правдивая история банды келли актеры
«Подлинная история банды Келли»: как реальная биография 25-летнего австралийского разбойника превратилась в рассказ о травмированном матерью Робине Гуде
Однако «Подлинная история банды Келли» опирается не на дошедшие до нас разрозненные факты, а на роман «Истинная история шайки Келли», за который писатель Питер Кэри получил в 2001 году Букеровскую премию. Это образцовый исторический роман, а не репортаж и не документальная проза, поэтому не нужно удивляться, что и в книге, и в фильме есть масса весьма драматических событий, которых никогда не случалось в реальной жизни. Например, по сюжету фильма мать Неда (Эсси Девис) продает 14-летнего сына разбойнику Гарри Пауэру (Рассел Кроу) — на деле же доказательств этому нет, а Келли и без наставника регулярно совершал мелкие преступления, периодически оказываясь за них в тюрьме. Писатель Питер Кэри в романе встает на сторону главного героя, романтизирует его образ, дает ему жесткий, но эмоциональный голос. Поэтому в фильме неотесанный деревенщина звучит так литературно. Опять же, в реальности все было далеко не так аристократично: даже свое «завещание» — сохранившееся по сей день 56-страничное Jerilderie Letter — Нед, не владевший грамотой, надиктовал другу и компаньону Джо Бирну. В этом послании Келли пытается оправдать свои действия, говорит о коррумпированности властей и полиции и просит о помощи для бедных семей.
Трактовка истории Неда Келли как истории Робина Гуда, кстати, самая популярная: в 2004 году Грегор Джордан снял «Банду Келли» с Хитом Леджером, и там герой тоже несправедливо обвиненный и решивший взбунтоваться. Но режиссер «Подлинной истории» Джастин Курзель, кажется, ни Кэри, ни Неду не верит. Он убежден, что этот австралийский головорез перебил столько копов не справедливости ради. Скорее, его конечная цель была почти такой же, как у Неда Старка, — он всего лишь хотел защитить свою семью.
Курзель рассказывает историю Неда довольно изобретательным киноязыком. Например, когда из-за тяжелого детства и постоянных лишений система моральных принципов Неда Келли дает сбой, ровный кадр превращается в эпилептический мерцающий экран (такой же прием использовал в спектакле «Сказка про последнего ангела» Андрей Могучий, обозначая героиновые приходы главного героя). В «Подлинной истории банды Келли» Нед (совершенно блестящий Джордж Маккей) тоже как будто немного под кайфом: все время полуголый, облаченный лишь в черные кружева, но при этом совершенно не чувствующий холода. Он, как заведенный, шепчет науськанные матерью фразы про семью, сопротивление и новую жизнь, но при этом, кажется, трясется от пожирающих его разногласий.
Режиссер максимально утрировал странность жизни Неда — так, по версии Крузеля, ребята из банды Келли носили платья, потому что «людей пугает все непонятное». Непонятным сначала кажется и этот трехактный фильм-спектакль. Но в третьем акте под названием «Монитор», когда действие достигает пика и Нед пишет свою историю в письме дочери (держим в голове, что писать реальный Келли не умел и дочери у него не было), все вдруг встает на свои места.
Эта часть — самая яростная, самая страшная и самая громкая из всех. Она выпадает из заявленных 1870-х и делает ребят Келли очень современными. Режиссер превращает историю кровавой банды в метафорическую историю бойз-бэнда. Дело юных австралийских разбойников и правда все еще живет в лирике сегодняшних рок-групп (вроде тех же Gallows), которые открыто поют о полицейском произволе. Одна такая песня даже звучит в картине — ее, кстати, Рассел Кроу написал лично. А некоторые роли в «Подлинной истории» сыграли настоящие музыканты (например, роли отца Неда и любовника его матери). Чтобы сплотить актеров, Курзель даже заставил их создать собственную группу и отыграть один концерт.
И все-таки «Подлинная история банды Келли» — не столько о противостоянии бандитов и копов, не о современных Робинах Гудах, не о том, как в человеке одновременно могут жить и хорошее, и плохое. Это история детей, сломленных токсичными родителями, что возвращает нас к большому поп-культурному тренду на осознание психологических травм, — за один из лучших образчиков жанра, «Джокера» Тодда Филлипса, Хоакин Феникс получил в этом году «Оскар». Даже перед своей смертью 25-летний Нед рыдает при виде матери — сильной гордой женщины, которая, безусловно, любила своих детей, но еще больше любила свободу и слепо берегла миф о преданности «семье».
Нед Келли в прочтении Курзеля — не народный герой, а перепуганный обозленный мальчишка, мечтающий о большем; безумный лидер, не особо понимающий, куда ему вести народ; отчаянный мститель в самопальных доспехах. Можем ли мы ему что-то предъявить? Нет. Потому что каждый имеет право рассказать свою историю так, как он хочет. Даже если не умеет писать.
Безумие, панк-рок и содомия. Павел Матяж о фильме «Подлинная история банды Келли»
Хотя не очень понятно, где они взяли банки, чтобы их ограбить. И кому вообще посреди всего этого кошмара могло понадобиться такое достижение цивилизации. Несомненная оригинальность подачи режиссера Джастина Курзеля обрушивается на зрителя с первых секунд фильма и несколько сбивает с толку. Австралия конца XIX века напоминает о «Безумном Максе». Посреди лесов из мертвых деревьев на замерзшей земле стоят грязные лачуги, сделанные из какого-то ржавого мусора. Маленький мальчик (Орландо Швердт), одетый в лохмотья, смотрит в щель между досками на то, как его мама (Эсси Дэвис) отсасывает у сержанта местной полиции (Чарли Ханнэм). Похоже на то, что режиссер Курзель очень хочет реабилитироваться после провального «Кредо убийцы» и его видение истории банды Келли радикально отличается от предыдущих.
Хотя что мы вообще знаем про Австралию? Там вроде бы «Властелин колец» снимали? Это там у них изумрудно-зеленые лужайки и аккуратненькие хоббитские деревушки на берегах тихих речушек, а в домиках милые, дружелюбные фермеры, их прелестные жены и оравы веселых голубоглазых ребятишек? Или это в Новой Зеландии? На самом деле, конечно, ни в Австралии, ни в Новой Зеландии ничего подобного нет и никогда не было, но фильм «Банда Келли» 2003 года с юными очаровашками Хитом Леджером и Орландо Блумом во многом способствовал созданию такой иллюзии. Так что все дело тут в режиссуре. И в литературном первоисточнике.
В отсутствие конкурентов Нед Келли был главной австралийской достопримечательностью со времени колонизации континента британцами и оставался ею до тех пор, пока в Сиднее не построили оперу. У патриотично настроенных австралийских писателей и режиссеров было не так много материала для самовыражения. Поэтому про семейство Келли написаны сотни книг и есть множество фильмов, документальных и художественных. Первый из них назывался так же, как и на данный момент последний, – «Подлинная история банды Келли». Его сняли в 1906 году и это, кроме всего прочего, был первый полнометражный художественный фильм в истории. Его потом 20 лет показывали в кинотеатрах во всех многочисленных колониях Британской империи.
Ирония заключается в том, что в большинстве книг, написанных о банде Келли впоследствии, Нед и его многочисленные братья представлены как борцы за свободу против британского колониализма. Фильм «Банда Келли» режиссера Грегора Джордана, поставленный по книге Роберта Дрю, был в том же ключе. Это такая австралийская версия «Храброго сердца». Но Джастин Курзель прочитал другую книгу – «Истинную историю шайки Келли» Питера Кэри. Кэри получил за свою книгу Букеровскую премию, а Курзель решил покончить с замшелыми викторианскими мифами о благородных разбойниках и добавил в эту историю анархии и панк-рока.
Копнул он для этого максимально глубоко и начал с отца Неда Келли, которого отправили в Австралию в наказание за кражу двух свиней. Надо сказать, что тогдашнее население Зеленого континента состояло в основном из таких же бывших каторжников и их потомков. Впрочем, режиссер Курзель не делает обобщений и концентрируется только на малыше Неде, жизнь которого с самых юных лет была по-настоящему ужасна.
Его родители не очень ладили. Может быть, потому, что мать занималась проституцией прямо на семейном ложе Келли, а может, потому, что отец в перерывах между отсидками наряжался в кружевное красное платье. Хотя сажали его не за это, а за систематические кражи домашних животных. С другой стороны, его можно понять – глядя на окружающую домик Келли пустошь, решительно непонятно, чем мама, папа и трое детей там питались.
Из последнего заключения отец Келли не вернулся. 12-летний Нед стал главой семьи и очень скоро пошел по папиным стопам. В тюрьму. Этому способствовал чрезмерно тучный для преступника персонаж Рассела Кроу и яйца того самого сержанта полиции из первого абзаца.
Однако несмотря на то, что звучит это вполне определенно и напоминает одну из ставших в последнее время тривиальностью чернушных историй про маргиналов с депрессивных территорий, фильм Курзеля не так прост. Режиссер работает с несколько другой эстетикой, хотя спутать немудрено. Это не про гопарей, люмпенов и то, как они прозябают в говне на краю мира, а про то, как они из гопарей и люмпенов становятся рок-звездами. Ну, в некотором смысле.
Похоже, что Курзель и его юные персонажи планировали не грабежи и нападения, а театральные представления. И хотели эпатировать публику, а не массово убивать полицейских. Призывать к всеобщему анархическому бунту. Вот только эпатировать там некого. На выжженных австралийских пустошах не оказалось никого, кроме кучки грязных панков и таких же грязных констеблей. Никого, кто мог бы услышать. Ни одного чертового кенгуру даже. Только безумие, панк-рок и содомия.
Смотрите этот фильм в кинотеатрах «Гринвич Синема» и «Пассаж Синема». В прокате с 27 февраля 2020.
Новый криминальный вестерн режиссера Джастина Курзеля «Подлинная история банды Келли» основан на романе Питера Кэри, принесшем автору вторую Букеровскую премию. Кинокомпания ВОЛЬГА выпустит картину в российский прокат 27 февраля 2020. Питер Кэри стал одним из четырех писателей, получивших эту премию дважды за всю историю ее существования. Нед Келли – один из самых противоречивых персонажей мировой криминальной истории, которого многие считали благородным разбойником и реальным Робином Гудом. Узнайте все секреты фильма «Подлинная история банды Келли» (2020): интересные факты о съемках и актерах.
Синопсис
Получивший Букеровскую премию роман Питера Кэри «Подлинная история банды Келли» вышел в 2000 году. Книга рассказывала об одной из самых противоречивых фигур истории Австралии. Теперь же благодаря уникальному видению Джастина Курзеля зрителям представляется шанс познакомиться с историей Неда Келли без излишней сентиментальности. Зрители увидят безжалостный мир, в котором существовал легендарный преступник, и трагичный финал истории жизни Неда Келли.
Это история о превращении мальчика, который больше всего на свете мечтал защитить и обеспечить свою семью, в хладнокровного человека, готового на все, чтобы спасти самого близкого человека – мать.
Картина рассказывает о непростых взаимоотношениях между Недом и его матерью Эллен Келли (Эсси Дэвис) и рассматривает период с детства Неда Келли (Орландо Швердт) вплоть до его смерти (роль взрослого Неда играет Джордж МакКей).
Одиночество Эллен определило дальнейшую судьбу её старшего сына Неда. Она окружила его любовью и заботой, однако чувствовала, что он отдалялся от неё, переполняемый чувствами вины и стыда и мечтами о лучшей жизни.
Неду не давало покоя несправедливое отношение к его отцу Рэду Келли1 (Бен Корбетт). Нед был воспитан знаменитым бушрейнджером2 Гарри Пауэром (Рассел Кроу). Ему приходилось скрываться от законников, таких как сержант О’Нилл (Чарли Ханнэм). Как бы то ни было, Нед Келли отчаянно пытался оставить свой след в истории при помощи пера и пистолета.
Нед Келли, его брат Дэн Келли (Эрл Кейв), а также их друзья Джо Бирн (Шон Кинэн) и Стив Харт (Луис Хьюисон) составили основной костяк банды Келли. Детонатором для Келли стал констебль Фицпатрик (Николас Холт) и непростые отношения между Недом Келли и Мэри Хирн (Томасин МакКензи).
Работа над фильмом
В 2011 году продюсер студии Daybreak Pictures Хэл Фогель встретился с агентом Питера Кэри. Будучи поклонником творчества Кэри, Фогель не смог не обратить внимание на роман «Подлинная история Банды Келли». Он оценил книгу как «исключительную» и начал искать источники финансирования экранизации. Несколько раз ему отказывали. Судьбоносным для будущего проекта стал показ фильма Джастина Курзеля «Снежный город» на Лондонском кинофестивале в 2012 году.
«Я был покорён этим фильмом, – утверждает Фогель. – Это удивительная картина. Многое в «Снежном городе» перекликалось с романом Питера, и я решил обсудить с Джастином возможность съёмок картины «Подлинная история банды Келли».
Курзель к тому времени уже успел по достоинству оценить книгу. «Меня очень заинтересовала возможность вновь вернуться к тому стилю повествования, в котором был снят мой первый фильм «Снежный город», – говорит Курзель. – Кроме того, я очень соскучился по родине. На протяжении пяти лет я жил и работал в Лондоне и отчаянно тосковал по австралийскому ландшафту и культуре родной страны. Я перечитал книгу, которую Хэл передал мне шесть лет назад, и понял, что очень хочу снять по ней фильм».
Фогель в свою очередь заявляет, что именно решение Курзеля взяться за картину стало поворотным моментом в работе. «Когда Джастин согласился занять режиссёрское кресло, отношение к проекту кардинально изменилось, – вспоминает продюсер. – Люди понимали, каким может получиться этот фильм. Когда такая идея, как «Подлинная история банды Келли», оказывается в руках такого режиссёра, как Джастин, фильм может получится феноменальным, и это невозможно не учитывать».
В середине 2012 года представители компании Daybreak предложили продюсеру Porchlight Films Лиз Уоттс поучаствовать в работе над проектом.
«Мы с Винсентом Шиэном встретились с Хэлом в не по сезону дождливый день в Каннах, – вспоминает Уоттс. – Позднее, во время кинофестиваля в Торонто, мы переговорили с партнёром Хэла Дэвидом Окином. С проектом нас познакомили Тесса Росс и Роуз Гарнетт из компании Film4, которые на тот момент работали вместе и уже приступили к фильму. Daybreak подыскивали австралийского партнёра, а нам очень понравился роман Питера Кэри. Я, признаться, ждала того момента, когда у читателей откроются глаза на истинное значение Неда Келли в истории Австралии. Питер сделал историю очень эмоциональной и красивой. Я в восторге от предыдущих работ Джастина. Я понимала, что он сможет передать всю оригинальность и неоднозначность истории».
Курзель приступил к работе над фильмами «Макбет» (по заказу Film4) и «Кредо убийцы». Тем временем, Уоттс и Фогель обратились к сценаристу «Снежного города» Шону Гранту с предложением написать сценарий фильма «Подлинная история банды Келли».
«Признаюсь, сперва меня захлестнул страх, но я привык заставлять себя смотреть в лицо опасности, поэтому согласился», – утверждает Грант. Впрочем, ему, как и Курзелю, потребовалось некоторое время на размышление. Сценарист хотел, чтобы появилось чувство, что этот фильм действительно нужно снять. Одного прочтения книги оказалось достаточно, чтобы развеять все сомнения сценариста.
Говоря о работе с Курзелем, Грант отмечает, что у них общие интересы, любовь к честности и открытости. Грант понимал, что Курзель будет подходить к съёмкам фильма с теми же принципами, и это убедило его взяться за работу.
«Я знал, что Джастин не будет снимать фильм так, как это уже делали до него, – говорит сценарист. – Для меня нет ничего страшнее повторов. Я всегда спрашиваю себя: «Почему эту историю необходимо рассказывать сейчас? И почему её вообще стоит рассказывать?» Я знал, что Джастин не будет искать компромиссов, что он скажет: «Наш Нед Келли не будет излишне вежливым».
Кинематографисты по достоинству оценили роман Питера Кэри. В книге они нашли не только увлекательный сюжет и подробнейшие описания локаций и персонажей, но и более глубокие темы, которые были достойны перекочевать в фильм «Подлинная история банды Келли».
«Неда прежде часто изображали героем, а меня больше интересовала тёмная сторона его личности – как он стал таким, каким был, и почему, – продолжает Грант. – Я работал над сценарием несколько лет, и за это время в СМИ было много сообщений о терроризме, о людях, которых преследовали за культурные различия, за их национальность, за их гражданство. Когда за человеком охотятся слишком долго, рано или поздно он решает прекратить эту погоню, даже если ради этого придётся спалить весь мир».
«Я хотел показать Келли таким, каким он был на самом деле, – добавляет Грант. – В нём было и хорошее, и плохое, но был ли он хорошим или плохим – пусть решает зритель». «В Австралии творился настоящий геноцид, – рассказывает режиссёр. – Власти совершали множество преступлений, поэтому грань между хорошим и плохим тогда была весьма размыта».
Именно название книги «Подлинная история Банды Келли» стала основной причиной, по которой кинематографисты взялись за экранизацию. «Немалая часть фильма посвящена выяснению, что правда, а что – нет, – объясняет Курзель. – Мы наглядно демонстрируем, что ваша история, ваше прошлое и ваши поступки могут быть без труда искажены».
Режиссёр продолжает: «В фильме Гарри Пауэр говорит Неду: «Всегда убедись, что ты сам – автор своей истории, потому что Англия может ее взять и испортить». Я подумал, что эта фраза могла отпечататься в памяти юного Неда, так что он навсегда запомнил: важны слова, записи и документы».
К работе над проектом подключились компании Screen Australia и Film Victoria, Film4 продолжала работу над сценарием, проводила различные подготовительные мероприятия, в том числе, подбор натуры в Виктории (Австралия). Были получены разрешения на съёмку в Мельбурнской тюрьме, в Государственной библиотеке, в Уонгаратте, на горном хребте Данденонг, в Мэрисвилле, в Гленроване и в красивом старом доме Минтаро. Поскольку локации наглядно отражали особенности родины Неда Келли и играли немаловажную роль в книге Кэри, Курзель и продюсеры подыскивали места, которые бы наилучшим образом передавали атмосферу «Подлинная история банды Келли».
«Площадкой Келли» Курзель называл Удивительное место под названием Уинтон Уэтлендc. Это место имело большое значение для туземцев. Старейшины местного племени рассказали кинематографистам, что это было место сбора сотен аборигенов. Во времена Келли там находился оазис, предоставляющий путникам убежище, пищу и воду. По легенде, место было проклято – почва высохла, затем погибли деревья. Однако потом оазис вновь заселили различные представители флоры и фауны. Сейчас историческое место реконструируют, но оно сохранило удивительную готическую атмосферу, став идеальной локацией для строительства дома Келли. «Мы увидели эту локацию во время одного из первых рейдов и были поражены до глубины души, – вспоминает Уоттс. – Мы сразу поняли, что локация идеально подойдёт для съёмок и благодаря ей наша картина будет выгодно отличаться от всех других фильмов о Келли».
Именно на этой локации впервые появляется запоминающееся изображение, снятое через прорезь в шлеме Неда Келли – узкая полоска света в кромешной темноте. По поручению Курзеля команда художников и декораторов собрала точную копию доспехов, которые носил Нед Келли во время перестрелки в Гленроване. По толщине сталь доспехов была сопоставима с листами, обшивавшими броненосец «Монитор»3.
«Я был поражён этими доспехами и толщиной стали, – говорит Курзель. – Кроме того, мне не давала покоя эта прорезь в шлеме, которую по аналогии можно сравнить с самим Недом Келли. Вся идея фильма сводится к паре глаз, наблюдающей за происходящим. Этот ракурс ассоциировался для нас с каким-то тревожным предчувствием, которым был пропитан весь фильм. Какие-то кадры и проскальзывающие в сюжете мысли заставляли вновь и вновь возвращаться к этому ракурсу».
«Дом Келли я видел только деревянным сараем, никак не каменной постройкой, – продолжает режиссёр. – Мне хотелось, чтобы он плыл в ландшафте, словно корабль, чтобы каждая деталь, элемент декорации подводил зрителя к трагическому финалу. Мне хотелось, чтобы зрители могли не только заглянуть внутрь шлема, но и увидеть окружающий мир изнутри».
Во время работы в Мэрисвилле Курзелю удалось заснять редкие для кинематографа кадры с австралийским снегом: «Мы поднялись на гору, чтобы снять панораму Мэрисвилля, – вспоминает режиссёр. – Места, по которым, как мы решили, проезжала банда Келли, сильно пострадали от лесных пожаров4, кардинально изменивших ландшафт. В этой локации трагичность странным образом сочетается с красотой, но это сочетание как нельзя лучше передавало суть нашей истории».
Поэзию сюжета должны были передавать и финальные кадры в Гленроване (здесь, в местной гостинице, банда Келли принимает свой последний бой). «Мне не хотелось создавать видимость банального дощатого салуна, – утверждает Курзель. – Нужно было, чтобы Гленрован ассоциировался с раздевалками футбольного клуба, которые отец показывал мне в детстве. Игроки оставляли свои имена на стенах. Нед также вписал своё имя в историю, наравне с другими путешественниками, которые оставляли на стенах свои имена и послания».
По словам Курзеля, Питер Кэри создал в своём романе мир без чёткой привязки к какой-то конкретной эпохе. Персонажи могут показаться вполне современными. «Мне кажется, самым важным является силуэт, – говорит режиссёр. – Силуэты австралийцев, которые я видел в 1970-х и 1980-х, особенно мужские, были очень похожи на силуэты 1870-х. 70-е и 80-е годы прошлого века был моим любимым периодом австралийской музыки, искусства и моды. Оставалось найти общие мотивы с 1870-ми».
«Цель состояла в том, чтобы не привязываться к какой-то конкретной эпохе и попытаться взглянуть на героев отвлечённо, – добавляет Курзель. – Я находился под впечатлением от внимания к элементам одежды и цветовой гамме – было в них что-то сексуальное. Поэтому я решил одеть Эллен Келли в штаны и обуть в ботинки, а не в типичные для той эпохи пышные юбки и корсеты, чтобы она напоминала Патти Смит» 5.
Узнайте интересные факты о фильме «Подлинная история банды Келли» с датой выхода в России в 2020 году; смотрите трейлер и кадры со съемок с талантливыми актерами, новыми лицами молодежного кино.