштабе ойкумены как специфический и единый историко-этнографический (а, следовательно, и историко-фольклорный) регион.

Все сказанное справедливо как по отношению к архаической традиционной народной культуре, так и по отношению к современности. Когда мы говорим о Европе как историко-этнографическом регионе, это не значит, как мы уже об этом упоминали, что все везде было одинаковым. Опыт составления общеевропейских этнографических карт показал, что различные элементы и комплексы культуры имели не совпадающие ареалы. Кроме того, давно известно, что и этнические границы очень часто не совпадают с языковыми, тем более в них не укладываются ареалы комплексов и отдельных элементов культуры.

Всеобщее распространение мировых общеевропейских или региональных комплексов культуры бесспорно. Что-то при том теряется. Прогресс всегда сопровождается потерями, однако многое еще не утрачено и, наверное, утрачено не будет, если мы отнесемся к этому вполне разумно. Это проблема не только социологическая или культурологическая, а в не меньшей степени духовная, нравственная, моральная, проблема будущей общеевропейской демократичности. Необходимо найти возможность каждому этносу остаться самим собой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М. 1989.

Атлас народов мира./ Под ред. С.И.Брука, В.С. Апанченко. М., 1964.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. 1983.

Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М. 1981

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973

Народы мира: историко-этнографиченский справочник / под ред. Ю.В. Бромлея. М. 1988.

Свод этнографических понятий и терминов: материальная культура / Отв. ред. С.А.Арутюнов. М., 1989.

Свод этнографических понятий и терминов: социально-экономические отношения и соционормативная культура / Отв. ред. А.И. Першиц, Д.Трайде. М., 1986.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985.

Широкогоров С.М. Этнос. Шанхай. 1923,

Этнография / под ред. Ю.В.Бромлея, Г.Е.Маркова. М., 1982.

Источник

Этнокультурная адаптация

Данное явление изучали А. Фарнхем и С. Бочнер, которые пришли к заключению, что симптомы культурного шока весьма разнообразны: «Постоянное беспокойство о качестве пищи, питьевой воды, чистоте посуды, постельного белья, страх перед физическим контактом с другими людьми, общая тревожность, раздражительность, неуверенность в себе, бессонница, чувство изнеможения, психосоматические расстройства, депрессия, попытки самоубийства. ». Подобные симптомы, говоря о ностальгии, выделяли психиатры, начиная с семнадцатого века: «устойчивая печаль, мысли только о родине, нарушенный сон или длительное бодрствование, упадок сил, снижение аппетита и жажды, чувство страха, оцепенения. ощущение потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожиданий могут выражаться в приступах гнева, агрессивности, враждебности по отношению к представителям страны пребывания, что отнюдь не способствует гармоничным межличностным отношениям».

Согласно литературным данным, культурный шок почти всегда ощущается как неприятный, стрессогенный и имеет негативные последствия, однако некоторые исследователи видят позитивную сторону данного феномена для тех индивидов, у которых первоначальный дискомфорт ведёт к принятию новых ценностей и моделей поведения, что в конечном счёте, важно для саморазвития и личностного роста.

Выборы стратегии аккультурации, как и установки на них могут широко варьироваться. С точки зрения Дж. Берри, успешной адаптацией для явных этнических меньшинств является бикультурализм, который предполагает достижение социальной и психологической интеграции с другой культурой без потери богатств собственной. При этом этническая сохранность (сохранение этнической принадлежности) может играть позитивную роль в уменьшении культурного шока для недобровольных мигрантов и поддержании позитивной самоидентификации.

Анализ современной реальности межэтнических отношений, особенно в связи с проблемами эмиграции, свидетельствует о том, что на поведение в ситуациях межэтнического взаимодействия значимым образом влияет этнокультурная маргинальность. Так, А. Б. Мулдашева указывает, что этнокультурная маргинальность влияет на направленность групповых и индивидуальных межэтнических установок. Выявлено три основных фактора, определяющих особенности проявления этого феномена: степень комплиментарности между этническими группами; характеристики этнического поля каждой из групп; характеристики жизненного мира субъекта взаимодействия. Наличие этнической двойственности определяет большую аффективную насыщенность, а также жёсткость межэтнических установок маргинала.

Согласно данным этнопсихологических исследований, этническая дезадаптированность проявляется в неспособности личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям; в нарушенной или полной неспособности идти навстречу требованиям и ожиданиям социальной среды и собственной социальной роли, ведущей деятельности и другой, мотивированной изнутри или извне, деятельности. Следует указать, что наиболее эффективной стратегией приспособления к новой культурной среде является стратегия интеграции, при которой каждая из взаимодействующих групп сохраняет свою культуру. Другие стратегии аккультурации подразумевают либо замкнутость в свою этническую группу, либо растворение в новой культуре, что значимым образом влияет на характер протекания процесса этнокультурной адаптации.

Изучение психологической и социокультурной адаптации затрагивает факторы, которые влияют на ее успешность в новой среде. Т.Г. Стефаненко указывает, что продолжительность межкультурной адаптации определяется многими факторами, которые можно разделить на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относятся демографические и личностные факторы. Достаточно сильно влияет на процесс адаптации возраст: быстро и успешно адаптируются маленькие дети, но уже для школьников этот процесс оказывается сложным. Очень болезненным испытанием оказывается изменение культурного окружения для пожилых людей. Психотерапевты и врачи считают, что пожилые эмигранты совершенно не способны адаптироваться в инокультурной среде, и им «нет необходимости обязательно усваивать чужую культуру и язык, если к этому у них нет внутренней потребности». Образование также является фактором, который влияет на успешность адаптации: чем оно выше, тем меньше проявляются симптомы культурного шока. В целом успешнее адаптируются молодые, высокоинтеллектуальные и высокообразованные люди. Р. Тафт полагает, что эмпирических исследований, рассматривающих роль индивидуально-личностных факторов в культурном приспособлении очень мало.

Помимо вышеперечисленных, к числу необходимых для успешной адаптации эмигранта факторов относят: желание интегрироваться в новую среду и степень активности этого процесса; наличие установки на усвоение новых культурных феноменов; стремление к преодолению информационной изоляции; наличие интеллектуально-волевого комплекса, в центре которого располагаются обучаемость, критичность мышления, готовность к изменениям; стремление к установлению коммуникативных связей с окружающей средой; устойчивость к нервно-психическим перегрузкам, саморегуляция состояний; удовлетворённость основных социогенных потребностей личности (потребность в аффилиации, потребность в самореализации, потребность в удовлетворяющем социальном статусе).

Таким образом, анализируя некоторые факторы, влияющие на адаптацию на психологическом и социокультурном уровнях, учёные выявили зависимость хорошей социокультурной адаптации от знания культуры, степени включенности в контакты и межгрупповые установки, а психологической адаптации от личностных переменных, событий жизни и социальной поддержки.

Источник

Приспособление людей к жизни в новой этнической среде

приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Смотреть фото приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Смотреть картинку приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Картинка про приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Фото приспособление людей к жизни в новой этнической среде

приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Смотреть фото приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Смотреть картинку приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Картинка про приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Фото приспособление людей к жизни в новой этнической среде

15. Культура и типы взаимодействия культур.
Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д. В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Показать полностью.
В социологии существуют различные критерии типологизации культур. С точки зрения горизонтальной типологизации культуры, позволяющей фиксировать особенности культуры в культурном пространстве, выделяют следующие типы культуры:
— цивилизационные – относящиеся к метаобществам, породившим своеобразные культурные русла многих культур. Например, культура цивилизации Двуречья;
— региональные – относящиеся к метасоциумам, разным обществам, объединенных природой и территориальной близостью условий проживания (культура Латинской Америки);
— этнические – относящиеся к государственно-территориальным общностям, в которых сформировалась культура того или иного народа в доиндустриальную эпоху (культура Франции);
— национальные – относящиеся к полиэтническим, государственно-территориальным общностям, сформировавшим культуру той или иной нации на индустриальном и более позднем этапах развития (культура США);
— локальные – относящиеся к сообществам, связанным условиями проживания и взаимодействия на той или иной конкретной территории (культура Чеч-ни).
Вертикальная типологизация позволяет рассматривать культуры с точки зрения их иерархического взаимодействия. Для этого используют понятия доминирующая культура, субкультура и контркультура.
Доминирующая культура– это сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Содержание доминирующей культуры общечеловеческой культуры составляют общечеловеческие ценности.
Но так как каждое общество состоит из множества слоев, социальных групп, вырабатывающих собственные символы, ценности и образцы поведения, то они формируют собственную культуру или субкультуру. То есть субкультура – это совокупность символов, ценностей и образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Соответственно выделяют национальную, конфессиональную, профессиональную, молодежную субкультуры, субкультуру правящей элиты и субкультуру социальных низов.
Национальная культура – характеризует человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. Если в государстве живет несколько наций, выделяют субкультуры большинства нации и субкультуры национальных меньшинств.
Конфессиональные субкультуры складываются на основе общности вероисповедования, принадлежности к определенной церкви. Выделяют

приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Смотреть фото приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Смотреть картинку приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Картинка про приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Фото приспособление людей к жизни в новой этнической среде

1.Этнопсихология – это отрасль психологической науки, изучающая псих. закономерности, факторы и факты этнических общностей и этнических процессов.

Факты – информация о тех псих. явлениях, которые уже происходят в тех или иных этнических группах.
Показать полностью.

Объектом исследования этнопсихологии являются нации, национальности, национальные общности.

Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

Задачи: Выявление закономерностей тех псих. процессов, которые происходят в этносах.

Этнос – культурно-историческое объединение людей, связанное с определенным географическим происхождением, объединенное общей культурой, религией, традициями и как правило, языком.

Этнос в целом и его различные аспекты служат основой для формирования идентичости личности.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.

1) особенности психики людей различных народов и культур;

2) проблемы характера национального;

3) проблемы национальных особенностей мировосприятия;

4) проблемы национальных особенностей взаимоотношений;

5) закономерности формирования и функции самосознания национального, стереотипов этнических;

6) закономерности формирования сообществ, и пр.

Современная этнопсихология выделяет ряд самостоятельных направлений:

1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, процессов когнитивных, памяти, эмоций, речи и прочего (кои теоретически и методически есть неотъемлемая часть соответственных разделов психологии общей и социальной);

2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ориентации ценностных народной культуры (неразрывно связаны с соответственными разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и пр.);

3) исследования сознания этнического и самосознания (заимствуют понятийный аппарат и методы из соответственных разделов психологии социальной, изучающих установки социальные, отношения межгрупповые и пр.);

4) исследования этнических особенностей социализации детей (понятийный аппарат и методы коих ближе всего к социологии и психологии детской).

Источник

Тест по этнопсихологии, 74 вопроса с ответами

приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Смотреть фото приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Смотреть картинку приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Картинка про приспособление людей к жизни в новой этнической среде. Фото приспособление людей к жизни в новой этнической среде1. Этнопсихология — это:
а) наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях;
б) наука, изучающая психологические особенности духовной культуры народов;
в) наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека;
г) наука о взаимодействии людей друг с другом;
д) наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «я» (то есть сознания индивида).

2. Структура этнической психологии включает, за исключением:
а) национальный характер;
б) национальное самосознание;
в) национальные чувства и настроения;
г) личный опыт;
д) национальные интересы.

3. Одним из основных понятий этнической психологии является:
а) народность;
б) дух;
в) этнос;
г) традиции;
д) привычки.

4. Для измерения культур используются следующие синдромы, за исключением:
а) простота — сложность;
б) индивидуализм — коллективизм;
в) открытость — закрытость;
г) маскулинность — феминность;
д) духовность — бездуховность.

5. Концепция выявления типических коллективных переживаний в рамках этнической психологии принадлежит:
а) Г.Г. Шпету;
б) Лацарусу;
в) В.О. Ключевскому;
г) Н.Г. Чернышевскому;
д) Н.А. Бердяеву.

6. В кросскультурной психологии выделяют 4 измерения стилей вербальной коммуникации (исключите лишнее):
а) прямой и непрямой;
б) искусный (вычурный) и краткий (сжатый);
в) личностный и ситуационный;
г) инструментальный и аффективный;
д) глобальный и местный.

7. Случаи массовых перемещений, когда представители того или другого этноса добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса и переселяются в иные географические или культурные пространства, называется:
а) культурным шоком;
б) миграцией;
в) аккультурацией;
г) геноцидом;
д) ассимиляцией.

8. Автором теории психологии нардов является:
а) Барцини;
б) Бенедикт;
в) Штейнталь;
г) Фромм.

9. Принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании, называется:
а) сегрегацией;
б) интеграцией;
в) сепарацией;
г) маргинализацией;
д) идентификацией.

10. В психологии причины этнических конфликтов обычно рассматриваются в рамках более общих теорий (исключить один неверный ответ):
а) межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик;
б) индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов;
в) теория реального конфликта;
г) теория научения.

12. Обратной стороной внутригруппового фаворитизма считается:
а) этноцентризм;
б) этническое самосознание;
в) этническая идентичность;
г) этнический автостереотип;
д) межгрупповая враждебность.

13. Вставьте слово и закончите определения понятия: … — восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры Слова для выбора:
а) этнос;
б) плюрализм;
в) мультикультурализм;
г) этноцентризм;
д) национальность.

14. Э. Эриксон считал, что теория «тугого пеленания» получила усиление в:
а) США;
б) Индонезии;
в) Китае;
г) России.

15. При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежаниенедоразумений использовать как можно меньше:
а) жесты;
б) паузу;
в) подручные средства;
г) шпаргалки;
д) легенды.

16. Приписывание причин поведения или результатов деятельности при восприятии людьми друг друга называют:
а) рефлексией;
б) сознание;
в) каузальной атрибуцией;
г) перцепцией;
д) иллюстрацией.

17. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента:
а) когнитивный и аффективный;
б) индивидуалистический и коллективистический;
в) категориальный и образный;
г) вербальный и невербальный;
д) религиозный и атеистический.

18. Упрощенными образами этнических групп являются:
а) этнические стереотипы;
б) этнические отношения;
в) этническая идентичность;
г) этническая эндогамия;
д) родной язык и культура.

19. Обычно выделяются три основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне (исключить неверный ответ):
а) правовые механизмы;
б) боевые действия;
в) переговоры;
г) информационный путь.

20. Основными характеристиками взаимодействующих культур являются (исключите неверный ответ):
а) степень сходства между культурами;
б) степень различия между культурами;
в) особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и визитеры;
г) особенности страны пребывания;
д) степень каузальной атрибуции.

21. Нация это:
а) исторически сложившаяся общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием;
б) это группа людей сложившаяся по отношению к средствам производства;
в) это человеческая общность характеризующаяся общими наследственными физиологическими особенностями, связанные с единством происхождения и определенной распространения;
г) сплоченная общность людей, характеризующаяся единством языка, культуры, территории, а также тесными экономическими контактами.

22. Система определенных связанных представлений членов того или иного этноса, относительно своеобразия и особенностей бытия, мира, ценностных ориентаций и этнических констант — это
а) этническая картина мира;
б) этнические константы;
в) менталитет;
г) аттитюды.

23. Сочетание индивидуальной оценки человеком, являющимся представителем конкретного этноса, своих возможностей и качеств и своей роли в этносе, общая оценка уровня значимости этноса среди других народов.
а) национальное самосознание;
б) национальная самооценка;
в) национальный язык.

24. Направленность и склад мышления личности, этнической группы – это
а) этническая картина мира;
б) этнические константы;
в) менталитет;
г) аттитюды

25. Специальная методология этнопсихологии включает в себя следующие принципы:
а) принцип детерминизма;
б) принцип единства сознания и деятельности;
в) принцип переноса;
г) принцип учета этнологических факторов;
д) принцип относительности всех психологических факторов.

26. О каком принципе выработанном в рамках этнопсихологии и этнопедагогики идет речь: «Воспитание обязано ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее исторически сложившимися традициям»:
а) принцип этнопсихологического детерминизма;
б) принцип воспитания в условиях специальной жизни и труда;
в) принцип единства национального сознания и национального своеобразия педагогической деятельности;
г) принцип развития адаптационной возможности к воспитательным воздействиям.

27. Кто из исследователей пришел к выводу, что каждая нация имеет свой темперамент и своеобразные черты характера:
а) К.Д. Кавелин;
б) В.М. Бехтерев;
в) В.С. Соловьев;
г) Л.С. Выготский.

28. Кто автор монографии «Психология народа»:
а) В. Вундт;
б) В.О. Ключевский;
в) Х. Штейнталь;
г) Н.А.Бердяев.

29. К основным признакам отличия рас относятся:
а) особенности характера;
б) цвет кожи;
в) форма черепа;
г) особенности телосложения.

30. Национальному сознанию присущи следующие характеристики:
а) представления о национальных ценностях и интересах;
б) существование особо национального языка, посредством которого идет накопление и выражение опыта;
в) наличие целостной картины мира, ее передача другому поколению и детерминированность сложного восприятия жизни.

31. Последствия межэтнических взаимоотношений:
а) геноцид;
б) национализм;
в) ассимиляция;
г) сегрегация;
д) интеграция.

32. Автостереотипы:
а) всегда положительны;
б) всегда отрицательны;
в) положительны или отрицательны в зависимости от особенностей личности.

33. Процесс формирования негативных отношений к представителям той или иной нации на основе бессознательного, эмоционального отвержения какой-либо идеи, которая кажется неприемлемой — это
а) психологическое вытеснение;
б) психологические смысловые барьеры;
в) противоположная реакция.

34. Это когда одна национальная общность постепенно перенимает обычаи, традиции другой доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней.
а) интеграция;
б) миграция;
в) ассимиляция;
г) адаптация.

35. Крайняя форма межэтнического взаимодействия:
а) ассимиляция;
б) дискриминация;
в) геноцид;
г) детерминация.

36. Кто охарактеризовал механизм зарождения и функционирования социальных установок:
а) К. Леви-Строс;
б) Н.И. Надеждин;
в) М. Лацарус;
г) Д.И. Узнадзе.

37. Гетеростереотип это:
а) мнение, суждение, оценка, относимая к своей этнической общности ее представителей;
б) совокупность оценочных суждений о другом народе;
в) устойчивые образы сложившиеся у представителей тех или иных этнических общностей;
г) все ответы верны.

38. Что относится к атрибутивным процессам:
а) психологическая защита;
б) каузальная атрибуция;
в) стереотипизация.

39. Этническая идентичность включает в себя:
а) овладение индивидуальными в процессе взаимодействия со средой механизмами социального поведения и усвоения его норм;
б) осознание своей принадлежности к определенной этнической общности;
в) постоянное сравнение вновь воспринимаемых сознанием воздействий объективной деятельности со старым по содержанию опытом;
г) механизм с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям.

40. Социально фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности — это
а) этническая картина мира;
б) этнические константы;
в) менталитет;
г) аттитюды.

41. Второй по порядку следования этапы формирования супружеских отношений в много национальной семье:
а) накопление опыта семейной жизни;
б) формирование взглядов на свою собственную семью как много национальную;
в) первичное знакомство с семейной жизнью;
г) дальнейшее совершенствование семейных отношений;
д) реализация собственных представлений о много национальной семье.

42. Активное неосознанное устранение из сферы сознательного представителей тех иных наций негативных переживаний – это
а) психологическое вытеснение;
б) психологические смысловые барьеры;
в) противоположная реакция.

43. В классификацию этнических конфликтов по приоритетным целям входят:
а) социально-экономические, этно-территориальные, этнодемографические конфликты;
б) конфликты между этническими группами и государством, между этническими группами;
в) культурно-языковые, экологические, этно-территориальные, исторические, конфессиональные конфликты.

44. К последствиям межэтнических отношений не относится:
а) геноцид;
б) национализация;
в) ассимиляция;
г) сегрегация;
д) интеграция.

45. Кто занимался исследованием национальной психологии народов, населявших СССР:
а) В.М. Бехтерев;
б) А.Р. Лурия;
в) Б.Ф. Поршнев;
г) Д.Н. Овсянников-Куликовский.

46. Бессознательные комплексы, выполняющие в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде — это
а) этническая картина мира;
б) этнические константы;
в) менталитет;
г) аттитюды

47. Набор общих наследственных физиологических особенностей индивида, связанных с единством происхождения и определенной общностью распространения — это
а) нация;
б) этнос;
в) раса;
г) национальное сознание.
48. Вставьте пропущенное слово. Л.Н. Гумилев определил этногенез как длительный цикличный процесс развития, включающий в себя четыре фазы: возникновение, подъем, …, исчезновение этноса.
а) упадок
б) расцвет
в) закат

50. Совокупность материальных и духовных ценностей нации а также используемых ею способах взаимодействия с природой и другими нациями.
а) историческая память;
б) национальное сознание;
в) национальная культура.

51. Что относится к официальным этническим символам:
а) флаг;
б) литературные произведения;
г) гимн страны;
д) лозунги.

52. Вставьте пропущенное слово
Этнические … понимаются как относительно устойчивые упрощенные схематизированные и эмоционально окрашенные образы и мнения обобщенного характера о той или иной этнической группе.
а) стереотипы
б) процессы
в) культуры

53. Устойчивая генетическо-социальная группировка людей, обладающая общим языком, культурой и собственным самосознанием — это
а) нация;
б) этнос;
в) раса;
г) национальное сознание.

54. Этнические стереотипы выполняют следующие функции:
а) упорядочение информации;
б) экономят усилия человека при восприятии объектов окружающей действительности;
в) защита ценностей;
г) дают возможность анализировать психический состав людей в социальном, политическом и этническом контексте.

55. Процесс продвижения этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы.
а) интеграция;
б) миграция;
в) ассимиляция;
г) адаптация.

56. Признак существования нации, включающий в себя информацию о предках (предания, традиции, заветы и т.д.).
а) историческая память;
б) национальное сознание;
в) национальная культура.

57. Вставьте пропущенное слово. …. — это процесс передвижения этнических групп за пределами этнической территории.
а) иммиграция
б) эмиграция
в) сегререгация

58. Механизмы формирования этнических стереотипов:
а) схематизация;
б) каузальная атрибуция;
в) сегрегация;
г) вытеснение;
д) категоризация;
е) проекция.

59. Кто из исследователей выделил следующую иерархию человеческих рас: первобытные расы, низкие расы, средние расы, высшие расы:
а) А.Л. Леви-Брюль;
б) В.М. Бехтерев;
в) А.А. Потебня;
г) Г. Лебон.

60. Большая социальная группа, чрезвычайно сплоченная и имеющая одну территорию, язык, культуру, черты национальной психики и тесные экономические связи — это
а) нация;
б) этнос;
в) раса;
г) национальное сознание.

61. Кто был первым известным ученым, описавшим нравы народов других стран:
а) Геродот;
б) Гиппократ;
в) Ш. Монтескье;
г) Г. Гегель.

62. Группы, сохраняя свою этническую идентичность, объединяются в единое целое на каком-либо значимом для них основании (экономические и культурные).
а) интеграция;
б) миграция;
в) ассимиляция;
г) адаптация.

63. Первый по порядку этап протекания межэтнического конфликта:
а) латентная или скрытая стадия;
б) насильственное протекание;
в) начало конфликта, открытый конфликт;
г) нарастание межэтнической напряженности;
д) равновесие или баланс сил;
е) разрешение конфликта, урегулирование.

66. Выделяют:
а) гетеростереотипы и автостереотипы;
б) положительные, отрицательные и амбивалентные стереотипы;
в) моноэтнические, биэтнические и маргинальные стереотипы;
д) стереотипы поведения и восприятия.

67. Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных и религиозных взглядов и убеждений нации, которая отображает определенный уровень ее духовного развития.
а) историческая память;
б) национальное сознание;
в) национальная культура.

68. Результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности.
а) национальное самосознание;
б) национальная самооценка;
в) национальный язык.

69. Вставьте пропущенное слово. Национальный … — это совокупность признаков, комплекс физических и духовных качеств, отличающих людей разных национальностей друг от друга.
а) характер
б) стереотип
в) процесс

70. Приписывание причин поведения или результата деятельности при восприятии людьми друг друга называется:
а) интеграция;
б) каузальная атрибуция;
в) этническая идентичность;
г) проекция.

71. Вставьте пропущенное слово. Под национальным … понимается совокупность эмоционально-экспрессивных характеристик, определяющих специфику поступков и деятельности людей как представителей одного этноса.
а) темперамент
б) характер
в) язык

72. Вхождение индивида в культуру своего народа называется:
а) инкультурация;
б) аккультурация;
в) социализация;
г) адаптация.

73. Приспособление людей к жизни в новой этнической среде.
а) интеграция;
б) миграция;
в) ассимиляция;
г) адаптация.

74. Устный и письменный способ выражения нацией мыслей и общения.
а) национальное самосознание;
б) национальная самооценка;
в) национальный язык.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *