польские актеры советского периода
Шпион, киллер, гетман: Как польские типажи попадали в наше кино
В 1992 года Ежи Гофман пригласил Зентару на роль главного шпиона в совместную российско-польскую ленту «Прекрасная незнакомка». В фильме, рассказывающем о событиях Первой мировой войны, были задействованы такие звезды, как Наталья Аринбасарова, Игорь Дмитриев, Михаил Кононов, Никита Михалков, Альберт Филозов, Виктор Бычков, Иван Краско. А в 1993 году Эдвард Зентара сыграл еще в одной известной картине — российско-польско-немецком фильме по произведениям Джека Лондона «Аляска Кид» (режиссёр Джеймс Хил). Одна из последних работ актера — начальник разведшколы в знаменитом сериале «Диверсант-2. Конец войны». «Кабачок «13 стульев» и Kabaret starszych panow: жили долго и счастливо и умерли в один год
А вот другому фильму, снятому в 1989-м на территории СССР с поляком в главной роли, повезло значительно больше. Конечно, самым важным фактором этого является режиссёр польско-советской ленты «Дежа вю» Юлиуш Махульский. Однако зрителям запомнился именно Ежи Штур, сыгравший роль киллера мафии Джона Поллака. Что интересно, самого Штура привела в профессию его землячка Поля Ракса, которая в 1967 году сыграла главную роль в польско-советском фильме «Зося» и была признана лучшей актрисой года в СССР.
В 2015-м в документальном фильме «Польские красавицы. Кино с акцентом» Ежи Штур, который занимает вторую позицию в рейтинге польских актёров, сказал о Поле Раксе: «Я был влюблён в неё, когда был ещё ребёнком… Я пошёл в кино только потому, что хотел пребывать с ней все 24 часа…» Любопытно, что Ежи удалось сыграть вместе с Полей в фильме «Похищение Агаты». Картина вышла на польские экраны в 1993 году, и никто не предполагал, что это будет последняя роль актрисы.
Ежи Штур ныне — один из самых любимых польских актеров в России. Помимо фильмов Махульского, актер известен российскому зрителю и по знаменитой скандальной ленте Романа Качанова «Даун Хаус» (2001) — современной интерпретации романа «Идиот» Федора Достоевского, где Штур с присущим ему юмором сыграл генерала Иволгина. Спустя три года Роман Качанов пригласил именитого актера в свою новую картину «Арье». В этой российско-израильско-литовской ленте Штур исполнил роль московского кардиохирурга Израиля Исааковича Арье. В том же году актёр сыграл в сериале «Афромосквич», в 2005-м — в польско-российско-итальянском фильме Никиты Михалкова и Кшиштофа Занусси «Персона нон грата», а в 2008-м — в сериале «Глухарь» (роль польского посла).
Можно с уверенностью сказать, что именно Штур дал старт своеобразной «цепной реакции», притянувшей в наше кино других польских актёров. Скажем, Цезари Пазура, который работал вместе со Штуром в «Дежа вю», в 1993-м исполнил роль в польско-российском фильме «Дневник, найденный в гробу», где также сыграл его коллега, как говорят поляки, «с верхней полки» (седьмое место в рейтинге лучших актёров страны) — Богуслав Линда. Сам Линда в 2009-м исполнил одну из главных ролей в фильме Владимира Фатьянова «Правосудие волков».
В 2005 году на российские экраны вышло сразу несколько картин с участием Даниэля Ольбрыхского. В первую очередь — блокбастер «Турецкий гамбит», в котором актер исполнил роль корреспондента Маклафлина. Кроме того, Ольбрыхский сыграл Стромбаха в сериале «Гибель империи» и одну из ролей в упоминавшейся уже драме «Персона нон грата».
Из польских актёров более молодого поколения первым в российском кинематографе появился Михал Жебровский, который до того был известен зрителям по батальной ленте Ежи Гофмана «Огнём и мечом» (офицер Ян Скшетуский), фэнтези-сериалу «Ведьмак» (главная роль — Геральт из Ривии) и военной драме Романа Полански «Пианист» (Юрек). Но всеобщая известность в России пришла к нему благодаря историко-приключенческой ленте Владимира Хотиненко «1612: Хроники Смутного времени», вышедшей на экраны в 2007 году. Здесь Жебровскому досталась одна из главных ролей — гетмана Кибовского, человека смелого и в то же время коварного и жесткого, влюбленного в Ксению Годунову. В 2010-м актёр сыграл главную роль в фильме Станислава Говорухина «В стиле джаз», а в 2012-м — в российско-украинском сериале «Дорога в пустоту».
Только за последние пять лет актёр сыграл роли в российских фильмах «Иные», «Предмет обожания», «Пляж» и «Пляж. Жаркий сезон», «Непридуманная жизнь», «Чёрная река», «Отель последней надежды», «Двое против смерти», «Сальса». Ныне он снимается в российской ленте «Каспий 24» и белорусском фильме «Чёрный пёс». Павлу Делонгу нравится специфика съемок в России.
«Здесь существует нечто такое, как статус звезды. К актеру на съемочной площадке относятся как к исключительному человеку, на съемках очень много положительной энергии. Люди здесь сердечные, доброжелательные, относятся друг к другу по-доброму», — говорит актёр, который продолжает традицию своих земляков, начавших сниматься в советских фильмах былых времен.
Жизнь после славы: Как сложились судьбы польских красавиц, блиставших в советском кино
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Беата Тышкевич
Она вот уже полвека хранит чашку, которую когда-то ей подарил Андрон Кончаловский, в память об их романе. Беата Тышкевич, звезда фильма «Дворянское гнездо» по Тургеневу, уверена: русские мужчины – самые лучшие. Андрон Кончаловский и Беата Тышкевич познакомились в начале 1960-х во время Московского кинофестиваля.
Польскую актрису пригласил на ужин Сергей Михалков, а ухаживали за красавицей все мужчины, оказавшиеся в тот вечер в гостях у знаменитой семьи. Беата Тышкевич выбрала Андрона Кончаловского, с которым у неё завязался страстный роман. Они были молоды, влюблены друг в друга и невероятно счастливы. Он красиво ухаживал, дарил возлюбленной дорогие подарки, а после, когда она уехала в Польшу, писал ей пронзительно-трогательные письма. Позже актриса скажет, что именно Андрон научил её любить, смеяться и плакать. Беата в ответ учила его польским песням и языку. Тогда он готов был вручить ей свою жизнь, однако пани Беата не решилась связать свою судьбу с известным ловеласом.
Во время съёмок в «Дворянском гнезде» у актрисы был ещё один роман, со студентом ВГИКа и будущим фотографом Валерием Плотниковым. Они до утра бродили по городу, не имея возможности встречаться в других местах. Их роман продлился долгих 15 лет.
Позже актриса трижды побывает замужем, но все три брака её окончатся разводами. Зато у неё появятся две дочери, Каролина от Анджея Вайды и Виктория от Яцека Падлевского.
В сложные 1990-е, которые в Польше ощущались не меньше, чем в России, Беата Тышкевич пробовала себя в качестве радиоведущей, а ещё она стала писать книги.
Сегодня Беате Тышкевич уже 80, она живет в родной Варшаве, изредка снимается в кино, если сценарий ей кажется интересным, и вообще ведёт такую жизнь, которая ей нравится. В ответ на вопрос о секрете её красоты актриса лукаво улыбается и признается: нужно жить так, как хочется, и быть счастливой.
Пола Ракса
Она стала самой первой польской киноактрисой, популярной в СССР. Съемки в сериале «Четыре танкиста и собака» сразу же сделали её знаменитой. Задорная Маруся Огонёк буквально пленила зрителя. А потом на весь Советский Союз прогремел фильм «Зося», где актриса сыграла главную роль.
Она была удивительно красива. И на съёмках «Зоси» встретила свою первую любовь, советского актёра Юрия Каморного. Роман был страстным и, казалось, они обязательно должны стать мужем и женой. Однако Пола Ракса не была готова к созданию семьи с порывистым и очень эмоциональным актёром. Много лет спустя она признается, что тогда, в конце 1960-х приняла правильное решение, отказав любимому человеку. В 1981 году Юрий Каморный трагически погиб.
А Пола Ракса, перешагнув полувековой рубеж своей жизни, поняла, что не создана для семейных отношений. Ей гораздо комфортнее находиться в одиночестве. Она несколько лет была замужем за оператором Анджеем Костенко, в браке с которым родился сын Мартин. Отношения с Мартином трудно назвать нормальными. Сын, ещё в детстве ревновавший маму к её работе, так и не смог простить ей свои детские обиды. Они постоянно ссорились, пока не приняли решение жить отдельно. Теперь они общаются лишь по телефону, избегая личных встреч.
После расставания с Анджеем у Полы было ещё несколько гражданских браков, но актриса не любит обсуждать свои романы, поэтому о её избранниках ничего неизвестно.
В последний раз Пола Ракса снялась в кино в 1993 году. Чуть позже она купила домик в городе Калушин, в 80-ти километрах от Варшавы. Она никого не пускает в свою жизнь, предпочитая оставаться в памяти зрителей той самой красавицей, которая блистала когда-то на экранах.
Эва Шикульска
Яркая, эмоциональная, очень чувственная Эва Шикульска покорила зрителей с первых кадров фильма «Звезда пленительного счастья». А в момент своего появления на съёмочной площадке она моментально завладела сердцем своего партнёра – Игоря Костолевского. Скрыть взаимное притяжение было просто невозможно. Стоило им вместе появиться в павильоне, как всё вокруг начинало искриться от тех искр, что пробегали между ними.
Игорь Костолевский намерения имел самые серьёзные, он даже познакомил Эву с мамой. Однако вместе быть им было не суждено. Роман закончился вместе со съёмками фильма.
Но её ждал ещё одна встреча – с режиссёром Ильёй Авербахом. Они познакомились на кинофестивале, и Эва всерьёз влюбилась. Её возлюбленный был женат на Наталье Рязанцевой, но со своими чувствами Илья и Эва справиться не могли.Он снял её в своём фильме «Объяснение в любви», а после она металась между Варшавой и Ленинградом ещё несколько лет. В какой-то момент он готов был уйти от жены, но не сложилось. Он остался с Натальей и в 1986 году умер от онкологии.
Но сегодня актриса уже в течение 30 лет живет со своим вторым мужем, активно играет в театре и чувствует себя человеком счастливым и переполненным любовью.
Барбара Брыльска
Её искренне полюбил весь Советский Союз после съемок в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром». Андрей Мягков спустя годы признавался, что тоже был влюблён в эту хрупкую женщину, казавшуюся в кадре совершенно беззащитной. В жизни же она была эмоциональной, иногда резкой и бескомпромиссной.
Она во время съёмок уже была замужем в третий раз, у актрисы подрастала малышка Бася. Брак её просуществовал довольно долго, но вот счастья Барбара в семье так и не обрела. Муж постоянно пытался соревноваться с ней в профессии, да ещё пытался самоутвердиться, заводя бесчисленные романы на стороне. Несмотря на наличие двоих детей, семья распалась.
После трагической гибели 20-летней дочери в автокатастрофе актриса в течение трех лет практически не выходила из дома. Ей было стыдно жить, когда дочь ушла из жизни. Время, как известно, лечит, но Барбара Брыльска, несмотря на полное благополучие, признается: боль утраты не утихла с годами, просто актриса научилась с ней жить.
Сегодня Барбара Брыльска большую часть времени проводит за городом, в своём скромном дачном домике. Сама выращивает овощи и фрукты, а ещё наслаждается возможностью общения с сыном и внуками. Она считает себя счастливым человеком, ведь в её жизни было место ярким эмоциям, красивым ролям и бурными романам.
Прибалтика в советское время считалась почти заграницей. Там была совсем другая культура, особенные традиции, уникальная архитектура и там снимались редкие, непохожие на всё остальное фильмы. Прибалтийские актёры и сами напоминали иностранцев, которых им часто приходилось играть. Они пользовались популярностью, их узнавали на улицах, за их карьерой и жизнью следили. После распада Советского Союза прибалтийские актёры остались за границей. Но интерес к жизни советских иностранцев не угасает до сих пор.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Не только Барбара Брыльска: какие еще польские актрисы покорили жителей СССР?
Барбара Брыльска была далеко не первой полькой, кто сумел снискать успех в советском кинематографе. Правда, «Ирония судьбы», где она сыграла главную роль, оказалась действительно фильмом на все времена, а потому именно ее в большей степени помнят. Но на деле, Польская народная республика дала много прекрасных актрис, которых любили и уважали в Советском Союзе. Давайте сегодня поговорим именно о них.
Красавица Пола Ракса стала известна нашим соотечественникам в 1966-м году, когда сериал «Четыре танкиста и собака» впервые показали в СССР. Этот фильм был основан на одноименном произведении поляка-антифашиста, который являлся горячим сторонником коммунистической партии. Правда, произведение о событиях Второй мировой оказалось не суровой военной лентой, а вышло очень мягким и лиричным. По этой причине нежная, как цветок, Пола, пришлась там как никогда кстати. Другой фильм с ее участием, который также получил широкую известность, это совместная картина «Зося» 1967-о года. Там говорится о романтических отношениях польской девушки и влюбленного в нее советского солдата.
Малгожата Немирская, которая в нашей стране стала известна по тем же «Четырем танкистам…», сыграла в сериале Лидку Вишневскую, радистку танковой бригады Войска польского. Многим она нравилась даже больше, чем милая и добрая Пола Ракса. По сюжету после долгих мытарств, в конце концов эта девушка становится подругой мехвода Саакашвили. А вообще, в отличие от своей более звездной товарки, она вполне прижилась в современной Польше. Малгожата много снимается и сейчас, несмотря на почтенный возраст.
Анна Дымна, известная по роли Марыси в трогательном фильме «Знахарь», после его выхода также прославилась на весь Союз. Ее приглашали сниматься и к нам, но из-за плотного графика работы, прекрасная актриса так и не сумела приехать в СССР. Зато она поучаствовала во второй (!) польской экранизации «Мастера и Маргариты», который был высоко оценен любителями творчества Булгакова в нашей стране. Помимо этого, она участвовала в еще одной очень серьезной ленте – историческом фильме Ежи Гофмана «Когда солнце было богом», повествующем о жизни древних славян.
Беата Тышкевич, судя по всему, была по-своему влюблена в нашу страну и в некоторых ее жителей. Уже после получения большого успеха на родине она познакомилась с большим семейством Михалковых и сыграла одну из главных ролей в тургеневской экранизации «Дворянское гнездо». Эту работу она до сих пор считает главной в своей карьере. В дальнейшем ее связывали близкие отношения с режиссером Андреем Кончаловским, с которым они некоторое время были парой. Но и чисто польские картины этой актрисы у нас гарантировано получали большую популярность. Советские зрители любили ленты «Марыся и Наполеон», экранизацию Болеслава Пруса «Кукла», а больше всего им понравился фильм «Новые амазонки», который в прокате получил немного другое название.
Эва Шикульска стала известна нашему зрителю после выхода фильма о декабристах «Звезда пленительного счастья». Она сыграла влюбленную в русского офицера француженку – модистку без рода и племени, которая проследовала за своим суженым прямо в Сибирь. Эта лента имела определенный успех, и уже через два года Эва решила второй раз поучаствовать в советской картине. Поскольку актриса неплохо владеет русский языком, она и по сей день снимается у отечественных режиссеров – в сериалах «Азазель», «Диверсант» и «Волчье солнце».
6 польских красавиц, которые покорили советских зрителей
Польский кинематограф во время СССР был довольно востребован в нашей стране. И актрисы-полячки, с котороми познакомился отечественный зритель, получили долю любви и обожания, снаявшись в советских фильмах у отечественых режиссеров.
Пола Ракса
После выхода на экраны телесериала «Четыре танкиста и собака», зрители запомнили и полюбили медсестру Марусю, которую сыграла Пола Ракса. Успех актрисы стал еще более серьезным после съемок мелодрамы «Зося». В 1967 году она по версии журнала «Советский экран» сумела даже стать лучшей актрисой, обогнав наших советских кинодив, как Наталья Варлей в «Кавказской пленнице», Татьяна Доронина в «Трёх тополях…» и Галина Польских в «Журналисте».
Пола Ракса в фильме “В погоне за Адамом”, 1970 год
Это был первый и очень удачный опыт привлечения зарубежной актрисы в советское кино. А ее популярность в СССР граничила с помешательством. В те годы женщины массово стриглись «под Полю», и каре с чёлкой было самой модной дамской причёской.
Пола Ракса, 1963 год
Да и для многих мужчин она стала идеалом красоты. А польский актер Ежи Штур и вовсе как-то заявил, что именно благодаря этой актрисе выбрал свою профессию.
Пола Ракса в фильме «Ноктюрн», 1966 год
Беата Тышкевич
Еще одна актриса, на которую мечтали походить многие девочки в СССР. Тышкевич начала сниматься в кино в 1960-е годы, а после выхода на экраны фильма А. Кончаловского «Дворянское гнездо», в котором она сыграла роль Варвары Лаврецкой, на нее обрушилась просто грандиозная слава.
Беата Тышкевич в фильме “Пепел”, 1965 год
В СССР ее любили и даже боготворили. Кроме этой роли советскому зрителю актриса была известна и по другим фильмам: «Пепел» (1965), «Марыся и Наполеон» (1966), «Кукла» (1968) «Большая любовь Бальзака» (1973) и др.
Беата Тышкевич в фильме “Дворянское гнездо”, 1969 год
Красивой полячкой восхищался даже президент СССР Михаил Горбачёв, называя её «нашей знаменитой актрисой».
Тышкевич снималась не только в кино времен СССР — ее приглашали в Россию даже после перестройки. В 1992 году она появилась в совместном польско-российском фильме «Прекрасная незнакомка» по мотивам рассказа Алексея Толстого «Возмездие» (режиссёр — Ежи Гофман). Актрису, знакомую на постсоветском пространстве, снимали и белорусы — в 2001 году вышел фильм режиссёра Михаила Пташука «В августе 44-го…», где Тышкевич исполнила роль пани Гролиньской. Последняя ее роль в российском кино — Марта Липиньская в телефильме Олега Газе «Линия Марты» (2014). Кинокартина рассказывает о блокадном Ленинграде.
Сейчас актрису изредка можно встретить в телепрограммах ( в частности, она появлялась на ТВ в программе «Танцы со звездами»). В свободное время она с удовольствием занимается фотографией и наслаждается жизнью в своем варшавском особняке.
Эльжбета Старостецка
После выхода фильма «Прокаженная», в котором Старостецка сыграла главную роль, она стала так популярна в СССР, что многие роженицы называли своих дочерей Эльжбетами.Прелестная актриса обладала еще и очень приятным голосом — послушайте, как она поет!
Эльжбета Старостецка в фильме “Кукла”, 1968 год
Анна Дымна
Эта актриса стала известной в СССР по роли Марыси в замечательном польском фильме «Знахарь», хотя до него она успела сыграть более чем в 20 фильмах.
Помимо «Знахаря» Анну можно увидеть в таких кинолентах, как «Прокажённая», «До последней капли крови», «Мастер и Маргарита» (1988), «Дама с камелиями» и др.
Анна Дымна в фильме “150 в час”, 1971 год
Анна Дымна в фильме «Знахарь»
Эва Шикульска
Очаровательная полячка хорошо знакома советским телезрителям по романтической картине «Звезда пленительного счастья», где актриса сыграла роль Полины Гебль.
Эва Шикульска в фильме “Звезда пленительного счастья”, 1975 год
Шикульска еще в детстве выучила русский язык и разговаривала на нем без акцента. Это обстоятельство помогло ей получить роли у талантливых и известных советских режиссеров: Владимира Мотыля, Александра Зархи, Ильи Авербаха. После киноленты «Звезда пленительного счастья» Шикульску могли видеть и в других работах отечественных режиссеров: «Объяснение в любви» (1978), «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980), «Что сказал покойник» (2000), «Азазель» (2002) и др.
Эва Шикульска — актриса разноплановая, она играла разных женщин, и с трагической, и с романтической судьбой. Ей удалось перевоплотиться в Аполлинарию Суслову, первую страсть Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (Александр Зархи, 1981), а также сыграть Зину, подругу писателя, в фильме по автобиографическому сценарию Габриловича «Объяснение в любви» (Илья Авербах, 1978). Во время съёмок этого фильма Эва влюбилась в женатого режиссера Авербаха и так сильно, что тот даже порывался уйти из семьи, но в какой-то момент одумался.
На мужчин она действовала абсолютно магически. Во время съемок «Звезды пленительного счастья» от Эвы потерял голову Игорь Костолевский. Правда, сама актриса оказалась холодна к чарам харизматичного коллеги по съемкам, и романа у них так и не случилось.
Актриса, начавшая работать в 1960-х, снимается и по сей день, продолжая радовать своих поклонников.
Барбара Брыльска
И, наконец, пожалуй, самая популярная и любимая польская актриса, которая до сих пор владеет сердцами наших соотечественников — Барбара Брыльска. Своей утонченной красотой после выхода культового фильма Э. Рязанова она пленила сотни тысяч мужчин в СССР, которые мечтали случайно ошибиться самолетом и встретить ту самую Надю.
Брыльска в 60-е годы
Звезда «Иронии судьбы», кажется, так и не поняла, почему на нее свалилась такая всенародная слава. Сам режиссер Рязанов по этому поводу однажды высказался так: «Она стала национальной русской актрисой. Любимой русской актрисой. Понимаете, благодаря этой картине. Она долго не понимала, почему такой успех, это она и до сих пор, по-моему, не понимает…”
На своей родине, в Польше, карьера актрисы началась еще в 1960-е годы.
После нее актриса стала еще чаще появляться на киноэкране. Среди ее известных киноработ можно выделить следующие картины: «След Сокола» (1968), «Белые волки» (1969), киноэпопея «Освобождение», «Анатомия любви» (1972)
Роль Нади Шевелевой оценили не только телезрители — в 1977 году создатели фильма, в том числе Барбара Брыльска, стали лауреатами Государственной премии СССР в области кинематографии. У актрисы есть и польские награды «Крест заслуги» (1975) и кавалерский крест Ордена возрождения Польши (1985), однако именно Госпремию ей продолжают припоминать отдельные ура-патриоты Польши.
Некоторое время назад актриса призналась, что эта награда стоила ей карьеры: «ваша Госпремия положила конец моей работе на родине — я в основном стала работать за границей: в Германии, Чехословакии, Болгарии, России. В Польше мне почти не давали ролей, я постепенно выпала из этого артистического круга».