предложение содержащее информацию о сферах общественной жизни
Предложение содержащее информацию о сферах общественной жизни
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «общество» (в самом широком смысле / как часть мира);
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о четырёх сферах (подсистемах) общества;
− одно предложение, раскрывающее сущность любой из этих сфер (подсистем).
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
1. Cмысл понятия, например: Часть мира, обособившаяся от природы, но сохранившая связь с ней, включающая в себя совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.
2. Одно предложение с информацией о четырёх сферах (подсистемах) общества, например: Традиционно учёные выделяют четыре сферы общественной жизни: социальную, экономическую, политическую и духовную.
3. Одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любой из этих сфер (подсистем), например: Политическая сфера жизни общества связана с осуществлением власти, с деятельностью по управлению делами общества в условиях несовпадения интересов и целей различных социальных общностей.
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 |
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | |
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | |
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 |
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | |
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Предложение содержащее информацию о сферах общественной жизниИспользуя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «индустриальное общество»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию об особенностях социальной структуры индустриального общества; − одно предложение, содержащее информацию о роли науки в индустриальном обществе. Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: тип развитого общества, в котором преобладающей отраслью экономики является промышленность, а фактором производства капитал; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией об особенностях социальной структуры индустриального общества, например: в социальной структуре индустриального общества выделяют классы буржуазии и наемных рабочих; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об особенностях социальной структуры индустриального общества.) 3) одно предложение, содержащее информацию о роли науки в индустриальном обществе, например: научные достижения находят применение в сфере общественного производства. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса роль науки в индустриальном обществе.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании. Предложение содержащее информацию о сферах общественной жизниВ тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которое было призвано решать образование в XIX-XX вв. Назовите их. Используя знания обществоведческого курса, объясните какой смысл вкладывают в понятие «образование». Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго. Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов. участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании. Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции. Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования. Важнейшим событием. стала промышленная революция. Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности. В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования. Важная перемена. была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу — например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования? Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе должны быть указаны следующие изменения: — становление самого института образования. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает? Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) Могут быть названы четыре любых социальных института, например: 2) Должны быть названы две особенности, упомянутые автором: — институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами; — институт в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) Должно быть приведено понятие — «социальная мобильность». 2) Должен быть указан термин — «социальный лифт». 3) Могут быть названы любые два института, выполняющие функцию «социальных лифтов», например: Используя знания обществоведческого курса, объясните какой смысл вкладывают в понятие «образование». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Образование — это социальный институт в рамках которого осуществляется усвоение и ретрансляция (передача) знаний, умений, навыков, культурных ценностей, социализация людей. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) В ответе должны быть указаны следующие задачи: — повысить грамотность будущих избирателей; — обеспечить равенство социальных возможностей; — подготовить квалифицированных работников. 2) Дано объяснение смысла понятия, например: — образование — это социальный институт в рамках которого осуществляется усвоение и ретрансляция (передача) знаний, умений, навыков, культурных ценностей, социализация людей. Какой смысл автор вкладывает в понятие «групповые ценности»? Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма». Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других — не ценных и даже «антиценных». Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле — как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей. Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе указывается, что — на основе ценностей складываются оценки различных общественных явлений, поступков людей; — закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, регулирующие деятельность отдельных людей и социальных институтов. Какие три группы ценностей выделяет автор? Проиллюстрируйте каждую из них примером. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе называются следующие группы ценностей и примеры: — индивидуальные. Например, для Ивана главной ценностью в жизни являются деньги, он посвящает все свое время и силы их зарабатыванию. — групповые. Например, для христиан ценностью выступает вера в Бога, жизнь в соответствии с его заповедями. — общечеловеческие. Например, во все времена и для всех народов ценностью выступала дружба, истина, красота и добро. Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе указывается, что с помощью норм поддерживаются, воспроизводятся и регулируются формы деятельности людей. В ответе называются две основные группы социальных норм: В качестве примера правовой нормы могут быть использованы права личности: на защиту чести и достоинства, на личную неприкосновенность и др. Какой смысл автор вкладывает в понятие «групповые ценности»? Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) 1. Групповые ценности — принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной 2. Социальная норма — общепринятое правило поведения, на основе которого регулируются и оцениваются действия и взаимоотношения людей. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) На основе текста указан смысл понятия групповые ценности: принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. 2) В ответе указываются следующие факторы: 3) в ответе раскрыт смысл понятия, например: социальная норма — общепринятое правило поведения, на основе которого регулируются и оцениваются действия и взаимоотношения людей. Какой смысл автор вкладывает в понятие «групповые ценности»? Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других — не ценных и даже «антиценных». Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле — как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей. Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе указывается, что — на основе ценностей складываются оценки различных общественных явлений, поступков людей; — закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, регулирующие деятельность отдельных людей и социальных институтов. Какой смысл автор вкладывает в понятие «групповые ценности»? Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма». Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) На основе текста указан смысл понятия групповые ценности: принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. 2) В ответе указываются следующие факторы: 3) в ответе раскрыт смысл понятия, например: социальная норма — общепринятое правило поведения, на основе которого регулируются и оцениваются действия и взаимоотношения людей. Какие три группы ценностей выделяет автор? Проиллюстрируйте каждую из них примером. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе называются следующие группы ценностей и примеры: — индивидуальные. Например, для Ивана главной ценностью в жизни являются деньги, он посвящает все свое время и силы их зарабатыванию. — групповые. Например, для христиан ценностью выступает вера в Бога, жизнь в соответствии с его заповедями. — общечеловеческие. Например, во все времена и для всех народов ценностью выступала дружба, истина, красота и добро. Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе указывается, что с помощью норм поддерживаются, воспроизводятся и регулируются формы деятельности людей. В ответе называются две основные группы социальных норм: В качестве примера правовой нормы могут быть использованы права личности: на защиту чести и достоинства, на личную неприкосновенность и др. 1. Групповые ценности — принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной 2. Социальная норма — общепринятое правило поведения, на основе которого регулируются и оцениваются действия и взаимоотношения людей. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественная формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественной формации. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)смысл понятия, например: «Общественная формация — это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма существования общества»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2)два предложения с информацией об общественной формации, опирающейся на знания курса, например: — «Общественная формация может пониматься как структура общества, присущая данной стадии его развития»; — «Первичным для общества и общественной формации является понимание производственных отношений, отношений собственности». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественной формации. Задание не соответствует кодификатору ЕГЭ Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об обществе. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически». Может быть дано другое, близкое по значению определение; 2) два предложения с информацией об обществе, опирающейся на знания курса, например: — «Обществом может быть названа исторически конкретная форма социальных отношений, например, феодальное общество»; —Обществом в сравнительно узком значении этого слова может быть названо объединение людей в связи с их общими интересами (например, общество любителей книги»). Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об обществе. Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском обществе. В правильном ответе могут быть указаны: 2. Могут быть приведены следующие предложения: — Гражданское общество возможно только при демократическом режиме. — Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов,организаций и союзов, действующих в рамках права,которые служат барьером для монополизации государственной власти. Могут быть приведены иные предложения не искажающие смысла. Задание устаревшего типа, не используется в ЕГЭ. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией о критериях выделения типов политических режимов, опирающейся на знания курса, например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности демократического режима, например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности демократического режима) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о глобализации. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Может быть приведено иное близкое по смыслу понятие. «глобализация несет странам и регионам мира противоречивые последствия, некоторые отрасли национальных экономик могут стать неконкурентоспособными» Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «модернизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о модернизации. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) Смысл понятия, например: 2) Два предложения с информацией о модернизации, опирающейся на знания курса, например: — «Модернизация рассматривается как преобразование традиционного общества с аграрной экономикой в общество индустриального типа». — «Модернизация общества не ограничивается одной из сфер, охватывая всю совокупность социальных институтов и явлений». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о модернизации. Задание устаревшего типа, не используется в ЕГЭ. Не соответствует кодификатору. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима. 1) политический режим — совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества. 3) Наличие политической свободы и плюрализма — один из признаков демократического режима. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией о критериях выделения типов политических режимов, опирающейся на знания курса, например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности демократического режима, например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности демократического режима) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Социализация личности — это усвоение ею основных накопленных обществом духовных богатств, а также норм общественной жизни»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения, содержащие информацию о социализации личности, например: — «Институтом первичной социализации выступает семья»; — «Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации личности. Устаревший тип задания, не используется в современном ЕГЭ. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по значению определение.) 2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например: − «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; − «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме Задание устаревшего типа, не используется в ЕГЭ. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях общественного прогресса. В правильном ответе могут быть указаны: смысл понятия, например: «Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.» Может быть дано другое, близкое по значению определение; Могут быть приведены следующие предложения: 1)Противоречивость общественного прогресса проявляется в том, что совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. 2)Одним из критериев общественного прогресса является возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку. Могут быть приведены и иные предложения не искажающие смысла. Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по значению определение.) 2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например: − «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; − «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме Чем, по мнению автора, характеризуется американская и континентальная традиции в понимании свободы предпринимательства? К каким экономическим последствиям ведёт каждая из этих традиций? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательство». Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»… В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции. Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, — это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно. По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе.
|