повлияли ли события личной жизни на творчество или жизненную позицию в гаврилина
Валерий Гаврилин: биография, фото и интересные факты
Валерий Александрович Гаврилин – композитор, автор многих музыкальных произведений, песен и даже музыки к некоторым кинофильмам.
Детские годы
Композитор Валерий Гаврилин родился 17 августа 1939 года. Местом его рождения считается Вологда, хотя все его детство прошло в другом городе Вологодской области. В Кадникове мама будущего композитора, Клавдия Михайловна, работала в детском доме директором, а отец был заведующим районным отделом народного образования, но только в Соколе.
В 1950 году по ложному доносу была арестована его мать, которую обвиняли в похищении ржи. Самого Валерия Александровича и его меньшую сестру отправили в детский дом. Мальчик тяжело переживал этот этап в своей жизни. Он часто ездил к матери на свидание, и тюрьмы в то время произвели на него огромнейшее впечатление.
Музыкальное образование
Знакомство с музыкой у мальчика началось еще в средней мужской школе, где он учился. Валерий Гаврилин занимался в школьном хоре, а потом научился играть еще и на народных инструментах. Вскоре он уже играл в оркестре. На него обратила внимание и преподаватель музыки, которая стала регулярно заниматься с мальчиком.
Вскоре под руководством своего преподавателя, Т. Д. Томашевской, юный школьник уже прекрасно играл на фортепиано и даже пробовал сочинять сам музыку. После седьмого класса школы-интерната мальчик поступает в музыкальное училище города Вологды на дирижерско-хоровое отделение. И здесь ему тоже повезло.
Когда он сдавал вступительные экзамены в училище, комиссию возглавлял М. Белоземцев, который в то время являлся доцентом консерватории в Ленинграде. Он помогает поступить подростку в музыкальную школу при консерватории. Валерий Гаврилин в 1953 году был зачислен в седьмой класс по классу кларнета. В 1958 году он уже оканчивает и консерваторию. А после продолжает свое обучение в аспирантуре.
Начало творческого пути
Валерий Гаврилин, биография которого насыщена событиями, уже на третьем курсе консерватории проявил себя. Он увлекается фольклором и отправляется в экспедицию по российским деревням, чтобы понять русскую душу, которая нашла свое отражение в музыке.
К этому времени у молодого, но талантливого студента уже были собственные сочинения, навеянные ему русской природой и тем печальным состоянием, в котором находились деревни. Валерий Александрович уже прекрасно понимал, что он хотел отразить в своем творчестве, и по какому музыкальному пути ему стоит идти дальше.
Свое предназначение как композитора он видел в том, чтобы находить гармонию своей души с народной мелодией, в которой чувствуется и эмоциональность, и поэтичность. Еще до того как были сданы выпускные экзамены в консерватории, им были написаны несколько прекрасных сонат, а также цикл «Немецкая тетрадь» и симфоническая сюита «Тараканище».
Как известно, все его произведения сразу нашли отклик у профессиональных композиторов и имели лишь положительные отзывы. Для своей дипломной работы Валерий Александрович пишет музыкальный цикл «Русская тетрадь». Свое произведение он посвятил мальчику, который умер от рака. О нем Валерий Гаврилин прочитал в одном из журналов. Этот цикл был удостоен премии Глинки.
Вершина славного пути
Когда Гаврилин работал над «Русской тетрадью», он совершенно забыл обо всем. В это время он написал немного произведений, а также музыку к кинолентам. В 1972 году им были написаны три замечательных и крупных произведения: продолжение «Немецкой тетради», музыкальная поэма «Военные письма» и опера «Повесть о скрипаче Ванюше».
В 1973 году он сотрудничает с Шульгиной, которая пишет стихи для его замечательных творений. Вокальные звезды любили исполнять его музыкальные произведения. Поэтому уже в 1950 году Валерий Александрович получает премию Ленинского комсомола. Автором хоровой симфонии «Перезвоны» является Валерий Гаврилин. Музыка, созданная им, поразила многих слушателей, симфония стала одним из значимых его произведений. Но композитор писал и балеты: «Женитьба Бальзаминова», «Подпоручик Романов», «Дом у дороги», «Анюта».
Певец русского народа
Музыкальное творчество Валерия Александровича Гаврилина отличалось русским колоритом. Основной темой, которая проходит через все его произведения, является тема русского народа. Но больше всего его интересуют русские женщины, чьи судьбы оказываются непростыми. С раннего детства композитора окружали лишь только женщины, может быть, это и повлияло на его творческие взгляды.
Литературное наследие композитора
Блестящий литературный стиль и четко сформулированная позиция – это основные составляющие одаренной и талантливой личности композитора.
В последние свои годы Валерий Александрович страдал из-за постоянных проблем с сердцем. Пережив два инфаркта, он продолжал выступать. Последние два концерта были даны им в Вологде и в Петербурге, и они словно подвели итог всей его жизни. Умер он 28 января 1999 года, но память о нем осталась в сердцах людей, а его музыкальные произведения будут жить вечно.
Биография Валерия Гаврилина
Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) — известный советский и российский композитор, автор хоровых, вокально-симфонических, камерных произведений, необыкновенно точно и глубоко воспевший характер русского народа. Среди его сочинений есть как крупные симфонические произведения, оперы и балеты, так и небольшие сюиты, а также песни к кинофильмам. Валерий Гаврилин композитор новатор, сумевший добиться звучного сочетания аутентичной народной мелодии с элементами эстрадной и классической музыки.
Детство и юность
Валерий Гаврилин родился 17 августа 1939 года на русском севере в городе Вологде в учительской семье. Его отец, Александр Петрович, возглавлявший отдел народного образования, погиб вскоре после начала войны, а мать, Клавдия Михайловна, преподавала в интернате. В тяжелые годы войны мальчик жил с мамой, в селе Перхурьеве, где она трудилась директором детского дома. Несмотря на тяжелое время, композитор с благодарностью вспоминал тот период: «Я ведь сочиняю и живу только тем, чем напитался в детстве».
В 1950 году в жизни Валерия настали большие перемены — по доносу из-за якобы похищенной ржи была арестована мать, и мальчика с сестрой отправили в детский дом. Он очень переживал по этому поводу и регулярно ездил к ней на свидания. Посещение тюрем оставило глубочайший след в душе подростка.
Благодаря протекции педагогов, юный Валера был записан в музыкальную школу Вологды. Он ярко выделялся на фоне сверстников своим талантом, легко запоминал весь материал, учился с большим воодушевлением и отличался завидным трудолюбием.
Здесь талантливого парня при поддержке его учителя Татьяны Томашевской нашел преподаватель Ленинградской консерватории С. Белоземцев, предложивший юному дарованию переехать в Северную столицу для дальнейшей учебы в школе-десятилетке при консерватории.
Интересно, что мать категорически противилась такому выбору сына и считала, что он должен быть ветеринаром. Однако после уговоров Тимошевской она согласилась отпустить сына на учебу. И здесь Валерий оказался одним из лучших учеников, поэтому по окончании учебного заведения, в 1958 году, был зачислен на композиторский факультет Ленинградской консерватории на курс О. Евпахова.
Начала славного пути
На третьем курсе Валерий увлекся фольклором и отправился в экспедицию по деревням страны с целью понять особенности русской души, проникнуться атмосферой сельской местности и приобрести материал для работы. К этому времени студент Гаврилин уже много успел сочинить, но именно сейчас, находясь под впечатлением от разоренных деревень и проникнутых тоской женских песен с мечтой о лучшей доле он пришел к выводу о цели собственного творчества. Свою миссию как композитора он видел в синтезе классических музыкальных канонов с бытовой, народной мелодией, в недрах которой скрыты настоящие сокровища поэтической эстетики.
Еще до окончания консерватории были написаны вокальный цикл «Немецкая тетрадь», несколько сонат, симфоническая сюита «Тараканище». Они сразу нашли одобрение в профессиональной среды, и по совету Шостаковича молодой автор поступил в аспирантуру. Работая над дипломным проектом, он пишет знаменитый вокальный цикл «Русская тетрадь», состоящий из 8 песен. В основном это были страдальные сочинения — «Ой, зима, зима моя! Зима морозная», «Что, девчонки, стойте» и другие.
По замыслу Гаврилина, все они должны были исполняться без перерыва, а перестановки или изъятие какого-либо сюжета были недопустимы. «Эти песни — воспоминания на народные тексты», — отмечал композитор. Свое произведение он посвятил обычному ленинградскому мальчику, скончавшемуся от рака. О его судьбе Валерий Александрович узнал со страниц журнала «Юность» и, впечатленный этим, написал цикл о несостоявшейся любви от имени девушки, которая могла проникнуться к нему глубокими чувствами. Исполнение произведения в 1965 году певицей Надеждой Юреневой стало настоящим событием в музыкальной жизни страны. Два года спустя за этот цикл Гаврилина был удостоен премии им. М. Глинки.
Вершины творчества
Отдав всего себя написанию «Русской тетради», Гаврилин уходит в тень и занимается сочинением небольших фортепианных пьес и сюит, а также музыки к спектаклям и кинофильмам (всего у него около полутора десятков киноработ). Только в 1972 году были написаны три крупных произведения — вторая часть «Немецкой тетради», опера «Повесть о скрипаче Ванюше» и музыкальная поэма «Военные письма». Год спустя появился вокальный цикл «Вечерок» и военно-симфонический цикл «Земля». Последний создан на стихи А. Шульгиной, с которой автор много сотрудничал.
Его произведения всегда любили исполнять лучшие вокальные мастера. И не случайно песня «Два брата», за которую Гаврилин удостоился в 1980 году премии Ленинского комсомола, стала настоящим шедевром. То же самое можно сказать и о песне «Скачут ночью кони». Одним из самых значительных произведений оказалась хоровая симфония-действо «Перезвоны», традиции которой уходят к корням колокольной музыки, подкупающей емкой символикой, прошедшей сквозь века. Эта масштабная симфония, где главным действующим лицом выступает хор, стала истинным воплощением духовной жизни целого народа через призму судьбы одного человека.
Валерий Гаврилин написал серию музыкально-сценических опусов. Среди них балеты «Женитьба Бальзаминова», «Дом у дороги», «Подпоручик Романов», а также оперы «Семейный альбом», «Моряк и рябина». В ряде случаев созданию этих произведений предшествовали инструментальные пьесы. Так произошло с балетом «Анюта», построенным на основе фортепианной пьесы «Вальс».
Певец русской души
Творчество Валерия Гаврилина всегда отличали русский колорит и лиризм. Он был одним из первых, кто начал активно объединять бытовой и академический жанры. Стилевые формы и эстетика музыки Гаврилина не оставляют сомнений в приверженности композитора к неоромантизму. Как и другие представители направления, он тяготел к утонченной обработке песенных форм, которые составляли основу камерных произведений и вокально-симфонических поэм.
Сквозной линией в музыке Гаврилина проходит тема женской судьбы и характера, ведь композитора с детства окружали представительницы прекрасного пола. Его творчество неразрывно соединено с чистотой русской души и олицетворяет собой глубокое проникновение в народную культуру. В то же время он не гнушается использовать приемы эстрадной музыки, что позволяло с успехом доносить свои идеи и молодому поколению.
Многие его песни заставляют прожить драматическую ситуацию, лежащую в основе сюжета. Тематическая и стилевая направленность «играющих» песен Гаврилина различны. Среди них мы видим примеры социальной сатиры («Скоморохи»), психологической драмы («Пастушка и пастух») и даже сатирической сказочной аллегории («Перезвоны»). Глубокой мелодичностью пронизаны дивертисменты и оркестровые сюиты. В них вокальный талант Валерия Александровича вылился в неповторимый мелодизм, нашедший выражение в утонченной интонации исполнения музыки.
В последние годы жизни Валерий Александрович страдал от болезни сердца. Незадолго до смерти на Вологодчине с большим успехом прошел его авторский концерт, который потом повторился в Петербурге. Он стал символическим венцом замечательной музыкальной карьеры композитора, которого не стало 28 января 1999 года. Похоронен Валерий Гаврилин на Волховском кладбище Санкт-Петербурга.
Композитор Валерий Гаврилин и его творчество
Разделы: Музыка
Цель урока: определить истоки музыки В.Гаврилина.
Задачи урока: размышление о судьбе композитора, знакомство с музыкальными произведениями и дневниковыми записями, передающих искренность и смелость этого человека, чувствующего ответственность за судьбу Родины и Искусства.
Тип урока: урок-размышление с элементами литературно-музыкальной композиции.
Необходимые технические и компьютерные средства: магнитофон, компьютер, проектор, экран. Если этого нет, учитель записывает вопросы на двух сторонах доски (одна закрытая до момента использования).
Музыкальные произведения В. Гаврилина, звучащие на уроке: симфония-действо «Перезвоны» и «Русская тетрадь».
Организация урока: класс делится на несколько групп для аргументации своего мнения или ответа на поставленные вопросы.
1. Звучит «Вечерняя музыка» из «Перезвонов» – фонохрестоматия для 5-го или 1-го класса.
2. Учитель объявляет тему урока
3. На экран проецируются портрет композитора и приведенные ниже вопросы:
Учитель: Перечислите вечные темы в искусстве и жизни (правая сторона остается пустой до ответа детей)
ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ (для учителя)
4. Учитель просит одного представителя от группы прочитать 1-й вопрос (второй и следующие вопросы представителю других групп по порядку).
5. Ответ на 1-й вопрос от каждой группы (желательно с приведением примеров).
6. То же самое – с остальными вопросами.
7. Учитель просит учащихся вспомнить название произведения В.Гаврилина, прозвучавшее в самом начале урока.
8. Подготовленные учителем заранее тексты (по абзацам) раздаются группам и прочитываются вслух (на их фоне звучит музыка В.Гаврилина из «Перезвонов» или «Русской тетради» – лирические номера.
9. Тексты из дневника читает сам учитель
Учитель: Композитор продолжал записывать в дневнике мысли и идеи, помогающие ему самому выстоять в жизни: «Перед Богом нет дел великих и малых – есть дела прямые и кривые».
а) Песня была у него основой всего – от малых форм до масштабной симфонии-действа «Перезвоны». Мелодии выходили из-под пера легко – сердечные, задумчивые, симпатичные в своей душевной простоте (звучит музыка).
Учитель: Из дневника композитора
«Царь музыки – человеческий голос. Границы его невелики, но глубина его бесконечна, как сама история человека!»
Учитель: в прошлом году мы с вами знакомились с симфонией-действом Валерия Гаврилина «Перезвоны». В этом году вы можете узнать и самого композитора и его музыку более глубоко. Какой музыкой начинался наш урок? (Ответы детей: «Вечерняя музыка»). Какие еще номера мы слушали с вами? (Ответы детей: «Весело на душе» и «Молитва»). Послушаем «Молитву». Какие образы из других жанров близки этой музыке?
Ответы детей:
а) иконы; б) церковные службы; в) живопись Иванова А., Нестерова М., Левитана И., Поленова Д, киевские фрески Васнецова В.; г) кинофильм П.Лунгина «Остров» (интересная аналогия раскрывается более подробно: образ раскаявшегося грешника, ставшего почти пророком и праведником).
б) Учитель: Выберите из предложенных литературных примеров наиболее созвучные трем номерам «Перезвонов»:
«Два письма» – В.Шукшин
«Тальянка» – С.Есенин
«Усталость» – В.Кюхельбеккер
крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла…
А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба.
Попадаются еще небольшие озерки;
вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря, как в зеркале.
Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать…
В душу с тишиной вместе вкрадывается
беспокойно-нежное чувство ко всему на свете.
Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо:
подожди, подожди, дружок.
лейся, песня, звяньше,
Все равно не будет то,
что было раньше.
За былую силу,
гордость и осанку
Только и осталась
песня под тальянку.
Я в волны нырну непробудного сна;
Вы, порванной арфы мятежные звуки,
Умолкните, думы, и чувства, и муки.
Да! Чаша житейская желчи полна,
Но выпил же я эту чашу до дна, –
И вот опьянелой, больной головою
Клонюсь и клонюсь к гробовому покою.
Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
Узнал слепоты нерассветную тьму
И совести грозной узнал укоризны,
И жаль мне невольницы – милой Отчизны.
ВЫБЕРИ НАИБОЛЕЕ СОЗВУЧНУЮ МУЗЫКАЛЬНЫМ И ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРИМЕРАМ РЕПРОДУКЦИЮ
Учитель: Почему композитор назвал свое произведение «Перезвоны»? Современен ли В. Гаврилин?
а) Валерий Гаврилин, несмотря на обращение к деревне, очень современен, хотя поднимает вопросы, казалось бы, далекие от наших дней – сейчас редко кто заботится о сохранении души своей в православной чистоте.
б) «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина) – большая музыкальная фреска народной жизни – как символ колокольного звона, откликающегося на самые важные события.
г) Герои Гаврилина и Шукшина слились в едином образе России. Гаврилин находит высокую поэзию в любых мотивах окружающей жизни, в том числе, и в самых обыденных: «Не все ли равно, о ком говорить? Заслуживает того каждый из живуших на земле». Эти слова говорят о большом интересе композитора к человеку и воспринимаются слушателями как рассказ о непростых человеческих судьбах…
а) Валерий Гаврилин родился в 1939 году в Вологодской области. Отец его погиб на фронте, мать была арестована и выслана далеко за пределы города. Мальчик воспитывался в детском доме, страшно скучал по матери, писал ей каждый день трогательные письма. Практически был лишен детства. Спасением стала музыка, с которой он познакомился именно в детском доме, где впервые сел за пианино в 11 лет.
б) С первых же занятий музыкой Валерий поразил учительницу недетской пытливостью и заинтересованностью в красочных возможностях симфонического оркестра. Учительница просит письменного разрешения у матери Валерия отдать его в музыкальную спецшколу при Петербургской консерватории.
в) Современники вспоминали: «самое поразительное в Валерии Александровиче было то, что он совсем не был похож на композитора и вообще на великого человека. Небольшого роста, очень худенький и с очень внимательными и очень добрыми карими глазами. И с очень красивым голосом, мягким таким баритоном. Но этот смиренный скромный человек с внешностью учителя средней школы был композитором милостью Божьей».
г) Любимым его жанром становится песня. «Судьба песни наиболее схожа с жизнью, судьбой человеческой, более других жанров подчиняется правилам человеческого существования: А живописец, наверное, сказал бы, что песенный мир – это луг. Подумать только, еще двадцать лет назад это можно было написать и не показаться наивным! Какой живописный луг? – сегодняшняя песня – это выгон, истоптанный скотиной, или луговина, зарастающая дурниной, потому что никто не подсевает клевера, тимофеевки, луговой овсяницы».
д) Но главное наблюдение Гаврилина остается в силе: «да, песня схожа с жизнью человеческой и, поскольку жизнь убога, жестока, механизирована и криминализирована – такие же попсовые поделки наводнили эфир, захлестнул уши и души».
В. Гаврилин приходит к горькому выводу и записывает его в дневнике: «Высокое искусство выключено из жизни нашего общества, для него нет добрых слов от Родины: стали цениться только слова, сказанные на другом языке…откуда могут брать они любовь к Родине и сострадание к ней?». Но ему помогает его жизненная позиция: «Если художник тянется к свету – время его не согнет, – записал Гаврилин и добавил для образности убежденно – даже на крутых откосах деревья вырастают прямо».
Учитель: Как очень русский композитор, В.Гаврилин глубоко понимал и любил русскую природу, которая отражала переживания и судьбы людей и органично входила в их жизнь и быт. Почитаем, что пишет о композиторе Т.Кухта:
а) Важно понять истоки и глубинную сущность его музыки. Гаврилин – уроженец Вологодчины, воплотивший в своем творчестве духовную красоту художественных традиций старинного северного русского города Вологды и окружающих его сёл. Отсюда тонкость, трепетность и ранимость его души, отсюда щемящая красота и нежность его музыки.
б) «В Вологде, – вспоминал композитор, – я познакомился с жизнью во всех ее проявлениях, познакомился с людьми, которые помогли мне понять, что такое красота, доброта, что нужно ценить в жизни, в человеке, здесь началась моя музыкальная жизнь».
в) «Все, что касается языка, природы, народных обычаев, песенной народной стихии – отсюда, из Воздвиженского и Перхурьева. Без этих двух и окружающих их деревушек и деревень не было бы у России композитора Гаврилина. Что значит деревенская жизнь для одаренного мальчика, об этом должен знать каждый. Сельская жизнь не повредила бы и городским жителям: подросткам и взрослым, богатым и бедным, слабеньким и здоровым.
г) Перхурьево всех встречает вольным зеленым простором, чистейшим воздухом и благожелательностью здешних жителей. Луговой летний и снежный зимний простор дополняется далью Кубенского озера. Летом так часто, на глазах, меняется даль! То светлая зеркальная многоверстная гладь, то вдруг от одного случайного ветерка все меняется. Вода то темная и рябая вблизи, то густо синеющая вдали, вдруг пойдет светлыми, быстро исчезающими полосами, смывая очертания противоположных берегов. Полосы то приближаются, то исчезают. Все зависит от ветра, откуда и с какой силой он дует! Вода меняется, делается темной, и тогда ощущаешь ее глубины. » (Из книги В. Белова «Голос, рожденный под Вологдой»).
д) Вот в каком уголке русской земли прошло самое раннее детство Гаврилина. Здесь началось для него «все первое, все розовое, все вербное, все березовое. », как выразился вологодский поэт Александр Романов. «То, что я из деревни, спасает меня до сих пор, на том и держусь. Без этих корней не был бы композитором», – вспоминал композитор.
Он верил в человека, силу искусства и записал в дневнике:
«Человека воспитывает не искусство, а только другой человек. Искусство при этом – лишь одно из орудий воспитания, и от того, в руки какого человека-воспитателя оно попадет, будет зависеть результат воспитания»
Вопросы: (каждой группе свой вопрос)
1. Каковы истоки творчества В.Гаврилина?
2. Повлияли ли события личной жизни на творчество или жизненную позицию В.Гаврилина?
3. Какой жанр оказался наиболее любимым в творчестве композитора и почему?
4. Согласен ли ты с тем, что В.Гаврилина называют «русским Шубертом»? Аргументируй.
5. Что ближе композитору: фольклор или классика? Что нового вносит он в русскую музыку 20-го века?
После ответа учащихся на эти вопросы на экране появляется последний слайд: