прибылов павел петрович биография
Повысить роль общественности в нашей жизни
Прибылов Павел Петрович, председатель совета директоров ГК «Фармацевт». Родился 4 июля 1965 года в г. Ереване. В 1992 году окончил факультет правоведения Ереванского государственного университета по специальности «Юриспруденция». С 1996 г. — член Ростовской областной коллегии адвокатов. С 2001 года возглавляет совет директоров ГК «Фармацевт», являющейся лидером фармацевтической отрасли ЮФО и входящей в категорию крупнейших отечественных дистрибьюторов. В 2002 году окончил Академию национальной экономики при Правительстве Российской Федерации. Член Политсовета Ростовского—на-Дону местного городского отделения ВВП «Единая Россия», председатель комиссии по взаимодействию с общественными объединениями.
Комиссия по взаимодействию с общественными объединениями при Ростовском Политсовете партии «Единая Россия» — новое и прогрессивное направление деятельности единороссов по включению потенциала гражданского общества в разработку и внедрение социально значимых программ и инновационных проектов, направленных на ускорение социально-экономического развития донской столицы и области, способствующих созданию достойных условий реализации личности человека и гражданина, его прав, свобод и законных интересов. Поэтому неудивительно, что его поручено было возглавить Павлу Прибылову, человеку высокообразованному, состоявшейся личности и успешному профессионалу в возглавляемом им бизнесе. В комиссию вошли известные и уважаемые в городе люди: члены Политсовета и депутаты Ростовской городской Думы Сергей Быченко (старший преподаватель кафедры конституционного права ЮФУ, юр. факультет), Станислав Затонский (зав. отделением терапии ЦГБ), Виталий Лазарев (зав. филиалом № 7 Ростовского отделения коллегии адвокатов) и Николай Кузнецов (ректор РГЭУ «РИНХ»).
Эта комиссия стала эффективным органом в деле постановки и реализации ряда задач в жизни города, которые были сформулированы в специально разработанных на основании партийных документов и положительного опыта деятельности российских регионов по взаимодействию различных партий, органов государственной власти и муниципальных образований с институтами гражданского общества — Положении, Регламенте и Концепции деятельности Комиссии. Целенаправленная и системная координация деятельности исполкома Ростовского городского отделения «Единой России» с городской Думой, органами местного самоуправления Ростова и общественными объединениями, осуществляемая на основе этих документов, прежде всего, направлена на проведение единой политики, эффективное развитие и становление городских институтов гражданского общества, гуманизацию общественных отношений, решение социально-правовых вопросов горожан.
Постоянно находясь в общении с представителями общественных объединений и различных институтов гражданского общества, члены Комиссия разрабатывают мероприятия в целях содействия развитию долгосрочных проектов и программ, направленных на создание стабильной социально-политической и экономической обстановки в г. Ростове-на-Дону, и уделяют внимание решению разовых вопросов, возникающих в общественных организациях.
Так, на первом заседании Комиссии, в сентябре 2009 года, обсуждался большой круг вопросов: проблемы взаимодействия общественных объединений и органов власти донской столицы, в том числе пагубность отсутствия переговорной площадки для проведения рабочих встреч. Отсутствие достоверной информации о реально работающих общественных объединениях, направлениях их деятельности, контактной информации о местах расположения и средствах связи также, по мнению участников заседания, является существенным негативным фактором, влияющим на развитие и становление городских институтов гражданского общества. Много вопросов вызывает работа с волонтерами. Общественные объединения, прежде всего по смыслу своей организационной формы, состоят из волонтеров. Но, многие организации не имеют даже представления о том, как юридически правильно оформить деятельность волонтера и стимулировать такой востребованный и необходимый для общества труд. Как обществу и, особенно, государственным структурам научиться уважать труд волонтеров, и помогать им развивать и совершенствовать направления социально значимой деятельности. Поднимались вопросы консультирования как юридического, так и по ведению бухгалтерского учета и сдачи отчетности в налоговые органы. Высказывались сожаления, что СМИ не очень охотно работают с общественными объединениями на безвозмездной основе, а, как правило, средств на оплату их услуг у общественных объединений нет.
Председателем Комиссии Павлом Прибыловым были тщательно изучены все вопросы, поставленные общественными объединениями на этом заседании, и сделан ряд шагов по их решению. С января 2010 года четыре общественные организации смогли в городской партийной газете рассказать о своей деятельности. Решен вопрос о ежеквартальных встречах общественных организаций с членами Комиссии, представителями муниципального образования, СМИ, различными органами и организациями на базе РГЭУ «РИНХ». Собираются и систематизируются сведения об общественных объединениях для издания справочника, который будет способствовать предоставлению более эффективных возможностей для реализации их уставной деятельности. Решается вопрос о создании странички на сайте городского Политсовета партии «Единая Россия». Создан электронный адрес Комиссии komis00rostov-er@mail.ru. Работает телефон: куда общественные организации могут обратиться с предложениями, и получить правовую консультацию по видам своей деятельности. В рамках деятельности Комиссии выработан пакет документов о волонтерской деятельности, подготовлены материалы по объявлению конкурса по результатам работы волонтеров общественных объединений за 2010 год.
Разрабатываются документы по муниципальному гранту, общественной экспертизе.
Многие общественные организации принимают активное участие в различных мероприятиях областного и федерального уровня. Опыт деятельности таких организаций изучается и систематизируется Комиссий с целью применения наиболее приемлемых форм деятельности на территории города. Так, ряд общественных организаций в феврале 2010 года в ГУФСИН России по Ростовской области принимало участие во встрече с В.В.Борщевым, председателем правления Фонда «Социальное Партнерство», членом Научно-Консультативного совета при Генеральном прокуроре России, руководителем секции правоохранительных органов Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека РФ и Л.В. Волковой, президентом Фонда «Социальное Партнерство», членом Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека РФ. Результатом данной встречи стала инициатива по планированию и проведению ряда мероприятий Комиссией, общественными объединениями и Общественным советом при ГУФСИН России по Ростовской области, в частности объявление акции по сбору книг для лиц, содержащихся в учреждениях этого ведомства.
Председатель Комиссии Павел Прибылов уверен, что развитие институтов гражданского общества в городе Ростове-на-Дону — сложный и трудоемкий процесс, но очень перспективный и значимый для стабилизации социально-экономической составляющей городской жизни, декриминализации общественных отношений, борьбы с коррупцией, инновационного развития многих городских сфер жизнедеятельности наших сограждан.
«Будем инвестировать в развитие розницы»
Владелец ГК «Фармацевт» Павел Прибылов — о неоднозначном влиянии пандемии на продажи и планах развития аптечной сети
Ростовская группа компаний «Фармацевт», развивающая сети «Социальная аптека» и «Нектар» и занимающая 1% российского рынка, к концу года намерена увеличить число точек продаж в 1,5 раза. По словам ее владельца Павла Прибылова, группа также будет инвестировать в развитие онлайн-продаж. Еще одно направление — выпуск средств индивидуальной защиты, по словам предпринимателя, пока не оправдывает ожиданий.
Владелец ГК «Фармацевт» Павел Прибылов
Владелец ГК «Фармацевт» Павел Прибылов
— В начале пандемии вы инвестировали в выпуск медицинских масок. Как работа со средствами индивидуальной защиты (СИЗ) сказалась на финпоказателях компании по итогам 2020 года?
— Выручка группы, по нашим предварительным подсчетам, увеличилась на 10–15%, до 31–32 млрд руб. Но влияние продаж СИЗов было минимальным. «Фармацевт» производит маски уже около 10 лет. Когда весь мир заговорил о COVID-19, мы приняли решение увеличить их выпуск. В феврале прошлого года провели модернизацию, нарастили объем производства с 10 тыс. до 60 тыс. изделий в сутки (объем выпуска медицинских масок в Ростовской области по итогам 2020 года — 25 млн штук.— “Ъ-Юг”). Вложили несколько десятков миллионов рублей.
Занялись этим в том числе по просьбе властей: СИЗы срочно понадобились в фазу острого дефицита. В первые месяцы мы по сниженной, социальной цене обеспечивали лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ.— “Ъ-Юг”) на Юге России. Продавали их в пять-семь раз дешевле, чем некоторые другие поставщики.
Наша маржа при производстве медицинских масок не превышает 20%. Себестоимость с начала пандемии выросла более чем вдвое. Ажиотажа вряд ли можно ждать снова: предложение на рынке давно превышает спрос
Работать в начале пандемии было непросто: на рынке появилось много новых игроков, сырье дорожало, были перебои в поставках. Ввоз импортных масок, зачастую дешевых и некачественных, никто не ограничивал. В итоге мы потратили много сил и практически не заработали.
Сегодня мы торгуем медицинскими масками, шапочками и бахилами собственного производства, а также средствами защиты других компаний. Совокупно их доля в общем объеме реализации не более 3%.
— В бизнес-планах масочных производств сегодня указывается норма прибыли на уровне 100% при нормальном спросе и в пять-семь раз больше — при ажиотажном. Как это соотносится с действительностью?
— Наша маржа при производстве не превышает 20%. Себестоимость с начала пандемии выросла более чем вдвое. Конкуренция между производителями очень высока. Что касается ажиотажа, его вряд ли можно ждать снова: предложение на рынке давно превышает спрос. Цены на маски пошли вниз.
— Как скажется на рыночной ситуации запрет на импорт медицинских масок, введенный федеральным минпромторгом в конце декабря и действующий до 2022 года?
— Этот шаг уже мало что изменит: текущая ситуация обусловлена тем, что отечественные компании успели значительно нарастить производство, а не активностью иностранных поставщиков. В последние месяцы мы вынужденно уменьшили объемы выпуска СИЗов: сбыта в необходимом объеме не было. Пришлось решать, работать ли на склад. Сейчас у нас есть переходящий запас масок, около 1,5 млн штук. Это примерно трехмесячный объем продаж компании. Главные каналы сбыта сегодня — продажи организациям, которые выдают СИЗы своим сотрудникам, и продажи через нашу аптечную сеть.
— Пандемия помогла нарастить продажи вашим аптечным сетям «Социальная аптека» и «Нектар»?
— На продажи влияло, скорее, не само распространение COVID-19, а околопандемийные явления. Когда появилась информация о вирусе, люди запаниковали. В марте страх заставил их сформировать домашние аптечки с препаратами, которые, как предполагалось, помогут в лечении коронавируса. Мне кажется, лекарства скупали почти как гречку.
Дополнительные всплески продаж случались и позднее — при появлении в аптеках дефицитных препаратов.
Изменение спроса было волнообразным, особенно в первом полугодии. Например, в марте рост продаж достигал 30%; в апреле и мае, в период локдауна, они снизились на 40%. Затем падение компенсировал прирост продаж, и в итоге мы немного превысили показатель выручки 2019 года.
— Вы планируете развивать розничную сеть в 2021 году?
— Да, мы готовы развиваться в регионах в европейской части России, вплоть до Москвы и Московской области, исключая эти два рынка. Сейчас компания присутствует в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Волгоградской области, Кавминводах, Воронежской и Белгородской областях. Будем инвестировать в развитие розницы, нашей аптечной сети; у компании есть вполне конкретный план.
Намеревались начать еще во втором полугодии прошлого года, но срок реализации инвестпроекта пришлось сдвинуть. С 1 июля в России планировалось запретить оборот немаркированных лекарственных средств. Предполагалось, что ужесточение контроля усложнит жизнь маленьким игрокам: таким аптекам станет тяжело, и им придется искать способ выжить — объединяться в фармсоюзы, либо продаваться крупным игрокам. Изменение рыночной структуры неизбежно.
Но при внедрении системы маркировки возникли сложности технического плана. Из-за этого примерно 12 млн упаковок препаратов не удавалось вывести на российский розничный рынок, ввести в оборот, они оставались на складах. Помимо естественного дефицита возник искусственный; вопрос в итоге решался на уровне Михаила Мишустина. И он разрешил временно отпускать товар без сканирования. Это отсрочило момент начала строгого следования правилам.
— В федеральном рейтинге Vademecum «топ-200 аптечных сетей по итогам первого полугодия 2020 года» объединенная сеть «Социальная аптека» и «Нектар» заняли 17-ю строчку с долей рынка на уровне 1%. В сети, по данным издания, 481 аптека; выручка — 7,3 млрд руб. Каков целевой показатель?
— У нас около 500 аптек; к концу года их должно стать в 1,5 раза больше. В открытие одной аптеки мы вкладываем до 6 млн руб. Для развития сети компания использует средства, занятые у собственника. Банковскими кредитами мы не пользуемся. Единственный продукт, который нас интересует, — гарантии.
Мы также проводим реструктуризацию в розничном подразделении. Для конечного потребителя изменится очень многое. Наши главные цели — дать ему лучшие цену и сервис.
— Насколько остра сегодня конкуренция со стороны других крупных участников рынка, в частности созданной в 2017 году «Магнит аптека»?
— Конкуренция остается жесткой и продолжает усиливаться. Но ни один игрок не «делает» рынок в одиночку. Конечно, «Магнит-аптека» влияет на других участников, хоть эта сеть и появилась сравнительно недавно. Она создает дополнительное напряжение — и в точках присутствия, и в нашем сегменте на рынке труда.
— Вам поступают предложения о продаже аптек лидерам российского рынка?
— Поступают. Но продажа розничной сети осложнит работу нашего фармпроизводства. Собственная сеть — самый легкий и короткий путь на рынок для препаратов, которые мы выпускаем. Каждое предприятие группы, по сути, автономно, но глубинные связи между направлениями все же сохраняются.
— Вы связываете перспективы с онлайн-продажами?
— Безусловно. Этот канал в России стремительно развивается. Только в прошлом году онлайн-продажи оказались близки к 100 млрд руб. Это 9–10% всего объема рынка. Пандемия дала толчок к развитию этого канала. На розничный рынок фармпрепаратов также влияет выход нового серьезного игрока — ресурса Сбербанка eapteka.ru. Развитие сегмента и дальше будет быстрым. Направление онлайн-продаж есть в сети «Социальная аптека», но пока не в том виде, в котором мы хотим. Поэтому сейчас мы занимаемся трансформацией. Стратегия готова, вопрос теперь в инвестициях и во времени.
— Компания работает с вакциной против ковида?
— Да, мы стали единственной коммерческой структурой в регионе, которая имеет с ней дело. Но речь пока не о продаже, а о приеме, хранении и отпуске. Поскольку у ГК есть вся инфраструктура для хранения и отпуска вакцин, возможность сохранять холодовую цепь и соблюдать прочие условия, мы оказываем региональному минздраву услуги хранения и транспортировки. С недавних пор в перечень вакцин, которые проходят через нас, вошел препарат для защиты от ковида. В коммерческом обороте этой вакцины сейчас нет. Она поступает в регион и расходится по разнарядке минздрава в те учреждения, которые необходимо защитить прежде всего: в ЛПУ, воинские части, полицию и к другим группам населения, которые относятся к группам повышенного риска. Если она появится в коммерческом обороте, то мы, вероятно, будем ею заниматься.
— Когда это может случиться? Планируете ли вы продавать зарубежные аналоги, в частности вакцину Pfizer?
Что касается зарубежных вакцин, я считаю, что у человека при наличии финансовых возможностей должен быть выбор. Чтобы препарат иностранного производства стал доступным на территории нашей страны, попал в коммерческий оборот, он должен пройти регистрацию. Это довольно сложная и затратная процедура как с финансовой, так и с временной точки зрения.
Вакцина Pfizer еще не зарегистрирована в России, и в этом году компания не планирует ее регистрировать: об этом она объявила официально. В следующем году все будет зависеть от развития ситуации и от того, хватит ли производителю мощностей. И, конечно, от того, будет ли российский рынок концерну интересен.
— Как еще вы можете заработать при условии, что вакцинацию оплачивает государство?
— Мы как дистрибутор участвуем в аукционах при закупке вакцин. В основном такие закупки осуществляются государством централизованно, напрямую у производителей и без нашего участия — для всех групп населения, которые оно защищает. Но бывает так, что на уровне отдельных регионов закупленных вакцин оказывается недостаточно. На средства региональных бюджетов вакцины можно докупить: используя ФЗ-44. В этом случае объявляется аукцион, где определяющей является низкая цена. Мы становимся участником конкурса, на общих условиях. Иногда выигрываем, иногда нет. Это обычная рыночная история.
— ГК «Фармацевт» как дистрибутор фармпрепаратов скорее выиграл от пандемии или проиграл?
— Мы неплохо сработали в этот кризис. Компания оказалась в списке системообразующих предприятий — мы обязаны были продолжать работу. Сыграл роль и рост продаж в бюджетном сегменте. В рамках госконтрактов заказчики стремились в начале пандемии и в период локдауна выбрать как можно большее количество препаратов и другой продукции. В определенный момент можно было увидеть рост отгрузок на 50%. Заказчики, вероятно, опасаясь дефицита и учитывая другие риски, затаривались не в плановом порядке: они старались выбрать как можно больше продукции. Провалов, в отличие от розничного рынка, в течение года не было.
— Изменился ли объем выпуска ваших препаратов для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями?
— Мощность нашего производства — 500 млн таблеток в год. Оно все еще загружено слабо: объем выпуска — 20 млн таблеток в год. Сейчас мы производим только аторвастатин для снижения уровня холестерина в крови. Весной на производстве были сложности: нарушились цепи поставок, с сырьем были проблемы. Это обернулось снижением объема производства, недовыпуском.
К аторвастатину для лечения пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы мы в конце прошлого года добавили метформин — препарат для снижения уровня инсулина. Его производство началось в четвертом квартале. Но у регулятора возникли вопросы, и пока мы приостановили выпуск.
— Вы думали о том, чтобы начать на своих мощностях выпуск препаратов для сторонних заказчиков?
— Теоретически, мы можем производить продукцию и по такой схеме; до пандемии вели переговоры. Но когда началось распространение коронавируса, они приостановились. Кроме того, кадровый вопрос стоит довольно остро. Также нужно учитывать, что после достижения договоренности с заказчиком проходит много времени, прежде чем начнется фактический выпуск препарата. Это процесс, сложный технически и технологически. Нужно многое перестраивать, задействовать многих специалистов.
— Вы использовали льготные кредиты и другие меры поддержки для компаний из отраслей, пострадавших в пандемию?
— Да, мы получили льготный кредит на выплату зарплат сотрудникам. В общей сложности потребовалось чуть менее 100 млн руб. Это хорошая, действенная мера. Соблюдаем все условия, сохранили 100% персонала. Сейчас идет период наблюдения. Надеемся, что в итоге нас признают соответствующими всем требованиям, и возвращать средства компании не придется (при соблюдении всех условий, кредит вместо предприятия гасит государство.— “Ъ-Юг”).
— Каковы стратегия компании и план на этот год?
— В годовой план заложен рост финансовых показателей. Но если смотреть объективно, главная задача — сохранить все то, что мы имеем. Именно в этом в период пандемии будет заключаться успех такой компании, как наша. Будем действовать, учитывая главный тренд последнего времени — усиление курса на импортозамещение.
Беседовала Елена Шепелева
Личное дело
Павел Петрович Прибылов
Родился 4 июля 1965 года в г. Ереване. В 1992 году окончил факультет правоведения Ереванского государственного университета по специальности «юриспруденция»; в 2002 году — Академию национальной экономики при правительстве Российской Федерации. Параллельно с учебой в ЕГУ работал на Ереванском витаминном заводе: сначала рабочим, затем — юристконсультом. Переехал в Ростов в 1992 году. В 1993 году создал ТО «Фармацевт», занимавшееся контрактным производством фармпрепаратов из давальческого сырья, а также их продажей. С 2001 года — глава совета директоров ГК «Фармацевт». В 2008 году основал Благотворительный фонд Николая Чудотворца, помогающий детям с тяжелыми заболеваниями и инвалидностью, нуждающимся семьям и пожилым людям.
Company profile
Группа компаний «Фармацевт»
Первое предприятие ГК «Фармацевт», ТО «Фармацевт», создано в 1993 году. Сегодня основные подразделения — одноименное ЗАО (профиль — дистрибуция фармпрепаратов, расходных материалов и средств защиты) и аптечные сети «Социальная аптека» и «Нектар». Аптеки группы работают в регионах ЮФО, СКФО и ЦФО; по данным Vademecum, их доля на российском рынке — 1%. Также в составе группы — ООО «Фармацевт» — завод по выпуску лекарственных препаратов мощностью 500 млн таблеток в год и производство средств противовирусной защиты. По собственным данным ГК, консолидированная выручка ее компаний в 2019 году составила 28 млрд руб., данные о чистой прибыли не раскрываются.
Прибылов Павел Петрович
Прибылов Павел Петрович | |
Дата рождения: | 04.07.1965 |
Место рождения: | Ереван |
Краткая информация: Председатель совета директоров ГК «Фармацевт». Благотворитель и меценат |
Содержание
Биография
Родился 4 июля 1965 года в г. Ереван Армянской ССР.
В 1983-1985 гг. – служба в рядах Советской Армии.
В 1986-принят на работу в качестве аппаратчика на Ереванский витаминный завод.
В марте 1990г. – переведен на должность начальника отдела снабжения Ереванского витаминного завода, в октябре этого года был назначен юрисконсультом завода.
В 1992 году окончил факультет правоведения Ереванского государственного университета по специальности «Юриспруденция».
В 1991-1993 гг. – юрисконсульт ТОО «ЮРВИК», г. Ереван.
В 1993-1998 гг. – директор ТОО «Фармацевт», г. Ростов-на-Дону.
С 1996 года по настоящее время-член Ростовской областной коллегии адвокатов.
В 2002 году окончил «Академию национальной экономики при правительстве Российской Федерации».
Является членом партии «Единая Россия». Член Ростовского-на-Дону политического совета партии «Единая Россия», председатель комиссии по взаимодействию с общественными объединениями при Ростовском-на-Дону политсовете партии «Единая Россия».
В марте 2008 года создан Благотворительный фонд «Прибылова П.П. по оказанию помощи нуждающимся», который оказывает адресную поддержку, пенсионерам, инвалидам ВОВ, участникам боевых действий в Чеченской Республике, в Афганистане, детям – инвалидам, частным приютам, домам ребенка и другим фондам и организациям.
«Если маржа превышает 10% — это счастье»
По словам Павла Прибылова, председателя совета директоров ГК «Фармацевт», развивающей сеть «Социальная аптека» — крупнейшую в регионе, — компания работает с минимальной наценкой. Эффективность модели стала особенно заметна в кризис. В первом полугодии сеть «Социальная аптека» довела выручку до 4,4 млрд руб., увеличив этот показатель на 85%.
N: — По данным специализированного издания Vademecum, в первом полугодии 2016 года сеть «Социальная аптека» стала крупнейшей в регионе и 16-й в стране, увеличив выручку почти вдвое — до 4,4 млрд руб. Благодаря чему компании удалось показать такую динамику?
П.П.: — Мы растем в соответствии с планами, и немного помог кризис. Во-первых, все стали считать деньги и искать лучшую цену. Во-вторых, стало проще подбирать площадки: многие съехали, арендодатели стали гибче. Но основа успеха — то, что мы и вправду социальные. Работаем с минимальной наценкой и максимальным сервисом.
Стоимость лекарств растет непрерывно. Но по мере повышения цен производителями препаратов мы увеличиваем розничную стоимость ровно на ту же величину, оставляя собственную наценку неизменной в рублевом выражении и уменьшая в процентном соотношении с общей ценой товара. Это, конечно, значительно сокращает доходность, но заставляет как можно лучше управлять издержками, чтобы «помещаться» в собственный минимум.
N: — Что представляет собой сеть?
П.П.: — У нас 219 аптек и аптечных пунктов, примерно половина работает в Ростовской области. Помимо этого компания представлена в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Волгоградской и Воронежской областях. Основная часть сети — собственные аптеки и аптечные пункты, но есть и франчайзи: на их долю приходится около 20% всех «Социальных аптек». Франшиза появилась примерно 1,5 года назад.
N: — Работаете по традиционной для ретейла схеме: паушальный взнос плюс процент от оборота?
П.П.: — Первоначального взноса нет. Процент от оборота начинаем получать тогда, когда аптека становится прибыльной. До тех пор не очень-то забираем деньги. (Улыбается.) Во франчайзи мы заинтересованы потому, что с их помощью выходим в новые регионы и увеличиваем присутствие там, где уже представлены. Помогаем внедрить партнерам стандарты компании.
В нашей модели аптеки окупаются небыстро: на это уходят годы. Вообще, наш бизнес — низкомаржинальный. Если маржа превышает 10%, для нас это уже счастье. Хотя, например, в Петербурге есть игроки с наценкой, достигающей 30%. Для нас это просто невозможное состояние. Разница объясняется тем, что у каждого участника рынка свое понимание того, как следует вести бизнес, о нормах прибыли, формировании издержек.
N: — Могли бы вы оценить емкость аптечного рынка Ростовской области и долю своей компании?
П.П.: — Розничный рынок региона — это примерно 27 млрд руб. в год. Подсчеты ведут несколько компаний: DSM Group, тот же Vademecum и пр. Наша доля — около 20%. Безусловно, мы намерены ее наращивать, но не столько за счет открытия большого количества новых аптек, сколько за счет роста продаж.
В рейтинге Vademecum по итогам полугодия «Социальная аптека» с 210 учреждениями — на 16-м месте в стране. Следующий в списке — краснодарский «Апрель». Их выручка сопоставима с нашей — 4,471 млрд руб., — а число аптечных учреждений — 462, то есть вдвое больше. Получается, мы на 100% эффективнее. Но мы понимаем, что еще есть возможность увеличивать эффективность.
N: — Есть ли план по расширению сети?
П.П.: — В следующем году мы планируем экспансию в ЦФО. Речь идет о нескольких регионах, исключая столичный. Подробности пока не буду раскрывать. Всего до конца следующего года мы намерены открыть как минимум 60 новых аптек.
На юге население более платежеспособное, но цель — вырасти из региональной в межрегиональную компанию, быть широко представленными в других федеральных округах с высокой плотностью населения.
N: — Каковы вложения в открытие аптеки?
П.П.: — От 3 до 6 миллионов рублей. Основные статьи расхода — непосредственно вложения в открытие объекта, формирование оборотного капитала и расходы на содержание персонала, а также коммунальные платежи — до тех пор, пока объект не начнет покрывать собственные издержки.
N: — Какие требования предъявляете к площадкам?
П.П.: — Рассматриваем разные точки. Анализируем ситуацию, соседей, конкурентов, расположенных неподалеку. Площадь регулируется законодательством: от 60 кв. м для аптечного пункта и от 80 кв. м для аптеки.
Проблемы с подбором площадок существуют, хотя в кризис стало немного проще. Одно и то же помещение могут рассматривать и продавец колбасы, и мы, и салон мобильных телефонов, и много кто еще. Но хороших помещений немного, и стоят они прилично.
Собственные площади, скорее, исключение: обычно мы открываем аптеки в арендованных помещениях.
N: — Какие сети вы относите к числу главных конкурентов? В чем заключаются ваши конкурентные преимущества?
П.П.: — Конкуренты — все. Но в то же время их нет. Звучит странно, но мы действительно так к этому относимся. Стараемся делать свою работу максимально эффективно и качественно и не смотрим постоянно, что делает тот или другой участник рынка. Хотя, конечно, знаем, как работают конкуренты. В отрасли есть общение, мы все контактируем. Генри Форд сказал: «Если вы можете дать рынку наименьшую цену и наилучший сервис, то обречены на лидерство». Мы стараемся этой формуле следовать. У нас не бывает акций, скидок и пр. — цены и так невысоки. В прошлом году «Социальные аптеки» посетило больше 18 млн человек — это число покупок. А в этом году мы вышли на почти такой же показатель только за первое полугодие.
По итогам года мы рассчитываем показать рост выручки на 20–25% и нарастить ее как минимум до 9 млрд руб. N: — Опишите структуру ГК «Фармацевт», в которую входит аптечная сеть.
П.П.: — Помимо розницы у нас есть ЗАО «Фармацевт», которое занимается дистрибьюцией. Основная часть аптек объединена в ООО «Социальная аптека». Направления работают параллельно, большую часть выручки генерирует розница. Кроме того, в ГК есть производство, но сейчас оно простаивает. Речь о ростовском заводе по выпуску сахароснижающего препарата «НовоФормин», запущенном в 2009 году. Его пришлось остановить. Продукт был очень высококачественным и дорогим. Он производился по стандартам GMP, активное вещество бралось очень высокого качества — цена стала неконкурентоспособной. Покупателям важнее всего цена. А мы не приложили достаточных усилий, чтобы донести до них информацию о качестве препарата.
Сейчас завод не действует. Но мы находимся в процессе регистрации нескольких препаратов, выпуск которых намерены наладить на существующей базе.
N: — Это будут лекарства для больных сахарным диабетом?
П.П.: — В том числе, но мы также будем выпускать таблетированные статины — «Аторвастатин» и «Лозартан», — применяемые при лечении кардиологических больных. Приняли решение о выпуске лекарств, которые сегодня импортируются в большом объеме.
Начнем производство, как только пройдем регистрацию и получим удостоверения в Минздраве. Скорее всего, это произойдет в 2017 году. Будем выпускать дженерики. Партнеры в этом проекте — индусы. Мы инвестируем, они привозят технологию. Вложения — десятки миллионов рублей собственных средств. Рассчитываем только на свои силы.
То, что будем выпускать мы, уже продается во многих странах мира. Ничего принципиально нового не делаем. В плане географии продаж ориентируемся на Россию.
Производство интересно потому, что диверсифицированный бизнес — это возможность группировать прибыль и направлять финансовые потоки туда, где они нужнее в данный момент. Это конкурентное преимущество, которое мы используем. Деньги надо где-то брать, под подушкой их нет — мы реинвестируем прибыль в развитие. Банков я боюсь.
N: — То есть не кредитуетесь вообще?
П.П.: — Мне сложно понять, с какой рентабельностью нужно работать, чтобы банкам отдавать долги с процентами. Маржинальность нашего бизнеса, как я уже сказал, очень низкая — стараемся работать без заемных средств. Хотя в глазах банкиров я почему-то выгляжу привлекательно: они все время делают предложения, хотят мне что-то дать. (Смеется.) Но мы пользуемся их услугами минимально: например, берем гарантии, когда участвуем в тендерах.
N: — Речь о конкурсах на поставку препаратов медучреждениям?
П.П.: — В том числе. Мы держимся в российском топ-25 дистрибьюторов лекарственных средств. Продаем только медикаменты. На долю медучреждений в общем объеме приходится процентов 30.
«Фармацевт» работает с разными бюджетами. Среди них — средства ФОМС, программы Минздрава, собственные средства лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ. — N), а также — федерального и регионального бюджетов.
Мы активно работаем с ЛПУ, кроме того, в больших объемах поставляем препараты для вакцинопрофилактики. Например, вся вакцинация от гриппа — это купленные у нас препараты, как и многие другие вакцины. И здесь есть возможности для роста. Например, прошлый год был тяжелым в плане заболеваемости гриппом, в этом Минздрав решил, что привито должно быть как можно большее количество людей.
N: — Будет ли у ЗАО ЗАО «Фармацевт» рост по итогам этого года?
П.П.: — Здесь все как с розницей: делай что должно — и будь что будет. Принцип работы — сервис плюс лучшая цена и логистика на высоком уровне.
N: — Изменилась ли ваша работа с ослаблением рубля?
П.П.: — Накануне кризиса я как раз собирался отойти от дел, выключиться из оперативного управления. Но как только время подошло, стал работать в 10 раз больше. Скажу банальность, но кризис — это возможности.
Как я уже говорил, в этот период мы приросли. Что касается других изменений, стал иначе выглядеть состав поставщиков. Это связано не столько с ослаблением рубля, сколько с курсом государства на импортозамещение. Политика регулятора, а не растущий доллар или падающий рубль задает тренд. Хотя, конечно, все связано.
Доля российских поставщиков ЗАО «Фармацевт» увеличилась с 20–30% примерно до 70%. Под «российскими» мы понимаем любые компании, производства которых расположены на территории страны. В том числе локализованных буржуев. (Улыбается.)
Акценты изменились. Импортозамещение в действии выдавило дорогостоящие препараты и дало карт-бланш тем участникам рынка, которые предлагают самую низкую цену.