приключения барона мюнхаузена актеры
Как снимался «Тот самый Мюнхгаузен»: приключения Ярмольника, Абдулова и Янковского в Германии
«МИР 24» вспоминает, как снимался легендарный фильм мастера «Тот самый Мюнхгаузен».
1 января 1980 года празднующие Новый год советские граждане впервые увидели на телеэкранах один из лучших фильмов Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». В тонкой, лирической комедии со свойственными захаровскому кино парадоксальными диалогами блистала целая россыпь звезд: Леонид Броневой, Олег Янковский, Инна Чурикова, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Семен Фарада, Игорь Кваша. Это грустная и трогательная история об «Икаре и мудрецах», о «неправильном» человеке, который никак не может жить «как все» и пытается заставить Землю вращаться в другую сторону – кажется, еще чуть-чуть, и ему бы это удалось.
Вначале было слово
Точнее, сначала была пьеса Григория Горина, созданная благодаря Владимиру Зельдину, мечтавшему сыграть Мюнхгаузена. Горин был в моде, в то время с большим успехом шли его спектакли «Забыть Герострата!» в Ленинградском театре имени Комиссаржевской и «Тиль» в нынешнем Ленкоме. И вот драматург написал пьесу, основанную на сюжетах приключений легендарного барона из «Лживых или вымышленных историй» Рудольфа Эриха Распе. Называлась она «Самый правдивый».
«Тот самый Мюнхгаузен» начался для меня с замечательной пьесы Григория Горина, когда я увидел премьерный спектакль по ней в Театре Советской Армии. Мюнхгаузен – мудрый и умелый шут, который вселяет в людей радостную веру в то, что чудеса могут становиться реальностью. Но встречает непонимание большинства. А люди, которые не вписываются в большинство, лично меня всегда интересовали», – рассказывал Захаров.
Янковский вместо Миронова
Изначально Захаров думал отдать эту роль Андрею Миронову, игравшему в его «Двенадцати стульях» и «Обыкновенном чуде». Миронов оказался занят, и режиссер остановился на кандидатуре Олега Янковского, с которым тоже работал уже не первый раз. Кроме Захарова мало кто поверил в этот выбор с самого начала. Дело в том, что у Янковского сложилось свое актерское амплуа, и совсем не комедийное – он играл суровых, жестких, бескомпромиссных людей, а тут – фантазер и сказочник. К тому же, если театральному «Мюнхгаузену» Владимиру Зельдину на момент постановки спектакля было около 60 лет, что соответствует литературному источнику, то Янковскому было 35. Однако режиссер отстоял перед худсоветом его кандидатуру, ну а актер доказал многогранность своего таланта.
«Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей – волжские характеры, выдающие его происхождение, – впоследствии говорил Горин. – Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен – умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!»
Сам Янковский называл эту роль одной из самых любимых: «Я благодарен Марку Захарову за то, что он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актера и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы».
Фото: Коньков Александр/ТАСС
Хиппующая фрау Марта
В фильме совсем мало женских персонажей. По сути они ограничиваются возлюбленной Мюнхгаузена Мартой, роль которой досталась Елене Кореневой, и его формальной женой Якобиной Мюнхгаузен, которую блестяще сыграла Инна Чурикова. Сложись все немного иначе, Мартой, скорее всего, стала бы Татьяна Догилева, именно ее хотел снимать Захаров. Но худсовет отклонил кандидатуру Татьяны Анатольевны. Помимо Догилевой, на эту роль претендовали Ирина Мазуркевич, Галина Золотарева, Елена Коренева. Актрису выбрали по фото, притом что Коренева в то время носила стрижку «под мальчика».
«Я тогда хипповала, носила стрижку «ежиком», и мой внешний облик абсолютно не соответствовал моей героине. Гримерам пришлось изрядно потрудиться», – вспоминала актриса. Интересно, что в день, когда делали фотопробу, Елена узнала о смерти своей подруги режиссера Ларисы Шепитько.
Для Кореневой это была уже не первая заметная роль. Еще на втором курсе института она сыграла главную роль в картине «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского. Тогда у молодой актрисы и режиссера случился роман, который продлился несколько лет. Съемки «Мюнхгаузена» в основном проходили в Германии, Инна Чурикова появлялась наездами, и большую часть времени Коренева проводила в мужском коллективе, испытывая на себе полушутливый натиск мужчин, то предлагающих руку и сердце, как было с Ярмольником, то уговаривающих на дерзкие розыгрыши. «Когда шутки с пивом и эксперименты с немецким языком исчерпали себя, наступила пора маеты романтическо-сексуального свойства», – писала актриса.
Иногда к ухаживаниям подключался Янковский. Говорят, что как-то раз он подошел к молодой актрисе и томным голосом начал: «Смогу ли я когда-нибудь гордиться, что имел честь притронуться. испытать. прочувствовать. ». Тут же двое ассистентов подхватили Елену на руки, занесли в комнату Янковского и водрузили на его кровать. Но дальше шуток дело не зашло.
Съемки в Германии
Старинный город, в котором разворачивается действие фильма, вовсе не бутафорский. Вообще-то барон Мюнхгаузен жил в городе Боденвердер под Ганновером, но он находился на территории ФРГ, поэтому организовать съемки проще было в социалистической ГДР. Большая часть картины снималась в старинном городе Вернигероде, почти не пострадавшем в годы Второй мировой войны. На его улицах сохранились старая ратуша, замок и старинные фахверковые дома. В массовку привлекали местных актеров. Однажды Абдулов решил помериться силами с немецким каскадером – на пальцах.
«Вдруг слышу хруст, смотрю, палец Абдулова как-то неестественно вывернут, – описывал «турнир» актер Владимир Долинский, сыгравший пастора. – Я ему говорю: «Кажется, он тебе его сломал. Не кажется, а точно», – отвечает Абдулов. Как потом ругался Захаров! Александру наложили незаметный гипс, с ним он продолжил съемки. Но на этом его приключения не закончились. Прямо на съемках Абдулов еще и палец на ноге умудрился сломать». На самом деле палец на руке актер все-таки не сломал, а вывихнул.
Олень безрогий и другие звери
Один из самых запоминающихся моментов приключений барона Мюнхгаузена – история про оленя с цветущим вишневым деревом вместо рогов. Когда съемки дошли до эпизода с оленем, выяснилось, что настал сезон, когда эти животные уже сбросили свои рога, поэтому бутафорию крепить просто не к чему. Вот тут команде пришлось поломать голову.
«Пробовали снимать чучело, но у него были пустые глаза. Тогда прибегли к комбинированной съемке. На зообазе студии «Центрнаучфильм» нашли марала, которого можно было выдать за оленя, задекорировали решетку вольера под лес, положили дерн. Выпустили марала, а он вместо того, чтобы пройти перед камерой, начал кататься по земле. Тогда мы решили попробовать приманить марала лакомством. Сработало», – рассказывал оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович.
Еще одна техническая сложность возникла в эпизоде, когда слуга Мюнхгаузена смотрит в подзорную трубу и, когда видит подлетающих уток, дает барону знак. Тот стреляет в дымоход, и из камина выпадает жареная утка. «По задумке слуга должен был увидеть в трубе уток, летящих на него. Когда мы стали искать в фильмотеках такой пролет, нашли множество кадров, где утки улетают от камеры, а чтобы они летели в другую сторону – ни одного, – отмечал Якубович. – Пришлось устроить киноохоту на уток и гонять их в сторону камеры. А еще в съемках фильма участвовал медведь – по сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы зверь шел в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой – когда по ней стучали, медведь шел на знакомый звук».
Тот самый Мюнхгаузен
Автором сценария стал Григорий Горин. При написании он ориентировался на сюжет сказки Рудольфа Эриха Распе, в которой рассказывалось о приключениях барона Мюнхгаузена. (1785 год). Все действия в кинокартине происходят в Германии. Фильм Тот самый Мюнхгаузен состоит из двух серий.
Актерский кастинг
На роль коварного Мюнхгаузена режиссер хотел пригласить талантливого актера Олега Янковского, хотя остальные члены съемочной команды считали, что актер не подходит для съемок по возрастной категории, потому что годится барону в сыновья. Самым тяжелым стал выбор актрисы на роль Марты. Марк Захаров хотел, чтобы ее сыграла Татьяна Догилева, но ее не взяли руководители «Мосфильма». Они еще долгое время выбирали кандидатуру, в итоге остановившись на Елене Кореневой.
Интересные факты
Елена Коренева в своем интервью призналась, что накануне проб она узнала о смерти своей подруги. В ее лице была скорбь и боль. Актриса считает, что именно поэтому ее пригласили на роль Марты.
В фильме Тот самый Мюнхгаузен есть сцена, где Мюнхгаузен сидит за столом с Якобиной и пастором. Перед съемками эпизод решили отрепетировать. Владимир Долинский, сыгравший пастора, рассказал, что специально с утра не завтракал, чтобы накинуться на все деликатесы. Режиссера приятно удивил такой аппетит, и он попросил заново накрыть стол, чтобы начать снимать сцену. Однако Долинский уже смотреть не мог на все блюда. Тогда ему дали небольшой пакетик для сплевывания еды. Когда камеру наводили на актера, он ел, когда отводили, то сплевывал.
Приглашенные гости
В съемках фильма Тот самый Мюнхгаузен участвовал каскадер из Германии со спортивным телосложением. В перерыве к нему подошел Абдулов и предложил посостязаться на пальцах. В итоге актер услышал хруст в своем указательном пальце. Долинский спросил, не сломан ли палец, на что Александр утвердительно кивнул. Когда об инциденте узнал режиссер, он был очень зол и сильно ругался. Абдулову пришлось продолжить съемки с гипсом, который зрителям был незаметен.
Исполнить роль бургомистра пробовался актер Валентин Гафт. В некоторых эпизодических сценах были задействованы немецкие актеры и местные жители. Олег Янковский случайно изменил смысл своей реплики в финальной сцене. Она прозвучала так: «Умное лицо еще не признак ума». Не обошлось в кинокартине без ошибок. Так, когда пастор читал молитву и проходил от одного окна к другому, зрители увидели современную розетку 220В.
Скорее жив, чем мёртв: каким получился спектакль МХТ с Хабенским в роли Мюнхгаузена
16 и 17 октября на основной сцене Московского художественного театра имени А.П. Чехова сыграли долгожданную премьеру спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Режиссёр Виктор Крамер в соавторстве с Константином Хабенским (он же исполнитель главной роли) написал пьесу, в которой переплелись вымышленные и реальные события из жизни двух Мюнхгаузенов — человека и литературного персонажа. Это история о последнем дне жизни Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена из Боденвердера, возле смертного одра которого собралась вся семья. Но барон оказывается скорее жив, чем мёртв…
Нынешний год для Мюнхгаузена — юбилейный. В 1781-м на страницах немецкого журнала «Путеводитель для весёлых людей» появились первые 16 историй о бароне. Их опубликовали под псевдонимом «М-Х-Г-Н». Но, безусловно, истинную славу этому персонажу принесла выпущенная в 1785 году книга Рудольфа Эриха Распе.
Авторы спектакля ловко создают компиляцию из нескольких источников о приключениях Мюнхгаузена, переплетая между собой литературный и документальный материалы. Не обошлось и без культового фильма «Тот самый Мюнхгаузен».
Так, например, вторая жена барона (в реальной жизни это была 17-летняя вертихвостка, изменявшая 75-летнему мужу), носит имя Марты (Надежда Жарычева). Есть здесь и его взрослый сын (Павел Филиппов), и любовник первой жены (Артём Волобуев), и герцог (блестящая комедийная роль Александра Усова). Собственно, они все и составляют ту самую «семью», которая собралась, чтобы проводить в последний путь известного, но такого проблемного родственника.
Место действия — погост. Это только кажется, что на накренённом вращающемся помосте-айсберге находятся разрозненные части дома и его интерьера: дверь, окно… Но многочисленные спинки от железных кроватей, словно могильные кресты, торчащие столбы — суровые надгробия, шкаф, утонувший в полу — деревянный гроб. Здесь траур. Мюнхгаузен, на которого обрушился построенный им мост, при смерти. Но стоит только появиться в этом пространстве письму от писателя Распе, а следом и авторским экземплярам книг о похождениях барона, как «покойник» неожиданно приходит в себя.
Его агония будет длиться ровно столько, чтобы хватило прожить снова все свои невероятные приключения. «Любящая» семья не будет спорить с умирающим (их ждёт завещание) и подыграет: кто-то окажется половинкой доблестной лошади, кто-то — спасённой от медведей пчелой.
Первое действие проходит статично и достаточно мрачно (атмосфера похорон как-никак). Но оно даёт нужный разбег для настоящего полёта (и это не фигура речи!), который случится в финале второго действия. Зрителей ждёт настоящее театральное чудо в духе барона Мюнхгаузена.
Жанр спектакля определить сложно. Комическое здесь переплетается с лирическим, а трагическое оборачивается фарсом. Константин Хабенский, безусловно, играет роль своей мечты. Он абсолютно органичен и свободен в образе барона.
«Мой Мюнхгаузен, возможно, более жёсткий, более реалистичный. Это человек, который чуть больше оторван или пытается оторваться от действительности, создавая свою альтернативную реальность», — говорит актёр.
Но, по словам Хабенского, и его герой, и сам спектакль, вероятно, будут меняться: «Всё зависит от реакции зрителей, которая может внести корректировки и поможет нам ответить на вопрос: правильный ли вектор движения мы выбрали. Самое главное — заручиться поддержкой и доверием зрителей».
Кто-то увидит в спектакле сатиру на день сегодняшний, конфликт человека и общества, кто-то — трагическую судьбу одинокого человека, который раскрашивает жизнь в буйные краски своей неукротимой фантазии. Но живой Мюнхгаузен никому не нужен: людям нужна легенда, миф, приносящий доход.
Кристина Бабушкина, исполнительница роли баронессы Якобины фон Дунтен — первой жены Мюнхгаузена — говорит ещё об одном очевидном плане этой истории: «Для меня лично эта история, как бы банально это ни звучало, — про любовь. Про любовь к ребёнку, про любовь к бывшему мужу, про эгоистическую любовь к себе самой».
Какую историю увидит зритель — зависит только от него. Ведь Мюнхгаузен у каждого свой! И, как говорил сам барон, «это не факт. Это гораздо больше, чем факт. Так оно и есть на самом деле».
Где на самом деле снимали фильм «Тот самый Мюнхгаузен» и в чём его особенности
Марк Захаров был режиссёром в первую очередь театральным. Почти все его фильмы напоминают именно театр. Кому-то это нравится, кого-то раздражает.
Но давайте посмотрим на не самый театральный фильм режиссёра и узнаем, где и как снимался «Тот самый Мюнхгаузен».
«Улыбайтесь, господа», — говорил Мюнхгаузен голосом Янковского и улыбаться зрителю, действительно, приходится — барон любил пошутить.
Янковский в роли Мюнхаузена
Фильм начинается с натурных съёмок. Замок, который мы видим на фоне, находится в городе Вернигероде, это в Германии, в то время — ГДР. Именно здесь Захаров и снимал свой фильм.
Граница между ФРГ и ГДР проходила совсем недалеко. Например, город Гослар, который находится в 30 километрах от Вернигероде, уже был в ФРГ.
Кстати, настоящий барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен родом был как раз из Германии, из городка Боденвердер в ста с небольшим километрах от места съёмки фильма и, говорят, был прекрасным рассказчиком небылиц.
Улочки города Вернигероде
В отличие от фильма «12 стульев», который Захаров отснял полностью в павильонах «Мосфильма», — «Мюнхгаузен» максимально отдалён от театра — значительная часть сцен тут сыграна на свежем воздухе.
Мюнхгаузена сыграл Олег Янковский. Марк Захаров отмечал, что Олег — не только хороший актёр, но ещё и немного режиссёр. Он может что-нибудь додумать или сочинить.
Так вышло и в этом фильме. Янковский изменил суть финальной фразы. Вместо «Серьёзное лицо ещё не признак ума» актёр произнёс: «Умное лицо ещё не признак ума». Возможно, он просто оговорился, но акценты изменились.
С Янковским, кстати, режиссёр познакомился в театре.
Несмотря на то что в фильме много натурных съёмок, всё равно в «Мюнхгаузене» ощущается рука именно театрального режиссёра — многие сцены наполнены условностями, которые привычно воспринимаются в театре и удивляют в фильме.
Мюнхгаузен сбивает утку с яблоками
Тем не менее помимо ГДР съёмочная труппа поработала и на натуре в Москве. Но сняли тут всего лишь одну сцену — поединок на шпагах.
Эта сцена была снята на усадьбе Усачевых-Найденовых по адресу Земляной Вал, 53. Кстати, там же снимали сцену из фильма «Покровские ворота».
Эту сцену снимали уже в Москве
Почему одну сцену пришлось снимать в Москве, тогда как весь фильм был отснят совсем в другом месте? Причин у такого в мире кино может быть множество: например, эпизод получился неудачным и его пришлось переснимать уже после возвращения или у режиссёра просто не получилось отснять эту сцену, будучи в ГДР. График съёмок у киношников обычно расписан жёстко и если что-то не снял — второго шанса в том же месте может не быть.
И это тоже Москва
За основу своего фильма Захаров взял спектакль, правда сильно его переделал. Назывался спектакль «Самый правдивый» и поставил его Григорий Горин для театра Советской армии. В главных ролях — Владимир Зельдин и Людмила Касаткина.
Актёров Захаров заменил на своих. Янковский тогда играл Ленина в спектакле Захарова «Революционный этюд» и уже снимался у режиссёра в «Обыкновенном чуде». Григорий Горин, автор спектакля, был против Янковского — ему казалось, что актёр не впишется в роль.
Но для Янковского роль в этом фильме стала одной из лучших работ, его барон — не просто рассказчик баек, а, скорее, человек, который не вписывается в систему. Но он и не хочет в неё вписываться, предпочитая до конца оставаться самим собой.
|Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена|
НОЯБРЬ
«…Поверьте мне, почтенные господа, умные люди любят дурачиться… Пьеса написана Виктором Крамером при участии Константина Хабенского. Примечание от авторов: «Питательной литературной средой для наших Врак стали несколько главных источников: реальная жизнь барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена; сами рассказы барона, частично записанные, частично сочиненные Рудольфом Эрихом Распе и немецким поэтом Готфридом Августом Бюргером; труды Карла Лебрехта Иммермана и Генриха Теодора Людвига Шнорра, которые тоже посвятили свои произведения нашему герою. Также в пьесе использованы имена персонажей сценария Григория Горина Тот самый Мюнхгаузен». Виктор Крамер: «В нас велика тяга к тому миру, который подчинен не политике, быту и социуму, а фантазии, ибо это помогает выжить в мире раздирающих нас проблеми неустроенных судеб, в том, что происходит вокруг. Завиральные истории барона Мюнхгаузена – его попытка уйти от реальности, в которой он ничего не мог поменять. Генеральный спонсор спектакля Партнёр спектакля — Международное общество «Рыбаки & Охотники».
|