попов актер советского кино
Андрей Попов
Биография
Талантливый советский артист Андрей Попов никогда не был обделен привлекательной наружностью, статностью, интеллектом и тонким чувством юмора. Он ничем не уступал шекспировским героям со своим безграничным мужским обаянием, обладал тонкой и ироничной натурой. Он великолепно перевоплотился в Яго в драме «Отелло», Петручио из классической комедии «Укрощение строптивой», графа в «Гуттаперчевом мальчике». Актер демонстрировал настоящий профессионализм, играя любую роль в картине любого жанра.
Детство и юность
Биография Попова Андрея Алексеевича началась 12 апреля 1918 года в Костроме, РСФСР. Его родители принадлежали к интеллигенции. Мать Анна Александровна после родов предпочла оставить врачебную практику и посвятить свою жизнь заботе о близких людях. Отец Алексей Дмитриевич являлся известным советским режиссером, а также актером театра и кино.
Актер Андрей Попов (кадр из фильма «Память сердца»)
Ранние годы Андрея прошли в Костроме, а позже и в Москве. Ребенок с самого детства демонстрировал окружающим любознательность и веселый нрав, мечтал научиться играть на трубе и часто дурачился. В 1923-м отцу мальчика поступило профессиональное предложение — его попросили занять должность режиссера в 3-й студии МХАТа, из-за чего семья Поповых, не раздумывая, перебралась в столицу на постоянное место жительства.
Достигнув осознанного возраста, Андрей принял решение посвятить всего себя и карьеру искусству. Несмотря на то, что отец парня сам принадлежал к творческой элите, он не поддержал решение сына, так как опасался, что Попову-младшему не удастся завоевать любовь зрителей и стать настоящим мастером.
Андрей Попов в молодости (кадр из фильма «Кроткая»)
Несмотря на это, будущий артист подал документы в студию при Центральном театре Советской армии и прошел вступительные экзамены.
Во время учебы Андрея приняли в труппу местного театра, в котором Алексей Дмитриевич занимал солидное место главного режиссера. Изначально мужчина отказывал сыну в исполнении ведущих ролей, однако позже парень продемонстрировал свои способности и доказал, что способен на многое.
Театр
Высшее партийное руководство в 1960 году буквально заставило главного режиссера оставить работу и уйти на пенсию. Спустя 3 года Попов-младший занял вакантное место. Впоследствии Андрей Алексеевич посвятил данному театру 35 лет своей профессиональной жизни. За эти годы он успел сыграть Феррингтона в «Опасном возрасте», Хлестакова в «Ревизоре», Петруччо в «Укрощении строптивой», Епиходова в «Вишневом саде», Войницкого в «Дяде Ване», старшину Васкова в «А зори здесь тихие…».
Андрей Попов в роли Вышневского (кадр из фильма-спектакля «Доходное место»)
Артист называл самой любимой и значимой для него работой роль царя в постановке «Иван Грозный». Изначально Попов отказывался исполнять исторического героя, так как считал, что подобный типаж совсем не для него. Однако позже мужчина не скрывал благодарности режиссеру постановки Леониду Хейфецу, убедившему его в том, что это не соответствует реальности.
Спустя долгие годы работы в театре Андрей Алексеевич подал заявление об уходе из-за того, что чиновники на регулярной основе вторгались в программу культурного заведения. Театральный деятель Олег Ефремов сразу позвал перспективного актера в свой театр, доверив ему главную роль в спектакле «Жизнь Галилея». Также Попов перевоплотился в Сорина в постановке «Чайка» по Чехову, Кушака в «Утиной истории» Вампилова и в других персонажей.
Фильмы
В возрасте 12 лет Андрей Попов впервые появился на телеэкране, исполнив свою дебютную роль в немой картине «Крупная неприятность», режиссером которой стал его отец. На сегодняшний день фильм сохранился лишь частично, а титры к нему написал Михаил Зощенко. Второй раз актер очутился на съемочной площадке только спустя 17 лет, сыграв персонажа по имени Николай в военной драме «Марите».
Андрей Попов (кадр из фильма «Мусоргский»)
В 1951-м на экраны вышла историческая лента под названием «Мусоргский», в которой Андрей Попов заявил о себе как о профессиональном киноактере и продемонстрировал драматургические навыки. После успеха картины фото артиста стали публиковаться в печатных изданиях, а режиссеры начали наперебой приглашать его в свои проекты, так что он оставался востребованным в профессии до конца своих дней.
Благодаря благородной внешности Андрея Алексеевича в его творческой биографии было много работ, в которых он перевоплощался в писателей, профессоров, композиторов, военных и прочих. Всего в фильмографии советского артиста около 70 картин, среди которых драма «Кафедра», мелодрама «Поединок», киноспектакль «Доходное место», сказка «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», комедия «Шведская спичка», драма «Монета», телевизионная повесть «Разные люди», военный фильм «Любовь Яровая» и другие.
Андрей Попов (кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»)
Отдельное место в карьере актера заняла драма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», в которой он сыграл слугу. Режиссер Никита Михалков в течение долгого времени пытался уговорить Попова сбрить волосы с головы, но тот категорически отказывался. Причиной тому служила уверенность Андрея, что подобный внешний облик неуместен для преподавателя университета и исполнителя ролей в чеховских спектаклях.
Режиссер, которому необходимо было срочно начать съемки картины, самостоятельно побрился налысо и уговорил на это еще нескольких участников труппы. И все это ради того, чтобы вдохновить артиста на дерзкий поступок, который в итоге он согласился совершить.
Личная жизнь
Попов Андрей Алексеевич был счастлив в личной жизни. Он познакомился со своей женой Ириной Македонской, которая также работала актрисой, в Центральном театре Советской армии. Они принимали участие во множестве постановках вдвоем.
Документальный фильм «Чтобы помнили. Андрей Попов»Влюбленные прожили совместно долго и счастливо, омрачало их лишь одно — в браке так и не появились дети. Возможно, поэтому Андрей Алексеевич был крайне заботлив и внимателен к своим студентам, относясь к ним по-отечески. Ближе к концу 60-х мужчина трудился преподавателем в Государственном институте театрального искусства.
Смерть
Зимой 1983-го Андрей Алексеевич испытал физическое недомогание, которое и стало причиной смерти актера. В этот самый период скончался его домашний любимец — пес по кличке Малыш. Попов сходил в больницу на обследование, после чего 22 мая пережил операцию. Однако медики, которые наблюдали за состоянием артиста, сделали вывод, что необходимо дополнительное хирургическое вмешательство.
Андрей Попов в последние годы (кадр из фильма «Ванина Ванини»)
В процессе повторной операции сердце Андрея Попова остановилось, но по счастливому стечению обстоятельств врачи смогли вытащить его из рук смерти. Все дальнейшие дни, вплоть до самой кончины, советский артист провел в реанимации. Он скончался 10 июня 1983-го в возрасте 65 лет. Андрей Алексеевич похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Валентин Попов: трагическая судьба актера из фильма «Застава Ильича»
Автор: Наталья Сергеева · Опубликовано 28.03.2019 · Обновлено 13.07.2019
Валентин Попов проснулся знаменитым после выхода на экраны фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича». Было это в 1965 году и это была его первая и последняя главная роль в кино.
Хуциев увидел Попова, когда тот играл в народном театре ЗИЛ, задолго до окончания Валентином школы-студии МХАТ. Режиссер хотел снимать его в «Весне на Заречной улице», но потом по каким-то причинам изменил свое решение. И вот, спустя несколько лет, он вспомнил о нем и утвердил на роль Сергея Журавлева.
Судьба же «Заставы Ильича» оказалась трудной. Снят фильм был еще в 1959 году, но потом Госкино запретило его к показу. Говорят, что сам Хрущев, будучи Генсеком, раскритиковал картину в пух и прах. Герои фильма показались ему безыдейными. Хуциева заставили переснять ряд сцен. Потом сняли самого Хрущева, и режиссер вырезал оттуда уже сцены, касающиеся непосредственно бывшего руководителя страны. В итоге, через пять лет изрядно потрепанный фильм разрешили к показу, но с другим названием — «Мне двадцать лет». Оригинальную режиссерскую версию восстановили только в 80-х.
Фильм ждал большой успех на Венецианском фестивале. А Валентин Попов как актер был удостоен специального приза. Но в дальнейшем он в актерской профессии разочаровался…
Марианна Вертинская и Валентин Попов в фильме «Застава Ильича» (1964)
Попов был однокурсником Владимира Высоцкого по школе-студии МХАТ (выпуск 1960 года под руководством Павла Массальского). Нет, они не были друзьями и не так часто играли на одной сцене.
После школы-студии их пути и вовсе разошлись. Попов работал в «Современнике» и Театре на Малой Бронной. Тем не менее, у Валентина был довольно сложный характер. Он не умел приспосабливаться, заводить нужные знакомства, которые так необходимы в актерской профессии. Не терпел никакой зависимости, а потому решил сам стать режиссером и поступил во ВГИК.
Однокурсники Валентин Попов, Владимир Высоцкий, Валентин Никулин, Геннадий Портер
Позже он сам начал писать и сценарии, снимал сюжеты для «Фитиля». Среди его режиссерских работ фильмы: «Бой с тенью» (1972), «Вы Петьку не видели?» (1975), «На новом месте» (1978). Снялся еще один раз в короткометражке «Турындыка» в 1973 году.
Но и в режиссерской профессии также не было все просто. Многие его сценарии не принимали. А то, что он считал халтурой, характер просто не позволял снимать. Последний свой фильм «Свидание с молодостью» (1982) ему закончить не получилось, его доснял другой режиссер, поскольку Валентина сразил первый инсульт.
На тот момент он уже был женат на оперной певице Марте Костюк, солистке Большого театра. У них родился сын Дмитрий, со слов Марты в интервью, которое она несколько лет назад дала Марку Цыбульскому (v-vysotsky.com), сын также пошел по стопам отца и имеет отношение к кинематографу.
Марта Костюк. Фото: club.berkovich
Попову дали 3 группу инвалидности и он продолжал писать сценарии для театральных постановок, снимать кино уже не мог. Умер Валентин Попов в 1991 году, ему было 55 лет.
Марта повторно вышла замуж в 1997 году за американца, с которым познакомилась в Посольстве. Взяла фамилию мужа Холлиер и вскоре переехала за ним за границу. По долгу службы супруга они много путешествовали по миру. Сейчас она живет в США, сын остался в Москве.
Валентин Попов был порядочным и очень принципиальным человеком, одновременно с этим — добрым, светлым и совершенно независтливым. Таким людям всегда тяжелее других.
ВАЛЕНТИН ПОПОВ: ЗАГНАННЫЙ КИНОРЕЖИССУРОЙ ДО СМЕРТИ
30 мая родился Валентин Попов (1936-1991), актер одной звездной роли, самоубийственно переквалифицировавшийся в кинорежиссеры.
Карьера Попова началась в Народном театре ЗиЛа, на сцене которого увидел его режиссер Марлен Хуциев. Высокий, обаятельный блондин запомнился Марлену. Он раздумывал занять парня в фильме «Весна на Заречной улице». Тогда не сложилось.
Учился Попов в Школе-студии МХАТ на одном курсе с Владимиром Высоцким и Валентином Никулиным.
Высоцковед Марк Цыбульский в одной из своих статей приводит эпиграмму Высоцкого:
В группе есть у нас Ялович
Длинный, тонкий, длинноносый.
В.Попов (но не попович)
Полный, маленький, курносый.
Судить о людях можно по походке.
Так, например, сказать могу я вам,
Что В.Попов пристрастен очень к водке,
Мочалов – хищник, Вильдан – хулиган.
Едва Валентин закончил училище, в его жизни появился Хуциев с замыслом фильма «Застава Ильича». Попов получил главную роль — Сергея Журавлева.
Фильм снимался сложно (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/6201.html), привлек критическое внимание Хрущева, резался, переснимался, стал в итоге, ИМХО, самым значимым документом оттепели, зафиксировав конец надежд, сползание страны в непонятку застоя.
Не будем сейчас оценивать картину, разговор только о Попове.
«Застава Ильича», увидевшая экран под названием «Мне двадцать лет», вызвала волну дискуссий, где критики досталось и исполнителю главной роли. Отмечали плакатность, инфантильность, заторможенность Попова особенно на фоне Станислава Любшина и Николая Губенко. Но ведь Попов играл самого положительного героя, а это всегда подразумевает сдерживающую палитру. Неизвестно, что стало бы с фильмом, надели Хуциев Журавлева чертами энергичного фрондера. В конце концов, именно Валентина на МКФ в Венеции отметил журнал «Cinema Nuovo», вручив ему приз за исполнение главной мужской роли.
Съемки породили у Попова убеждение, что он тоже может сесть в режиссерское кресло и будет там уместен. Актерская профессия Валентина разочаровала. Простои в труппах «Современника» и театра на Малой Бронной заставляли искать другие пути самовыражения.
Почти все мемуаристы отмечают доброту Попова, как основную черту характера. А кинорежиссура она не про доброту. Она про диктаторскую ломку мира под свое видение.
В 1969 году Попов закончил режиссерский факультет ВГИКа. В качестве дипломной работы представил короткометражку «Зинка», наполненную звездными именами. Судите сами: сценарий написал Борис Можаев; сорежиссером выступила будущая постановщица «Гардемаринов» Светлана Дружинина; главные роли исполнили Виктория Федорова и Виталий Соломин.
Лучшая картина Попова — первый его полный метр «Бой с тенью», снятый в 1972 году.
Вот как эмоционально расценил его сценарист Олег Осетинский:
«Прелестнейший сценарий «Бой без тени» с волшебным женским характером, динамичнейшим сюжетом и оригинальной формой превратился у режиссера В. Попова в беспомощный научно-популярный бред про бокс под названием – «Бой с тенью». »
С точки зрения фабулы «Бой с тенью» представляет собой навязшую в зубах историю о зазнавшемся спортсмене, который на фоне быстрых успехов предает тренера и любимую девушку. Но Попов на этом пятачке делает историю про другое. Он показывает выжженность успеха, когда вскарабкавшийся на вершину боец понимает, что на вершине, куда он так стремился, ничего нету.
Может быть, это самая исповедальная картина Попова и погорел он на том, что не смог увязать заявленный сценарием образ семнадцатилетнего юнца с кризисом среднего возраста. Взятый на главную роль Павел Сергеичев выглядит 25+ и все его заявления, что он только вчера закончил школу, не работают, тем паче и проблемы у парня экзистенциально не детские.
«Бой с тенью» прошел мимо зрителя. Вторую постановку на «Мосфильме» Валентину не дали. После нескольких лет простоя пришлось ехать на студию Довженко, ставить комедию на детскую тематику «Вы Петьку не видели?» (1975).
На третьей картине с Поповым произошла катастрофа. Драма о борьбе инспектора рыбнадзора с браконьерами «На новом месте» (1978) обещала успех, благодаря сценарию Артура Макарова (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/75985.html) и Жанне Прохоренко, которая играла в фильмах по его сценариям главные роли. Но Валентин не смог подобрать группу единомышленников. Работа в коллективе, где никто ни за что не отвечал, довела Попова до инфаркта. Доделывал «На новом месте» оператор Дмитрий Коржихин.
В 1982 году Попов возвратился на съемочную площадку. Мелодрама «Свидание с молодостью» с участием Кирилла Лаврова и Галины Польских, рассказывала о директоре крупного завода, который неожиданно узнает, что у него есть подросшая дочь. Этот фильм тоже заканчивал другой режиссер. Попова свалил инсульт.
Снимать он больше не мог, получив третью группу инвалидности.
Тридцать рублей пенсии, молодая жена (начинающая певица Большого театра), маленький сын…
Доконал Попова очередной инфаркт.
Умер он в 55 лет, не старым еще человеком.
Оставшись в памяти всех любителей кино Сергеем Журавлевым из «Заставы Ильича».
Попов актер советского кино
Глава «ТЕАТР АНДРЕЯ ПОПОВА»
(из книги Евгения Стеблова «Против кого дружите?»)
Как-то, назначив вечернюю репетицию, Хейфиц попросил нас с Поповым сыграть очередной этюд матом. Зачем ему это понадобилось? Не знаю. Труда нам это особенного не составило. Пользы тоже. Один конфуз, да и только. Хейфиц, видно, удовлетворился экспериментом, больше не возвращался к нему…
В так называемой кишке, узком проходном помещении, где висела репертуарная доска с графиком спектаклей и репетиций, взял меня за руку и отвел в сторону Андрей Алексеевич Попов:
Началась работа над «Каховским». Я буквально не видел белого света. Бывало, с утра машина увозила на киностудию, к двенадцати или к часу доставив в театр на репетицию, потом опять на съемку, и опять в театр на спектакль. Перед началом зайдешь в ЦДСА, плюхнешься на скамейку, съешь с голодухи плитку шоколада «Золотой ярлык», который стоит комом в горле от частого употребления (зайти куда-нибудь поесть времени не хватает) и прямым ходом на пятый подъезд. Одеваться, гримироваться.
На сцене в тот день мой Юркевич творил бог знает что. В конце спектакля отменил все мизансцены, взял табуретку, встал на нее и сыграл весь финал, не сходя с места. Попов-Карфункель смотрел на меня с озорным восхищением. Мол: «Ишь, что творит!» Он не мешал, понимал, что, взобравшись на постамент, я не только прощался с театром Попова, но и утверждал какую-то свою, еще даже самому себе неведомую правоту. Он уважал Человека и не сгонял его с табуретки. Его философ Карфункель действительно владел временем, знал секрет…
Центральный театр Красной Армии:
Московский художественный академический театр (МХАТ):
Постановки в Центральном театре Красной Армии:
«Солдат и Ева» Е. Борисова (1965)
«Камешки на ладони» А. Салынского (1965)
«Бранденбургские ворота» Михаила Светлова (1968)
«Ринальдо идет в бой» П. Гаринеи и С. Джованнини (1969)
«Неизвестный солдат» Анатолия Рыбакова (1971)
Крупная неприятность (1930) роль: ученик
Марите (1947) роль: Николай
Мусоргский (1950) роль: Николай Андреевич Римский-Корсаков
Незабываемый 1919 год (1951) роль: Николай Неклюдов, комендант форта «Красная Горка», мятежник
Композитор Глинка (1952) роль: В.В. Стасов
Налим (короткометражный) (1953)
Вихри враждебные (1953) роль: Локкарт, дипломат-заговорщик
Шведская спичка (1954) роль: Дюковский, помощник следователя
Отелло (1955) главная роль: Яго
Дорога (1955) главная роль: Сергей Игнатьевич Байталин, профессор-геолог с мировым именем
Челкаш (короткометражный) (1956) главная роль: Челкаш
Поединок (1957) главная роль: Василий Нилович Назанский, поручик
Гуттаперчевый мальчик (1957) роль: Сергей, граф
Память сердца (1958) главная роль: Ральф Чадвик, английский военный лётчик
Мечты сбываются (1959) главная роль: Ильченко, главный инженер, а затем и руководитель стройки
Русский сувенир (1960) роль: мистер Скотт, американский миллионер, писатель
Кроткая (1960) главная роль: ростовщик, бывший штабс-капитан
Укрощение строптивой (телеспектакль) (1961) главная роль: Петручио
Монета (1962) главная роль: отец, новелла «Игра»
Все остается людям (1963) роль: Серафим Николаевич, священнослужитель
Палата (1964) главная роль: Новиков, писатель
Дневные звезды (1966) роль: отец Ольги
В городе С (1966) главная роль: Антон Павлович Чехов
Седьмой спутник (1967) главная роль: Евгений Павлович Адамов, военспец
Кража (1970) роль: Александр Николаевич, скульптор
Последнее дело комиссара Берлаха (1971) главная роль: Фриц Эменбергер
Учитель пения (1972) главная роль: Соломатин Ефрем Николаевич, учитель пения
Укрощение огня (1972) роль: Николай Иванович Логунов, представитель ЦК партии
Разные люди (телеспектакль) (1973) роль: Чудаков
Повесть о человеческом сердце (1974) главная роль: Крымов Сергей Сергеевич, кардиохирург
Мир Николая Симонова (документальный) (1974)
Шаг навстречу (1975) роль: капитан, новелла «Дочь капитана»
Возвращение (телеспектакль) (1975) роль: Степан Петрович Барсуков
Фантазия (1976) роль: Ипполит Полозов
Степной король Лир (телеспектакль) (1976) главная роль: Харлов
Любовь Яровая (телеспектакль) (1977) роль: Максим Иванович Горностаев, профессор
Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1977) роль: Лукомор, волшебник, Лукомор Лукоморыч
Доходное место (телеспектакль) (1977) роль: Аристарх Владимирович Вышневский
Элегия (телеспектакль) (1978) главная роль: Иван Сергеевич Тургенев
Сватовство гусара (1979) главная роль: ростовщик Лоскутков Потап Иванович, отец Лизы
Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979) роль: Захар, слуга Обломова
Этот фантастический мир. Выпуск 5 (1981) роль: Генри Уильям Филд, миллионер,
новелла «О скитаниях вечных и о Земле»
Февральский ветер (1981) роль: Данович
Иванов (телеспектакль) (1981) роль: Лебедев Павел Кириллыч, председатель земской управы
Солнечный ветер (1982) роль: Николай Николаевич Званцев, профессор, начальник биохимической лаборатории
Кафедра (1982) главная роль: профессор Завалишин
Кафедра (телеспектакль) (1982) роль: Леонид Сергеевич Гурин
Ванина Ванини (телеспектакль) (1983)
Большая прогулка (Франция, Великобритания) (1966) роль: Огюстен Бюве (роль Бурвиля)
Шуточка (короткометражный) (1966) читает текст
Ференц Лист. Грезы любви (СССР-ВНР) (1970) роль: Ференц Лист
Андрей Алексеевич Попов
Попов Андрей Алексеевич
Друзья и родные, имеющие счастье близко знать Андрея Алексеевича Попова, говорили о его человеческих качествах лишь в превосходных степенях, поражаясь его доброте, душевной щедрости, умении сострадать. Сам же актер был человеком незащищенным и ранимым.
Есть такое выражение: глаза — зеркало души, так вот, достаточно посмотреть на лицо артиста на экране и понять, что это сказано об Андрее Попове. Андрей Алексеевич Попов — Актер с большой буквы, и это не просто слова, он очень четко определил, зачем нужна актерская профессия, зачем нужен театр и зачем в принципе нужно искусство — помочь человеку жить. И через это строил и актерство, и режиссуру, и руководство, и педагогику. Он помогал людям жить, так считает режиссер Виталий Максимов, и это правда.
Андрей Попов родился в Костроме.
Здание читальни имени А. Н. Островского в Костроме
Отцом Андрея Попова был режиссёр театра Алексей Дмитриевич Попов.
Алексей Попов родился в Николаевске (ныне — Пугачёв, Саратовская область).
Учился в школе живописи в Казани. В 1912 году был принят в1-ю студию МХТ и до 1918 года в качестве актёра выступал на сценах Московского Художественного театра и 1-й студии МХТ. Играл, в частности, Василия в «Мысли» Л. Андреева, Аполлона в «Провинциалке» И. Тургенева, Дантье в «Гибели „Надежды“» Г. Хейерманса.
Василий. ‘Мысль’ Л. Н. Андреева, МХТ. 1914
Дьякон. ‘Неизлечимый’ Г. И. Успенского. Первая студия МХТ. 1916
Дантье. ‘Гибель ‘Надежды’ Г. Гейерманса. Первая студия МХТ. 1916
Алексей Попов в роли Калеба Племмера («Сверчок на печи», 1-я студия МХТ, 1914—1918)
Новогодний концерт в госпитале. 1915. Стоят слева В. И. Качалов, А. Д. Попов, сидит (второй справа) Е. Б. Вахтангов
Первой законченной режиссёрской работой стала постановка спектакля «Гибель „Надежды“» в созданной им в сентябре 1918 года в Вичуге (Бонячках) рабочей театральной студии.
Персонажи спектакля ‘Ученик дьявола’ Б. Шоу в Театре студийных постановок (Кострома)
‘Сверчок на печи’ Ч. Диккенса. Костромская драматическая студия. 1918
А. Д. Попов в роли Пастора. ‘Чудесное посещение’ Г. Уэллса. Театр студийных постановок. 1922
‘Виринея’ Л. Н. Сейфуллиной и В. А. Правдухина. Студия имени Вахтангова. 1925
В Театре им. Е. Вахтангова работал по 1930 год. Одновременно, в 1928—1929 годах учился в мастерской С. Эйзенштейна при ГТК.
‘Зойкина квартира’ М. А. Булгакова. Студия имени Вахтангова. 1926
«Разлом» В доме капитана Берсенева. Татьяна — Н. П. Русинова. Берсенев — Б. В. Щукин. Фон Штубе — Л. П. Русланов (справа)
Заговор чувств Ю. К. Олеши. Театр имени Вахтангова. 1929
Театр имени Вахтангова на гастролях в Париже. 1928. В центре (первый ряд) — А. Д. Попов
Поэма о топоре Н. Ф. Погодина. Театр Революции. 1931
Поэма о топоре Степан — Д. Н. Орлов
Поэиа о топоре Анка — М. И. Бабанова
Ромео и Джульетта В. Шекспира. Театр Революции. 1935
Кнебель, Мария Осиповна
Уже в этих спектаклях выявились черты, позволившие М.О.Кнебель писать после смерти Попова о том, что в 1930-е годы он был неутомимым пропагандистом интеллектуального начала в искусстве. В 1935 Попов поставил на сцене Театра Революции одну из лучших своих постановок – Ромео и Джульетту Шекспира с М.Бабановой и М.Астанговым. Нередко театроведы называют эту постановку одним из лучших шекспировских воплощений не только в русском, но и в мировом театре.
Укрощение строптивой В. Шекспира. ЦТКА. 1937
Катарина — Л. И. Добржанская, Петруччио — В. Н. Пестовский
Укрощение строптивой В. Шекспира. ЦТКА. 1937
До Попова ЦТКА возглавлял Ю.А.Завадский, поставивший на маленькой сцене заметный в Москве спектакль Мстислав Удалой. В то время здание на площади Коммуны только строилось (архитектор К.Алабян), театр играл свои спектакли в Краснознаменном зале ЦДКА, и, как признавался позже режиссер, приход его в армейский театр, скорее всего, надо объяснять жившей в Попове «особой страстью к организации, к собиранию новых людей и строительству сцены, преодолению трудностей в создании коллектива». Кроме того, режиссера захватила мысль о тесной связи со своим зрителем, какой не было ни у одного театра: ЦТКА ежегодно выезжал в воинские округа, от Мурманска до Средней Азии, от Белоруссии до Дальнего Востока.
В 1937 театр выехал на длительные гастроли по Дальнему Востоку с 12 спектаклями и несколькими концертными программами. 1 июня 1938 театр вернулся в Москву, и, поскольку здание еще не было готово, премьеру Укрощения строптивой играли в помещении Камерного театра, репетируя здесь же Полководца Суворова. Летом 1941 театр выехал на гастроли на юго-западную границу СССР. Там труппу застала война, началось формирование фронтовых бригад, выступления перед бойцами – первое состоялось уже 22 июня 1941. Попов считал принципиально важной для себя работу над спектаклем Давным-давно по пьесе А.Гладкова (1942; Государственная премия СССР, 1943) – в острый момент войны театр обратился к событиям 1812, к легендарной личности Н.Дуровой, «кавалерист-девицы», полной патриотических чувств и рвущейся на фронт. Роль Шуры Азаровой замечательно воплотила Л.И.Добржанская. Осенью 1943, когда МХАТ находился в Саратове, Вл.И.Немирович-Данченко решил пригласить Попова на постановку пьесы А.Н.Толстого Трудные годы. После кончины основоположника Художественного театра, выполняя его волю, Попова пригласил на постановку Н.П.Хмелев, который должен был сыграть главную роль (Иван Грозный). Над спектаклем вместе с Поповым работала Кнебель, это была первая встреча в работе будущих сотрудников и единомышленников. В день первой генеральной репетиции спектакля (1 ноября 1945) Хмелев скончался во время спектакля. Роль Грозного на премьере играл М.Болдуман. В 1944 в ЦТКА был поставлен спектакль Сталинградцы Ю.Чепурина.
Давным-давно А. К. Гладкова. ЦТКА. 1942
Давным-давно А. К. Гладкова. ЦТКА. 1942
Давным-давно А. К. Гладкова. ЦТКА. 1942
Бригада ЦТКА на фронте. 1942. В центре — А. Д. Попов
‘Сталинградцы’ Ю. П. Чепурина. ЦТКА. 1944
‘Степь широкая’ Н. Г. Винникова. ЦТКА. 1949
А. Д. Попов на репетиции
Начиная с 1919 года вёл педагогическую работу в театральных студиях [7] и в ГИТИСе (с 1940 — профессор, с 1957 — доктор искусствоведения). На протяжении долгого времени вёл курс режиссуры (совместно с М. И. Кнебель), и их ученики стали в последние десятилетия ведущими режиссёрами в ряде стран мира.
На протяжении всей жизни Попов уделял большое внимание развитию мастерства актера, его педагогическая деятельность началась еще в 1919 – по праву его учениками считаются такие артисты, как Б.Щукин, М.Астангов, М.Бабанова, Л.Добржанская, Л.Фетисова, А.Петров, В.Пестовский, А.Богданова, Р.Ракитин. При театре еще до его прихода была организована студия, из которой вышли впоследствии такие известные актеры-ученики Попова, как С.Кулагин, Т.Алексеева, А.Петров-мл., Н.Сазонова, А.Попов (сын режиссера). Позже в театр пришли и стали его подлинными учениками В.Зельдин, В.Ратомский, Б.Ситко, Л.Касаткина, Д.Сагал, Н.Колофидин, В.Капустина, В.Сошальский, Л.Фетисова, П.Вишняков, В.Попова и др. С 1940 Попов являлся профессором ГИТИСа, в 1961 стал художественным руководителем этого высшего учебного заведения.
Памятник на могиле А. Д. Попова
Мама Андрея Была врачом, и после рождения сына целиком посвятила себя семье и его воспитанию. В детстве Андрей был озорным, но послушным мальчиком и мечтал стать трубочистом. А когда позже, в школе Андрей захотел стать актером, его папа был категорически против выбора сыном такой профессии, опасаясь, что сыну не хватит таланта, чтобы стать по-настоящему интересным актером.
А. Д. Попов с сыном Андреем. 1919
В 1926—1936 годах учился в Московской средней школе №110.
В 1939 году Андрей Попов окончил студию при Центральном театре Красной Армии и в 1940 году был принят в труппу центрального театра Советской Армии, который в то время возглавлял его отец.
Расцвет театра пришелся на период, когда им руководил Алексей Дмитриевич Попов — выдающийся режиссер, ученик Станиславского, блестящий мастер сцены. Он сумел создать подлинную славу театру не столько советскими спектаклями, сколько классикой. Он успел получить все чины и звания и все сталинские премии, хотя к этому не стремился, и воспитать свою школу режиссеров в ГИТИСе, где он долго возглавлял кафедру режиссуры. Человек он был мудрый, добрый и необычайно одаренная личность.
Но несмотря на руководство театром отцом, Андрей долгое время выходил на сцену в массовке и играл лишь эпизодические роли. Но талант сына очень скоро дал о себе знать, и профессиональные отношения между отцом и сыном изменились. Алексей Дмитриевич вскоре начал гордиться талантом сына, и роли стали следовать одна за одной.
«Ревизор» В доме городничего
Марья Антоновна — Л. И. Касаткина Хлестаков — А. А. Попов
В ЦТСА Андрей Попов познакомился с актрисой Ириной Македонской, на которой вскоре женился. К сожалению, детей у них не было, что Андрея Попова очень расстраивало.
В дальнейшем, став преподавателем ГИТИСа, где ему присвоили звание профессора, он по-отечески относился к студентам, а любимого ученика Виталия Максимова и вовсе называл сыном.
Алексей Дмитриевич за годы своей работы в театре сумел создать подлинную атмосферу творчества, воспитать вкус, выстроить интересный репертуар, помочь актерам в их профессионализации, в становлении мастерства и таланта, вырастить немало «звезд» и заработать славу и признание театру. За что и был наказан, по принципу «не делай добра, не получишь зла», то есть изгнан из театра этими же актерами и советской властью. После его смерти все деятели театра Советской Армии многократно клялись в верности и любви А.Д. Попову, устраивали юбилейные торжества, а советские властители учредили даже золотую и серебряную медаль А.Д. Попова, которой стали награждать военно-патриотические спектакли.
Режиссёры А.Д. и А.А.Поповы
В 1960 году Алексей Попов в результате длительных разногласий с руководящими органами Главного политического управления был вынужден уйти с поста главного режиссера театра на пенсию.
Юбилей режиссера А.Д.Попова
В 1961—1963 годах обязанности главного режиссёра исполнял А. Л. Дунаев, а затем театр возглавил Андрей Попов, которым руководил им до 1974 года. В это время продолжал выходить на сцену, осуществил ряд постановок: «Камешки на ладони» А. Салынского, «Бранденбургские ворота» М. Светлова, «Неизвестный солдат» А. Рыбакова — по мнению критиков, добротные, но весьма скромные работы. Среди поставленных им спектаклей также были и музыкальные: героическая комедия «Ринальдо идет в бой» П. Горинеи и С. Джованнини и сказка «Солдат и Ева» Е. Борисовой (совместная постановка с А. Муатом) — именно в жанре музыкального спектакля ему удалось проявить себя как театральному режиссёру.
50-е годы. На сцене Театра Советской Армии идет огромнейший по масштабам спектакль, что-то на тему «Освобождение Сталинграда».
200 человек массовки, пушки, танки, все дела. В финале спектакля главный герой, играл которого Андрей Попов, изображая смертельно раненого бойца лежит на авансцене и тихим голосом просит: «Дайте мне воды из Волги свободной испить». По рядам передают каску с водой. Он выпивает, вода проливается на гимнастерку, падает замертво и — занавес.
В тот вечер был у Попова день рождения.
Друзья-актеры долго готовили ему сюрприз и вот, кому-то пришла идея, налить ему в каску …бутылку водки. Злая шутка, мягко говоря, но, тем не менее, налили.
Конец спектакля, Попов просит «дать ему воды из Волги испить», по рукам огромной массовки плывет каска, в кулисах стоят костюмеры, гримеры, даже «мертвые» немцы приподнимают головы — посмотреть, как он будет пить?
Попов берет каску, глотает, замирает на секунду… и продолжает пить до конца. Наконец отрывается, возвращает каску стоящему рядом бойцу и говорит: «Еще!».
Вся массовка начинает корчиться от смеха…
Медленно плывет занавес, скрывая это безобразие. (Актерские байки)
Попов пригласил для работы в театре и других талантливых режиссёров — Д.В. Тункель, Б.В. Эрин, Н.А. Мокин, М.М. Буткевич. Так же Мария Кнебель за годы руководства театром Поповым поставила в ЦТСА три спектакля. А в середине 1960-х годов ведущим режиссером ЦТСА стал ученик Алексея Попова и Марии Кнебель Леонид Хейфец.
Артисты Владимир Зельдин, Андрей Попов и Людмила Фетисова в сцене из спектакля Мечты Кинолы
Укрощение строптивой, 1958.
«Богомолов»В 1966 году режиссёр театра Л. Е. Хейфец, ученик Андрея Алексеевича, в 1966 году загорелся желанием поставить ставший знаменитым спектакль «Смерть Иоанна Грозного» по трагедии А. К. Толстого, в котором Андрей Попов сыграл роль царя Иоанна Грозного. Вначале Андрей Алексеевич долго отказывался от роли, считая, что это не его типаж, но в итоге согласившись, он сыграл одну из лучших ролей в своей жизни. Спектакль стал настоящим событием театральной и культурной жизни Москвы, над этой ролью актёр продолжал работать всю жизнь, даже после ухода из театра.
Однажды на спектакль «Смерть Иоанна Грозного», где играл гениально главную роль Андрей Попов, сын известного режиссера Алексея Попова, не пришел молодой актер. Актера Бориса Зубова попросили сказать вместо него две реплики. Он вышел на сцену в костюме гонца и когда рассказывал государю о победе русского войска, перепутал реплики: вместо двадцати тысяч убитых литовцев назвал двести тысяч. Андрей Попов подошел к нему и, похлопывая по спине, тихо сказал: «Ну, братец, ты хватил. Это же пострашнее Сталинградской битвы!» Все, кто был на сцене, захохотали и потом долго вспоминали Сталинградскую битву при Иване Грозном.(Актерские байки)
Вслед за этой ролью последовали удачные работы в других постановках: «Часовщик и курица» И. Кочерги, «Влюблённый лев» Ш. Дилени. Необходимо выделить его работу в спектакле «Элегия» П. Павловского, где актёр предстал в образе классика русской литературы И. С. Тургенева.
Чеховские персонажи — Епиходов в спектакле «Вишнёвый сад» (постановка М. О. Кнебель, 1965) и Войницкий в «Дяде Ване» (постановка Л. Е. Хейфеца, 1970), сыгранные актёром, стали залогом последующих его успехов в пьесах А. П. Чехова уже на другой сцене.
Последней крупной ролью на сцене ЦТСА стала роль старшины Васкова в спектакле «А зори здесь тихие» по Б. Л. Васильеву.
Андрей Попов был огромного роста, красив, обаятелен, обладал, по словам народной артистки Советского Союза Людмилы Касаткиной, обаянием интеллекта. Она была счастлива, что попала в театр, где играл Андрей Алексеевич, который стал для нее очень дорогим партнером, вместе они были задействованы в постановке «Американская трагедия» по Драйзеру, в «Укрощении строптивой» Шекспира, в «Элегии» Павловской, где он играл Тургенева.
Элегия Театр Советской Армии — 1977г.
А в жизни Андрей Алексеевич Попов был человеком очень домашним, ценил уют и спокойную обстановку. Обладал мягким юмором, без этого чувства он вообще не существовал, юмор помогал жить и ему, и тем, кто его окружал.
Помимо шекспировских героев, ему были близки и чеховские персонажи. Режиссер Леонид Хейфец пригласил актера сыграть самого Чехова в своем фильме «Ионыч», вся съемочная группа отправилась в Мелихово в дом-музей великого писателя. Андрей Попов в гриме Антона Павловича вместе с режиссером отправился в музей. Все сотрудники музея сбежались посмотреть на актера и настолько были поражены сходством с писателем, что директор музея дал ему главную реликвию музея — пенсне и фуражку Антона Павловича Чехова.
Прикоснувшись к вещам одного из великих русских писателей, Андрей Алексеевич не смог играть. Внутри мгновенно все умерло, и он попросил чеховские вещи заменить на бутафорские. Когда это сделали, он успокоился и играл уже отстраненно.
Андрей Попов — В городе С. (1966)
Зимой 1972 года 12 января скончалась матушка Попова Анна Александровна. Это был день большого горя. На дворе трещал мороз, а в квартире Поповых собралось много актеров и актрис, которые знали и любили эту старушку за доброту и отзывчивость, сердечность и понимание актерских бед и проблем, хотя сама она никакого отношения к театру не имела. После смерти матери и бесконечных склок в театре Андрей Алексеевич как-то сдал и сник, и стал подумывать об уходе из театра и из режиссуры. Ему никогда она не доставляла удовольствия. Занимался ею нехотя и почти все спектакли ставил в соавторстве с каким-либо режиссером, но в ГИТИСе он вел режиссерский курс, и у него появились свои ученики-режиссеры. Среди них он выделил трех: Б. Морозова, А. Васильева и И. Рахельгауза.
В 1973 году покинул театр Советской Армии, в котором отработал 35 лет.
В кинематографе дебютировал ещё в 1930 году в небольшой роли в фильме «Крупная неприятность». Начиная с 1950 года Андрей Попов снялся в фильме Николая Римского-Корсакова в фильме «Мусоргский», работы Попова в кино начали следовать одна за одной.
Композитор Глинка 1952
Театральные и кино- работы Андрея Попова строились на контрасте. В каждом своем герое он искал и положительные черты, при этом ни в коем случае не оправдывая порока. Яркую внешность актера всегда можно было узнать на экране, но все герои индивидуальны, неповторимы. Запомнились роли энергичного и одновременно обладающего наивным бездумьем Хлестакова, взлеты романтики у Челкаша, комичный в своей суетливости Сильвен из «Копилки», образ антифашиста Росса в «Последней остановке», самоуверенность Платонова из «Океана», безволие, возведенное до трагизма, Назанского из «Поединка» по Куприну. А отца Серафима Андрей Алексеевич Попов в фильме «Все остается людям» сыграл на очень высоком уровне! С сокрушающей силой сыгран темпераментный Петруччио из «Укрощения строптивой» по Шекспиру, впечатляет незащищенная одержимость Ефрема Соломатина в кинокомедии «Учитель пения» и множество других ролей.
Среди его работ в кино можно выделить: Новиков (Палата, 1965), Адамов (Седьмой спутник, 1968), Логунов (Укрощение огня, 1972), Крымов (Повесть о человеческом сердце, 1976). Снимался в экранизациях классики: Дюковский в «Шведской спичке» по рассказу А. Чехова, ростовщик в фильме «Кроткая» (1960) по рассказу Ф. Достоевского, Назанский в «Поединке» по повести А. Куприна (1957); герои У. Шекспира — Яго (Отелло, 1955) и Петруччо (Укрощение строптивой, 1961).
В 1955 году вышла в прокат еще одна кинокартина. « Отелло » — фильм-трагедия режиссёра Сергея Юткевича по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира.
В 1956 году фильм участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и удостоен Приза за «Лучшую режиссуру».
«Добротная экранизация шекспировской трагедии, которую режиссер Сергей Юткевич считал подобием манифеста: он отказывался от торжествовавшей на экранах театральности и этим фильмом хотел доказать, что и театральная классика подвластна кинематографическому искусству. Поэтому главной задачей для Юткевича был поиск кинообразов, эквивалентных шекспировскому тексту,- современный зритель легко оценит его усилия сделать каждый кадр выразительным и многоплановым. Музыка Арама Хачатуряна к фильму вошла в концертные программы. В роли Отелло — Сергей Бондарчук, Яго — Андрей Попов, Дездемоны — Ирина Скобцева».
Для съемок в Аккерманской крепости были выстроены впечатляющие декорации.
Из книги Сергея Юткевича «Кино — это правда 24 кадра в секунду», 1974 год:
В » Отелло » меня упрекали за пышные декорации, а на самом деле я только использовал подлинные руины в Белгороде-Днестровском, что возле Одессы. Все основные крепостные эпизоды я снимал там — опытный каменщик-румын выложил вокруг башни узкую лестницу из настоящего камня, это было единственное наше добавление. Однако все вместе выглядело настолько убедительно и внушительно, что за рубежом я отбивался от вопросов журналистов, сколько миллионов стоили эти декорации. На наше счастье, в крымском Судаке также сохранились остатки Генуэзской средневековой крепости, — мы использовали их без всяких достроек.
В своей небольшой англоязычной статье «Мой путь с Шекспиром» (My Way with Shakespeare), опубликованной в журнале Films and Filming в октябре 1957 г., С. И. Юткевич писал, что уже нет сомнений, что пьесы Шекспира можно экранизировать, «главное теперь найти способ передачи содержания пьес на экране без огрубления, искажения, опошления или сведения их к тривиальности» (Yutkevich, 1957: 8; здесь и далее перевод наш. — Б. Г.). По его мнению, «все попытки представить лишь эффектные стороны его пьес, превращая их в костюмированную мелодраму или фантазию, как и все усилия использовать только “сюжет” пьес провалились» (ibid; курсив источника. — Б. Г.). Он считал, что сила шекспировских сочинений «не в сюжетных хитросплетениях, а в том, что он прибавлял к ним, в том цельном и могучем мировоззрении…» (Юткевич, 1973a: 194).
Идея экранизировать «Отелло» пришла режиссёру во время просмотра театральной постановки пьесы в одном из провинциальных театров (там же: 193). Секрет «эмоциональной привлекательности» этой шекспировской «трагедии любви и ревности» он видел в том, что в ней заключены «патетическая борьба за правду», «поиск и утрата безмятежного духа». Он считал, что «Отелло» не только «трагедия любви и мести», но и «трагедия веры, трагедия доверия и предательства» (Yutkevich, 1957: 8), кульминация которой происходит в тот момент, когда Отелло узнает, что его предал Яго.
До начала съемок актёры в течение шести недель репетировали, уделяя особое внимание кульминационным эпизодам. С. И. Юткевич не требовал у актёров сразу же играть «на пике» их возможностей, давал время вжиться в роль, вычленить в ней главное и второстепенное. По мнению режиссёра, эта задача была несколько облегчена тем, что работа над сценами велась последовательно, т. е. в том же порядке, что и у Шекспира. Только финальная сцена, когда Отелло несет тело Дездемоны на башню, была снята раньше сцены убийства в спальне (Yutkevich, 1957: 8).
«Почти неразрешимая проблема», по словам режиссёра, заключалась в том, что нужно было соединить поэтические реплики шекспировских героев с «реалистичной простотой» кино. Он хотел, чтобы фильм не носил отпечаток театральной условности, игра актёров не была бы слишком пафосной, но при этом не исчезла магия поэтического языка драматурга. С. И. Юткевич подчеркивал, что следует использовать все возможности кинематографа, чтобы создать «единство атмосферы и пламенных страстей трагедии», «некий образ в соответствии с идеями и стилем автора» (ibid). Он стремился «найти ритмический, музыкальный, ясный и яркий эквивалент потока шекспировских страстей» (ibid; курсив источника. — Б. Г.). Режиссёр считал, что нет какой-то необходимости что-то добавлять от себя, но обязательно следует показать то, что скрыто во фразах шекспировских героев, при этом не искажая оригинал (ibid).
С. И. Юткевич видел в Отелло «идеал гуманистов, о котором мечтал, к которому стремился Шекспир» (там же). Он считал, что любовь Дездемоны была для мавра «вершиной его жизненного пути… последним доказательством правоты его мироощущения» (там же). Ее утрата «означает для него крах его мировоззрения, конец его веры в высокое призвание и значение человека» (там же).
Фильм «Отелло» С. И. Юткевича стал первой цветной экранизацией трагедии венецианского мавра в мире и без всяких сомнений заслуживает внимания как оригинальная авторская работа.
Великолепен в фильме Яго — великий, неповторимый Андрей Попов. Не примитивный завистник, а гений интриги.