примеры рефрейминга в жизни
Примеры рефрейминга в жизни
Статьи / НЛП / Примеры рефреймингов в повседневной жизни
…ты чувствительная и непредсказуемая девушка
…твой огонек издалека видно
…твое пламя растопит любую холодность
…какая живость движения!
…часто не завершаю начатые дела
…ты не добьешь упавшего и будешь казаться очень гуманным
…можешь начать их заново
…начинаешь ты их вполне успешно
…тебе постоянно есть чем заняться
Я очень медленно читаю
…дольше помнишь прочитанное
…тебя нельзя упрекнуть в том, что книгу ты «в глаза не видел»
…клево и часто отдыхаешь!
…у тебя есть время об этом подумать
…другие об этом только мечтают
Кто много работает – работает на тех, кто зарабатывает
Просто ты слишком уважаешь свой труд
…ты всегда сможешь найти повод для революции
…тебя будет трудно приручить, если только добром и лаской
…тебя трудно посадить в тюрьму
…ты можешь быть счастлива, даже когда ты одна
…часто совершаю глупые поступки
…ТЫ СОВЕРШАЕШЬ эти поступки
Глупые ошибки – ключ к нестандартным решениям
И привлекаешь внимание!
…люблю быть в центре внимания
…из тебя может получиться хороший ведущий
…ты можешь ничего не бояться
Уж нарисовался – не сотрешь!
…твой парень не сможет разорвать отношения первым
…ты думаешь больше всех
…люди, ставшие твоими друзьями, действительно подходят тебе
…знаешь, где ее найти
…можешь быть арбитром
…ты можешь работать прокурором и не напрягаться по поводу крупных заработков – у тебя их не будет
…можешь с выгодой торговать ею!
…раздражителен и агрессивен
…ты сможешь наругаться на вредную продавщицу
…к тебе лишний раз не пристанут
…ты всегда сможешь подработать вышибалой
…тебе легко ориентироваться в любой толпе
…тебе удобно целоваться с высокими парнями
…никогда не утонешь
…тебе не приходится тянуться за предметами или бегать за табуреткой
…сильно реагирую на своих друзей
…они никогда не останутся без твоего внимания
Это означает, что они тебе небезразличны
А еще работают быстрые рефрейминги! Не успела возникнуть подходящая ситуация, как вы уже выдали первый попавшийся рефрейминг. Он может попасть в десятку, а может – вообще промазать. Главное – что он вообще появился! Пусть некая часть сознания пока займется его осмыслением. А пока она «пережевывает» этот первый рефрейминг, взвешивая все «за» и «против», вы придумываете новый. Более точный и эффективный. Или менее – главное, что мозги уже завертелись в нужную сторону.
Иду обратно, фантазирую: «Чего б такого хорошего в данном случае найти? Какую б пользу выцарапать?» А мозги скрипят, тормозятся – работать не хотят. Подплавились, видать на солнышке. Их бы чем-нибудь охладить… Идея! «Куплю себе мороженное!»
Дальше – легче: «Больше отдохну перед очередными занятиями. Узнаю, как успехи у сокурсников. Посижу в Интернете пару часиков! Поеду домой в компании с другом! Договорюсь о совместной подготовке к следующему экзамену. Пережду жару в прохладном помещении! Попрактикуюсь в рефрейминге…»
Иду, выдумываю. Оцениваю найденные варианты. Радуюсь удачным попаданиям: и тому, куда попал, и тому, что сумел попасть. Удивляюсь, что раньше не подумал о столь благоприятных возможностях. Работа кипит. Куда там до расстройства! На него и времени-то нет. Поди погрусти, когда надо сравнить лучшее с хорошим и полезное с интересным!
Осталось только привить себе соответствующую привычку. Привычку искать в любой жизненной ситуации самое позитивное. Чтобы первой же мыслью была, например, такая: «Что в этом хорошего? Какую пользу я могу из этого извлечь? Где это можно использовать?» Те, кто привыкли думать «по-научному», могут подумать: «Ну и какой теперь прикажете рефрейминг делать?»
Учительница проводит опрос в классе:
– Кем у вас работают родители?
– Заведующим универмагом! – говорит Маша, и ей вторит хор восхищенных голосов.
– Охранником в банке! – говорит Петя, и раздаются бурные аплодисменты.
Вовочка плачет:
– А мой папа – доктор наук.
– Ну, ничего-ничего, все работы хороши, – успокаивает малыша учительница.
А вам нравится реклама? Мне, с некоторых пор, да. И не потому, что «реклама – двигатель прогресса». И не только потому, что она дает своевременную информацию о всех новинках сферы услуг. И даже не за просветительскую деятельность. Мне она нравится за обилие рефреймингов и других красивых методов воздействия. Мне доставляет удовольствие анализировать кухню того или иного рекламного ролика.
Помните классическое: «Реклама должна говорить правду, только правду, ничего кроме правды. И никогда – всю правду»? Это о рефрейминге смысла. Искусстве ставить нужные рамки восприятия. Всегда приятнее воспринимать рекламу бритвы на фоне нежного женского прикосновения, нежели на фоне боли от порезов и жгучего одеколона…
В общем, рефрейминг – это способ найти «свежее решение», даже когда рядом нет широко разрекламированной мятной таблетки…
Рефрейминг в примерах: как во всем находить хорошее
Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают в работе и дальнейшем развитии. Например, мы рассматриваем дополнительную нагрузку как сокращение свободного времени; сложное обучение — как чрезмерные усилия, благодаря которым можно было бы больше заработать сейчас; сложного клиента или просто человека в общении — как очередную нервотрепку. На самом деле на все это можно и нужно смотреть по-другому.
Давайте вспомним два понятия — «разведчик» и «шпион». Со словом «разведчик» сразу ассоциируются слова «подвиг», «доблестный», «смелый» — в общем, наш. А «шпион» — подлый, гнусный, хитрый, вынюхивающий враг. Если же мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что оба они занимаются сбором информации, часто делая это в тылу врага. Так в чем же разница? В восприятии.
Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Он происходит от слова frame — рамка (рефрейминг — изменение рамки восприятия). Еще до НЛП этот прием существовал в психологии и психокоррекции.
Важно отметить, что рефрейминг не подразумевает обмана и абсурда: он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека. Практически рефрейминг может осуществляться несколькими способами:
Рефрейминг хорошо помогает и в личной жизни. Например, когда ваш ребенок вместе со всеми прогулял урок, можно увидеть в этом только халатное отношение к учебе, а можно еще и чувство коллективизма, и готовность к рискам.
Мы не призываем к лакировке действительности, а к тому, чтобы видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон. В первую очередь следует руководствоваться таким тезисом: «Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности». Приведем несколько примеров:
Таким образом, один в ситуации увидит только проблему, а другой — еще и возможность.
Как и многие коммуникативные техники, рефрейминг требует в первую очередь тренировок. Поэтому далее предлагаем вам провести рефрейминг ситуаций максимальным количеством способов. Постарайтесь дать максимальное количество вариантов рефрейминга.
1. Рутинная работа (аналитическая, требующая внимания к деталям и т. п.) для творческого человека, любящего полет мысли.
2. Руководитель рассуждает по принципу: «Проще сделать самому, чем научить сотрудника».
3. Большая нагрузка.
4. Трудный клиент в продажах.
5. Необходимость частых командировок.
6. Необходимость выступать публично.
7. Много неопытных коллег, новичков, которые часто отвлекают вопросами, на них приходится тратить время, хотя они и не являются подчиненными.
8. Работа среди людей, большинство из которых значительно опытнее, компетентнее.
9. Нет карьерного роста.
10. Частые изменения.
11. Частые совещания.
12. Требовательный руководитель.
Дмитpий Геннaдьeвич Бoлдoгоeв — тренер-консультант Лабopaтории управленческих технoлогий, препoдаватель MBA Aкaдемии внешней торговли, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»
Как во всем находить хорошее — рефрейминг в примерах
Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают в работе и развитии. Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Это не лакировка действительности, а способность видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон. Там, где одни видят только проблемы, другие находят возможности. Практически рефрейминг может проводиться несколькими способами.
Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают в работе и дальнейшем развитии. Например, мы рассматриваем дополнительную нагрузку как сокращение свободного времени; сложное обучение — как чрезмерные усилия, благодаря которым можно было бы больше заработать сейчас; сложного клиента или просто человека в общении — как очередную нервотрепку. На самом деле на все это можно и нужно смотреть по-другому.
Давайте вспомним два понятия — «разведчик» и «шпион». Со словом «разведчик» сразу ассоциируются слова «подвиг», «доблестный», «смелый» — в общем, наш. А «шпион» — подлый, гнусный, хитрый, вынюхивающий враг. Если же мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что оба они занимаются сбором информации, часто делая это в тылу врага. Так в чем же разница? В восприятии.
Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Он происходит от слова frame — рамка (рефрейминг — изменение рамки восприятия). Этот прием существует в психологии и психокоррекции.
Важно отметить, что рефрейминг не подразумевает обмана и абсурда: он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека. Практически рефрейминг может осуществляться несколькими способами:
Рефрейминг хорошо помогает и в личной жизни. Например, когда ваш ребенок вместе со всеми прогулял урок, можно увидеть в этом только халатное отношение к учебе, а можно еще и чувство коллективизма, и готовность к рискам.
Мы не призываем к лакировке действительности, а к тому, чтобы видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон. В первую очередь следует руководствоваться таким тезисом: «Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности». Приведем несколько примеров:
Таким образом, один в ситуации увидит только проблему, а другой — еще и возможность.
Рефрейминг: практикум
Как и многие коммуникативные техники, рефрейминг требует в первую очередь тренировок. Поэтому далее предлагаем вам провести рефрейминг ситуаций максимальным количеством способов. Постарайтесь дать максимальное количество вариантов рефрейминга.
Варианты рефрейминга
1. Рутинная работа (аналитическая, требующая внимания к деталям и т. п.) для творческого человека, любящего полет мысли:
Настоящий профессионал может все, а не только то, что нравится.
Универсальность — залог карьерного роста (или другого в соответствии с картой мотиваторов сотрудника).
Можно найти креатив и в рутинной работе (показать конкретно). Вызов самому себе: слабо ли мне?
2. Руководитель рассуждает по принципу: «Проще сделать самому, чем научить сотрудника»:
Задача руководителя — добиться целей бизнеса, используя ресурсы других людей, а не собственные.
Инвестиция времени: научив сейчас, экономишь свое время в будущем (если задача повторяющаяся).
Наставничество повышает ваш авторитет в глазах подчиненных.
Научив подчиненного, можно больше внимания уделять той работе, которая вам больше нравится.
Многих людей мотивирует доверие со стороны руководителя, так что это повышает их лояльность.
3. Большая нагрузка:
Чем больше занят, тем больше успеваешь.
Учишься лучше ценить отдых.
Учишься лучше планировать свое время.
Если такая загрузка — явление временное, то можно думать о том, что скоро за счет большой работы сейчас будет легче.
Больше загрузка — больше заработок.
Больше нагрузка — больше тренировка, эффективнее повышается профессиональный уровень.
Можно сравнить с кем-то, у кого загрузка больше.
4. Трудный клиент в продажах:
Тренинг профессионализма, конкретных навыков.
Трудные клиенты часто потом становятся более лояльными, чем те, кто изначально был в позитиве.
Урок на будущее.
Воспитание терпимости — пригодится в жизни.
Конкретный вариант с «зато»: например, зато денежный, зато редко приходится с ним общаться.
На самом деле их не так и много.
Можно пожалеть, потому что трудные люди — как правило, люди с комплексами или серьезными проблемами.
Можно найти что-то забавное в ситуации.
Есть чем похвастаться перед коллегами.
Трудных клиентов обычно доверяют только опытным — значит вас ценят.
«Завоевав» трудного клиента, вы завоюете авторитет и уважение руководства.
5. Необходимость частых командировок:
Путешествия.
Разнообразие.
Больше возможностей заработка.
В дороге можно сделать многое, на что времени обычно не хватает (например, почитать, посмотреть фильмы или сериалы и т.д.)
Много знакомств.
Веселое времяпровождение с клиентами.
Возможность устроить личную жизнь.
Отдохнуть от «домашних обязанностей».
Не заниматься хозяйством.
6. Необходимость выступать публично:
Всегда понадобится в случае карьерного роста.
Легко показать себя с лучшей стороны большому количеству людей.
Приятно, когда тебя ценят — ведь публичные выступления не всем доверят.
Как правило, люди стремятся получить от презентации пользу, иначе их время будет потеряно зря. Поэтому думайте о том, что они тоже заинтересованы в том, чтобы выступление прошло хорошо.
7. Много неопытных коллег, новичков, которые часто отвлекают вопросами, на них приходится тратить время, хотя они и не являются подчиненными:
Это прекрасный опыт для будущего руководителя.
Это прекрасный опыт для настоящего или будущего родителя (детей надо всему научить и постоянно отвечать на вопросы).
Раз обращаются, значит, ценят и уважают.
Руководитель будет вам благодарен за то, что вы выполняете часть его работы.
Собственный PR — такие моменты очень часто оцениваются при решениях о продвижениях или включении в кадровый резерв.
8. Работа среди людей, большинство из которых значительно опытнее, компетентнее:
Есть у кого учиться.
Бесплатный тренинг.
Возможность продемонстрировать высокий уровень обучаемости. Тренировка в более сильной команде всегда дает больше.
Вызов самому себе: смогу ли я?
9. Нет карьерного роста:
Меньше должность — меньше ответственность.
Руководителю приходится зависеть от других, в то время как вы сами себе голова.
Руководителю часто приходится больше работать. Руководитель — буфер между подчиненными и высшим руководством.
Руководителям всегда приходится разбирать все самые сложные конфликты и проблемы.
Руководителю приходится делать гораздо больше отчетов, планов и т.п.
10. Частые изменения:
Формируют гибкость и креативность.
Работа никогда не надоест.
При изменениях легче проявить себя.
При изменениях легче всего продемонстрировать лояльность. Изменения могут давать дополнительные выгоды и возможности. Карьера часто делается именно в ситуациях изменений.
11. Частые совещания:
Зато в рабочее время.
Можно проявить себя.
В обсуждении легче отшлифовать идеи.
Тренируются навыки убеждения, влияния, управления групповой динамикой.
Снижаются риски принятия решений.
Ответственность уже не только твоя персональная, но и других участников совещания.
Знаешь планы руководства.
12. Требовательный руководитель:
Скорее научишься.
Точно будешь знать, что делать.
Точно будешь уверен, что похвала действительно заслужена. Требует не только с вас, так что обижаться не на что.
Зато все понятно и четко.
Зато результаты хорошие.
Автор: Дмитpий Геннaдьeвич Бoлдoгоeв, тренер-консультант Лабopaтории управленческих технoлогий (г. Москва), препoдаватель MBA Aкaдемии внешней торговли.
Статья:: Разговорный рефрейминг
Позвольте вам представить – рефрейминг. Замечательная модель того, как можно играть со смыслом и менять оценку событий.
Что такое «рефрейминг»
С английского reframe можно перевести и как замену картины в рамке, так и замену рамы у картины.
Учитывая, что слово «рамка» в НЛП обычно используется как «способ воспринимать ситуацию», то ре-фрейминг приобретает очень глубокое и важное значение, которое теряется при переводе. Один из более-менее пристойных переводов слова «рефрейминг» на ещё более русский – переформирование. Но это слово немного путает, потому что не даёт полного представления о данном подходе. Но кое-что объясняет.
Общая идея рефрейминга (он же переформирование) – это другая комбинация элементов для получения нового, более приемлемого состояния. Умно? Теперь на примере.
Вы сидите в лесу. У вас горит костёр. Чтобы костёр горел долго желательно положить большие поленья или брёвна. Тогда их хватает надолго. Но через определённое время пламя становится слабее. Что вы делаете? Встаёте и шевелите эти самые брёвна. И пламя становится жарче. Вы не добавляете ничего нового, вы просто меняете «комбинацию элементов».
Вот рефрейминг – это умение шевелить поленья для достижения наиболее подходящего пламени.
Ещё один пример – положение мебели в комнате. Вы никогда не переставляли мебель в комнате? Тогда вы много потеряли. С мебелью как: вы её расставили, и вам кажется, что это то, что надо. Но через какое-то время вы обнаруживаете, что что-то не так. Вроде ничего, но больно не удобно. Стол мешает подойти к окну, а верхний свет мешает читать, лёжа на диване. Что вы сделаете в таком случае? Правильно – переставите.
Возможно, через какое-то время ситуация изменится и вам опять захочется перестановок.
На сенсорном уровне рефрейминг можно объяснить так. Вспомните неприятную ситуацию из прошлого, но только чтобы была картинка с границей. Панорама не подойдёт. Получилось? Замечательно. А теперь поместите эту картинку в белую рамку. Простая белая рамка. У кого изменилось восприятие ситуации?
Отлично. А теперь пусть рамка станет чёрной.
Сделайте рамку золотой. Знаете, как на старых картинах – тяжёлая золотая рама.
Теперь представьте, что рамка с мерцающими огоньками. Такие разноцветные вспышки. Или мигающие новогодние лампочки.
Можно долго экспериментировать. Поэтому подберите ту рамку, которая больше подходит для восприятия этой ситуации. Можно так же вернуть её к первоначальному состоянию.
И обратите внимание – мы не меняли содержание, мы только меняли рамку. И это давало кардинальные изменения в восприятии ситуации.
Разговорный рефрейминг
Рефрейминг позволяет менять оценку, играть со смыслом. И это можно делать даже в простом повседневном разговоре. Давайте сделаем так: сначала я покажу несколько примеров, а потом разберёмся, как этот самый рефрейминг работает. Вы сейчас будете говорить оценочные суждения, а я привожу примеры рефрейминга.
— Я сегодня пришёл на работу в 9.40.
И что? Это только сообщение о факте, событии. Здесь нет оценки.
— Я вчера опоздал на работу на десять минут.
У тебя хорошая память, если ты даже сегодня об этом помнишь.
— Запорожец – плохая машина.
Зато маленькая и дешёвая.
— Меня раздражает мой начальник.
Это говорит о твоём профессионализме. Если ты готов выполнять распоряжения человека, который тебе не нравится…
— Я жадный.
Я бы назвал это бережливостью.
— Мне не нравится моя работа.
Ты очень ответственный человек, если всё-таки на неё ходишь. Мало вызова в том, чтобы делать то, что тебе нравится.
— Меня никто не любит.
Это повод что-то изменить в своей жизни.
— Я слишком ленив.
Зато ты не сделаешь лишних ошибок.
— И что, достаточно сказать человеку: «ты не жадный, ты бережливый» – и всё изменится?
Как ни странно, иногда да. Но не всегда. Одним из важнейших условий для того, чтобы рефрейминг сработал – это попадание в карту. Рефрейминг же как работает – человека поворачивают в другую сторону и показывают: это может быть и так. Вот если «может быть и так» соответствуют его карте, с высокой долей вероятности рефрейминг сработает.
— То есть рефрейминг – это просто способ расширить карту?
Да, это один из способов расширить карту. Очень часто человек не «видит» других вариантов оценки. Вы ему их предъявляете. Он чешет в затылки и восклицает: «О как, оказывается!»
— Какие необходимые условия для того, чтобы рефрейминг сработал?
Раппорт – первое и главное условие. Все речевые техники требуют наличие раппорта. Доверия к источнику. Иначе все эти «вложенные команды» будут отфильтрованы.
Очень тактичный англичанин не знает, как сообщить секретарше, что она уволена. И формулирует это так:
— Мисс Джонс, Вы так великолепно справляетесь со своими обязанностями, что я даже не знаю, что бы мы делали без Вас. Но с понедельника мы все-таки попробуем.
Рефрейминг – это инструмент. И что при помощи его вы сделаете зависит в первую очередь от вас. Короче, думать надо. И о последствиях в том числе.
Во-первых для подстройки. Так как люди реагируют на смысл, вы можете придать ситуации такое значение, которое даёт вам возможность подстроиться, а не вызывает конфликт. Сравните:
— Давай поговорим о твоей медлительности.
— Давай поговорим о твоём несколько излишне ответственном отношении к делу.
Во-вторых, это способ изменения смысла. То есть, его применяют в том случае, когда нужно изменить оценку события другим человеком. Например, если вам нужно изменить отношение родителей к поведению ребёнка, покупателя к характеристикам товара, начальника к вами сделанной работе и т.д.
На этапе подстройки чаще применяют «положительный» рефрейминг (за исключением тех людей, для подстройки под которых нужно «резать правду-матку», как они её представляют), а на этапе воздействия – тот, который даст максимальный эффект.
Структура
Что определяет смысл какого-то события? Во-первых то, что собственно происходит. Событие. Во-вторых, в каком именно контексте это происходит: одно дело громко кричать «Ау», когда вы в лесу, другое дело – в три часа ночи дома.
Тогда, для того, чтобы изменить смысл:
Соответственно, говорят о двух видах разговорного рефрейминга: смысла и контекста.
При рефрейминге смысла вы просто сообщаете, что данное событие имеет совсем другой смысл.
При рефрейминге контекста вы помещаете событие в контекст, в котором значение этого события изменится.
Итак, для того, чтобы сделать рефрейминг, нам нужно знать и событие, и смысл. Если у нас есть только что-то одно, рефрейминг не получится.
Рефрейминг смысла
Однажды к известному психологу Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир, и привел свою дочь.
– Она меня не слушается. Она упряма, – заявил он.
Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала:
– Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком?
– Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля!
– И вы были настойчивы в достижении своей цели?
– О, да! Я трудился как вол.
– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая?
– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли.
Эта история действительно произошла. И в ней не изменилась сама ситуация. Не изменилось поведение девочки. Просто ее поведению отец стал приписывать совершенно другое значение. Упрямство превратилось в настойчивость!
У меня есть знакомая семейная пара. Жена баскетбольного роста вышла в новой очень-мини-юбке. Муж ее спрашивает:
– Бабки плюются?
– Да.
– Значит, то, что нужно.
Для того, чтобы сделать рефрейминг смысла, вам нужно либо знать значение, которое придает человек событию, либо точно о нем догадываться. Если девушка говорит: «Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины», то это может означать множество разных вещей. Например, она может предполагать, что когда на нее смотрят мужчины, то они ее сексуально хотят; что у нее прыщи на лице, и она этого стесняется; что она привлекает слишком много внимания; что обращают внимание на ее неловкость (существующую или мнимую).
И для того, чтобы рефрейминг сработал, вам необходимо знать это значение. Вы можете задать прямой вопрос: «А что это для вас обозначает?» Или можете, полагаясь на интуицию, сделать наиболее подходящее переформирование и отследить реакцию – если вы не попадете, Клиент вам сообщит об этом (вербально или невербально).
Рефрейминг Контекста
— Жена мужу:
— Милый, сегодня, в обеденный перерыв я забежала к тебе на работу и взяла из кармана твоего пиджака 300$.
— Ничего страшного, я уже две недели, как там не работаю.
В переформировании контекста вы изменяете значение не напрямую, а ищете ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое значение.
Например, злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям), и так далее.
— Я слишком молчалива.
— Зато не скажешь ничего лишнего.
— Молчаливых любит начальство.
Когда я занимался ребёфингом, мне попалась бумажка, озаглавленная: «100 способов изменения отношения к ситуации». Там было как раз 100 вариантов рефрейминга контекста. Вот один, который мне показался самым забавным: «Зато будет о чем после вспомнить».
Но, я думаю, вы достаточно гибки для того, чтобы понять, что деление на переформирование контекста и переформирование смысла достаточно условно. Для любого оценочного сообщения можно сделать и тот вид рефрейминга, и другой.
Совсем структурно
Для любителей полной определенности.
На мой взгляд излишняя структурность при использовании рефрейминга только мешает. Но некоторым такой подход помогает в обучении.
Если вы можете свести высказывание к выражению: «Я слишком Z«, то вы делаете рефрейминг контекста. Фразы «ответа» начинаются с «зато…«
— Я слишком эмоционален.
— Зато эмоциональные мужчины нравятся женщинам.
— Я слишком много времени трачу на себя.
— Зато у тебя не оста¨тся времени на всякую ерунду.
Если вы можете свести высказывание к выражение: «Я чувствую Х когда происходит Y» (при чём Х – это какое-то неприятное переживание), то вы делаете рефрейминг содержания. Фразы «ответа» начинаются с «это значит…»
— Меня раздражают похотливые взгляды.
— Это значит тебе нужно одеваться похуже, чтобы не выглядеть столь привлекательной.
(похотливые взгляды => выглядеть привлекательно).
— Меня бесит, когда моя дочь меня не слушается.
— Это значит, что ваша дочь взрослеет и становится самостоятельной.
(не слушается => становится самостоятельной).
Обычно, если контекст задан достаточно неопределённо: «Я вообще раздражительный…», то вы делаете рефрейминг контекста.
Если ситуация более определена: «Я раздражаюсь, когда на меня кричит начальник…», то вы делаете рефрейминг смысла.
Упражнение «Назови по-другому»
Это одна из возможностей языка – называть одно и то же действие по-разному. И тут же меняется оценка. Одно время у нас говорили о «Великой Октябрьской Революции», в начале 90-х начали говорить об «Октябрьском бунте», а сейчас употребляют фразу «Октябрьская Революция». Фраза передает оценку, отношение, хотя само событие при этом не меняется.
Это умение – играть со значениями слов – вам очень может пригодиться в жизни. Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные поступки:
— Те деньги, которые у меня обманом забрали – это моя плата за обучение.
Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется более полезной и правильной:
— Мы сейчас услышали разные точки зрения на ситуацию (после ссоры супругов).
Задание.
Вы объединяетесь в группы по 4-6 человек. Ваша задача – придумать как можно больше пар слов или фраз, означающих одно и то же действие или качество, но с разной оценкой.
лень – экономия энергии;
жадность – бережливость;
занудство – настойчивость;
доносчик – социально активный;
безвкусный – оригинальный;
карьерист – человек, который хочет многого достигнуть в жизни;
истеричная – эмоциональная;
лживость – дипломатичность.
Упражнение «Я слишком. «
И еще одно упражнение.
Потом вы находите себе пару и меняетесь листиками. Ваша задача – собрать как можно больше ответов на ваше заявление и ответить другим. Ответ должен начинаться со слова «Зато. « и указывать наситуацию, место или случай, где и когда это будет очень нужно и полезно.
— Я слишком ленив.
Зато ты не сделаешь лишних ошибок.
Зато ты делаешь только наиболее важные дела.
— Я слишком доверчива.
Зато ты доверяешь людям.
— Я слишком рассеяна.
Зато ты не потратишь время на кучу ненужных дел.
Зато это уменьшает нагрузку.
Постарайтесь собрать как можно больше вариантов.
Комментарий
В первом упражнении, когда вы искали другое слово для обозначения события – это был рефрейминг значения, а когда придумывали ответ с «Зато» – рефрейминг контекста. Это только несколько вариантов.
Помните модель проблемы – это неуравновешенные весы, на одной чаше которых находятся Желаемое Состояние, а на другой – то, что мы имеем в данный момент. Решение проблемы – это восстановление равновесия. И, как вы понимаете, это можно сделать разными способами. Можно дать человеку то, что ему не хватает, а можно изменить желания.
Но есть еще один способ. Представьте себе коромысло, на которое подвешены два полных ведра разного объема. Вода не прольется, если удачно выбрана точка опоры.
Так и в жизни: бывает очень важно найти такую точку зрения, которая поможет обрести гармонию.
Рефрейминг – это возможность выйти за пределы ограничений, посмотреть на событие с другой стороны. Рефрейминг содержания не меняет ни самого поведения, ни желаний. Он меняет только отношение, в результате чего достигается искомое равновесие. И я надеюсь, вы уже понимаете, что иногда более эффективно помочь человеку изменить собственное поведение, чтобы он мог достичь желаемого, а иногда более полезно изменить отношение.
Если проблема заявлена как негативное восприятие окружения или самого себя (муж не любит, погода всегда плохая, работа омерзительная, дети невозможные), тогда, на мой взгляд, более полезно менять оценку ситуации. Так же использовать рефрейминг содержания эффективно, если человеку не нравится что-то, на что он не может повлиять. Если же заявленная проблема состоит в трудностях поведения (не могу сменить работу, не могу выучить английский, не умею отказывать), то тогда разговорный рефрейминг, скорее всего, поможет меньше.
Хотя иногда смена оценки весьма помогает при изменении поведения, и наоборот.
Здесь все будет зависеть от желания клиента и от его карты. Разговорный рефрейминг – очень простая и в то же время очень трудная вещь. Сам по себе он прост, но нужно его подобрать так, чтобы он максимально соответствовал карте другого человека.
К тому же рефрейминг должен восприниматься (и подаваться) как нечто ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ. Только в этом случае он будет действительно эффективен. В виде шутки он, скорее всего, не сработает.
Давайте разбираться
Сейчас вы опять будете выдавать оценочные суждения, а я буду делать рефрейминг. Но не просто так, а с комментариями, пояснениями и разнообразными примерами.
На мой взгляд, здесь наиболее важная задача – показать относительность оценки. Вы помогаете человеку заметить и другие варианты оценки этой ситуации.
Ещё варианты.
Упражнение «Тренировка»
Маленький верблюжонок разговаривает с мамой.
— Мама, у меня на спине горбы, а у лани такая гладкая спинка.
— Зато благодаря этим горбам ты можешь много дней обходиться без воды.
— Мама, у меня такие огромные уродливые копыта, а у лани такие маленькие, хорошенькие.
— Зато ты не проваливаешься, когда ходишь по песку.
— Мама, у меня шерсть клочьями, а у лани такая гладкая шерстка.
— Зато ты не замерзнешь в холода и не обгоришь на солнце.
— Да, мама, но зачем это все здесь, в зоопарке?
Вы объединяетесь в микрогруппы по 5-6 человек. Водящий заявляет оценочное суждение, а все остальные, по кругу, делают переформирование – любое, какое получится, либо контекста, либо значения. Естественно, повторяться нельзя.
После того, как все сделали свои рефрейминги, Водящим становится следующий по кругу.
Вы можете задавать вопросы Водящему, но только для большего прояснения картины.
Хорошо, а теперь возьмите по карте. И теперь, вне зависимости от типа заявленной проблемы, вам необходимо обязательно сделать:
Рефрейминг значения, если масть черная.
Рефрейминг контекста, если масть красная.
Замечательно! Будьте очень внимательны к тому, что хотят другие люди. Разговорный рефрейминг изумительная вещь, но он не может работать всегда и везде, по той простой причине, что не всегда люди хотят менять отношение. Чаще для них важнее изменить поведение.
Но! Рефрейминг может очень хорошо помочь при работе с изменением этого поведения. Или быть первым шагом. Если проблема не выглядит очень страшной, к ней легче подступиться и решить.
Упражнение «Отпор»
Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать «наезды» – определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь.
Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Группа придумывает отрицательные качества человека (не обязательно существующие в действительности), а тот отвечает фразой, начинающейся с “зато. ” (рефрейминг контекста). После “зато” идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. Причем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг значения). Где-то по 4-5 предложений каждому.
— Ты вспыльчивая.
— Зато мужчинам нравятся страстные женщины.
— У тебя косоглазие.
— Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.
Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать «наезды», то есть поддерживать личную экологию.
Рефрейминг в продажах и переговорах
До этого мы больше говорили об изменении отношения к человеку или его поведению. Но довольно часто нужно изменить оценку к предмету. Особенно важно это может быть в контексте продаж и переговоров. Когда вам нужно показать «товар лицом».
— Конечно, Volvo дороже Жигулей, но оно и качественней!
— Если вы купите дешёвую сумку, вам не жалко будет её выкинуть через месяц, и купить новую.
— Покупая дорогую кожаную сумку вы понимаете, что она прослужит вам долго и вам не придётся выкидывать её через месяц.
Здесь вы связываете характеристики товара (которые возможно вызывают возражения) с ценностями Клиента. Придаёте им совершенно другой смысл. Хороший пример. Одна фирма, которая занимала второе место на рынке использовала это в слогане: «Так как мы вторые, мы не можем невнимательно относиться к покупателям». И даже став первой, они этот слоган оставили.
Играем. Вы высказываете недовольство или сомнение по поводу характеристик товара или услуги, а я делаю рефрейминг.
— У вас слишком большие цены.
Это для того, чтобы мы могли предложить вам хорошую скидку.
— В ткани этой рубашки много синтетики.
Значит она легко гладится и хорошо отстирывается.
— Ваши продавцы ничего не объясняют.
Это для того, чтобы вы могли сделать полностью самостоятельный выбор.
— Это же просто навык вранья!
Нет, это просто навык видеть разные стороны у любого события. И умение помочь увидеть это другим.
Упражнение «Товар лицом»
В парах. Один из вас будет играть придирчивого Покупателя, а второй – сообразительного Продавца. Покупатель высказывает сомнения или претензии по поводу товара, а Продавец делает рефрейминг.
Если кратко
Смысл (оценка) – это «связывание» события во внешнем мире человека и ценности – внутренней цели человека.— Рефрейминг – способ сменить оценку события.
Менять оценку можно как предлагая другой вариант значения (рефрейминг смысла), так и помещая событие другой контекст (рефрейминг контекста).
Необходимым условием для «срабатывания» рефрейминга является наличие раппорта.
Для того, чтобы сделать успешный рефрейминг нужно попасть в карту человека (подстройка по карте).
Рефрейминг применяется как для подстройки, так и для создания изменений.
- Что значит оранжевая полоса разметки
- Турусы это что слово означает