предопределенность человеческой жизни судьбы

Судьба человека предопределена или нет

У каждого своя звезда, своя дорога, отмечают философы и поэты. Люди издавна стремятся познать тайну: предопределена ли судьба человека? На этот счет существуют самые разные концепции.

Что такое судьба

Это протяженная во времени цепь изменяющихся жизненных обстоятельств, событий и поступков, которые обуславливают характер, социальный статус и личную жизнь человека. Такое понимание важной категории мировой культуры в полной мере применимо и к отдельным социальным группам, народам, государствам. События являются результатом реакции людей на воздействие внешних факторов.

Первоначальные представления о том, что такое судьба (по латыни fatum — фатум), у разных народов были удивительно схожими. Древние скандинавы верили во всемогущество трех богинь-сестер Норн — ткачих, посылавших людям небесные предначертания. У античных греков жизнью повелевали мойры, тоже прядильщицы. Богиня Лахесис отмеряла длину нити, Клото пряла ее, а слепая Атропос перерезала.

Позже это понятие персонифицировалось в 2 женских антипода. Появились Среча (встреча) и Несреча (невстреча). Среча представлялась русичам в образе молодой красавицы с прялкой. Из ее рук вилась золотая нить жизни. Богиня придавала сил в тяжком труде на сельской ниве, приносила радость в дом. Несреча же рисовалась в воображении людей сгорбленной седовласой старухой. Она пряла тонкую, легко обрывающуюся нить. Слово «судьба» вошло в древнерусский лексикон лишь с XI в. Причем поначалу оно означало «суд божий».

Что говорят Веды

В индуизме основополагающее понятие — карма. Ее квинтэссенция подробно изложена в ведическом трактате «Упанишады». Карма — божественный закон, согласно которому праведные дела или грехи предопределяют судьбу человека. Либо он обретет счастье, либо будет обречен на страдания. От кармы также зависит реинкарнация — переселение души в новое тело после его смерти.

С прошлым поделать ничего нельзя. Но будущее поддается изменениям. Совершенствуя свое сознание в отрешении от суеты бытия, можно достичь высшей духовной свободы (нирваны).

Что говорят в Древнем Китае

Если индус стремился вырвать свою бессмертную душу из плена бренного мира, то у древнего китайца на первом месте была материальная жизнь. Судьба для жителя Поднебесной — предопределение свыше, которое, однако, можно изменить. Философы Конфуций, Мэн-цзы считали, что внимать многочисленным велениям Неба необходимо, но следовать им нужно избирательно.

Жить надо насущными заботами. Силы человеческие велики, поэтому при необходимости можно идти наперекор судьбе. Главное — не нарушать моральные законы общества. В этом китайское и индуистское учения сходны.

Можно ли изменить судьбу?

На этот вопрос разные ответы дают следующие концепции:

Приверженность к любой из этих трактовок легко определяется по тому, какие фундаментальные характеристики понятия судьбы признает человек:

Хотя наука отрицает возможность существования сверхъестественных сил, некоторые феномены она пока не в состоянии объяснить (например, предсказания Ванги, большинство из которых сбылись в самом деле). Болгарская прорицательница предвидела немало трагических событий, природных катаклизмов, губительных для мира. При этом искренне сокрушалась, подчеркивая: то, что она предсказала, изменить нельзя.

От судьбы не уйдешь, уверены фаталисты. Чаще всего это верующие люди. Все изначально предначертано высшими силами, считают они. Однако такие убеждения дают человеку возможность при необходимости благообразно уклоняться от ответственности за свои поступки. Появляется лазейка для списания своего бездействия или неправедных деяний. Легко воспользоваться универсальной формулой: на все воля божья, пути господни неисповедимы…

Противоположная концепция полностью отрицает существование судьбы. Согласно этому утверждению, все происходящее в жизни человека определяет либо он сам, либо Его Величество случай. Это другая крайность, свойственная атеистам, вульгарным материалистам. В основе такого пагубного отношения к бытию, природе, Вселенной — переоценка человеческих сил, гордыня. Это чревато тяжелыми социальными потрясениями (стоит вспомнить историю нашей страны). Период всевластия воинствующего атеизма привел к духовной отчужденности, распаду СССР и едва не закончился гражданской войной.

В спорах противоборствующих сторон рождается истина. Это диалектическая концепция, которая признает существование предначертанной судьбы лишь как изначальной совокупности жизненных обстоятельств. Они являются объективной данностью в момент рождения человека. Младенец не выбирает себе мать и отца, но благодаря родителям может обрести счастье или, наоборот, стать по их вине несчастным.

Например, у отпрыска, родившегося в семье американского магната, и у наследника индийского мусорщика из касты неприкасаемых — разные стартовые возможности, разные изначальные судьбы. Но их будущее во многом зависит от них самих. Достоверно описано немало случаев, когда молодой человек с долларом в кармане со временем становился миллионером. И наоборот, когда неслыханный богач проматывал свое наследство, терял все и опускался на самое дно общества.

Изначальную судьбу можно как улучшить, так и ухудшить. Она управляет доброй половиной человеческих поступков, утверждал еще в XVI в. великий мыслитель из Флоренции Макиавелли, однако распоряжаться второй половиной предоставляет нам самим.

В чем у нас есть выбор

Главное — не плыть безвольно по течению, не смиряться с суровыми жизненными обстоятельствами. Человек — создатель собственного счастья. Такова позитивная мотивация социально активного индивидуума.

Каждый выбор меняет дальнейшую жизнь, порой кардинально. Важно, чтобы он был правильным. Сколько ударов судьбы получают люди из-за того, что принимают ошибочные решения!

Хотел быть капитаном дальнего плавания, а по настоянию родителей стал экономистом. В пьяной драке покалечил человека и, оказавшись за решеткой, превратился в бандита. Не хотел иметь детей и на старости лет остался в одиночестве… Прав японский писатель Р. Акутагава, утверждая, что судьба человека заложена в его характере.

Часто люди страдают не только из-за ошибочных поступков, но и из-за бездействия. Обязан был спасти утопающего товарища, однако побоялся рисковать. Страдал признаками язвы желудка, но вовремя не пошел к врачу. Знал, что сын-подросток связался с подозрительной компанией, однако не придал этому должного значения…

Свобода выбора — ценность, которую трудно переоценить, несмотря на то что она относительна. Ведь порой людей ограничивают непреодолимые обстоятельства. Тем не менее альтернатива существует даже при трагичных обстоятельствах.

Судьба — следствие не случайного стечения обстоятельств, а верных или ошибочных решений. Не стоит ждать счастья как манны небесной. Свое светлое будущее приходится создавать самому. Это непросто, но возможно. Нужно запастись терпением, много трудиться и не терять веры в себя.

Губительно действовать в эмоциональном порыве. Важное решение следует хорошо обдумать. Надо определить, что в данной ситуации главное — отбросить второстепенное и спрогнозировать последствия предпринимаемых шагов.

Как узнать судьбу человека по дате рождения

Нумерологи предлагают сделать такой расчет. Например, дата рождения — 02.03.1990. Сначала следует перемножить числа дня, месяца и года, опустив нули: 2х3х1х9х9=486. Затем цифры произведения нужно несколько раз сложить, чтобы оказалась только одна: 4+8+6=18; 1+8=9.

Значения чисел судьбы:

Есть более подробные астрологические прогнозы, с учетом времени рождения человека. Множество таких гороскопов можно найти в интернете, но все они крайне условны. Верить им или нет — дело каждого. Как часто повторяла Ванга, у кого есть ум — пусть поразмыслит…

Источник

Судьба. Предопределенность или свобода выбора

Хорхе Анхель Ливрага

Люди всех культур во все времена сталкивались с этой проблемой, с этими двумя подходами к жизни: все ли предопределено или мы можем каким-то способом изменить ход событий — силой нашей воли, наших желаний, наших слез, преодоленных нами опасностей и исправленных ошибок?

Все известные нам культуры и народы задавались таким вопросом, с ним были связаны даже определенные божества. Например, о традициях и истории Древнего Рима нам известно сегодня (а сегодня нам известно гораздо больше, чем десять лет тому назад, когда считалось, что Рим основали только Ромул и Рем, когда не придавали должного значения произведениям Вергилия и не учитывали символического смысла мифа об Энее и маленькой группе его соратников), что римляне верили в Бога (он упоминается в мифах), стоящего выше Юпитера, божество без имени, которого называли просто — Неизвестный.

предопределенность человеческой жизни судьбы. Смотреть фото предопределенность человеческой жизни судьбы. Смотреть картинку предопределенность человеческой жизни судьбы. Картинка про предопределенность человеческой жизни судьбы. Фото предопределенность человеческой жизни судьбы

Что такое судьба? И можем ли мы изменить ее? Правда ли, что есть силы судьбы? Но тогда что они такое — ангелы-хранители или бесстрастные исполнители закона, одинакового для всех?

Каждому из нас есть что сказать об этом, ведь каждый хоть раз в своей жизни воскликнул: «Это судьба!»
Но все-таки: спасение от катастрофы — это случайность или вмешательство высших сил?

Клеанф Желающего идти судьба ведет, не желающего — влачит.

Древние греки также почитали божество, стоящее выше самого Зевса, владыки Олимпа; его называли Зевс-Зен. Эсхил говорит о нем как о божестве, управляющем Судьбой. В греческой драме, которая была отражением Элевсинских мистерий, часто упоминается загадочный принцип Судьбы, управляющий всем сущим. Вспомним, например, «Прометея прикованного», знаменитое произведение Эсхила. Когда Прометей крадет Огонь — Свет и Разум — ради блага всех людей, Зевс карает его: титана приковывают к скале на горе Кавказ, и орел, прилетая каждый день, выклевывает его печень. Печень вырастает после этого вновь и вновь, и таким образом, через боль и страдания, каждодневно совершается великое жертвоприношение любви. (В более эзотерических вариантах этого мифа говорится, что в левый бок Прометея был вбит железный лемех.) И когда распятое божество вопросило: «Почему вы делаете это со мною?» — таинственный голос с далеких высот, над Олимпом и над самим Зевсом, дошедший до Прометея через Гермеса — вестника, бога Мудрости, — ответил: «Потому что так хочет Судьба, потому что это Судьба. »

Все народы интуитивно чувствовали, что далеко за пределами проявленного, даже выше любого персонифицированного божества, существует загадочный принцип Судьбы. В древнееврейской Каббале его называли Ain Soph (Эйн-Соф), «Ничто». Это тот, кто находится на вершине Короны, кто управляет всеми невидимыми существами. Его импульс нисходит с высот, для того чтобы дойти до нашего дуального мира, в котором все явленное принимает форму благодаря «столкновению», сплетению сил, энергии и материи.

В древнем индийском пантеоне также есть божество, находящееся за пределами рационального, интеллектуального понимания.

То же самое мы встречаем в пантеонах Древней Америки и Древнего Китая: всегда упоминается высшее божество без имени и атрибутов, представляющее неумолимую Судьбу.

Так существует ли Судьба, неумолимая и непреклонная? Существует ли какой-нибудь способ жить в согласии с этой Судьбой? Или Судьбы не существует, а есть лишь свободная воля, благодаря которой мы и только мы создаем свою собственную судьбу?

Ответить на эти вопросы очень трудно, поскольку всегда можно привести примеры в пользу и того, и другого подхода. Когда узнаешь некоторые из них, даже становится страшновато.

Несколько месяцев тому назад в Англии обнаружили книгу под названием «Титаник», написанную малоизвестным писателем примерно в 1890 году. В этой книге говорится об огромном лайнере, который размерами превосходил все корабли той эпохи и весил около 60 000 тонн; он назывался «Титаник». Отправляясь в свое первое торжественное плавание из Англии в Нью-Йорк, этот корабль принял на борт более 2000 человек. За день до прибытия в порт назначения он столкнулся с айсбергом, серьезно повредившим его, и затонул. На все сигналы тревоги и просьбы о помощи, которые он посылал сразу после аварии, практически никто не обратил внимания и не пришел на помощь — так сильна была всеобщая убежденность в том, что подобный корабль неуязвим. В результате погибло много людей, это было самое серьезное крушение в истории мореплавания. Через 20 лет после выхода книги трагедия, описанная в ней, точь-в-точь повторилась в реальности.

Как можно объяснить подобное? Как, откуда этот неизвестный нам писатель мог узнать о том, что произойдет через два десятка лет? И вообще, как получается, что иногда события, которые должны произойти, заранее говорят о себе людям, проявляясь в символической форме?

Моим первым учителем эзотерической философии был пожилой профессор, немец, по фамилии Шмит. Мне было тогда 17 лет. Помню, однажды он рассказал мне историю своего друга, также пожилого господина, жившего в Лондоне и очень увлекавшегося астрологией.

Чтобы понять то, что каждый человек имеет несколько «точек смерти», мы можем представить нашу жизнь в виде конуса; мы входим в него и движемся по спирали снизу вверх. Первую «точку смерти» мы минуем относительно легко, потом проходим через остальные; в них мы можем спастись, а можем умереть. Эти круги постепенно сужаются, пока мы не доходим до последней точки, которой уже не избежать.

Также запрещается вычислять «точки смерти» людей, которые нам дороги, которых мы любим.

Люди сделали из судьбы всесильную богиню, чтобы сваливать на нее свои глупости.

Итак, профессор Шмит рассказал мне о том, как его друг вычислил собственную «точку смерти»: он определил не только когда, но и каким образом умрет. Он узнал, что погибнет от удушения. И несмотря на все его познания, реакция его была несколько упрощенной: он уехал жить в пустыню Сахара, пребывая в полной уверенности, что при отсутствии людей уж как-как, но от удушения умереть не сможет. Но он забыл определить в своем гороскопе способ удушения. И умер в тот самый роковой день, который сам вычислил, задохнувшись в песках во время сильного самума, знойного ветра пустыни.

Все эти близкие по смыслу истории, рассказанные разными людьми, приводят нас к мысли о том, что существует Предопределенность, неумолимая Судьба, которой подвластно все и вся.

Индийская философия говорит о Дхармане — законе, управляющем Вселенной и всеми ее обитателями; она также учит, что существует Садхана — смысл жизни и предопределенный путь, на протяжении которого этот смысл проявляется. Она утверждает, что существует Карма — закон действия (акции) и реакции.

Индусы представляли Дхарму как широкий путь, по которому нужно идти; его никому не избежать. В чем же тогда может быть свобода выбора, которая дана человеку? Как понять, кто из идущих по этому пути плохой, а кто хороший, кто поддается инстинктам, убивая все человеческое, а кто идет вслед за высокими, священными мечтами своей Души? Философы Индии говорили, что свобода выбора состоит в том, чтобы идти по этой стезе быстрее или медленнее. Каждый раз, когда мы слишком удаляемся от оси пути и бьемся о его края, мы страдаем, мы чувствуем боль, и эта боль пробуждает в нас осознание того, что нужно возвращаться к центру.

Боль всегда была инструментом пробуждения сознания; мы по-настоящему умеем ценить только то, что однажды потеряли.

В каждом из нас живет тихий голос, тот голос совести, который в Гималаях называли Голосом Нади; он направляет нас, объясняет, что мы должны делать, и помогает разобраться, хорошо или плохо то, что мы уже совершили. Но обычно мы его не слышим — в основном потому, что у нас нет привычки обращать на него внимание. Его звучание мы воспринимаем так же, как гул водопада или шум ветра, колышущего ветви деревьев, и он остается не замеченным нами. Мы забываем, что это голос Бога в нас самих, голос нашей бессмертной Души, нашего Высшего «Я», нечто самое священное и таинственное, что мы имеем; это загадочное Нечто будет по-прежнему обращаться к нам даже тогда, когда физически мы покинем этот мир. Этот внутренний голос подсказывает нам, каков наш собственный путь, вплетающийся в Великий Путь, в Великую Предопределенность, которая проявляется во всем.

предопределенность человеческой жизни судьбы. Смотреть фото предопределенность человеческой жизни судьбы. Смотреть картинку предопределенность человеческой жизни судьбы. Картинка про предопределенность человеческой жизни судьбы. Фото предопределенность человеческой жизни судьбы

Итак, существует ли свобода выбора? К сожалению, в том материалистическом мире, в каком нам приходится жить, людям удалось до совершенства развить диалектический способ мышления в самом плохом смысле этого слова — для нас вещи бывают либо черными, либо белыми, либо хорошими, либо плохими. Я говорю «к сожалению» не потому, что я против аксиом или против какой бы то ни было системы оценок, а потому, что не всегда автоматически становится черным то, что не является белым, и наоборот. Увлекаться такой диалектикой, созданной из крайностей и абсолютистских утверждений, попадать в ловушку подобного догматизма в самом деспотическом его смысле очень рискованно. Рассматривать и объяснять подобным образом все, что происходит в природе, опасно, потому что такой подход рано или поздно приведет нас ко многим ошибкам и к столкновениям не только с другими людьми, но также и с самими собой: мы будем вечно терзать себя и страдать, так как нам придется постоянно выбирать между двумя крайностями. В действительности этот выбор часто оказывается ложным, искусственным и иллюзорным, ибо является плодом нашей фантазии.

Так предопределенность или свобода выбора? А почему бы не предположить, что есть и то, и другое? Почему одновременно не могут существовать оба понятия — при условии, что мы перестаем рассматривать их как две взаимоисключающие, абсолютные крайности?

В проявленном мире не существует абсолютных оценок, все зависит от того, с кем и с чем мы сравниваем то, что оцениваем.

Итак, все имеет свою судьбу. Все проявленное на данном этапе эволюции имеет искру сознания, в которой отражается то, ради чего оно существует, отражается его собственная судьба. На самом деле судьба эта является лишь только отправной точкой, с которой начинаются новые пути, открываются новые дали, о которых мы не могли даже мечтать.

Все мы идем навстречу собственной судьбе. Чем дальше мы продвигаемся по пути, тем более открываем, что каждая судьба имеет свою метафизическую сторону. Далеко за пределами нашего физического тела и физического мира есть загадочное Нечто, и оно постоянно зовет нас, направляя все наши шаги, подобно отцу, ведущему по пути любимого сына.

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не самих себя.
Платон

Но все это может прекрасно сочетаться со свободой выбора, которую мы также должны понимать не как нечто абсолютное, а, скорее, как нечто более или менее относительное. Внутри великого метаисторического движения по пути эволюции мы можем создавать нашу собственную историю, и мы в ответе за все, что создаем, за все, что делаем. Ибо хотя верно, что все повторяется, движется и возвращается на круги своя, однако ничто и никогда не бывает таким, каким было прежде. То, что происходит сейчас, в данный момент, — уникально и неповторимо. В таком виде, в такой форме оно никогда больше не вернется и в каком-то смысле никогда не существовало. Поэтому каждое мгновение ценно и священно именно тем, что мы делаем, пока оно длится, тем, что мы делаем здесь и сейчас, поскольку оно никогда больше таким не будет. И потому мы в ответе за то, что происходит с нами каждое мгновение, за то, чтобы не опускать руки и не опускаться самим. Ибо тот, кто, веря в абсолютную неизбежность судьбы, позволяет, чтобы его несло течением жизни, рискует превратиться в бревно, которое может разбиться в щепки. Каждому человеку дан шанс, возможность идти по пути, в своем ритме и согласно своим способностям; но какими бы ни были его ритм и способности, он должен двигаться вперед, постоянно совершенствуясь и очищаясь.

Одни люди плетутся по пути еле-еле, другие двигаются решительно и смело. Одни шагают опираясь на окружающих, а другие идут так, чтобы окружающие могли на них опереться. Для одних вовсе не важно, будут ли они идти по головам тех, кто рядом, и сколько людей пострадает, пока осуществятся их интересы и желания. Но для других не важно, сколько людей пройдет по их головам, если таким образом можно помочь им продвинуться по пути. Не все люди одинаковы, уравниловка — это один из «мифов» ХХ века. Все мы разные: у нас разные лица, разные вкусы, разный образ жизни. Но это не значит, что мы противостоим друг другу, что мы друг для друга враги. Именно благодаря различиям мы можем собрать и объединить все те элементы, которые нужны, чтобы двигаться по пути эволюции.

Посейте поступок — и вы пожнете привычку, посейте привычку — и вы пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу.

Истинный философ — тот, кто действительно ищет Истину, — должен привыкнуть идти рука об руку с Мистериями. Он не всегда может объяснить все, что происходит, и должен принимать то, что не может понять. Ибо желание все понять, все знать, все выразить в цифрах и в словах — это проявление тщеславия. Люди XIX века глубоко заблуждались, когда говорили: «Да что же еще теперь изобретать?» Придумав первые паровозы, первые прототипы машин, двигавшиеся со скоростью 20 километров в час, они полагали, что уже изобрели всё. Но сколько всего оставалось изобрести после них — столько же останется изобрести после нас. А сколько еще того, что мы хотели сделать, но забыли, или того, что не хотели, но все-таки совершили!

Итак, мы должны научиться идти по пути, как будто ведем за руку маленького ребенка, ибо он является символом Тайны. Часто в инициатических Мистериях та часть Бога, которая живет в нас самих, а также и вне нас, изображалась в образе ребенка, улыбающегося и несущего в руках факел — чтобы мы могли лучше видеть, куда идем и куда ступают наши ноги. Этот ребенок, сопровождающий нас на пути, — олицетворение нашего внутреннего сокровища, о существовании которого мы ничего не знаем. Он напоминает о том, что каждый из нас должен хранить в своем сердце хотя бы маленькую долю скромности, а еще — твердую веру в самого себя, в человечество и в Бога. Я имею в виду не Бога христиан, евреев или мусульман, но ту великую, загадочную Сущность, которая больше и выше любой проявленной формы. Я имею в виду Того, кого каждый из нас несет в глубине своего сердца, чью любовь и покровительство мы чувствуем постоянно, в жизни и в смерти.

ЧЕЛОВЕК С БОГОМ НИКОГДА НЕ ОДИНОК.

Когда человек чувствует присутствие Бога, он не может быть одиноким. В границах собственной судьбы он может делать все, что хочет и о чем мечтает.

ЧЕЛОВЕК С БОГОМ ВСЕГДА В БОЛЬШИНСТВЕ.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Существует ли предопределенность судьбы?

Даже если действие совершено, его результат не отлит из железа. Причина и следствие означают, что все взаимозависимо. Существует возможность изменения, и мы способны до определенной степени воздействовать на то, как созревает след. К примеру, если мы очищаем негативное действие, то можем предотвратить нежелательный результат, который оно должно было бы принести. И наоборот, впадая в гнев, мы можем разрушить способность позитивного действия принести свои плоды.

Только всеведущий разум будды может в точности знать, каким образом созревает определенное действие и что из содеянного в прошлом принесло те или иные результаты в нашей нынешней жизни. Буддийские писания дают общие указания относительно результатов некоторых действий. Однако в конкретных ситуациях результат может изменяться в зависимости от прочих причин и обстоятельств.

Принесет ли действие малый или большой результат, зависит от природы самого действия, от того, как оно было совершено, для кого оно было сделано, от силы побуждения, от частоты, с которой оно совершалось, а также от того, очищалось ли оно и испытывалось ли впоследствии сожаление по его поводу.

У каждого действия есть множество нюансов. Только будда обладает совершенной способностью в точности знать, какое конкретное прежнее действие или сочетание действий приносит тот или иной результат в нынешней жизни индивида.

Естественный закон кармы не является поводом для отказа от помощи другим. Видя, как другие испытывают неудачи, кое-кто может легкомысленно сказать: «О, это их карма. Если я им помогу, то вмешаюсь в их карму». Это превратное представление и слабое извинение нашей лени. Если бы нас сбила машина и мы, истекая кровью, лежали на дороге, а прохожий сказал бы: «Ну-ну, это твоя плохая карма. Я не буду тебе помогать. Ты должен отработать свою плохую карму», — каково бы нам было?

Когда другие в беде, мы должны помогать потому, что это живые существа, точно такие же, как и мы. На самом деле, когда мы не помогаем, то создаем причину неполучения помощи, когда она нам понадобится. Буддийская мысль говорит о нравственной и социальной ответственности за помощь другим. Мы не являемся независимыми изолированными индивидами. Скорее мы взаимозависимы и, несмотря на поверхностные различия, очень похожи.

Закон причины и следствия не является также и основанием для того, чтобы смотреть на других свысока. Неверно будет думать: «Голодающие в нашем мире, должно быть, в прошлом вредили другим. Поэтому они сейчас и страдают. Это плохие люди и они заслуживают то, что получают».

Такое осуждающее отношение показывает недостаток самоуважения и подразумевает, что мы тоже являемся плохими людьми, если страдаем. Это неверно. Если мы исследуем свою собственную жизнь, то увидим, что негативные установки иногда берут над нами верх. Даже если мы не хотим кричать на свою семью, наш гнев выходит из-под контроля и мы кричим. Порой мы можем намеренно стараться оклеветать другого и лишь потом осознаем и сожалеем о том, что сделали. Ни в одном из этих случаев нам не хотелось бы, чтобы нас судили как «плохих» или «нехороших». Это правда, что мы совершили ошибки и будем испытывать их болезненные результаты, но это не означает, что мы плохие существа. Просто в данный момент беспокоящие эмоции взяли над нами верх.

Так же, как мы сострадательны к самим себе и хотим, чтобы нас прощали, когда мы действуем разрушительно, нужно уметь прощать другим. Мстительность и обида не устраняют причиненный нам вред. Они лишь создадут новые страдания для нас и других. Сходным образом гордость и снисходительность по отношению к неудачникам также неприемлемы. Когда у нас трудности, мы ценим чужую помощь. Точно так же, когда другие страдают и несчастны, наша человеческая ответственность — помочь им, как только можем.

Когда мы видим нечестных людей, которые богаты, или добрых людей, умирающих молодыми, мы может усомниться в законе причины и следствия. Однако причина и следствие действуют из одной жизни в другую. Многие результаты, испытываемые в этой жизни, являются плодами содеянного в прежних, а многие действия, совершаемые сейчас, созреют в будущих жизнях.

Согласно буддийским взглядам, добрые люди, которые умирают молодыми, испытывают результаты таких негативных действий, как убийство, совершенное в прошлых жизнях. Однако их нынешняя доброта оставляет в потоке мысли следы, которые позволят им в будущем обрести счастье.

Очищение и изменение

Конечно, все мы совершали ошибки, о которых сожалеем. Однако мы не осуждены безвозвратно на то, чтобы испытывать результаты этих действий. Если семя посажено в землю, оно в конце концов вырастет, если только его не выжгут или не выполют. За это время мы можем задержать его рост, не давая ему воду, удобрения и солнечный свет. Точно так же мы можем очистить свои негативные действия, чтобы они не принесли болезненных результатов. Если мы не способны это сделать, то можем задержать или ослабить их эффект. Это совершается с помощью процесса очищения, у которого есть четыре шага.

Очищение посредством четырех противодействующих сил очень важно. Оно предотвращает будущие страдания и облегчает вину или тяжкие ощущения, которые мы испытываем сейчас. Очищая свой ум, мы можем лучше понять Дхарму, становимся спокойнее и можем лучше сосредоточиваться. Четыре противодействующие силы, которые используются для очищения негативных следов, это: 1) раскаяние; 2) принятие Прибежища и порождение самоотверженного отношения к другим; 3) выполнение действительной целительной практики; 4) твердая решимость не повторять это действие вновь.

Сперва мы признаем и сожалеем о том, что совершили разрушительное действие. Самообвинение и чувство вины бесполезны, это лишь способ эмоционального самоистязания. Но, с другой стороны, мы признаем, что совершили ошибку, и искренне сожалеем об этом.

Вторая противодействующая сила — это вверение себя.Чтобы восстановить хорошие взаимоотношения со священными объектами, мы вверяем себя им, принимая в них прибежище и ища у них напутствия. Дабы иметь хорошие взаимоотношения с прочими существами, мы порождаем альтруистические установки и всецело посвящаем себя тому, чтобы стать Буддой, чтобы принести им максимальную пользу

Третий элемент — это действительно совершить некоторое целительное действие. Это может быть любое созидательное действие, приносящее другим пользу. Буддийские тексты описывают некоторые специальные действия, которые помогают очистить негативные следы: выслушивание Учений, чтение книг о Дхарме, почитание будд, совершение подношений, повторение имен будд, начитывание мантр, изготовление статуй или изображений святых существ, публикация священных текстов, медитация и так далее. Наиболее могущественным целительным действием является медитация на пустоте.

В-четвертых, мы решаем не поступать таким образом снова. Мы часто и привычно совершаем некоторые действия, такие, как порицание других и сплетни. Было бы нереалистично сказать, что мы никогда не повторим их до конца своих дней. Потому мудрее будет определить реалистичное количество времени и решить, что постараемся совсем не повторять это действие, но будем особенно внимательны и приложим оговоренное усилие в течение данного срока.

Четыре противодействующие силы должны применяться снова и снова. Мы много раз действовали разрушительно, так что естественно, что мы сразу не сможем превозмочь все эти действия. Чем сильнее четыре противодействующие силы, тем мощнее будет очищение. Очищение четырьмя противодействующими силами хорошо практиковать каждый вечер перед отходом ко сну. Это противодействует всем разрушительным действиям, совершенным нами в течение дня, и помогает спать спокойно.

В настоящее время наш разум подобен невозделанному полю. Очищение похоже на выбирание камней, битого стекла и оберток от жевательной резинки, засоряющих поле. Накопление позитивного потенциала путем созидательных действий подобно добавлению удобрений и орошению. Затем мы можем посадить семена, выслушивая наставления, и взращивать их с помощью размышления и медитации. И через некоторое время покажутся ростки постижений.

Мы должны действовать так, чтобы улучшить свою жизнь и достичь пробуждения. Хотя можно нанять кого-нибудь, чтобы убрать в доме или втащить новую мебель, но нельзя никого нанять, чтобы очистить наш ум и установить в нем сострадание и мудрость. Однако если мы действуем правильно, то обязательно последуют благотворные результаты.

Круговорот бытия: Беличье колесо возобновляющихся проблем

Ситуация, в которой мы существуем, называется «круговоротом бытия» или, на санскрите, сансарой. Это обозначает цикл возобновляющихся проблем, при котором мы рождаемся, испытываем в течение жизни разнообразные проблемы и умираем. Никакие внешние силы или существа не удерживают нас прикованными к круговороту бытия. Источник наших проблем лежит в нашем собственном неведении: мы не понимаем, кто мы и какова природа окружающих нас явлений.

Согласно буддийской философии, поскольку мы не осознаем свою собственную природу, мы неправильно понимаем себя самих и все, что нас окружает. Мы думаем, что все существует таким образом, каким оно на самом деле не существует. У нас ложное представление о том, кто мы, когда мы думаем, что являемся постоянной, твердой, обнаружимой сущностью. Мы всячески лелеем это иллюзорное «настоящее Я». С утра до ночи в нашем сознании лишь одна мысль: «Я хочу счастья, и мое счастье важнее всего». Мы думаем и действуем так, как если бы были центром Вселенной, ибо мысль «мое счастье, мое страдание» преобладает и постоянно присутствует в нашем уме. И наша забота о других стоит на втором плане за заботой о самих себе.

Поскольку мы не понимаем высшей природы вещей и явлений, в нас развиваются привязанность и гнев по отношению к другим. Мы цепляемся за то, что приносит нам пользу, и испытываем отвращение к людям и вещам, которые кажутся угрожающими нашему счастью. Наши жизни проходят в этом круговороте «любо» и «не любо», «хочу» и «не хочу». Наш ум, словно попрыгунчик «йо-йо», непрестанно испытывает эмоциональные взлеты и падения.

Мы так же поднимаемся и опускаемся, переходя от одной жизни к следующей. Если в течение своей жизни мы действовали как разрушительно, так и созидательно, то иногда будем перерождаться в счастливой жизни, а иногда — в несчастной. Ничто не стабильно. Нет никакой уверенности, никакой гарантии, что у нас будет непрестанное счастье, пусть даже все мы этого хотим.

Мы действуем под влиянием своего неведения и тем самым создаем карму. Когда мы понимаем причины и следствия, то стараемся действовать созидательно. Когда же мы невежественны или беспечны, наш ум легко попадает под влияние беспокоящих эмоций, таких, как привязанность, гнев, зависть, гордыня и узколобая ограниченность, и мы действуем негативно. Эти действия оставляют след в нашем мыслепотоке, и эти следы влияют на то, что мы испытываем.

В момент смерти наши чувственные сознания утрачивают способность функционировать, а умственное сознание становится все более и более тонким. Это может привести в замешательство, поскольку мы привыкли жить в нашем нынешнем теле и очень к нему привязаны. Когда в момент смерти мы чувствуем, как разлучаемся со своим телом, то жаждем остаться в нем. Понимая же окончательно, что разлучение неизбежно, мы ищем другое тело.

Эти два фактора — жажда и стремление — являются обстоятельствами, приводящими к созреванию последствий тех или иных совершенных ранее действий. Это становится причиной того, что наш ум притягивается к некоторой форме жизни и мы перерождаемся в другом теле. Так мы и переходим от одной жизни к следующей.

Ни одно из этих перерождений не длится вечно. Мы принимаем эти различные тела сообразно созданным причинам и испытываем результаты лишь столько времени, сколько существует соответствующая причинная энергия. Как только данная карма исчерпана, мы оставляем это тело и принимаем другое. Некоторые из этих перерождений могут длиться долго, но ни одно из них не длится вечно.

Некоторые люди имеют весьма идеалистические взгляды относительно перерождений. Они думают, что после смерти мы находимся где-то в космосе. Глядя вниз, мы думаем: «Хм, я хочу родиться у этих родителей». Это вовсе не так. Мы не выбираем сознательно. Силой наших беспокоящих эмоций и действий мыслепоток вталкивается в другое тело. Мы находим тело привлекательным и хватаемся за то, чтобы им обладать. Таким образом мы оказываемся в другой жизни, а круговорот бытия продолжается.

Некоторые думают, что каждое перерождение подобно испытанию: мы перерождаемся в определенной ситуации, чтобы научиться каким-то особым вещам. Этот взгляд подразумевает, что существует какой-то скрытый план, что кто-то другой решает, чему нам нужно научиться, или же мы сами это знаем. Это не так. Мы рождаемся в определенном теле потому, что совпали приводящие к этому причины и обстоятельства. Нет никаких предуготованных уроков, которые мы должны получить в течение своей жизни. Учимся мы на своем опыте или нет, зависит от нас.

Тубтен Чодрон

«Открытое сердце, ясный ум»

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *