Что значит природная грамотность

Что значит природная грамотность

Природная грамотность

Что является условием формирования «природной грамотности»?
Можно ли целенаправленно развивать эту способность у ребенка?

Эти вопросы очень взаимосвязаны друг с другом. Если мы сможем ответить при каких обстоятельствах «природная грамотность» возникает спонтанно, то тогда мы сможем, воссоздав эти условия, целенаправленно формировать эту способность.

Напрямую утверждать, что читающие дети – грамотные дети, никак нельзя. Но если мы возьмем группу детей, которые читают часто и много, и группу детей, которые читают крайне редко, процент грамотно пишущих детей среди читающих будет больше. Почему? Какая такая зависимость существует между чтением и письмом?

Написав слово и бросив на него взгляд, Вы восприняли образ слова, но что-то в этом образе вызвало у Вас беспокойство и тревогу, это чувство и побудило Вас перебрать все возможные варианты написания слова. И только когда было найден письменный образ, идентичный Вашему устоявшемуся образу слова в памяти, Вы успокоились. Очень часто от таких людей мы слышим: «Я и правил-то не знаю, но пишу грамотно». Но на самом деле, в данной ситуации сработал зрительный контроль. За многие годы Ваша память накопила огромное количество образов написания слов. Ваш устоявшийся образ слова в памяти и воспринимаемый образ записанного слова в данном случае не совпали, это и побудило Вас искать правильный вариант написания слова. Итак, чтобы грамотно писать, ребенок должен иметь в своей памяти как можно больше устоявшихся образов слов. И это должны быть не специально заученные написания слов, а целостные образы, которые при письме будут бессознательно всплывать в памяти ребенка.

Но каким образом за столь короткий срок ребенок сможет запомнить огромное количество слов, если у взрослого человека на это уходят годы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как запечатлеваются образы слов в памяти.

Дети с ведущим слуховым каналом восприятия информации только в том случае оказываются в разряде грамотно пишущих детей, если они очень долго читали по слогам, вслух, орфографически (т.е. так, как написано в книге) – «мо-ло-ко», «пе-ре-не-сли». В результате такого чтения у них создавался свой слуховой образ слова. Достаточно такому ребенку проговорить «ма-ла-ко», «ма-ло-ко», «мо-ла-ко», «мо-ло-ко» и он вспомнит, как грамотно пишется данное слово.

Кинестеты (воспринимающие мир через движения, ощущения) оказываются в самом худшем положении. Они могут тоннами читать книги и при этом писать совершенно безграмотно. Для таких детей не существует звукобуквенная оболочка слова, они сразу проваливаются в значение. Они не видят страниц книг, они видят бушующие океаны и себя у штурвала корабля, они слышат крик «Земля!» и их охватывает ничем не передаваемое чувство радости: сейчас перед их взором предстанет еще неоткрытая Америка. В такой момент для них не важно, какая буква в слове «земля»: «е» или «и».

Итак, в вышеописанных примерах, мы вскрыли механизм формирования «природной» грамотности: воздействие зрительных, слуховых образов написания слов на человека и их последующее запечатление в памяти.

Итак, все безударные гласные ( кроме звука [У]) считаются орфограммами, без сомнения мы можем обозначать гласные только под ударением.

Теперь мы знаем ошибкоопасные места в слове. Знает их и ребенок (из школьной программы), а если он забыл, то не составит труда повторить.

А теперь о самой методике формирования орфографического чутья у ребенка. Это всем известный прием списывания. Но! Списывание списыванию рознь. Как правило, говоря о списывании, многие подразумевают копирование букв и слов из книги в тетрадь, а не аналитическую работу по переработке печатного текста в письменный. Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством П.С. Жедек. Для того, чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

Полный разбор алгоритма работы в данной статье я строю на тексте «Молчат ли рыбы», взятого из пособия О.В. Узоровой «Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку для начальной школы». Данное пособие я рекомендую взять для проведения этой работы потому, что, во-первых, в книге представлено 450 текстов, и, во-вторых, тексты даны в порядке усложнения. Итак, алгоритм письма.

А) Читаем весь текст.

Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой. По Н. Сладкову

После прочтения спросите ребенка, о чем этот текст. Все ли слова в нем ему понятны. Цель данного этапа – понимание ребенком содержания текста.

Работаем отдельно по каждому предложению, если предложение большое – делим его на смысловые части.

Читаем предложение. Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой.

Какие механизмы реализуются в данном алгоритме? В работе задействованы все три типа памяти – слуховая, зрительная и кинестетическая. Когда мы орфографически воспроизводим текст по памяти, и когда при письме орфографически диктуем себе, мы заставляем работать нашу слуховую память.

Ставя в слове ударение и подчеркивая орфограммы, мы фиксируем своё внимание только на звукобуквенной оболочке слова, отодвигая в сторону его значение. Эта часть работы крайне важна, так как ребенок концентрирует своё внимание на местах, где он может совершить ошибки, не просто взглядом выделяя его, но и подкрепляя действием – подчеркиванием.

Сверяя печатный и письменный текст, ребенок проводит своеобразный зрительный контроль образа слова. На первом этапе важно не столько вообще не допускать ошибок, сколько уметь их самостоятельно исправлять. Ведь это своеобразное кинестетическое действие имеет свой след в памяти: Я сам увидел, что мной написанное слово и слово, напечатанное в книге, различаются в правописании, Я зачеркиваю ошибку и пишу правильную букву.

В заключении можно сказать, что, используя вышеописанный прием списывания в своих занятиях с ребенком, Вы разовьете у него орфографическое чутьё, поможете ему научиться писать грамотно.

Источник

Природная грамотность и условия ее формирования

О природной грамотности и условиях ее формирования

Что значит природная грамотность. Смотреть фото Что значит природная грамотность. Смотреть картинку Что значит природная грамотность. Картинка про Что значит природная грамотность. Фото Что значит природная грамотность

Природная грамотность и условия ее формирования

Нередко родители младших школьников сталкиваются с таким парадоксом: упражнения и диктанты по русскому языку ребенок выполняет достаточно грамотно и хорошо, но вот спонтанная письменная речь – его записки, письма, сочинения – пестрят ошибками. Невольно возникает вопрос: почему так?

Дело в том, что работа на уроке и спонтанная письменная речь – это разные типы деятельности: сама учебная ситуация, урок русского языка, заставляет ребенка сконцентрировать внимание и контроль именно на грамотности своего письма. Во – вторых, упражнения и диктанты подбираются авторами учебников и учителем с учетом пройденных тем, в этом реализуется принцип доступности. Но ребенок же не может ждать, когда он вырастет и начнет грамотно писать. Едва начав читать, он сразу же понимает, какое мощное средство общения находится у него в руках, и, конечно, при случае тотчас же им воспользуется. Помните?!

Ушол щасвирнус. К.Р. (Кристофер Робин)

Ещё до прихода в школу читающие дети, как правило, изобретают свою теорию письма русского языка. В своих крайних формах она существует в двух вариантах:

Ребенок пишет так, как слышит. Например, предложение

Мы зашли в магазин.

он напишет совершенно верно. Но допустит ошибки в предложении

Этот ребенок напишет правильно предложение

Мы зашли в магазин.

Мы зошли в могозин.

Я развела эти два крайних варианта, чтобы показать, откуда возникают ошибки типа «гегант», «корондаш», «грочи», «шерокий». Как правило, родители, столкнувшись с таким дошкольным письмом, разводят руками и надеются, что школа всё исправит. Но вот ваш ребенок поступает в школу, а ошибки как были, так и остаются. И начинают родители заводить разговоры о «природной грамотности»: дескать, не дано нашему ребенку от природы быть грамотным человеком, ничего тут не сделаешь!

Что значит природная грамотность. Смотреть фото Что значит природная грамотность. Смотреть картинку Что значит природная грамотность. Картинка про Что значит природная грамотность. Фото Что значит природная грамотность ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие интереса к математике у детей

Да, действительно, феномен «природной» грамотности известен многим. Но, что это с точки зрения психологии?

Так называемая «природная грамотность» — это орфографическое чутьё спонтанно формирующееся в раннем возрасте.

Исходя из этого, возникают два вопроса:

Что является условием формирования «природной грамотности»?

Можно ли целенаправленно развивать эту способность у ребенка?

Эти вопросы очень взаимосвязаны друг с другом. Если мы сможем ответить при каких обстоятельствах «природная грамотность» возникает спонтанно, то тогда мы сможем, воссоздав эти условия, целенаправленно формировать эту способность.

Напрямую утверждать, что читающие дети – грамотные дети, никак нельзя. Но если мы возьмем группу детей, которые читают часто и много, и группу детей, которые читают крайне редко, процент грамотно пишущих детей среди читающих будет больше. Почему? Какая такая зависимость существует между чтением и письмом?

Для того, чтобы понять эту взаимосвязь, обратимся к нам, взрослым людям. Представьте себе такую ситуацию:

Вы что-то пишете, буква одна за другой четко выскакивает из-под вашего пера (действительно, никто из нас не задумывается, как написать: «карандаш» или «корондаш»). Но вдруг, написав слово «ремисия» Вы замедляете письмо, что-то шепчете, или берете отдельный листочек и пишете «реммиссия», «реммисия», «ремиссия». Удовлетворенно хмыкнув, Вы твердой рукой исправляете написанное слово и продолжаете писать дальше. Что произошло? Почему возникла стоп — пауза? Написав слово и бросив на него взгляд, Вы восприняли образ слова, но что-то в этом образе вызвало у Вас беспокойство и тревогу, это чувство и побудило Вас перебрать все возможные варианты написания слова. И только когда было найден письменный образ, идентичный Вашему устоявшемуся образу слова в памяти, Вы успокоились. Очень часто от таких людей мы слышим: «Я и правил-то не знаю, но пишу грамотно». Но на самом деле, в данной ситуации сработал зрительный контроль. За многие годы Ваша память накопила огромное количество образов написания слов. Ваш устоявшийся образ слова в памяти и воспринимаемый образ записанного слова в данном случае не совпали, это и побудило Вас искать правильный вариант написания слова.

Итак, чтобы грамотно писать, ребенок должен иметь в своей памяти как можно больше устоявшихся образов слов. И это должны быть не специально заученные написания слов, а целостные образы, которые при письме будут бессознательно всплывать в памяти ребенка. Но каким образом за столь короткий срок ребенок сможет запомнить огромное количество слов, если у взрослого человека на это уходят годы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как запечатлеваются образы слов в памяти.

Что значит природная грамотность. Смотреть фото Что значит природная грамотность. Смотреть картинку Что значит природная грамотность. Картинка про Что значит природная грамотность. Фото Что значит природная грамотность ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Музыкальное развитие детей

Как известно, человек может воспринимать информацию через зрительный, слуховой и кинестетический (двигательный) информационный канал. Один из трех каналов, как правило, является у него ведущим: тем самым мы подразделяем людей на визуалов (зрительный канал ведущий), аудиалов (слуховой), кинестетов (двигательный). В современном мире – мире телевизоров, видео, компьютеров, у большинства людей ведущий канал – зрительный. Гораздо меньше людей с ведущим слуховым каналом, и очень мало с кинестетическим. Большая часть грамотно пишущих детей, это те, у которых хорошо развита зрительная память. Читая книги, они запоминают образы слов, и в дальнейшем при письме бессознательно опираются на эти образы. Такие дети могут очень рано начать читать целыми словами, орфоэпически (т.е. так, как мы говорим), но всё это не влияет на качество письма; главное — они видят образ слова.

Дети с ведущим слуховым каналом восприятия информации только в том случае оказываются в разряде грамотно пишущих детей, если они очень долго читали по слогам, вслух, орфографически (т.е. так, как написано в книге) – «мо-ло-ко», «пе-ре-не-сли». В результате такого чтения у них создавался свой слуховой образ слова. Достаточно такому ребенку проговорить «ма-ла-ко», «ма-ло-ко», «мо-ла-ко», «мо-ло-ко» и он вспомнит, как грамотно пишется данное слово.

Что значит природная грамотность. Смотреть фото Что значит природная грамотность. Смотреть картинку Что значит природная грамотность. Картинка про Что значит природная грамотность. Фото Что значит природная грамотность

Кинестеты (воспринимающие мир через движения, ощущения) оказываются в самом худшем положении. Они могут тоннами читать книги и при этом писать совершенно безграмотно. Для таких детей не существует звукобуквенная оболочка слова, они сразу проваливаются в значение. Они не видят страниц книг, они видят бушующие океаны и себя у штурвала корабля, они слышат крик «Земля!» и их охватывает ничем не передаваемое чувство радости: сейчас перед их взором предстанет еще неоткрытая Америка. В такой момент для них не важно, какая буква в слове «земля»: «е» или «и».

Итак, в вышеописанных примерах, мы вскрыли механизм формирования «природной» грамотности: воздействие зрительных, слуховых образов написания слов на человека и их последующее запечатление в памяти.

Соответственно методика, которая ставит перед собой цель «целенаправленное развитие орфографического чутья (т.е. «природной» грамотности) у ребенка», должна задействовать в своей работе все основные виды восприятия информации человеком. Но прежде чем приступить к описанию методики, нам необходимо задеть ещё один вопрос, связанный с тем, что есть «орфограмма».

Если выразиться кратко, орфограмма – это место в слове, где написание не совпадает с произношением.

Существуют разные типы орфограмм. В этой статье я сосредоточусь на одном: во-первых, потому что орфограммы этого типа составляют 90% от общего числа орфограмм, а во-вторых, именно данный тип орфограмм является предметом изучения на уроках русского языка в начальной школе. Это тип орфограмм, где выбор буквы зависит от позиции (места) звука в слове. Так, все ударные гласные мы можем смело обозначить буквой: «СЛÓВО» — «СЛÁВА». А вот какая вторая буква пишется в этих словах, без проверки точно сказать нельзя: ведь мы говорим [слóва], [слáва]. На основании этого безударные гласные ( кроме звука [у] — кукуруза) считаются в русском языке орфограммами: например, в слове «мáма» мы подчеркнем вторую безударную гласную, как орфограмму. Да, да, не удивляйтесь, хотя память нам с детства подсказывает, что надо писать А, но продиктуйте своему ребенку ряд слов: смéл[а], сéн[а], мóжн[а], пéн[а], нýжн[а], грязн[а], льдин[а], вéчн[а], вьюг[а], мнóг[а], клякс[а], мяс[а], чýд[а], тáйн[а]. Скорей всего у него возникнет сомнение: что на конце писать, О или А? А ведь по своей структуре эти слова ни чем не отличаются от слова «мáм[а]», в них везде на конце слышится звук [А].

Итак, все безударные гласные ( кроме звука [У]) считаются орфограммами, без сомнения мы можем обозначать гласные только под ударением.

«Плот» и «плод», «дорожка» и «кошка» — что общее между этими словами? А то, что произносим мы их «пло[т]», «доро[ш]ка», «ко[ш]ка». Здесь мы опять сталкиваемся с выбором букв, а значит с орфограммами. То есть, если парный согласный (в-ф, г-к, ж-ш, з-с, б-п, д-т) стоит на конце слова или перед другим согласным «доро[шк]а», то это тоже считается орфограммой. Без сомнения мы можем писать парные согласные, когда они стоят перед гласными «[к]а[ш]а», перед «в» «[св]ерь» — «[зв]ерь» и перед «м», «н», «р», «л» (так называемыми сонорными) «доро[жн]ый».

Теперь мы знаем ошибкоопасные места в слове. Знает их и ребенок (из школьной программы), а если он забыл, то не составит труда повторить.

А теперь о самой методике формирования орфографического чутья у ребенка. Это всем известный прием списывания. Но! Списывание списыванию рознь. Как правило, говоря о списывании, многие подразумевают копирование букв и слов из книги в тетрадь, а не аналитическую работу по переработке печатного текста в письменный.

Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством П.С. Жедек. Для того, чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

Полный разбор алгоритма работы в данной статье я строю на тексте «Молчат ли рыбы», взятого из пособия О.В. Узоровой «Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку для начальной школы». Данное пособие я рекомендую взять для проведения этой работы потому, что, во-первых, в книге представлено 450 текстов, и, во-вторых, тексты даны в порядке усложнения.

Что значит природная грамотность. Смотреть фото Что значит природная грамотность. Смотреть картинку Что значит природная грамотность. Картинка про Что значит природная грамотность. Фото Что значит природная грамотность ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сто книг, которые должны прочитать дети

Итак, алгоритм письма.

А) Читаем весь текст.

Молчат ли рыбы.

Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой.

После прочтения спросите ребенка, о чем этот текст. Все ли слова в нем ему понятны.

Цель данного этапа – понимание ребенком содержания текста.

Работаем отдельно по каждому предложению, если предложение большое – делим его на смысловые части.

Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой.

По памяти вслух воспроизводим предложение.

Часто голоса рыб схожи с птичьими.

Работаем с каждым словом, отмечая все действия карандашом в книге: ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.

Чá — сто го – ло — сá рыб схó — жи с птú – чьи — ми.

По памяти, вслух, проговаривая орфографически, воспроизводим это предложение.

Чá — сто го – ло — сá рыб схó — жи с птú – чьи — ми.

Закрываем книгу и по памяти записываем в тетрадь предложения, диктуя его орфографически.

Часто голоса рыб схожи с птичьими.

После того как предложение записано, в словах ставим ударение и подчеркиваем орфограммы.

Чáсто голосá рыб схóжи с птúчьими.

Открываем книгу и сверяем записанное в тетради предложение с написанным в книге.

Вид предложения, после проработки, в книге:

Чáсто голосá рыб схóжи с птúчьими.

Что значит природная грамотность. Смотреть фото Что значит природная грамотность. Смотреть картинку Что значит природная грамотность. Картинка про Что значит природная грамотность. Фото Что значит природная грамотность

Работаем с каждым словом

Вид предложения, после проработки, в тетради:

Чáсто голосá рыб схóжи с птúчьими.

Далее работа идет по тому же алгоритму отдельно по каждому предложению.

Какие механизмы реализуются в данном алгоритме?

В работе задействованы все три типа памяти – слуховая, зрительная и кинестетическая. Когда мы орфографически воспроизводим текст по памяти, и когда при письме орфографически диктуем себе, мы заставляем работать нашу слуховую память.

Ставя в слове ударение и подчеркивая орфограммы, мы фиксируем своё внимание только на звукобуквенной оболочке слова, отодвигая в сторону его значение. Эта часть работы крайне важна, так как ребенок концентрирует своё внимание на местах, где он может совершить ошибки, не просто взглядом выделяя его, но и подкрепляя действием – подчеркиванием.

Сверяя печатный и письменный текст, ребенок проводит своеобразный зрительный контроль образа слова. На первом этапе важно не столько вообще не допускать ошибок, сколько уметь их самостоятельно исправлять. Ведь это своеобразное кинестетическое действие имеет свой след в памяти: Я сам увидел, что мной написанное слово и слово, напечатанное в книге, различаются в правописании, Я зачеркиваю ошибку и пишу правильную букву.

В заключении можно сказать, что, используя вышеописанный прием списывания в своих занятиях с ребенком, Вы разовьете у него орфографическое чутьё, поможете ему научиться писать грамотно.

В качестве текстов для списывания рекомендую книгу О.В. Узоровой «Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку для начальной школы», а так же специально сделанное для этих целей пособие И.П. Старагиной «Тетрадь для списывания».

Источник

Что значит природная грамотность

Что значит природная грамотность. Смотреть фото Что значит природная грамотность. Смотреть картинку Что значит природная грамотность. Картинка про Что значит природная грамотность. Фото Что значит природная грамотность

Проблема с грамотностью зарождается в момент обучения ребенка чтению.
Сейчас многие родители начитавшись «умных» книжек начинают самостоятельно учить своих малышей читать, зачастую не учитывая индивидуальных особенностей своего ребенка и используя непроверенные методики. В похожей ситуации оказываются и дети, которых отдают обучаться чтению в многочисленные нелицензированные детские центры. Зачастую, там обучение чтению ведется также безграмотно. Впрочем, и в школе, когда у учителя 25-30 учеников, ни о каком индивидуальном подходе речь не идет.

Феномен «природной» грамотности известен многим. Но, что это с точки зрения психологии?

Исходя из этого, возникают два вопроса:

Что является условием формирования «природной грамотности»?

Можно ли целенаправленно развивать эту способность у ребенка?

Эти вопросы очень взаимосвязаны друг с другом. Если мы сможем ответить при каких обстоятельствах «природная грамотность» возникает спонтанно, то тогда мы сможем, воссоздав эти условия, целенаправленно формировать эту способность.

Напрямую утверждать, что читающие дети – грамотные дети, никак нельзя. Но если мы возьмем группу детей, которые читают часто и много, и группу детей, которые читают крайне редко, процент грамотно пишущих детей среди читающих будет больше. Почему? Какая такая зависимость существует между чтением и письмом?

Для того, чтобы понять эту взаимосвязь, обратимся к нам, взрослым людям. Представьте себе такую ситуацию:

Итак, чтобы грамотно писать, ребенок должен иметь в своей памяти как можно больше устоявшихся образов слов. И это должны быть не специально заученные написания слов, а целостные образы, которые при письме будут бессознательно всплывать в памяти ребенка. Но каким образом за столь короткий срок ребенок сможет запомнить огромное количество слов, если у взрослого человека на это уходят годы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как запечатлеваются образы слов в памяти.

Источник

Врожденная грамотность

Что значит природная грамотность. Смотреть фото Что значит природная грамотность. Смотреть картинку Что значит природная грамотность. Картинка про Что значит природная грамотность. Фото Что значит природная грамотностьЧто значит природная грамотность. Смотреть фото Что значит природная грамотность. Смотреть картинку Что значит природная грамотность. Картинка про Что значит природная грамотность. Фото Что значит природная грамотностьак научное выражение формулировка «врожденная грамотность» некорректна. На самом деле, о какой врожденности может идти речь, если ребенок при рождении имеет не более чем способность к развитию речи? Он не только не говорит, но может и не овладеть речью вообще, если не будет воспитываться в определенной социальной среде (вспомним настоящих Маугли – детей, воспитанных животными).

Грамотность – приобретается. А выражение «врожденная грамотность» отражает удивление и восхищение перед людьми, которые, не прилагая никаких видимых усилий, пишут грамотно. У них есть нечто вроде интуиции, которая подсказывает, что вот так – правильно. Спроси такого человека, почему это правильно, он не сможет объяснить рационально. Скажет только: «я так чувствую», «это красиво», «это звучит лучше».

Поэтому врожденную грамотность правильнее называть «чувством языка».

Немного о себе

Люди с хорошим чувством языка встречаются не так уж редко. Могу сказать, что, начиная с более-менее последовательных школьных воспоминаний, я не испытывала проблем с грамотностью. Диктанты, изложения только на «отлично», при этом я не пользовалась правилами. На переменке перед уроком русского языка прочитывала нужное правило, забивая его в короткую память, чтобы ответить на уроке, а потом оно благополучно вылетало из головы.

Если возникало сомнение в том, как писать какое-то слово, я записывала варианты написания на черновике. Посмотришь на них, и сразу понятно, что правильно вот это написание.

Казалось бы, вот она, врожденная грамотность! Но вот моя мама говорит, что с грамотностью у меня не всегда дело обстояло так хорошо, как мне помнится. В первом-втором классе школы были и ошибки, и обидные описки. Менялись местами слоги, пропускались буквы. Кстати, о начальных классах у меня нет последовательных и четких воспоминаний. В памяти остались только несколько простых правил: «жи-ши» и «ча-ща», как проверить окончания «-тся» и «-ться», «не» с глаголами пишется раздельно.

А вот свою первую учительницу я помню хорошо. Мы ее любили. Надежда Васильевна была молодой, только из института, и наш класс был у нее первым. Она относилась к нам очень ответственно, старалась, чтобы каждый ребенок в классе успевал. На классных часах она читала нам интересные детские книжки, ярко помню «Незнайку на Луне» и свое впечатление от сцены невесомости (начало книги).

Когда нас приняли в пионеры, Надежда Васильевна предложила выпускать газету. Она называлась «Пионерский голос». Сначала дело шло вяло, но потом меня назначили ответственной за газету. Мама рассказывает, что это было общее решение – ее и учительницы. Газета представляла собой лист ватмана, на котором нужно было писать красивым почерком и без ошибок. Помню, что поначалу я писала карандашом, а потом обводила ручкой. Уже через полгода отказалась от карандаша, и стала писать сразу начисто и без ошибок.

На мой субъективный взгляд, именно работа над стенгазетой окончательно сформировала мое чувство языка. Нельзя сказать, что в раннем возрасте я очень много читала, чуть больше, чем положено, но не чрезмерно. Много и систематически читать я начала примерно с 10 лет. При этом в 3 года я могла рассказать наизусть «Мойдодыра». Родные вспоминают, как в раннем детстве я «замучивала» их просьбами почитать, причем могла слушать одно и то же несколько раз.

Это субъективный опыт. Попробуем разобраться, что в нем закономерно, а что случайно.

От чего зависит врожденная грамотность?

Психологи и педагоги сходятся в том, что чувство языка не зависит от каких-то особых врожденных качеств, хотя некоторые свойства памяти и анализа информации могут дать преимущества.

Ребенок познает язык сначала подражанием, затем части складываются в систему, он начинает пользоваться языком, со временем все более совершенно.

Исследователи отмечают, что на раннем этапе важную роль играет этническая принадлежность семьи. И хотя сейчас диалекты под влиянием СМИ все больше вытесняются, говор жителей северных, центральных областей России, Поволжья еще отличается от южан. Выработать интуицию грамотности южанам сложнее, потому что фонетика их диалектов больше отличается от нормативной орфографии.

Замечено также, что в двуязычных семьях, особенно когда родной язык (не русский) используется как язык бытового общения, феномен «врожденной грамотности» встречается редко. Кстати, замечательный русский педагог Константин Ушинский именно поэтому был против раннего изучения иностранных языков.

Значит, первое влияние на чувство языка оказывает та языковая среда, в которой растет ребенок. Чем грамотнее, правильнее, богаче речь родителей, чем больше ребенку читают хорошей детской литературы, тем больше «языковой» информации обрабатывает его мозг. Обрабатывает, значит, устанавливает связи и закономерности.

Рано или поздно ребенок начинает читать. В процессе чтения появляется и закрепляется так называемый «образ слова» — ребенок связывает уже знакомый ему звукокомплекс с графическим написанием слова. Если ребенок наделен хорошей зрительной памятью, орфография слов волей-неволей отложится в памяти. При этом важное условие – качественные, грамотно выстроенные, высокохудожественные тексты, и, конечно, они должны быть без опечаток.

Фонетический канал чтения – основной, но не единственный. Довольно большая часть правил языка основана на морфологическом и других принципах. Часто повторяясь, они невольно осознаются ребенком как некие закономерности. Так языковые модели могут быть освоены интуитивно.

Итак, самостоятельное чтение – очень важный этап. Родителям следует позаботиться о том, чтобы ребенок полюбил чтение. Как это сделать, смотрите в статье «Любовь к чтению: от рождения до школы».

И закрепляется чувство языка письмом. Не случайно в младшей школе так распространены задания по простому списыванию текста. К зрительному образу через письмо добавляется кинетический (двигательный). Именно через кинетический образ человек оценивает соответствие написанного слова некоему эталону, закрепившемуся в сознании.

Вот так и получается, что человек знает не правила, а логику правописания, и ощущает эту логику как «чувство языка». Точное научное определение этого понятия будет таким:

Чувство языка — феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций.

Цит. по: Гохлернер М. М., Вейгер Г. В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. 1982, №6, с.137-142.

Как выработать у ребенка чувство языка?

Бессознательно чувство языка вырабатывается у человека с доминирующим образным мышлением, цепкой памятью, хорошим восприятием зрительной информации.

Но это не значит, что детям с другими психофизиологическими особенностями чувство языка не доступно. Оно появится, если приложить к этому небольшие усилия.

Слушаем, читаем и развиваем память

О важности того, что ребенок слышит и что он читает, мы уже говорили. В раннем возрасте, до того как ребенок начнет читать сам, необходимо:

Пишем

Много читать очень важно, но не менее важно много писать! Это могут быть диктанты или простое переписывание текста. Добавьте ежедневно четыре-пять предложений к домашнему заданию.

Успех придет быстрее, если ребенок будет заинтересован в том, чтобы писать грамотно и красиво. Для этого можно использовать такие приемы:

Если ребенок делает ошибки при списывании текста, требуйте, чтобы он произносил слова по буквам так, как они пишутся (кОза, зуБ). Нужно, чтобы ребенок проговаривал буквы, которые не произносятся, выделял слабые доли.

Дополнительные упражнения по переписыванию нужно вводить тогда, когда ребенок уже научился достаточно хорошо писать (не раньше 2 класса школы).

Трудности

У «врожденной грамотности» есть своя оборотная сторона.

Если ребенок пишет, не задумываясь о правилах, у него не возникает потребности их учить. Чувство языка не гарантирует отличное написание тестов по русскому языку, потому что они проверяют знание правил. Оно не гарантирует «пятерки» на уроках, — когда учитель спрашивает, почему написано так, а не иначе, ребенок не может привести нужное правило.

Кроме того, преподаватели русского языка знают, что у детей с отличным чувством языка часто бывают проблемы со знаками препинания. А причина в том же – учить правила не хочется, потому что пользы от этого не чувствуется.

Если давить на ребенка, заставлять зубрить вопреки здравому смыслу, знания не будут прочными. Он может начать жаловаться, что правила его только запутывают, что он начинает сомневаться в правильности написания.

С таким ребенком нужно заниматься по методу – от примера к правилу (в школе обычно делают наоборот). Запишите с ним несколько подходящих фраз, попросите порассуждать – что в них общего, какой из этого можно сделать вывод. Тогда правило возникнет само, без труда, в процессе наблюдения за фактами языка. Такой подход не противоречит интуиции ребенка и не требует много времени.

Проверьте свое чувство языка. Припомните слово, в написании которого вы сомневаетесь. Запишите варианты написания на листок. Посмотрите на них – возникло ли у вас ощущение, что какое-то из них правильное?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *