правда жизни русской армии в севастопольских рассказах л н толстого
Правда жизни русской армии в “Севастопольских рассказах” Л. Н. Толстого
Толстой родом из дворянской семьи и относился к высшему обществу Петербурга, но это высшее общество он не любил из-за его постоянного обмана и ненастоящих чувств. Толстому ближе был про стой народ. И Толстой решил в своих рассказах показать всю правду войны.
Рассказать, где, кто и как воевал.
В высших кругах общества царило всеобщее восхищение войной, были слышны восторженные речи, хотя никто из тех людей, кто эти речи произносил, в войне не участвовали и представления не имели, что там на самом деле делается. А Толстой в “Севастопольских
Людей, чтобы за ними ухаживать, не хватало, медикаментов не было, людей оперировали без обезболивающих средств, везде стоял запах гнилого мяса, везде были слышны стоны и крики. И Толстой с горечью показывает, в каких условиях находятся люди, которые отдают свою жизнь за свободу Севастополя. Но, несмотря на такие условия существования, в их душах живет
В своих рассказах Толстой рассуждает об этой войне. Зачем она нужна? Кому она нужна?
Никто из этих солдат ничего не получил, ими воспользовались, искалечили им жизнь и выбросили. Никто из них не требует какого-нибудь вознаграждения. Для них лучшая награда – это их жизнь.
А люди, имеющие высокое звание, не получили и царапины, хотят, чтобы им дали медали за их геройство, компенсацию за их риск быть убитыми или ранеными. Эти люди рассказывают про свои подвиги, про свое бесстрашие,
а все остальные с таким доверчивым и восхищенным лицом их слушают.
“Севастопольские рассказы” сделали Толстого известным писателем. Эта правда поразила всю Россию. К его рассказам все обращались, как к единственному источнику, из которого можно узнать правду о том, что действительно было на войне в Севастополе. Но Толстой не смог всем людям раскрыть глаза на эту войну, а некоторым его правда очень мешала получать медали и компенсации.
Толстой понял, что его попытка обратиться к государственным чиновникам бесполезна, но он не переставал показывать правду в других произведениях.
Related posts:
Правда войны в “Севастопольских рассказах” Толстого
Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни.
Толстой бескомпромиссно осуждает войну. “Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?” Осенью 1853 года началась война России с Турцией, Толстому разрешено было перевестись в Севастополь. Попав в осажденный город, Толстой был потрясен героическим духом войска
В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами…
Но как много дают эти картины! Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ, драгоценное для историка показание участника.
Первый рассказ говорит о Севастополе в декабре 1854 года. Это был момент некоторого ослабления и замедления военных действий, промежуток между кровавой битвой под Инкерманом и под Евпаторией. Но если могла несколько поотдохнуть и поправиться полевая русская армия, стоявшая в окрестностях Севастополя, то город и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово “покой”.
Солдаты и матросы трудились под снегом и проливным дождем, полуголодные, истерзанные.
Толстой показывает, как используют солдаты короткое перемирие, чтобы убрать и захоронить убитых. Неужели враги, только что в яростной рукопашной борьбе резавшие и коловшие друг друга, могут так дружелюбно разговаривать, с такой лаской, так любезно и предупредительно относиться друг к другу? Но и здесь, как и везде, Толстой предельно искренен и правдив, он очевидец, ему не надо придумывать, домысливать, действительность намного богаче фантазии.
Живущих привычной жизнью. Они не осознают себя героями, а выполняют свой долг. Без громких фраз, буднично, эти прекрасные люди вершат историю, порой “уходя” в небытие.
Толстой показывает, что только превосходство союзников Турции в военной технике и материальных ресурсах физически сломило бесстрашных русских героев.
Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей, мужественно воспринявших отступление русской армии из Севастополя.
Новаторство Л. Толстого в изображении войны, реализм, художественные достоинства “Севастопольских рассказов” снискали высокую оценку современников.
Некрасов писал: “Достоинства повести первоклассные: меткая, своеобразная наблюдательность, глубокое проникновение в сущность вещей и характеров, строгая, ни перед чем ие отступающая правда…” Не в этом ли кроется секрет неослабевающей популярности рассказов Толстого, полных патриотического пафоса и, несмотря ни на что, великого призыва к миру, отрицания войны как убийства.
Related posts:
Урок «Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого
Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя.
Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты.
На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
Задача : показать, кто же, по мысли писателя, истинный герой севастопольской эпопеи, выявить основные приёмы изображения солдат, офицеров, сражений.
Тип урока : интегрированный (литература, история)
Форма работы : групповая
Оборудование, наглядность: Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»,
Методические приемы организации урока:
Опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения, подготовка докладов и сообщений, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение
Опережающее задание учащихся по группам:
историки – готовят сообщения о событиях того времени;
биографы – биографические материалы жизни Л. Н. Толстого;
литературоведы – обобщение материала, выразительное чтение отрывков из текста для работы;
художники – подбирают репродукции картин о Крымской войне.
(Слайд 3) Эпиграфом к уроку по праву могут считаться слова: «Они защищали себя, Они защищали Родину, Они защищали нас, Ещё не родившихся»
Подумайте, каковы цели наших уроков? (После ответа учащихся – Слайды 4, 5)
В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: (Слайд 6)
Кто является истинным героем «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого и Что такое война в понимании писателя?
— Как Л. Н. Толстой попадает в воюющий Севастополь?
В 1851 году Л. Н. Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подаёт прошение об отставке и получает отказ. Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию, как он сам объяснял впоследствии, «из патриотиз ма». Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Он хотел издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Чтобы иметь на издание журнала деньги, в 1854 году писатель продал на своз родительский дом в Ясной Поляне. Николай I издание журнала не разрешил. В мае 1855г. Толстой был назначен командиром горного дивизиона и принимал участие в битве при Черной речке. Он не бросил литературных занятий. Здесь и были написаны «Севастопольские рассказы».
— Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?
Айвазовский « Осада Севастополя»
Эпизод из жизни осажденного города во время Крымской войны (1853-1856). Айвазовский неоднократно приезжал в Севастополь, устраивал выставки своих произведений, выслушивал отзывы, консультировался с очевидцами и героями сражений. На картине городские сооружения занимают незначительную часть композиции, светлыми пятнами выделяется на изорванных утесистых берегах. Ювелирно, как на миниатюре, выписаны отдельные строения. Город одинок в своей беде. Справа — огромное, необозримое горное пространство, слева—уходящее за горизонт море. О военных действиях напоминают многочисленные взрывы, дым от которых рассеялся в небе, мачты затопленных кораблей у входа в Северную бухту, фигуры воинов.
— Дайте историческую справку о причинах и начале обороны Севастополя.
В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меньшикова. Отступая, она покинула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меньшиков нагло ответил: «Положите себе его в карман». После неудачи русских войск в сражении на реке Альме главнокомандующий князь А. С. Менщиков приказал армии отступить в глубь Крыма. Севастополь оказался уже тогда обреченным.
Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.
1. Рассказ: «Севастополь в декабре месяце»
Первая группа литературоведов :
(Слайд 21) Императрица Александра Федоровна плакала, читая первый севастопольский очерк Толстого, а государь Николай I приказал «следить за жизнью молодого писателя» и даже «перевести его с четвертой батареи в более безопасное место».
описании фурштатского солдата ;
посещении госпиталя и операционной;
описании 4-го бастиона.
Беседа по вопросам:
О чем этот рассказ Толстого?
С кем встречается, беседует только что прибывший в осажденный город?
Расскажите о защитниках Севастополя.
В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны?
Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре. У боевого пехотного офицера на сапогах «стоп танные в разные стороны каблуки», старая шинель стран ного лиловатого цвета, в блиндаже грязная постель с сит цевым одеялом, а из узелка с «провизией», когда он отправ ляется на бастион, торчит «конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой». У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели — в отли чие от интендантских казнокрадов и штабных щеголей.
На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников обороны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти!
Академик Е.Терле называл «Севастопольские рассказы» правдивым историческим документом, современники воспринимали их как «корреспонденции с театра военных действий». Печатались они в журнале «Современник».
А как называется жанр литературы, который предполагает документальную достоверность?
— Но все-таки свое произведение он назвал рассказами. Почему?
(Потому что он показал, что такое война в ее настоящем выражении, описал не только поступки героев, но показал отличие истинного героизма от ложного).
Вывод: Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в «…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа». Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти»
Рассказ «Севастополь в мае».
Весной опять начались бомбардировки города. После одной из них, особенно продолжительной и ожесточенной, союзники двинулись на штурм. Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось выйти к нему с тыла и захватить несколько домов на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения внесла отчаянная атака роты саперов, случайно оказавшихся рядом. Подоспевшими подкрепле ниями неприятель был выбит с окраин города. Англичане, шедшие на штурм Третьего бастиона, были остановлены в 400 м от цели.
Вторая группа литературоведов
Толстой сосредоточивает внимание на лицах «аристократического» круга, показывая их тщеславие, которые обусловлены средой и воспитанием. Предметом анализа Толстого становятся противоречия побуждений и поступков, предрассудков и природной нравственности. Мы видим, что изб алованный «аристократ» князь Гальцин оказывается способн ым испытать «ужасный стыд» за себя, вдруг ощутив собственную неправоту перед безмолвно выносящими свои страдания солдатами.
— Остановимся на таких моментах рассказа:
рассуждения о пехотных офицерах;
сцена, когда офицер укоряет солдата;
описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых. (Слайды 36 – 39)
Беседа по вопросам:
перечислите героев второго рассказа.
Как воюют офицеры и юнкера? (Калугин, Гальцин, Непшитшетский).
С какой целью автор создает образ десятилетнего мальчика, собирающего цветы?
В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристокрстического» офицерства и простых защитников?
— Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократического офицерства и высших сфер военного руководства. Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они обороняют свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократического про исхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохра нения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показ ная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечест вом, либо желанием получить награду. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод «диалектики души».
Вывод: Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия».
Третья группа литературоведов
Третий из «Севастопольских рассказов» — «Севастополь в ав густе 1855 года» — посвящен последнему периоду обороны. Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ ге роического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося : «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».
Остановимся на таких моментах рассказа
описание места битвы;
рассуждения о природе подвига;
рассказ о Мельникове, братьях Козельцовых;
страницы описания штурма.
Беседа по вопросам:
С какими новыми героями знакомит нас Толстой?
Расскажите об их судьбах.
Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?
— В третьем рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обо роны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. Сле зы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам.
Последний севастопольский рассказ был дописан в Петербурге, куда Л. Н. Толстой приехал в конце 1855 года уже прославленным писателем. В июле 1855г. Толстой был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», а в конце года – серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 годов».
Историки: Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунк том Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь во енный флот и укрепления на Черном море.
— Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как со стояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного — не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она «есть сумасшествие», и если «люди делают это сумас шествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать».
Вот так увидел лицо войны художник Василий Васильевич Верещагин, участник трех войн.
Свою картину он назвал «Апофеоз войны». На раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
В словаре С.И.Ожегова слово «апофеоз» имеет два значения:
прославление, возвеличение чего-нибудь.
торжественная, заключительная сцена театральных представлений.
— В каком значении употребил слово художник?
— Какую мысль стремится передать художник?
— А теперь подведем итог всему тому, о чем мы говорили на уроке о «Севастопольских рассказах». Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? Что такое война в понимании Л. Н. Толстого?
народ и война – главная тема рассказов, и она связана с темой русского национального характера.
главный герой Севастопольских событий – простой народ, правдиво показанный писателем.
Война, правдиво показанная Толстым, — «в крови, в страданиях и смерти», внушает читателю мужество и стойкость, но показана она без восклицательных фраз.
именно народ, массы, как считает Толстой, решают главные вопросы истории, определяют судьбу государства.
Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».
— Так будем же верить в Россию, будем любить ее так, как любили защитники Севастополя и как любил ее Лев Николаевич Толстой.
— Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?
(Лермонтов в стихотворениях «Бородино» и «Валерик»)
Домашнее задание: История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы.
Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Материалы для выставки в школе
История России. Конец 17-19 век. В. И. Буганов, П. Н. Зырянов. Учебник для 10 класса
«Литература в школе».
Лебедев Ю.В. Русская литература. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2012
Правда войны в “Севастопольских рассказах” Толстого: краткое содержание
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой много размышлял о войне: её назначении для человечества, её кровавой сущности и ущербе, который она несёт всему живому. Толстой осуждал любые вооружённый конфликты, не находя оправдания ни одному из них. Однако воинский долг перед родиной вынуждал будущего писателя участвовать в кровопролитиях, которые он ненавидел. Лев Николаевич так и не смог понять, зачем люди убивают друг друга. Можно сказать, что именно многочасовые размышления о войне и подтолкнули его к писательскому труду.
В 1853 году Российская империя начала войну с Турцией. Вскоре Льву Николаевичу был разрешён перевод в Севастополь, оказавшись в котором будущий писатель понял, что настоящее человеческое мужество и патриотизм он может увидеть только в этом городе. В письмах к брату Толстой уверял, что такого героизма не существовало даже среди древних греков. Доблесть соотечественников заставила Льва Николаевича взяться за перо и написать свой первый рассказ.
Начинающий писатель хотел изобразить войну такой, какая она есть, оставив за кулисами гарцующих генералов, барабанный бой и развивающиеся знамёна, свойственные военному параду и не имеющие ничего общего с ожесточённой, кровопролитной борьбой одного народа с другим. Толстой хотел запечатлеть войну непосредственно на поле боя, изобразить раненные и обезображенные тела воинов. Рассказ должен был стать назиданием для будущих поколений, вызывать у потомков отвращение к войне и всей её атрибутике. Лев Николаевич пытался создать не художественное произведение, а исторический документ, который мог бы служить историку.
Осада города
Севастополь зимой
Первый из рассказов о Севастополе повествует о событиях декабря 1854 года. Один из героев рассказа, матрос, которому оторвало ногу, совершенно не обращает внимания на своё изуродованное тело и просит санитаров, несущих его на носилках, дать ему возможность увидеть залп российской батареи. Матрос радуется тому, что у русских воинов достаточно сил ещё на двое суток. Жёны бойцов полностью разделяют участь своих мужей и стойко переносят лишения и голод.
Севастополь весной
Второй рассказ был написан в конце весны-начале лета 1855 года. В мае город пережил кровавую битву. Осаждавшая армия пыталась захватить 3 стратегически важных укрепления. Боевые действия в конце весны 1855 года были настолько ужасны, что автор избегает прямых описаний кровопролитий. Более всего писателя впечатлили короткие перемирия между битвами, во время которых можно было унести с поля раненных и тела павших воинов. Российские солдаты дружелюбно и даже ласково беседовали со своими недавними врагами, отвечавшими такой же любезностью. Ещё одна цель автора – предотвратить в своём читателе ненависть к вражеским воинам. Эти люди, безусловно, не хотят воевать. Тем не менее, они обязаны защищать интересы правителей.
Севастополь летом
События третьего рассказа происходят в конце лета 1855 года. Август стал самым страшным месяцем осады Севастополя. Автор показывает презрение своих соотечественников к смерти. Бомбардировки никого не пугают.
Признание таланта
Начинающий писатель и не ожидал, что его первое произведение принесёт ему такую известность. «Севастопольские рассказы» начали печатать в журнале «Современник» летом 1855 года. Некрасов был одним из первых, кто оставил положительный отзыв о новом произведении. Писатель отметил в своём молодом собрате по перу «своеобразную наблюдательность» и «ни перед чем не отступающую правду». В одном произведении Толстой нашёл место и для пафоса патриотизма, и для полного отрицания вооружённых конфликтов и отчаянного призыва к мирному сосуществованию.
Задолго до Толстого попытку правдиво описать войну предпринимал М. Ю. Лермонтов. Однако попытка эта оказалась настолько робкой, что Лермонтову так и не удалось до конца осуществить задуманное. Новаторство Толстого заключается в том, что в центре своего повествования он поместил человека и его ощущения. Сам писатель смог вернуться с войны живым и невредимым. Но к огромному количеству его современников судьба не была так благосклонна. Автор пытается увидеть поле боя не только своими глазами, глазами человека, которому суждено сохранить жизнь и здоровье, но и глазами тех людей, которые обречены закончить жизнь среди ужасов войны.
Молодой новатор
Показать человека из народа настоящим героем – безусловное новаторство. Многие во времена Толстого полагали, что храбрость, героизм и мужество свойственны только представителям дворянства, людям с «голубой кровью». «Простые смертные» подобны животным, не способным на глубокие чувства. Толстой видит в обычном матросе человека, достойного восхищения не меньше, чем генерал.
Рядовой солдат навсегда останется на поле сражения. О его подвиге никто не вспомнит. Все почести достанутся генералу, который будет гарцевать перед восхищённой толпой на военном параде. Задача автора – прожить несколько жизней, чтобы показать читателю разные типажи и характеры, не акцентируя внимания только на «высокопоставленных» воинах.
Особое место в «Рассказах» Толстого занимают предсмертные размышления героев. Жизнь нередко становится однообразным сном, в котором человек играет роль стороннего наблюдателя. Только перед лицом смертельной опасности наступает пробуждение. Человек начинает чувствовать себя здесь и сейчас, понимая, что его жизнь подошла к концу, и уже через несколько секунд он не будет ни видеть, ни слышать окружающий его мир. В эти последние мгновения чувства особенно обостряются, события жизни одно за другим проносятся перед глазами. Последние минуты бытия наиболее осознанны.
И снова о войне
Размышляя о войне, Толстой не остановился на «Севастопольских рассказах». Первое произведение стало подготовкой к более масштабному литературному труду – роману «Война и мир». По мнению Б. М. Эйхенбаума, «Рассказы» можно смело назвать этюдами к самому объёмному роману Л. Н. Толстого.
Завершив работу над своим первым произведением, молодой писатель понял, что не должен останавливаться на достигнутом. Его «Рассказы» привлекли к себе огромное внимание. Публика не осталась безучастной, а значит, его послание человечеству было услышано. Толстой усложняет задачу. Теперь он должен не просто описать поля сражений. Ему необходимо рассказать о жизни людей в тылу. Великий русский писатель не знал, что война с Турцией – не последнее испытание для России. Впереди ожидало чудовищное кровопролитие середины ХХ века.