почему есть ощущение что живешь не своей жизнью
Это странное чувство деперсонализации — дереализации
Возникало ли у вас чувство, что все вокруг кажется нереальным? Ну как будто ты живешь своей жизнью, делаешь свое дело, но это скорее похоже на сон?
Деперсонализация — ощущение нереальности себя или дереализациия — ощущение, что окружающий тебя мир нереален. Это может быть неприятным и очень тревожным переживанием, особенно, когда происходит впервые. И это не редкость для людей, которые борются с сильной тревогой и паническими атаками
Кто-то описывает это ощущение, будто наблюдает за собой вне своего тела, или вы чувствует, что вещи вокруг не являются реальными, или то и другое одновременно. Ощущение обезличивания и дереализации может быть очень тревожным и может показаться, что ты живешь во сне, в странном, необъяснимом и пугающем сне.
Распространенность
Как ни странно, но это достаточно распространенное явление. Многие люди имеют определенный опыт обезличивания или дереализации в разные периоды своей жизни. Но когда это чувство сопровождает вас постоянно или очень долго и снижает качество жизни, это считается расстройством персонализации-дереализации. Это расстройство чаще встречается у людей, переживших травматический опыт.
Симптомы
Люди обычно испытывают затруднения при попытке описать свои ощущения. При это эпизоды деперсонализиции и дереализации могут создавать проблемы во всех сферах жизни пациента. При этом, во время таких эпизодов они отчетливо осознают, что чувство отстраненности – это всего лишь только чувство, а не реальность.
Эпизоды деперсонализации-дереализации могут длиться несколько часов, дней, недель или даже месяцев. У некоторых людей эти эпизоды превращаются в постоянные ощущения обезличивания или дереализации, которые периодически могут улучшаться или ухудшаться.
Примеры симптомов деперсонализации — дереализации:
Эпизоды деперсонализации — дереализации могут сопровождаться симптомами, связанными с:
В каких случаях обращаться к врачу
Эти ощущения не всегда являются причиной для беспокойства. Но постоянные или серьезные чувства отстраненности и искажения вашего окружения или восприятия себя могут быть признаком деперсонализации — дереализации или признаком другого расстройства физического или психического здоровья.
Обратитесь к врачу, если у вас есть ощущение деперсонализации или дереализации, которые:
Факторы риска и причины
Симптомы деперсонализации-дереализации могут быть связаны с детской травмой или другими переживаниями или событиями, которые вызывают сильный эмоциональный стресс или травмы. К факторам, которые могут увеличить риск деперсонализации-дереализации, относятся:
Деперсонализация также является прямым симптомом болезни Лайма, а также других клещевых заболеваний. При подозрении на деперсонализацию требуется анализ крови на поиск антител.
Психологически деперсонализация, как и диссоциация в целом, может рассматриваться как один из типов механизма преодоления трудностей.. Деперсонализация в этом случае бессознательно используется для уменьшения интенсивности неприятных переживаний, будь то что-то столь же легкое, как стресс, или что-то столь же серьезное, как хронически повышенная тревожность и посттравматическое стрессовое расстройство.
Терапия
Основным методом деперсонализации — дереализации является психотерапия. Необходимо, чтобы пациент добился контроля над своими симптомами. Это позволит в идеале позволит полностью от них избавиться. Рутинным методом психотерапии в этом случае выступает когнитивно-поведенческая терапия.
Дополнительно могут быть использованы занятия йогой, арт- терапия, медитация а также акупунктура. Лучший вариант — комплекс из перечисленных методов на каждом этапе лечения. В последнее время используется такой вид психотерапии, как десенсибилизация повторными движениями глаз (EMDR).
В любом случае подобрать оптимальный рецепт и провести лечение может только врач — специалист в этой области. Из своей практики могу сказать, что нет какого-то единого шаблона лечения. Оно очень индивидуальное и эффект в ряде случаев напоминает неожиданную спонтанную ремиссию на фоне терапии в самом начале лечения (на 2-3 сеансе). Но чаще все же требуется время чтобы добиться стабильного улучшения.
Будто живу не своей жизнью: как все исправить
Иногда так бывает, что человек, прожив какой-то отрезок своей жизни вдруг понимает, что он проживаю не свою жизнь, а чужую. Возникает ощущение, что он все это время следовал чужим установкам и жил по сценарию, навязанному другими.
Человек живет не чувствуя себя живым. Он вроде бы что-то делает, общается с людьми, но его не покидает чувство недовольства жизнью. Попытки убедить себя в том, что все нормально, проваливаются. Чувствуешь себя актером, играющим роль.
В большинстве случаев, корень проблемы нужно искать в детстве или подростковом возрасте. Возможно, родители активно навязывали вам свои желания, а может быть бы завидовали своей подруге и неосознанно стали ей подражать или на вас возлагали ответственность на младшего брата или сестру.
Если человек живет не своей жизнью, то ему свойственно критиковать других. Его раздражают чужие успехи. Люди, которые не побоялись рискнуть ради своей мечты вызывают у него недовольство. Вместо радости за успехи близких он испытывает негатив. За этими чувствами может скрываться зависть, вызванная чувством собственной нереализованности.
Скука также может свидетельствовать о том, что человек живет не своей жизнью. Если ему скучно на работе, дома, в кругу друзей или даже в отпуске, вероятно он не выбрал свой истинный жизненный путь. У него отсутствует жизненная мотивация, нет целей и увлечений.
Человека, живущего не своей жизнью, не покидает ощущение, что все идет не так. Все, за что бы он не брался проваливается, ожидания не оправдываются. Его не покидаю мысли о смене работы, окружения, места жительства. Ему кажется, что, как только он сменит обстановку, его жизнь сразу наладится. Чаще всего это иллюзия. Ведь во все эти перемены он берет себя, а от себя убежать невозможно.
Такому человеку сложно достичь карьерных высот даже при условии, что он много и упорно работает. Это может быть связано с тем, что он занимается не тем, что любит. Возможно, выбор его сегодняшней профессии обусловлен не его истинными желаниями, а желаниями близких, например, матери, которая через ребенка пытается реализовать свои мечты.
Человеку кажется, что жизнь проходит мимо. На работе он думает о том, как бы скорее оказаться дома, дома он проводит время в ожидании выходных – и так далее. Он не видит смысла в том, что делает и находится постоянно в ожидании «подходящего момента» не замечая при этом, что думая о будущем, он пропускает настоящее.
Для человека, живущего не своей жизнью, характерно ориентироваться на формальные достижение, такие как деньги и статус. Ему важно вызывать зависть у окружающих демонстрируя достаток и статус. Для того кто выбрал свой путь, важным становится самореализация.
О том, что человек живет не своей жизнью может свидетельствовать наличие зависимости. Алкоголь, еда, шоппинг – все это способы убежать от реальности, в которой человеку не комфортно и пусто.
Но не все так плохо, хорошая новость в том, что никогда не поздно найти себя и вернуться в нужное русло жизни.
Спросите себя, что может сделать вас по-настоящему счастливым, чем бы вы занялись сейчас, если бы финансовая составляющая вас не беспокоила? Возможно, ответ станет для вас неожиданностью, но к нему стоит прислушаться.
Осознайте, что только вы несете ответственность за вашу жизнь и за то, что в ней происходит, поэтому и во всем, что сейчас происходит, стоит винить только себя.
Не сравнивайте себя с подругами и коллегами. Примите себя таким, какой вы есть. Помните, стоит стремиться стать лучше, чем вы были вчера,но не лучше, чем другие.
Научитесь прислушиваться к себе, а не к мнению окружающих. Чаще интересуйтесь у себя, чего именно вы хотите в данный момент. Не бойтесь при этом показаться «какой-то не такой», слабой, беспомощной, зависимой. Не стремитесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле. Оставайтесь собой в независимости от внешних обстоятельств.
Постарайтесь справиться со своими страхами. Поймите, что они мешают вам увидеть себя настоящую. Подумайте, чего вы боитесь больше всего, а затем опишите самый худший вариант развития событий. Это помогает понять, что большинство наших страхов не обоснованы.
Живите настоящим, отпустите прошлое и не витайте в мечтах о настоящем. Нельзя постоянно копаться в прошлом, сделайте выводы и отпустите его. Осознайте, что изменить свою жизнь вы можете лишь в настоящем времени.
Живу не своей жизнью – что делать?
В статье рассказывается:
В определенные моменты людям свойственно анализировать свою жизнь и задавать вопросы: счастливо ли я живу, всем ли доволен, добился ли того, чего хотел. Обычно это происходит в так называемые кризисные периоды, в моменты, когда человек стоит перед выбором или на пороге важных перемен. К сожалению, немногие могут похвастаться тем, что живут в ладу с собой, а ведь это очень важно.
Случалось ли вам слышать выражение «живу не своей жизнью»? Что делать, если ваши представления о благополучии расходятся с реальным положением дел? Ответ прост и в то же время сложен. Научитесь прислушиваться к себе и ставить свои приоритеты выше приоритетов окружающих. Иначе в один ужасный день вы поймете, что живете по каким-то навязанным вам правилам, а это отнюдь не сделает вас счастливым.
Признаки не своей жизни
Вас не устраивают нынешние обстоятельства, вы считаете, что должны играть другую роль в других декорациях. Подспудное недовольство происходящим копится.
Вы опускаете руки и смиряетесь с тем, что в ваших днях нет жизни.
Это и есть основной признак, заметив который, стоит задаться вопросом: «Я живу не своей жизнью, что делать?»
Прислушайтесь к внутреннему голосу, который шепчет вам об этом. Это голос вашей души, она мечтает о трансформации существующих условий вашей жизни.
«У меня семья, дети, ипотека, я не могу все бросить и уйти в свободное плавание! Эта работа дает мне стабильность и уверенность в завтрашнем дне. А вдруг на новом месте мне будет хуже?»
Но в глубине души вы знаете, что это пустые надежды. Переезд ничего не изменит. Ведь куда бы вы ни поехали, вы берете с собой себя. А значит, могут измениться внешние обстоятельства, но никуда не денется внутренний голос, который твердит: «Живу не своей жизнью, что делать?».
То есть в вашей жизни присутствуют занятия, которые захватывают вас и заставляют забыть обо всем. Но являются ли они конструктивными?
Они пришли в вашу жизнь, чтобы отвлечь вас от мысли, что она пуста и бессмысленна, что нужно что-то менять.
Звучит довольно пугающе, однако не падайте духом, если заметили у себя эти признаки.
Если у вас появилось осознание: «Я живу не своей жизнью, что делать?», значит, вы уже встаете на путь исправления ситуации. Если вы поняли, что нужно что-то менять, считайте, что важный шаг уже сделан.
Тест «Своей ли жизнью вы живете?»
(Каждый ответ «да» приносит вам 1 балл, каждый ответ «нет» – 0 баллов)
Если число положительных ответов превышает количество отрицательных, значит, у вас все в порядке. При этом те пункты, где вы ответили «нет», нужно взять на заметку и подумать, какие действия помогут вам изменить этот ответ на «да» в будущем. Если же ответы «нет» преобладают, высока вероятность, что вы живете не своей жизнью, и с этим надо что-то делать. Вам необходимо искать корень проблемы и что-то менять.
Первый шаг к обретению себя
Чтобы обрести себя и зажить своей жизнью, для начала нужно себя узнать, понять, что вы за человек. Это вовсе не так легко, как может показаться! Очень многие люди живут, не понимая себя. Но им непременно нужно выходить из этого состояния. Когда человек познакомился с самим собой, осознал свою истинную суть, только тогда он может реализоваться и стать самодостаточным. Такой человек не терзается ощущением: «Живу не своей жизнью, что делать?».
Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной
Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.
Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.
Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:
Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”
5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели
Руководство “Как построить здоровые отношения”
5 ошибок, которые убивают любовь
Инструкция по поиску своего предназначения
16 вопросов, которые помогут найти свое дело
Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”
7 уроков для достижения жизни Мечты
Чтобы запустить процесс самопознания, задайте себе несколько вопросов и постарайтесь честно ответить на них:
Советуем вам записать полученные ответы и перечитывать их тогда, когда появятся мысли: «Я живу не своей жизнью, что делать?».
Советы по поиску себя
Поможет ли психология, если вы живете не своей жизнью и не знаете, что делать? Безусловно! Психологи и специалисты по личностному росту прекрасно знают, как поступать в таких ситуациях.
Далее мы приводим 15 действенных способов войти в контакт со своим внутренним «Я».
Жизнь в Потоке. Как понять, что ты в Потоке, простой тест!
Еще одна важная рекомендация психологов — подпитываться вдохновением и мотивацией из всех источников, которые вам для этого подходят. Если вы будете делать это регулярно и использовать это вдохновение для изменений своей жизни, тревожные мысли перестанут вас посещать.
5 интересных упражнений для самопознания
Как вы просыпаетесь по утрам, с какими мыслями и настроем? Не думайте, что это пустой вопрос, он поможет вам понять, верным ли путем вы идете в жизни. Если утром вы бодры и полны идей, поздравляем, продолжайте в том же духе. А если вам не хочется просыпаться и начинать новый день, значит, вашу жизнь пора менять. Но как именно? Как понять, какие перемены вам требуются? Разобраться в этом помогут следующие упражнения.
Упражнение 1. Идеальный круг общения
Представьте, что вы можете составить ваш ближний круг из людей, полностью соответствующих вашим интересам и пожеланиям. Рядом с вами лишь те, кто вам нравится, кто вам приятен. Что это будут за люди? Какими качествами характерами они наделены? Чем они занимаются, чем живут? Выполнив это упражнение, вы поймете, каких качеств не хватает вам самому. Ведь для того, чтобы стать лидером и победителем, нужно располагающее к этому окружение, которое будет помогать вам раскрыть потенциал.
Упражнение 2. Дать право голоса внутреннему ребенку
По-настоящему талантливые и успешные люди всегда занимаются любимым делом, даже если кто-то и назовет это ерундой. Они отстаивают свое право на самореализацию именно в той сфере, которая их увлекает. Понять, что это за сфера, что это за любимое занятие лично для вас, можно, если вы вспомните, что любили делать в детстве. Если появилось ощущение, что вы живете не своей жизнью, обратитесь к своему внутреннему ребенку, он подскажет, что делать.
Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней
Вроде всё хорошо, но ощущение, что живу не своей жизнью
Вроде всё хорошо, но ощущение, что живу не своей жизнью
Здравствуйте! Два года назад я вышла замуж по любви вроде как, родила сына, ему уже годик. Вроде бы все хорошо, со стороны друзья и родственники думают, что я удачно вышла замуж.
Я постоянно представляю, что мне снова 18, и я все делаю абсолютно по-другому, что у меня будет прекрасная жизнь. Потом мне становится стыдно, ведь у меня малыш, и я люблю его. Мне часто хочется умереть или заболеть чем-нибудь смертельным, чтобы заснуть и не проснуться.
А в последнее время начала вспоминать все ссоры с мамой, все обидные слова, что она мне говорила когда-то, вспоминала все ссоры с мужем, все свои ошибки и бывшие отношения. Часто начала думать, что это из-за моих родителей я такая разбитая сейчас. Анализирую сама с собой все слова своей матери да и отца и ужасно злюсь на них. Потом мне стыдно, я плачу. Ее слова, когда я была ребенком: Проституткой решила стать? Все лицо жиром заплыло! С..а! Хватит жрать! Не ешь хлеб, не понимаешь, что толстой будешь, я тебе сколько говорю! Все эти слова прям звенят в ухе. Или как отец ударил меня, за то, что не положила достаточно мяса, когда разогревала ему плов.
Да много чего было еще, не хочется все перебирать. Мне было от 8 до 16 лет. Когда я была ребенком и подростком, вместо того, чтобы вразумительно объяснить почему то или иное неправильно, она меня била, можно даже сказать избивала. После 17 прекратились упреки, битье и крики, то ли я начала отпор давать, то ли она поумнела. А вот когда в 20 лет я бросила учебу, чтобы работать и зарабатывать, так как отец не работал, мама и 19-ти летний братишка тоже не работали, только я одна. После этого, мама стала лучшим другом, и я даже и не вспоминала о прошлом. Но я почти возненавидела брата и отца за то, что они ничего не делали, а гонора у них было, особенно у брата.
Я много лет запирала эту обиду и воспоминания, так как постоянно работала по 12 часов в сутки, вся моя юность ушла на работу и зарабатывание денег. Я думала так и должно быть, и что почти все семьи так и живут, и что это норма, но теперь понимаю, что это не так.
Теперь я замужем и мне нравится лишь сам статус замужней, не знаю почему, может зависима от общественного мнения. Иногда хочется забрать сына и уехать как можно дальше от своих родных и мужа. Я не одна, но чувствую себя одинокой и глубоко несчастной. Наверно так живут многие женщины, не знаю. Но смысла в своей жизни я не вижу, я так и не нашла своего места в этой жизни. Я списала все на послеродовую хандру, но понимаю, что после замужества и родов, то что уже во мне было, просто обострилось. Плюс, я начала заедать свое состояние и поправилась на 15 кг, и чувствую себя бегемотом, уродливой, в декрете. Хотя есть ребенок, муж, крыша над головой, мне кажется у меня нет ничего.
Если бы не мой малыш, я даже не знаю, как жила бы сейчас. Либо бы окунулась в работу, либо наложила бы на себя руки. Еще и усугубляет мое состояние то, что муж иногда психует, что у меня были отношения до него. По его понятиям мужчине можно, а у женщины должен быть один единственный, и это муж. Только вот зачем он женился на мне, если я не подхожу под его параметры идеальной жены, мне не понятно. Я просто потеряла себя.
Живу не свою жизнь. Как мне найти себя?
Приблизительное время чтения: 15 мин.
Письмо читателя:
Скажите, пожалуйста, задаюсь вопросом — кто я? Как же найти себя, какая я на самом деле, могу злиться, обижаться, быть неприятным человеком, но могу быть совершенно противоположной. На работе я одна, дома другая, с друзьями третья, еще в каком-либо месте четвертая… неужели я везде играю какую-то роль, а где же я, какая я, как найти себя — настоящую?
Отвечает Александр Ткаченко
Человек действительно исполняет множество ролей в своей повседневной жизни. И если вы попытаетесь выделить среди них «себя, настоящего», вас ждет разочарование. Дело в том, что найти единственный и неповторимый прототип всех этих ролей невозможно. По той простой причине, что каждая из них — это и есть вы. Настоящий, подлинный, уникальный.
Тезис первый:
Проблема вовсе не в том, чтобы отыскать среди собственных ролей себя. А в том, чтобы собрать себя из них.
Причем не как-нибудь, а вполне определенным образом. А вот какой именно это будет образ, тут уже каждый из нас решает за себя сам. В психологии этот вопрос рассматривается через два понятия: социальные роли и идентичность.
Христианство же предполагает наполнение этих понятий особым смыслом, благодаря которому человек и становится христианином. Но чтобы понять, что это за смысл, сначала нужно разобраться с тем, что же такое идентичность человека и его социальные роли.
Социальная роль — это набор ожиданий, который сформировался у общества в отношении человека, оказавшегося в определенной социальной ситуации. Например, если ты призван на воинскую службу, твоя социальная роль заключается в соблюдении дисциплины, послушании начальству, исполнении требований воинского устава, грамотной защите мирных сограждан от нападения вооруженного врага. Все это уже никак не зависит от твоего бесконечно богатого внутреннего мира и ярко выраженной индивидуальности. Ты — военнослужащий. И общество ожидает от тебя именно таких действий и навыков.
Такие ожидания есть у общества и по отношению к учителю, врачу, пожарному. А социальная роль водителя, например, заключается в том, что все вокруг заведомо ожидают от него безусловного соблюдения всех правил дорожного движения. И если вдруг он захочет проявить в этом смысле какие-то грани своего неповторимого внутреннего «я», ему для этого придется пересечь двойную сплошную разделительную линию или сделать обгон на перекрестке. То есть выйти из социальной роли и создать серьезную опасность для окружающих, ждущих от него соответствия роли водителя.
Свои социальные роли есть не только в профессиональной сфере, но и в других областях нашей жизни. Например, придя в магазин за покупками, мы оказываемся в роли покупателя. Которая предполагает, что мы спокойно рассмотрим предложенный товар, выберем нужные нам вещи или продукты, встанем в очередь и оплатим покупку на кассе. А в кинотеатре мы оказываемся уже в роли зрителя. И другие посетители будут ожидать от нас, что во время просмотра фильма мы не будем разговаривать в полный голос, слишком громко шуршать пакетами с попкорном, бродить туда-сюда между рядами и другими способами мешать людям спокойно смотреть кино.
Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами и обычаями. Поэтому, если мужчина выйдет на улицу в женской одежде и с макияжем, он как минимум привлечет к себе весьма пристальное внимание окружающих.
Есть свои роли и в семье. Сын, орущий на свою мать, выглядит в глазах окружающих столь же неприглядно, как отец семейства, трусливо убегающий по улице от хулиганов, напавших на его жену и детей.
Ну и наконец, еще один вид ролевого поведения связан с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне — лидер, «серая мышка», кумир семьи, изгой, любимец публики и т. п. Хотя, конечно же, никому неохота быть изгоем, например. Но раз уж так получилось и какое-то сообщество навесило на нас этот ярлык, у нас есть лишь три варианта:
Тезис второй:
Хотим мы этого или нет, но в любой ситуации взаимодействия с другими людьми нам неизбежно приходится брать на себя ту или иную социальную роль — и она вовсе не уничтожает нашу личность, не подменяет ее и не превращает нас в часть серой безликой массы.
Говоря языком компьютерщиков, социальная роль представляет собой лишь некий интерфейс, соответствующий той или иной ситуации и позволяющий окружающим воспринимать нас как безопасный объект, соответствующий общепринятым ожиданиям. Принимая этот интерфейс, мы не изменяем себе. Мы просто идем навстречу другим людям в их ожиданиях, оказываем им любезность, проявляем свою любовь к ним подобно тому, как воплотившийся Господь проявлял любовь к святому Иосифу, смиренно помогая ему в плотницком ремесле.
Понятно, что, заметив себя исполняющим ту или иную социальную роль, христианин может обеспокоиться: не лицемерю ли я? Не занимаюсь ли человекоугодием? Тут нужно понимать, что лицемерным и человекоугодническим наше поведение делают не сами социальные роли, а те цели, которые мы преследуем, исполняя их. И тут единственный способ понять себя — это прислушаться к своему сердцу и осознать, ради чего мы действуем?
Если цель — понравиться другим людям и за счет этого получить какие-то выгоды для себя, тогда есть смысл задуматься, насколько такое поведение соответствует заповедям Евангелия. А если цель — оказать любовь к людям, которые нам доверились и ждут от нас определенного соответствия той или иной социальной роли, тогда о лицемерии речь не идет. Потому что любви свойственно проявлять себя различными способами. В этом смысле социальные роли — еще один дар Божий падшему человечеству, позволяющий нам восполнить недостаток любви друг ко другу.
Социальные роли подобны различным цветам спектра, на которые можно разложить луч света. Идентичность же представляет собой результат обратного процесса — когда все многообразие социальных ролей человек объединяет в некую целостность и присваивает их себе, чтобы определить для себя, кто же он такой в этой многообразной своей жизни. Вот здесь-то нас и может поджидать неприятный сюрприз.
Оказывается, довольно часто взрослые люди не могут дать ответ на простой вопрос: кто я? Ну вот, например, я сижу на кухне, пью чай, смотрю в окно, и вроде бы все хорошо — работа, друзья, но все равно ощущение чего-то не того, как будто хотел стать космонавтом или известным музыкантом, или просто — счастливым человеком. А стал тем, кто сидит один в своей квартире и смотрит видосики на ютьюбе, чтобы не чувствовать себя таким потерянным и одиноким.
Почему так получилось — в каждом случае это отдельный разговор. Но все же есть в подобных ситуациях и одна очень важная общая для всех черта. Дело в том, что подобное мироощущение настигает практически каждого человека на нашей планете, когда этому человеку исполняется, скажем, тринадцать лет. И обычно продолжается лет до восемнадцати-двадцати. Это так называемый подростковый кризис.
Тезис третий:
Развитие личности любого человека происходит не равномерно, а ступенчато, этапами. В конце каждого этапа возникает кризис, который выявляет степень готовности личности к переходу на новую ступень.
Главной задачей подросткового кризиса в психологии считается формирование целостного представления о себе. Или, говоря иначе, «сборку» собственной личности из разрозненных социальных ролей, которые подросток уже приобрел в семье, в школе, в спортивной секции, в дворовой компании и других коллективах и группах.
Ну например, он уже знает, что дома он — любимый сын, внук, брат. В школе — отличник (ну, почти отличник: всего две четверки — по физкультуре и по труду). Во дворе — «ботан», «чушок», «чмо мамино». Зато в шахматной секции — очень способный перворазрядник, который один раз даже сыграл вничью с гроссмейстером. А вот кто он для Леночки Головлевой из седьмого «А», он пока что так и не понял, хотя очень хотел бы понять. Но это уже частности. В основном подросток достаточно четко представляет себе набор своих социальных ролей.
Но кто же он во всей этой каше чужих и своих определений, подросток еще не понял. Теперь главная его задача — собрать воедино все эти разрозненные сведения о себе. И понять наконец, кто же он на самом деле, в каком направлении он намерен расти. Задача эта крайне трудная. Пока не выбран главный ориентир, подростка может так штормить и укатывать в разные стороны, что не только родителям, но и ему самому еще не раз станет тошно от такого «слалома».
Собственно, подростковый период для человека в психологическом смысле как раз и заканчивается там, где он находит собственную идентичность. Но вот когда именно это произойдет — большой вопрос. И если человек не решил основную задачу одного возрастного этапа, то на следующую ступеньку своего развития он подняться просто не сможет. Вместо этого он будет неосознанно вновь и вновь возвращаться к этой нерешенной задаче, словно игла на запиленной виниловой пластинке, которая круг за кругом соскакивает на одну и ту же «заевшую» мелодию. А поскольку такие неосознанные психологические процессы отнимают очень много энергии, у человека просто не хватает ресурсов для того, чтобы двигаться дальше. И он «застревает» в подростковом кризисе на долгие годы, а иногда — и на десятилетия. Впрочем, застрять можно и на других «ступеньках». Например, всем известно выражение «кризис среднего возраста».
Здесь человек оказывается перед проблемой, схожей с подростковым кризисом: ему вновь нужно понять, кто он, чего достиг в профессиональном и личном развитии, чего он стоит в глазах общества и в своих собственных. Это тоже своего рода интеграция всех социальных ролей, но уже на следующем этапе развития.
И здесь тоже возможны вынужденные «остановки», когда человек никак не может принять свои слабые стороны и вместо решения собственных проблем годами либо пребывает в глубоком унынии, либо мечтает о несбыточных высотах, на пути к которым никак не может сделать даже первый шаг.
Итак, есть социальные роли — в виде неких ожиданий в отношении нас со стороны общества. И есть наша идентичность, которая определяется тем, насколько мы соответствуем этим ожиданиям, а самое главное — с какими именно ролями мы себя отождествляем в первую очередь.
Тезис четвертый:
Там, где человек ясно понимает, какая из социальных ролей является для него главной, вопроса «кто я?» обычно не возникает.
У Шерлока Холмса, например, не было проблем с собственной идентичностью. Социальные роли у него были весьма различные. Судя по титулу «эсквайр» он был аристократ, правда, не очень знатный. Зато ну очень беспокойный квартирант и сосед. Как музыкант Холмс тоже, прямо скажем, не преуспел. Зато в качестве боксера оказался весьма неплох. Но все успехи и неудачи на этих и других поприщах его очень мало волновали, поскольку со своей идентичностью он определился раз и навсегда. Мы знаем этого литературного героя именно как специалиста по раскрытию преступлений. Шерлок Холмс считал себя сыщиком. Причем лучшим в мире. Все прочие социальные роли он рассматривал как хобби или подспорье в главном деле своей жизни.
А вот у его верного помощника Джона Ватсона, судя по всему, были довольно серьезные проблемы с собственной идентичностью. И на вопрос «кто я» он вряд ли смог бы дать столь же однозначный ответ. Действительно, кто он? Ветеран войны, комиссованный после ранения. Врач, пытающийся открыть частную практику в столице. Молодой муж прекрасной миссис Ватсон, наслаждающийся радостями семейной жизни. Друг и помощник великого сыщика. И наконец, автор увлекательных детективных рассказов о Шерлоке Холмсе. Попробуйте определить, какую из перечисленных социальных ролей Ватсон считал для себя главной. И сразу же поймете, что сделать это вряд ли возможно. Джон Ватсон и сам не смог бы внятно ответить, кем же он себя считает в первую очередь. И лишь рассматривая все истории о Шерлоке Холмсе в совокупности, можно сделать вывод: главным делом доктора Ватсона стало его служение своему гениальному другу в его нелегком, но благородном труде — раскрытии преступлений. Именно в этом служении проявились лучшие качества Ватсона — верность, самоотверженность, готовность пожертвовать собой ради ближнего. Ну и разумеется, его литературный талант тоже смог раскрыться лишь благодаря стремлению рассказать людям об этом удивительном человеке, защищающем их от криминального зла.
Вот здесь мы и подошли к очень важному моменту. Оказывается, идентичность человека определяется не просто какими-либо предпочтениями в выборе для себя ведущей социальной роли.
Тезис пятый:
Чтобы обрести себя, человеку обязательно нужно найти еще и форму своего служения другим людям.
Такое служение не просто красивый идеал или высокие мотивирующие слова. Это вполне объективная духовная потребность любого человека.
Причем потребность такая же насущная, как стремление к развитию или самовыражению. Каждому из нас от природы свойственно желание приносить пользу и радость другим людям. Такими нас задумал Бог. И без удовлетворения этой потребности никакая социальная роль и идентичность не сделает нас счастливыми.
Поэтому, когда вас одолевают сомнения в собственной идентичности, посмотрите, приносит ли избранная вами социальная роль пользу и радость другим людям? Помогает ли она вам осуществлять служение ближним? Иногда честный ответ на этот вопрос позволяет человеку решить и множество других внутриличностных проблем.
Если посмотреть на вопрос обретения себя с христианской точки зрения, то здесь можно найти у святых и социальные роли, и идентичность. Один из самых ярких примеров в этом смысле — апостол Павел. В своих посланиях он открытым текстом говорит о том, что с легкостью менял социальные роли, при этом отнюдь не теряя себя: …для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор 9:20–22).
Казалось бы, какая беспринципность! С эллинами — беседовать об их «особой набожности», внутренне возмущаясь при виде языческих идолов, стоявших на каждом перекрестке. С иудеями — рассуждать о тонкостях закона Моисеева. С имперскими чиновниками — о своем римском гражданстве. А когда его судили в синедрионе, Павел даже сумел стравить между собой своих судей, вспомнив о своем фарисейском происхождении и воспитании: Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке… (Деян 23:6–9). И в то же время история человечества знает не так уж много людей столь же цельных и непоколебимых в своей идентичности, как апостол Павел. Причиной такой цельности был его выбор: из всего многообразия своих социальных ролей Павел избрал для себя главную — быть проповедником Евангелия, нести людям свет веры в Иисуса Христа. А все прочие роли поставил на служение этому главному делу своей жизни.
Собственно, это и есть ответ на любые сомнения в собственной идентичности для христианина.
Тезис шестой:
Если чувствуешь, что затерялся в хороводе своих социальных ролей и не понимаешь, где среди них ты-подлинный, посмотри, какая их них соответствует поведению Иисуса Христа, описанному в Евангелии.
Ведь есть же среди этих социальных ролей такие, где ты оказываешь милость падшим, встаешь на пути греха, поддерживаешь слабых, даешь отпор злу. Это и будет твоя подлинная христианская идентичность — подражание Христу и Его святым в жизни по заповедям Евангелия. К этому призваны все христиане по слову апостола Павла: подражайте мне, как я Христу (1 Кор 4:16).
Определить свою идентичность проще всего по степени сходства с тем человеком, которого ты считаешь наиболее выраженным представителем социальной группы, к которой ты себя относишь. У христиан в этом смысле уникальная ситуация: они впрямую призваны к уподоблению Христу во всех проявлениях своей жизни. И это не просто вопрос христианской идентичности.
Для христиан евангельский образ Иисуса Христа — норма нашей человечности вообще. И чем дальше мы уклоняемся от этого образа в своем поведении, тем меньше в нас остается не только христианского, но и человеческого содержания. Дело в том, что Иисус из Назарета в христианстве — воплотившийся Творец нашего мира, создавший человека с вполне определенной целью: приготовить в этом мире вместилище для Себя. Вот как писал об этом святой Николай Кавасила: «Бог сотворил человеческую природу, имея в виду никакую другую цель, как ту, чтобы, когда Ему придет время родиться, воспринять Матерь Себе от этой природы. И, изначально утвердив эту природу как непреложный образец в лице Богочеловека Христа, Он затем устроил по Нему человека».
Церковь говорит, что человек изначально был задуман и сотворен по образу, который Бог определил для Собственного воплощения. Именно будущее Рождество Христа стало основой замысла Божьего о том, каким будет самое удивительное и прекрасное Его творение — человек. И этот факт открывает для православных христиан совершенно особую перспективу развития, к сожалению, недоступную тем, кто не признает Христа Первообразом человека. В отличие от всего остального мира, блуждающего в поисках собственной идентичности, христиане имеют для этого вполне определенный и ясный критерий — образ Христа, данный нам в Евангелии.
Поэтому для христианина сегодня самый простой и действенный способ поиска себя-настоящего, будет заключаться в том, чтобы любое свое действие в каждой из социальных ролей мысленно сопоставлять с образом Иисуса Христа. И задавать себе вопрос: а мог ли Иисус так поступить, сказать, подумать? А там, где ответ неочевиден, переформулировать вопрос в молитвенное обращение к Иисусу Христу, например, так: «Господи, благослови меня сделать вот это, помоги мне в задуманном, дай мне силы на то, что я собираюсь совершить». И если задуманное не будет соответствовать христианской идентичности, мы услышим Божий ответ в своей совести тут же, еще не успев произнести такую молитву до конца.
И не важно, в какой из социальных ролей мы при этом находимся — на работе ли, в кругу семьи, с друзьями или со случайными попутчиками в поезде. Наша христианская идентичность всегда может оставаться с нами, если мы твердо решили в любой ситуации стремиться к уподоблению Христу.
Это решение и будет стрелкой компаса, указывающей нам на наше истинное «я» — образ Божий, составляющий основу и суть человечности каждого из нас. А в каких социальных ролях мы будем исполнять свое христианское служение ближним, не так уж и важно. Думается, эти слова апостола Петра актуальны всегда и для всех: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (1 Пет 4:10–11).