принцип связи воспитания с жизнью характеризуется
Принцип связи воспитания с жизнью характеризуется
256. Один из ведущих факторов, влияющие на развитие личности:
• Наследственность
257. Одним из авторов классификации этапов развития детского коллектива является:
• А.В. Лутошкин
258. Одним из авторов классификации этапов развития детского коллектива является:
• Л.И. Новикова
259. Одним из основателей системы коллективно–творческих дел является:
• И.П. Иванов
260. Определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности, связанный с конкретным предметом труда и конкретной функцией специальности:
• педагогическая специализация
261. Определите основные признаки урока, выбрав наиболее полный ответ:
• Уроком называется форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию и установленному регламенту времени, и где реализуются основные дидактические задачи
262. Определите требования личностного подхода:
• Обязывает воспитателей строить воспитательный процесс на основе учета главных личностных качеств — направленности личности, ее жизненных планов и ценностных ориентации, опираться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
263. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
• Принцип требует выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на которые, искореняют плохие и развивают недостаточно сформированные качества
264. Определите требования принципа связи воспитания с жизнью, трудом:
• Принцип требует решения всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь, трудовую деятельность людей, разумно организованное и посильное участие воспитанников в трудовой деятельности
265. Определите, что из ниже перечисленного не входит в структуру мировоззрения:
• Умения
266. Определите, что из ниже перечисленного не относится к функциям классного руководителя:
• Составление расписания уроков
267. Определите, что из перечисленного не относится к принципам обучения:
• Целесообразность
268. Определите, что из перечисленного не относится к типу отношений внутри коллектива в зависимости от характера, стиля деятельности в нем:
• Асоциальный
269. Опросный метод исследования:
• Интервью
270. Опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся провел.
• А.С. Макаренко
Принцип связи воспитания с жизнью, трудом
В воспитательном аспекте основное требование принципа связи теории с практикой заключается в связи воспитания с жизнью, трудом. Учиться нужно не для школы – для жизни. Педагоги всегда понимали бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Вот почему воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующие положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.
Школа жизни – лучшая школа воспитания, поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях:
Подростки активно стремятся к взрослости, т.е. сама природа дает воспитателям возможность достичь необходимого педагогического эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения. Пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач. Как указывал И. П. Павлов, жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал «жизненным воспитанием». Такое воспитание – «школу жизни» – проходят все подрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт поведения, вырабатываются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.
В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется сужено как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути для полноправного участия детей и подростков в решении важных для любого человека проблем: демократизации общества, соблюдения прав человека, сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд – лишь одно из важнейших средств социализации личности, включения ее в систему общественных отношений. Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:
В воспитательном аспекте принцип связи воспитания с жизнью, трудом нацеливает также на установление связей школьной системы воспитания с системами семейного и общественного воспитания. Практическая реализация принципа основана на творческом соблюдении ряда правил.
Современные практики воспитания и социализации. Принцип связи воспитания с жизнью.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: «Связь воспитания с жизнью в современной практике воспитания и социализации». Педагог организатор Синченко Виктория Алексеевна
Школа жизни – лучшая школа воспитания, поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем.
Принцип связи воспитания с жизнью требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить: • понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека; • уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности; • развитие способности много и успешно трудиться; • понимание общих основ современного производства, стремление расширять кругозор, овладевать общей культурой и основами организации труда; • бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам; • нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности.
Ряд правил, помогающие установлению связей дополнительного образования (воспитания) с системами семейного и общественного воспитания: 1. Старайтесь преодолевать абстрактность, привлекайте их к конкретной и посильной деятельности. Приобщайте воспитанников постепенно. 2. Объясняйте воспитаннику, что его главный вклад в общественное дело– учебный труд, помощь дома и в клубе. Не следует препятствовать желанию детей объединяться в группы. 3. Дети обычно стремятся к деятельности. Не препятствуйте. 4.Хорошо приветствуется использование местного краеведческого материала с практикой. 5. Участвуя наравне с взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения.
6. Воспитательный процесс организуйте таким образом, чтобы воспитанники чувствовали, что их труд нужен людям, обществу. 7. Пусть предлагаемые вами способы применения соответствуют потребностям ваших учеников. 8. Планируйте мероприятие так, чтобы каждый его этап вносил свой вклад в дело применения теории на практике. 9. Помогите ученикам перейти от усвоения абстрактных, общих способов применения материала к конкретным шагам. 10. Иллюстрируйте предлагаемые способы применения примерами.
Патриотическое воспитание Связь с жизнью: впитывая данные знания, ребенок понимает, что он является ячейкой общества, что он несет ответственность за свою Родину.
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Номер материала: ДБ-1023671
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны
Время чтения: 1 минута
В России создадут национальный центр физики и математики
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Принципы связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное, принцип гуманизации воспитания
1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами;
2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
1) гуманного отношения к личности воспитанника;
2) уважения его прав и свобод;
3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформированных требований;
4) уважение к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
5) уважение права человека быть самим собой;
6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
7) ненасильственного формирования требуемых качеств;
8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
9) признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и другим).
Правила реализации принципа личностного подхода к воспитанию
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Формы воспитания
Для анализа форм воспитания воспользуемся количественным критерием. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на:
Ученический коллектив
1. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством.
2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.
3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются отношения, отражающие единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.
4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения.
— относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;
— скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, и неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;
— субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;
— субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.
Принцип связи воспитания с жизнью характеризуется
Автор: Зеленина Неля Владимировна
Организация: МБУДО Монинская ДМШ
Населенный пункт: Московская область, г. Монино
Для успешного обучения необходимы определённые личностные качества (целеустремленность, настойчивость, самоорганизация и др.), которые формируются в процессе воспитания. Воспитание, в свою очередь, в широком смысле можно понимать как внешнее воздействие других людей, среды, обстоятельств и условий жизни, оказывающих влияние на характер и развитие ребёнка с целью формирования у него определённых психологических и личностных качеств.
Процесс воспитания основан на принципах, которые представляют собой определённую систему и которые необходимо знать любому педагогу. Следует отметить, что принципы воспитания – это не готовые рецепты, они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта педагога.
Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания. В современной отечественной педагогике проблема принципов воспитания не имеет однозначного решения. Их большое число объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, а также идеологическими соображениями. Принципы изменяются с течением времени, и это одна из причин того, что в литературе предлагаются различные взгляды на этот вопрос, а практическая реализация принципов воспитания личностно обусловлена.
В нашей работе мы остановимся на принципах воспитания наиболее значимых на наш взгляд.
Итак, принципы воспитания – это научно обоснованное требование к деятельности педагога, вытекающее из научно обоснованных закономерностей, это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
К принципам воспитания предъявляются определенные требования:
Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить следующие его главные принципы:
Рассмотрим каждый принцип более подробно.
Принцип связи воспитания с жизнью. Этот принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:
1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь программу осуществления требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.
3. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества
4. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
Принцип гуманного отношения к ребёнку как признание ценности реального ученика с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность.
В случае реализации этого принципа воспитание выполняет следующие функции:
Реализация принципа гуманизма обеспечивается:
Личностный подход. Во всех педагогических руководствах подчёркивается значение двух принципов: учёта возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учёт личностных характеристик и возможностей воспитанников.
Воспитание необходимо центрировать на следующих аспектах развития личности:
Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих аспектов различны (в одних большие, в других – меньшие), но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль по отношению к развитию в целом. Кроме того, существенно различаются возможности воспитательных организаций в зависимости от их типа и возрастного этапа развития человека.
Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, взаимопомощь в преодолении трудностей.
Этот принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей.
Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимных уважения и принятия.
Единство воспитательных воздействий. Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.
1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.
4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.
Рассмотренные принципы тесно связаны между собой, они обнаруживают целостность, единство процесса воспитания и помогают лучше понять пути повышения его эффективности.
Литература: