право на благополучную жизнь

Право человека на благополучную и достойную жизнь

Автор: HFS · Опубликовано 10 мая, 2019 · Обновлено 28 мая, 2020

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

Человек, гражданин живущий в государстве имеет право на благополучную, достойную жизнь. В этом предложении ключевым словом является — Жизнь.

То что происходит в стране, с очень большим количеством её граждан, жизнью это не назовёшь. Скорее это борьба за выживание, чем жизнь.

Из года в год увеличивающиеся налоги, ухудшение качества жизни, ограничение прав и свобод под видом их защиты, ухудшение экологии, ухудшение качества медицинских услуг, всё чаще встречающееся абсолютное безразличие чиновников к проблемам и бедам людей. Всё это и многое другое сводит на нет так называемые права человека на благополучную и достойную ЖИЗНЬ!

Жизнь, а не выживание. Жизнь, а не постоянная борьба за свои права и свободы. Жизнь человека и гражданина при которой хочется развиваться, расти, создавать что-то новое, бороться за свою страну, гордиться ею, гордиться тем, что в ней живёшь и являешься её полноправным и свободным гражданином. Жизнь, без унизительных слов — Не нравится Россия, вали в США. Жизнь в стране, из которой не хотелось бы уехать на всегда и вспоминать о ней, как о страшном сне.

Конституция Российской Федерации

Согласно Конституции России, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статья 7 Конституции РФ).

Статья 42 Конституции РФ:

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 17 Конституции РФ:

Статья 18 Конституции РФ:

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Что такое Благополучие? Каково значение этого слова в русском языке?

Толковом словаре русского языка Ушакова:
благополучия, мн. нет, ср. Спокойное течение жизни, не нарушаемое несчастиями, неудачами. Благополучие их семьи длилось не долго.

Малый академический словарь русского языка: Спокойное, без каких-л. нарушений течение дел, жизни. Счастье. Довольство, обеспеченность.

Таким образом, Благополучие, это состояние, когда человек себя чувствует счастливо, спокойно, обеспеченно.

Могут ли очень многие граждане России сказать, что они чувствуют себя счастливо, спокойно и обеспеченно. Что они находятся под защитой государства и его многочисленных органов и организаций?

Россия, как государство взяла на себя обязательство создать такие условия жизни для своих граждан, при которых бы они чувствовали себя защищёнными от любых посягательств на их права, на их жизнь, на их здоровье, на их свободы, чтобы они могли отстоять свои права в любых инстанциях, в любых органах и организациях. Гражданин должен быть полноправным и свободным.

Верю в то, что когда-нибудь каждый кто внёс свой вклад в развал правовой системы государства, превратив её в репрессивный коррупционный аппарат, находясь при этом на государственной или муниципальной службе, ответит по всей строгости закона, с лишением или существенным ограничением гражданских прав и свобод.

Это моё сугубо личное мнение.

Источник

Презентация по обществознанию на тему «Право на благополучную жизнь» (7 класс)

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Право на благополучную жизнь»

Права человека, как и права ребёнка, начинаются с права на жизнь. Ведь жизнь – это самое главное, что дано человеку. Что означает право на жизнь?

Право на жизнь Самое первое из всех прав. Жизнь – величайшая моральная и правовая ценность, защита которой является главной задачей государства и права.

Ребёнок, появляясь на свет, ещё не может пользоваться рядом прав, например правом на образование. Но с самого рождения ребёнку должны быть гарантированы право на жизнь, имя и гражданство.

Что такое детская благополучная жизнь? Читаем текст учебника на стр.81-82 о слагаемых благополучной жизни и составляем схему «Слагаемые благополучной жизни детей»

Слагаемые благополучной жизни детей Жизнь в хорошей и заботливой семье

Слагаемые благополучной жизни детей 2. Здоровый образ жизни.

Слагаемые благополучной жизни детей 3. Доступность образования.

Слагаемые благополучной жизни детей 4. Возможность получения квалифицированной медицинской помощи

Слагаемые благополучной жизни детей 5. Возможность пользоваться богатствами культуры.

Обсудите на уроке Стр. 82 – 83 Размышляя над пройденным

Домашнее задание: § 14 – знать Вопросы и задания к параграфу стр. 82 Задания для самостоятельной работы стр.83

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

Номер материала: ДБ-984145

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

§ 14. Право на благополучную жизнь

Задача урока. Уметь объяснять понятия: благополучная жизнь, право на жизнь, право на имя и гражданство.

Права человека, как и права ребёнка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это самое главное, что дано человеку. Единственная в своём роде жизнь… Казалось бы, это всем понятно. Жизнь свята, право на неё неоспоримо. И поэтому право на жизнь – самое первое из всех прав.

Но если война. Падают и разрываются бомбы, летят снаряды, полыхают пожарища. И в этом кровавом кошмаре сотнями, тысячами гибнут люди. За что? Почему? Те, кто начинает войны, вряд ли ответят на эти вопросы.

Насильственно прерванная жизнь – трагедия. Но, к сожалению, бывает и так, что жизнь не радует того, кому она дана. Необходимо, чтобы жизнь была благополучной. Особенно жизнь ребёнка. Уж он-то не заслуживает лишений и страданий.

Жизненно важными являются такие права на имя и гражданство. Эти права считаются также базовыми и основными.

В статье 27 Конвенции о правах ребёнка говорится: «Государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка».

Что такое детская благополучная жизнь? В Конвенции о правах ребёнка обозначены те права, которые призваны её обеспечить.

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

Во-первых, это жизнь в хорошей, заботливой семье. В ней ребёнок защищён от всего дурного. Хорошей семья становится тогда, когда к её созданию готовятся заранее. Может быть, даже с детских лет. Ведь пройдёт совсем немного времени – и дети станут взрослыми, образуют свою семью.

Некоторые вступают в брак необдуманно. Любовь! Больше они ни о чём не думают. Но семья – это не только любовь, но и постоянный труд, забота, ответственность. За детей прежде всего. За тех, кто рядом с тобой. Вот к этой заботе, к этому труду ради близких и надо готовить себя с детства. Если же по каким-либо причинам ребёнок лишается семьи, государство обязано обеспечить заботу и уход за ним в доме ребёнка, детском доме, интернате и т. д.

Во-вторых, это здоровый образ жизни: чистый воздух, чистая вода, качественная пища в достаточном количестве, возможность отдохнуть, развлечься, заниматься физкультурой и спортом. Хорошая семья всё это предоставляет ребёнку.

В-третьих, это возможность получить скорую и квалифицированную медицинскую помощь. Нередко дети растут ослабленными. У некоторых появляются серьёзные проблемы со здоровьем. За такими детьми надо постоянно вести медицинское наблюдение. Это забота не только семьи, но и государства. Ребёнок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечить это для всех детей, уделяя при этом огромное внимание профилактическим мерам, снижению детской смертности в стране.

В-четвёртых, это доступность образования и возможность пользоваться богатствами культуры: посещать библиотеки, музеи, театры, памятные места. Когда мы ходим в школу, возможность учиться кажется нам само собой разумеющейся. А ведь это – великое достижение цивилизации. Об образовании мечтали десятки поколений простых людей, вынужденных вместо школы с ранних лет ходить на полевые работы, в мастерские, на фабрики и заводы.

Очень важно для детей творчество: дети рисуют, поют, танцуют, пишут стихи… Право на развитие их творческих возможностей также заложено в Конвенции о правах ребёнка.

Вопросы и задания к параграфу

1. Какие права в Конвенции о правах ребёнка являются основными?

2. Какие права призваны обеспечить ребёнку благополучную жизнь?

3. Дайте определение понятия «детская благополучная жизнь».

4. Что такое хорошая семья?

5*. Используя ресурсы Интернета, приведите примеры жизни детей в разных странах. Сравните показатели качества их жизни.

Обсудите на уроке

Общий закон жизни есть стремление к счастью и всё более широкое его осуществление (В. Г. Короленко, русский писатель).

Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определённой цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге (Д. И. Писарев, русский литературный критик).

Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит (русская пословица).

Дайте собственные определения

Благополучный. Нравственный (от «нравственность»). Творческий (от «творчество»).

Задания для самостоятельной работы

1. Верны ли следующие мнения о культуре? Какое из них вы считаете правильным и почему? Обоснуйте свой ответ.

А. Один говорит: «Главное, чтобы человек был сыт, обут, одет. А остальное: культура, образование, книги, театры, музыка и т. д. – это некая „добавка“ к сытой жизни».

Б. Другой ему возразил: «Конечно, человек должен хорошо питаться, одеваться и т. д., но без культуры он превратится в вечно жующее животное».

2. Как совместить право на жизнь и применение в некоторых странах смертной казни как исключительной меры наказания? Приведите примеры. Существует ли в нашей стране смертная казнь?

Размышляем над пройденным

1. Как вы думаете, в каких странах мира жизнь детей нельзя назвать благополучной? Почему?

2. Право на гражданство: что оно означает и кому даётся?

3*. В какой мере праву человека на образование соответствует платное обучение в некоторых учебных заведениях? Как вы относитесь к тому, что в вашей школе могут ввести плату за обучение по некоторым предметам, например иностранным языкам?

Проектная деятельность

Право детей на пользование богатствами культуры.

Словарь урока

Духовный – связанный с внутренним, нравственным миром человека, с его умственной деятельностью.

Цивилизация – уровень (ступень) материального и культурного развития общества.

Источник

Право на благополучную жизнь

Смайлс Сэмюэль (1816–1903) – английский писатель.

Сухомлинский Василий Александрович (1918–1970) – украинский педагог, автор многих трудов по вопросам обучения и воспитания.

Христианство – одна из мировых религий, три основные ветви которой – православие, католицизм и протестантизм – объединены верой в Иисуса Христа. В России наиболее распространено православие, в котором, как и в католицизме, существует представление о триедином Боге и семи таинствах.

Шелгунов Николай Васильевич (1824–1891) – русский литературный критик, участник революционного движения 60-х гг. XIX в.

Урок четвертый. Право на благополучную жизнь

Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это самое главное, что дано человеку. Единственная в своем роде жизнь… Казалось бы, это всем понятно. Жизнь свята, право на нее неоспоримо. И поэтому право на жизнь – самое первое из всех прав.

Но вот война. Падают и разрываются бомбы, летят снаряды, полыхают пожарища. И в этом кровавом кошмаре сотнями, тысячами гибнут люди. За что? Почему? Те, кто начинает войны, вряд ли ответят на эти вопросы.

Насильственно прерванная жизнь – трагедия. Но, к сожалению, бывает и так, что жизнь не радует того, кому она дана. Необходимо, чтобы жизнь была благополучной. Особенно жизнь ребенка. Уж он-то не заслуживает лишений и страданий.

За правом на жизнь следуют также жизненно важные права – на имя и гражданство. Вместе с правом на жизнь эти права базовые, основные.

Что такое детская благополучная жизнь? В Конвенции о правах ребенка обозначены те права, которые призваны ее обеспечить.

Во-первых, это жизнь в хорошей, заботливой семье. В ней ребенок защищен от всего дурного. Хорошей семья становится тогда, когда к ее созданию готовятся заранее. Может быть, даже с детских лет. Ведь пройдет совсем немного времени – и дети станут взрослыми, образуют свою семью.

Некоторые вступают в брак необдуманно. Любовь! Больше они ни о чем не думают. Но семья – это не только любовь, но и постоянный труд, забота, ответственность. За детей прежде всего. За тех, кто рядом с тобой. Вот к этой заботе, к этому труду ради близких и надо готовить себя с детства. Если же по каким-либо причинам ребенок лишается семьи, государство обязано обеспечить заботу и уход за ним в доме ребенка, детском доме, интернате и т. д.

Во-вторых, это здоровый образ жизни: чистый воздух, чистая вода, качественная пища в достаточном количестве, возможность отдохнуть, развлечься. Хорошая семья все это предоставляет ребенку.

В-третьих, это возможность получить скорую и квалифицированную медицинскую помощь. Нередко дети растут ослабленными. У некоторых появляются серьезные проблемы со здоровьем. За такими детьми надо постоянно вести медицинское наблюдение. Это забота не только семьи, но и государства.

В-четвертых, это доступность образования и возможность пользоваться богатствами культуры: посещать библиотеки, музеи, театры, памятные места. Когда мы ходим в школу, возможность учиться кажется нам само собой разумеющейся. А ведь это – великое достижение цивилизации. Об образовании мечтали десятки поколений простых людей, вынужденных вместо школы с ранних лет ходить на полевые работы, в мастерские, на фабрики и заводы.

Очень важно для детей творчество: дети рисуют, поют, танцуют, пишут стихи… Право на развитие их творческих возможностей также заложено в Конвенции о правах ребенка.

1. Какие права в Конвенции о правах ребенка являются основными?

2. Какие права призваны обеспечить ребенку благополучную жизнь?

3. Что такое хорошая семья?

4. Что такое детская благополучная жизнь?

Статья 27

1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка…

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

Источник

Имеют ли православные право на благополучие?

В рубрике «Больной вопрос» священнослужители отвечают на вопросы журналистов и наших читателей, касающиеся церковной жизни. Здесь встречаются два мнения, два взгляда на одну и ту же проблему.

Кузница счастья или терпения?

право на благополучную жизнь. Смотреть фото право на благополучную жизнь. Смотреть картинку право на благополучную жизнь. Картинка про право на благополучную жизнь. Фото право на благополучную жизнь

В разговорах верующих людей очень часто (и может быть, не всегда к месту) можно услышать слово «терпение». В качестве особо подходящих для обретения этой христианской добродетели называются два вида обстоятельств: бедность, нужда, а также упреки и «поношения» от окружающих. Вряд ли стоит спорить с тем, что терпеливый человек более удобен в общении и доставляет меньше хлопот как обществу, так и самому себе. Но неужели у христиан нет права на счастье, и вся их жизнь должна состоять лишь из терпения непростых жизненных обстоятельств?

Зачем терпеть нужду?

Если рассмотреть богоугодное стремление к терпению в контексте современной жизни, то складывается весьма занятная картина.
Получается, скажем, что душеспасительнее всю жизнь скитаться по съемным углам, чем как-то пытаться приобрести собственную квартиру. Поскольку отсутствие своего жилья всерьез и надолго обеспечивает человеку терпение столь «желанных» в христианстве стесненных условий существования. А заодно еще приучает смиряться перед придирчивыми хозяевами съемного жилья.
Так-то оно так, только вот поймут ли выросшие дети родителей, не оставивших им в наследство крыши над головой? Не сочтут ли они бессмысленным подобный «духовный подвиг»? «Бог терпел и нам велел», – время от времени слышишь от верующих людей. В дополнение к этому рассказывают порой – во множестве похожих вариантов – историю-притчу о женщине, которая, пришедши в храм, горько плакала возле иконы Спасителя. На вопрос, что случилось, она отвечала: «У меня все хорошо, жизнь складывается, как никогда, гладко. Значит, Господь меня оставил, раз он не посылает мне скорбей». Нормально и правильно ли это – не радоваться благополучию, легкой, необремененной жизни, выискивая, а то и «вымаливая» для себя поводы к этим самым «скорбям»?

Да, справедливо было бы заметить, что у каждого свои отношения с Богом, и, возможно, кому-то для личного духовного роста не хватает именно печали. Но чаще всего мы и так ею не обделены. И как быть, если обстоятельства жизни человека таковы, что его дохода едва хватает на пропитание? В таком случае перед ним лежат два пути. Либо «по-православному» терпеть свою бедность, черпая вдохновение в житиях святых, либо, следуя той же православной логике, «гнаться за суетой» – подрабатывать в выходные дни, считать каждую копейку и даже повышать цены на свои услуги, зарабатывая среди православных людей репутацию жадины. В свете вышесказанного хотелось бы понять, почему православная мораль не поощряет повышения жизненного уровня, как это принято, например, в протестантизме?

О перенесении обид

Немного другая, но похожая ситуация и в человеческих отношениях. Известно, что многие подвижники терпели напраслину от собратьев, и это было составной частью их подвига. Но можно ли приводить его в пример, если речь идет не о глухом монастыре, а скажем, о каком-нибудь современном офисе, где оказался «козлом отпущения» ничем не погрешивший сотрудник? Если это действительно всего лишь язвительные высказывания, а не справедливые упреки в конкретных промахах, было бы разумнее обратиться к основам психологии и, примирившись с особенностями своего характера, поискать другую работу и другой, более комфортный, коллектив.

Есть крылатое выражение: человек сам кузнец своего счастья. Не думаю, что его можно назвать противоречащим христианству: ведь нарушение или исполнение заповедей со всеми последствиями тоже «выковывается» волей самого человека. Но часто кажется, что Церковь ставит терпение несчастий намного выше стремления к простому человеческому счастью, как правило, сопряженному и с элементарным материальным благополучием и добрыми отношениями между людьми. Так неужели, приобщившись к вере, нужно «выковывать» лишь свое терпение, а на все прочее махнуть рукой?


Главное – доверие Божию промыслу

Сегодня имеем зарплату
И в бане кричим: «Поддавай!»,
А завтра, быть может, к закату
На нас наезжает трамвай.

Или Василий Гроссман: «В страшное время человек уж не кузнец своего счастья, и мировой судьбе дано право миловать и казнить».

Но постараемся говорить серьезно. Безусловно, христиане, как и все остальные люди, имеют право на материальное благополучие. Однако нужно признать, что христианство ставит «терпение несчастий» намного выше стремления к так называемому «простому человеческому счастью», если под последним понимается обладание материальными благами. И неважно, элементарное ли это материальное благосостояние или потребление, превышающие все разумные границы. Ведь дело в том, что, как печально пел Булат Окуджава, «пряников сладких всегда не хватает на всех».
Действительно, протестанская этика, из которой, если верить Максу Веберу, произошел европейский капитализм, провозглашала материальный успех свидетельством личной богоугодности. Но ведь протестантам в католическом окружении нужно было доказывать свою конфессиональную правоту. Отсюда и произошел этот знаменитый тезис: если моя вера правильная, если Бог меня любит, значит, мне во всем, и особенно в материальном благополучии, должна сопутствовать удача. Что-то похожее доказывали и русские старообрядцы, создававшие отечественную промышленность и торговлю. Правда, в философии хозяйства как старообрядцев, так и протестантов все же достаточно явственно звучала и другая тема, тема аскезы: создаваемое богатство считалось не вполне личной собственностью; оно находилось всего лишь в управлении предпринимателя. При этом святой обязанностью считался производительный труд, а вовсе не потребление произведенного продукта.

Врач московской пересыльной тюрьмы Федор Гааз был лютеранином, но подобно истинно православному человеку считал, что справедлив несколько иной тезис: если Бог меня любит, значит, не мне должно быть лучше, а я сам должен становиться лучше.

Конечно, всякий человек в какой-то степени кузнец своего счастья. Но, во-первых, не следует забывать пословицу, что человек всего лишь предполагает, а вот Бог располагает. А во-вторых, в чем оно состоит – истинное счастье? That is the question! Наверное, Федор Федорович Гааз, тративший все свои заработки на помощь заключенным, соглашался с великим русским поэтом Гаврилой Романовичем Державиным, закончившим одну из своих од словами:

Почувствовать добра приятство –
Такое есть души богатство,
Какого Крез не собирал!

Думается, что с этим мнением согласился бы и философ Николай Федоров, который тоже не был образцовым христианином, пытался воскрешать мертвых силой одного только научно-технического прогресса. Но ведь удавалось же Николаю Федоровичу на свое весьма скромное жалованье библиотекаря Румянцевского музея подкармливать совсем бедных студентов, приходивших к нему за книгами. Может быть, в этом и заключалось его простое человеческое счастье?

Мне кажется, для христианина вообще не стоит вопрос: ковать или не ковать, приобретать или не приобретать материальное богатство. И дело даже не в том, что духовные ценности – это «сокровище, которое воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6,20). Дело в другом: какой ценой достается любое сокровище? И Христос нас предупреждает: «что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе» (Лк. 9, 25). И Господь еще более проницательно замечает: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). И стоит ли говорить, как тесно бывает сердцу в сокровищнице, заполненной одними материальными благами!

Ну, а приобретать или не приобретать квартиру, строить или не строить дачу, менять или не менять автомобиль, об этом в Священном Писании говорится довольно просто: «довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Советует же апостол Павел римским рабам, сделавшимся христианами: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1 Кор. 7, 20-21).

Так что, никто не запрещает христианину «лучшим воспользоваться». Если есть возможность, купи, построй, поменяй. Нет такой возможности – учись по одежке протягивать ножки, но никогда не пытайся построить собственное благополучие за счет благополучия других.

Ну, а что касается терпения или смирения, то, кажется, наш уважаемый автор путает его с самоуничижением, которое вовсе не является христианской добродетелью. Терпеливо переживать жизненные трудности — не означает чувствовать себя в чем-то униженным. В христианском богословии достоинство человека – это, прежде всего, достоинство образа Божия в человеческой душе. Причем сам этот образ Божий многие святые отцы, например, Макарий Великий, видели в личной духовной свободе человека. Наверное, в Новом Завете слово «свобода» встречается не реже, чем другое великое слово — «любовь». Возьмем хотя бы послания апостола Павла. «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23). О каком самоунижении можно говорить после такой заповеди? Христианин просто обязан защищать свое человеческое доcтоинство, ведь «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). И тот же апостол Павел учит нас, как свое достоинство отстаивать: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21).

И, может быть, автор опять что-то путает, когда приводит в пример сотрудника современного офиса. Нет бы психолога позвать, а еще лучше начальству пожаловаться, а он терпит! А может быть, это великодушие слона, которого водили по улицам в бессмертной басне Крылова? Кажется, сей персонаж вовсе не чувствовал себя униженным. Возможно, в этом принципиальном нежелании заметить лай несчастной Моськи скрывается не слоновья толстокожесть и не змеиная гордыня, а истинно человеческое благородство?

Если говорить предельно серьезно, то все попытки увязать христианство с желанием комфортно обустроиться в жизни обречены на провал. Либо ты христианин и должен быть готов к тому, чтобы от многого отказаться. Либо не следует обманывать ни Бога, ни других людей, ни – самое главное – самого себя и честно признать, что для тебя предпочтительнее уже здесь, в этой жизни получить награду свою. Ведь что такое настоящее христианское смирение, «терпение несчастий», как говорит уважаемый журналист? Это только исполнение заповеди – нести свой крест! Без терпеливого перенесения того, что мы называем ударами судьбы, или без доверия Божию Промыслу невозможно не только спастись, — невозможно в полной мере узнать себя, быть самим собой. И этот закон Креста хорошо знают не только христиане, но и неверующие люди, например, философы-экзистенциалисты, говорившие о том, что только в пограничной ситуации, только на границе жизни и смерти и начинается настоящая жизнь.

Думаю, что для верующего человека нет вопроса, что выбирать: принципиальную бедность или благосостояние любой ценой. Это прекрасно понимал поэт Державин:

Священник Михаил Воробьев,
настоятель храма в честь Воздвижения Креста Господня г.Вольска

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *