приоритет позитивного отношения к жизни принцип воспитания
Позитивное воспитание — что это такое? Инструкция по применению
Принципы позитивного воспитания позволят cкорректировать поведение ребёнка без криков и физических наказаний, взрастить полноценную личность, которая уважает личные границы и умеет выходить из конфликтных ситуаций и знает, как достигать целей. И речь пойдёт вовсе не о вседозволенности, а о планомерной работе над поведением всех членов семьи. Рассказываем о позитивном родительстве в нашем материале.
Содержание:
Что такое позитивное воспитание?
Позитивным данным способ воспитания называется потому, что он строится на создании позитивных связей между ребёнком и родителями, взаимоуважении в семье и развитии потенциала ребёнка.
Сторонники подхода придерживаются позиции, что в каждом человеке уже есть всё необходимое для процветания. Но для того, чтобы ростки не погибли, а превратились в цветы, им нужна стимулирующая среда и позитивные отношения с близкими людьми.
Когда ребёнок ведёт себя неподобающим образом — он просто хочет внимания, но не знает, как получить его другим способом. А наказание или ругань со стороны родителей — только усугубляют происходящее.
Согласно «теории принуждения» Джеральда Паттерсона, при неправильной реакции на поведение, отношения, которые строятся между родителями и детьми, приводят к развитию антисоциального поведения у ребёнка. Малыш начинает выбирать всё более агрессивные и манипулятивные методы противодействия родителям, а взрослые — теряют над ним контроль. Позитивное родительство ставит своей целью не допустить такого развития событий.
Позитивное родительство, как подход в воспитании детей, хорошо изучен. Исследования, проводимые более 30 лет в 25 странах мира показали, что принципы позитивного родительства работают как на детях в Японии, так и на ребятах из Европы. В 2018 ООН официально признала доказательную базу программы позитивного родительства самой обширной в мире среди программ развития родительских навыков. А Детский фонд ООН (UNICEF) занимается продвижением этой программы с 2015 года. Рекомендации по поддержке позитивного родительства в 2006 году принял Комитет Министров Совета Европы.
В российской Национальной стратегии действий в интересах детей закреплено понятие «ответственное родительство», которое близко по смыслу к позитивному родительству. При этом в документе есть пункт, касающийся разработки мер по реализации Рекомендаций Комитета министров Совета Европы о политике в поддержку позитивного родительства.
Принципы позитивного родительства
Семейный терапевт Джон Грей, известный в России как автор книги «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», в другом своём бестселлере «Дети — с небес» формулирует пять принципов позитивного воспитания:
Принцип 1. Отличаться от других — нормально
Вне зависимости от пола или возраста — каждый ребёнок уникален. Нет универсальных подходов к их обучению и развитию. Родителям нужно понять, какими талантами и потребностями обладает их ребёнок, и найти к нему подход. И, конечно, не стоит сравнивать успехи малыша с достижениями «сына маминой подруги» — это спасёт от ненужных переживаний и вас, и ребёнка.
Принцип 2. Совершать ошибки— нормально
Ошибки неизбежны. И их совершает каждый. Не нужно делать из оплошности ребёнка трагедию. Малыш не должен жить в постоянном чувстве вины и страхе сделать что-то не так. Напротив, он должен научиться принимать ответственность за свои поступки, искать решения в случае неудач, не бояться признать вину и прощать себя. В этом ребёнку может помочь пример родителей.
Принцип 3. Проявлять негативные эмоции — нормально
Злиться, расстраиваться, смущаться, стыдиться, бояться или испытывать другие негативные эмоции — это нормальное явление для ребёнка. Однако малыш должен понимать, что крики и истерики — не везде уместны, но не бояться говорить о своих проблемах родителям и обсуждать пути решения. При этом родителям не стоит манипулировать детскими эмоциями: запугивать или, наоборот, дарить игрушки или сладости за спокойное поведение в общественном месте.
Принцип 4. Хотеть большего — нормально
Ребёнок не должен чувствовать себя ущербным или виноватым, если ему что-то хочется. Другое дело, что он должен понимать, что не всегда может получить желаемое, что важно учиться договариваться и искать решения. Осваивая данное умение в детстве, человек в будущем сможет стать более успешным в достижении своих целей.
Принцип 5. Выражать свое несогласие — нормально, но нужно сотрудничать с родителями, ведь они — главные
«Нет» — из уст ребёнка — не ультиматум, а выражение мнения и стартовая площадка для обсуждения разногласий. Важно, чтобы ребёнок научился не сдавать свою позицию под натиском родительского авторитета, но был готов прислушаться, обсудить все «за» и «против», понять, почему у папы и мамы другое мнение.
Например, если ребёнок не хочет идти к зубному врачу, он может заявить о своём нежелании. «Позитивный» родитель не потащит его насильно, а объяснит, почему это важно, и что в жизни иногда приходится делать то, что не нравится.
Какие методы применяются в рамках позитивного родительства?
1) Капризный ребёнок просто демотивирован. Он не видит других способов привлечь ваше внимание. И пока вы будете фокусироваться лишь на плохом поведении — ситуация не изменится. Нужно не ругать ребёнка, а восстанавливать с ним позитивную связь.
2) Одобряйте действия ребёнка, а не его личность. Лучше сказать «мне нравится, что ты убрал свои игрушки с пола», чем называть ребёнка «молодцом» или «чистюлей».
3) Уделяйте ребёнку особое время — даже если вы очень заняты, найдите в день 5-10 минут для какого-либо совместного занятия. Ребёнок почувствует себя нужным и будет меньше шалить.
4) Ежедневно, перед сном, предлагайте ребёнку рассказать о самых грустных и радостных переживаниях, с которыми он столкнулся за день. Если ребёнок не может вспомнить ничего хорошего, помогите ему, рассказав о своих счастливых моментах или напомнив о событиях дня.
5) Устраивайте семейные собрания, чтобы совместно найти решение проблем.
Атмосфера должна быть дружеской: каждый должен иметь право быть услышанным. Найти решение проблемы поможет мозговой штурм, при этом выбранный вариант должен устроить всех. Если кто-то из членов семьи берёт на себя обязательства, определитесь с точным дедлайном, вплоть до минут. Если дети нарушают принятые обязательства, напомните им о том, что они добровольно на них согласились.
6) Не приучайте ребёнка к тому, что вы всё сделаете за него. Пусть он сам учится и не боится делать ошибки. Если нужно помочь — помогите советом или инструкцией.
7) Не забывайте уточнять, правильно ли ребёнок вас понял, когда вы попросили его что-либо сделать.
8) Показывайте ребёнку положительный пример уважительного общения с другими людьми. Будьте твёрдым, если этого требует ситуация, но не переходите на ругань, оскорбления или агрессию.
9) Научитесь вовремя останавливаться и успокаиваться, чтобы оценить ситуацию с холодной головой и принять взвешенное решение. Учите этому подходу и своих детей.
Например, ребёнок заявляет, что вас ненавидит. Скажите ему, что его слова вас совсем не радуют, но вы понимаете, что он говорит это сгоряча. Предложите ребёнку перевести дух, а потом спокойно рассказать, чем именно он расстроен.
10) Создайте для ребёнка светлый и безопасный уголок с игрушками и спокойной музыкой, где он сможет посидеть и спокойно подумать о своем поведении, если вы объявили тайм-аут.
11) Наказание поможет остановить плохое поведение в текущий момент, но в дальнейшем вызовет печаль, обиду или даже месть. Поэтому, если забираете игрушку, объясните спокойно, почему вы это сделали, и при каких условиях ребёнок получит её назад.
12) Ошибки — это то, из чего можно извлечь урок. Работа над ошибкой начинается с её признания, потом должно прийти всеобщее примирение, в том числе ребёнок должен простить сам себя. И когда это произойдёт, можно совместными усилиями придумать план исправления ошибки.
13) Не пытайтесь бороться с последствиями, если проблема в поведении ребёнка. Пусть ребёнок поможет вам придумать, как её решить. Но выбранный способ должен соотноситься с масштабом проблемы и быть уважительным и полезным по отношению к ребёнку.
14) Когда вы тем или иным способом пытаетесь скорректировать поведение ребёнка, не забывайте проявлять уважение и напоминать ребёнку, что он важен и любим.
С какого возраста можно начинать позитивное воспитание?
Сторонники позитивного подхода к воспитанию утверждают, что он эффективен для детей любого возраста. Конечно, чем раньше вы начнёте применять принципы и методы позитивного воспитания на практике, тем будет проще и вам, и ребёнку.
Обратите внимание, что изменение подхода в воспитании требует больших усилий от самих родителей. Очень сложно удержаться и не накричать в ответ на проказы, если так вы поступали годами. Или не поддаться манипуляции и отказать в покупке игрушки в ответ на очередную истерику.
Позитивное воспитание — это прежде всего работа родителей над своими ошибками. Дети всех возрастов учатся через подражание. А также через сотрудничество, которое помогают выработать принципы подхода.
При этом нужно понимать, что изменения в поведении ребёнка не наступят мгновенно. Однако, шаг за шагом, вы будете приближаться к улучшению атмосферы в семье: негатива будет меньше, а любви и доверия — больше.
Как позитивное воспитание скажется на ребёнке?
У детей, в семьях которых руководствуются принципами позитивного воспитания, меньше проблем с поведением, они менее вспыльчивы, могут рассказать родителям о том, что их беспокоит, реже находятся в подавленном или тревожном состоянии.
Позитивное воспитание позволит ребёнку:
Как стать позитивным родителем прямо сейчас?
Начать строить доверительные отношения с ребёнком и создавать позитивную атмосферу можно уже сегодня. Для этого наберитесь терпения и следуйте простым, но важным рекомендациям:
Шаг 1. Заведите дневник или таблицу
Сюда вы будете записывать свои достижения и провалы на пути к позитивному родительству. Так вы сможете ежедневно анализировать ваше личное поведение и поведение ребёнка, выявлять проблемы и смотреть на ситуацию в динамике. Там же вы сможете отмечать, уделили ли вы ребёнку достаточно времени, обсудили ли его впечатления от дня перед сном.
Шаг 2. Вовлекайте ребёнка в процесс
Сделайте для ребёнка календарь важных дел, за выполнение которых он будет получать стикеры. Туда можно включить и выполнение уроков, и уборку в комнате и даже хорошее поведение во время поездки к бабушке. Главное, чтобы ребёнок осознанно взял на себя ответственность придерживаться плана и понимал, как выполнять каждый из пунктов.
Воплотить систему заданий-поощрений можно и с помощью современных технологий. В приложении Pingo! для детских гаджетов эта функция реализована очень удобно: каждое задание оценивается звёздочками (на что их можно обменять, вы решите вместе с ребёнком), которые мотивируют ребёнка на выполнение родительских поручений. Подробнее о функции можно прочитать здесь, а само приложение доступно в онлайн-сторе.
Шаг 3. Учитесь объяснять и просить, а не требовать и предъявлять
Вместо того, чтобы запрещать ребёнку что-то — объясните в позитивном ключе, почему это плохая идея. Учитесь аргументировать свои возражения. Не забывайте говорить ребёнку о причинно-следственной связи его действий и их последствий.
Подготовьте для ребёнка инструкции, как действовать в различных ситуациях, чтобы перестать за него волноваться.
Помочь меньше переживать за ребёнка может приложение «Где мои дети». С ним вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг него, а также сможете быстро дозвониться даже до телефона в беззвучном режиме!
Шаг 4. Начните слушать и слышать ребёнка
Учитесь слушать и понимать ребёнка. Не читайте лекции и не морализируйте, а вместо этого внимательно выслушайте и уважительно объясните, почему ваша точка зрения не совпадает. Будьте последовательны, чтобы ваши слова и действия совпадали.
Например, если объясняете ребёнку, что дорогу по правилам нужно переходить на зелёный сигнал светофора, сами не перебегайте на красный, даже если машин на проезжей части нет.
Шаг 5. Делайте акцент на успехах, а не промахах
Выражайте одобрение правильным действиям ребёнка. Например, если ребёнок сделал домашнее задание по математике, но ошибся при решении нескольких примерах, не надо его за это ругать. Поддержите его в том, что он сам попытался всё решить и вместе с ним разберитесь, как надо решать примеры, в которых ошибка. Пусть он попробует ещё раз найти правильный ответ сам.
Игнорируйте плохое или раздражающее поведение ребёнка. А если оно станет невыносимым — предложите ребёнку сделать тайм-аут.
Шаг 6. Думайте наперёд
Прогнозируйте сложные ситуации и придумывайте решение заранее. Если вам предстоит долгое путешествие, запланируйте, как можно отвлечь ребёнка от скуки. Это могут быть игры или ответственное задание — например, подсказывать дорогу (даже если вы её прекрасно знаете).
Шаг 7. Задавайте правильные вопросы
Обсуждая с ребёнком решения проблем, акцентируйте его внимание на вопросах: «В чём состоит проблема?», «Что можно сделать для её решения», «Что случится, если…?», «Какое решение лучше выбрать?», «Сработало ли решение?». Так ребёнок научится думать и принимать решения взвешенно и самостоятельно.
Проверьте, наcколько вы позитивный родитель! Пройдите наш тест и узнайте, в каком направлении вам стоит двигаться на пути к воспитанию здоровых и счастливых детей.
Что советуют родителям, желающим заняться позитивным воспитанием, психологи?
Американский психолог и доктор философии Мерилин Прайс-Митчел в статье, посвящённой позитивному родительству, называет пять способов для родителей стать позитивным образцом для подражания:
«Несмотря на трудности, будьте позитивны и полны надежд», — советует Прайс-Митчел.
Что почитать о позитивном родительстве?
Книги, которые помогут научиться позитивному родительству:
«Дети – с небес», Джон Грэй
Книга подробно разбирает каждый из принципов позитивного воспитания и рассказывает, как вести себя с ребёнком в сложных ситуациях, в том числе, когда у вашего чада начинается переходный возраст.
«Позитивное воспитание. Как понять своего ребёнка», Ольга Маховская
Книга расскажет, как не превратить ребёнка в жертву ваших нереализованных фантазий, а вырастить самостоятельную полноценную личность. Издавалась эта книга также под названием «Непослушный ребёнок. Перезагрузка».
«Позитивное воспитание от А до Я», Карен Джослин
В этой книге в алфавитном порядке многодетная мать Карен Джослин даёт ответы на 140 вопросов о детском поведении.
«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», Фабер, Мазлиш
Эта книга поможет выстроить коммуникацию с ребёнком. Вы же помните, что позитивное родительство предполагает научиться слушать своих детей и доносить до них свои мысли?
Соблюдайте принципы, но не переусердствуйте
В заключение отметим, что нельзя ограничиться лишь частью принципов и методов позитивного родительства. Нужно применять подход целиком и не перегибать палку.
Например, многие родители начинают постоянно, из-за каждой оплошности или вскрика применять тайм-ауты — отправлять ребёнка в комнату, выводить его на улицу из торгового центра или общественного транспорта. Но в таком случае теряется смысл передышки на экстренный случай и тайм-аут просто становится новой формой для угроз и принуждения к хорошему поведению. Игнорируйте мелкие шалости. И предупредите ребёнка как минимум три раза, что вы считаете его поведение неприемлемым, прежде чем применять тайм-аут.
Позитивное родительство, это «школа» не только для ребенка, но и для старших членов семьи. Объясните новый подход к воспитанию бабушкам и дедушкам, дядям и тетям, чтобы те не велись на манипуляции ребёнка и понимали, зачем и почему вы игнорируете ребёнка, когда он ведёт себя не очень корректно.
Также объясните родственникам, что не нужно всё делать за малыша. Иначе ваши старания воспитать самостоятельного человека могут дать крен, когда ребёнок останется на неделю у бабушки с дедушкой.
Замечайте то, что получается у вашего ребенка, и хвалите его, даже если это не соответствует вашим ожиданиям. Сын не может попасть футбольным мячом по воротам? Придётся оставить мысль о том, что в семье вырастет новый Лионель Месси, и найти то, в чём ребёнок действительно хорош и что ему будет приносить радость!
Пять принципов позитивного воспитания
Мы публикуем отрывки из книги Джона Грея «Дети — с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе». Сегодня мы поговорим о правилах позитивного воспитания.
Кроме того, что все дети рождаются невинными и добрыми, все они приходят в мир с особыми проблемами. Мы как родители должны помочь детям справиться с их уникальными задачами. Я рос в семье, где было семеро детей, и, несмотря на то что у нас были одни и те же родители и одинаковые возможности, все семь оказались совершенно разными. Сейчас у меня три дочери — одной из них двадцать пять, другой двадцать один и третьей тринадцать. Каждая из них отличается и всегда отличалась от других, у каждой свои особые сильные и слабые стороны.
Как родители, мы можем помочь своим детям, но не в силах избавить их от стоящих перед ними уникальных проблем и задач. Понимая данный факт, мы можем меньше беспокоиться по этому поводу и не пытаться изменить детей или решить их проблемы. Такое доверие облегчает жизнь как родителям, так и детям. Мы можем позволить детям оставаться собой и сосредоточиться на том, чтобы просто помочь им решать необходимые для роста задачи, которые ставит перед ними жизнь. Когда отец с матерью проявляют в общении меньше напряжения и неуверенности, детям легче верить в себя, в родителей и в неведомое будущее.
Мы тратим слишком много времени и энергии на попытки понять, что могли бы сделать мы или что должен был сделать ребенок в той или иной ситуации. Вместо этого нам следовало бы осознать, что перед всеми детьми периодически встают различные проблемы, вопросы и задачи. Наша задача как родителей — помочь детям повернуться к проблеме лицом и успешно с ней справиться. Никогда не забывайте, что у каждого ребенка уникальный набор задач и талантов и мы не можем изменить то, какими им быть. Однако мы в силах позаботиться о том, чтобы у детей были все возможности добиться наилучших результатов, на какие они способны.
Для здорового роста каждому ребенку необходимо пройти через периоды испытаний. Научившись принимать и понимать ограничения, накладываемые на них родителями и миром, дети развивают такие жизненно важные качества, как умение прощать, умение дожидаться осуществления своих желаний, приятие, дух сотрудничества, творческий потенциал, отзывчивость, отвага, упорство, умение исправлять свои ошибки, чувство собственного достоинства, самодостаточность и целеустремленность. Например:
По многим причинам проблемы и испытания не только неизбежны, но и необходимы. Наша задача как родителей состоит не в том, чтобы оградить детей от жизненных испытаний, а в том, чтобы помочь им успешно преодолевать эти испытания и расти. Если вы решаете все проблемы за детей, то они не смогут отыскать внутри себя свои врожденные способности и умения.
Жизненные трудности помогают ребенку стать сильнее и пробуждают то лучшее, что в нем заложено. Бабочке приходится приложить огромные усилия, чтобы выбраться из кокона. Если, стремясь облегчить ее участь, вы разрежете кокон, то бабочка вскоре умрет. Эти усилия необходимы ей для того, чтобы развить мышцы крыльев. Избавьте бабочку от этого трудного процесса, и она не сможет летать — она погибнет. Подобным образом, для того чтобы наши дети выросли сильными и могли свободно парить над этим миром, им необходимы определенные трудности и определенная поддержка.
Чтобы решать уникальные задачи, которые ставит жизнь, каждому ребенку необходима любовь и поддержка особого рода. Без должной поддержки эти проблемы представляются ему в преувеличенном и искаженном виде, что иногда может привести к душевным болезням и развитию преступных наклонностей. Задача родителей — правильно поддерживать своих детей, чтобы они становились сильнее и здоровее. Если мы слишком облегчаем задачи детей, то тем самым мешаем им стать сильными. Однако, помогая недостаточно, мы тоже лишаем их поддержки, которая необходима для роста. Дети не в силах справиться со всем самостоятельно. Без помощи родителей ребенок не может расти и развивать в себе качества, необходимые для достижения успеха в жизни.
Пять принципов позитивного воспитания
Существуют пять важных принципов позитивного воспитания, которые помогут детям найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей и в полной мере развить внутренний потенциал. На страницах этой книги вы встретите целый ряд новых методов воспитания, в основе которых лежит стремление донести эти принципы до ребенка. Вот эти принципы:
1. Отличаться от других — нормально.
2. Совершать ошибки — нормально.
3. Проявлять негативные эмоции — нормально
4. Хотеть большего — нормально.
5. Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные.
Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Отличаться от других — нормально. Каждый ребенок неповторим. У каждого есть особые таланты, проблемы и потребности. Задача родителей распознать эти особые потребности и удовлетворить их. У мальчиков есть ряд особых потребностей, которые не так важны для девочек. У девочек есть особые потребности, не имеющие особого значения для мальчиков. Кроме того, у каждого ребенка, независимо от пола, есть потребности, связанные с его личными проблемами и талантами.
Дети также различаются в том, как они обучаются, и родителям важно осознавать эти различия, чтобы не расстраиваться понапрасну, сравнивая своих детей с другими. По типу усвоения знаний дети делятся на три категории: бегуны, ходоки и прыгуны. Бегуны обучаются очень быстро. Ходоки обучаются ровно, их успехи несложно заметить со стороны. И наконец, существуют прыгуны. Прыгунов воспитывать труднее всего. Создается впечатление, будто эти дети вообще не учатся и не добиваются никаких успехов, но затем в один прекрасный день они совершают скачок и обретают знания и навыки разом. Они —как поздние цветы. Обучение занимает у них больше времени.
Родителям нужно научиться по‑разному проявлять свою любовь по отношению к мальчикам и к девочкам. К примеру, девочкам требуется больше заботы; но, если проявлять слишком много заботы по отношению к мальчишке, ему будет казаться, что вы ему не доверяете. Мальчику нужно больше доверия; но, если проявлять слишком много доверия по отношению к девочке, ей может показаться, будто о ней не слишком заботятся. Отцы по незнанию обычно дают девочкам то, что необходимо мальчикам, а матери склонны окружать мальчиков заботой, которая необходима девочкам. Осознав, что девочки и мальчики имеют разные потребности, родители могут удовлетворять их более полно. Кроме того, у них остается меньше причин для споров по поводу методов воспитания. Папы с Марса, мамы с Венеры.
2. Совершать ошибки — нормально. Все дети совершают ошибки. Это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым. Допустив ошибку, ребенок не думает, будто с ним что‑то не в порядке, если только родители не реагируют так, словно он сделал что‑то недопустимое. Ошибки — естественное, нормальное и неизбежное явление. Дети постигают эту истину главным образом из жизненных примеров. Чтобы донести до ребенка этот принцип, родители должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом.
Если дети видят, что родители всегда извиняются за допущенный промах, то они и сами постепенно приучаются брать на себя ответственность за свои ошибки. Вместо того чтобы заставлять детей просить прощения, родители должны сами служить им примером. Дети учатся на ролевых моделях, а не из лекций. При этом дети учатся не только ответственности; регулярно прощая родителям их ошибки, ребенок постигает важнейшее искусство прощения.
Дети приходят в этот мир с врожденной склонностью любить своих родителей, однако они не умеют любить и прощать себя. Любовь к себе развивается на основании отношения родителей и их реакции на ошибки ребенка. Если детей не стыдят и не наказывают за ошибки, это дает им возможность научиться важнейшему искусству: умению любить себя и принимать собственное несовершенство.
Это искусство постигается, когда ребенок снова и снова видит, что его родители совершают ошибки и все же остаются достойными любви. Если старшие стыдят и наказывают ребенка, ему сложно развить любовь к себе и умение прощать собственные ошибки. Действенные альтернативы этим методам таковы: просьбы вместо приказов, поощрение вместо наказания, тайм‑ауты вместо шлепков и тумаков. Эти новые методы позитивного воспитания подробно описаны с третьей по восьмую главах. Если правильно и последовательно использовать тайм‑аут, он служит не менее действенным сдерживающим средством, чем оплеухи и наказания.
3. Проявлять негативные эмоции — нормально. Такие негативные эмоции, как гнев, печаль, страх, сожаление, разочарование, беспокойство, смущение, ревность, обида, неуверенность и стыд, не только естественны и нормальны, но и важные составляющие роста. Негативные эмоции нормальны, и о них необходимо беседовать.
Родители должны научиться создавать для детей благоприятные возможности испытывать и выражать свои негативные эмоции. Хотя такие эмоции всегда нормальны, время, место и способ их выражения могут быть неуместными. Вспышки гнева необходимы для развития ребенка, но он должен знать, что они допустимы не везде и не всегда. С другой стороны, не нужно задабривать ребенка, чтобы он не давал воли гневу, иначе он станет устраивать скандалы именно в те моменты, когда у вас нет возможности предложить ему тайм‑аут и эффективно разобраться с текущей проблемой.
Позитивное воспитание не допускает, чтобы дети чувствовали себя ответственными за настроение родителей. Если ребенку дают понять, что его эмоции и потребность в понимании, а также связанные с этими эмоциями переживания доставляют неудобство старшим, он начинает подавлять свои чувства и теряет связь со своим истинным «я» и с талантами, которые пробуждаются, когда человек искренен.
«Прогрессивные» родители, осознающие, насколько важно проявлять свои чувства, нередко совершают другую ошибку: стремясь научить ребенка чувствовать, собственным примером учат его проявляться слишком бурно. Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства — сочувственно выслушивать его и помогать идентифицировать возникающие у него эмоции. Для того же, чтобы поделиться собственными негативными чувствами, родителям следует рассказывать истории из собственного прошлого, когда, реагируя на те или иные жизненные трудности, они ощущали, что стали старше. Если вы откровенно делитесь с детьми своими негативными чувствами, они принимают на себя ответственность за эти эмоции. Б таком случае ребенок чувствует себя виноватым и отстраняется от собственных чувств. В конце концов он просто отдаляется от вас и отказывается идти на контакт.
Например, если вы говорите: «Когда ты взбираешься на это дерево, мне становится страшно, что ты упадешь», — ребенок со временем начинает догадываться, что вы пытаетесь манипулировать им при помощи негативных чувств. Лучше, если взрослый говорит так: «Взбираться на это дерево небезопасно. Я хотел бы, чтобы ты лазил на него только тогда, когда я рядом». Это более действенно, и, кроме того, таким образом вы не приучаете ребенка принимать решения исходя из негативных чувств. Ребенок идет на сотрудничество с вами не из желания оградить вас от неприятного чувства страха, но просто потому, что мама или папа попросили его поступать определенным образом.
Чтобы помочь ребенку отчетливее осознавать свои эмоции, родителям следует сочувственно выслушивать его, а не делиться своими чувствами. Иногда вы даете ребенку слишком много власти уже просто тем, что прямо спрашиваете о его чувствах и желаниях. «Уступчивые» родители научатся уходить из‑под власти желаний и потребностей ребенка. «Строгие» родители увидят, как они, сами того не замечая, стыдят детей за то, что те проявляют негативные чувства.
После того как ребенок научится осознавать и выражать негативные эмоции, ему намного проще отделить себя от родителей, развить сильное самосознание и постепенно открыть свою внутреннюю сокровищницу творческих способностей, интуиции, любви, уверенности, радости, сострадания, совести и способности исправлять свои ошибки. Все эти замечательные качества, которые помогают человеку сиять в полную силу и добиваться успеха и самореализации, развиваются тогда, когда он осознает свои чувства и умеет отпускать негативные эмоции. Успешные люди осознают свои потери, но скоро наверстывают утраченное, поскольку умеют отпускать негативные эмоции. Большинство людей, которым не удается реализовать себя, либо глухи к своим чувствам и принимают решения, основываясь на негативных эмоциях, либо просто завязли в негативных эмоциях и отношениях. В любом случае их что‑то удерживает от воплощения своих мечтаний.
4. Хотеть большего — нормально. Детям очень часто вбивают в голову, будто только нехороший, эгоистичный, испорченный ребенок хочет большего или огорчается, не получая желаемого. Родители изо всех сил стараются приучить детей к добродетелям благодарности, вместо того чтобы позволить им желать большего. «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть», — стандартный ответ на желание ребенка получить больше.
Дети не знают, сколько им позволено просить, да им и неоткуда это знать. Даже взрослым бывает трудно определить, как много мы можем попросить, чтобы не обидеть человека и не показаться слишком требовательными и неблагодарными. Если даже у взрослых возникают сложности, как они могут не возникать у детей?
Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других. В то же время родители учатся отказывать ребенку, не испытывая при этом дискомфорта. Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить. К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого.
Если не позволить детям свободно просить, они так и не узнают, что они могут получить, а что — нет. Кроме того, когда дети просят, они быстро развивают умение вести переговоры. Большинство взрослых — никудышные дипломаты. Они ни о чем не просят, если не ожидают положительного ответа. Когда же ответ отрицательный, они обычно молча принимают его и уходят —либо затаив обиду за маской смирения, либо с откровенным раздражением.
Дайте ребенку свободу просить о том, чего он хочет, — и его врожденная способность добиваться желаемого расцветет в полную силу. Став взрослым, он не будет считать отрицательный ответ окончательным. Он с детства привыкнет вести переговоры, и нередко ему будет удаваться убедить вас дать то, о чем он просит. Позволить блестящему дипломату убедить себя — это отнюдь не то же самое, что идти на поводу у капризного ребенка. Родители, практикующие позитивное воспитание, уверенно контролируют ход таких переговоров и жестко устанавливают их рамки.
Позволив ребенку просить большего, вы тем самым даете ему возможность ставить перед собой цели и чего‑то добиваться в жизни. Многие женщины ощущают себя бессильными именно потому, что в свое время им не позволяли просить большего. Их учили заботиться о потребностях других людей и стыдиться своего огорчения по поводу того, что они не получают то, что хотят или в чем нуждаются.
Умение просить большего — один из важнейших навыков, которые могут привить дочери отец и мать. Большинство женщин не научились этому в детстве. Вместо того чтобы просить о большем прямо, они просят косвенно, давая больше окружающим в надежде, что кто‑то должным образом отплатит им за старания и просить не придется. Из‑за неумения просить прямо они не получают того, что хотели бы от жизни и от взаимоотношений.
Если девочкам нужно дозволение хотеть больше, то мальчикам — особая поддержка, когда они не получают большего. Довольно часто мальчишка ставит перед собой труднодостижимые цели, и, стараясь уберечь сына от разочарований, родители пытаются убедить его быть реалистичнее. Мама с папой не понимают, что для парня важно не столько достичь цели, сколько научиться справляться с разочарованием, — вставать и снова идти к своей цели.
Девочек нужно поощрять к тому, чтобы они просили о том, чего хотят, а мальчикам нужно помогать идентифицировать свои чувства и переживать их. Для этого лучше всего расспросить у мальчика в подробностях, что произошло, будучи при этом исключительно осторожным, чтобы не предложить какой‑нибудь совет или «помощь». Даже слишком много сочувствия может оттолкнуть его от дальнейшего разговора о случившемся.
Ошибка матери нередко заключается в том, что она задает слишком много вопросов. Многие мальчики замолкают, как только чувствуют, что их навязчиво подталкивают к разговору. Особенно они замыкаются в себе, когда им дают советы, как справиться с проблемой. В тот момент, когда мальчишка чувствует, что потерпел поражение, советы по поводу того, как можно было решить проблему и обсуждение методов, при помощи которых пытался решить ее он, только усугубляют его расстройство.
Например, мальчик огорчен тем, что плохо сдал экзамен, а мама заботливо говорит ему: «Думаю, если бы ты меньше смотрел телевизор и больше времени уделял занятиям, то сдал бы лучше. Ты ведь умный парень, просто занимаешься недостаточно». Очевидно, она полагает, что проявляет любовь, но в этом контексте совершенно понятно, почему в следующий раз сын предпочтет не делиться с ней своими тревогами. Она дала непрошеный совет, и мальчику кажется, будто его критикуют и не верят в его способность самостоятельно решать свои проблемы.
5. Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные . Нужно позволять детям говорить «нет», но при этом важно, чтобы они знали: последнее слово остается за родителями. Наряду с возможностью хотеть большего и вести переговоры, позволение говорить «нет» дает им немало прав. Большинство родителей боятся дать детям слишком много прав, чтобы не разбаловать их. Одна из крупнейших проблем с современными детьми состоит в том, что им дают слишком много свободы. Родители почувствовали, что дети заслуживают того, чтобы иметь больше прав, но не научились при этом оставаться хозяевами положения. Если они при этом не используют такие техники позитивного воспитания, как тайм‑ауты, дети становятся слишком требовательными, эгоистичными и раздражительными. Давая детям свободу, нужно следить за тем, чтобы все‑таки уверенно держать ситуацию под контролем.
Позволяя детям говорить «нет», вы тем самым даете им возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания и затем вести переговоры. Это не значит, что вы всегда будете делать то, что хочет ребенок. Из того, что ребенок может сказать «нет», вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству. А особенно важно то, что дети могут сотрудничать, не подавляя при этом свое истинное существо.
Корректировать свои желания — это отнюдь не то же самое, что отступаться от них. Откорректировать свои желания — значит привести их в согласие с желаниями старших. Отступать — значит подавлять свои желания и чувства, подчиняясь воле родителей. Подчиняя ребенка, вы ломаете его волю. Сломив волю коня, наездник делает его покорным, но при этом животное в значительной степени утрачивает свой свободный дух.
Анализ воспитательных методов в донацистской Германии показал, что детей сурово стыдили и наказывали за сопротивление авторитету старших. Им не дозволялось сопротивляться или говорить «нет». Оглядываясь назад, мы видим, к чему это привело в масштабах страны: ломая волю детей, можно превратить их в бездумных и бессердечных последователей сильных, но одержимых безумной манией лидеров. Человек, у которого не развито сильное чувство своего «я», становится легкой добычей для манипуляции и злоупотребления. Человека, не обладающего сильным самосознанием, могут даже притягивать ситуации, когда им управляют, ибо им владеет чувство собственной никчемности и страх проявить волю.
Умение корректировать свою волю и желания называется сотрудничеством, подчинение своей воли и желаний называется покорностью. Цель позитивного воспитания — развить в детях склонность к сотрудничеству, а не к покорности. Бездумно следовать за родителями — нездоровая тенденция. Признавая за детьми право чувствовать и высказывать свое э несогласие с нами, мы способствуем развитию не только самосознания, но и духа сотрудничества. Покорные дети просто выполняют распоряжения; они не думают, не чувствуют, не участвуют в процессе активно. Дети, склонные к сотрудничеству, участвуют в любом взаимодействии всем своим существом, и это очень способствует их развитию.
Цель позитивного воспитания — развить в детях склонность в детях дух сотрудничества, а не покорности.
Дети, у которых развит дух сотрудничества, по‑прежнему хотят то, что они хотят, но главное их желание — доставить радость родителям. Позволить детям говорить «нет» — не значит передать контроль в их руки; на самом деле это приводит к тому, что именно взрослые начинают лучше контролировать ситуацию. Всякий раз, когда ребенок говорит «нет», но тем не менее старшие проводят свою линию, дети вновь убеждаются, что мама и папа — главные. Именно поэтому тайм‑аут такой важный воспитательный прием.
Когда дети плохо себя ведут или отказываются сотрудничать, это говорит о том, что они просто вышли из‑под контроля. Вы их не контролируете. Они не желают сотрудничать с вашей волей и желаниями. Чтобы добиться сотрудничества, родителям нужно восстановить контроль над ребенком, взяв его на руки и устроив ему тайм‑аут. Бог сделал детей маленькими для того, чтобы мы могли поднимать их и перемещать с места на место.
Во время тайм‑аута ребенок свободен сопротивляться и выражать все свои чувства, тем не менее, пока длится тайм‑аут, он ограничен в других отношениях. Как правило, продолжительность тайм‑аута определяется из расчета одна минута на каждый год, прожитый ребенком. Так четырехлетнему малышу требуется четырехминутный тайм‑аут. Это краткосрочное ограничение свободы — все, что требуется ребенку, чтобы снова почувствовать, насколько хорошо оставаться под вашим контролем и действовать под вашим руководством. Негативные чувства сами собой рассеиваются, и к ребенку возвращается здоровое желание доставлять старшим радость и сотрудничать с ними.
Слишком уступчивые родители, которые назначают ребенку слишком мало тайм‑аутов, непроизвольно способствуют тому, что ребенок чувствует себя неуверенно. Ребенок ощущает, что у него есть возможность контролировать ситуацию, но, не будучи еще готовым руководить (хотя ему и приятно обладать властью), чувствует себя неуверенно. Представьте себе, что на вас взвалили ответственность нанять две сотни рабочих и за шесть месяцев возвести здание. Или вообразите, что к вам привезли истекающего кровью человека с огнестрельным ранением, дали хирургические инструменты и попросили извлечь пулю. Если у вас нет специальной подготовки, то в обоих случаях вы почувствуете себя очень неуверенно. Вместе с радостным возбуждением оттого, что он может руководить, у ребенка возникает неуверенность в собственной способности справиться с ситуацией и повышенная требовательность к окружающим.
Требовательному, или «избалованному» ребенку нужно больше тайм‑аутов. Избалованному подростку нужно больше тайм‑аутов в своей комнате. В некоторых случаях для того, чтобы в подростке проснулась потребность действовать под внешним руководством, ему полезно провести некоторое время вместе с кем‑то из взрослых в развивающейся стране, в лесу с проводником, пожить у любимой тети или у бабушки с дедушкой. Ощущение, что он не контролирует ситуацию и зависит от других людей, побуждает подростка к смирению. Теперь он снова чувствует, что нуждается в родителях и хочет доставлять им радость.
Чтобы чувствовать себя уверенно, детям нужно знать, что их слышат, но при этом всегда осознавать, что главные — не они.
В детях изначально заложена одна базовая установка: глубоко в душе они хотят доставить радость родителям. Методы позитивного воспитания усиливают данную установку, и в результате дети охотнее следуют воле и желаниям родителей. Для того чтобы сбалансировать эту склонность уступать старшим, необходимо дать ребенку возможность сопротивляться и говорить «нет». Такое сопротивление способствует развитию сильного чувства собственного «я».
Если у ребенка нет такой возможности, то в период половой зрелости у него проявляется тенденция к беспричинному бунтарству. Подростку все еще требуется руководство со стороны старших; однако, если он не развил в себе чувство собственного «я», им овладевает непреодолимый порыв сопротивляться вашим желаниям и воле.
Многие родители считают неизбежным и нормальным, что дети в определенном возрасте отдаляются от старших и бунтуют. Бунт является нормальной реакцией только в том случае, если ребенок не получил необходимой поддержки на более ранних этапах развития. Когда у ребенка есть возможность противиться воле родителей и при этом сотрудничать с ними, он приобретает здоровое чувство своего «я» и не испытывает потребности бунтовать в период полового созревания. Он все равно несколько отдаляется от родителей в этом возрасте, но при этом то и дело обращается к ним, чтобы получить необходимую любовь и поддержку.
Позитивное воспитание также рассматривает возможность найти общий язык с подростками, которые в свое время не усвоили рассмотренные выше пять принципов. Никогда не поздно стать хорошим отцом или матерью и вдохновить своих детей на полноценное сотрудничество. Применять пять принципов позитивного воспитания можно с любого возраста. Они в любом случае помогут вам сохранить влияние на ребенка, добиться более полноценного общения и сотрудничества, а также пробудить в нем наилучшие качества.