правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле
Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле
Рассказы Антона Павловича Чехова позволяют читателю оценить жизненную позицию самого автора. Авторское отношение проявляется по средством изображения героев. Чехов утверждает: »Правда и красота. по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на Земле.»Для того, чтобы точнее понять смысл данного высказывания, обратимся к образам двух героев: Ивана Великопольского из рассказа »Студент» и Ионыча Старцева из рассказа »Ионыч».
Возвращаясь поздним вечером домой, ему всё кажется пустынным и мрачным: »Возвращаясь с тяги домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно.» Студент пропускает службу в церкви, хотя подобное поведение недопустимо для служителя духовной семинарии. Возвращаться домой Иван не спешит, да ему и не хочется, и вся жизнь предстаёт перед ним как нечто мрачное и негативное. Таким образом, ощущается душевная дисгармония героя. Но к концу произведения мысли, чувства, настроение и поведение студента меняются кардинально на прямо противоположные. Духовное преображение Ивана произошло под влиянием двух женщин. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Таким образом, можно сделать вывод, что правда и красота очень важны в человеческой жизни. В случае их осознания и сохранения человека ждёт гармония, как внутренняя, так и между собой и окружающим миром, что приведёт к счастью, умиротворению и радости. В противном случае же человека ожидает тоска, мрак души, бесполезное существование, пустая жизнь, потеря интересов и нравственных ценностей, что в итоге приведёт к утрате человеческого начала.
Презентация к уроку
«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…»: философская проблематика рассказа А.П. Чехова «Студент». Значение евангельских тем и образов в произведении.
Цель: раскрытие философской проблематики и значения евангельских тем и образов в рассказе А.П.Чехова «Студент».
Студенты должны уметь:
Оборудование: тексты рассказа А.П.Чехова «Студент», аудиозаписи музыки Альбинони, В.-А. Моцарта (отрывок из «Реквиема»), песня В. Бутусова «Мне снилось, что Христос воскрес…», книга А. Меня «Сын человеческий», распечатки с цитатами В.-А. Моцарта, Саади, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.А. Блока.
ХОД УРОКА
Вызов
Вступительное слово учителя.
На прошлом занятии мы охарактеризовали основные особенности прозы А.П. Чехова, чьё творчество стало своеобразной завершающей страницей в развитии русской классики 19 века. Вы знаете, что он мечтал написать роман, но в историю нашей литературы вошёл как мастер малого жанра. Пожалуйста, вспомните, в чём своеобразие чеховского решения нравственно-философских проблем, волновавших его великих современников – Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого.
(На страницах произведений Чехова нет развернутого изложения его философских взглядов и пространных философских монологов и диалогов героев (как, например, у Толстого и Достоевского). Философская проблематика его произведений как бы «вырастает» из бытовых реалий).
Верно! Подобное явление мы встретим и в рассказе «Студент», который нам предстоит изучить сегодня. Рассказ «Студент» выбран нами для изучения не в последнюю очередь потому, что сам Чехов считал его одним из лучших в своем творчестве. Об этом свидетельствует признание самого писателя, взятое в качестве эпиграфа к уроку.
СЛАЙД 2
Для названия темы урока взяты строки из самого рассказа: «Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…» Философская проблематика рассказа А.П. Чехова «Студент». Значение евангельских тем и образов в произведении».
СЛАЙД 3 Теперь посмотрите на 3слайд, где есть сразу несколько картинок и текстов. Cейчас я прокомментирую содержание слайда, а вы, исходя из темы урока и содержания слайда, сформулируйте те основные вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе занятия.
Итак, на слайде представлены, во-первых, слова А.П. Чехова, взятые нами в качестве эпиграфа. По воспоминаниям Ивана Бунина, на упрёки в пессимизме и отсутствии волевых героев, способных на поступок, А.П. Чехов отвечал: «А какой я нытик? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент»…».
Во-вторых, вы видите фото картины «Отречение апостола Петра» датского художника Карла Блоха, жившего в 19 веке и ниже те слова из 26 главы Евангелияот Матфея, которые иллюстрирует эта картина: «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». Эти слова цитирует и герой рассказа «Студент».
Наконец, самые неожиданные изображения и тексты – фото альбома «Крылья» (1995) группы «Наутилус Помпилиус» и В. Бутусова, а также начало песни «Мне снилось, что Христос воскрес, И жив, как я и ты».
Итак, повторяю: исходя из темы урока и содержания слайда, сформулируйте те основные вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.
Возможные ответы студентов.
1) почему именно рассказ «Студент» А.П. Чехов назвал любимым? 2) какие философские проблемы поднял он здесь? 3) какую роль в раскрытии этой проблематики играет евангельская история об отречении апостол Петра? 4) наконец, как рассказ «Студент», написанный в конце XIX века, связан с нами, живущими в XXI веке? в чем его актуальность?
СЛАЙД 4. Итак, цель нашего урока – оттолкнувшись от частного – от конкретных бытовых ситуаций, изображенных А.П. Чеховым в рассказе «Студент», – определить его основную философскую проблематику, раскрыв значение евангельской истории об отречении апостола Петра в структуре произведения.
Осмысление
Обратимся к тексту рассказа, открывающегося описанием пейзажа: «Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой».
Какой характер носит этот пейзаж, по какому принципу он построен?
(Пейзаж, открывающий рассказ, внутренне контрастен, его описание построено на столкновении двух начал, двух стихий).
Какие силы сталкиваются, вступают в борьбу?
(Сталкиваются добро и зло, холод и тепло, свет и тьма. Хрупкую гармонию тихого весеннего вечера нарушает вмешательство сил зла, которые временно одерживают победу).
В какой день развиваются события рассказа? (Действие происходит в Страстную Пятницу, накануне Пасхи).
Чем знаменателен этот день? СЛАЙД 5.
Кем является главный герой рассказа Иван по происхождению, образу жизни, воспитанию и образованию? СЛАЙД 6, 7
(Главный герой рассказа – Иван Великопольский, студент Духовной Академии, сын дьячка, т.е. он принадлежит к духовному сословию, тесно связан с основами церковной жизни и прекрасно должен осознавать сущность событий Страстной пятницы…)
И что же? Как он ведет себя в этот день и как можно расценить его поступок? СЛАЙД 6, 7
«Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо.
(Иван возвращается домой не из церкви, а из леса, не с соборной службы и молитвы (в которых он просто обязан участвовать), а с охоты… Своим поступком – уходом на охоту – он отрекается и от Христа, и от своих братьев – христиан).
Каково душевное состояние Ивана и чем оно может быть мотивировано?
«Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле».
(Ему тяжело, тоскливо, неуютно, он подавлен и охвачен мрачным настроением, потому, видимо, что голос совести не дает ему покоя… Он чувствует, что поступил безнравственно…)
СЛАЙД 8
Прочитаем, о чем размышляет герой? В чем суть этих размышлений? Обратим внимание, что мысли его движутся от частного (бытового) к общему (глобальному, вечному): «Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой». СЛАЙД 9
(Студент размышляет об одиночестве и беззащитности человека перед мраком и холодом, и герой уверяется в том, что зло неискоренимо, вечно, вездесуще. Справедливости и добра нет в мире – это открытие буквально леденит его сердце. Мысли Ивана удивительно напоминают раздумья еще одного студента – Родиона Раскольникова).
Однако в океане холодной мглы забрезжил свет костра. Огонь этот виден издалека. СЛАЙД 10
А.Фет»Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр. » На одном из уроков, посвященных поэзии А.А. Фета, мы анализировали его стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» и говорили о том, насколько значимы и многоплановы в литературе образы костра, горящей свечи, света в окне. Огонь должен согреть и просветлить душу уставшего и запутавшегося человека… Произойдет ли чудо? Подойдем к огню вместе с Иваном и всмотримся в лица женщин.
СЛАЙД 10 …НА ВДОВЬИХ ОГОРОДАХ СВЕТИЛСЯ ОГОНЬ…
По какому принципу соотносятся портретные характеристики вдовы Василисы и ее дочери Лукерьи? «Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки… Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой».
(В описании внешности двух женщин автор использует тот же принцип контраста, но за внешней противопоставленностью есть глубокое внутреннее единство этих образов, обусловленное некоей общей духовной основой: обе женщины – православные верующие и буквально с полуслова понимают Ивана, вспомнившего об апостоле Петре).
Какую евангельскую историю и в связи с чем вспомнил Иван?
СЛАЙД 11 Отречение апостола Петра
«– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!»
(Он вспомнил историю об отречении апостола Петра, видимо, потому, что сознательно или бессознательно он отождествляет себя с Петром. Эта история отвечает его душевному состоянию и поведению).
«Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:
– Небось, была на двенадцати евангелиях?
– Была, – ответила Василиса.
– Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед. Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…»
СЛАЙДЫ 12,13 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ
Студент спрашивает о 12 Евангелиях, и женщины прекрасно понимают, о чем идет речь. В Страстной четверг – накануне Страстной пятницы – читается 12 отрывков, избранных из 4-х Евангелий, в которых повествуется о последних часах земной жизни Спасителя. Обратимся к страницам книги священника Александра Меня «Сын человеческий» и прочитаем отрывок из 16главы «Ночь в Гефсимании». Здесь повествуется о молитве Спасителя в Гефсиманском саду, где Он любил уединяться для молитвы. Горячо молился Господь и накануне своих крестных страданий.
СЛАЙДЫ 14-21
СЛАЙД 21 Поцелуй Иуды. Илья Глазунов.
Вернемся к тексту чеховского «Студента», к эпизоду, в котором говорится об отречении Петра. Любимый ученик трижды отрекается от учителя, которого любит «страстно, без памяти…»
СЛАЙД 22 Отречение апостола Петра
«– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери. Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания… Студент вздохнул и задумался.»
Какова реакция женщин на пересказ хорошо известного им эпизода?
«Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». (Василиса плачет, а лицо Лукерьи искажается от боли).
Как относится Иван и женщины к Петру?
(События, произошедшие 19 веков назад, воспринимаются ими как сегодняшние. Это не христианский миф и не легенда, как сейчас модно говорить. Петр для верующих людей, истинных христиан – отнюдь не вымышленный персонаж, а реальный человек – живой, грешный, достойный сострадания. Это тот самый ближний, о любви к которому заповедовал Иисус. Чеховские героини живут в полном согласии с учением Христа. Василиса плачет вместе с Петром, как бы сочувствуя его судьбе, сочувствуя его горю, разделяя его нравственные муки и раскаяние).
СЛАЙД 23
Профессор Московской Духовной Академии – М.М. Дунаев – говорил о героях чеховского рассказа: «Женщины, слушающие студента, несомненно, переживают рассказываемое в своей душе, и тем сопереживают его душевной муке. И студент понял, что через это переживание совершается незримое единение душ во Христе, какое только и может противостоять греху и унынию… Переживание предательства апостола Петра как своего собственного помогает студенту очиститься душою – и по-иному сознать жизнь». СЛАЙД 24 (цитаты И.Н. Сухих и Г.М.Фридлендера).
Обратимся к тексту и найдем подтверждение словам профессора М. М. Дунаева:
«Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…
Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».
СЛАЙД 25 Альбом гр. «Наутилус Помпилиус» «КРЫЛЬЯ» (1995)
Спустя 101 год после появления чеховского «Студента», группа «Наутилус Помпилиус» выпустила альбом «Крылья» (1995 год), в который вошла песня «Мне снилось, что Христос воскрес…» Послушаем песню на стихи Ильи Кормильцева и подумаем, в чем переживания ее героя близки переживаниям чеховских героев? Приложение 2.
Звучит сообщение по песне «Мне снилось, что Христос воскрес…». Приложение 2.
Спасибо за сообщение! Надеюсь все почувствовали внутреннее сходство переживаний чеховского студента и героя песни В. Бутусова. Впрочем, несомненно и существенное различие, особенно касающееся финала двух этих произведений.
СЛАЙД 30 Каким настроением проникнут финал рассказа?
«А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
Как и почему изменилось настроение Ивана? Какую истину открыл он для себя?
СЛАЙД 31
Прочитаем: «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.
СЛАЙДЫ 32-33
Размышление
На этой стадии урока звучит заключительное слово учителя, происходит обобщение и систематизация наблюдений и знаний, полученных в ходе обсуждения рассказа и просмотра отрывка из д/ф «Апостол Пётр», оценка этих наблюдений и знаний, осознание и усвоение полученной информации. Результатом должно стать заполнение каждым студентом «двойных дневников». СЛАЙДЫ 35-36
Заключительное слово учителя.
СЛАЙД 34.
Итак, в финале рассказа герой движется в родную деревню, домой; из пустоты отречения и одиночества к своим ближним, из мрака и холода к рассвету. Свет зари символизирует начало нового этапа в жизни молодого студента Духовной Академии: торжество света над тьмой, верой над безверием и унынием, вечной памяти над равнодушием и беспамятством. Свет костра «на вдовьих огородах» согрел и просветлил его душу.
СЛАЙДЫ 37-38.
(Рассказ этот о жизни и поисках её смысла, о добре и зле, о человеческой силе и слабости, о предательстве и раскаянии, о времени (о связи настоящего с прошлым), о судьбе христианства, о России, о нас с вами… )
И всё это на нескольких страницах. Именно евангельский эпизод об апостоле Петре, составляющий ядро «Студента», помог Чехову решить целый спектр философских проблем.
Думаю, нам удалось понять, почему этот рассказ Чехов называл любимым, надеюсь, полюбили это произведение и вы. Вот что значит русская классика! От неё во все стороны расходятся лучи – к прошлому, настоящему, будущему.
Заполнение «двойных дневников». Приложение 3 .
А теперь посмотрите на слайд и в распечатки: вам предложена подборка цитат выдающихся представителей мировой культуры. Используя методику «Двойной дневник», раскройте смысл данных цитат и выскажите своё мнение, какую из них и почему можно взять эпиграфом к нашему уроку по рассказу «Студент»?
Урок литературы «Художник жизни» (10 класс) по творчеству А. П. Чехова
Урок-конференция » Чеховские чтения «
Цель: Показать своеобразие тематики произведений А. П. Чехова.
1. Привить интерес учащимся к произведениям А. П. Чехова.
2. Показать роль художественных средств в раскрытии темы произведения.
3. Развить навык работы с художественным текстом.
Портрет писателя, цветы в вазе у портрета, высказывания о писателе, его творчестве, выставка книг, индивидуальные карточки, тексты произведений А. П. Чехова.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не совсем обычный урок, нетрадиционный для школы. Форму я выбрала неслучайно. Ежегодно в г. Таганроге, на родине А. П. Чехова, проходят чеховские чтения в память о писателе, подарившем миру (ибо значение Чехова всемирное) свое творчество, достоинства которого, говоря словами Толстого, в том, что «оно понятно и сродни не только русскому, но и всякому человеку вообще».
Образец индивидуальной карточки участника конференции
Основные тезисы выступления
Мне бы хотелось также обратить ваше внимание на эпиграфы к сегодняшнему уроку.
«В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли»
«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле»
«Тут дьявол с богом борется, а поле битвы сердца людей»
«Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человек».
«. Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы».
Выберите для себя тот, который, на ваш взгляд, больше всего подходит к услышанному сегодня.
Выступление докладчиков (основные тезисы докладов)
1. Чеховское миропонимание и мироощущение в рассказе «Студент»
В собрании сочинений рассказ занимает неполные четыре страницы, но при этом наполнен глубоким смыслом. На первый взгляд, сюжет весьма прост: возвращаясь домой, молодой студент встречает на огородах двух вдов: мать и дочь. Происшедший между ними разговор, связанный с библейской тематикой, производит глубокое впечатление на героев и читателей. Почему? В этом несложно разобраться при более внимательном прочтении текста.
Небось, была на двенадцати Евангелиях?
А стало быть, есть у Василисы в ее житейском активе некие точки отсчета, жизнеспособные символы. Такой человек не станет в житейском отчаянии бесконечно катиться вниз, ибо знает, что все равно невозможно пасть ниже Иуды (подлость). Он не будет в суетной гордыне бесконечно стремиться вверх, ибо знает, что все равно невозможно подняться выше Христа (героизм страданий, бесконечное самопожертвование). С мудростью и реализмом будет относиться он к подъемам и провалам в своей жизни.
Чеховский герой сам не заметил, как увлекся, стал домысливать подробности за евангелиста, как, передавая всю степень отчаяния Петра, нечаянно перешел на язык человека своего времени, тоскующего по ощутимо близкому, но и безнадежно утраченному идеалу. Именно в этот момент Чехов впервые отмечает проблеск внимания и понимания слушательниц: «Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента».
Идея рассказа даже грамматически отнесена к прошлому: «правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворце первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».
Говоря о Чехове как о писателе, нельзя забывать о том, что он был одним из писателей 2 половины 19 столетия. И его творчество, безусловно, соприкасалось с творчеством других художников слова: Короленко, Щедрина, Гаршина, JI . Толстого. О традициях последнего в творчестве А. П. Чехова в своем выступлении расскажет …
В рассказе «Нищий», написанном Чеховым в 1887 году, мысль о важном значении сердечности в отношении между людьми, столь любимая Толстым, выражена наиболее полно и подчеркнуто.
На первый взгляд и читателю все ясно: пьяница благодаря внушениям умного, рассудительного человека одумался и стал добропорядочным гражданином. Но это только внешняя сторона дела. Чехов не был бы Чеховым, если бы все было бы так просто, и финал рассказа тому подтверждение.
Чехов словно невзначай акцентирует наше внимание на одной весьма важной детали: «Так любил и ценил в себе самом. «. Согласитесь, есть в этом что то напускное, ложное, далекое от искренности.
Кроме того, создается впечатление, что герой не прочь был бы увидеть нерадивое отношение к труду «оборвыша» как доказательство своей мысли. (Текст)
На какой-то миг в Скворцове просыпается совесть. (Текст)
Для себя, для собственного самолюбия Скворцов выполнил долг человека: дал работу нуждающемуся, наставил оного на путь истинный. Но при этом ни разу не поинтересовался качеством выполненной работы. Ему это уже не нужно. Свое благодеяние он совершает для себя, хорошего, любимого и уважаемого. Неслучайно Чехов заостряет наше внимание на детали: Скворцов всегда смотрит на работу Лушкова из окна, никогда не приближаясь к месту действий. Он наблюдатель, причем пассивный. А предложенная в итоге Лушкову работа переписчика согревает душу самому хозяину. (Текст)
Совершенно неожиданная, на первый взгляд, развязка рассказа запрограммирована Чеховым, здесь он идет вслед за Толстым. Воскресение Лушкова происходит не под влиянием рассудочной неправды Скворцова, а благодаря состраданию, искреннему сочувствию кухарки Ольги. И опять писатель заостряет наше внимание на детали: самовлюбленный Скворцов видел в Ольге только злое создание (не случайно обилие эпитетов «злой», «злая», «со злостью» в описании действий кухарки, наблюдаемых героем из окна столовой). (Текст) Истинная суть простой русской женщины ему так и осталась неведома, но для Лушкова она «добрая, благородная» женщина, спасшая его загубленную жизнь. (Текст).
После прочтения рассказа остается чувство некоторой опустошенности, невольно задумываешься: так ли мы живем, правильно ли поступаем, так ли уж мы правы, пытаясь постичь истину одним лишь разумом.
Пожалуйста, дополнения, замечания, у творческой группы.
Совершенно особое место в его творчестве занимает книга «Остров Сахалин», об истории ее создания мы говорили на предыдущем уроке. В ней как нельзя лучше отразилась гражданская позиция писателя. Одной из тем, поднятых в сборнике писателем, является проблема социальных истоков уголовных преступлений в России.
3. Проблема социальных истоков уголовных преступлений в рассказе «Бабы».
На первый взгляд кажется, что рассказ «Бабы» никак не соотносится с поездкой Чехова на Сахалин, с каторжной жизнью острова. Но с другой стороны, именно этот рассказ кровно связан с сахалинской тематикой, ибо в нем предстает будничная жизнь, таящая драму, участники которой и пополняют ежечасно каторжные тюрьмы.
Она не боится греха, и, видно, ей жизнь настолько опостылела, что не страшит и Божий суд. Более того, в ее голове зарождается страшная мысль о двойном убийстве: свекра и мужа, чтобы освободиться от гнета, жестокости и несправедливого постоянного унижения.
Так в рассказе Чехова борьба за простое человеческое счастье, за элементарную человеческую свободу оказывается осененной зловещей тенью каторги. Трагизм положения в том и состоит, что каторжные кандалы грозят именно незаурядным людям, которые не мирятся с ложью, грязью и неволей, стремятся к свободе и счастью. Именно к этим выводам пришел писатель в своем сахалинском путешествии.
Каковы же темы, проблемы, затронутые А. П. Чеховым в своих произведениях?
Думаю, что вы получили представление о своеобразии тематики произведений Чехова, о его философских взглядах, мироощущении. Надеюсь, что сегодняшний урок не канет в Лету, и после него ваши имена пополнят ряды почитателей таланта А. П. Чехова.
Домашнее задание: прочитать «Ионыч», обратить внимание на роль детали в рассказе.