понятие мировоззрение тождественно понятию смысл жизни человека

Понятие мировоззрение тождественно понятию смысл жизни человека

Автор полагает, что обстоятельства работы заставляют человека менять мировоззрение и поведение. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и два аргумента в опровержение этого мнения.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.

Громадное количество исследований было посвящено анализу влияния определённых типов телевизионных программ на социальные установки детей и взрослых, однако окончательные ответы не получены. Нет единого мнения, например, по вопросу, в какой степени показ насилия вызывает агрессивное поведение у детей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом…

В наше время лишь незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных культур, осталась вне поля действия средств массовой информации. Средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным; в самых удалённых регионах третьего мира нередко можно найти людей, у которых есть радиоприёмники или телевизоры.

Агентов социализации существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в индустриальных обществах огромное число людей «ходят на работу», т.е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделённом от дома. В традиционных обществах многие обрабатывают землю вблизи того места, где живут, или работают в мастерских на дому. «Работа» в таких обществах не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало «хождения на работу» подразумевает гораздо бóльшие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.

Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью её влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.

Источник

Понятие мировоззрение тождественно понятию смысл жизни человека

Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.

2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.

3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер.

4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности.

5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «смысл жизни человека».

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Роль мировоззрения: дает ориентиры для деятельности человека и позволяет определить истинные ценности жизни.

1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире — да, верно.

2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития — да, верно.

3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер — нет, неверно.

4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности — да, верно.

5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «смысл жизни человека» — нет, неверно, мировоззрение определяет смысл жизни, определяет жизненные цели и ориентиры.

Источник

Понятие мировоззрение тождественно понятию смысл жизни человека

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Общество как_____________(А) отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его ____________(Б) и подсистем. Точно так же, как и в природе, всё является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах.

Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из ______________(В) вызывает к жизни другое, является

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства ____________(Г) благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и _______________(Д) человека, осуществления управления и т.д.

И причинно-следственные, и функциональные связи всегда реализуются в ___________________(Е). Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются

в один и тот же момент времени.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) явление2) конфликт3) духовный
4) жизненный5) признак6) единство
7) система8) социализация9) элемент

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Очевидно, что описанный случай — яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы. Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения. Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем — соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

Источник

Понятие мировоззрение тождественно понятию смысл жизни человека

Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме.

Основные виды бирж.

1) Товарная — форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам.

2) Валютная — осуществляет операции по купле-продаже иностранной валюты.

3) Биржа труда — осуществляет посредничество на рынке труда, регистрирует безработных, помогает трудоустройству.

4) Фондовая биржа — осуществляет организацию обращения ценных бумаг, определяет их рыночную стоимость (прежде всего акций и облигаций).

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Рынок сырья, рынок земли, рынок ресурсов, рынок труда, рынок оборудования.

Обобщающим для всех остальных понятий является «рынок ресурсов», так как сырье, земля, труд и оборудование представляют собой различные виды ресурсов.

Ответ: рынок ресурсов.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.

1) археология; 2) геология; 3) физика; 4) ботаника; 5) химия; 6) педагогика

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Естественные науки — совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук — материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная. К ним относятся геология, физика, ботаника, химия.

Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.

2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.

3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер.

4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности.

5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «смысл жизни человека».

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Роль мировоззрения: дает ориентиры для деятельности человека и позволяет определить истинные ценности жизни.

1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире — да, верно.

2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития — да, верно.

3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер — нет, неверно.

4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности — да, верно.

5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «смысл жизни человека» — нет, неверно, мировоззрение определяет смысл жизни, определяет жизненные цели и ориентиры.

Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) B приобретении новых знаний

Г) B общественном признании

Д) B воздухе для дыхания

1) духовные (идеальные)

3) биологические (естественные)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Физические потребности связаны с физической жизнью людей и их удовлетворение воспроизводит человека как биологическое существо (пища, одежда, жилище).

Социальные потребности — это основы деятельности человека как члена общества, как социального субъекта, выполняющего определенные функции (потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, общественной деятельности, самовыражении, получении социальных гарантий).

Духовные потребности связаны с духовно-творческой деятельностью (образование, повышение культуры, эстетическое наслаждение).

А) B общении — социальные.

Б) B приобретении новых знаний — духовные (идеальные).

В) B пище — биологические (естественные).

Г) B общественном признании — социальные.

Д) B воздухе для дыхания — биологические (естественные).

Транснациональные компании, тратя огромные деньги на рекламу, убеждают население разных стран покупать определенные товары. О чем свидетельствует этот факт? Выберите из приведенного ниже списка ответы на данный вопрос и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) дифференциации доходов

2) разделении труда

3) глобализации потребления

4) социальном неравенстве

5) возможностях Интернета

6) глобализации производства

1) дифференциации доходов — нет, неверно, это не прослеживается.

2) разделении труда — нет, неверно, это не прослеживается.

3) глобализации потребления — да, верно, это присутствует.

4) социальном неравенстве — нет, неверно, это не прослеживается.

5) возможностях Интернета — нет, неверно, это не прослеживается.

6) глобализации производства — да, верно, это присутствует.

Выберите верные суждения о доходах от использования собственности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Предприниматель получает прибыль.

2) Собственник земли получает ренту.

3) Владелец акций получает заработную плату.

4) Собственник заёмного капитала получает дивиденды.

5) В рыночной экономике доход от собственности могут получать и фирмы, и частные лица.

1) Предприниматель получает прибыль — да, верно.

2) Собственник земли получает ренту — да, верно.

3) Владелец акций получает заработную плату — нет, неверно.

4) Собственник заёмного капитала получает дивиденды — нет, неверно, это владелец акций.

5) В рыночной экономике доход от собственности могут получать и фирмы, и частные лица — да, верно.

Установите соответствие между характеристиками безработицы и её основными видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) возникает в результате экономического спада

Б) связана с затратами времени на поиск новой работы

В) возникает в связи с уменьшением валового национального продукта и высвобождением части рабочей силы

Г) возникает в связи с изменением спроса на труд в отдельных отраслях или территориях

Д) связана с масштабной перестройкой экономики, изменениями в спросе на потребительские товары и в технологии производства

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Безработица — наличие лиц, трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её.

Виды безработицы: фрикционная (самостоятельное перемещение работника с одного места на другое), структурная (связана с переквалификацией работников и структурными изменениями в экономике), фрикционная + структурная (естественная безработица или полная занятость), циклическая (в условиях кризиса), сезонная (от времени года), скрытая (переход на сокращённый режим работы).

А) возникает в результате экономического спада — циклическая.

Б) связана с затратами времени на поиск новой работы — фрикционная.

В) возникает в связи с уменьшением валового национального продукта и высвобождением части рабочей силы — циклическая.

Г) возникает в связи с изменением спроса на труд в отдельных отраслях или территориях — структурная.

Д) связана с масштабной перестройкой экономики, изменениями в спросе на потребительские товары и в технологии производства — структурная.

Надежде 40 лет, она — домохозяйка. Женщина поддерживает порядок в доме, заботится о муже, работающем на крупном предприятии. К каким категориям населения можно отнести Надежду? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

2) частично занятые

3) не включаемые в численность рабочей силы

4) отчаявшиеся найти работу

5) временно безработные

1) трудоспособные — да, верно, 40 лет — трудоспособный возраст.

2) частично занятые — нет, неверно.

3) не включаемые в численность рабочей силы — да, верно, так как не работает и не ищет работу, не включается в численность рабочей силы.

4) отчаявшиеся найти работу — нет, неверно.

5) временно безработные — нет, неверно.

6) занятые — нет, неверно.

На рисунке отражена ситуация на рынке одежды этнического стиля: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объём спроса товара). Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)

1) рекламой одежды европейских модельеров

2) снижением пошлин на ввоз импортных тканей

3) снижением потребительских доходов

4) тем, что в текущем сезоне в моде экзотическая одежда

5) повышением доходов потребителей

Спрос вырос. Факторы спроса: ценовые и неценовые. К ним относятся: вкусы потребителей, число потребителей на рынке, доходы потребителей, потребительские ожидания изменения цен и доходов, цены на взаимосвязанные товары (автомобиль-бензин), цены на взаимозаменяемые товары (кофе-чай), культурные традиции, обычаи.

1) рекламой одежды европейских модельеров — нет, неверно.

2) снижением пошлин на ввоз импортных тканей — нет, неверно.

3) снижением потребительских доходов — нет, неверно.

4) тем, что в текущем сезоне в моде экзотическая одежда — да, верно.

5) повышением доходов потребителей — да, верно.

Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социализация — это процесс освоения индивидом новых социальных ролей.

2) Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности.

3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.

4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.

5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.

Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей. Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта. В социологической науке принято выделять два основных типа социализации: первичная (усвоение норм и ценностей ребенком), вторичная (усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком).

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

1) Социализация — это процесс освоения индивидом новых социальных ролей — да, верно.

2) Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности — нет, неверно, первичная социализация может продолжаться и в дальнейшем. Например, человек переехал по работе в другую страну, там у него происходит первичная социализация, он усваивает новый для него язык, традиции, культурный опыт.

3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта — нет, неверно.

4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями — да, верно.

5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность — нет, неверно.

На диаграмме отражена динамика уровней брачности, разводимости и бедности в стране Z в 2005–2007 гг.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось снижением уровня разводимости.

2) В указанный период уровень разводимости в абсолютном выражении изменился меньше, чем уровень бедности и уровень брачности.

3) В указанный период повышение уровня брачности сопровождалось повышением уровня разводимости.

4) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось повышением уровня брачности.

5) В указанный период число супружеских пар с доходами ниже уровня бедности повысилось.

1) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось снижением уровня разводимости — нет, неверно, рост одного и падение другого.

2) В указанный период уровень разводимости в абсолютном выражении изменился меньше, чем уровень бедности и уровень брачности — да, верно.

3) В указанный период повышение уровня брачности сопровождалось повышением уровня разводимости — да, верно.

4) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось повышением уровня брачности — да, верно.

5) В указанный период число супружеских пар с доходами ниже уровня бедности повысилось — нет, неверно, такой вывод сделать нельзя по этим данным.

Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Гражданское общество представляет собой совокупность самоуправляющихся организаций.

2) Деятельность институтов гражданского общества никак не регулируется государством.

3) Экономической основой гражданского общества является государственная собственность.

4) Гражданское общество включает в себя всех граждан государства.

5) Развитое гражданское общество не может существовать при тоталитарном политическом режиме.

Гражданское общество — общество, автономное по отношению к государственной власти, выражающее частные интересы граждан, регулирующее и защищающее эти интересы. Признаки: общественный контроль за деятельностью публичной власти; верховенство права и разделение властей; частная собственность; наличие общественно-политических институтов; право личности на самореализацию.

1) Гражданское общество представляет собой совокупность самоуправляющихся организаций — да, верно.

2) Деятельность институтов гражданского общества никак не регулируется государством — нет, неверно.

3) Экономической основой гражданского общества является государственная собственность — нет, неверно.

4) Гражданское общество включает в себя всех граждан государства — нет, неверно.

5) Развитое гражданское общество не может существовать при тоталитарном политическом режиме — да, верно.

Установите соответствие между предметами ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации и их конкретными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫВИД БЕЗРАБОТИЦЫ
КОНКРЕТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

A) природопользование, охрана окружающей среды

Б) кадры судебных и правоохранительных органов

B) внешняя политика и международные отношения РФ

Г) денежная эмиссия

Д) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями

2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A) природопользование, охрана окружающей среды — совместное ведение РФ и субъектов Федерации.

Б) кадры судебных и правоохранительных органов — совместное ведение РФ и субъектов Федерации.

B) внешняя политика и международные отношения РФ — ведение РФ.

Г) денежная эмиссия — ведение РФ.

Д) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями — совместное ведение РФ и субъектов Федерации.

Гражданка России Д. решила выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на пост Президента РФ. Однако, ознакомившись с ее документами, избирательная комиссия отказала ей в регистрации. Найдите в приведенном списке возможные причины отказа.

1) гражданке Д. недавно исполнилось 30 лет

2) гражданка Д. имеет второе гражданство Колумбии

3) гражданка Д. является атеисткой

4) гражданка Д. на территории РФ постоянно проживает 3 года

5) гражданка Д. не имеет высшего образования

1) гражданке Д. недавно исполнилось 30 лет — да, верно, на пост Президента РФ можно баллотироваться только с 35 лет.

2) гражданка Д. имеет второе гражданство Колумбии — да, верно, Президентом РФ не может стать лицо с двойным гражданством.

3)гражданка Д. является атеисткой — нет, неверно.

4) гражданка Д. на территории РФ постоянно проживает 3 года — да, верно, человек, баллотирующийся на пост Президента РФ должен проживать в РФ не менее 25 лет.

5) гражданка Д. не имеет высшего образования — нет, неверно.

Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам граждан, гарантированным Конституцией РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на защиту чести и достоинства

3) право на выбор любой религии или атеизма

4) право на свободу экономической деятельности

5) право частной собственности

6) право избирать и быть избранным в органы государственной власти

1) право на защиту чести и достоинства — нет, неверно.

2) право на отдых — да, верно.

3) право на выбор любой религии или атеизма — нет, неверно.

4) право на свободу экономической деятельности — да, верно.

5) право частной собственности — да, верно.

6) право избирать и быть избранным в органы государственной власти — нет, неверно.

Выберите верные суждения о гражданско-правовой ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Гражданско-правовую ответственность в полном объёме несут лица, достигшие 18 лет.

2) Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер.

3) Гражданско-правовая ответственность может предполагать лишение свободы.

4) Гражданско-правовая ответственность может быть предусмотрена законом или договором.

5) Гражданско-правовую ответственность несут только физические лица.

Гражданско-правовая ответственность — последствия, возникающие на основании гражданского правонарушения.

Обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие (возместить убытки, уплатить неустойку), удовлетворяющее законный интерес лица, чье право нарушено, либо лишение определенных гражданских прав правонарушителя, либо понуждение совершить определенные действия (опровержение порочащей информации) к исполнению правонарушитель может быть присужден по иску потерпевшего, то есть которая может быть возложена судом на правонарушителя. В полном объеме ответственность несут лица, достигшие 18 лет.

1) Гражданско-правовую ответственность в полном объёме несут лица, достигшие 18 лет — да, верно.

2) Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер — да, верно.

3) Гражданско-правовая ответственность может предполагать лишение свободы. — нет, неверно.

4) Гражданско-правовая ответственность может быть предусмотрена законом или договором — да, верно.

5) Гражданско-правовую ответственность несут только физические лица — нет, неверно.

Установите соответствие между формами и видами юридических лиц (согласно Гражданскому кодексу РФ), к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) коммандитное товарищество

Б) потребительский кооператив

В) хозяйственное общество

Г) общественное объединение

Д) общество с ограниченной ответственностью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) коммандитное товарищество — коммерческое.

Б) потребительский кооператив — некоммерческое.

В) хозяйственное общество — коммерческое.

Г) общественное объединение — некоммерческое.

Д) общество с ограниченной ответственностью — коммерческое.

В соответствии с законом Константин работает лесорубом на государственном предприятии. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что его работа обусловлена прохождением альтернативной гражданской службы? Запишите цифры, под которыми указана соответствующая информация. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Константин не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор.

2) Константин не может подрабатывать по совместительству в других организациях.

3) Константин не имеет права обратиться в суд с жалобой на неправомерные действия работодателя.

4) Константину не предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск.

5) Время прохождения Константином АГС не будет засчитано в общий и непрерывный трудовой стаж.

6) Константин может быть занят только на тех должностях и только в тех организациях, которые определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1) Константин не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор. Да, верно 21 ст. ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

2) Константин не может подрабатывать по совместительству в других организациях. Да, верно 21 ст. ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

3) Константин не имеет права обратиться в суд с жалобой на неправомерные действия работодателя. Нет, это его право.

4) Константину не предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. Нет, неверно 17 ст. ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

5) Время прохождения Константином АГС не будет засчитано в общий и непрерывный трудовой стаж. Нет, неверно 19 ст. п.2 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

6) Константин может быть занят только на тех должностях и только в тех организациях, которые определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Да, верно 4 ст. ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Можно выделить следующие наиболее общие показатели _____________(А). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда, что, в свою очередь, влечёт за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее ______________(Б). Одновременно с прогрессом производительных сил идёт увеличение объёма научной информации. Наука превращается в непосредственную ______________(В) общества.

Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнёта стихийных социальных факторов. Происходит _____________________(Г) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ______________________(Д) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое. Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение _______________________(Е). Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.»

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1) матрица2) общечеловеческие3) исторический прогресс
4) группы5) производительная сила6) человеческая свобода
7) разделение труда8) интернационализация9) технологичность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

сходя из контекста, последовательность 375826 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род и число слов.

В чем, по мысли автора, выражается распад семейных структур во всем мире? Укажите два его проявления. В чем автор видит главную угрозу семейным ценностям? В чем, по мнению автора, проявляется экономический эгоизм членов семьи?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой — в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

В ответе должны содержаться следующие элементы:

— рост частоты разводов;

— рост числа домохозяйств, возглавляемых женщинами.

2) В существующей экономической системе.

3) В нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Правильно указаны две черты2
Правильно указана одна черта1
Ответ неправильный0
Максимальный балл2

Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «семья».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой — в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе называются сферы общества: социальная и экономическая.

2) Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.

3) Раскрыт смысл понятия: семья — малая группа, члены которой связаны кровным родством или супружескими отношениями, совместным бытом.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Правильно названы сферы общества, показан характер их взаимодействия, раскрыто понятие.2
Правильно указаны только два любых элемента.1
Ответ неправильный ИЛИ верно указан только один элемент.0
Максимальный балл2

Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой — в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть названы следующие причины этого явления:

— сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

— усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;

— женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жены, хозяйки дома.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Правильно указаны три причины3
Правильно указаны две причины2
Правильно указана одна причина1
Приведена одна причина ИЛИ ответ неправильный0
Максимальный балл3

Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой — в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Могут быть названы такие ее признаки:

— совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;

— отсутствие деления семейных обязанностей на мужские и женские, оба супруга выполняют их в равной мере.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Правильно назван тип семьи, указаны два ее признака3
Правильно назван тип семьи, указан один ее признак2
Правильно назван тип семьи1
Ответ неправильный0
Максимальный балл3

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «общество»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о причине возникновения институтов общества (социальных институтов);

− одно предложение, раскрывающее сущность семьи как социального института.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о причине возникновения институтов общества (социальных институтов), опирающейся на знание курса, например: Возникновение институтов общества (социальных институтов) связано с необходимостью удовлетворить основные (базовые) потребности общества;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о причине возникновения институтов общества (социальных институтов).)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность семьи как социального института, например: Как социальный институт семья характеризуется определённой структурой и совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность семьи как социального института.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Указания по оцениванию:

– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов

Назовите любые три внешнеполитические функции современного государства и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1. Участие в решении глобальных проблем.

Для решения глобальной экологической проблемы ряд государств пришли к соглашению, подписав Киотский протокол, обязывающий их сократить выбросы парниковых газов.

2. Обеспечение национальной безопасности, использование вооруженных сил для решения задач.

В 2003 г. США с союзниками разработали операцию «Шок и трепет», при осуществлении которой с помощью вооруженных сил был свергнут режим С. Хусейна.

3. Защита и поддержка экономических интересов страны.

Для защиты своих экономических интересов, создании единого экономического и таможенного пространства между Россией, Белоруссией и Казахстаном был создан Таможенный союз.

4. Отстаивание интересов в международных организациях.

Россия, как постоянный член Совета Безопасности ООН, заблокировала решение Совета, противоречащее ее интересам.

Могут быть приведены другие примеры.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
25.1Раскрытие смысла понятия2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,

в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу

1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.

Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.

Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0
25.2Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла0
Указание по оцениванию:

При оценивании не засчитываются:

– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;

– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;

– словосочетания, нераспространённые предложения

Максимальный балл4
Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции.3
Правильно названы две—три функции, две из которых проиллюстрированы примерами.

2
Правильно названы одна—три функции, одна из которых проиллюстрирована примером.

Правильно названы только три функции.

1
Правильно названы только одна—две функции.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный.

0
Максимальный балл3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Сформулировано понимание слов автора, например:

— автор связывает развитие общества, процветание стран с возрастающей активностью человека, способной преодолеть даже неблагоприятные природные факторы, например отсутсвие полезных ископаемых;

2. Определен основной вектор общественного развития, например:

— развитие техники, технологий, способов воздействия человека на окружающую среду, путей удовлетворения растущих человеческих потребностей

3. Указаны две ценности современного общества:

— инициативность человека, свободная реализация его свободы;

— динамичность развития, способность общества быстро осваивать инновации;

— рационализм, научность, технологичность

Могут быть указаны и иные адекватные ценности.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
правильно сформулировано понимание слов автора, определен вектор развития, указаны две ценности3
правильно сформулировано понимание слов автора, вектор развития не определен, но указаны две ценности ИЛИ правильно сформулировано понимание слов автора, вектор развития определен, указана одна ценность ИЛИ правильно сформулировано понимание слов автора, вектор развития определен, но ценности не указаны ИЛИ понимание слов автора сформулировано неявно, определен вектор развития, указана одна любая ценность2
правильно сформулировано понимание слов автора ИЛИ определен вектор развития ИЛИ указаны одна-две ценнности1
ответ неправильный0
Максимальный балл3

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Доходы населения и социальная политика». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие доходы населения.

2. Виды доходов населения:

а) номинальные и реальные;

б) фиксированные и переменные;

в) денежные и неденежные и т.д.

3. Источники доходов населения:

а) заработная плата;

б) прибыль от предпринимательской деятельности;

в) пенсии, пособия и т.д.

4. Государственная социальная политика:

а) определение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума;

б) регулирование занятости населения;

в) индексация доходов;

г) социальная поддержка беднейших слоёв населения и борьба с бедностью.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—4. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

Все иные ситуации

Критерии оценивания ответа на задание 24Баллы
24.1Раскрытие темы по существу3
3
2
1
0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

24.2Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана1
1
0
Максимальный балл4

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия. «Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде». (Г. Гегель)

29.2 Экономика. «Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять cyщества деятельности вашего предприятия». (Т. Питерс, Р. Уотермен)

29.4 Политология. «Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином». (B.A. Сухомлинский)

29.5 Правоведение. «Наследующий почести наследует и бремя». (Павел)

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:

— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.

Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

Критерии оценивания ответа на задание 29Баллы
29.1Раскрытие смысла высказывания1
1
0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2Теоретическое содержание мини-сочинения

(Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений)

2
2
1
0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.3Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов1
1
0
29.4Качество приводимых фактов и примеров2
21
0
Указание по оцениванию:

1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций.

2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т. п.) не требуется.

3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т. п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *