полковник новиков жизнь и судьба
Смотреть фильм « Жизнь и судьба » онлайн
7.60
О победителях, предателях, всех тех кто жил в годы Великой войны. В картине вы не увидите главных героев, и автор говорит об этом в самом первом фильме первой части. Экранизация поделена на фильмы, а фильмы на части, но и отдельными историями их не назовешь. Достаточно реалистично и качественно показана Сталинградская битва. Над сериалом работали профессионалы, это заметно во всем.
Жизнь и судьба. 1 серия
Жизнь и судьба. 2 серия
Жизнь и судьба. 3 серия
Казань. Виктор Штрум дает своему заместителю Соколову рукопись с изложенной теорией. Соколов поздравляет Виктора, его работа сулит блестящие перспективы всей советской науке. Катя Венгрова получила тяжелую контузию. Толя и Греков попеременно дежурят в ее укрытии в подвале. Бойцы сообщают Грекову, что единственную связь с Большой Землей, подземную трубу, засыпало взрывом. Немцы стягивают новые силы вокруг Дома Грекова. Решено прорываться из окружения к заводу «Красный октябрь”.
Греков отправляет Толю и Катю в штаб полка c донесением о координатах и времени прорыва остатков бойцов Дома №6 из немецкого окружения.
Жизнь и судьба. 4 серия
Ноябрь 1942 года. По прибытии в саратовский госпиталь Людмила узнает, что ее сын Толя Штрум умер от полученных ран на операционном столе. Не выдержало сердце. Людмила едет на кладбище прощаться с любимым сыном.
В казанский филиал ядерной лаборатории Штрума приходит долгожданный приказ из Москвы о реэвакуации. В списки не включают сотрудников лаборатории еврейской национальности. Людмила возвращается из Саратова в Казань.
Генерал Чуйков приказывает Березкину принять командование бригадой. По пути в штаб бригады Березкин получает множественные осколочные ранения. Семья Штрумов и Соколовых возвращается на поезде в Москву.
Жизнь и судьба. 5 серия
Ноябрь 1942-го. Заволжье. Крымова допрашивают в Особом отделе, после чего он оказывается в камере предварительного заключения. Через несколько дней его отправляют в Москву «Дугласом”. Москва. Ученый совет хвалит работу Штрума, коллеги Виктора Павловича поздравляют его с выдающимся открытием. Штрума выдвигают на Сталинскую премию. Очень скоро у Виктора Павловича появляются противники, утверждающие, что его теория противоречит установкам Политбюро ЦК. Из лаборатории без ведома Штрума увольняют нескольких сотрудников еврейской национальности. Виктор Павлович начинает борьбу за своих подчиненных. Штрум грозит дирекции уйти из института. Крымова привозят на Лубянку, сажают в общую камеру.
Декабрь 1942-го. Сталинградский фронт. Полковник Новиков задерживает на восемь минут наступление танковой бригады, пытаясь тем самым избежать потерь личного состава. Благодаря Новикову танковая бригада входит в прорыв, не потеряв ни одной машины.
Жизнь и судьба. 6 серия
Февраль 1943-го. Москва. В лубянской тюрьме продолжаются многодневные изнурительные допросы комиссара Крымова. Ему предъявляют абсурдное обвинение в диверсионной и шпионской деятельности.
Штрума снимают с работы, исключают из института. Марья Ивановна поддерживает Виктора Павловича Штрума в этот тяжелейший момент его жизни.
Женя Шапошникова посылает Новикову письмо о том, что между ними все кончено: она не может бросить мужа в таком положении. По странной случайности полковник Новиков встречает еле живого Березкина на дороге, предлагает подвезти.
Год: 2012
Страна: Россия
Режиссер: Сергей Урсуляк
Жанры Фильма: драма, военный
В ролях снимались: Сергей Маковецкий Анна Михалкова Александр Никольский Александр Балуев Антон Кузнецов Лика Нифонтова Никита Тезин Евгений Дятлов Полина Агуреева Софья Райзман
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Новости
—Ссылки
—Видео
—Фотоальбом
—Всегда под рукой
Российская газета. Евгений Дятлов
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Полковник Новиков (Евгений Дятлов) действует так, чтобы и побеждать, и солдатские жизни сберечь
Режиссер Сергей Урсуляк: «Жизнь и судьба» слишком хороша для современного зрителя.
7:30,12 октября 2012 «Собеседник №38»
14 октября канал «Россия» начнет показ первой экранизации романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Осуществил ее Сергей Урсуляк.
Режиссер признается, что продюсеров канала «Россия», предложивших ему взяться за постановку, в тот же момент целовать не бросился. Слишком тяжелый материал, «рыхлый», как выражается Урсуляк, текст, да и настольной книгой режиссера роман Гроссмана никогда не был. Наверное, никто, кроме Эдуарда Володарского («Мой друг Иван Лапшин», «Штрафбат», «Обитаемый остров»), перевести книгу на кинематографический язык не смог бы. Маститый сценарист и режиссер вместе корпели над «обработкой» Гроссмана и с третьей попытки все-таки остались довольны результатом.
– Может быть, рейтинги фильма и не будут запредельными, – допускает, что не повторит успех своей же «Ликвидации», Урсуляк. – Не удивлюсь. «Жизнь и судьба» – слишком хорошая литература для сегодняшнего зрителя, который практически отвык думать, а умеет только развлекаться. Тем, кто будет смотреть нашу картину, придется поработать. Без сопереживания героям сохранить интерес к фильму будет невозможно.
Никого из персонажей Гроссмана Урсуляк главным не делал. Акцент то смещается в сторону физика Штрума (Сергей Маковецкий), то переходит на защитника Сталинграда Грекова (Сергей Пускепалис). Важной частью фильма о войне станет не только Сталинградская битва, изучению которой Урсуляк посвятил целый год, но и бурная личная жизнь героев. Это мучения Штрума, разрывающегося между женой Людмилой (Лика Нифонтова) и любовницей Марьей Ивановной (Анна Михалкова), борьба «правильного» полковника Новикова (Евгений Дятлов) и политработника Крымова (Александр Балуев) за Женю Шапошникову (Полина Агуреева).
– Война – это фон, на котором в 1942–1943 годах, помимо взрывов и смертей, происходило еще многое, – объясняет Урсуляк. – Люди совершали подвиги, освобождаясь внутренне, и закабалялись, когда их приближало к себе государство. Очень тяжело жить в условиях тоталитаризма. Это и сейчас происходит: многим хочется быть обласканными, признанными властью и одновременно свободными от нее. Но я не собираюсь хаять СССР. Может, это было свежо лет 20 назад, а сейчас никакого героизма в том, чтобы поносить Сталина, нет. Поэтому мы с Володарским и перенесли внимание на простых людей. Этого сегодня очень не хватает – рассказа о бытовой жизни человека. Об уважении к себе, о любви к другим и к, извините за пафос, Родине. Патриотизм, он ведь заключается не просто в победе наших над ненашими, а в любви к людям.
Я полюбил своих героев (кроме, может быть, Штрума и Людмилы, к которым у меня сложное отношение, хотя жену физика и сыграла моя собственная жена). Интересно теперь, что о них скажете вы.
Фото предоставлено телеканалом «Россия»
Григорий Дашевский о «Жизни и судьбе» Василия Гроссмана
Фото: РИА НОВОСТИ
Роман «Жизнь и судьба» не назовешь ни забытым, ни непрочитанным — он включен в школьную программу, даже те, кто его не читал, примерно представляют себе, о чем там речь. Казалось бы, что еще нужно, чтобы присутствовать в культурном сознании — но он как-то не вызывает интереса. На него не ссылаются в спорах, не спорят о нем самом. Даже самые яркие, классические по простоте и точности эпизоды — например, тот, где физик Штрум совершает научное открытие после нескольких часов свободного разговора о политике, или тот, где генерал Новиков на восемь минут задерживает танковую атаку, сопротивляясь силе идущего с самого верху приказа,— не вспоминаются, не всплывают в разговорах. Пока не начнешь перечитывать роман, кажется, что там о тоталитарных режимах написано что-то правильное, почти наивное, в традиционной, почти банальной форме — как раз для школьников.
На самом деле, форма у романа совершенно оригинальная, но ее оригинальность и красота видны не на уровне словесных сочетаний (которые у Гроссмана точны и ясны, но лишены какой бы то ни было магии), а на уровне построения. Эта форма состоит не из озарений, а из решений, такой красотой может быть прекрасен мост или небоскреб — и этим Гроссман похож на классических античных авторов, которые по типу мышления были ближе к современным архитекторам и инженерам, чем к литераторам. Это не только формальное сходство. Центральная идея Гроссмана, что высшая ценность в мире — это вспышки человечности, которые случаются вопреки нечеловеческой силе, уничтожающей в людях человеческое, эта его идея — совершенно античная по духу. «Невидимая сила жала на него. Только люди, не испытавшие на себе подобную силу, способны удивляться тем, кто покоряется ей. Люди, познавшие на себе эту силу, удивляются другому — способности вспыхнуть хоть на миг, хоть одному гневно сорвавшемуся слову, робкому, быстрому жесту протеста». Вот эту идею современная культурная публика и считает наивной. Ненаивной, глубокой, беспощадно трезвой нам кажется другая идея — если уж ты угодил в систему зла, то есть практически в любую систему, то нечего дергаться: никакую человечность тут не сохранишь. Или ты вне любых систем, или станешь монстром, никуда не денешься. «Вот она, правда о мире и человеке! Ах, как глубоко!» — говорим мы про всякую книгу, которая заново подтверждает эту идею. И у местных кумиров — Сорокина и Пелевина, и у какого-нибудь модного переводного автора, вроде француза Литтелла, сочинившего претенциозную пародию на роман Гроссмана,— мы ценим именно эту тотальность и безысходность и даже Шаламова ухитряемся перетолковать в таком же духе. Коготок увяз, всей птичке пропасть — вот высшая мудрость. Не пропасть птичка может только одним способом — быть одной, быть невозможным одиноким ястребом из стихов Бродского. В реальности такой взгляд на вещи означает, что человек беспрекословно служит системе — государственной, частной, большой, малой, какой угодно — и одновременно ощущает себя ни в чем не увязшей, парящей надо всеми птичкой. Сознанию, опьяненному и угаром пассивного слияния с системой, и своим мнимым надмирным одиночеством, и в реальности не видны единственно интересные люди — стоящий на своем вопреки среде судья или врач. Этому сознанию, конечно, должен казаться наивным и банальным трезвый, ясный, не магический и не пьянящий ни в одном элементе роман Гроссмана, где человек всегда часть системы —- армии, лагеря, института, редакции и т. д., но без его согласия человеческое в нем неуничтожимо.
Да полковник он, конечно!
Спасибо за интересную ссылку. Я и не знала, что «Жизнь и судьбу» включили в школьную программу. Будет то же, что с «Войной и миром»: не читают дети такие масштабные серьезные произведения, ну, разве что » в кратком изложении» :-)) А как эпопею можно кратко изложить, не потеряв при этом сути? Остается выхолощенный сюжет для «прохождения» (мимо).
«Жизнь и судьба». Содержание серий с 1-й по 6-ю
4 мая – Фильм 1-й. Сталинград, сентябрь 1942 года. Город разорван на части наступающим противником. Немцы постоянно атакуют позиции полка майора Березкина. Только один дом держится – это отрезанный немцами Дом № 6, где держит оборону сводная рота капитана Грекова. Москвичка Евгения Шапошникова находится в эвакуации в Куйбышеве и работает в конструкторском бюро при Наркомате обороны.
5 мая – Фильм 2-й. Вернувшись из разведки, Толя Штрум знакомится с только что прибывшей в Дом №6 радисткой Катей Венгровой. В казанской эвакуации Виктор Штрум продолжает проводить опыты в филиале ядерной лаборатории. По вечерам он ходит на “посиделки” с прогрессивной частью эвакуации к своему заместителю Петру Соколову. Он никак не может справиться со своей любовью к супруге Соколова Марье Ивановне. Танковый корпус полковника Новикова направляется к фронту. Железнодорожный состав корпуса делает остановку в Куйбышеве. Новиков находит в городе Женю Шапошникову. У них происходит откровенный разговор: Женя предупреждает Новикова, что если её бывшего супруга посадят, она вернется к нему. Новиков предлагает Жене свою руку и сердце. Немцы проводят атаку за атакой на Дом №6. Греков ведёт остатки своей роты в рукопашный бой…
Фильм 4-й. Ноябрь 1942 года. По прибытию в госпиталь Саратова, Людмила узнает, что её сын Толя Штрум погиб от полученных ран на операционном столе. Не выдержало сердце. Людмила отправляется на кладбище прощаться с любимым сыном. В казанский филиал ядерной лаборатории Штрума приходит долгожданный приказ из столицы о реэвакуации. В списки не включают сотрудников лаборатории еврейской национальности. Людмила возвращается из Саратова в Казань. Генерал Чуйков приказывает Березкину принять командование бригадой. По пути в штаб Березкин получает множественное осколочное ранение. Семья Соколовых и Штрумов возвращается на поезде в Москву.
7 мая – Фильм 5-й. Заволжье. Ноябрь 1942. Крымова допрашивают в Особом отделе, после чего он оказывается в камере предварительного заключения. Через несколько дней его отправляют в Москву “Дугласом”.
Москва. Ученый совет хвалит работу Штрума, коллеги Виктора Павловича поздравляют его с выдающимся открытием. Штрума выдвигают на Сталинскую премию. Скоро у Виктора Павловича появляются противники, утверждающие, что его теория противоречит установкам Политбюро ЦК. Из лаборатории без ведома Штрума увольняют нескольких сотрудников-евреев. Виктор Павлович начинает борьбу за своих подчиненных. Штрум грозит дирекции уйти из института. Крымова привозят на Лубянку, сажают в общую камеру.
Фильм 6-й. Москва. Февраль 1943. В тюрьме на Лубянке продолжаются многодневные изнурительные допросы комиссара Крымова. Ему выдвигают абсурдное обвинение в шпионской диверсионной деятельности. Штрума снимают с работы, исключают из института. Марья Ивановна поддерживает Виктора Павловича в этот трудный момент его жизни. Женя Шапошникова посылает Новикову письмо о том, что между ними всё кончено и она не может бросить мужа в таком положении. По странной случайности, полковник Новиков встречает полуживого Березкина на дороге и предлагает подвезти. Новиков привозит пострадавшего майора в часть и обеспечивает его продовольственным пайком и новым обмундированием, уничтоженным при аварии. Марья Ивановна и Виктор Павлович принимают решение больше не встречаться – они не имеют права лгать своим супругам. Штруму домой звонит… Сталин и сообщает о важности его последней работы. После этого звонка жизнь Виктора Павловича кардинально меняется…
Сериал «Жизнь и судьба» на телеканале «Россия 1»
В Сталинграде идут бои: советские войска вытянулись в тонкую линию на берегу Волги, им противостоит немецкая 6-я армия. В одном из зданий держит оборону отряд «управдома» капитана Грекова (Сергей Пускепалис): отбивает постоянные атаки немцев, корректирует артиллерию, стоящую за рекой, и оставлять выгодную позицию не намеревается. На участок дивизии, которой подчиняется отряд Грекова, прибывает комиссар Крымов (Александр Балуев) — он встречается со снайперами, слушает рассказы об убитых врагах и собирается попасть в героический дом.
Женя Шапошникова (Полина Агуреева), бывшая жена Крымова, пытается устроиться в эвакуации в Куйбышеве: она уже работает в конструкторском бюро чертежницей, одна из улиц этого города названа в честь её отца, но получить прописку не может из-за бюрократов, и помогает ей только вмешательство высокого партийного начальства. Влюбленный в Женю полковник Новиков (Евгений Дятлов) принимает танковый корпус, которому предстоит сражаться под Сталинградом.
Людмила (Лика Нифонтова), сестра Жени, замужем за талантливым физиком Штрумом (Сергей Маковецкий) — они тоже в эвакуации, в Казани;
Штрум работает над теорией ядерного распада, ждет письма от оставшейся на оккупированной территории матери-еврейки и злится, что не может объяснить полученные в эксперименте данные.
Впрочем, новая теория у него сложится: после околополитического разговора по дороге домой на пустынной улице он найдет верное решение. А сын Людмилы от первого брака молодой лейтенант Толя Штрум (Никита Тезин) воюет в Сталинграде и попадает в отряд Грекова — ему предстоит научиться специфике городского боя, когда враг совсем рядом, а убийство превращается в обычную работу. И влюбиться.
Сергей Урсуляк, режиссер «Ликвидации» и «Исаева», снял двенадцатисерийный фильм «Жизнь и судьба» по одноименной книге Василия Гроссмана — показ этого сериала в воскресенье, 14 октября, начнется на телеканале «Россия».
Сталинградская эпопея Гроссмана — попытка писателя сделать новую «Войну и мир» на примере ключевого сражения огромной войны; писатель сам прошел через сталинградский ад как военный корреспондент и описал в книге свои переживания от увиденного. Но только батальными сценами Гроссман не ограничился: по всей воюющей стране он собрал когорту главных героев и соткал сюжет из их разговоров, диалогов и внутренних монологов, в которые вложил своё отношение к тому, что происходило в СССР за пятнадцать-двадцать лет до написания романа. Отношение очень жесткое: тоталитарный Союз у него тождествен тоталитарной Германии, поголовные репрессии обескровили страну перед самой войной, а наверх вылезла всякая шваль. События книги происходят вокруг семьи Шапошниковых и всех, кто её окружает: мужей, детей и любовников трех сестер, знакомых, знакомых знакомых, коллег, подчиненных, начальников и просто случайных попутчиков.
Эпопея состоит из двух частей. Первая книга — «За правое дело» — была опубликована еще при жизни Сталина и рассказывает предысторию: что за семья Шапошниковых, как её члены связаны с другими героями и, разумеется как немцы дошли до Сталинграда.
«Жизнь и судьба» начинается там, где заканчивается «За правое дело».
Но судьба у этих книг получилась очень разная, и, несмотря на сквозных героев, два тома, по сути, стали отдельными произведениями. Первая часть, по которой огнем и мечом прошлась цензура, получилась более официозной, а «Жизнь и судьба» добралась до читателя лишь через много лет после смерти Гроссмана.
Возможно, всё у «Жизни и судьбы» могло сложиться иначе, случись у романа свой Твардовский: как раз в начале 60-х, когда шли обыски у Гроссмана, а Политбюро конфисковало рукопись его романа, главный редактор «Нового мира» сумел добиться от тех же членов ЦК разрешения на публикацию повести начинающего писателя Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В итоге именно Солженицын стал проповедником нового понимания советской истории.
Роман Гроссмана свою долю славы получил, но много позже положенного срока. Спустя три года после запрета, в 1964 году, писатель скончался, уверенный, что книга если и будет напечатана, то лет через 200—300, как уверял его главный советский идеолог Суслов. Впрочем, прогноз главного цензора не сбылся: уцелели две копии — позже их вывезли их на Запад и издали в 1980 году в Швейцарии.
На родину «Жизнь и судьба» вернулась в конце 80-х, во время перестройки и на закате СССР.
А пару лет назад она даже стала бестселлером в Англии благодаря радиоспектаклю «Би-би-си».
Экранизировать даже одну часть книги, действие которой происходит в десятке различных мест, от гитлеровских концлагерей до колымских подразделений ГУЛАГа, от Сталинграда до Москвы, а количество только поименованных героев приближается к сотне, — дело практически безнадежное. В своё время Сергей Бондарчук потратил шесть лет на семичасовую «Войну и мир», а сколько она стоила денег, не знает никто.
У Сергея Урсуляка, одного из лучших современных телевизионных режиссеров, возможностей и ресурсов Бондарчука-старшего, очевидно, не было, и он не стал замахиваться на то, чтобы дословно перенести «Жизнь и судьбу» на экран. Сценарий сериала написал Эдуард Володарский, который не дожил до премьеры «Жизни и судьбы» всего несколько дней.
Сериал создавался накануне 70-летней годовщины начала Сталинградской битвы: в ноябре 1942 года началось контрнаступление советских войск, а 2 февраля 1943 окруженная группировка фельдмаршала Паулюса капитулировала. Эти даты и определили, что в сериале заботливо сохранены все сталинградские военные эпизоды романа:
передний край, под постоянным обстрелом идет обычная для войны жизнь, с осетром, удачно выброшенным из воды прямо на полковую кухню, и простыми солдатскими радостями вроде нескольких часов сна.
Смерть всегда рядом, и голову высоко поднимать не стоит. Описание обороны «Дома Грекова» у Урсуляка и Володарского оказалось шире, чем у Гроссмана: то, что в романе умещалось в пару фраз, в сериале превратилось в большое батальное полотно, а сам Греков стал харизматичным лидером отряда героев. По рассказам создателей картины, под Ярославлем разрушенный Сталинград был создан заново, а над спецэффектами работала целая команда специалистов.
Но главной линией сюжета стала борьба физика Штрума с властью и самим собой — она обещает быть жесткой и бескомпромиссной.
В романе интеллигент эту борьбу проиграет: его проблемы решит своеобразный бог из машины — звонок Сталина, а в финале Штрум окончательно перейдет на сторону своих врагов-бюрократов. Образ физика, кстати, едва ли не самый сильный в сериале: Маковецкий своей игрой рассказал больше, чем вошло в сценарий. Впрочем, Урсуляку удалось собрать довольно сильный ансамбль: с Агуреевой и Маковецким он уже работал на «Ликвидации» и «Исаеве», остальные роли исполнили не менее востребованные актеры.
В сериал уместились еще пара сюжетов из книги — это любовный треугольник Крымова, Жени Шапошниковой и Новикова, у каждого из которых вроде бы своя жизнь. Свой треугольник ждет и Штрума — жену его коллеги Марью Соколову сыграет Анна Михалкова.
Конечно, снимать военный фильм специально к дате, может быть, и не стоило: Сталинградская битва представлена в кинематографе довольно обширно:
был абсолютно «сталинистский» фильм Владимира Петрова 1949 года, двухсерийный «Сталинград» Юрия Озерова. Были и «Солдаты» по книге Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», и «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука, и «Горячий снег» по Юрию Бондареву. Был даже немецкий «Сталинград» и голливудский «Враг у ворот». Готовится к выходу и новый отечественный кинопроект, посвященный круглой дате: в следующем году выйдет полнометражный «Сталинград» Федора Бондарчука — в форматах 3D и IMAX со звуком от звукооператоров «Властелина колец».
Но Урсуляк вместе с телеканалом «Россия» решают не только формально-мемориальную задачу.
Сталинградское преодоление (как и Победа вообще) — один из немногих мотивов отечественной истории, объединяющих российскую нацию, одна из тех основ, на которых может строиться фундамент национальной идеи, поисками которой власть озабочена сейчас. Другое дело, что книга Гроссмана не совсем тот фундамент, на котором строительство такой идеи в принципе возможно. Его книга — о столкновении двух тоталитарных молохов, двух смертоубийственных государственных машин, об их вмешательстве в судьбы простых людей. Из следующих серий станет ясно, остались ли в сериале сцены в лагерях — колымском и Аушвице — или хотя бы разговоры, что вели между собой заключенные этих лагерей. И тогда станет понятно, какую задачу взялись решать авторы — горделиво напомнить о великой народной виктории или подбросить дров в снова занявшийся огонь дискуссии о том, почему ее вообще пришлось одерживать и какой ценой она досталась.
Впрочем, одна задача решена точно: писатель Василий Гроссман, чьи книги отсутствуют на полках российских книжных магазинов и в школьной программе, хотя бы на время окажется в центре внимания всей страны, которого он оказался трагически лишен при жизни.