помогать людям смысл жизни

Зачем нужно помогать людям

По вопросу обязательств перед обществом и взаимопомощи мы встречаем два противоположных по смыслу мнения. Часть людей стараются жить по принципу «никто никому ничего не должен». Другие, напротив, ратуют за то, что помогать окружающим — естественная потребность человека и необходимость для полноценного развития социума. Почему два абсолютно разных подхода присутствуют в нашей жизни?

В этой статье мы разберемся, почему нужно помогать людям. Выясним, какая необходимость в помощи окружающим, какая польза для того, кто ее оказывает, и есть ли во всем этом смысл.

Становясь свидетелями отдельных актов помощи, мы не всегда понимаем, зачем это необходимо. Ведь всех не спасешь, всем не поможешь. Человеческое общество далеко от идеала, и в нем всегда есть несчастные, недовольные, обездоленные, больные, оно подвержено насилию и эгоизму. Так для чего участвовать в судьбе других людей? Каков итог?

Кому и что мы должны

По вопросу обязательств перед обществом и взаимопомощи мы встречаем два противоположных по смыслу мнения. Часть людей стараются жить по принципу «никто никому ничего не должен». Другие, напротив, ратуют за то, что помогать окружающим — естественная потребность человека и необходимость для полноценного развития социума. Почему два абсолютно разных подхода присутствуют в нашей жизни?

Мы живем в эпоху максимального индивидуализма, потребления и стремления к материальным ценностям. Это ни хорошо, ни плохо — это факт. Закономерный этап развития общества. Следующий будет в корне иным, но всему свое время.

Сейчас наиболее востребованные качества в обществе — это конкурентоспособность, умение зарабатывать и брать ответственность на себя. Ценности, созвучные западному менталитету. Насколько сам потрудился — настолько и получил вознаграждение. Никто за тебя ничего не сделает. Это верный подход, но порой он ошибочно расширяется и на обязательства человека перед обществом. Зачем помогать другим, если каждый сам за себя?

Бывает, что на мысль, зачем помогать людям, наводит отрицательный опыт. Для некоторых людей очень важно внутреннее ощущение справедливости, равенства. Если я сделал добро человеку — мне должны отплатить той же монетой. По честности. А если помогаешь, а в ответ никакой благодарности? Или вообще обманывают, предают, делают гадости, используют? Ну и во имя чего стараться?

Идеология, при которой ты никому ничего не должен, пропагандируется отовсюду. Мы слышим подобные утверждения от нашего окружения, от медийных персон, даже от психологов. Жить для себя, думать в первую очередь о себе, любить и уважать себя — это социальные установки современного общества.

Однако тому же обществу не чужды культурные ценности. Человеческая жизнь — наивысшая из них. Все мы слышали о звездах шоу-бизнеса и других знаменитостях, которые организуют благотворительные фонды, делают разнообразные пожертвования, становятся послами доброй воли и прочее. Видимо, для них не стоит вопрос, зачем нужно помогать людям. Для них помощь другим преисполнена смысла.

Кстати, среди ценностей русского менталитета всегда значились готовность помочь, не оставить в беде, забота о тех, кто слабее, милосердие и справедливость. Это желание помогать другим живет в нас и теперь.

помогать людям смысл жизни. Смотреть фото помогать людям смысл жизни. Смотреть картинку помогать людям смысл жизни. Картинка про помогать людям смысл жизни. Фото помогать людям смысл жизни

Я сам по себе или я часть общества?

Основная цель культурной надстройки общества — сохранение человеческой жизни. Волонтерская деятельность, социальные работы, взаимопомощь способствуют сохранению человеческого вида. Человек — это не отдельно существующая, независимая единица, а часть общества. Сам по себе человек не способен развиться и выжить. Мы зависим от социума, от явлений, происходящих в нем.

В других мы видим себя. Что это значит? В старшем поколении мы видим свое возможное будущее, перспективы для нас и наших детей, когда они вырастут. И если мы наблюдаем обездоленных стариков, мы утрачиваем чувство защищенности.

Базовое ощущение, необходимое каждому человеку и обществу в целом для развития и эффективной деятельности, — это защищенность и безопасность. В противном случае все мысли и стремления будут направлены только на сохранение себя. Что значительно понижает возможность человека полноценно реализоваться в обществе.

Когда мы видим, что о стариках заботятся, то получаем бессознательную уверенность, что и о нас позаботятся. Когда видим, что детям-сиротам или детям из неблагополучных семей создаются условия для развития, то понимаем, что, повзрослев, они смогут вести страну в будущее. Когда видим, что инвалидам, больным, слабым оказывается помощь, то верим, что, окажись мы сами или наши близкие в трудной ситуации, — нас не оставят на произвол судьбы.

Мы чувствуем себя более защищенными. Это часто неосознаваемо, но всегда влияет на общество в целом и на качество жизни каждого отдельного человека.

Как нужно помогать людям, а как нет

Главный принцип оказания помощи: не навреди. Вероятно, вы сможете припомнить ситуации, когда хотел как лучше, а получилось…

Например, многие родители стараются помочь детям с учебой. Вот только не всегда удается делать это во благо. Полностью сделать за ребенка уроки или какой-то школьный проект, потому что он устает, не успевает, — это не помощь. Наоборот, это вредит его развитию, мешает принимать ответственность и учиться распределять время и силы. Только знания, полученные самостоятельно или с деликатной, направляющей помощью, усвоятся и отложатся наверняка.

Или когда дело касается родительской помощи повзрослевшим детям из богатых семей. Преподнести ребенку все готовым на блюде или дать ему возможность проявлять себя и добиваться всего самостоятельно, оказывая поддержку и помогая советом, — что принесет ему больше пользы?

Или ситуация в паре. Муж сидит дома, не ищет работу, пьет и страдает от своих неудач. Жена, жалея его, крутится как белка в колесе, обеспечивает его. Только так она ему не сможет помочь. Поддерживать друг друга в тяжелых ситуациях необходимо. Но, лишая человека ответственности за его жизнь, мы крадем у него возможность справляться с такими ситуациями.

Помните изречение: «Дай голодному рыбу — он будет сыт один день, дай ему удочку — он будет сыт всю жизнь»? Не нужно решать за человека его проблемы, нужно помогать ему находить пути решения.

Не нужно помогать людям, предпринимая действия, в которых вы некомпетентны. Если вы не медик, вы же не станете оперировать человека, получившего ранение, а повезете его в больницу. Помогайте тем, чем действительно можете помочь. Пусть не действием, а словом поддержки и утешения, или умением выслушать, или тем, что просто будете рядом.

Оказываемая помощь должна быть приемлемой для объекта помощи. Бывают ситуации, когда людей обижает, оскорбляет, расстраивает, если им пытаются помочь. Иногда люди просто не умеют принимать помощь от других. А иногда люди не умеют ее оказывать. Помните, что не всякий готов принять милостыню. Помощь из жалости идет сверху вниз, демонстрируя некое превосходство над тем, кому оказывается. Помощь должна быть на основе сочувствия, соучастия, сопереживания — на одном уровне, сообща.

Далее поговорим о таком явлении, как волонтерство.

Положительные стороны волонтерства

О людях, занимающихся волонтерской деятельностью, мы слышим все чаще. Определенно, они нашли для себя ответ на вопрос, зачем нужно помогать людям. И иногда мы сталкиваемся с призывами посвятить этому часть своего времени. Однако хотелось бы более осмысленного подхода к этому занятию, четкого понимания, кто и как способен оказывать нужную помощь, а также уяснить, каковы польза и преимущества волонтерства.

Польза для самого волонтера

Волонтерской деятельностью в основном занимаются люди, обладающие определенными чертами характера, психологическими особенностями. Способность глубоко сопереживать, искреннее желание разделять и облегчать чужую боль — следствия развитой чувственности и умения направить эмоции наружу — в сторону сострадания.

Такими качествами обладают люди со зрительным вектором психики. Реализация чувственного потенциала путем выстраивания эмоциональных связей с окружающими, помощи нуждающимся, доверительного общения, добрых взаимоотношений — их желание, их природная задача. Именно для этого они наделены значительно большей по сравнению с другими эмоциональностью.

помогать людям смысл жизни. Смотреть фото помогать людям смысл жизни. Смотреть картинку помогать людям смысл жизни. Картинка про помогать людям смысл жизни. Фото помогать людям смысл жизни

Такие люди находят себя не только в волонтерстве, но и в таких областях, как медицина, преподавание, искусство, общественная деятельность — там, где они способны помогать окружающим, нести культурные ценности. В этом они осмысливают свою жизнь.

Когда мы не используем заданные нам свойства по назначению, это причиняет нам страдания. А мы часто даже не понимаем, что делает нас несчастными.

У обладателей зрительного вектора неизрасходованная необходимым образом эмоциональность может проявляться в виде страхов, тревожных состояний, перепадов настроения, истерик, накручивания по пустякам, склонности безосновательно додумывать и т. п.

Не каждый человек со зрительным вектором пойдет в волонтеры — к этому нужно быть внутренне готовым. Кому-то может быть достаточно реализации в повседневной жизни — возможностей проявлять сочувствие много. Однако волонтерская деятельность позволяет максимально применять эмоциональный объем. Способность помогать тому, кому заведомо хуже, чем тебе, не ожидая ничего взамен, дает в итоге намного больше:

Это можно рассматривать как возможность сделать общество и окружающий мир чуть лучше и осмысленнее, преобразовать их в сторону того, какими они должны когда-нибудь стать. Весомая причина того, почему нужно помогать людям?

Польза для тех, кому оказывают помощь

Помимо прямой пользы от помощи по конкретной проблеме, люди, которым ее оказывают, получают и косвенную. То же чувство защищенности и безопасности, уверенности в будущем, в том, что не одинок. Оно позволяет и самому человеку проявлять лучшие качества, стремиться чего-то достигать, отвечать на добро добром.

Вовремя оказанная поддержка может помочь человеку добиться в жизни того, чего не случилось бы, окажись он с бедой один на один. Вера в то, что общество небезразлично, снимает тягостное ощущение одиночества и поддерживает в нем желание делать что-то на благо окружающих.

Мы живем среди других людей. Мы взаимосвязаны несмотря на то, что очень сильно отличаемся друг от друга. Можно жить только для себя, получая куцее удовольствие. А можно стремиться к чему-то большему, стать кем-то большим, влиять на происходящее и приобретать осмысление собственной жизни. Этот выбор человек делает только самостоятельно.

Источник

Смысл жизни – помогать, а не искать счастье

В жизни нет смысла.

Отсюда и возникает проблема, с которой сталкивается большинство людей. Многие никак не могут определить свою цель в этой жизни, рассматривая смысл с точки зрения материализма, а не приобретения опыта. Все дело в том, что мы сами придаем смысл нашей жизни. Он не приходит из ниоткуда.

Тот же самый феномен можно наблюдать относительно счастья. Чем больше мы стараемся быть счастливыми, тем менее мы счастливы.

Счастье – это не эмоция. Это состояние души.

Неправильное понимание феномена счастья в жизни не дает нам сосредоточиться на действительно важных аспектах жизни. Чем больше мы зацикливаемся на счастье, тем меньше ценим все то, что у нас уже есть.

Важнее наслаждаться путешествием, а не прибыть в конечный пункт назначения. Вот и все. Наша жизнь обретает смысл в процессе пути.

помогать людям смысл жизни. Смотреть фото помогать людям смысл жизни. Смотреть картинку помогать людям смысл жизни. Картинка про помогать людям смысл жизни. Фото помогать людям смысл жизни

Стремитесь помогать окружающим. Так ваша жизнь обретет смысл

«Помогая окружающим подняться, мы сами достигаем величия», –
Роберт Ингерсолл.

Цель жизни заключается в том, чтобы придать ей смысл.

Я консультирую людей, помогая им внести изменения в их жизнь. И заметил, что многие рассматривают смысл жизни как нечто сугубо личное. Они думают, что смысл кроется в них самих. Мне же хочется донести до них, что смысл жизни мы обретаем в отношениях с окружающими.

Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон был прав, когда сказал: «Цель жизни – быть не счастливым, а полезным, благородным, сострадательным, чтобы это имело какое-то значение, чтобы вы жили – и жили хорошо».

По мнению Аристотеля, обрести счастье и реализоваться можно лишь «отдавая любовь, а не просто позволяя окружающим любить вас».

«Отношения с окружающими – это основа счастливой, хорошо прожитой жизни», – к такому выводу пришла психолог Кэрол Рифф, проанализировав труды многих мыслителей.

Примерно к такому же выводу пришел психолог Дарил Ван Тонгерен и его команда. В своем исследовании они обнаружили, что общение и поддержание отношений с окружающими придает жизни огромный смысл. Участники исследования, которые часто и бескорыстно помогают окружающим, отметили, что в их жизни определенно есть цель и смысл.

Смысл жизни и счастье часто (но не всегда) идут рука об руку

К такому выводу пришел Рой Баумейстер в своей статье, опубликованной в научном журнале «Позитивная психология». Он считает, что смысл жизни (но не счастье) не взаимосвязан с тем, здоров ли человек, достаточно ли у него денег и насколько хорошо устроена его жизнь в целом. Счастье же прямым образом взаимосвязано со всеми этими аспектами жизни.

Удовлетворяя свои нужды и потребности, вы можете обрести счастье, но это не привнесет смысл в вашу жизнь. Счастье – это наше состояние исключительно в настоящий момент жизни. Смысл жизни взаимосвязан не только с нашим настоящим, но и с нашим прошлым и будущим.

В одном из исследований также был определен фактор, на основе которого наша жизнь обретает смысл. Он заключается в развитии и поддержании крепких, позитивных отношений с окружающими.

Счастье мы (в большей мере) обретаем тогда, когда берем, а не отдаем. Смысл жизни мы обретаем, отдавая что-то окружающим нас людям.

«Есть две категории людей, занимающихся благотворительностью. Одни много говорят, но практически ничего не делают. Другие делают очень много, но почти не говорят об этом»,
Чарльз Диккенс.

В книге «Брать или отдавать?» Адам Грант пишет: «Ваш тип взаимодействия с окружающими людьми определяет, достигнете ли вы успеха или нет».

Согласно теории Гранта, существует три типа взаимодействия с окружающими: берущие, отдающие и обменивающие.

Берущие, отдающие и обменивающие

1. Берущие стремятся всегда получить больше, чем они отдают.

Такие люди считают, что все в этом мире соперничают и сильный пожирает слабого. Такие личности хотят преуспеть любой ценой. Если они будут отдавать, то станут слабыми.

Они постоянно задают вопросы вроде: «Какая мне от этого выгода?», «Что я получу в итоге?» и «Почему мне вообще должно быть до этого дело?»

В основе всех их действий лежат ответы на эти вопросы. Прежде всего, они заботятся о себе. Берущие люди очень расчетливы и осторожны. Они умеют себя защитить.

2. Обменивающие живут согласно правилу «услуга за услугу».

Такие люди строят свои отношения с окружающими на честности и равенстве. Оказывая кому-то услугу, они ожидают того же взамен. Если вы оказали такому человеку услугу, то он будет считать, что теперь вам должен.

Девиз таких людей: «Если ты у меня что-то заберешь, я заберу что-то у тебя. Если ты мне что-то отдашь, я тоже тебе что-нибудь отдам».

Для такого типа людей главную роль в отношениях с окружающими играет баланс. Они всегда знают, сколько отдают и сколько получают в ответ.

3. Отдающие сосредоточены на нуждах окружающих людей.

Такие люди чрезвычайно щедры. Их помыслы чисты, и они не пытаются манипулировать. Они не взвешивают все «за» и «против» и не ведут счет своих добрых дел. Такие люди стремятся сделать жизнь тех, с кем они общаются, лучше.

Вот несколько вопросов, которые могут задавать себе такие люди: «Как я могу сделать жизнь этого человека лучше?», «Как я могу помочь?»

Для отдающих главное в их жизни – ее смысл. Они делятся с окружающими своим временем, знаниями, идеями и информацией о людях, сотрудничество с которыми пойдет им на пользу.

В случае отдающих все просто. Они живут по принципу «Будь добр и помогай окружающим». Однако в жизни отдающего есть и определенные риски. Хоть многие из таких людей добились успеха в жизни, немало и тех, кто так и остался в самом низу карьерной лестницы.

Если отдавать слишком много (или отдавать что-то человеку, который этого вовсе не заслуживает) можно навредить себе.

Проблема, с которой сталкиваются отдающие

«Если вы можете помочь другим людямпомогите, сделайте все что в ваших силах. Если не можете помочь другим, тогда, по крайней мере, постарайтесь не навредить»,
Далай-лама.

Дар отдавать может обернуться для человека проклятием. Отдавая слишком много, человек может стукнуться с эмоциональным выгоранием.

В исследовании Гранта говорится о том, что всех отдающих можно разделить на две подгруппы. Те, отдающие, которые показывают наихудшие результаты в своей работе, слишком щедры. Чаще всего, они отдают что-то тем людям, которые этим просто пользуются. Речь идет о берущих типах личности.

Важны так же обстоятельства, которые вынуждают людей отдавать что-то. Допустим, отдающий максимально выкладывается в работе, а награда за все его труды уходит берущему (человеку, который много говорит, но мало делает). Это лишает отдающего мотивации.

Некоторые люди продолжают отдавать даже в тех случаях, когда ситуация провоцирует у них эмоциональное выгорание. Кому-то просто нет дела до себя и своих собственных нужд. Кто-то боится разочаровать и поэтому продолжает отдавать. Некоторые из отдающих боятся, что их накажут (если они не отдадут все, что у них есть).

В случае отдающего очень важно найти баланс. Только так он избежит ситуации, когда им могут воспользоваться.

Жизнь – это целая Вселенная, в которой все ваши поступки (так или иначе) связаны в одну цепь. Вы сами творите свою Судьбу. То, что вы получаете, зависит от того, чего и сколько вы отдали.

7 способов быть полезными для окружающих людей

«Если ты зажжешь лампу для кого-то, это осветит и твой путь тоже»,
Будда.

1. Помогайте окружающим расти. Не загоняйте их в рамки.

Самый простой способ помогать окружающим – развивать и поддерживать их идеи. Чаще всего, услышав от человека о какой-то идее, мы говорим: «Нет, это не сработает» или «Неплохо, но…»

Лучше отвечать, например, так: «Да, отличная идея, позволь мне еще добавить кое-что…» Так вы поможете человеку. Развивайте идеи и мысли, с которыми к вам приходят люди. Щедрость – вот что подпитывает креативное мышление.

2. Оказывайте людям услуги, которые отнимают у вас не более пяти минут.

Идея пятиминутных услуг стала популярна благодаря предпринимателю Адаму Рифкину. Речь идет об услугах, которые приносят пользу окружающим, но отнимают у вас мало времени.

Подумайте, что вы можете сделать для окружающих за пять минут. Я люблю писать рекомендации и отзывы, а также давать небольшие советы (на соответствующих порталах). Все это отнимает у меня не более пяти минут.

3. Внимательно слушайте, что вам говорят.

Зачастую человеку не нужен совет. Ему просто нужно, чтобы его внимательно выслушали. Рассказывая о том, что его волнует, он получает возможность немного иначе взглянуть на ситуацию. Она в целом становится ему более понятной.

К сожалению, многие люди не умеют слушать. Не слушать, а лишь делиться с кем-то своей мудростью, облаченной в форму советов. Умение внимательно выслушать и проявить понимание требуют от человека щедрости. Обращайте внимание на то, о чем вам говорит человек, и не перебивайте его.

4. Положительно влияйте на окружающих.

Иногда мы забываем о том, что влияем на окружающих нас людей. Наши слова и взгляды на жизнь – это мощные инструменты. Они могут помочь привнести смысл в отношения с окружающими вас людьми. Помогайте и вдохновляйте других помогать.

5. Периодически предлагайте свои услуги бесплатно.

Ваше время – это ценный ресурс. Предлагайте свои услуги бесплатно тем, кому они нужны. Некоммерческие организации и люди, которые только-только начали развивать какой-то бизнес, нуждаются в ваших услугах гораздо больше тех, кто может за них заплатить.

Я очень много времени посвящаю консультированию людей. Делаю это бесплатно. Так я благодарю за тот успех, которого уже достиг на своем жизненном пути.

6. Станьте наставником.

Вы можете изменить чью-то жизнь. В основе наставнической деятельности лежит сочувствие и сопереживание, ведь так вы увидите жизнь глазами другого человека.

Будучи наставником, вы меняете человека. Я знаю об этом не понаслышке. Быть наставником – значит не просто отдавать. Вы учите своего подопечного искусству быть полезным для окружающих.

7. Присоединитесь к группе волонтеров.

Жизнь этих людей в целом становится лучше. Хотите проверить, так ли это? Можете каждый день в течение месяца творить одно доброе дело. Примерный список этих дел легко можно найти в сети.

Так вы привьете себе новую привычку. Если хотите, можете поискать информацию о волонтерских группах в вашей стране или других странах.

В мире много отдающих и берущих. Кто-то стремится всеми силами помогать окружающим, а кто-то предпочитает заботиться лишь о себе. От того, чью сторону мы выбираем, зависит то, какой будет наша собственная судьба.

Пусть смыслом вашей жизни будет помощь окружающим. Находите счастье в том, чтобы отдавать, ничего не ожидая взамен.

Новое видео:

Источник

«Подлинный смысл жизни — в служении другим»

Нынешняя социальная система государства — это монополия, в которой госорганы сами себе выделяют деньги, сами их тратят и сами себя контролируют. Именно поэтому она по определению не может быть эффективна и не ориентирована на человека, считает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов).

помогать людям смысл жизни. Смотреть фото помогать людям смысл жизни. Смотреть картинку помогать людям смысл жизни. Картинка про помогать людям смысл жизни. Фото помогать людям смысл жизни

— Как вы сами пришли к социальному служению?

— Давным-давно, когда я был еще неверующим человеком, меня посетила мысль, что смысл жизни можно найти в служении другим. До этого я искал смысл жизни в искусстве: в театре, в литературе, в кино.

Но только когда пошел работать санитаром в больницу, почувствовал, что подлинный смысл жизни — в служении другим.

Позже я крестился и стал священником. Когда мне было 40 лет, у меня умерла жена и меня назначили настоятелем в больничном храме. Там я стал помогать сестрам милосердия, при храме возникло училище сестер милосердия. И вот так постепенно я приобщился к этому делу.

— Сейчас вы возглавляете Синодальный отдел по социальному служению. Каковы основные направления работы отдела?

— Мы стараемся помогать всем, кто в этом нуждается. Например, многодетным семьям. В нынешних условиях многодетные родители совершают очень трудный подвиг. Многие современные семьи не решаются исполнять то, что заповедано Богом, находя разные причины и объяснения для того, чтобы не рожать детей. Поэтому многодетные родители сегодня вынуждены быть своего рода белыми воронами. Помощь этим людям для нас в приоритете. В епархиях появляется все больше инициатив и проектов, которые нацелены на поддержку многодетных семей: центры гуманитарной вещевой помощи, детские сады и ясли, летние лагеря, службы добровольцев, без которых родителям порой бывает очень сложно справиться.

Конечно, в помощи нуждаются дети-инвалиды, дети из неполных семей, дети, которые лишились родителей. Им мы тоже помогаем. Сейчас на территории России действует 90 церковных детских приютов. Часто они возникали стихийно –

священники, настоятели монастырей не могли мириться с тем, что в интернатах без родительской заботы, без воспитания остаются дети. Строился приют, часто совсем небольшой по размеру, священникам передавались на воспитание дети. И сегодня мы видим, что в этих приютах в семейной обстановке вырастают замечательные люди!

Выпускники церковных приютов получают среднее и высшее образование и гораздо лучше устраиваются, чем выпускники государственных детских домов.

Мы помогаем престарелым людям. Они пережили очень тяжелый XX век, страшную войну, попрание человеческих свобод и прочие ужасы советской жизни. Сейчас они получают мизерную пенсию, у них во многих регионах нет денег даже на дрова.

Всего в России действует более 40 богаделен — мест, где одинокие тяжелобольные старики живут в условиях, близких к домашним. Их опекают сестры милосердия и врачи. В Москве тоже есть такие учреждения. В следующем году православная служба помощи «Милосердие» откроет в Москве новую богадельню, рассчитанную на 18 мест.

С технической точки зрения новая богадельня в Москве не будет уступать государственным приютам: помещение оборудуют лифтами, специальными ванными комнатами, широкими дверными проемами, пандусами. Но для пожилого человека не менее важны забота, внимание, человеческое тепло и искреннее участие в его проблемах. Часто всего этого не хватает в государственных учреждениях.

Кроме того, мы, конечно же, помогаем инвалидам, бездомным, людям, у которых есть склонность к алкоголизму и наркомании. Мы стараемся не только накормить бездомного, но и дать ему реальную возможность вернуться в общество. Когда в Москве только появился наш автобус «Милосердие», перед ним стояла одна простая цель – спасти зимой как можно больше людей от смерти из-за переохлаждения. Через несколько лет московские власти создали свой подобный проект, и благодаря этому сейчас, слава Богу, смертность среди бездомных уменьшается. И мы больше думаем над тем, как реабилитировать таких людей.

В епархиях появляются приюты для бездомных (сейчас их более 60. – ред.), которые стараются оказать комплексную помощь – восстановить документы, привить навыки самостоятельной жизни, трудоустроить человека.

Правда, в Москве до сих пор такого центра у Церкви нет, хотя мы давно просим московские власти выделить для его создания участок земли. Мы бы хотели, чтобы в нем бездомные были не просто постояльцами, а смогли начать сами решать свои вопросы, жить как в своем доме, а не как в казенном учреждении. Мы уже приобрели мобильную душевую для бездомных, которую можно поставить рядом с приютом. Но самого приюта по-прежнему нет.

Серьезным злом для нашего общества является наркомания. Церковь не отгораживается от наркозависимых людей, а стремится им помочь. С каждым годом появляется все больше церковных реабилитационных центров для наркоманов. В Москве при нашем отделе действует Координационный центр по противодействию наркомании. По его подсчетам, сейчас в стране 62 церковных реабилитационных центра, которые способны одновременно принять около 1000 человек. Наши специалисты выезжают за рубеж для ознакомления с современными методиками работы, совсем недавно была разработана церковная методика реабилитации наркоманов.

— Как вы решаете, кому именно нужна помощь? Это какие-то директивы сверху?

— Большинство церковных социальных проектов появляется не в результате директив, а в ответ на просьбы о помощи.

К тому же вы немножко неправильно представляете нашу работу. Социальная работа, конечно, поддерживается патриархом, на Высшем церковном совете, Священном синоде, Архиерейском соборе принимаются различные документы. Но это служение естественно для Церкви. Основная наша задача — не выдумывать что-то новое, а поддерживать и более эффективно использовать и развивать то, что у нас уже есть. А главное, что у нас есть, – это любовь. Служение другим — это не работа, а служение любви.

Наш отдел – это не просто какое-то министерство, которое за чем-то следит. Каждая епархия тут самостоятельна в своей работе, каждый архиерей сам решает, чем занимается его епархия, на каждом приходе у настоятеля храма есть определенная степень свободы, и он тоже сам выбирает, чем ему заниматься.

Мы не можем спустить какую-то директиву и сказать, что, например, сегодня мы идем в детдома, а завтра помогаем престарелым.

Вместе с тем, конечно, мы стараемся координировать социальную работу в методическом, организационном плане, рассказывать об успешном опыте, консультировать, помогать епархиям. Во многих приходах сейчас появились социальные работники, мы занимаемся их обучением. Приезжаем в разные федеральные округа, проводим конференции, уже несколько лет ведем на нашем сайте дистанционное обучение – в формате веб-семинаров. В этих веб-семинарах участвуют сотни людей из епархий разных регионов нашей страны и даже из-за рубежа. Тех соцработников, которые прошли этот курс, мы приглашаем в Москву на стажировку.

— Все ваши проекты только для верующих?

— Вовсе нет. Например, один из добровольцев службы «Милосердие», который занимается ремонтом на дому для наших подопечных, является некрещеным. Но он очень светлый, хороший человек. Если у человека есть искреннее желание помогать другим, делать добро — он уже на пути к Богу – источнику добра. В нашу службу добровольцев «Милосердие» иногда приходят представители других религий. Были случаи, когда в добровольцы записывались мусульмане, протестанты, католики.

— Ведение такого количества социальных проектов требует серьезного финансирования. Откуда идут средства на эти проекты Церкви?

— Частично наши расходы покрывают гранты и субсидии, но большая часть средств – это частные пожертвования. Например, в православной службе помощи «Милосердие» более 70 процентов всех поступлений составляют частные пожертвования. Есть люди, которые нам помогают очень давно, например дирижер Владимир Федосеев. Он устраивает благотворительные концерты Большого симфонического оркестра в пользу нашей службы «Милосердие» и вот уже больше 20 лет помогает нам из своих личных средств.

Нас поддерживают «друзья милосердия» — те люди, которые регулярными небольшими перечислениями позволяют выживать нашим проектам. Мы открыты, и можно проверить все, что мы делаем: финансовые отчеты каждый месяц публикуются в общем доступе на сайте «Милосердие.ru». К сожалению, в этом году пожертвования от «друзей милосердия» сократились. Чтобы наши проекты продолжали свою работу, нужна постоянная поддержка гражданского общества.

— У государства также есть структуры социальной помощи. Как вы оцениваете их эффективность?

— Социальная система государства – это монополия, в которой государственные органы сами себе выделяют деньги на свою работу, сами их тратят и сами себя контролируют. Понятно, что эта система несовершенная, она не ориентирована на человека.

Простой пример. Есть такое понятие, как социальная услуга. В развитых странах средства на оплату услуг идут за человеком. Что это значит? Вместо того чтобы сидеть в очереди и слышать хамство от единственного специалиста в единственном государственном учреждении, человек сам может выбрать, какое учреждение ему будет оказывать помощь, и по факту этого выбора государство должно будет перечислить деньги той организации, которую выбрал человек. Появляется конкуренция, улучшается качество услуг. У нас же до сих пор сохраняется система советского образца.

На ребенка-инвалида в государственном интернате в Москве выделяется больше 100 тыс. рублей в месяц. При этом, если этот ребенок живет в семье, на него выделяется средств в несколько раз меньше. Получается, сама система подталкивает людей отдавать детей в интернаты и препятствует усыновлению.

До революции милосердие было частным делом и в нем участвовали многие люди. Когда к власти пришли безбожники, которые хотели построить новый мир и отрицали все традиции, они создали ту систему, которая жива до сих пор, хотя у нас уже нет советских учреждений. В советское время государство монополизировало социальную деятельность и заниматься делами милосердия Церкви было запрещено. Если бы мы в советское время открыли приют, нас бы посадили в тюрьму. Государство хвалилось своей социальной работой и при этом прятало всех нуждающихся в помощи людей в закрытые учреждения, куда не было доступа. Для этих людей было особое гетто. Там была еда и крыша над головой, какой-то уход, но при этом жизнь тех, кто там находился, сильно отличалась от нормальной жизни. Эти люди не были включены в жизнь общества.

А ведь во всем мире инвалиды интегрированы в общество, они ездят на общественном транспорте, ходят в магазины, их стараются поддержать в обществе. А у нас старики, инвалиды, дети-сироты от общества оторваны. Сейчас тысячи, десятки тысяч людей скрыты от наших глаз в закрытых психоневрологических интернатах, детских домах для детей-инвалидов, домах престарелых, где они никому не нужны.

Постепенно государство начинает понимать, что в таких учреждениях нужны добровольцы. Принимаются внутренние документы, инструкции, которые обязывают руководство учреждений отчитываться о том, как они привлекают добровольцев. Но одними документами делу не поможешь. Нужно, чтобы в решении проблемы принимали участие реальные живые люди – добровольцы, гражданские активисты. Если их не будет, слова об открытости, заботе, уходе, общении с людьми в этих госучреждениях так и останутся словами.

В государственной системе не развита система реабилитации людей на всех уровнях – ни наркоманов, ни бездомных, ни детей-инвалидов. В России не учат этому, и в штатном расписании не предусмотрено необходимое количество людей для реабилитации.

— На социальные проекты РПЦ государство выделяет деньги?

— Да, но сейчас это скорее исключение из правил. Возьмем, например, православную службу помощи «Милосердие», которая работает в Москве. Из бюджета города целиком финансируется программа реабилитации московских детей с ДЦП в нашем медцентре, почти на 50% покрывается стоимость обучения детей в школе, детские дома же получают не больше 10% расходов — в основном средства выделяются только на питание и одежду. Также некоторые наши проекты получают разовое финансирование в виде грантов.

Но гранты хороши только для того, чтобы начать проект. Потом должны быть другие механизмы финансирования действующих эффективных социальных служб. У нас ведь не фонд, который собирает средства и просто перенаправляет их нуждающимся. Этим мы тоже занимаемся, но большинство наших проектов в Москве представляют собой законченную инфраструктуру по оказанию помощи самым разным категориям людей. В штате службы «Милосердие» — врачи, учителя, психологи, воспитатели, которые работают в детских домах, приюте для беременных, богадельне, школе. Мы должны платить им зарплату, человек ведь не может работать бесплатно – ему надо одеваться, что-то есть.

— Есть ли среди церковных социальных проектов уникальные?

— Да, конечно. В Петербурге именно Церковь была инициатором создания первого в России детского хосписа, и сейчас директором этого учреждения является священник. Уникальный проект – питерский центр реабилитации несовершеннолетних подростков святителя Василия Великого.

Туда попадают условно осужденные подростки, которых профессиональные специалисты возвращают к нормальной жизни – знакомят с культурой, искусством, ходят вместе с ними в походы, занимаются паркуром, скалолазанием и другими современными видами спорта.

Я уже говорил про автобус «Милосердие», который зимой по ночам спасает от замерзания бездомных в Москве. Этот проект во многом стал образцом для создания подобной государственной мобильной службы. Наша Свято-Спиридоньевская богадельня в Москве сильно отличается от государственных приютов для стариков. У нас это две обычных квартиры, где у каждого есть свои вещи, а не просто больничная палата, где человек должен доживать остаток своих дней безрадостно и в одиночестве.

В московской службе помощи «Милосердие» есть и другие уникальные проекты. У нас действует группа дневного пребывания для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Фактически это детский сад, куда мама может привести своего ребенка для реабилитации и общения с другими детьми. Сейчас своей очереди в группу ждут больше 100 семей.

Ни в одном медицинском учреждении не занимаются комплексной помощью больным боковым амиотрофическим склерозом (БАС) — это тяжелое редкое заболевание, при котором постепенно перестают работать все мышцы и люди умирают от удушья. Сейчас таких больных только в Москве около 700 человек. Облегчить страдания этих людей можно с помощью аппаратов искусственного дыхания, но они стоят очень дорого, и далеко не все могут себе их позволить приобрести. Поэтому в службе «Милосердие» мы открыли специальную программу «Дыхание» и собираем средства на покупку аппаратов. Наши врачи, соцработники, психологи оказывают всестороннюю поддержку пациентам и их семьям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *