новообразования кризиса 1 года жизни выделенные л с выготским

Кризис одного года

Л. С. Выготский выделил три момента в содержании кризиса одного года : становление ходьбы, становление речи, гипобулические реакции – особые аффективные состояния, «первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим» [Выготский, 2003, с.

Источником аффективных вспышек ребенка нередко выступает отказ взрослого или непонимание детских желаний. Своеобразная ситуация развития в младенчестве приводит к потребности в общении, поскольку ребенок данного возрастного периода может действовать только через других.

Автономная детская речь – средство общения, и обращена к другому, но поскольку она, как правило, значительно отличается от взрослой речи и по фонетическому строению, и по значению, и по форме связывания слов и форме общения, она может служить причиной «трудностей взаимного понимания» и вызывать гипобулические реакции [Выготский, 2003]. Начало и конец автономной детской речи, с точки зрения Л. С. Выготского, знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни. Вспомним, что, по мнению Л. С. Выготского, приобретение критического возраста никогда не сохраняется в последующей жизни, ново образования в критическом возрасте носят преходящий характер. В кризисе одного года ребенок приобретает автономную речь, которая в дальнейшем исчезает, трансформируясь и заменяясь настоящей речью. Тем не менее автономная детская речь имеет чрезвычайно важное значение, являясь переходным мостом от безъязычного к языковому периоду развития, без которого ребенок не смог бы овладеть настоящей речью.

Источник

Новообразования младенческого возраста и кризис первого года

Суть любого кризиса в психическом развитии, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что новообразования возраста, которые складываются к концу возрастного этапа, вступают в противоречие с прежней социальной ситуацией развития. Так, возросшая, благодаря становлению прямохождения и развитию речи, самостоятельность ребенка делает рамки единства матери и ребенка слишком узкими. Становление ходьбы является первым моментом в содержании данного кризиса. Второй момент, характеризующий суть кризиса первого года жизни, относится к речи. Здесь можно говорить о наличии латентного периода в развитии речи, который продолжается, по Л. С. Выготскому, примерно три месяца. В качестве третьего момента, описывающего кризис первого года жизни, Л. С. Выготский выделяет особенности проявления эмоций и воли (рис. 4.3). В связи с этим кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим. При неправильном воспитании такие протестные реакции ребенка могут проявляться очень интенсивно. Часто у ребенка, которому в чем-нибудь отказали или его просто не поняли, происходит резкое нарастание аффекта, приводящего к тому, что ребенок бросается на пол, начинает кричать, отказывается ходить, стучит ногами об пол.

новообразования кризиса 1 года жизни выделенные л с выготским. Смотреть фото новообразования кризиса 1 года жизни выделенные л с выготским. Смотреть картинку новообразования кризиса 1 года жизни выделенные л с выготским. Картинка про новообразования кризиса 1 года жизни выделенные л с выготским. Фото новообразования кризиса 1 года жизни выделенные л с выготским

Рис. 4.3. Явления, характеризующие кризис первого года (по Л. С. Выготскому)

Компоненты кризиса одного года содержательно раскрыты в работах К. Н. Поливановой. Автор указывает, что в кризисе первого года социальная ситуация развития трансформируется: еще вчера безразличное (отсутствовавшее как элемент среды) становится привлекательным или отвергаемым (а значит, возникает как элемент среды). Возникает поле притяжений и отталкиваний – пространство отношения. На этом этапе среда, до этого являвшаяся как бы продолжением желаний (все, что хотелось – достигалось), делится на достижимое и недостижимое, поляризуется. Примерно до одного года мир ребенка постепенно увеличивается, расширяется, происходит эволюционное накопление его возможностей. В это время все или почти все побуждения ребенка, его требования удовлетворяются. Более того, среда обогащается взрослыми как бы загодя, предметы, которые станут актуальными лишь несколько позже, уже предоставляются в распоряжение ребенка. Но с развитием активного ползания (нового способа передвижения, а значит, способа достижения желаемого) возникают первые запреты. Это и есть тот кардинальный момент, который провоцирует сдвиг в развитии ребенка.

При возникновении первых запретов и ограничений для ребенка впервые возникает его собственное желание как таковое. Пока любое стремление удовлетворяется, оно существует для ребенка только как часть желаемого. Запреты способствуют осознанию ребенком своих побуждений и стремлений. Невыполнение требования продлевает стремление и ребенок эмоционально проживает и осознает его. К. Н. Поливанова назвала этот процесс «объективация – субъективация», – это целостное преобразование социальной ситуации развития. Возрастание самостоятельности и возможностей ребенка вызывает со стороны взрослого запреты, которые разделяют для него окружающую среду на доступную и недоступную. Потребность ребенка не удовлетворяется, продлевается и приводит к возникновению состояния желания, а затем к его обнаружению им. В результате происходит субъективация стремления.

При описании кризиса первого года Л. С. Выготский особое внимание уделял феномену автономной речи. Он считал, что главное приобретение этого переходного периода – своеобразная детская автономная речь. Она имеет существенные отличия от взрослой речи и по звучанию (фонетическому строению), и по смысловому содержанию (семантической стороне). Детские слова по своей звуковой форме могут напоминать «взрослые», могут значительно отличаться от них. Семантические различия также могут быть различными. Маленький ребенок вкладывает в слова иное значение, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сформировались общепринятые понятия. Специфические особенности детского мышления приводят к тому, что слова становятся многозначными и ситуативными, включенными в эмоционально насыщенную ситуацию. Автономная речь возникает только при сильной эмоциональной окрашенности воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, проявляющейся в эмоциональных переживаниях или действиях. Из этого следует, что появление многозначных слов в автономной речи детей носит эмоционально-действенный характер. Другая особенность автономной детской речи заключается в специфике связей между словами. Язык маленького ребенка характеризуется аграмматичностью, которая проявляется в том, что слова не связываются в предложения, а переходят друг в друга как междометия подобно бессвязным восклицаниям.

Практический пример

Среди слов, которые употребляет ребенок в конце первого года, встречаются слова, отличающиеся от соответствующих слов взрослых (например, «ика» – шкаф, «гилигилича» – карандаш, «капа» – ложка); слова, являющиеся обрывками слов взрослых («ка» – каша, «па» – упала, «ба» – бабушка); слова, представляющие собой искажения слов взрослых, но сохраняющие их фонетический и ритмический рисунок («тити» – часы, «ниняня» – не надо); звукоподражательные слова («ав-ав» – собака, «му-му» – корова, «ко-ко» – курочка).

Поскольку автономная речь детей имеет значительные фонетические и семантические отличия от взрослой речи, ее могут понять только близкие взрослые, постоянно общающиеся с ребенком и понимающие значения его слов. Общение с другими взрослыми посредством такой речи крайне затруднительно или невозможно. В этом случае пониманию речи ребенка могут способствовать неязыковые средства – жесты и мимика, сопровождающая непонятные слова. Из этого следует, что автономная детская речь может обеспечивать общение, но отличающееся по форме и средствам от обычного вербального общения на более поздних этапах онтогенеза.

Е. О. Смирнова приводит результаты анкетирования родителей, в ходе которого было выявлено, что поведению детей в возрасте от 10 до 15 месяцев присущи резкие изменения временного характера (табл. 4.10). Автор делает вывод, что совокупность показателей кризиса первого года проявляется во всех сферах жизни ребенка, главной из них является сфера предметной деятельности. В рамках этой деятельности существенно возрастает уровень самостоятельности, активность и разнообразие игровых и предметных действий детей, увеличивается количество новых способов действий, появляется стремление все выполнять самому, даже без необходимых для этого умений.

Другой сферой проявления симптомов кризиса первого года жизни являются взаимоотношения со взрослыми. В данной сфере можно отмстить возрастание избирательности в отношениях с разными взрослыми: проявление негативных эмоциональных реакций и недоверчивости к посторонним взрослым, повышение требовательности и возможно агрессивных проявлений в отношениях с близкими взрослыми. Значительные изменения происходят также в отношении ребенка к самому себе, которые заключаются в ярко выраженном стремлении отстоять свою независимость и свое право на самостоятельность, в повышенной чувствительности и обидчивости ребенка, в протестных реакциях против взрослых, в настойчивой требовательности выполнения его желаний.

Изменения в поведении ребенка в период кризиса первого года

Упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания и пр.

Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений

Попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений в игре и в действиях по самообслуживанию

Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых

Обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы

Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях

Связано с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее), повышенная капризность ребенка

К. Н. Поливанова проанализировала действия взрослых в ситуации развертывания негативных симптомов кризиса первого года. Автор отмечает, что до кризисного периода взрослый был источником и условием выполнения всех желаний ребенка. В кризисе взрослый впервые занимает позицию между ребенком и его желаниями, противостоит их удовлетворению. Данное противостояние является признаком эмансипации ребенка от взрослого и становится также условием обнаружения взрослого, подобно тому как неисполнение желания является условием его обнаружения. В данной ситуации взрослый вынужден изменить воспитательные воздействия. С одной стороны, родители пытаются теперь постоянно предвидеть возможные желания и побуждения ребенка, стараясь максимально обезопасить окружающую обстановку, с другой – они вынуждены повышать разнообразие репертуара способов взаимодействия с ребенком, включая в него совместные действия с предметами. Родителям в ситуации данного кризиса необходимо признать своеобразное «чувство взрослости», возникающее у ребенка, и отказаться от некоторых, потерявших свою актуальность запретов, предоставить ребенку некоторые новые формы взаимодействия. Однако абсолютно все желания ребенка не могут быть удовлетворены, поскольку остаются недоступными опасные, с точки зрения взрослых, зоны окружающего пространства и предметы. Ребенок хочет максимально увеличить пространство своей деятельности, взрослый же – стремится изменить содержание деятельности и действия ребенка в относительно небольшом контролируемом пространстве. Таким образом, в периоде кризиса первого года можно выделить несколько этапов (табл. 4.11).

Этапы кризиса первого года

У ребенка появляются устойчиво привлекательные предметы и ситуации

Новый способ передвижения на короткое время попадает в центр внимания ребенка, становится особым опосредующим предметом потребности

Запрет (или отсрочка) удовлетворения желания приводит к гипобулической реакции в поведении и к появлению стремления (как характеристики психической жизни)

Слово взрослого означивает удерживаемый аффект

Можно заключить, что содержание психического развития в кризисе первого года жизни ребенка можно охарактеризовать посредством термина субъективация как обнаружение им самим собственного желания. Благополучное разрешение кризиса первого года жизни обеспечивает дифференциацию предметной и социальной среды. Это обеспечивает стремление, приводящее к субъективации желания – к обнаружению желания самим ребенком; к исчезновению ситуации «пра-мьт» и возникновению новой формы «Я» («Я-желающий»), Субъективация желания и форма самосознания «Я-желающий» являются основой для формирования предметной деятельности и возникновения на следующем возрастном этапе формы «Я-действующий». Новообразованиями кризиса первого года являются – овладение ходьбой, автономная речь и гипобулические аффективно-волевые реакции.

Источник

Л.С. Выготский. «Вопросы детской (возрастной) психологии». (Главы: «Проблема возраста»; «Младенческий возраст»; «Кризис первого года жизни»; «Ранний возраст»; «Кризис трех лет»; «Кризис семи лет»)

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

В статьях: «Проблема возраста», «Младенческий возраст», «Кризис первого года жизни», «Ранний возраст», «Кризис трех лет», «Кризис семи лет» Выготский выделяет существование стабильных и кризисных возрастов. Стабильный возраст характеризуется тем, что в этот период незаметны внутренние изменения личности ребенка, нет резких сдвигов и изменений. Тогда, как в кризисные периоды происходит резкий сдвиг, изменение личности ребенка и все это за весьма непродолжительный период. Говоря о кризисах, он выделяет помимо очевидного негативного характера (ребенок становится капризен и трудновоспитуем), еще и позитивный, то есть возникновения новообразование.

Выготским были введены такие понятия, как «центральная линия развития, побочная линия развития и социальная ситуация».

Младенческий возраст завершается кризисом первого года жизни, который был изучен раньше всех остальных, но не был подчеркнут его критический характер.

Причины появления кризиса в этом возрасте, связаны с:

1- становление ходьбы

2-появление речи (она, как и ходьба не появляется в один день, латентный период ее становления- 3 месяца)

3-аффект и воля, гипобулические реакции (по Кречмеру) – появляются первые реакции протеста, оппозиции, гипобулические, поскольку связаны с волей, при неправильном воспитании могут развиться в гипобулические припадки.

Автор считал. Что особое внимание нужно уделить именно развитию речи, поскольку она является связанной с детским сознанием и с социальными отношениями ребенка.

Переход от безъязычного к языковому период развития совершается посредством автономной детской речи.

Особенности автономной речи:

-слова соединяются образу связь непосредственный впечатлений

, мышление носит несамостоятельный характер.

Таким образом, автономная речь представляет своеобразный этап развития мышления. Начало и конец автономной детской речи рассматривают как симптомы начала и конца кризиса, когда возникает настоящая речь, автономная исчезает и заканчивается кризис первого года жизни.

Теперь ребенок переходит в период раннего возраста, для которого характерно:

-восприятие и аффект тесно связаны, в последствии мы научаемся смотреть на вещи без особой эмоциональной окрашенности, ребенок этого возраста пока так не может

-единство аффективно-рецептивных моментов, аффективного восприятия и действия, предмет имеет притягательную силу, аффективная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка.

Ребенку этого возраста сложно взаимодействовать с предметом, который находится вне поля его зрения, который он непосредственно не воспринимает. (Это хорошо иллюстрирует опыт К.Левина, когда ребенку нужно было сесть на камень, чтобы сесть на него, нужно было повернуться к нему спиной, убрать из поля зрения).

Этот возрастной этап заканчивается кризисом 3 лет, который в первую очередь связан с перестройкой социальных отношений ребенка, перестраивается социальная позиция по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Этот кризис выражается в 7 симптомах, причем из них только 4 Выготский считал главными, остальные второстепенными:

2)-упрямство- ребенок настаивает на чем-то, причем не, потому что это сильно хочет, а потому что он это потребовал, то, что он потребовал ему может быть вовсе не нужно

3)-«тротц»- строптивость, это поведении направлено не против кого-то, а против норм поведения, установленных для ребенка, направлено вовне, вызвано желанием настоять на собственном желании.

4)-своенравие, стремление к самостоятельности, своеволие

5)-протест-бунт, все в поведении ребенка носит протестующий характер, состояние войны с окружающими, постоянный конфликт с ними

6)-обесценивание взрослых, начинает ругаться на родителей (Ш. Бюлер описала негодование семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура)

Ребенок становится трудновоспитуем, происходит изменение аффективно-волевой сферы, возрастает самостоятельность и активность ребенка, меняется отношение не только к окружающим, но и к собственной личности.

Также Выготский писал о проявлениях кризиса семи лет, который в литературе появился раньше остальных, поскольку ребенок резко меняется при переходе от дошкольного к школьному возрасту. Ребенок кардинально меняется, причем не только внутренне, но и внешне (смена зубов, вытягивание в длину).

Поведение дошкольника характеризуется наивностью и непосредственностью, что говорит о том, что ребенок внешне такой же, кА и внутри, когда такой дошкольник вступает в кризис, то он теряет эту наивность и непосредственность в поведении, в поступки приносится интеллектуальный момент. Поведение характеризуется манерностью, капризами, начинает ходить не так как раньше, появляется что-то искусственное, нелепое, вертлявость, паясничанье.

-переживания приобретают смысл. В семилетнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен». Сердящийся ребенок понимает, что он сердит

-возникают обобщенные переживания, логика чувств, аффективное обобщение (если со школьником случалась много раз какая-то ситуация, у него возникает аффективное обобщение, характер которого относится к единичному аффекту, обобщая переживания, приходит к определенному выводу)

Меняется у ребенка отношение к среде, хотя бы, потому что при переходе в школьную среду она сама меняется, в связи с этим меняется ход развития ребенка.

В период этого кризиса ребенок становится трудновоспитуем, конфликтен, возникают противоречивые переживания, неразрешимые противоречия.

Источник

Новообразования младенческого возраста. Кризис первого года

Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Рассмотрим каждый акт подробнее.

Хватание — это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенца превратилась в орган осязания, другими словами — «раскрылась». Дело в том, что у младенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать, произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на свои ручки, следит, как рука приближается к предмету.

Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования с предметами: в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает перемещать предметы, двигать, извлекать из них звуки; в 7—10 месяцев формируются соотносимые действия, т.е. он манипулирует двумя предметами сразу, отдаляя их от себя и соотнося между собой (отводит предмет от себя и приближает к другому, чтобы положить, поставить, нанизать на него). С 10—11 до 14 месяцев начинается этап функциональных действий: ребенок производит более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, манипулируя со всеми возможными объектами.

Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Образ предмета возникает при наличии практического, действенного контакта между изображением и предметом. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку. Пространство, появляющееся у ребенка, — это пространство вытянутой руки. Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки.

Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения, который, в свою очередь, открывает перед ребенком мир других предметов. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения — общение, возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, в данный момент ему недоступным. М. И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым.

Этапы развития хватания и движений младенца приведено в табл. 4.

Таблица 4

Развитие движений и действий

Время появления движений

Развитие крупных движений

Развитие мелкой хватательной моторики

Движения рук хаотичны, пальцы сжаты в кулак

Сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2—3 секунды

Тянется за предметом, но как правило промахивается

Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот

Сидит с поддержкой

Ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движения пальцев не дифференцированны

Хватает рукой предметы

Противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев

Сидит без поддержки

Размахивает схваченными предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д., движения пальцев дифференцируются

В конце первого года жизни младенец начинает ходить, сначала с помощью взрослых или опираясь на окружающие предметы, а затем самостоятельно. Д. Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития.

Появление первого слова (речи) — еще одно новообразование данного возраста. Речь ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется «языком нянь». Тем не менее данная речь — это новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло взаимодействие иного содержания.

Данные изменения в отношениях ребенка и взрослого приводят к возникновению критических симптомов, составляющих кризис одного года.

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис обусловлен следующими внутренними причинами: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Средством разрешения этого противоречия становится овладение ходьбой и речью.

Внешние проявления кризиса заключаются в следующем: овладение ходьбой и манипуляциями с предметами расширяет возможности ребенка, он начинает чувствовать себя отдельным от взрослых человеком, обретает поведенческую автономию. Ребенок теперь может достать опасные для себя предметы и вести себя так, как не нравится взрослым. Взрослые впервые начинают применять запреты и наказания. Когда взрослый что-то запрещает ребенку, не понимает его или наказывает, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность. Одним из ярких симптомов кризиса становится возникновение аффективных состояний, выражаемых гипобулическими реакциями: столкнувшись с запретом, ребенок устраивает истерику, громко плачет, падает на пол, колотит по нему руками и ногами.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным.

Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно,

потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются его действия с предметами. Но возможности малыша все же ограничены, поскольку, во-первых, его речь еще несовершенна, а во-вторых, он нуждается в помощи взрослых при осуществлении почти любого действия. Это явно выражено при освоении предметов, которыми ребенок манипулирует. Д. Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественные способы употребления предметов, так как сам ребенок не способен дойти до их понимания.

Источник

Конспект «Кризис первого года жизни».Психология.

1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека…………………….7

2. Кризис первого года жизни. Принципы, симптомы…………………11

2.1. Основные новообразования младенческого возраста………………15

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий ( чаще всего внешних ), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя. Поэтому психологический кризис – это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост – с другой. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему сотрудничества, т. е. переход к новой ведущей деятельности.

Все жизненные кризисы подобны матрешке. Тяжело, когда человек не выходит из кризиса, а накапливает их. Все кризисы, по сути, связаны с поиском смысла жизни и попытками ответить на вопросы типа «Зачем я живу? Для кого?», а так же проблема личной свободы, и борьба за нее на всех этапах жизни.

Хотя у человека и есть внутренние резервы ( адаптационные свойства ) для того, чтобы решить возникающие трудности, зачастую эти защитные механизмы не справляются.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий, как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

В настоящее время можно представить следующую периодизацию детства:

Некоторые психологи в последнее время вводят в периодизацию детства новый период — раннюю юность.

1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека

Кризисы с внешней стороны характеризуются чертами, которые противоположны устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (месяц, год) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.

1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от сложных возрастов, в высшей степени неотчетливы. Кризис возникает незаметно – трудно определить момент его наступления и окончания.

2. Характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастного периода.

3. Значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, обнаруживает трудновоспитуемость. Происходит острый конфликт с окружающими, внутренний конфликт. Но это происходит не обязательно.

4. Кризис является негативным фактором развития. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде опыта.

Итак, возрастные кризисы – это особый период жизни, характеризующийся резкими психологическими изменениями. Это процесс необходим для нормального личностного развития. Выделяют: кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, кризис подросткового возраста, кризис юношеского возраста, кризис средних лет.

Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Для периодов возрастных кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные возрастным кризисам негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании. К числу детских возрастных кризисов принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11-12 лет).

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития :

новорожденный (1-10 дней);

раннее детство (1-3 года);

первое детство (4-7 лет);

второе детство (8-12 лет);

подростковый возраст (13-16 лет);

юношеский возраст (17-21 год);

долгожители (90 лет и старше).

Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.

Школьный возраст ( 7 – 16 лет)

Молодость ( 20-30 лет)

2. Кризис первого года жизни. Принципы, симптомы.

Вместе с этим расширяется пространство ребенка, он отделяет себя от взрослого. Появляется первое слово (речь). До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

К концу младенческого возраста дети обнаруживают большую подражательность, повторяя за взрослыми многие действия. Преднамеренные действия и подражание свидетельствуют об интенсивно развивающемся интеллекте. Таким образом, мышлению ребенок учится в действии, подражая своим собственным и чужим движениям.

К концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становиться одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым. Начало и конец автономной речи знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни.

Кризис первого года жизни.

Вот три основных момента, которые обычно описывают как содержание кризиса первого года жизни: 1. Речь идет о ходьбе, о таком периоде, когда нельзя сказать, ходящий он или неходящий. 2. Нельзя сказать является ли ребенок говорящим или нет, когда речь и есть и нет. 3. Со стороны аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставление себя другим.

Кризис одного года, по Выготскому, объясняется появлением автономной детской речи. Она приводит к изменению отношения ребенка к среде, тем вызывая к жизни новую ситуацию развития. Речь в отношении социального пространства ребенка играет такую же роль, как и ходьба в отношении физического. Но ходьба в год лишь возникает, автономная же речь, появляясь в год, вскоре исчезает, замещаясь речью социальной. Тот факт, что в данном случае мы имеем дело с летучим образованием, дает Выготскому основание именно автономную речь выделять в качестве ключевого кризисного новообразования, характеризующего переходный период. Переходы, возникающие в критические возрасты, и в частности автономная детская речь, бесконечно интересны тем, что они представляют собой участки детского развития, в котором мы видим обнаженную диалектическую закономерность развит.

Итак, по Выготскому, в кризисе одного года у ребенка возникает автономная речь, которая, будучи непонятной для окружающих, провоцирует симптомы трудновоспитуемости (гипобулические реакции).
Рассмотрим этот основной в объяснении Выготского тезис. Остается непонятным, почему новые возможности ребенка ведут к таким бурным проявлениям несколько даже истерического свойства. Из опыта анализа критических возрастов и из экспериментальных данных известно (в частности, см. [14]), что при описании характерных для критического возраста проявлений необходимо всегда определить момент возникновения негативистских реакций. Мало описать сам по себе симптом, необходимо описать полно ситуацию возникновения симптома, а в работе Выготского это описание отсутствует.

Объяснение аффективных вспышек лишь непониманием желаний ребенка также вызывает сомнения. Обычно родители внимательны к первым словам ребенка, они стараются понять их, ситуации действительного непонимания возникают нечасто. Поэтому для объяснения психологического механизма кризиса первого года жизни необходимо искать более широкий контекст, увязывающий в единый узел все появляющиеся реакции ребенка.

2.1. Основные новообразования младенческого возраста.

В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.

В конце года в поведении ребенка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.

За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.

Появление первых слов для обозначения, указания на предметы и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления памяти начинают перестраивать структуру сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями – мотивирующими представлениями. (Л.И. Божович).

Стремление ребенка к самостоятельности не всегда поощряется, а часто ограничивается взрослыми, хотя бы по той причине, что существуют предметы, опасные для жизни малыша. Возникновение первых запретов и ограничений приводит к возникновению собственного стремления ребенка как такового (К.Н.Поливанова). Теперь он начинает чувствовать собственный аффект, обнаруживать собственное желание. В этот период ходьба как способ передвижения становится чрезвычайно привлекательной, поскольку позволяет достичь желаемого, а речь – средством удержания стремления и его реализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *