последние годы жизни брюсова
Краткая биография Брюсова Валерия Яковлевича поэта
Биография Валерия Брюсова
Детство и юность
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря) в Москве в купеческой семье. Начальное образование будущий поэт получил дома. С 1885 году Брюсов учился в классической гимназии Ф. И. Креймана в Москве. В 1890 году был переведен в московскую гимназию Л. И. Поливанова.
Университетские годы
В 1893 году Брюсов поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В этот период Валерий Яковлевич открывает для себя французских символистов – Верлена, Бодлера, Малларме. Восхищаясь творчеством Верлена, создает драму «Декаденты. (Конец столетия)». Позиционируя себя как основоположника русского символизма, в 1894 – 1895 годах Валерий Яковлевич издает три сборника «Русские символисты».
В 1895 году выходит первый сборник стихов Брюсова «Шедевры» («Chefs d’oeuvre»), вызвавший широкий резонанс среди литературных критиков. В 1897 был опубликован второй сборник поэта «Me eum esse» («Это я»).
Зрелое творчество
Окончив в 1899 году университет с дипломом 1-й степени, Брюсов устраивается в журнал П. Бартенева «Русский архив». Поэт активно занимается литературной деятельностью. В 1900 году выходит третий сборник Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»), принесший ему литературную известность.
В 1901 – 1905 годах Брюсов принимает участие в создании альманаха «Северные цветы». В 1904 – 1909 годах занимает пост фактического редактора русского символистского журнала «Весы». С 1908 года Валерий Брюсов, биография которого была насыщена новыми знакомствами с молодыми литераторами, становится директором Московского литературно-художественного кружка.
Творчество поэта между двумя революциями
Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905 – 1907 годов стали драма «Земля» и сборник «Венок» (1905). В 1907 году выходит его прозаический сборник рассказов «Земная ось», в 1909 году публикуется поэтический сборник «Все напевы». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создает роман «Алтарь победы» (1911 – 1912), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913).
В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов отправляется на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». В 1916 году публикует сборник «Семь цветов радуги».
Последние годы жизни
С приходом к власти большевиков, в 1917 – 1919 годах Валерия Яковлевич занимает пост руководителя Комитета по регистрации печати. В 1919 – 1921 годах был назначен председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. С организацией в 1921 году Высшего литературно-художественного института Брюсов становится его ректором и профессором.
Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом.
25 интересных фактов о Валерии Брюсове
Интересные факты о Валерии Брюсове – это прекрасная возможность узнать больше о творчестве русского поэта. Многие известные композиторы писали свои музыкальные произведения на стихи поэта. За годы своей жизни он смог достичь больших высот в самых разных областях.
Итак, перед вами наиболее интересные факты о Валерии Брюсове.
Валерий Брюсов
Валерий Брюсов – русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Также он является одним из основоположников русского символизма.
На биографии Брюсова отразились те глобальные исторические перемены, которые сотрясали мир на стыке двух веков.
Итак, предлагаем вашему вниманию краткую биографию Валерия Брюсова. Интересные факты о нем читайте здесь.
Биография Брюсова
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 г. в Москве. Его отец, Яков Кузьмич, писал стихотворения, некоторые из которых были опубликованы в разных журналах.
Будучи азартным человеком, он серьезно увлекся скачками, что сыграло с ним злую шутку, ведь со временем он промотал целое состояние на тотализаторе.
Детство и образование
Родители Валерия Брюсова почти не занимались воспитанием сына, в результате чего он был предоставлен сам себе.
Помимо этого они не верили в Бога, и строго следили за тем, чтобы Валерий не читал какую-либо религиозную литературу.
В будущем Брюсов признается в том, что об атеизме и теории эволюции он узнал раньше, чем научился перемножать числа.
Несомненно, это отразилось не только на мировоззрении поэта, но и на всей его биографии.
В 1885 г. Брюсов стал учеником частной гимназии Ф. И. Креймана. Однако доучиться в ней ему так и не удалось, поскольку его отчислили за пропаганду атеистических идей.
Следующим учебным заведением в биографии Брюсова была гимназия Л. И. Поливанова. В этот период у него проявился особенный интерес к математике.
Личная жизнь
Достигнув 23-летнего возраста, молодой парень женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до самой смерти. Детей в семье не было.
По своей натуре Брюсов был весьма собранным, целеустремленным и волевым человеком. Однако в то же время он проявлял слабость к азартным играм, ночным ресторанам, эротике и т.д.
Вероятно, виной этому была генетика отца, а также то воспитание, которое дали ему родители.
Творчество Брюсова
В середине 90-х годов 19-го века, Брюсову удалось написать множество произведений. Тогда же он задался целью распространить идеи символизма по всей России.
Его первые три сборника назывались «Русские символисты». В них были размещены переводы некоторых французских символистов, а также стихи начинающих поэтов.
Следующими сборниками стали «Это я», «Романсы без слов» и «Шедевры».
После этого Валерия Брюсова начали считать не только основателем символизма, но и его популяризатором.
Вскоре из-под его пера выходят сборники стихов «Третья стража», «Венок», и «Все напевы».
Стихотворения Брюсова насыщены историческими, мифологическими и абстрактными сюжетами. В них присутствует любовь, политика, философия и частные проблемы человека.
Интересен факт, что его творчество оказало влияние на таких поэтов, как Александр Блок (см. интересные факты о Блоке), Сергей Соловьев и Андрей Белый.
В 1912 г. Валерий Брюсов опубликовал «Зеркало теней», где были представлены стихи, написанные в более простой, чем обычно, форме.
Поэт никогда не останавливался на чем-то одном, и постоянно экспериментировал со стилем.
Например, в более позднем его творчестве прослеживались идеи урбанизма, когда речь заходила о больших и высокоразвитых городах.
Литературное окружение
В конце 90-х годов Брюсов познакомился с такими известными литераторами, как Бальмонт, Гиппиус, Минский, Сологуб и др.
В 1899 г. он был руководителем книгоиздательства «Скорпион», в котором публиковались произведения деятелей «нового искусства».
Следующим местом работы в биографии Брюсова стал журнал «Весы», в котором он был главным редактором.
В этом издании ему удалось опубликовать множество рецензий и критических статей относительно русских поэтов.
Достигнув вершины писательского мастерства, Брюсов стал одной из самых заметных фигур русской литературы. Его называли «императором символизма».
В 1909 г. журнал «Весы» закрыли, вследствие чего Валерий Брюсов начал работать в отделе критики издания «Русская мысль».
Там он публиковал свои и чужие произведения, написанные в стиле символизма, целью которых было разрушение обособленности символической школы в литературе.
Исторические романы и концепции
История всегда занимала одно из центральных мест в биографии Брюсова. Он старался давать объективную оценку любым событиям, происходящим, как в России, так и за рубежом.
Революцию 1905 г. он воспринял как неминуемое уничтожение культуры прошлого. Одновременно с этим он не отрицал возможности собственной гибели, поскольку был частью старого мира (см. стих «Грядущие гунны»).
Со временем Брюсов потерял интерес к политическим событиям. Вместо этого он начал активно изучать закономерности исторических процессов.
В своих сочинениях «Алтарь победы» и «Огненный ангел» он в подробностях описывал различные эпохи, стараясь показать кризисное состояние мира посредством исторических аналогий.
В начале Первой мировой войны, поэт был пропагандистом патриотизма. Однако работая военным корреспондентом и воочию увидев все ужасы войны, он пересмотрел свои взгляды.
Переводческая деятельность
В 1898 г. Брюсов познакомился с Бартеневым, который был главредом журнала «Русский архив».
В результате между ними завязались дружеские отношения, и в скором времени Валерий Яковлевич начал работать в его издании.
Практически все рабочее время он занимался переводами, причем с каждым годом его переводы становились все более качественными и детальными.
После революции
После Октябрьской революции, главным организатором которой был Владимир Ленин, Брюсов принял власть большевиков.
Тогда же в его биографии произошли серьезные перемены.
Он стал главой Комитета по регистрации печати. В скором времени ему доверили должность председателя президиума Союза поэтов.
В 1919 г. Валерий Яковлевич стал членом РКП, а уже через год основал литературно-художественный университет.
Он читал лекции студентам, а также продолжал публиковать статьи направленные на развитие литературы.
В своем сборнике «Сны человечества» Брюсов опубликовал произведения армянских и латинских поэтов, а также японские танка.
Он серьезно размышлял о проблемах стиховедения, после чего написал труд, в котором подробно рассматривал данную тему.
Последние стихи
В последние годы жизни Брюсов не переставал экспериментировать с различными стилями написания стихов.
Интересен факт, что в его последних работах присутствует научная поэзия, основоположником которой был французский поэт Гилем.
К подобным стихотворениям можно отнести «Явь», «Мир N измерений» и «Мир электрона».
Многие современники Валерия Брюсова не понимали его произведений из-за их чрезмерной сложности. Однако это в очередной раз говорило о его таланте и существовании уникальных приемов стихосложения.
Наследие Брюсова
За свою биографию Брюсов написал не только множество стихов символизма. Также он получил известность как прекрасный переводчик английских, французских, немецких, итальянских и античных поэтов.
Кроме этого, ему удалось написать целый ряд критических статей, помогающих лучше понять качество тех или иных произведений.
Брюсов оставил глубокий след в русском литературоведении, а также стал автором новых форм стиховедения.
Смерть
Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 г. в возрасте 50 лет. Причиной его смерти стало воспаление легких. Могила великого поэта-символиста находится на Новодевичьем кладбище.
Валерий Яковлевич Брюсов
Фото Все
Видео Все
Валерий Брюсов. «Блудный сын» / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Сто лекций с Дмитрием Быковым. Валерий Брюсов Urbi et orbi, 1903
Брюсов. «Творчество». Из курса «Русская литература XX века. Сезон 2»
Валерий Брюсов — биография
Многие из нас знают Валерия Брюсова как русского поэта, на стихи которого писали свою музыку композиторы Сергей Рахманинов, Александр Гречанинов, Михаил Гнесин, Рейнгольд Глиэр. Кроме того, Брюсов был автором пьес, переводчиком, редактором журналов, руководителем литературного института. Этого поэта литературоведы называют одним из основоположников русского символизма.
Детство
Валерий Яковлевич родился в Москве 13 декабря 1873 года. Его дед по материнской линии, Александр Бакулин, был купцом и поэтом, автором «Басен провинциала». Кузьма Брюсов, дед будущего поэта по отцовской линии, был крепостным. Он сумел выкупиться на волю, уехал из Костромской губернии в столицу, стал заниматься торговлей, купил особняк на Цветном бульваре, где его знаменитый внук жил в течение 32 лет.
Отец будущего литератора, Яков Кузьмич, писал стихи, сочувствовал революционерам-народникам. Он был очень азартным человеком, увлекался скачками, растратил все свое состояние на игру в тотализаторе. На воспитание сына родители обращали мало внимания. В четыре года мальчик уже умел хорошо читать. Все свое время он проводил в родительской библиотеке. Отец с матерью следили только за тем, чтобы мальчик не читал сказок и религиозной литературы.
Валерий Брюсов в детстве
Валерий увлекался идеями Дарвина, изучал принципы материализма, но совсем не знал русскую классическую литературу. Произведений Тургенева, Толстого, Пушкина не было в отцовской библиотеке, зато имелось собрание сочинений Некрасова, и большинство его стихов Брюсов-младший знал наизусть. Ему очень нравилась химия и физика, мальчик с удовольствием занимался опытами, по книгам изучал явления природы. В дошкольном возрасте стал автором своей первой комедии «Лягушка».
Образование
В 11 лет Валерий стал учеником частной гимназии Креймана. Мальчик показал такие хорошие результаты, что его сразу приняли во второй класс. Сначала он не пользовался авторитетом у своих сверстников. До гимназии мальчик рос в одиночестве, его брат и две сестры родились намного позже Валерия. Он не был обучен простым детским играм, одноклассники долго считали Брюсова высокомерным зубрилой. Но через несколько лет Валерий подружился с такими же страстными любителями литературы, вместе с ними стал выпускать рукописный журнал «Начало».
Валерий в этот период увлекался многими жанрами, писал прозу, стихи, делал переводы. Он совсем забросил учебу, целые вечера посвящал литературной деятельности – писал сонеты, октавы, триолеты, рондо. Из-под его пера выходили рассказы, драмы, романы, он переводил труды современных, античных авторов. Даже по дороге в гимназию подросток думал не об учебе, а о сюжете нового произведения, которым он займется после занятий.
При такой увлеченности высокими жанрами его первая опубликованная статья была на удивление обыденной. Валерий, разделявший страсть отца, выступил со своим мнением в поддержку тотализатора на скачках в журнале «Русский спорт». Стараниями Брюсова и его товарищей журнал «Начало» выходил в течение нескольких лет. Затем гимназисты остыли, оставили свою затею.
В 16 лет Брюсов возобновил деятельность редактора, стал выпускать «Листок V класса». Газета была вольнодумной, в ней критиковались школьные порядки, по этой причине редактору скоро предложили оставить учебное заведение. Брюсов перешел учиться в гимназию Поливанова.
В последних классах гимназии он увлекся творчеством Пушкина, Поля Верлена, Стефана Малларме, Шарля Бодлера. В 1893 году Брюсов написал письмо Полю Верлену. В послании к французскому литератору начинающий поэт называл себя
основоположником русского символизма. В том же году он написал драму «Декаденты. (Конец столетия)», где речь идет о некоторых фактах из биографии Поля Верлена.
Валерий Брюсов в молодости
В 1893 году Валерий стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. Он изучал несколько дисциплин – литературу, философию, историю, искусство, иностранные языки. Иностранным языкам Брюсов уделял особое внимание, они были необходимы молодому литератору для чтения произведений зарубежных авторов в оригинале. Молодого человека сжигала жажда познания, он считал, что для ее удовлетворения одной жизни ему будет крайне мало.
Поэтические сборники
В 1894 году поэт публикует первый сборник под названием «Chefs d’oeuvre» — «Шедевры». Он посвятил свою книгу не современникам, которые вряд ли способны оценить этот труд, а вечности и искусству. Чересчур громкое название книги и апломб, с которым Брюсов представил свой труд, пошли не на пользу автору. Критики отнеслись к его творениям с большой долей скепсиса. Через два года вышел следующий сборник стихов Брюсова, который он назвал «Это – я». В новом сборнике появились иные мотивы – исторические, научные, урбанистические.
Очередной сборник стихов под названием «Третья стража» поэт посвятил Константину Бальмонту. Многие произведения из этой книги имеют историко-мифологические сюжеты. В то время произведения Брюсова публикуются во многих журналах Петербурга и Москвы, а сам поэт был сотрудником столичного издательства «Скорпион».
В начале 20 века Брюсов тесно общается с другими поэтами-символистами – Зинаидой Гиппиус, Федором Сологубом, Дмитрием Мережковским. В 1901 году поэты совместными усилиями опубликовали свой первый альманах «Северные цветы». Это было время, когда символизм признали новым литературным течением. Литературные встречи символисты устраивали у Брюсова, Гиппиус, Александра Миропольского.
Поэты, писатели не только знакомили гостей с новинками, но и устраивали спиритические сеансы.
В залах приглушалось освещение, после этого собравшиеся вызывали духов, которые не только двигали мебель, но и писали загадочные тексты с помощью проводника, человека, присутствующего на сеансе.
Следующие книги Брюсова назывались «Граду и миру» и «Венок». В последний сборник он включил произведения, написанные ранее – о войне, революции, мифологические и лирические стихи. Брюсов всегда очень много работал. В этот период он занимался изданием журнала символистов «Весы», был руководителем отдела литературной критики журнала «Русская мысль», писал пьесы, прозу, занимался переводами.
Во время Первой мировой войны литератор стал военным корреспондентом газеты «Русские ведомости». На фронт он отправился, как и многие в то время, с патриотическим настроением. Однако через два года патриотический пыл угас, поэт вернулся в столицу, глубоко разочарованный тем, что происходило на фронтах. Он уже не имел ни малейшего желания возвращаться на поле боя, где полным ходом шло моральное разложение воинов. К тому времени относятся критические стихи Брюсова, опубликовать которые он не успел.
В те годы поэта мало интересовала сюжетная линия произведения, он был сосредоточен на форме стихотворения, поэтической технике. Он занимался подбором утонченных рифм, изучал приемы других поэтов, создавал классические произведения – французские баллады. Поэт был виртуозным импровизатором, на создание классического сонета у него уходило несколько минут. Венок сонетов «Роковой ряд» Брюсов написал за семь часов, хотя туда вошло 15 произведений.
В 1915 году Московский армянский комитет заказал поэту сборник национальной поэзии. Это была антология, охватившая многовековую историю страны. Брюсов занимался переводами, редактурой, организацией работы, подготовкой книги к печати. После выхода сборника поэт написал ряд статей о культуре Армении, книгу «Летопись исторических судеб армянского народа». Через некоторое время он был удостоен звания народного поэта Армении.
После революции поэта назначили руководителем Комитета по регистрации печати, он был сотрудником Госиздата, председателем президиума Всероссийского союза поэтов, готовил первое издание Большой советской энциклопедии. С 1921 года был организатором, затем ректором и профессором Высшего Литературно-художественного института.
Личная жизнь
За свою жизнь поэт пережил немало увлечений, все они были взаимными. В 24 года поэт женился на Иоанне Рунт, гувернантке своих сестер, которая по происхождению была чешкой, либо полячкой.
Валерий Брюсов с Иоанной Рунт
Он очень любил эту женщину, однако детей у Брюсовых не было. Иоганна не могла подарить своему супругу ребенка. Зато она очень трепетно относилась к творчеству своего мужа, скрупулезно собирала, хранила все разрозненные листочки с его рукописями.
Причина смерти
Осенью 1924 года поэт скончался от пневмонии. Его прах погребен на Новодевичьем кладбище.
Ссылки
Валерий Брюсов
русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед
Валерий Яковлевич Брюсов
Валерий Яковлевич Брюсов родился в Москве (1) 13 декабря 1873 года в семье купца. Его отец увлекался скачками и все свое состояние спустил на тотализаторе. Равнявшийся на родителя сын также увлекся скачками. И его первая публикация – статья в журнале «Русский спорт» – была написана в защиту тотализатора. Ее Валерий написал в возрасте 16-ти лет.
Он получил хорошее образование, окончив в 1893 году одну из частных московских гимназий, а затем продолжив образование на историко-филологическом факультете Московского университета.
В юности Брюсов много читал, об идеях Дарвина и принципах материализма он узнал раньше, «чем научился умножать». Среди его увлечений были и литература по естествознанию, и «французские бульварные романы», и книги Жюль Верна и Майн Рида, и, конечно, научные статьи. Табу распространялось лишь на религиозную литературу – родители воспитывали юношу по «принципам материализма и атеизма».
Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году, несколько позднее появились первые его рассказы. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами). Так Брюсов заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения.
Окончив в 1899 году университет, он полностью решает посвятить себя литературе. Несколько лет Брюсов проработал в журнале П.И. Бартенева «Русский архив», сотрудничал с другими журналами, а также занимался переводами.
В годы Первой мировой войны Валерий Яковлевич служил на фронте военным корреспондентом «Русских ведомостей». В это же время он сотрудничал с Максимом Горьким, а в 1917 году выступил с защитой Горького, раскритикованного Временным правительством.
После Октябрьской революции 1917 года, которую Брюсов принял безоговорочно, он активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. В 1920 году вступил в ряды Коммунистической партии.
9 октября 1924 года Валерий Яковлевич Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких, был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Биография Валерия Брюсова
Русский поэт, прозаик, драматург и переводчик Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря (1 декабря по старому стилю) 1873 года в Москве в купеческой семье. Образование получил дома, затем учился в гимназиях Франца Креймана (1885–1889) и Льва Поливанова (1890–1893). В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1899 году.
Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы. Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее появились первые его рассказы. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Николая Некрасова, затем был очарован поэзией Семена Надсона. К началу 1890-х годов наступила пора увлеченности Брюсова произведениями французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами); большая их часть была написана под влиянием французских символистов. В третьем выпуске «Русских символистов» было помещено брюсовское однострочное стихотворение «О закрой свои бледные ноги», быстро обретшее известность, обеспечившее ироническое отношение к сборникам со стороны публики.
В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова — Chefs d’œuvre («Шедевры»), в 1897 году — сборник стихов Me eum esse («Это — я») о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899 году, окончив университет, Брюсов принял решение полностью посвятить себя литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904–1909), ставшего рупором русского символизма.
В 1900 году вышла книга Брюсова «Третья стража», после которой автор получил признание как большой поэт. В 1903 году он опубликовал книгу Urbi et Orbi («Граду и миру»), в 1906 году — поэтический сборник «Венок».
Книгу «Земная ось» (1907) составили фантастико-символическая драма «Земля» и рассказы. Брюсов — автор романов «Огненный ангел» (отдельное издание 1908), «Алтарь победы. Повесть IV века» (1911–1912), повестей и рассказов (вошли в книгу «Ночи и дни», 1913), повестей «Рея Сильвия» (отдельное издание 1916), «Обручение Даши» (отдельное издание 1915), «Моцарт» (1915).
На рубеже первого десятилетия ХХ века поэзия Брюсова стала более камерной, появились новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник «Все напевы», 1909; книга «Зеркало теней», 1912).
Для театра Веры Комиссаржевской Брюсов перевел пьесы «Пеллеас и Мелизанда» Мориса Метерлинка (1907; постановка Всеволода Мейерхольда) и «Франческа да Римини» Габриэле Д’Аннунцио (совместно с Вячеславом Ивановым, 1908). Опубликовал психодраму «Путник» (1911), трагедию «Протесилай умерший» (1913). Переводил драматургию Эмиля Верхарна («Елена Спартанская», 1909), Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», 1911), Мольера («Амфитрион», 1913), Ромена Ролана («Лилюли», 1922).
Занимался переводами Данте, Байрона, Гете, Метерлинка. Отдельными изданиями вышли переводы Эмиля Верхарна, Поля Верлена, Эдгара По, Оскара Уайльда, сборник французской лирики XIX века, «Великий ритор. Жизнь и сочинения Децима Магна Авсония» (1911), «Erotopaegnia. Стихи Овидия, Пентадия, Авсония, Клавдиана, Луксория» (1917).
В годы первой мировой войны Брюсов находился на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи.
Валерий Брюсов приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года, активно сотрудничал с новой властью. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию.
В 1917–1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года — отдел Российской книжной палаты). Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918–1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919–1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года — заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором.
Брюсов принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова). В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта «перед всей страной» и выражалась «благодарность рабоче-крестьянского правительства».
В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши!», 1924) Брюсов радикально обновил свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы, футуристические конструкции стихосложения. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший ее Михаил Гаспаров назвал «академический авангардизм».
При жизни не были опубликованы футурологические пьесы Брюсова «Диктатор» (1921) и «Мир семи поколений» (1923).
9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких. Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Валерий Брюсов был женат на Иоанне Рунт (брак между ними был заключен в 1897 году). Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти. После смерти Брюсова она стала хранителем его архива и издателем наследия мужа.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.