правда жизни героев на дне
Три правды в пьесе “На дне” Горького в таблице
Три правды в пьесе «На дне» Горького занимают особое место в повествовании. Бубнов, Лука и Сатин имеют свое представление о том, что такое правда.
Бубнов
Правда для Бубнова – это правда факта. Персонаж утверждает, что никто не должен лгать, что все люди должны «валить» только правду, даже если она окажется тяжелой для человека, который ее услышит. Высказывания каждого человека, по мнению Бубнова, должны строиться как неоспоримый факт. Герой не воспринимает ложь в любом ее проявлении.
Лука считает, что ложь может давать человеку надежду. Герой придерживается позиции лжи во спасение. Пьянице Актеру Лука говорит об особом городе, в котором он излечится от алкоголизма и изменится к лучшему. Умирающей Анне Лука рассказывает о том, что она после смерти обретет настоящий покой. Насте, стремившейся к обретению любви, Лука говорит то, что она обязательно добьется того, во что верит. Герой, появившийся в ночлежке, пытается поддержать каждого, кто находится на «дне».
Правда Луки заключается в милосердии и сострадании. Она построена на любви ко всему человечеству. Герой стремится каждому жителю ночлежки дать надежду на лучшую жизнь, а ложь становится орудием. Лука не согласен с позицией Бубнова, он считает, что одной только правдой нельзя вылечить душу человека.
Сатин
С позицией Луки не согласен Сатин. Он является выразителем 3 правды. Сатин считает, что ложь является религией только рабов и хозяев. Противопоставлена ей правда, именно она является «богом свободного человека». Сатин не поддерживает жалость Луки по отношению к жителям ночлежки, герой считает, что ложь, покрытая жалостью, никому не поможет, что человека нужно не жалеть, а уважать.
Таблица
Чтобы понять разницу в понимании истины разными героями, рассмотрим таблицу «Три правды («На дне»)», построенную на цитатах.
Бубнов
Лука
Сатин
«А я вот… не умею врать!»
«Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь»
«Человек – вот правда!»
«По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
«Любить – живых надо… живых»
«Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!»
«Человека приласкать – никогда не вредно»
«Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»
…жалеть людей надо!… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает.
«Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»
«Потому-то всякого человека и уважать надо»
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Три правды в пьесе «На дне» Горького», рассмотрит размышления Бубнова, Луки и Сатина по поводу правды и лжи в жизни человека.
Три правды в пьесе Горького «На дне»
Автор: Guru · 03.10.2016
Пьеса «На дне» была написана 15 июня 1902 года, на сцене её премьера состоялась 31 декабря того же года. Она сменила множество названий в процессе разработки и преодолела множество препятствий в связи с цензурой в русских театрах, однако осталась интересной по сей день, ведь в ней можно встретить правду о жизни «бывших людей», то есть социальных низов общества, отсюда и выходит её название, к которому мы так привыкли.
Можно много рассуждать по поводу того, почему Горький не оставил ей название, например, «Без солнца» или же «Ночлежка», но интереснее всего, на мой взгляд, поговорить о конфликте этой пьесы.
Хочу начать с того, что в пьесе мы можем заметить три «правды», каждая из которых по-своему верна, именно они составляют конфликт произведения.
«Правда» странника Луки в том, что если для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ему нужно лгать, ибо это будет являться ложью во благо. Без нее человек может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе, так как утешение нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть его жизненную позицию. Например, герой считает, что: «Во что веришь, то и есть».
Третья «правда» заключается в том, что нужно говорить всё прямо, как есть и это — правда Бубнова. Он считает, что нет смысла врать, так как всё-равно все рано или поздно умрут.
Каждый человек сам для себя решает какая «правда» ему ближе, но самое сложное — сделать правильный выбор, ведь от него может зависеть жизнь человека, а то и сотни людей. Я считаю, что правда, предложенная Сатиным, ближе мне, так как я думаю, что человек всегда должен осознавать свою ценность и быть уважаемым. Ложь же будет существовать всегда, хотим мы того или нет, ведь без зла, как известно, не было бы и добра. Однако нельзя культивировать ее и превращать в идею, оправдывая иллюзорным благом. У каждого свое понимание «блага», и если мы начнем друг-друга обманывать ради достижения «высшей» цели, то посеем одно лишь зло. Спор, чья правда правдивее, решится силой, и будет уже не до уважения и ценности человеческой жизни и личности.
Лука уходит, как и абстрактные идеалы под давлением реальной жизни. Что он, бродяга и нищий, может посоветовать людям? Чем помочь? Только вселить губительную напрасную надежду, которая, уходя, разобьет человека вдребезги.
В заключении хочу написать о том, что честный человек гораздо сильнее и добрее лжеца: он неравнодушен, если пытается найти истину и показать ее вам, а не скрыть или «не заметить» из банального безразличия к вашей судьбе. Враль безответственно и хладнокровно пользуется доверчивостью и предает ее, а честному человеку приходится пробиваться сквозь броню недоверия и действовать напрямик ради вашего блага. Он не использует вас и не дурит, чтобы развлечься. Лука тоже не был ни расчетлив, ни смешлив, но был далек от реальной жизни и погружен в собственные иллюзии. Сатин – реалист, он повидал на своем веку больше. Эдакий блудный сын на своем опыте изведал, как человек нуждается в уважении и правде, которая, как знать, могла бы предостеречь его в свое время от фатальной ошибки.
Три правды в пьесе “На дне” Горького
Три правды в пьесе «На дне» Горького занимают особое место в повествовании. Бубнов, Лука и Сатин имеют свое представление о том, что такое правда.
Бубнов
Правда для Бубнова – это правда факта. Персонаж утверждает, что никто не должен лгать, что все люди должны «валить» только правду, даже если она окажется тяжелой для человека, который ее услышит. Высказывания каждого человека, по мнению Бубнова, должны строиться как неоспоримый факт. Герой не воспринимает ложь в любом ее проявлении.
Лука считает, что ложь может давать человеку надежду. Герой придерживается позиции лжи во спасение. Пьянице Актеру Лука говорит об особом городе, в котором он излечится от алкоголизма и изменится к лучшему. Умирающей Анне Лука рассказывает о том, что она после смерти обретет настоящий покой. Насте, стремившейся к обретению любви, Лука говорит то, что она обязательно добьется того, во что верит. Герой, появившийся в ночлежке, пытается поддержать каждого, кто находится на «дне». Правда Луки заключается в милосердии и сострадании. Она построена на любви ко всему человечеству. Герой стремится каждому жителю ночлежки дать надежду на лучшую жизнь, а ложь становится орудием. Лука не согласен с позицией Бубнова, он считает, что одной только правдой нельзя вылечить душу человека.
Сатин
С позицией Луки не согласен Сатин. Он является выразителем 3 правды. Сатин считает, что ложь является религией только рабов и хозяев. Противопоставлена ей правда, именно она является «богом свободного человека». Сатин не поддерживает жалость Луки по отношению к жителям ночлежки, герой считает, что ложь, покрытая жалостью, никому не поможет, что человека нужно не жалеть, а уважать.
Таблица
Чтобы понять разницу в понимании истины разными героями, рассмотрим таблицу «Три правды («На дне»)», построенную на цитатах.
Бубнов
Лука
Сатин
«А я вот… не умею врать!»
«Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь»
«Человек – вот правда!»
«По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
«Любить – живых надо… живых»
«Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!»
«Человека приласкать – никогда не вредно»
«Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»
…жалеть людей надо!… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. »
«Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»
«Потому-то всякого человека и уважать надо»
В чем “правда” и “свобода” персонажей В пьесе “На дне”?
Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился “рабом вещей”, падала ценность личности.
В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения.
Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои – вымышленные.
В пьесе ” На дне ” Горький показывает уже совершенно другой тип людей – людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса “На дне” – это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки.
Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею.
Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы “На дне”. Первое, что бросается в глаза, – это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений (“Дура ты, На-стька…”).
Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном. Даже
Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях.
С одной стороны – правда их будничной повседневной жизни, правда “дна”, и с другой – правда, которую они хотели бы видеть. Это правда “вымышленная”. И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.
Клещ. Врешь! Обвенчаешься с Абрамкой…
Квашня. Козел ты рыжий! Туда же – врешь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово?”
Клещ. Велика барыня. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь…
Квашня. Конечно! Если бы… как же!
Ты вон заездил жену-то до полусмерти…
Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело…
Квашня. А-а! Не терпишь правды!”
Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки.
Клещ обнажает правду реальную.
“Клещ. Какая – правда! Где – правда?
Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда!
Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда?
Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она правда.
Говорите тут – правда! Ты, старик, утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята!
Понял? Пойми! Будь она проклята!”
Конфликт правд – это конфликт реального настоящего и гипотетического бу-дущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку.
Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды в пьесе перекликается с темой веры.
Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит.
“Лука. Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я – знаю… Я – верю!
Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!” Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны.
И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность.
Есть такое высказывание Горького: “Правда – бог свободного человека”. Но если говорить о героях пьесы “На дне”, то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободны, хотя они и босяки.
А для Горького герой-босяк, цыган и другие – герой свободный. Но персонажи пьесы “На дне” не хотят свободы. Им не нужна эта правда “свободного человека”.
Многие считали, что пьеса “На дне” – это “буревестник революции”. В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому, что в таком обществе больше нельзя жить. Герои “На дне” не могут поднять вновь на уровень нормальной человеческой жизни.
Например, Актер. Он старается вырваться из этого мира, но все равно не способен бороться, а значит – не может жить.
Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать. В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.
Related posts:
Три правды. Цитаты о правде Бубнова, Луки, Сатина
Высказывания героев пьесы «На дне» о правде и лжи
Три позиции действующих лиц книги М. Горького выражены в цитатах, по которым видно их отношение к тому, что такое правда, нужна она или нет, и когда оправдана ложь. Разговор происходит в третьем акте пьесы, после рассказа Луки о двух бродягах – беглых каторжниках, которые напали на него с топором, вместо того, чтобы попросить хлеба. Обсуждая этот случай, персонажи произведения высказали три точки зрения.
1. Бубнов говорит о том, что правды не надо стесняться и следует её открыто высказывать. Это – честность. Надо быть прямым и открытым человеком, и тогда нет нужды брать то, что тебе нужно, силой, надо обратиться с просьбой и договориться, сотрудничать с людьми.
Бубнов:
А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?
2. Главное столкновение мировоззрений происходит вокруг двух других точек зрения. Первая высказывается, когда Клещ и в поддержку ему Лука говорят, что правда жизни бывает слишком жестока, горька, нужна ли она? Нет, не нужна. Не надо человеку «тыкать» тем, кто он есть и как живёт, надо пожалеть его. Если его положение в жизни не устраивает, окружающим не нужно говорить о нём прямо, надо входить быть снисходительными. Это – сладкая ложь. Однако хотя Клещ не хочет правды о себе, она ему невыносима, но и с ложью он несчастлив.
. Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе.) Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда. (дрожит от возбуждения). Говорите тут – пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она – проклята!
Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил…
3. Сатин отвечает на это, показывая обратную сторону такого мировоззрения, сравнивает две точки зрения. Он говорит, что есть «сладкая» ложь, которую можно оправдать, во имя спасения. Но даже такая «ложь – религия рабов и хозяев», а «правда – бог свободного человека». В связи с тем, что Лука пропал из ночлежки, в четвёртом акте происходит следующий разговор, во время которого Сатин произносит монолог о правде.
Сатин:
Клещ. Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем… Вон князь… руку-то раздавил на работе… отпилить напрочь руку-то придется, слышь… вот те и правда!
Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы – все – скоты! Дубье… молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, – всех хуже. Ты – ничего не понимаешь… и – врешь! Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи… Я – понимаю старика… да! Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!
Барон. Браво! Прекрасно сказано! Я – согласен! Ты говоришь… как порядочный человек!
Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но – еще кое-что знаю! Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем, за его здоровье! Наливай… (Усмехаясь.) Старик живет из себя… он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди. » (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А – для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё – хлам-народ… И вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, – всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди… и все крестьяне… и даже господа – для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!» «Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может… может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!»
Вывод, который можно сделать – горькая правда лучше сладкой лжи, она делает человека сильнее и заставляет его идти вперёд, меняет его положение к лучшему, тогда как самоутешение и самообман заставляют его смириться с несправедливостью и плохой жизнью. Поэтому ложь делает человека рабом, а правда делает его свободным человеком. Стремление к правде – это стремление к свободе.