орхан сын османа биография кто мать
Султан Орхан Гази, внук Эртугрула
При Орхане были созданы многие условия для превращения небольшого Османского государства в сильную державу. Орханом были завоёваны Бурса, куда он сразу перенёс столицу, Никея и Никомедия, осаждавшиеся ещё при Османе.
Орхан родился в 1288 году (688 году по хиджре), когда его отец Осман Гази взошёл на османский престол. Он был вторым сыном Османа Гази и самым развитым и храбрым среди сыновей султана. Благодаря этим качествам он и стал следующим после своего отца османским правителем.
Орхан рос и воспитывался под особым контролем своего отца султана Османа Гази – основателя Османского государства – и всегда был окружён его заботой и вниманием. Отец с детства готовил Орхана к ответственным должностям и управлению Османским государством.
Должностная карьера Орхана началась со службы в армии. Военные успехи молодого Орхана не заставили долго себя ждать. Ещё во время правления своего отца Османа Гази Орхан играл важную роль в жизни османского государства.
Орхан ещё в молодости руководил осадой крупной византийской крепости. После взятия Бурсы (Брусы) отец отозвал его, приказав немедленно явиться к нему. Вскоре Орхан прибыл к отцу, который к тому времени уже был смертельно болен.
Осман Гази 21 августа 1326 года (21 числа месяца Рамадан 726 года по хиджре) объявил о назначении Орхана своим преемником на престоле Османского государства. При назначении отец оставил Орхану ценное завещание, которое записал османский историк Ашик Аль-Халаби.
В завещании, в частности, было сказано: «Будь снисходителен к тем, кто повинуется тебе. Всегда оказывай благодеяния армии. Не дай шайтану обмануть тебя, полагаясь на свою силу и богатство. Остерегайся отдаляться от людей шариата.
О мой сын! Мы не воюем ради личной прихоти или получения власти для отдельных людей. Напротив, мы живём благодаря Исламу и ради Ислама умрём. Именно это и является, сын мой, тем, чего ты достоин.
О мой сын! Ты ведь знаешь, что наша цель – это довольство Господа миров. Благодаря джихаду свет нашей религии распространится на весь мир. Тогда и Всевышний Аллах будет доволен»
Хотя Орхан и не был старшим сыном Османа Гази, его старший брат ‘Алауддин не стал возражать решению отца, оспаривать его завещание и претендовать на престол Османов. ‘Алауддин поставил интересы государства выше своих личных интересов.
Алауддин не затаил обиду и оставался верным помощником своего брата. Есть даже мнение, что он сам отказался от предложения Орхана разделить государство после смерти отца, но принял его предложение стать первым великим визирем.
Орхан назначил старшего брата садразамом (великим визирем) и поручил ему внутреннюю политику государства. Такой расклад полностью освобождал Орхана от внутренних государственных проблем. Он мог, не думая о них, спокойно заняться расширением территории Османской империи.
Как только Орхан стал правителем османского государства, он первым делом перенёс столицу государства в Бурсу. Это было сделано с учётом важного стратегического местоположения города.
Далее он отправил армию в Малую Азию для завершения ранее начатых им завоеваний. За короткое время османская армия выдворила византийцев из Малой Азии.
Позднее Орхан присоединился к армии и лично возглавил воска во время взятия Никомедии (Измид (тур. İzmid) или Измит) древнегреческого города в Малой Азии.
После падения Измита в регионе не осталось значимого города кроме Никеи (Изника). Два года Орхан Гази осаждал Никею, и наконец-то она пала. Так было покончено с присутствием Византии в Малой Азии.
Завоевание Изника сделало Орхана известным в мусульманском мире. В дальнейшем Измит стал первой верфью и гаванью зарождавшегося турецкого флота.
На завоёванных территориях Орхан Гази очень великодушно и учтиво отнесся к местному населению. Он не запретил никому исповедовать свою религию.
Любой житель вновь присоединённых к Османскому государству земель мог свободно передвигаться не только по территории своей исторической родины, но и по всей территории страны. Итогом такой терпеливой и великодушной политики султана Орхана Гази стало принятие Ислама византийцами.
Учёные того времени, с которыми Орхан Гази советовался во всех касающихся государственной политики делах, издали фетву, которая гласила: «Каждый человек, принявший Ислам вместе со своей семьёй, становится полноправным гражданином Османского государства».
Эта фетва намного облегчила османам в 1336 году (736 году по хиджре) завоевание бейлика Карасы и завладение северо-западной частью Малой Азии.
После завоевания Карасы Орхан двадцать лет не вступал ни в какие военные действия. Это были двадцать лет созидания, порядка, создания регулярной армии, обеспечения полной безопасности внутри государства, строительства мечетей и других общественных заведений.
Орхан не продолжил свои завоевания, хотя с таким же успехом он мог бы намного расширить территорию государства. Напротив этого, он поднимал авторитет власти на вновь присоединённых землях, чтобы они стали неотъемлемой частью Османской империи.
На этих территориях был введён государственный порядок, созданы военные гарнизоны, построены новые учебные заведения, в которых преподавали авторитетные учёные того времени, которые имели отличную репутацию среди народа.
В каждой, даже самой маленькой деревне функционировало медресе, а в каждом городе работал институт, где студенты углубленно изучали грамматику, языки, логику, культуру речи, геометрию, астрономию, толкование Корана, хадисоведение, фихх, акыду и заучивали наизусть Коран.
Орхан Гази строил мечети, медресе, хаммамы, ханы (постоялые дворы) и имареты (благотворительные учреждения, открываемые обычно при мечетях и поддерживаемые на подаяния прихожан).
В имаратах получали пропитание не имеющие средств учащиеся, как и вообще нищие и бесприютные. Имареты существовали почти во всех значительных городах. Сохранились мечети Орхана в Бурсе, Адапазары, Кандыре, Гебзе, Коджаэли.
Орханом было построено первое османское медресе в 1331 году в Изнике. Всего в период правления Орхана было построено 11 медресе, 8 из которых — членами семьи Орхана. Первая гостиница (Эмир Хан или Бей Хан), в которой было 74 комнаты на двух этажах, была построена в Бурсе Орханом.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Жены основателя Османской империи. Кто они?
Осман I Гази был не только выдающимся воином, искусным политиком и талантливым дипломатом, вождь отличался, по описанию очевидцев, и прекрасными внешними данными. Будучи высоким, хорошо сложенным, широкоплечим, с «золотой» кожей мужчиной, он явно должен был пользоваться успехом у женщин своего времени.
Известно, что от него родилось шестеро сыновей и одна дочь, однако количество его жен и наложниц доподлинно не знает никто. Ислам позволяет иметь до четырех жен и не ограничивает количество наложниц. Две известные жены Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун вошли в историю благодаря его потомку Мехмеду II, взявшему Константинополь и объявившему Османский султанат империей.
Для того, чтобы подвести «духовную» базу под родословную османских правителей, в роду должен был быть известный праведник. Таким человеком стал Шейх Эде Бали, родство с ним позволяло считать династию Османа потомками и духовными наследниками известного подвижника ислама того времени. Однако не все было гладко, поэтому легенды и правда переплелись в повествованиях вокруг имен этих женщин – жен Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун.
Легенды о любви, снах, мечтах и подвигах Османа
О любви Османа рассказывает легенда о «Снах Османа», записана она Ашикпашадзе. С момента кончины Османа прошло примерно 160 лет, он в свою очередь ссылается на хроники Яхши Факыха, «Описания подвигов дома Османов до Йылдырым-хана».
Оригиналов этих рукописей не осталось, однако их содержание содержит многие трактаты османских письменных источников более позднего периода. Время жизни Яхши Факых конец XIV столетия и он был сыном имамама служившем при султане Орхане (сыне Османа), соответственно он не мог лично свидетельствовать о ранних годах жизни Османа.
Паоло Веронезе «Султан Осман I»
По легенде Осман полюбил всем сердцем и душою дочь Шейха Эде Бали, но отец не хотел отдавать ему её в жены, потому как род Османа был не таким знатным. Однако Шейх Эде Бали дружил с отцом Османа и с ним самим и часто принимал его у себя в доме. Беседовал о вере, политическом устройстве мусульманских государств и прочих вещах. Шейх Эде Бали был почитаемым у мусульман праведником ислама суннитского направления и одним из лидеров движения ахи (прообраз торгово-ремесленых республик Востока, на подобии Венеции и Генуи).
Однажды Осман спал в доме Эде Бали и ему виделись два сна, в первом сне ему виделось «как полная луна (прообраз дочери шейха), вышла из груди шейха и погрузилась в грудь Османа».
«из союза луны и Османа произрастает большое подобие древа, охватывающее территорию всего мира и в виде опор имеющее четыре горы под своей кроной производило богатые урожаи, великолепные города с источниками чистых вод, берущие начало от рек выходящих из этих гор…Налетевший вихрь сорвал листья древа и понёс в Константинополь, а сам город превратился в драгоценное кольцо которое Осман одел на палец»
Увиденное во снах Осман пересказал Шейху Эде Бали и тот, будучи праведником, истолковал их так, что из союза его дочери и Османа произойдет династия, которая создаст Великую Империю. После чего влюбленные, наконец получили благословение и стали жить вместе и родили сына Орхан–бея, продолжателя Османской династии.
Тема великой любви и долгой борьбы Османа за руку и сердце дочери шейха особенно широко раскрыта в произведении средневековых лириков «Османская мечта». И всё бы хорошо, но летописцы не договорились об имени дочери шейха, и по одним данным её звали Малхун-хатун, а по другим Рабия Бала-хатун. В чем же дело?
Власть, политика, реальность и потомки Османа
Правда, о настоящем положении дел в семейных вопросах Османа, до конца всё же неизвестна. Но благодаря свидетельству византийских летописцев, в частности Пахимера, современным историкам стало понятно, что в угоду идеи союза дочери высокородного праведника и Османа образ Малхун был составлен на объединении двух биографий, реальной матери наследника Османской династии Орхана и дочери Шейха Эде Бали — ещё одной жены Османа, Рабии.
На этапе становления бейлика, как независимого государственного объединения Османа, незнатный потомок простого воина-вождя, владевшего подчиненным уделом, не мог породниться с главами соседних эмиратов, заключив междинастийный союз. Выбирать жен он мог только среди равных ему по статусу мусульман или дочерей наместников соседних византийских территорий.
Статуя Малхун-хатун в Эскишехире / © Basak / ru.wikipedia.org
Брак между христианской и мусульманской знатью тогда был рядовым явлением. Имя матери Орхан–бея, Малхун-хатун более созвучно с именем дочери Умур–бея. Из летописей, уже известного летописца Пахимера, сын Умур–бея участвовал вместе с Османом в его первых военных походах против Византии, что вполне реально объясняет брак с Малхун–хатун как подкрепление военно-политического соглашения между двумя вождями.
Титул же бей – использовался среди военных вождей Малой Азии и означал, что отец и мать Мал Хатун обладали определенным статусом власти. Имеется письменное подтверждение, датированное 1324 годом о передаче неких материальных ценностей на благотворительность, перечисляющего семью Османа, в нём отцом Малхун–хатун назван Умур – бей.
Умур-бей управлял бейликом Умари, к северо-востоку от разрастающихся владений Османа, который позже был полностью поглощен ими. Малхун–хатун пережила мужа, так как её похоронили в семейной гробнице не далеко от могилы мужа в Бурсе. Известно, что сам Осман умер когда Бурсу только взяли и был погребен рядом с отцом в Согуте, а уже позже перезахоронен в Бурсе. Точная дата смерти Малхун-хатун не известна.
Образ одной из жен в сериале «Основание: Осман Гази»
Значительно же позже, когда под властью Османа оказались многочисленные города и встал вопрос о переходе к новой, для Османа, форме социального устройства, он стал руководствоваться советами шейха Эде Бали. И брак с его дочерью укрепил этот, опять же, политический союз.
Эди Бали наставлял Османа по вопросам исламизации племен, но главным образом по организации управления городами, налогообложении и продвижением идей сообщества ахи – одним из руководителей которого он являлся. Именно шейх Эде Бали опоясал легендарным мечом Гази Османа и сподвиг на войну с неверными.
Дочь Эди Бали, которая стала женой Османа, звали Рабия Бала-хатун. Брак состоялся в 1289 году. И она тоже родила ему сына, известного как Алаеддин-бей. Несколько лет до своей смерти она прожила с отцом. Её сын не имел отношение к продолжению династии. Считается, что путаница могла возникнуть ещё и потому, что в некоторых источниках эту жену Османа называли Малхун.
Умерла Рабия в 1324 году в Биледжике и погребена возле гробницы своего отца.
Захоронение Рабии Бала Хатун / © Retrieverlove / ru.wikipedia.org
Воистину, как сказано: «Когда говорят пушки – музы молчат». Зато когда они умолкают, музы принимаются за работу с удвоенной силой. И истории о политических и военных союзах государственных мужей того сурового времени войн и сражений начинают обрастать романтическими легендами и сказочными преданиями о великих откровениях.
Не минула чаша сия и династию Османов. Благодаря усилиям его потомков, турецкая литература позднего средневековья Востока, обогатилась множеством любовных эпосов, описывающих чувства великого основателя династии Османов и его прекрасных жен.
Литература
ОРХАН ГАЗИ
Ещё во времена правления своего великого отца Османа I Орхан играл значительную роль в жизни зарождающегося османского государства. Он возглавлял осаду крупной византийской крепости Бурса (северо-запад Анатолии).
В те времена османское войско состояло из одной лишь конницы и практически не имело осадных машин, без которых штурм хорошо укреплённого города был просто-напросто невозможен. Но научившись осадному делу от дяди своего отца Дюндар-бея, в 1316 г. Орхан Гази окружил Бурсу, заселил окрестности турками и обратил в рабство местных жителей-христиан.
Город держался 10 лет и сдался туркам лишь в 1326 г., в год смерти Османа I. Приняв власть в османском бейлике, Орхан перенёс столицу государства в Бурсу (византийская Бруса). Свою новую столицу амбициозный Орхан мечтал сделать культурным центром всего мусульманского мира: была открыта исламская академия и выстроены великолепные мечети (в академию приезжали учиться студенты из Персии и далекой Аравии).
Орхан был самым младшим из сыновей Османа I. Отец сделал его своим преемником за исключительный талант к военному искусству. Старший сын Османа, Алаеддин, увлекался религией и науками, по легенде он отказался от предложения Орхана разделить власть в государстве после смерти отца, но принял его предложение стать первым великим визирем.
Орхан провел реформу армии, ранее состоявшей лишь из иррегулярной кавалерии. Был создан пехотный корпус, также при Орхане юных пленников начали обращать в ислам, делая из них воинов. Как и при его отце во владения Орхана в северо-западной Анатолии продолжили стекаться воины газавата со всех соседних турецких эмиратов для войны с Византией. Армия Орхана состояла из двадцати пяти тысяч обученных бойцов. Османы продолжали занимать византийские города в Малой Азии. В 1331 г. пала Никея (Изник), а в 1337 г. — Никомедия (нынешний Измит). Измит стал первой гаванью и верфью зарождавшегося турецкого флота.
В 1345 г. Орхан получил доступ к Дарданеллам, без особой борьбы присоединив соседний бейлик Карасы, ослабленный многочисленными междоусобными войнами. Тогда же османы встряли в гражданскую войну в Византии (1341—1347) на стороне будущего императора Иоанна VI Кантакузина и прислали 6 тысяч воинов на Балканы для борьбы с действующим императором Иоанном V Палеологом. В залог союза замуж за Орхана была выдана дочь Иоанна VI, Феодора. Несмотря на союз с греками Орхан тайно вёл переговоры с сербским царём Стефаном Душаном, который рассчитывал на помощь турок в захвате Константинополя. Однако этому союзу не суждено было состояться, поскольку византийцы перехватили и убили турецких послов, которые должны были известить Стефана о согласии османского правителя оказать ему поддержку.
В то же время Иоанн VI нередко брал османских солдат в качестве наёмников в войнах с болгарами и сербами. В 1353 г. сын Орхана, Сулейман, прибыл на Галлипольский полуостров, чтобы вступить во владение крепостью Цимпе, обещанной византийским императором его отцу. Вскоре в результате Фракийского землетрясения обрушились стены соседней крепости Каллиполь, которую Сулейман не преминул сразу же занять.
Вскоре полуостров был заселён турками и стал первой османской территорией в Европе. Потеря Галлиполи стала причиной низложения императора Иоанна Кантакузина, которого подданные обвинили в продаже Константинополя туркам. Однако и император Иоанн V Палеолог, ставший в 1354 г. единоличным правителем Византии, был крайне зависим от Орхана. Он не помешал дальнейшему заселению османами Фракии, а когда сын Орхана и Феодоры, Халил, был похищен пиратами, он по распоряжению османского правителя осаждал Фокею, где удерживали пленника.
Одним из многочисленных успехов Орхана было завоевание Анкары в 1354 г., находившейся под властью монгольских наместников. Орхан считается вторым из трёх основателей Османской империи, именно при нём незначительное тюркское племя окончательно превратилось в сильное государство с боеспособной армией.
Сколько жен у Осман-бея, жены Османа Гази по историческим источникам
Жены Османа Бея и их семейная жизнь снова были на повестке дня в популярном сериале. «Основание Осман».
Хотя Осман был младшим сыном Эртугрула Гази, Осман Гази, который был избран в княжество своим героизмом и ловкостью, заложил основы Османской империи, которая из небольшого приграничного княжества превратилась в одно из мировых государств и существовала на протяжении веков на обширной территории.
Согласно историческим источникам, у Османа Гази, кроме Бала Хатун, была еще одна жена.
Вот жены Османа Гази и подробности по этому поводу
Рабиа Бала Хатун
Малхун Хатун
Осман Гази, выделяющийся своим военным гением, самоуверенной личностью и справедливым характером, занял свое уникальное место в истории как основатель Османской империи.
Ну так кто же все-таки жены Османа Гази?
Осман Гази, который своими завоеваниями был архитектором первых шагов, предпринятых для распространения турецко-исламской цивилизации по всему миру, сыграл активную роль в создании Османской империи.
Осман Гази, основатель Османской империи, имел двух жен.
Малхун Хатун, мать Орхана Гази, занявшего трон после Османа Гази, была дочерью анатолийского сельджукского визиря Омера Абдулазиз Бея.
Второй женой Османа Гази была Рабия Бала Хатун.
Один из первых османских историков, Шикпашазад, рассказывает, что Бала Хатун как дочь Шейха Эдебали, исламского богослова, жившего в годы основания Османского государства, и отмечает, что Шейх Эдебали, истолковавший сон Османа как вестник от рождения великого государства, подарил ему дочь.
Могила Рабиа Бала Хатун находится рядом с могилой его отца Шейха Эдебали в Биледжике с его матерью.
По некоторым данным, Рабиа Бала Хатун умерла в 1324 году.
Если вам показалась полезна данная информация, тогда поделитесь этой статьёй со своими друзьями. Пускай они тоже знают всю историческую правду.
Дети Османа Гази по историческим источникам
Осман женился на Рабиа Бала Хатун в 1289 году. До этого он был женат на Малхун Хатун. Хотя в некоторых рассказах Малхун Хатун упоминается как еще одна дочь шейха Эдебали, есть основания предполагать, что она была дочерью местного вождя по имени Омер Бей.
Малхун Хатун родила Осману по крайней мере одного сына. Орхан унаследовал трон Османской империи после кончины Османа в 1323 году. Орхан был первым из рода, кто официально принял титул султана.
У Османа также был сын от Рабиа Бала Хатун по имени Алаэдинн Паша.
В 1320 году Осман назначил Алаэдин-пашу высшей административной должностью великого визиря. Алаэдинн продолжил исполнять эту роль после того, как Орхан взошел на трон.
Неясно, был ли Орхан или Алаэдинн старшим из сыновей Османа. Похоже, что в любом случае Алаэдинн любезно принял роль великого визиря и поддержал восхождение своего брата на престол.
Алаэдинн оставался советником Орхана и за свою верность получил контроль над городом Фодра.
Орхан и Алаэдинн оставались близкими на протяжении всей своей жизни. На самом деле Алаэдинн похоронен в гробнице Орхана в Бурсе.
Помимо Орхана и Алаединна, у Османа было еще четыре сына и одна дочь. Неизвестно, были ли их матерями Малхун Хатун или Рабиа Бала Хатун. Подробности их жизни были потеряны для истории, но все они были похоронены в Сёгют.
Орхан сын османа биография кто мать
Студия «КАйЛЫ» | Осман запись закреплена
Сын и наследник Османа Орхан l (годы правления1326—1359) продолжал политику отца. Он считал своим призванием объединить под своей властью всех правоверных, хотя в действительности завоевания его направлялись более на запад — в страны, населённые греками, чем на восток, в страны, населённые мусульманами. Он очень искусно пользовался внутренними раздорами в Византии. Не раз спорящие стороны обращались к нему как к третейскому судье. В 1330 г. он завоевал Никею, важнейшую из византийских крепостей на азиатской почве. Вслед за тем во власть турок попали Никомедия и вся северо-западная часть Малой Азии до Чёрного, Мраморного и Эгейского морей.
Наконец, в 1356 году турецкое войско под начальством Сулеймана, сына Орхана, высадилось на европейском берегу Дарданелл овладело Галлиполи и его окрестностями.
В деятельности Орхана по внутреннему управлению государством его постоянным советником был его старший брат Аладдин, который (единственный пример в истории Турции) добровольно отказался от прав на престол и принял пост великого визиря, специально для него учреждённый, но сохранившийся и после него. Для облегчения торговли было урегулировано монетное дело. Орхан чеканил серебряную монету — акче от своего имени и со стихом из Корана. Он построил себе в только что завоёванной Бурсе (1326) роскошный дворец, по высоким воротам которого османское правительство получило имя «Высокой Порты» (дословный перевод османского Bab-ı Âlî — «высокие врата»), нередко переносимое на само османское государство.
В 1328 году Орхан дал своим владениям новое, в значительной степени централизованное управление. Они были разделены на 3 провинции (пашалыка), которые делились на округи, санджаки. Гражданское управление было соединено с военным и подчинено ему. Орхан положил начало войску янычар, вербовавшемуся из христианских детей (сначала 1000 человек; позднее число это значительно возросло). Несмотря на значительную долю терпимости к христианам, религия которых не преследовалась (хоть с христиан и брали налоги), христиане массами переходили в ислам.