поэт сковорода биография текст

Григорий Сковорода

Биография

Григорий Сковорода провел жизнь в странствиях, но сохранил любовь к родному краю. Он запомнился как талантливый поэт, мыслитель и баснописец, цитаты из произведений которого широко известны в украинской и российской литературе.

Детство и юность

Григорий Саввич Сковорода появился на свет 22 ноября (3 декабря) 1722 года в маленьком селе Чернухи, которое на тот момент было частью Российской империи. Мальчик рос в семье казака и его супруги, которая происходила из рода Шан-Гиреев. Родители пытались дать детям достойное образование, старший брат философа Степан учился в Польше.

Маленький Гриша часто витал в облаках, из-за чего ему не давалась работа по хозяйству. Когда Сковороде исполнилось 8 лет, он отправился в дьяконскую школу в родной деревне. Позже он поступил в Киево-Могилянскую академию, где продемонстрировал способности к изучению языков и философии.

У памятника великого украинского мистика Г. Сковороде начинаются многие наши экскурсии: Экскурсия «По местам Силы.

В этот период у юноши обнаружился талант к вокалу. Его приняли в Глуховскую певческую школу, а затем отправили в царскую хоровую капеллу в Санкт-Петербург. По этой причине Григорию пришлось прервать учебу, но он обзавелся полезными знакомствами в лице Алексея Разумовского и Игнатия Полтавцева.

Летом 1744 года молодой человек вернулся в Киев вместе со свитой императрицы Елизаветы. Он оставил пение и возобновил обучение в Киево-Могилянской академии. Но Сковороде хотелось странствий, поэтому он присоединился к «Токайской комиссии», целью которой была заготовка вин для царского двора. По данным биографов, философу удалось побывать в Италии, Австрии, Венгрии и Польше.

После возвращения в Украину Григорий устроился учителем поэтики в Переяслав, но вскоре уволился из-за конфликта с руководством. Он пробовал вновь начать учебу в академии, где изучал богословие, но принял приглашение Степана Томары и стал гувернером для его сына Василия в селе Коврай. Из-за размолвки с семьей подопечного Григорий хотел бросить работу, но все же остался с учеником.

Личная жизнь

О личной жизни баснописца известно мало. Он не был женат и не имел детей.

Творчество

Во время проживания в Коврае мужчина начал писать стихи. После того как воспитанник покинул отчий дом, Сковорода подался в Слободскую губернию, чтобы начать преподавать поэтику в Харьковском коллегиуме. Позже он начал читать курс греческого языка. В этот период философия учителя начала привлекать единомышленников в лице учеников. Однако из-за разногласий с руководством мужчина ушел из учебного заведения и забросил преподавательство.

Григорий сохранил дружбу с учеником Михаилом Коваленским, с которым обменивался письмами на протяжении последующих лет. После смерти наставника воспитанник создал его подробную биографию, где описал стиль жизни и философию мыслителя.

После увольнения учитель поселился на пасеке в Гужвинском лесу, где вел отшельнический образ жизни. Вскоре он начал писать басни, став одним из первых баснописцев в украинской истории, и философские диалоги. Мужчина продолжал собирать вокруг себя почитателей, которые разделяли его взгляды на жизнь.

В последующие годы мыслитель много путешествовал и занимался творчеством. Он побывал в окрестностях Харькова, Воронежской губернии, Таганроге, Курске и Орле. Среди друзей Сковороды были дворяне, купцы, офицеры и простой народ, которым он посвящал притчи, басни и философские диалоги. При жизни его библиография так и не пополнилась печатными произведениями.

Существует легенда, согласно которой о таланте Григория узнала русская императрица Екатерина II. Она отправила мужчине приглашение поселиться при дворе и преподавать философию, но он отказался, поскольку ценил свободу и родные края.

Смерть

Незадолго до смерти Григорий навестил Михаила Коваленского, чтобы передать ему на сохранение свои труды и философские трактаты. Мыслитель умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в доме своего друга в селе Ивановка. Причина смерти неизвестна, но, по утверждениям современников, мужчина предчувствовал кончину и заранее к ней подготовился. По его просьбе на памятнике над могилой написали «Мир ловил меня, но не поймал».

В память о философе остались портреты, афоризмы, переводы с других языков и сборники сочинений.

Источник

Сковорода, Григорий Саввич

22 ноября (3 декабря) 1722 ( 1722-12-03 )

29 октября (9 ноября) 1794 ( 1794-11-09 ) (71 год)

Новое время. Эпоха Просвещения

Богоискание, поиск смысла человеческой жизни, поиски пути к счастью

Григо́рий Са́ввич Сковорода́ (дореф. Григорій Саввичъ Сковорода; укр. Григорій Савич Сковорода ; 22 ноября (3 декабря) 1722, село Чернухи Киевской губернии (ныне Чернухинский район Полтавской области) — 29 октября (9 ноября) 1794, село Ивановка, Харьковской губернии (ныне Золочевский район Харьковской области)) — русский [1] и украинский [2] странствующий философ, поэт, баснописец и педагог. Снискал славу первого самобытного философа Российской империи. [3] Произведения Григория Саввича Сковороды оказали существенное влияние на развитие русской религиозной философии, в особенности, на Владимира Францевича Эрна. [4] Прадед по материнской линии русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва. [5]

Содержание

Жизнь

Григорий Сковорода родился 3 декабря 1722 года в селе Чернухи Киевской губернии в семье казака Саввы Сковороды и его жены Пелагеи. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербург, где сблизился с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским, также выходцем из казаков.

В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Фёдоре Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае) и Австрии. По неподтверждённым данным, Сковорода также побывал в Италии и Германии. Сковорода овладел несколькими иностранными языками, в частности латынью и немецким, а также научился писать по-древнегречески, правда, не достаточно хорошо. Сковорода был сведущ как в древней, так и новоевропейской философии.

В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. [2] Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1755 году Григорий Сковорода отправился в Москву в Троице-Сергиеву лавру, где сблизился с настоятелем Кириллом Лящевским, у которого остановился. В 1759—1769 годах преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. В это время Сковорода сближается с харьковским губернатором Евдокимом Алексеевичем Щербининым. Несмотря на различия во взглядах и принадлежность к разным сословиям, Сковорода и Щербинин сдружились. Однако дружба с губернатором обернулась интригами, в которые Сковороду стали втягивать в Харьковском Коллегиуме. Сковорода всячески от них уклонялся. Будучи отстранён от преподавания в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся.

В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Малороссии, Слободской Украине, Приазовью, а также по Орловской и Курской губерниям, в последней он сблизился с архимандритом Амвросием. Много времени Сковорода проводил в Воронежской губернии, где проживали его близкие друзья, помещики Тевяшовы, у которых Сковорода часто гостил. Диалог «Кольцо» и следом за ним «Алфавит, или букварь мира» Сковорода в 1775 году посвятил Владимиру Степановичу Тевяшову-Младшему. В 1776 году Григорий Саввич заканчивает «Икону Алкивиадскую» и адресует её отцу Владимира Степану Ивановичу Тевяшову. Ему же посвящен и переведенный Сковородою с латинского диалог Цицерона «О старости».

Сковорода часто останавливался в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались. Впервые произведения Сковороды издал Александр Фёдорович Лабзин в своём Сионском вестнике.

Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в доме Ковалевского в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии на пути в Киев.

Есть упоминания о том, что когда Сковорода почувствовал приближение смерти, он помылся, оделся в чистую одежду, лёг и умер, а на его могиле сделали надпись: «Мир ловил меня, но не поймал».

поэт сковорода биография текст. Смотреть фото поэт сковорода биография текст. Смотреть картинку поэт сковорода биография текст. Картинка про поэт сковорода биография текст. Фото поэт сковорода биография текст

поэт сковорода биография текст. Смотреть фото поэт сковорода биография текст. Смотреть картинку поэт сковорода биография текст. Картинка про поэт сковорода биография текст. Фото поэт сковорода биография текст

Воззрения

Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия.

В своей философии Сковорода был близок к пантеизму, поскольку подобно Спинозе отождествлял бога («высочайшее существо») и «всеобщую мати нашу натуру». При этом натура определяется как «римское слово» синоним слов природа или естество, которое во всей своей целокупности также может быть названо миром. При этом мир этот безначален, и символом его может быть назван змей, «в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами». Причем Змей и Бог есть одно («змій есть, знай же, что он же и бог есть»). Эта природа порождает охоту (ражженіе, склонность и движеніе), а охота — труд.

Весьма терпимо Сковорода относился к язычеству, видя в нем подготовку человеческого рода к принятию христианства («Языческіе кумырницы или капища суть то ж храмы Христова ученія и школы»). По отношению к религии предлагал средний путь между «курганами буйнаго безбожія» и «подлыми болотами рабострастнаго суевЂрія».

Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некий «симболичный мир», связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух естеств» — видимой (тварной) и невидимой (божественной), материи и формы.

Память

Несколько исследовательских учреждений и вузов Украины носят имя Г. С. Сковороды:

В с. Сковородиновка действует Национальный литературно-мемориальный музей Г. С. Сковороды. Портрет Григория Сковороды и два выполненных им рисунка помещёны на 500-гривенной купюре.

Источник

Биография Григория Сковороды

поэт сковорода биография текст. Смотреть фото поэт сковорода биография текст. Смотреть картинку поэт сковорода биография текст. Картинка про поэт сковорода биография текст. Фото поэт сковорода биография текст

Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) – русский и украинский поэт и баснописец, педагог и гуманист, демократ и странствующий философ. Для восточнославянской культуры он внёс значительный вклад.

Считается, что он завершил эпоху казацкого барокко и положил начало русской религиозной философии.

Ранние годы

Место, где появился на свет Григорий Сковорода, в начале VIII века, принадлежало Российской империи. В Киевской губернии в окрестностях Полтавы было в те времена небольшое сотенное село Чернухи, здесь и родился Григорий 3 декабря 1722 года.

Отцом его был малоземельный казак Савва Сковорода, а мать Пелагея Степановна (девичья фамилия Шангиреева) в роду своём имела крымско-татарские корни. Григорий был вторым ребёнком, в семье уже подрастал старший сын Степан.

Село Чернухи состояло из нескольких хуторов, один из которых Харсики и является настоящей родиной Григория. Именно здесь его отец получил земельный надел, как местный сельский священник (лицам духовного звания полагалось в те времена выделять землю).

Там до сих пор находится отчий дом Григория Сковороды, где в данное время располагается музей.

В детстве у Григория рано начала проявляться неудержимая тяга к наукам. Также он очень хорошо пел, благодаря чему служил в церковном хоре.

Киев и Санкт-Петербург

Для обучения родители отдали его сначала к дьяку, потом в Чернушескую церковноприходскую школу.

Исключительные способности в обучении открыли Григорию дорогу в подготовительный класс Киевской академии. Это было первое высшее учебное заведение на Украине, и учиться в ней мечтали многие.

В 1738 году Сковорода поступил в Киево-Могилянскую академию. Проучился он там три года, после чего в возрасте 19 лет вслед за старшим братом Степаном, отправился в Санкт-Петербург. Там у них были родственники – семья дяди по материнской линии Игнатия Кирилловича Полтавцева. Он был крупный землевладелец и вельможа, в своё время служил в императорской армии, где дошёл до звания полковника. Когда царствовала Елизавета Петровна, Полтавцев служил камер-фурьером и имел более 600 пожалованных душ.

Дом дяди всегда был открыт для Степана и Григория. Именно Полтавцев помог на первое время пристроиться Григорию в Санкт-Петербурге придворным певчим, а Степану получить в Польше начальное образование.

Так как Григорий служил в качестве придворного певчего, ему полагалось помещение для проживания, близ Зимнего дворца в Придворной капелле. Ему также было положено придворное жалование в размере 25 рублей (в то время это была приличная сумма), к тому же его родители освобождались от уплаты налогов.

поэт сковорода биография текст. Смотреть фото поэт сковорода биография текст. Смотреть картинку поэт сковорода биография текст. Картинка про поэт сковорода биография текст. Фото поэт сковорода биография текст

Работая на такой должности, Григорий познакомился и стал часто общаться с фаворитом императрицы графом Кириллом Разумовским. Сковорода жил в Санкт-Петербурге с 1741 по 1744 годы и за это время ему не раз доводилось гостить в имениях Разумовских и Полтавцевых.

Киевская академия, путешествие по Европе

В 1744 году Григорий Сковорода был уволен с должности придворного певчего, теперь он, как придворный уставщик, поехал с императрицей Елизаветой и её свитой в Киев.

Григорий продолжил прерванное обучение в академии, вскоре он стал солистом академического хора, начал писать музыку. Здесь же он прослушал лекции архиепископа Георгия Конисского.

В 1750 году Григорию выдалась возможность поехать в Европу с генерал-майором Фёдором Степановичем Вишневским, близким другом графа Разумовского. Это была русская миссия в Токай по закупке вин для императорского двора.

Миссия продолжалась в течение трёх лет и за это время Сковорода, желая ознакомиться с культурным наследием Европы, пешком обошёл Польшу и Австрию, Венгрию и Италию.

Харьковский и московский период

Вернувшись из путешествия по Европе, Григорий пробовал себя в разных направлениях. Он работал в Переяславском коллегиуме при духовной семинарии, преподавал там поэтику, однако был уволен из-за своих прогрессивных взглядов.

С 1754 года был домашним учителем у дворянского мальчика Васи Тамары.

Однако отношения с родителями ученика у Григория не ладились. Отец Васи постоянно подчёркивал своё превосходство над учителем, а мать считала Сковороду недостойным преподавателем. Они расстались ещё до окончания контракта.

поэт сковорода биография текст. Смотреть фото поэт сковорода биография текст. Смотреть картинку поэт сковорода биография текст. Картинка про поэт сковорода биография текст. Фото поэт сковорода биография текст

Уволившись, Григорий Сковорода отправился в Москву, где его приютили в Троице-Сергиевой Лавре, там он не только жил, но и пользовался богатейшей библиотекой. За годы своего пребывания в Лавре, Григорий изучил немало книг. Ему даже предлагали остаться на должности библиотекаря, но Сковорода жаждал странствий.

Однако странствовать у него не получилось, в 1755 году он получил письмо от отца мальчика Васи Томары, где тот извинился и просил продолжить обучение сына. До 1758 года Сковорода снова находился в Переяславе.

С 1759 по 1769 годы Сковорода занимался преподавательской деятельностью в Харьковском коллегиуме, откуда его трижды увольняли ввиду его взглядов, а позже снова принимали на работу.

Период странствий

Преследования светской и духовной власти вконец надоели Григорию и, в очередной раз уволившись из коллегиума, он стал вести странствующий образ жизни. Как философ-богослов он скитался по Приазовью, Малороссии, Воронежской, Курской, Слободской и Орловской губерниям. Надолго он останавливался в Ростове в Области войска Донского.

Философ общался с закрепощёнными крестьянами, угнетёнными казаками, выступал против официальной религии, всё больше обращался к природе и человеческому разуму.

Его многократно пытались «приручить»:

Он всем отвечал отказом, ни «панство большое», ни «лакомство несчастное» ему были не нужны.

поэт сковорода биография текст. Смотреть фото поэт сковорода биография текст. Смотреть картинку поэт сковорода биография текст. Картинка про поэт сковорода биография текст. Фото поэт сковорода биография текст

Всё своё свободное время Сковорода проводил в полях и рощах. Спал он не больше четырёх часов. Как только пробивались первые лучи солнца, он уже был на ногах. Григорий надевал простую широкую сорочку, в руки брал свирель, посошок и сумку с книгами и шёл куда глаза глядят. Ел он один раз в день на закате солнца, придерживался нестрогого вегетарианства, употреблял сыр, овощи и молоко. Всегда был добрым и весёлым, за что люди его любили и постоянно искали с ним общения. На лоне природы он особенно любил читать Библию.

Произведения

Свой сборник лирических произведений «Сад божественных песен» он создавал с 1757 по 1785 год.

Наиболее широкую известность получила песнь «Всякому городу нрав и права», она была написана в сатирическом духе и высмеивала помещиков, ростовщиков и купцов. Позднее песнь была положена на музыку и исполнялась певцами-кобзарями.

Особенной популярностью пользовались также его «Харьковские басни», написанные в прозе:

Он переводил греческие и латинские тексты Плутарха и Цицерона. Является автором таких философских разговоров:

поэт сковорода биография текст. Смотреть фото поэт сковорода биография текст. Смотреть картинку поэт сковорода биография текст. Картинка про поэт сковорода биография текст. Фото поэт сковорода биография текст

Смерть и память

За два месяца до своей смерти Григорий отправился в Орловскую губернию. Своему ученику он оставил на сохранение все рукописи.

Приближение смерти Григорий чувствовал, он помылся, оделся в чистое, лёг на лавочку и умер. Произошло это 9 ноября 1794 года в селе Ивановка Харьковской губернии. Философ сделал одно-единственное завещание – написать на его могиле «Мир меня ловил, но не поймал».

Память о великом мыслителе хранят благодарные потомки. На Украине многие высшие учебные заведения и исследовательские учреждения носят его имя.

В Харьковской области есть действующий литературно-мемориальный музей Григория Сковороды.

Портрет Григория был изображён на почтовых марках СССР и Украины, на украинской 500-гривневой купюре также изображение великого мыслителя.

В начале августа 1987 года ученые крымской обсерватории открыли малую планету, ей дали имя Григория Сковороды.

Источник

Григорий Сковорода

поэт сковорода биография текст. Смотреть фото поэт сковорода биография текст. Смотреть картинку поэт сковорода биография текст. Картинка про поэт сковорода биография текст. Фото поэт сковорода биография текст

3 декабря 1722 года родился Григорий Сковорода, самобытный философ

Личное дело

Почувствовав склонность мальчика к наукам, отец отправил его учиться в Киев. Согласно архивным исследованиям, он поступил в Киевскую духовную академию в 12 лет и учился в ней с перерывами с 1734 по 1741 и с 1744 по 1745 годы.

Первый период обучения закончился тем, что в сентябре 1741 года Сковорода по настоянию псковского епископа митрополита Рафаила был отправлен в Глухов вместе с тремя музыкантами.

Академия славилась своим хором. Однажды из Санкт-Петербурга приехал специальный посланец с поручением — отобрать лучших малороссийских певчих для придворного хора. Сковорода прошёл конкурсный отбор и был отправлен в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербург. Прибыл он туда только в декабре 1742 года, поскольку ехал через Москву, где проходили торжества по поводу коронации Елизаветы Петровны.

В Петербурге Сковорода сблизился с фаворитом императрицы, графом Алексеем Разумовским, происходившим, как и он, из малоземельных днепровских казаков. Он часто гостит в имениях Разумовских и Полтавцевых.

В 1744 году Сковорода в составе свиты императрицы Елизаветы Петровны приехал в Киев. Там он получил увольнение с должности певчего, чтобы продолжить обучение в Киевской духовной академии. Выпустили его со службы в звании придворного уставщика.

Во второй период обучения в академии на Сковороду большое влияние оказала жизнь знаменитого киевского путешественника и паломника Василия Григоровича-Барского, объездившего практически всю Европу и Ближний Восток и вернувшегося в Киев за месяц до смерти.

Числясь при токайской миссии, Сковорода с разрешения Вишневского имел возможность надолго отлучаться и путешествовать: «…поехать из Венгрии в Вену, Офен, Презбург и прочия окольныя места» (Офон — ныне Буда, Пресбург — Братислава.). За три года Сковорода побывал в Польше, Венгрии и Австрии. По некоторым данным, также посетил Пруссию и Италию. Во время своих европейских поездок он сумел «доставить себе знакомство и приязнь ученых, а с ними новые познания, каковых не имел и не мог иметь в своем отечестве». Также значительно усовершенствовался во владении языками — латынью, греческим и немецким.

В начале 1750 года Сковорода вернулся в Киев и к занятиям в Академии. По приглашению епископа Переяславского Никодима некоторое время в 1723 году преподавал в Переяславском коллегиуме. В середине июля 1753 года в Переяслав прибыл на епархию новый епископ − Иоанн Козлович. Эта дата стала и вехой в истории украинской литературы XVIII столетия: на приезд церковного иерарха было написано стихотворение − первый из дошедших до нас датированных литературных опытов Григория Сковороды.

Став преподавателем, Григорий должен был позаботиться о составлении собственной учебной «системы». По указанию Никодима он написал «Руководство о поэзии» − трактат по теории стихосложения. Текст «Руководства» не сохранился, однако известно, что составленный Сковородой учебный курс вызвал недовольство епископа, который потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет «по старине». Сковорода с требованием не согласился, и несмотря на замечания, продолжал читать свой курс, ни буквы в нём не изменив.

Епископ затребовал от упрямого учителя объяснения через консисторский (церковный) суд. Григорий ответил, что в своих суждениях о поэзии он исходит из мнений людей, знающих свой предмет, а не из любительских впечатлений лиц несведущих. «При том в объяснении прибавил латинскую пословицу: Alia res sceptrum, alia plectrum, то есть: Одно дело пастырский жезл, а иное — пастушья свирель».

Епископ Никодим расценил это как непростительную дерзость. В итоге Сковорода в 1754 году был уволен из Переяславского коллегиума при духовной семинарии.

В том же 1754 году стал домашним учителем четырнадцатилетнего Василия Томары — сына переяславского полковника Степана Томары, одного из богатейших тогда малороссийских помещиков.

Жил в имении отца мальчика в селе Коврай близ городка Золотоноша. Обедать учителю позволялось вместе с воспитанником за хозяйским столом.

Однако отношения Сковороды с семьёй Томары не сложились, несмотря на вполне достойную оплату учительского труда. Пан Стефан Томара, как звал себя полковник, смотрел на учителя свысока, а его жена Анна Васильевна не считала Сковороду достойным наставником для сына. При этом с самим подопечным Василием у учителя сложились прекрасные отношения. Однажды, когда недовольный учеником Сковорода в шутку назвал его «свиной головой», мать ребёнка подняла скандал. В результате этого инцидента Григорий покинул Коврай до окончания контракта.

Уйдя из имения Томары он некоторое время прожил в Переяславе, а потом отправился в Москву вместе с ехавшим из Киева в Славяно-греко-латинскую академию иеромонаху Владимиру Калиграфу, своего знакомого по ученью. Известно, что иеромонах вез с собой труды Эразма Роттердамского и Лейбница. Вполне вероятно, что в пути Сковорода ознакомился с этими сочинениями.

Точный срок пребывания Сковороды в Москве неизвестен, известно лишь, что там он прожил около года: с 1755 по 1756 год, Приют нашёл в Троице-Сергиевой лавре, где сблизился с «многоучёным» настоятелем Кириллом Лящевецким, который также происходил из казаков. В лавре Сковорода не только жил, но и мог пользоваться библиотекой. В частности, греческие рукописи из Троице-Сергиевой лавры заложили основу для написания Сковородой произведения «Сад божественных песней». Лящевецкий предлагал Сковороде остаться в Троице-Сергиевой лавре и занять в ней должность библиотекаря, но философ, желавший продолжить странствие, отказался от этого предложения.

По прошествии года Сковорода получил известие о том, что пан Стефан Томара просит у него прощения и приглашает вернуться в Каврай, чтобы продолжить обучение его сына Василия. Томара даже обратился к общим знакомым, чтобы убедить философа вернуться, поскольку сын его скучает по Григорию, и сам родитель очень сожалеет о потере такого хорошего учителя.

Ради мальчика Сковорода вернулся в имение Томары и прожил там до 1758 года. Именно в этот период он начал по-настоящему сочинять стихи – не по заказу для торжественных случаев, а от души. Когда позднее Сковорода решил собрать всё, что было написано когда-то в каврайские годы, он выделил тридцать стихотворений в отдельный сборник. Так появился «Сад божественных песней».

В 1759 году Сковорода по приглашению архиерея Иоасафа (Горленко) преподавал в Харьковском коллегиуме. После окончания учебного года ему было предложено принять монашеский постриг. Постриг открыл бы перед Сковородой дорогу к высшим церковным званиям, однако он отказался и покинул коллегиум.

Около двух лет Сковорода прожил в окрестностях Белгорода, зазванный в гости знакомым помещиком из села Старица. Об этих годах жизни философа практически ничего неизвестно.

Весной 1762 года Сковорода познакомился с 17-летним харьковским студентом-богословом Михаилом Коваленским, который стал его ближайшим учеником и другом, хотя разница в возрасте между ними составляла 23 года. Ради Коваленского философ снова возвращается в Харьковский коллегиум. Вместо прежней должности он испросил себе синтаксический класс (где числился Коваленский), а также взялся преподавать греческий язык. С сентября 1762 по июнь 1764 года вокруг Сковороды формируется целый круг учеников и сподвижников – в основном, из детей священнослужителей, которые были друзьями Михаила Коваленского, либо состояли с ним в родстве.

После смерти архиерея Иоасафа новым архиереем стал Порфирий (Крайский), у которого Сковорода не пользовался благосклонностью. В 1764 году после окончания учебного года Сковорода был вынужден покинуть Харьковский коллегиум.

Однако епископ митрополит Самуил был недоволен тем, что катехизис читает светский человек, и критически оценив курс философа, весной 1769 года уволил его. После этого Сковорода к преподавательской деятельности более не возвращалтся.

После увольнения Григорий Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Малороссии, Приазовью, Слободской, Воронежской, Орловской и Курской губерниям.

Изюм, Бурлук, Бабаи, Гусинка, Дисковка, Купянск, Маначиновка, Чугуев, Липцы, Должок, Ивановка − вот далеко не полный список городских и сельских населенных пунктов, в которых жил Сковорода с шестидесятых по девяностые годы.

В 1774 году Григорий Сковорода оканчивает в имении Евдокима Щербинина в селе Бабаи «Басни харьковские», посвятив их станционному смотрителю города Острогожска Афанасию Панкову. Афанасий также появляется в «Диалогах» Сковороды как заядлый спорщик.

В 70-е годы Сковорода проводил много времени в Воронежской губернии у близких друзей помещиков Тевяшовых, в доме которых «отогревался душой и телом». Диалог «Кольцо» и следом за ним «Алфавит, или букварь мира» Сковорода в 1775 году посвятил «Милостивому государю Владимиру Степановичу, его благородию Тевяшову».

«Икону Алкивиадскую», законченную в 1776 году, Сковорода адресует отцу Владимира — Степану Тевяшову. Ему же посвящён переведенный Сковородою с латинского диалог Цицерона «О старости».

В 1781 году Сковорода едет в Таганрог к брату своего любимого ученика Михаила — Григорию Коваленскому. В Таганроге философ провел в общей сложности около года.

В 1787 году пишет притчи «Благодарный Еродий» и «Убогий жаворонок».

В 1791 году Сковорода уезжает в село Ивановка. Там он посвящает Михаилу Коваленскому свой последний философский диалог «Потоп Змиин».

Перейдя 70-летий рубеж, Сковорода собирает все свои рукописи, чтобы перед смертью передать их любимому ученику. В тот момент Коваленский жил в Орловской губернии. Несмотря на слабость и преклонный возраст, Сковорода отправился туда, хотя и опасался умереть по дороге. В августе 1794 года он приезжает в имение Михаила Коваленского и передаёт ему все свои рукописи, после чего отправляется обратно на юг.

Григорий Сковорода скончался 29 октября (9 ноября) 1794 года в доме коллежского советника Андрея Ковалевского в селе Ивановка Харьковской губернии. Там же и похоронен в могиле, которую, по преданию, выкопал собственноручно. Согласно его завещанию, на надгробии философа сделали надпись: «Мир ловил меня, но не поймал».

Чем знаменит

поэт сковорода биография текст. Смотреть фото поэт сковорода биография текст. Смотреть картинку поэт сковорода биография текст. Картинка про поэт сковорода биография текст. Фото поэт сковорода биография текст

Странствующий философ-моралист Григорий Сковорода считается первым самобытным философом Российской империи и родоначальником русской религиозной философии. «Харьковского Диогена», снискавшего славу анархиста-отшельника и религиозного вольнодумца, иногда даже называли «еретиком». На протяжении всей жизни он проповедовал так называемое «мирское монашество», критикуя официальную религию за догматизм и паразитическую жизнь монахов. Философ отмечал неискренность церковных обрядов и считал, что для познания Бога вполне достаточно природы и ее истинных чудес.

Его «Начальная дверь ко христианскому добронравию», в сущности, не была каноническим катехизисом, хотя и содержала разбор Десятисловия пророка Моисея. «Начальную дверь» можно рассматривать как введение в философию самого Сковороды. Здесь намечены все главные темы книг, которые он напишет позднее: проблема двух натур − «видимой» и «невидимой»; проблемы самопознания и счастья; вопрос о преемственности мировых культур.

«Сковорода имеет специфическую прелесть примитива, чары соединения гениальности с наивной и целомудренной скованностью культурных форм, и эта прелесть, как неповторимая, навсегда останется за ним», — писал о творчестве философа В. Эрн.

Сочинения Сковороды при его жизни не издавались, их распространяли в рукописных копиях. Первые издания его трудов относятся к середине XIX века.

В официальной советской пропаганде Григорий Сковорода рассматривался как «крестьянский демократ» и «просветитель народа». Интерес к его личности и трудам среди будущих советских историков, философов и партийных деятелей ещё до революции пробудил Владимир Бонч-Бруевич. В 1912 году сочинения Сковороды были подготовлены Бонч-Бруевичем к изданию в серии «Материалы по истории русского сектантства». Поскольку Бонч-Бруевич был близким другом В. И. Ленина, его усилиями Сковорода был включён в подписанный Лениным «План монументальной пропаганды» от 30 июля 1918 года. Таким образом, Сковорода был официально включён в список исторических лиц, обязательных для упоминания в целях распространения коммунистической пропаганды. Этим и объясняется обилие исследований философии Сковороды и возведение многочисленных памятников в его честь в советскую эпоху.

О чем надо знать

Личность Георгия Сковороды со временем обросла множеством мифов и легенд. Списки его стихотворений и диалогов передавались из рук в руки, быстро множились, а параллельно выросла целая литература «псевдо-Сковороды». Его авторству приписывались самые разнообразные творения, начиная от песен запорожских казаков и заканчивая тяжеловесными наукообразными трактатами.

Жизнь странствующего философа провоцировала современников и потомков на сочинение всевозможных побасенок и легенд о нем. В частности, молодой харьковский литератор Измаил Срезневский написал повести «Воспоминания стариков и старушек о Григории Саввиче Сковороде» и «Майор, майор!». В последней изложил историю о несостоявшейся женитьбе Григория Сковороды на дочери отставного майора из Валковских хуторов. Якобы оказавшийся там Сковорода с первого взгляда влюбился в застенчивую дочь майора и дело уже дошло свадьбы, но в последний момент испугавшийся семейной жизни философ сбежал из-под венца прямо от алтаря.

В середине XX века была предпринята попытка разыскать в Валках сведения, подтверждающие интригу повести Срезневского. Но кроме устных преданий, которые вполне могли иметь источником саму повесть, ничего более достоверного найдено не было.

Еще один харьковский литератор Александр Хаждеу опубликовал несколько фрагментов из трактатов и писем, якобы принадлежащих философу, которые вполне соотносятся с манерой Сковороды, но скорее всего, являются стилизацией, поскольку автографов или списков, соответствующих опубликованным текстам, Хаждеу не предоставил.

В народе также ходило множество сказаний о встречах философа-бессребреника с императрицей Екатериной II, построенных по принципу «царь и мудрец из простонародья». Например, бытовала история о том, как Екатерина, путешествуя по югу России, захотела повидаться с философом-странником. Гонец нашел Сковороду, сидевшего на взгорке и игравшего на свирели для пастуха и его овец, и передал ему приглашение императрицы. На что философ непочтительно заявил: «Мне свирель и овца дороже царского венца».

Прямая речь

О странствиях: «Не ищи щастья за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шаре земном, не броди по Иерусалимам… Воздух и солнце всегда с тобою».

О причинах своего отказа принять монашеский постриг: «Разве вы хотите, чтоб и я умножил число фарисеев? Ешьте жирно, пейте сладко, одевайтесь мягко и монашествуйте! А Сковорода полагает монашество в жизни нестяжательной, малодовольстве, воздержанности, в лишении всего ненужного, дабы приобресть всенужнейшее, в отвержении всех прихотей, дабы сохранить себя самого в целости, во обуздании самолюбия, дабы удобнее выполнить заповедь любви к ближнему, в искании славы Божией, а не славы человеческой».

Из письма Григория Сковороды Михаилу Коваленскому: «Вот ведь какая новость − неожиданно ты стал являться мне, моей душе. Когда я встречаюсь со своими музами, то тут же и ты у меня на уме, и мне кажется, мы вместе наслаждаемся дарами Камен, вместе шествуем по Геликону. Право же, для полной и истинной дружбы, которая так чудесно может оживить человека к новой жизни и сгладить её острые углы, для такой дружбы, оказывается, необходимы не только взаимная чистота помыслов и сродность душ, но ещё и сходство занятий… Но признаюсь в своей к тебе благорасположенности: тебя бы я всё равно любил, даже если бы ты был совсем чужд нашим музам. Я любил бы тебя за ясность твоей души, за твои порывы ко всему достойному,− не говоря уж про остальное, любил бы, будь ты сама простота, никогда не видавшая, как говорится, аза в глаза. Теперь же, когда я вижу, как ты вместе со мной увлёкся греками (стоит ли тебе объяснять, как высоко я их ставлю) и литературою римлян, которая, если отрешиться от её вульгаризмов и площадных шуточек, в остальном служит только прекрасному и полезному,− когда я вижу всё это, то в душе моей утверждается такая любовь к тебе, которая с каждым днем прибывает и крепнет, и для меня уже нет в жизни ничего более необходимого, чем видеться и говорить с тобой и такими, как ты».

9 фактов о Григории Сковороде:

Материалы о Григории Сковороде

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *