политический лозунг норма жизни

Трезвость — норма жизни

Трезвость — норма жизни

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

«Тре́звость — но́рма жи́зни» — политический лозунг, получивший широкое распространение во время антиалкогольной кампании в СССР 1985 года. 17 мая 1985 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения». На следующий день в «Правде» вышла передовица под заголовком «Трезвость — норма жизни».

В массовой культуре

Полезное

Смотреть что такое «Трезвость — норма жизни» в других словарях:

Трезвость норма жизни — … Википедия

Трезвость — согласно определению Всемирной организации здравоохранения непрерывное воздержание от приема алкоголя и других психоактивных веществ[1]. Раньше понятие трезвость употреблялось также и в значении «умеренность в употреблении алкогольных напитков»,… … Википедия

Антиалкогольные кампании в СССР — За время существования СССР на его территории проводился ряд антиалкогольных кампаний, включавших в себя правительственные меры по снижению потребления алкоголя среди населения. Содержание 1 Кампания 1918 года 2 Кампания 1929 года … Википедия

Маюров, Александр Николаевич — МАЮРОВ Александр Николаевич (родился 20 апреля 1951) – один из зачинателей V этапа трезвеннического движения в СССР – России, профессор, член корр. Петровской Академии наук, литературы и искусства, академик Академии социальных технологий,… … Википедия

Антиалкогольная кампания в СССР — Пьяный на улице одного из подмосковных городов, 2006 год Антиалкогольная кампания в СССР комплекс правительственных мер по снижению потребления алкоголя среди населения под общим лозунгом «Пьянству бой!». Содержани … Википедия

Перестройка — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Сухой закон — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. «Сухой зак … Википедия

Брылин, Александр Викторович — Александр Викторович Брылин … Википедия

Источник

«Вернуть, посадить, очнуться»: о чем говорят лозунги партий перед выборами

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

Сиеста, призыв очнуться и благополучие каждого. Партии представили лозунги и слоганы для избирательной кампании по выборам в Госдуму VIII созыва. «ФедералПресс» вместе с экспертами проанализировал призывы, с которыми партии и кандидат выходят к народу, и выяснил, куда исчезает культура предвыборных лозунгов и что приходит ей на смену.

Заглушки вместо настоящих лозунгов

На грядущих выборах у партии единороссов будет 13 основных типов билбордов, где они разместят свои слоганы. Планируется, что всего их будет 3 тысячи по стране. Лозунг «За сильную страну и благополучие каждого» станет главным в агитационной кампании. Помимо него партия использует и такие слоганы:

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

Как в свердловские магазины попадает агитация: договоры, давление и обещания

«Единая Россия» – это материнский капитал за первого ребенка 483 000 руб.»;

«Единая Россия» – это 16000 школьных автобусов до 2024 г.»;

«Единая Россия» – это 5000 машин скорой помощи на селе до 2023 г.»;

«Единая Россия» – это 450 000 руб. многодетным семьям на погашение ипотеки».

Примечательно, что в лозунгах появляются конкретные цифры, что, с одной стороны, говорит о вполне конкретных намерениях, а с другой – затрудняет зрительное восприятие таких билбордов.

Эксперт-лингвист Анатолий Баранов, наоборот, считает, что подобный формат слоганов будет хорошо смотреться на билбордах и привлечет избирателя.

«Кампания кажется наиболее убедительной, это будет выглядеть хорошо. С точки зрения продуманности – есть четкое указание на какие-то дела. Когда читаешь подобное, сразу понимаешь, о какой партии идет речь. Такие лозунги выглядят убедительно, помогают в этом еще и конкретные цифры», – отмечает Баранов.

Агитационная кампания правящей партии значительно меняется в течении десятилетия. Если в 2011 году единороссы обходились короткими фразами «Голосую за Россию. Голосую за себя», «Вместе мы сильнее», «Вместе победим», «Будущее за нами», то сегодня используют более объемные предложения, отказались от обобщений и призывов быть вместе. В новых лозунгах отсутствуют и глаголы движения, нет традиционного – сделаем, построим, откроем. Такое построение слогана может говорить о том, что ставка делается на стабильность, продолжение выбранной стратегии.

Политолог и социальный психолог Алексей Рощин такую смену формата лозунгов партии называет «наглой манерой ведения кампании».

«Суть их лозунгов – не надо говорить словами, надо говорить делами. Упор был на то, что все говорят, а мы делаем. Это был первый их подход, в соответствии со стратегией своего лидера. А второй подход ­– берутся достижения конкретной области в чем бы то ни было по всей России и приписываются себе. Например, построено столько-то больниц, столько-то мостов через Лену, и говорится, что это все сделали единороссы», – говорит Рощин.

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

Свердловского «яблочника» сняли с выборов за сокрытие судимости

Эксперт считает, что общий принцип лозунговой политики «Единой России» – не использовать лозунги, а поставить заглушки.

«Заглушки – это нечто такое, что ставится на место того, где мог бы быть ваш лозунг. Лозунга нет, но чтобы не было пустоты, используется заглушка: мы не будем вам ничего говорить», – поясняет эксперт.

Все для всех

Эксперты сходятся во мнении, что сегодня как таковая культура лозунгов и слоганов на выборах отходит на второй план. Все реже в центральных регионах можно встретить билборд с запоминающейся цитатой, призывом, за которым хочется идти. Алексей Рощин связывает это со страхом партий кого-нибудь обидеть. Они стараются быть хорошими для всех.

«Один из признаков реального лозунга– это то, что ты не только указываешь, что ты сделаешь и ради кого (а у некоторых даже этого нет), но еще в нем должно быть указано, кого ты при этом обидишь. Сейчас же стараются сделать «все для всех». У нас люди боятся и прибегают к заглушкам», – говорит Рощин.

Примеру единороссов с построением лозунга последовала партия «Справедливая Россия – За правду».

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

Клишас и глава ЦИК прокомментировали предложение перенести выборы

Они также отошли от идеи что-то сделать, как, например, пытались на думской кампании 2011 года («Отменить пенсии для чиновников», «Малый бизнес – под защиту справедливости»), и рассказывают о том, что такое сиеста и справедливый базовый доход:

«Южная сиеста – это большой полдень»;

«20% надбавка к зарплате за работу летом»;

«Справедливый базовый доход»;

«Вернуть пенсионный возраст – 55 лет женщинам, 65 лет мужчинам».

Лингвист Баранов отмечает, что данные слоганы могут оказаться просто непонятыми избирателем.

«Не очень понимаю логику этих слоганов и лозунгов. Для меня как для адресата это довольно неудачно. Слово сиеста незнакомо многим людям в нашей стране. Большая часть просто проигнорирует это. Цифры здесь также не помогают воспринимать информацию», – говорит Баранов.

Политолог Рощин уверен, что цифры в слоганах выглядят бессмысленно, они не отражают полной картины происходящего.

«Непонятно, от чего посчитаны эти проценты, много это или мало? На самом деле, здесь мы также видим заглушечные лозунги, слова, на месте которых должны были быть реальные лозунги СРЗП», – считает политолог.

Недалеко ушли и «Коммунисты России». Партия не стала заморачиваться над созданием собственных лозунгов и воспользовалась теми, которые работают десятилетиями. Например, «Пролетарии всех стран – соединяйтесь».

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

Не стали делать упор на слоганы и лозунги и другие непарламентские партии.

Так, Партия роста использует классический призыв очнуться: «ОЧНИСЬ, ПОДУМАЙ И ВСТАВАЙ В НАШИ РЯДЫ, ИНАЧЕ ЭТО НАВСЕГДА»

Такой лозунг титовцев Рощин определяет как заглушку, несмотря на то, что внешне он выглядит вполне демократично.

«У Титова все по классике. У него была кампания «Титов скажет», но в итоге он так ничего нам и не сказал. Ну, допустим, то, о чем он говорит, кончится, но а что будет вместо этого? Этого нам никто не сообщает», – рассуждает эксперт.

Партия «Родина» придерживается лозунга «Родина – партия российских регионов». Но будет ли «Родина» пытаться превратить федеральную повестку в региональную, исходя из этой информации, неясно.

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

Бизнесмена из «списка Титова» сняли с выборов в Думу по «горячему» округу

Экологическая партия «Зеленые» предлагает «Сделать Россию зеленой вместе». Кандидаты используют традиционный призыв сделать что-то вместе, но не объясняют, как именно.

«Зеленые» выезжают на актуальной тематике. Проблемы чистого воздуха всегда в тренде. В этом смысле «Зеленые» без указания по какому поводу они зеленые, все-таки используют повестку. Хотя, учитывая, сколько у нас реально проблем в экологии, можно было бы спокойно говорить прямо, но именно об этом они стараются и не говорить»,– замечает политолог.

Новички избирательной кампании «Новые люди» выбрали своим лозунгом– «Люди важнее». Опять же, напрашивается вопрос, важнее кого или чего?

«Это лозунг– это такой постмодернизм в политике. Я думаю, конечно это не зайдет людям. Это видно и по рейтингам партии, и это именно за счет полной невнятицы чего они хотят, и что нового предложат. С одной стороны им мешают из АП, с другой стороны, беда в том, что они хотят понравиться всем, и никого не обидеть. «Новые люди», они как и другие партии в поисках группы поддержки, а группа поддержки пока одна и сидит она в Администрации Президента»,– уверен Рощин.

«Они пилили, мы сажаем»

Но есть партии, кто все-таки сумел найти поддержку и среди обычных избирателей. Это старожилы Госдумы – КПРФ и ЛДПР. Коммунисты в своих лозунгах довольно традиционны, но электорат их узнает и поддерживает:

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

Эксперты зафиксировали закономерное снижение партийных рейтингов

«Народу– собственность, России – суверенную экономику»

«Вся власть – народу»

«К СССР– Сильной, Справедливой, Социалистической Родине!»

«Они пилят– мы сажаем»

«Функция лозунга, как и слогана в том, чтобы адресат опознал субъект и это действительно выполнено у партии. Ничего продвигающего, конструктивного в лозунгах, не вижу. У них наиболее традиционная направленность и нового ничего нет. Функция поддержания своего электората в том состоянии, в котором он есть – выполнена», – анализирует лингвист Баранов.

Политолог Рощин отмечает, что коммунисты единственные, кто реально использует возможности лозунгов и слоганов. Партия говорит о живых, важных для избирателей вещах.

Коммунисты как и другие партии в лозунгах отошли от желания что-то менять и защищать, так, например, на кампании 2011 года, КПРФ активно использовала слова менять и Родина:

«Пора менять власть! Хватит терпеть! Действуй!»
«Время менять власть!»
«Вернём украденную Родину!»
Либерал-демократы же, отличающиеся своими острыми высказываниями, на этот раз, обошлись без громких лозунгов. Они делают ставку на свое политическое долголетие в Госдуме, что отражается и на слоганах:

«Время работает на ЛДПР»

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

Ставки сделаны: кто вошел в итоговые списки партий на выборах в Госдуму от Северо-Запада

Ранее их выборные лозунги отличались неоднозначностью и яркой подачей, для сравнения, в 2011 году, партия использовала такие ходы:

«ЛДПР за бедных! ЛДПР за русских!»
«За Россию! За русских! За ЛДПР!»
«Вместе с русским народом!»

Сегодня же ЛДПР обходится кратким упоминанием своей партии.

Что касается самостоятельных кандидатов в Госдуму, то они также используют лозунги и слоганы в своей избирательной кампании. Анатолий Вассерман призывает избирателей такими высказываниями:

«Всегда держать слово! Все делать с умом! Жить с добрым сердцем».

Алексей Рощин считает такой подход устаревшим, хотя отмечает, что у индивидуальных деятелей всегда возникают сложности с подачей избирателям.

«Сложно, потому, что все, что ты не скажешь, уже было. И про сердце, и про слово. Проблема большинства людей, которые куда-то баллотируются у нас, им либо не на что особо ссылаться, начнешь ссылаться, еще хуже сделаешь, или то, что отсылать не к чему. Почему у Вассермана доброе сердце, например? Что нам об этом говорит? Возможно, они идут противоходом, что он умный вы знаете, а что у него доброе сердце, нет. И его решили как-то реально очеловечить», – рассуждает эксперт.

Другой кандидат, который также использует самостоятельные лозунги – Анастасия Удальцова. В своей кампании она отходит от слоганов коммунистов и опирается на свои:

«Очистим Россию от олигархов, воров и единороссов»

«Иду на бой с «Единой Россией!»

Как говорит политолог Рощин, подобные лозунги противоречат российским законам, однако, с точки зрения функций лозунгов в избирательной кампании, все верно. Эксперт-лингвист Баранов считает, что Удальцова ничего нового не сказала.

«Никакой новизны и здесь нет, «партия жуликов и воров» звучала намного убедительнее, чем то, что они придумали. В целом, довольно скучно у всех, партии перестали придумывать новое и интересное», – говорит лингвист.

Рощин добавляет, что с вырождением института политтехнологии, происходит непонятица и сумятица в головах у самих кандидатов. Они не знают за кого они, каких идей придерживаются, и кто их электорат.

Фото:Anvar Galeev / Russian Look / globallookpress.com

Источник

Новое в блогах

«За Родину! За Сталина!»: как родился политический лозунг момента

1 сентября 1938 года газета «Правда» процитировала слова политрука Сазыкина, с которыми красноармейцы шли в бой
Виктор Сокирко

Материал комментируют:
Александр Зимовский
Нынешнее племя младое, незнакомое об Иосифе Виссарионовиче Сталине (Джугашвили) мало что знает, разве что по курсу истории общеобразовательной школы. К слову, в новом едином учебнике истории годы правления Сталина названы «периодом форсированной индустриализации и модернизации, осуществленной чрезвычайными методами», сам он охарактеризован как автор «сталинского социализма». Но имя Сталина остаётся на слуху — в разных контекстах.

Сейчас вот главе МИД России Сергею Лаврову оппозиционные СМИ приписали «оправдание преступлений сталинизма», которые он сам посчитал подлыми. «По сути дела, я сказал следующее: «Те, кто требует воспринимать Сталина как абсолютное зло, без каких-либо нюансов, кто требует рассматривать его и Гитлера единственными виновниками Второй мировой войны, тем самым хотят поставить на одну доску нашу страну и тех, кто ставил целью завоевать Европу, а мы Европу спасли — от завоевания, от уничтожения, и спасли многие народы», — заявил вчера Сергей Викторович на встрече с представителями национально-культурных объединений. По мнению министра, подобный подход к истолкованию исторического прошлого используется теми, кто хочет нашу страну сдерживать и кто хочет нас ослабить.

Не говоря о самой личности Сталина в истории нашей страны, «СП» вспомнила ещё одну дату, связанную с его именем — 83 года назад в газете «Правда» (главный в то время печатный орган страны) 1 сентября 1938 года был впервые озвучен лозунг: «За Родину! За Сталина!». С такими словами шли в бой красноармейцы и во время Великой Отечественной войны.

Порассуждать на эту тему согласился наш эксперт, политолог и историк Александр Зимовский:

— Любой лозунг/клич/слоган обусловлен особенностями текущего момента, — говорит Александр Зимовский. — Эту теорию подробно разработал В.И. Ульянов (Ленин), и кто интересуется поглубже — читайте его тексты «К лозунгам» (1917 г.) и «Общий лозунг момента» (1918 г.). Кроме тех случаев, когда махровые русофобы сознательно пытаются исказить нашу святую историческую память, все остальные споры о том, что кричали красноармейцы, идя в атаку, основаны на непонимании разницы между политическим лозунгом и боевым кличем.

Теперь, когда семантическая разница определена, идем к истокам самого знаменитого лозунга Великой Отечественной войны. Время появления — 1938 год. Бои у озера Хасан. Первый масштабный военный международный конфликт СССР после окончания польско-советской войны в 1921 году.

У нас часто забывают, что с 1921 по 1939 год СССР жил довольно мирно, хотя границы наши пробовали на штык разные, как сейчас говорят, прокси. Англо-советский кризис 1927 года, конфликт на КВЖД в 1929 году, Синьцзянский кризис 1934 года и борьба с басмачами в Средней Азии. Всё это сопровождалось иногда вооруженными столкновениями тактического уровня. Красной Армии просто не подворачивался случай, где надо ходить в атаки. И необходимость в мотивирующем лозунге не была первоочередной. А грозное «Даёшь!» со времен Гражданской войны утратило для РККА эмоционально-смысловую нагрузку, да и подзабываться стало.

Итак, события на озере Хасан впервые имели все признаки войсковой операции: СССР ввел в бой три стрелковых дивизии — 32-ю, 39-ю и 40-ю, 2-ю механизированную бригаду и артиллерию из состава 32-го стрелкового корпуса, и еще авиагруппировку почти в 1300 самолетов. Соответственно резко выросла потребность в повышении мотивации личного состава.

В любой псевдоисторической заметке на тему «Кто кричал «За Родину! За Сталина!»? есть ссылка на публикацию в «Правде» за 1 сентября 1938 года. Публикация представляет собой фрагменты дневника Георгия Сазыкина, который участвовал в боях на озере Хасан в должности заместителя политрука. Из текста в газете следует, что бои, когда Сазыкин кричал «За родину! За Сталина!» были с 29 июля по 1 августа 1938 года.

Согласно боевым документам, в эти дни решили самураи атаковать высоту Безымянная, взяли её, но были выбиты контратакой советских пограничников и стрелковой ротой, усиленной танками. Тогда и кричал замполитрука Сазыкин «За родину! За Сталина!».

Георгий Сазыкин не выдумка правдинских военкоров и сталинских политтехнологов; он настоящий участник боёв, позже заменил раненого комиссара части, был награжден за Хасан орденом Боевого Красного Знамени.

В предисловии сказано: «Книга „Бои у Хасана“ написана самими участниками боёв. Это не каноны партийно-политической работы, не обобщающие инструкции. Товарищи делятся тем опытом, который они приобрели за короткий период боёв. Каждый рассказывает о том, что и как он делал на своем участке».

Авторы пишут, я цитирую, «В горячие моменты боёв основной формой политработы были митинги, беседы и личный пример коммунистов, и комсомольцев, которые шли в бой с лозунгами: «Вперёд!», «За Сталинскую Конституцию!», «За Сталина!».

То есть на вооружении имел место быть даже лозунг гражданской наружности «За Конституцию!»

В пособии приведен пример комроты старшего лейтенанта Дорофея Левченко. Он лично водил своих бойцов в атаку с призывом «За Сталина!», был трижды ранен, из боя не вышел, дрался врукопашную с семью японцами и всех положил. Получил за Хасан звание Героя Советского Союза; входит в первую сотню награждённых медалью «Золотая Звезда», № 90. Отечественную войну встретил в Белоруссии, где исполнял должность комполка, погиб, выводя полк из окружения, похоронен в белорусской деревне Свислочь, под Осиповичами. Левченко, заметьте, не был ни политруком, ни комиссаром.

Так что я могу с полной уверенностью утверждать, что поднимать бойцов в атаку под призыв «За Родину! За Сталина!» было обычным делом и повседневной практикой фронтовой политработы в войсках.

Ну а что там дальше кричали наша атакующая пехота и танкисты, врываясь в окопы противника, это я здесь повторить не могу. И уж конечно всю войну боевым кличем оставалось могучее русское «Ура!».

Здесь можно вспомнить и ещё одну историческую дату сегодняшнего дня — 1 сентября 1977 года был утверждён новый текст гимна СССР, в котором были заменены слова о Сталине. Прежнее звучание «Нас вырастил Сталин — на верность народу» было заменено, упоминался в тексте лишь Ленин (Владимир Ильич Ульянов), который в тексте упоминается четыре раза. Нет сейчас ни Сталина, ни Ленина, ни упоминаний фамилий в гимне России (к счастью), но их личности в истории сохранятся на долгие времена. А лозунг «За Родину! За Сталина!», как и слова из песни: «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин и первый маршал в бой нас поведёт!», пусть сохранятся. В архивах и в памяти нашей страны.

Источник

Политический лозунг в политической рекламе

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

Доводы в политическом лозунге. Логико-синтаксическая структура лозунга. Стихотворные лозунги.

В политической риторике вообще лозунг выполняет функции призыва, побуждения к определенным действиям, а также функции знамени, символа, вокруг которого консолидируются определенные силы. Но в политической рекламе функция лозунга близка к слогану рекламы торговой. Этот лозунг нередко и называют слоганом. Как и в торговой рекламе, в нем преобладают имиджевые компоненты. Меньшую роль играет мотивирующий компонент. Обычно это аргументы к этосу и пафосу:

«Сердце открыто людям»

«Забота о людях – мое дело»

Первый слоган явно рассчитан на сопереживание. Раз сердце открыто людям – значит человек хороший, его надо поддержать. В слабой степени это еще и обещание: с ним будет легко, у него сердце открыто людям. Но, конечно, содержательная сторона этого слогана не многим отличается от известного «Галина Бланка – это любовь с первой ложки». Второй слоган делает акцент на обещании и содержит в себе – что его не красит – ложный позишенинг: я тот, кто специализируется на заботе о людях. Ложным такое позиционирование является по той причине, что под этим девизом подпишется каждый кандидат. Вообще, невозможность антонимического слогана – черта многих политических лозунгов именно в рекламе. Реальные политические лозунги в основном не таковы. Например: «Война до победного конца» или «Ни мира, ни войны».

Реже слоганы содержат логическую аргументацию.

«Порядок в стране – достаток в доме»

Смысл: я наведу порядок в стране, и тогда в доме у вас будет достаток. Правда, это еще не аргумент в пользу кандидата. Постулируемая логическая связка: из порядка в стране следует достаток в доме, но сам порядок в стране в лозунге не из чего не выводится. Но этого, как правило, и не требуется. Такие лозунги-связки, связывающие некоторое исходное политическое положение с процветанием, хороши тем, что обозначают политическую позицию.

Синтаксическая и логическая структура слогана разнообразна. Это может быть девиз, сентенция, призыв. Вот пример слогана-девиза:

«Не народ для Думы, а Дума для народа!»

В основе данного девиза лежит хиазм (антиметабола), что делает его запоминающимся. Правда, ход мысли не слишком оригинален. Более того, оборот «не X для У, а У для X» давно стал штампом: «Не народ для власти, а власть для народа» и т.п. Банальность противопоказана форме девиза, ибо девиз – это позиционирование, во всяком случае хороший девиз – это позиционирование. Полная абсурдность противоположного девиза «Народ для Думы» снижает его ценность. Надо учесть и то, что политические девизы набили оскомину в период советской агитации, когда форма девиза активно использовалась в плакатах. Например: «Народ и партия едины».

Напротив, свежо выглядит слоган-сентенция:

«Скучный политик – богатый народ».

Подтекст такой сентенции: политик должен делать свое дело, а не произносить громкие фразы. Эта мысль тоже достаточно известна, но здесь найдена новая форма. «Скучный» как положительное качество, конечно, привлекает внимание читателей. Подобные сентенции, однако, нехарактерны. Чаще всего в качестве слоганов выступают трехчленные конструкции типа «Свобода, равенство и братство», отражающие ключевые слова предвыборной программы. Например:

«Профессиональность, порядочность и здравый смысл».

Узкое место подобных конструкций – кочевание самих ключевых слов из слогана в слоган. Это особенно относится к слову «порядок» и производных от него, а также к словам «честь», «честность», «достоинство». Ведь подлинная сущность ключевых слов та же, что и у девизов, – позиционирование, обозначение политической программы. В этом смысле сходство таких слоганов производит странное впечатление, ведет к инфлированию, а то и компрометированию самих ключевых слов.

Реже в трехчленных конструкциях заложены причинно-следственные отношения, что сближает их с сентенциями, например:

«Здоровые детиспокойные материсильная Россия».

Здесь присутствуют и сочинительные отношения (и дети, и матери, и Россия – приоритеты политической программы), и подчинительные: если дети здоровы, матери спокойны, а если спокойны матери, сильна Россия. Привлекательная сторона таких конструкций – градация, создающая впечатления каких-то конструктивных поэтапных действий: вырастим здоровых детей, успокоятся матери, укрепится Россия. Конечно, чем убедительнее логические переходы между членами градации, тем убедительнее и сам слоган.

политический лозунг норма жизни. Смотреть фото политический лозунг норма жизни. Смотреть картинку политический лозунг норма жизни. Картинка про политический лозунг норма жизни. Фото политический лозунг норма жизни

Часто слоганы представляют собой прямые призывы, прежде всего призывы голосовать за данного кандидата или движение. Например:

«За объединение государственно-патриотических сил».

«Выбери своего защитника».

В последних двух случаях мы имеем дело с перифрастическими призывами. Их смысл: «Голосуя за нашего кандидата, вы голосуете за опытного человека», «Выбирая нашего кандидата, вы выбираете собственного защитника». Это довольно распространенный прием. Его преимущество – введение в слоган мотивирующего компонента. Это позволяет также избежать упоминания в слогане имени кандидата. Имя, если оно недостаточно известно, утяжелит слоган и ослабит мотивирующий компонент. В одном отношении такой слоган сближается с газетным заголовком: у него есть интригующая функция. У реципиента возникает вопрос, в каком смысле он мой защитник, в чем его опыт. Поэтому такой слоган плохо смотрится отдельно от текста листовки, если только кандидат не широко известное лицо.

Близки к таким перифрастическим призывам и слоганы-лозунги, например:

«Спасти и сохранить наших детей!»

Смысл лозунга не столько в призыве спасать детей, сколько в том, чтобы поддержать кандидата и тем самым спасти детей. Здесь интригующая функция выражена еще сильней. Естественный вопрос: причем тут дети? Это заставляет обратиться к другим материалам.

Встречаются слоганы-обещания, например:

«М – в будущее продуманно, твердо, уверенно!» «Мы вернем старости человеческое достоинство!»

Первый содержит имя кандидата и обещает продуманность, твердость и уверенность. Надо сказать, что продуманность и твердость, очевидно, относятся к власти, а уверенность к избирателям. Это делает сам слоган недостаточно продуманным, несмотря на зримую твердость. Второй слоган – прямое обещание. В нем, на наш взгляд, не совсем уместно употреблена синекдоха «старость» вместо обычного «старики», «старые люди». Обещание становится настолько абстрактным, что переходит из плоскости актуальной политики в совершенно ненужную здесь плоскость нравственной философии.

Особо следует сказать о рифмованных лозунгах и об использовании в лозунгах стихотворных размеров, тем более что эти явления достаточно распространены. Вот примеры:

«Голосуй за земляка! Выбирай Гребенюка!» «Богачам не проиграйБорисенко выбирай!» «Чтобы не рубить с плеча, Голосуй за Кузьмича!»

Безусловно, рифмованная речь хорошо запоминается, кажется более убедительной, но она таит и определенные опасности. Дело в том, что рифма, примененная в рекламных целях, имеет в России определенную традицию. Это традиция ярмарок, балаганов, трактирных вывесок. Это также связь с раешным стихом, а в конечном счете – со скоморошеством. Вот примеры, приводимые в сборнике «Меткое московское слово»:

«Брюки наши хорошие, людине хают, собакине лают, с них мадамы вздыхают».

«Пальтецо не угодно ли на шелку гагачьем, с шелухой рачьей».

Из каскада подобных присказок состоит известный памятник русской сатирической литературы XVII века «Роспись о приданом». Однако в городской незатейливой рекламе это встречается и сегодня:

Если надо прокатиться,

Вам в Миледи обратиться,

Срочно мы представим Вам

Кадиллак от строгих дам.

Это в меру смешно, но по-своему трогательно, по-домашнему незатейливо, а главное, есть соответствующая традиция.

Иное дело – политическая реклама. Политика – дело серьезное, и совершенно не обязательно быть знатоком русской смеховой культуры, чтобы рекламные стишки вызвали шлейф нежелательных автору ассоциаций, ведь традиции этой культуры живы и воспроизводятся в наши дни так же, как и триста лет назад.

Особенно опасна рифма там, где кандидат недостаточно известен и не пользуется достаточным доверием. Ведь рифма «интимизирует» образ кандидата, приближает его к народу, показывает его настолько своим, что можно уже немного и пошутить. Там, где эта интимизация, эта «домашность» не подтверждается народной любовью, рифма выглядит заигрыванием с народом. Если кандидат уже «свой», рифма укрепит его позиции, но завоевывать их с помощью рифмы дело опасное.

Многое зависит и от характера самих стихов.

«Леонтьев знает дело, голосуй за него смело!»

Здесь есть рифма, но не соблюден принятый в русском силлабо-тоническом стихе размер. Такой стих называется раешным и неизбежно отсылает нас к миру народной сатиры, к пушкинской «Сказке о попе и о работнике его балде», к «военным афоризмам» из Козьмы Пруткова. Такого, конечно, лучше не допускать. О том же кандидате и тоже не вполне удачно сказано:

«Леонтьев слов на ветер не бросает,

Едва ли не худшее впечатление производит в политической листовке белый стих, когда соблюден традиционный для русского стиха стихотворный размер, но нет рифмы. Вот пример такого стиха.

«Игорь Ковпакчеловек дела

он из большой семьи.

Все, что волнует нас,

Вторая, третья, четвертая и пятая строки написаны ямбом, которым обычно изъясняются герои переводных драм. У Ильфа и Петрова этим размером объяснялся со своей женой комический персонаж Васисуалий Лоханкин. Случайное совпадение прозаического фрагмента с тем или иным стихотворным размером обычно воспринимается как недостаток и вызывает улыбку. Иное дело, конечно, ритмизованная проза.

Вообще, стихи деликатное дело, и лучше к ним в политической листовке не обращаться. Вот еще один пример:

Парень, в стороне не стой,

не будь равнодушен,

Четверостишие начинается как раешный стих (ср.: «Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару»), а затем используется достаточно изысканная рифма «равнодушен – нужен».

Думается, что неудачные стихи и вообще неудачи в слоганах имеют своим источником отсутствие диалогизма. Автор «вбрасывает», как теперь любят говорить, свои слова в общественный дискурс, совершенно не интересуясь контекстом, традициями, возможными оппонентами. В его модель входят лишь определенные политические ожидания электората. Ни о чем больше не заботясь, он строит свой слоган, ориентируясь на подтверждение этих ожиданий. Но жизнь устроена сложнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *