повседневная жизнь украинцев в 17 в
Опишите повседневную жизнь украинских крестьян в XVII в.
Обсуждение вопроса:
Повседневная жизнь украинских крестьян в XVII в.:
Жилье у крестьян — деревянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг на друга бревен, затем доделывались крыша, двери, окна; распространен на большей части Украины) и каркасный (между столбами вбивались колья с внутренней и внешней стороны, заплетались прутья, замазывались глиной и соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни).
При входе в дом стояла печь — противоположный по диагонали угол был «красным», для гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими семьями из нескольких поколений (как правило 2 — 3 семьи в комнате). На дворе— хозяйственные постройки (сараи, амбары,1 хлев для скота), рядом — огород. Размеры построек зависели от достатка хозяина.
Одежда — из льняного или конопляного полотна, обычно дома шили для мужчин рубахи с вышивкой (у панов —: вышивка из шелка, серебра, золота) без воротников, широкие шаровары, широкий (около 15 см пояс из полотняной ткани, как правило красного цвета). У женщин — сорочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан, бусы (из камня, стекла, монет, бисера), в ушах — серьги или колокольчики. Зимой, — длинные до пят овчинные кожухи или бурки.
Пища — ржаной хлеб (бедняки добавляли в муку примеси ячменя или овса; белый хлеб был на праздники), суп из злаков, кулеш, галушки, вареники, рыба, ягоды, фрукты, пиво и др.
Школьный театр — при Острожской школе, Львовской братской школе — ученики на рождественские, пасхальные и др. праздники и при встречах именитых гостей читали стихи собственного сочинения и приветствия, играли небольшие пьесы в форме диалога на учебные и религиозные темы и др. Народно-площадный театр — на ярмарках, праздниках, и др, при больших скоплениях людей игрались комедии, иногда драмы для развлечения зрителей.
Дошло до наших дней: сохранение традиций в питании, сохранение народных обычаев и церковных праздников — Рождество (в ночь на него ходили колядовать). Пасха, праздник Янки Купалы, (23 июня перед жатвой), праздник Покрова Богородицы.
Компьютерная презентация «Быт украинцев в 17 веке». Автор Суханова Софья
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Выполнила ученица:
7 «А» класса
МАОУ СШ № 10
Суханова Софья
Руководитель: Дектярёва Мария Валерьевна
Володарск Нижегородская обл., 2021
Повседневная жизнь украинцев в XVII веке.
Описание слайда:
1) Узнать где располагались украинцы.
2) Рассмотреть внутреннее помещение жилья.
3) Рассмотреть одежду украинцев.
4) Узнать как выглядел народный костюм украинцев.
5) Разузнать, как готовили еду в Украине. Что являлось основными приёмами пищи.
6) Кто являлся главой семьи?
Описание слайда:
Изучить информацию о повседневной жизни украинцев.
Задачи
Описание слайда:
1) Расположение украинцев.
2) внутреннее помещение жилья.
3) одежда
4) народный костюм украинцев.
5) приготовление еды и основные приёмы пищи.
6) кто глава в семье?
Оглавление
Описание слайда:
Еду на Украине готовили в печи. К печи с почтением – именно благодаря ей в доме было тепло и н7е переводились хлеб и пироги. Основными приёмами приготовления пищи были варка, тушение, запекание.
Приготовление еды и основные приёмы пищи.
Описание слайда:
На левом берегу Днепра раскинулись живописные поселения украинцев. Украинские селяне проживали в большинстве своём хатам-мазанках.
Расположение украинцев.
Описание слайда:
Внутри помещение, как правило, делилось на три части: сени, кладовая и горница. В горнице находилась печь. По диагонали от печи находился красный угол, где на специальных полочках устанавливали иконы.
Внутреннее помещение жилья.
Описание слайда:
Украинская женская одежда состояла из длинной рубашки-сорочки с широкими рукавами, которые заканчивались манжетом у запястья. В холодное время года и мужчины, и женщины закутывались в длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна.
Одежда
Описание слайда:
Украинский народный костюм был разнообразен и красочен.
Народный костюм украинцев.
Описание слайда:
Главой семьи считался мужчина. Воля отца была законом для всей семьи.
Кто глава в семье?
Описание слайда:
Цель и задача работы я выполнила. Я узнала немного больше, чем знала до того, как начала делать эту презентацию. Так как мне нравится изучать жизнь и быт народа, мне понравилось делать эту презентацию, узнавать немного нового.
В дальнейшем мне может это не особо пригодится эта информация, но если я буду сдавать ЕГЭ или ОГЭ по истории, то скорее всего понадобится. Так же может я свяжу свою дальнейшую жизнь с такой наукой как история.
Заключение.
Описание слайда:
1) Учебник по истории России.
2) Картинки из Интернета. Вы можете их увидеть в самой презентации.
Список использованных ресурсов:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учётом реализации ФГОС ООО
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Я узнала немного больше, чем знала до того, как начала делать эту презентацию. Так как мне нравится изучать жизнь и быт народа, мне понравилось делать эту презентацию, узнавать немного нового.В дальнейшем мне может это не особо пригодится эта информация, но если я буду сдавать ЕГЭ или ОГЭ по истории, то скорее всего понадобится. Так же может я свяжу свою дальнейшую жизнь с такой наукой как история.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Вечер «Нам жить и помнить» урок памяти в школе
Конспект урока «Опричнина Ивана Грозного»
Презентация к уроку «Опричнина Ивана Грозного»
Контрольная работа «Правление Петра Великого»
Презентация по теме: «Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. Дальний Восток в 40–70-е гг»
Презентация по истории «Образование СССР»
Урок по истории «Политическое развитие в начале XX века
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5219745 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время
Время чтения: 1 минута
В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII веке
Урок 36. История России 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII веке»
У многих народов Кавказа есть необычная традиция – праздновать вместо одной свадьбы, две. Такая традиция возникла не случайно. Дело в том, что раньше по строгим мусульманским правилам, парни и девушки не могли находиться вместе на одном мероприятии. Поэтому на одной свадьбе гулял жених со своими друзьями и родственниками, а на другой гуляла невеста со своими подругами и близкими.
В ходе урока вы узнаете о быте украинцев, народов Поволжья, Сибири и Северного Кавказа.
Поселения украинцев отличались особой красотой. Селяне жили в хатах-мазанках. Их стены белились мелом или глиной. Крыши покрывали соломой и камышом. Разноцветными были ставни окон. Всё это придавало непередаваемую яркость украинским селениям.
Внутри хата была разделена на горницу, сени и кладовую. В горнице размещалась печь, украшенная цветочными узорами. К ней относились с особым почтением. Ведь печь давала тепло, в ней можно было готовить еду. В рацион украинцев входили каши, юшки – это наваристые бульоны, и борщи. Важное место занимали изделия из теста. Традиционной едой украинцев были галушки – кусочки теста, сваренные в воде. Мясо простые люди ели только по праздникам.
Главным местом в жилой части дома был красный угол, в котором стояли иконы. Под ним ставили стол и лавки. За столом глава семьи или почётный гость садились в красном углу.
Особенностью убранства украинских хат были рушники – вышитые полотенца. Они же являлись непременным атрибутом свадебных церемоний.
Красочным был и народный костюм украинцев. Основным элементом повседневной одежды являлась рубаха. Она имела узкий ворот с разрезом на горловине, который скреплялся тесёмками.
В отличие от русских, которые носили рубахи навыпуск, украинцы заправляли их в штаны. Своей шириной особенно знамениты штаны казаков.
Летом головным убором служили брыли – широкополые соломенные шляпы.
Женщины носили длинные рубашки с широкими рукавами, собранными у запястья. Их подол, рукава и ворот украшались вышивкой. Рубашки подпоясывались шерстяными поясами. По праздникам поверх рубашки надевали клетчатую запашную юбку-плахту.
Традиционным оставался костюм знати. Но и в нём появились новые элементы, позаимствованные у соседних Польши и Венгрии. Популярной стала обувь с загнутыми носами. Знатные женщины носили лифы со шнуровкой и длинные широкие юбки.
Главой украинской семьи был мужчина. Его воля являлась законом для всех. Именно мужчины выполняли основные работы в поле, заготавливали дрова и строительные материалы, чинили инвентарь, ухаживали за рабочим скотом.
Женщины готовили еду, занимались стиркой и уборкой, работали в саду и огороде, ухаживали за домашними животными.
Народы Поволжья селились по берегам рек, а также неподалёку от озёр и родников. Их поселения не имели чёткой планировки.
Жили в Поволжье в срубных Избах, крыша которых была покрыта соломой или корой. Жилищем для кочевых народов служили юрты.
Дома, как правило, имели одну комнату. Только в более позднее время стали пристраивать сени. Во дворе находились хозяйственные постройки.
Среди марийцев и удмуртов были распространены двухэтажные амбары, в которых на первом этаже хранились продукты, а на втором – одежда и инвентарь. В тёплую летнюю ночь хозяева могли ночевать на втором этаже такого амбара.
Практически в каждом дворе имелась летняя кухня. Это была небольшая постройка без потолка. А в крыше имелись специальные отверстия, через которые выходил дым.
Важным элементом любого дома была печь. У татар рядом с ней находился очаг с котлом. Вообще, большинство татарских блюд готовилось именно в котле.
Жилое помещение разделялось на две части с помощью занавесок. Это были парадная мужская половина и кухонная женская.
Вдоль стен находился дощатый настил, на котором ели, спали и работали. Его накрывали коврами и подушками.
Костюм разных народов Поволжья был схож. Различие можно было увидеть только в некоторых деталях.
И мужчины, и женщины носили рубахи и широкие штаны. На рубаху надевали камзол без рукавов, а на него верхнюю одежду с рукавами. Например, у татар это был длинный просторный халат.
В холода жители Поволжья носили бешметы – кафтаны со стоячим воротником;
чекмени – халаты-кафтаны; тулупы и шубы.
Разнообразием отличались женские головные уборы. По ним можно было определить возраст женщины, её принадлежность к определённому сословию.
Молодые мордовки носили налобные берестяные повязки, которые обшивались тканью, украшенной тесьмой или бисером.
Чувашские и башкирские девушки надевали шапочки, внешне похожие на шлем. Их украшали бисером и бусинами.
Головные уборы татарских женщин закрывали также шею и плечи.
Более простыми были мужские головные уборы. Они носили шляпы и шапки.
В рацион народов Поволжья входили в основном жидкие горячие блюда. Частым было сочетание бульона и мучных изделий.
Чуваши по праздникам готовили бульон, который назывался шурпе.
Среди марийцев был распространён суп с клёцками – лашка.
Татары ели токмач – суп с лапшой.
Главным угощением по праздникам были пельмени. Их подавали с бульоном.
Башкирским традиционным блюдом был бешбармак – это мясо-мучное блюдо. Его название означает «пять пальцев», так как во время еды не пользовались столовыми приборами.
Популярными в Поволжье были тестяные изделия с начинкой. Например, татарский бэлеш с мясом и чувашский хуплу с рыбой или мясом.
Из молочных блюд употребляли катык, айран и кумыс.
Рассмотрим быт народов Сибири. Жилища здесь были приспособлены к природным условиям.
Сибирские татары жили в полуземлянках. Часто можно было увидеть и срубные избы с плоскими крышами.
Помимо печи в доме находился чувал – пристенный очаг, над которым нависал дымоход.
Вдоль стены размещали нары – деревянные настилы, на которых спали.
У скотоводов были как летние, так и зимние жилища. Летом на берегах рек они ставили шалаши, покрытые войлоком или корой. Зимой скотоводы жили в юртах. Пол в них был, как правило, земляным. Иногда его покрывали войлоком. Внутри юрты не было никаких перегородок.
Зимнее жилище якутов называлось балаган. Его стены делались из брёвен. Внутри балаган был разделён на мужскую и женскую половины.
Особенности одежды народов Сибири определялись климатическими условиями. Верхней одеждой были шубы, сшитые из меха волков, лис или рысей. Шубы подпоясывались пёстрыми поясами.
Повседневная одежда шилась из шерстяной ткани.
Обязательным элементом одежды сибиряков были шапки. У сибирских татар это была круглая шапка-тюбетейка.
Головной убор якутов отличался удлинёнными сторонами.
Бурятская шапка имела острую тулью.
Важное место в рационе народов Сибири занимали молоко и мясо. Наиболее распространённым молочным продуктом был кумыс. Мясо ели в основном в варёном виде. Повседневной едой была рыба.
Переместимся на Северный Кавказ. Люди здесь жили в аулах. Так называют горные селения на Северном Кавказе.
Дома, стоявшие на склонах гор, представляли собой одно- или двухэтажные строения. Их крыши были плоскими.
Жители равнинной местности строили дома на берегах рек, среди лесов или полей. Поселение включало в себя около пятидесяти домов, примыкавших друг к другу. Таким образом получалась круглая или квадратная площадь. Сюда на ночь загоняли скот. Также на площади можно было спрятаться в случае нападения врага.
В домах была только одна комната. На полу устраивали очаг, над которым находилась труба – дымарь.
Кавказские мужчины носили бешметы, сшитые из неокрашенного сукна. Русские называли их черкесками. На груди черкески были нашиты газыри – специальные карманы, в которых хранили патроны.
Зимой надевали бурки – войлочные плащи без рукавов. Как правило они были чёрного цвета. Знатного человека всегда можно было узнать по тому, что его бурка была белой.
Мужским головным убором в зимнее время была папаха – шапка из меха. Поверх папахи надевали башлык – остроконечный капюшон.
Женское платье покроем походило на черкеску. Отличалось оно только материалом и формой рукавов. Праздничные наряды украшались золотыми или серебряными нитями.
Традиционным женским головным убором была чухта – шапочка, плотно закрывавшая волосы. На затылке к ней пришивался мешочек, в который укладывались волосы.
В рацион питания жителей Северного Кавказа практически не входила рыба. В основном горцы ели молочные продуты, тестяные изделия, фрукты, овощи и мясо.
Одним из самых популярных блюд был хинкал – кусочки теста, сваренные в мясном бульоне.
Из напитков наибольшее распространение получил айран – разновидность кефира.
Традиционным считается кавказское гостеприимство. Любому путнику, пришедшему в дом, готовили лучшую еду, стелили лучшую постель. У состоятельных хозяев во дворе были специальные гостевые домики. По обычаю хозяин не должен был задавать гостю каких-либо личных вопросов.
Гостеприимство уходило корнями в обычай куначества – установления тесных дружеских отношений между двумя мужчинами из разных родов или народностей. Вопросом чести для кунаков было оказание помощи и защиты друг другу.
Также на Северном Кавказе был распространён обычай аталычества. Знатные семьи отдавали своих детей на воспитание простым людям. Воспитателем мог стать только уважаемый мужчина.
Давайте подведём итоги.
В XVII веке Россия оставалась многонациональной страной.
Народы России сохраняли традиции своих предков.
История России
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАРОДОВ УКРАИНЫ, ПОВОЛЖЬЯ, СИБИРИ И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В XVII в.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
В чём проявлялось бережное отношение народов России к традициям своих предков?
Народы, вошедшие в состав Российского государства в XVI—XVII вв., сохранили самобытные основы своей жизни.
1. Украинцы
На левом берегу Днепра раскинулись живописные поселения украинцев. Украинские селяне проживали в большинстве своём в хатах-мазанках, стены которых с внешней стороны белили мелом или глиной. Четырёхскатную крышу такого жилища крыли камышом или ржаной соломой. Окна хаты обрамляли ставнями, окрашенными в красный или зелёный цвет. Такой дом выглядел опрятно и очень нарядно.
Вспомните внешний вид и убранство русских изб XV—XVII вв.
Внутри помещение, как правило, делилось на три части: сени, кладовая и горница. В углу горницы располагалась печь, расписанная цветными глинами. Самыми популярными узорами были цветы, волшебные животные или древо жизни. По диагонали от печи находилось главное место в горнице — красный угол, где на специальных полочках устанавливались иконы. Их украшали пучками целебных трав, цветами и т. п. Под иконами ставили стол и длинную лавку, покрытую пёстрыми покрывалами и вышитыми подушками. В красный угол усаживали только главу семьи и самых дорогих гостей.
Одной из особенностей внутреннего убранства украинской хаты было наличие вышитых полотенец — рушников. Ими украшали красный угол, оформляли оконные проёмы. С рушниками встречали дорогих гостей. Они были неотъемлемым предметом на свадьбе.
Украинский народный костюм был разнообразен и красочен. Основу мужской повседневной одежды, как и у других восточнославянских народов, составляла рубаха. Её шили из конопляного или льняного полотна домашнего изготовления. Рубаха имела узкий стоячий ворот с разрезом на горловине и завязывалась с помощью тесёмок. Украшением рубахи была яркая вышивка, обрамлявшая стойку ворота и разрез. Украинцы в отличие от русских заправляли подол рубахи в штаны, которые шились из холста или сукна. Украинские штаны, особенно те, которые носили казаки, отличались очень большой шириной. Головным убором летом служили соломенные широкополые шляпы — брыли. В холодное время года украинцы надевали шапки разнообразной формы из меха (овчины), шерсти, сукна.
Деревенская улица на Украине. Художник С. И. Васильковский
Очень колоритно выглядело украинское казачество. Характерной приметой запорожского казака была гладко бритая голова, на которой красовался длинный чуб. Отросшие чубы, как правило, наматывались на ухо. Бороду казаки брили, но оставляли длинные вислые усы.
Украинская женская одежда состояла из длинной рубашки-сорочки с широкими рукавами, которые заканчивались манжетом у запястья. Ворот собирался в мелкие сборки и сверху обшивался. Сорочку подпоясывали шерстяным пёстрым пояском. Рубашку богато вышивали по подолу, рукавам, горловине. В холодное время года и мужчины, и женщины закутывались в длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Поверх рубашки по праздникам надевалась запашная юбка-плахта из клетчатой ткани.
Одежда украинской знати долгое время сохраняла традиционные формы. Однако тесные связи и контакты с Польшей и Венгрией привнесли в одежду знати новые элементы. В период Средневековья в городах Украины (как и в европейских и турецких городах) распространилась обувь с чуть загнутыми кверху носами. В женскую моду вошёл шнурованный лиф с длинной широкой юбкой. Такая одежда шилась из тканей, привезённых из Италии, Испании, Польши, Франции. В первой половине XVII в. в одежде знати было много восточных компонентов (пояса, пуговицы), появилась сафьяновая обувь.
Еду на Украине готовили в печи. К печи относились с почтением — именно благодаря ей в доме было тепло и не переводились хлеб и пироги. Основными приёмами приготовления пищи были варка, тушение, запекание. Хозяйка зачастую одновременно готовила различные блюда на завтрак, обед и ужин. Затем ставила их в растопленную печь. Толстые стены печи долго хранили тепло, и еда несколько часов томилась в глиняных горшках. Так украинцы готовили разнообразные каши, наваристые мясные, рыбные и овощные бульоны — юшки, борщи и другие супы. Важное место в рационе украинцев занимали изделия из теста. В печи выпекали хлеб: повседневный — ржаной и праздничный — пшеничный. Традиционной пищей украинских крестьян были отваренные в кипящей воде кусочки теста — галушки. Очень любили украинцы и вареники, начинённые вишней, творогом, капустой. Для приготовления мясных блюд использовали в основном свинину. Но мясо ели лишь по большим праздникам. Распространённой едой украинцев было свиное сало — солёное или копчёное, в виде шкварок, которые ели с хлебом или добавляли в качестве начинки в пироги.
Главой семьи считался мужчина. Воля отца была законом для всей семьи. Каждый день за ужином отец подводил итоги прошедшего дня, распределял между всеми домочадцами задания на день последующий. Мужчины были главными работниками в поле. Они занимались также изготовлением и починкой сельскохозяйственного инвентаря, заготовкой дров и строительных материалов. Уход за рабочим скотом — волами, лошадьми — тоже был мужским занятием. Совместно вся семья трудилась в поле во время сбора урожая (например, мужчина косил, а женщина вязала снопы). Хозяйка готовила еду, стирала, прибирала в доме. На её плечах лежала забота о саде и огороде, сбор урожая и его переработка. Домашняя живность — корова, свиньи, куры, утки, гуси — тоже находилась под её присмотром. Гордостью хозяйки и демонстрацией её умений были вышитые рушники и рубашки.
2. Народы Поволжья
Какие народы проживали в Поволжье в XV—XVII вв.?
Народы Поволжья предпочитали селиться вдоль рек, рядом с озёрами, вблизи родников. Их поселения — аулы, гурты, сёла — были небольшими по размерам и не имели чёткой планировки. Родственники старались строить свои дома поближе друг к другу, образуя в пределах одного села несколько кучек жилищ.
Самым распространённым видом жилья была четырёхстенная срубная изба с двускатной крышей. Кровля делалась из коры, соломы, дранки. В степных районах дома сооружали из глинистого грунта, смешанного с соломой. Некоторые кочевые народы жили в переносных юртах, представлявших собой деревянный каркас, покрытый войлоком.
Первоначально дома имели только одну комнату. Позднее к ней стали пристраивать сени. Жилой дом был окружён двором. Во дворе размещались различные хозяйственные постройки — амбары, клети, сараи, конюшни и т. д. Марийцы и удмурты сооружали двухэтажные клети-амбары с галереей-балконом на втором этаже. На первом этаже таких построек хранили продовольствие, на втором — одежду и утварь, а в летнее время там спали хозяева. Почти каждый двор имел летнюю кухню. Обычно это была небольшая срубная постройка с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в которой оставлялись отверстия для выхода дыма. Посреди кухни размещался открытый очаг с подвесным котлом. Дворы огораживали деревянным забором или плетёной изгородью.
Самым важным элементом жилого дома была печь. У татар она находилась, как правило, справа от входа, ближе к центру помещения. Сбоку к печи дополнительно пристраивали очаг с котлом. Без котла не обходилось приготовление большинства татарских традиционных блюд. Под потолком по линии печи навешивалась домотканая занавеска, которая разделяла жилище на две неравные по размеру половины: мужскую, парадную, и женскую, кухонную. Вдоль всей передней стены дома на высоте 50—60 см от пола располагался широкий дощатый настил. На нём члены семьи проводили большую часть своего времени — ели, работали, принимали гостей, спали. Пол и настилы накрывали войлочными подстилками, коврами, подушками. Стены украшали яркими матерчатыми панно и вышитыми полотенцами.
У разных народов Поволжья основные элементы мужской и женской одежды практически совпадали, различаясь лишь в деталях. Нательной одеждой и у мужчин, и у женщин были холщовые рубахи и широкие свободные штаны. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол, поверх него — так называемое верхнее платье. Оно отличалось от камзола длинными рукавами. Татары носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. Рубахи и кафтан подпоясывались. Одним из элементов женской одежды у некоторых народов был передник. В холодное время года люди носили бешметы, суконные халаты-кафтаны (чекмени), дублёные шубы и овчинные тулупы.
Татары. Рисунок XIX в.
Какие элементы одежды изображены на рисунке?
Женские головные уборы были очень разнообразны. Они отражали возраст женщины, её принадлежность к тому или иному сословию, национальные особенности. Девушки-мордовки носили налобные повязки из бересты, обшитой плотной тканью, украшенной бисером или золотой (серебряной) тесьмой. Башкирские и чувашские девушки носили шлемовидные шапочки, украшенные бисером, бусинами, серебряными монетами. У татарок они обязательно должны были закрывать не только голову, но и плечи, шею, спину. Очень сложным был праздничный головной убор у чувашских женщин, которые пришивали к шапочке бисер и монеты.
Мужские головные уборы по своему строению и оформлению были значительно проще женских. Мужчины носили различные колпаки, шапки и шляпы, которые шились из холста, сукна или меха. Мужской и женской обувью были лапти, кожаные сапоги, валенки, для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.
Основу питания большинства народов Поволжья составляли жидкие горячие блюда. Самым распространённым было сочетание мясного бульона с различными мучными изделиями. Чуваши готовили шурпе — бульон с шариками из теста; марийцы — лашку — суп с шариками из пресного теста; татары — токмач — суп с домашней лапшой; удмурты — шыд — суп с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой. Праздничным угощением были пельмени, которые всегда подавались с бульоном. Любимое блюдо башкир — бешбармак — готовилось из мелко нарезанной жирной баранины или конины, заправленной бульоном и лапшой. Очень популярными были изделия из пресного теста с различными начинками: татарский бэлеш с мясом, чувашская хупла с мясом или рыбой, а также различные блинчики, ватрушки, пирожки. На праздники гостей угощали домашними колбасами: вяленой из конины (казылык), из овечьего желудка, начинённого мясом и салом (шартан), варёной из рубленого мяса или рыбы с крупяной начинкой и кровью (тултармаш).
Готовили и каши из гороха, гречихи, овса. Широко использовались молочные продукты — творог, сыр, сметана, кисломолочные напитки — катык и айран. Башкиры предваряли и завершали свои трапезы напитком из кобыльего молока — кумысом. Но с особым почтением все народы относились к хлебу. Обычно он был ржаным. Хлеб из пшеничной муки могли позволить себе только богатые люди, да и то в праздничные дни. У некоторых народов хлеб считался священной пищей. Разрезать его имел право только глава семьи.
3. Народы Сибири
Жилища народов Сибири были разнообразными, максимально приспособленными к природным условиям и типу хозяйства. Сибирские татары жили в прямоугольных полуземлянках с выступающими на поверхность стенами из плетня, обмазанного глиной. Не были редкостью и срубные избы с плоскими крышами. Внутри дома в углу располагалась глинобитная печь с вмазанным в неё котлом или чувал — пристенный очаг с нависающим дымоходом. Вдоль передней стены сооружали большие настилы — нары, которые служили и кроватью, и местом для трапезы. Одежда и ценные вещи хранились в сундуках. На них складывали постельные принадлежности — тюфяки (мешки, набитые травой, шерстью или соломой), подушки, шерстяные одеяла.
Вождь чукотского племени. Рисунок XIX в.
У скотоводческих народов были летние и зимние жилища. Летом, чаще всего на берегах рек, сооружались конусообразные шалаши из жердей, обтянутых войлоком или корой деревьев. Для зимних стоянок строили юрты. Пол в юрте обычно был земляной, иногда его выстилали досками и войлоком. Внутреннее пространство не имело никаких перегородок, но чётко делилось на несколько зон, каждая из которых выполняла определённую роль в организации домашнего быта.
Зимнее жилище якутов — балаган — имело прямоугольную форму. Его стены изготавливались из тонких брёвен, вбитых в землю с небольшим наклоном внутрь. Вход в жилище всегда устраивался с восточной стороны. Внутри жилища, справа от входа, в северо-восточном углу, на невысокой глиняной подставке располагался очаг. Внутреннее пространство балагана имело мужскую (слева от входа) и женскую (справа у очага) зоны.
Суровые климатические условия и традиционные занятия народов Сибири определяли основные особенности их одежды. Прежде всего это касалось верхней зимней одежды. Как правило, это были длинные шубы из рысьего, лисьего, волчьего меха. Часто шубы подпоясывали кожаными или пёстрыми шерстяными поясами. Особенно богатыми были собольи шубы сибирских татар. Повседневную мужскую и женскую одежду шили из шерстяной ткани. Бедняки использовали крапивное полотно.
Одежда сибирских татар в своей основе была схожа с одеждой татар казанских.
Буряты носили длинные свободные халаты на подкладке, с запахом на правую сторону. Халаты подпоясывались широкими матерчатыми кушаками или кожаными поясами. Зимний халат подбивался мехом.
Обязательным элементом одежды народов Сибири были самые разнообразные шапки. Сибирские татары предпочитали круглую, с плоским околышем шапочку-тюбетейку. Якуты носили островерхую шапку, с удлинёнными в виде наушников сторонами, с оторочкой из меха. Часто она украшалась металлическим кругом с рогами. Шапка бурят была с острой тульей и расширенным кверху околышем. Она изготавливалась из лисьих или волчьих лап, из шкуры кабарги, косули, соболя. Обувь делали в основном из меха и кожи. Зимой носили валенки из овечьей шерсти.
Пища народов Сибири была проста и незамысловата. Большое место в их рационе занимали молочные и мясные блюда. Самым распространённым продуктом был кумыс. Из коровьего молока делали простоквашу, сливки, масло. В простоквашу добавляли различные ягоды, коренья и замораживали на зиму. Мясо употребляли в основном в варёном виде. Земледельцы готовили различные блюда из муки и крупы. Почти у всех народов рыба была повседневной пищей. Рыбу ели сырой (свежевыловленную) и жареной; её замораживали, заквашивали на зиму в ямах. Летом и осенью рацион питания расширялся за счёт дикорастущих ягод и растений.
4. Народы Северного Кавказа
Большинство горских народов Северного Кавказа жило в аулах. Дома в них располагались на склонах гор. Это были одно- или двухэтажные строения с толстыми стенами, плоскими крышами, иногда с боевыми башнями. Дома часто нависали друг над другом. Зачастую крыша дома, построенного ниже по склону, служила двором для вышестоящего жилища. Улиц, как таковых, не существовало.
В некоторых горных районах возводились многоэтажные каменные жилые башни. Иногда к ним примыкали ещё более высокие боевые башни. Эти сооружения представляли собой мощные укреплённые комплексы.
Равнинные поселения располагались в живописных местах у подножий гор, на берегах рек, среди полей и лесов. Они были небольшими по размеру, 40—50 домов примыкали друг к другу в виде квадрата или круга. Фасады домов были обращены внутрь. На площадь, находившуюся в центре селения, на ночь загоняли скот. Здесь же в случае нападения неприятеля прятались женщины, старики и дети. В целях безопасности вокруг селения возводились своеобразные оборонительные сооружения.
Дома имели продолговатую форму, и в них располагалась только одна комната. Самым почитаемым местом в жилище был открытый очаг, который устраивался прямо на глинобитном полу. Над очагом для выведения дыма сооружалась плетённая из прутьев и обмазанная глиной труба — дымарь.
Черкесский князь. Рисунок XIX в.
Важной частью женского костюма было платье, которое по своему покрою очень походило на черкеску. Различия заключались лишь в качестве материала и покрое рукава. Праздничное платье украшали золотым или серебряным шитьём, узорной тесьмой. Зимой женщины также носили овчинные шубы.
Женские головные уборы отличались оригинальностью и разнообразием. Самым распространённым из них была чухта — своеобразный чепчик, затылочная часть которого представляла собой длинный мешочек, куда укладывались косы, либо просто полоску ткани, прикрывающую косы сверху.
Народы Северного Кавказа были сдержанны и умеренны в еде. Рыба практически отсутствовала на столах горцев. Основу их питания составляли разнообразные молочные продукты, изделия из теста, овощи и фрукты, мясные блюда (впрочем, мясо не являлось основной и каждодневной пищей). Как правило, блюда из свежего мяса готовились только осенью, когда резали скот, или же в дни праздников и значимых для людей событий (свадеб, похорон и пр.). Самыми любимыми были блюда из баранины. С удовольствием ели говядину, мясо домашней птицы и дичи. В непраздничные дни довольствовались мучной и молочной пищей. Одним из распространённых блюд являлся хинкал — сваренные в мясном бульоне кусочки теста. Любимым напитком северокавказских народов был айран (кисломолочный напиток, напоминающий кефир).
Гостеприимство было одной из самых древних традиций, распространённых на Кавказе. Любой путник, мирно вошедший во двор дома, считался лицом священным, независимо от своего происхождения и национальности. Ему предоставляли самую лучшую пищу, посуду, постельные принадлежности. Состоятельные семьи строили в укромном месте двора специальные домики для гостей. Ухаживать за гостем был обязан сам хозяин дома.
Гостеприимство было тесно связано с традицией куначества — установления тесных дружеских, братских отношений между двумя мужчинами, принадлежавшими к различным родам и даже народностям. Кунак принципиально отличался от гостя. Согласно древнему обычаю хозяин не имел права задавать гостю вопросы о личной жизни и имеющихся у него проблемах. Кунаки же обязаны были знать всё друг о друге, чтобы в случае необходимости прийти на помощь.
На Северном Кавказе был широко распространён и обычай аталычества. Он заключался в том, что представители знатных родов отдавали своих новорождённых детей на воспитание в простые семьи. Воспитателями — аталыками — становились самые достойные, уважаемые люди, смелые воины, знатоки народных обычаев и традиций.
Воспитанники оставались в семье аталыков до совершеннолетия.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
В XVII в. Россия была многонациональной страной, народы которой бережно сохраняли традиции своих предков. Это наиболее отчётливо проявлялось в особенностях повседневной жизни народов России.
Вопросы и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
1. Опишите повседневную жизнь украинских крестьян в XVII в. *Что из описанного дошло до наших дней? 2. Чем жилища горских народов Северного Кавказа отличались от построек на равнинной местности? 3. Какие особенности построек или планировки позволяли эффективно обороняться жителям горных аулов? 4. Объясните смысл аталычества. 5. Чем отличались селения украинцев и жителей Поволжья? 6. Какие природные условия определяли расположение селений народов Поволжья? 7. Что отличало быт кочевых и оседлых народов Сибири? 8. Как климатические условия влияли на одежду народов, о которых идёт речь в тексте? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. С помощью дополнительной литературы и Интернета подготовьте электронную презентацию об истории национального костюма одного из народов (по вашему выбору), перечисленных в тексте материала для самостоятельной работы.
2. Используя текст материала для самостоятельной работы, докажите, что для многих народов России были характерны обычаи дружбы и гостеприимства.
3. Подготовьте сообщение на тему «Россия — наша общая Родина. История народов».
Запоминаем новые слова
Аул — поселение у тюркских народов; горное селение на Северном Кавказе.
ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
1. В чём состояли причины Смутного времени? Какие цели преследовали различные внутренние и внешние силы, действовавшие в России в тот период?
2. Подтвердите примерами, что в период Смуты речь шла о сохранении свободы и независимости России. В чём вы видите причины возникновения национально-освободительного движения? Почему К. Минина и Д. Пожарского называют спасителями Отечества?
3. Каковы были последствия Смутного времени для дальнейшего развития страны? Как происходило возрождение России после Смутного времени?
4. Какие перемены в положении сословий России произошли в XVII в.? Какие сословия выиграли от этих перемен, а какие проиграли? В чём состояли главные причины народных выступлений в XVII в.? Каковы были их последствия?
5. Какие внешнеполитические задачи решала Россия в XVII в.? Какие из них были решены, а какие — нет? Почему не были решены эти задачи?
ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
1. Иван Грозный в оценках потомков.
С помощью дополнительной литературы и Интернета подберите высказывания историков и публицистов об Иване Грозном и результатах его правления. Проведите в классе обсуждение этих высказываний. Почему оценки этого исторического деятеля столь противоречивы? Почему распространена версия «двух Иванов Грозных» (первой и второй половины правления)? Результаты исследования разложите в виде тезисов выступления по данной теме перед одноклассниками.
2. Рождение Российского многонационального государства.
В XVI в. в состав России в ходе войн и добровольного присоединения вошли многие народы. Выясните (с помощью дополнительных источников), что потеряли и что приобрели представители различных слоёв общества этих народов в результате вхождения в состав России. Какие положительные и отрицательные последствия для Российского государства имело включение в его состав этих народов? Отвечая на вопросы, приведите примеры, подтверждающие ваше мнение. Подготовьте сообщение на тему «Россия — наша общая Родина».
3. Самозванцы в мировой истории.
С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, когда и в каких странах самозванцы получали власть или боролись за неё. Поразмышляйте, почему в России до начала XVII в. не было самозванцев. По результатам проведённого исследования самостоятельно сформулируйте условия, при которых появляются самозванцы.
4. Гражданская война в истории человечества.
Вспомните (с помощью учебников по всеобщей истории), о каких гражданских войнах вам известно из курсов истории Древнего мира, Средних веков, Нового времени. Выясните, что общего было между этими войнами и событиями Смутного времени в России. Можно ли называть гражданскими войнами усобицы феодалов или князей? Своё мнение аргументируйте. Как вы думаете: почему гражданские войны считаются самыми трагическими событиями в истории любой страны? Можно ли избежать гражданских войн? Результаты обсуждения этих вопросов в классе или самостоятельные ответы на них оформите в виде тезисов доклада для одноклассников.
5. Церковный раскол — трагедия российской истории.
Выясните, почему реформы патриарха Никона привели к расколу в Русской православной церкви. Были ли необходимы эти реформы? Почему многие люди не поддержали их? Найдите в Интернете изображение картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Представители каких слоёв населения относятся к боярыне с сочувствием, а каких — со злорадством? Каковы были последствия церковного раскола? Почему его считают трагическим событием российской истории? Можно ли было, на ваш взгляд, избежать церковного раскола? Подготовьте электронную презентацию, раскрывающую главные перемены, произошедшие в церковных обрядах в результате реформы.