подросток не может найти себя в жизни
Как помочь подростку понять, чего он хочет от жизни? Рекомендации родителям
К концу одиннадцатого класса многие подростки пребывают в растерянности. Они не знают, что делать дальше. Даже не в плане учебы. А вообще, чем заниматься в жизни.
Мы расскажем о том, как помочь подростку понять, чего он хочет добиться до старости. И как научить его определять, чего он хочет получить от жизни.
О том, чего подросток хочет на самом деле
Когда подросток хочет чего-то добиться в жизни, то это довольно глубоко сидит у него внутри. Осознание того, что у него есть определенная глобальная цель, окрыляет. Вызывает положительные эмоции. И делает так, что тинейджеру хочется действовать для достижения своей цели каждый день.
Не нужно навязывать подростку свои мечты. Возможно, для вас важным в жизни является иметь высокий доход. А для подростка глобальная цель может быть абсолютно другой. И, если она не совпадает с вашей, то это абсолютно нормально. К примеру, вы можете хотеть того, чтобы подросток стремился к богатству. А ему будет достаточно иметь средний доход. И, при этом, крепкую семью.
Помогите подростку найти цель жизни, от которой у него будут идти мурашки по коже
В обязательном порядке помогите подростку найти цели в своей жизни. Пригласите его в ресторан. Закажите чашечку кофе или чая. И поговорите с ним о том, чего он хочет достичь в жизни.
Скорее всего, у тинейджера уже есть представление о том, в какую сторону двигаться. И что делать дальше. Например, он может описать цель своей жизни следующим образом:
Если глобальной цели в жизни у подростка пока нет, то предложите ему варианты того, какой она может быть. Скажите тинейджеру, что он, например, может начать прекрасно себя чувствовать, если откроет бизнес и заработает много денег. Или если ударится в благотворительность. Откроет приют для собак. И будет заниматься благим делом.
Главное, чтобы ребенок загорался от мысли о своей цели жизни. Чтобы это служило его внутренней мотивацией. А также многим другим.
Помогите подростку определиться со своими ценностями
Чтобы понять, чего хочется от жизни, тинейджер должен проанализировать себя. Осознать то, какими ценностями он обладает. И что для него по-настоящему важно. Хобби, увлечения, семья или что-то еще.
Определиться со своими ценностями подростку предстоит следующим образом.
Подростку нужно расписать те ценности, которые для него важны
Скажите подростку, что список ценностей он составляет исключительно для себя. Он не должен его вам показывать. И объяснять, почему он поставил определенную ценность ниже, чем другую.
Скажите тинейджеру, что список может состоять из абсолютно разных ценностей. Важно, чтобы их было не более десяти. Поскольку с большим количеством ценностей будет сложнее работать.
Список может выглядеть следующим образом:
Так тинейджер может вписывать абсолютно разные свои увлечения. Их должно быть десять.
Очень важно, чтобы у подростка была возможность делать отметки справа от своих увлечений. Там он будет ставить цифры. Которые будут сигнализировать о приоритете определенного увлечения.
Подростку нужно сравнить каждый из пунктов
На следующем этапе, после того, как список составлен, тинейджеру нужно поступать следующим образом. Он в обязательном порядке должен будет формировать пары из нескольких увлечений. Например, Семья-Отдых дома. А затем сравнивать их. Попутно проставляя отметки напротив них.
Тинейджер должен проставлять баллы для каждого своего увлечения. Сравнивая их друг с другом. Важно, чтобы он не корил себя. В случае, если, например, окажется, что семья получит 0 баллов. И что отдых дома для него важнее. Это не так. Просто отдых для него имеет больший приоритет, чем общение с родственниками в конкретный период дня.
Подростку нужно посчитать, сколько баллов в итоге имеет каждая ценность
После того, как тинейджер сравнит каждую ценность, он должен занести данные в таблицу. А затем сложить их. И понять, какие ценности являются более приоритетными. А какие отходят на второй план.
Помогите подростку определиться с главными ценностями
Помогите тинейджеру понять, какие его ценности являются наиболее приоритетными из всех остальных. Определить это можно по наибольшему количеству баллов. Например, у тинейджера могут получиться наиболее приоритетными следующие ценности:
В этом случае тинейджер сможет понять свои приоритеты в жизни. И начать развиваться в направлении их достижения.
Например, найдет себе девушку. Заведет с ней серьезные отношения. Параллельно с этим будет учиться. На старших курсах переведется на заочное отделение. И будет зарабатывать деньги, параллельно получая знания.
Правильно расставив приоритеты в жизни, подросток начнет грамотно распоряжаться своим временем. А также жизнью. Следовательно, он будет получать удовольствие от тех действий, которые проделывает.
Чем полезно упражнение на определение приоритета ценностей?
Если тинейджер сможет понять себя, то перед ним откроются безграничные возможности. Он больше не будет сомневаться в завтрашнем дне. И будет знать, что делать дальше.
Подготовьте подростка к тому, что, для достижения глобальной цели в своей жизни, ему придется упорно трудиться
Скажите тинейджеру, что его глобальная цель жизни может быть непонятна окружающим. К примеру, если он выберет не заводить семью, а все свободное время уделит карьере, это, безусловно, вызовет негативный отклик у общества. Однако, подросток не должен на это обижаться. Бояться общественного порицания. Сходить с первоначального пути.
Подросток должен понимать себя и свои мысли. Знать, чего хочет добиться от своей жизни. И двигаться в выбранном направлении. Вне зависимости от того, что скажут окружающие.
Подготовьте подростка к тому, что в дальнейшем ему предстоит выходить из зоны комфорта. Ему наверняка будет страшно кардинально менять свою жизнь и двигаться в направлении глобальной цели. Однако, страх не должен снижать его энтузиазм. А также провоцировать на то, чтобы сойти с пути.
Страх должен стать лучшим друга подростка. Он должен понимать, что если боится сделать какое-то важное действие, то все делает правильно. Значит, это решение выведет его из зоны комфорта. И сделает так, что тинейджер достигнет результата.
Подросток должен получать удовольствие от дела своей жизни
Также, объясните подростку, что он в обязательном порядке должен наслаждаться делом своей жизни. Если, например, он начал заниматься благотворительностью и создал приют для собак, то это должно доставлять ему радость и максимальное удовольствие. Если подросток будет наслаждаться своей работой, то проживет счастливую жизнь.
Как найти себя: 3 этапа самоопределения подростков
Зачем нужен наставник, и как выбрать профессию самостоятельно
Процесс самоопределения обычно начинается в 6–7-м классе. До этого возраста ученики ходят в школу ради учёбы и общения — одним науки даются непросто, другим нравится узнавать новое. В какой-то момент школьники достигают определённого уровня: что и как делать уже понятно, но возникает вопрос «Зачем это нужно?». Когда учебные навыки освоены, просто так ходить на уроки уже неинтересно. Ученики, которые умеют находить информацию, запоминать материал, выполнять задания, хотят видеть смысл и начинают искать его.
тьютор «Фоксфорда», специалист по навыкам XXI века
Поиск смысла — задача очередного этапа взросления, когда молодые люди пытаются связать свои сегодняшние занятия с будущим. Подростки пробуют ставить первые серьёзные цели, при этом смотреть в будущее бывает страшно, ведь неизвестно, что ждёт впереди. Чтобы обрести уверенность, стоит лучше узнать самого себя и взрослый мир, частью которого становится каждый выпускник.
Этап I: расширение представлений о себе и о профессиях
Оценка себя
На этом этапе важно решить две задачи: узнать свои сильные стороны, определить зоны роста и составить список из 10–20 привлекательных профессий. Разобраться в себе и получить оценку своих способностей можно разными способами. Чтобы школьник лучше понял свои желания, склонности и особенности общения, посоветуйте ему вести личный дневник.
Другой способ получить разные оценки своих способностей и интересов — тесты профориентации. Не все они одинаково информативны, например, не стоит придавать большого значения онлайн-тесту из 5–10 вопросов «Способны ли вы работать в команде» или «Подходит ли вам профессия адвоката». Польза таких опросников в том, что они дают пищу для размышлений и самоанализа.
Более полную картину разных сторон личности даёт методика «360 градусов». Коучи и профориентаторы позаимствовали её из практики HR-специалистов. Суть методики в том, чтобы получить оценку ваших качеств и поступков с разным статусом: учителей и наставников, сверстников и друзей, младших товарищей и новичков, например, в спортивной секции. Ответы разных людей сравнивают и анализируют: то, в чём сходятся все, скорее всего, верно в отношении школьника. Наставники в «Фоксфорде» помогают подготовить вопросы и выбрать людей для проведения оценки.
Как выбрать интересные профессии
Обычно подростки в первую очередь обращают внимание на работу родителей. Например, папа — дизайнер, поэтому школьник устанавливает графические редакторы и пробует создавать макеты. Если мама занимается предпринимательством, школьник может начать свой бизнес в интернете. Знакомые всем профессии детского доктора, воспитателя, повара, полицейского, учителя современных подростков не привлекают.
Часто школьники не владеют словарём профессий, не могут сказать, кем работают родители. Вместо этого я слышу, например, «Папа делает картинки» или «Мама пишет сценарии». О том, что есть профессия сценариста, пикчера или графического дизайнера, мало кто знает.
На первых встречах со школьником я выясняю, какие профессии он знает, какая сфера кажется ему интересной. Как правило, молодые люди почти ничего не знают о работе специалистов в выбранной области, поэтому я даю ссылки на полезные материалы. В блоге «Фоксфорда» представители творческих, инженерных, медицинских, педагогических профессий, а также студенты и преподаватели регулярно делятся опытом и оценивают карьерные перспективы. О вузах и специальностях подробно рассказывают на сайтах для абитуриентов, например «Поступи онлайн», «Вузопедия», «Поступай правильно».
Когда школьник изучил информацию и составил первое представление об одной или нескольких сферах деятельности, мы рассматриваем разные профессии. Чтобы сузить перечень для последующего выбора, его сначала нужно расширить. Поэтому я обращаю внимание молодых людей на смежные специальности и профессии XXI века. Рынок труда меняется, и, по оценкам экспертов, через несколько лет часть профессий исчезнет, но появятся новые.
На встречах с наставником школьник анализирует преимущества работы в разных областях и навыки, которые требуются в каждой сфере. Мы используем методики для оценки мягких и твёрдых навыков — soft and hard skills.
Программа сопровождения включает занятия для прокачки навыков, например с помощью коммуникативных техник или приёмов тайм-менеджмента. Моя задача — показать ученику, как обнаружить дефицит умений и эффективно его восполнить, чтобы быть конкурентоспособным и в вузе, и на рынке труда.
Цель профориентатора не в том, чтобы человек выбрал одну-единственную профессию, а научить выбирать. Бабушки и дедушки нынешних школьников всю жизнь занимались одним делом, родители почти всегда работают не по первой специальности, а самим ребятам придётся учиться и самоопределяться постоянно. К этому мы и готовим подростков — учим понимать себя и ориентироваться на рынке образовательных возможностей и вакансий.
Первый этап требует времени для поисков и размышлений, поэтому я советую начинать думать о будущей профессии в средней школе. Когда на консультацию приходят десятиклассники, приходится проживать процесс знакомства с собой и миром профессий в ускоренном режиме. Младшие подростки могут позволить себе рассмотреть с десяток специальностей или до пяти крупных направлений. В дальнейшем они уточнят свой выбор в ходе профессиональных проб. У старшеклассников остаётся менее двух лет на самоопределение и подготовку к экзаменам, поэтому я советую выбирать один-три варианта и переходить к следующему шагу.
Этап II: профессиональные пробы
Чем больше времени до выбора экзаменов, тем больше возможностей глубоко изучить профессии и примерить на себя разные варианты. Ко мне часто обращаются ученики 10-х классов, поэтому мы быстро сужаем выбор, чтобы успеть познакомиться с каждой профессией.
Вместе с родителями и подростком мы обсуждаем, какого рода пробы семья может себе позволить с учётом стоимости и времени. Это могут быть образовательные лагеря, школы юных, например, химиков, летние школы при университетах, онлайн-курсы, мастер-классы, очные курсы профессиональной подготовки или волонтёрство, скажем, в приюте для животных. Одни пробы длятся несколько дней: курс, добровольческая акция, другие могут растягиваться на целый учебный год.
Если школьник хочет стать кинологом, ему стоит проверить свои намерения в общении с реальными собаками. Некоторые благотворительные фонды помогают волонтёрам адаптироваться, знакомят с миром животных, обучают азам профессии. В результате подросток узнаёт новое о себе, при этом неважно, укрепился он в своём стремлении или передумал. Главное — продвинуться вперёд, уточнить свою цель.
Неудачных профессиональных проб не бывает. Если проба состоялась, она помогает понять, в верном ли направлении движется молодой человек. Так, на встрече с животным может выясниться, что подростку неинтересно бегать по площадке и давать команды. Если при этом школьник хочет изучать поведение и характер животных, стоит рассмотреть, например, профессию зоопсихолога.
Школьники, которые прошли этап проб до 9-го класса, успевают подать документы и поступить в предуниверсарий — старшие классы в лицее или гимназии при вузе. Там они оказываются в среде единомышленников, глубже изучают интересные и дополнительные предметы по выбранному профилю.
Этап III: выбор образовательной программы и учебного заведения
Третий этап актуален для выпускников, при этом не все школьники, которым нужна помощь с профориентацией, поступают в вузы. Иногда я работаю с ребятами, которые готовятся к ОГЭ и выбирают колледжи. Ученики 10-х классов должны определиться, поступают они на платное или на бюджет, в российские или зарубежные университеты, на какие программы.
Иногда школьник выбирает профессию, которой ещё не существует на рынке труда и к которой не готовят в вузах. Не стоит отказываться от своей мечты, нужно готовиться, развиваться: приобретать необходимые знания и развивать навыки XXI века.
Для любой профессии будущего уже сейчас можно заложить основу
Например, экопроповеднику необходимо знать биологию и уметь выстраивать коммуникацию. Знания о живом студенты приобретают на биологических факультетах, а общаться учатся на курсах, тренингах и краткосрочных программах. Хотя сейчас экопроповедников в России не готовят, ничто не мешает начать осваивать эту профессию по собственному индивидуальному плану.
Кейс «Выбор инженерной специальности»
В этом году один десятиклассник выбирал между инженерным делом, предпринимательством и архитектурой. В результате вдумчивой работы по самоопределению он решил стать строителем. Расскажу, как это происходило.
Варианты инженерии и бизнес-менеджмента были понятны и самому старшекласснику, и его родителям, а идея поступать в архитектурный возникла в последнюю очередь. На первых встречах с молодым человеком мы выяснили, что у него развито пространственное мышление, он успешно решает геометрические задачи. При этом на архитектурные специальности необходимо сдавать экзамены по графике, уметь рисовать от руки. Впереди у старшеклассника было почти два года, так что он стал прорабатывать этот вариант.
Одна моя знакомая не посещала художественную школу, но подготовилась и поступила в художественный вуз. Он не был в числе ведущих университетов, и учиться ей пришлось на платном, но всё-таки она сумела подготовиться за короткое время.
Десятиклассник взял тайм-аут и на зимних каникулах ещё раз взвесил все за и против относительно каждой специальности. Он имеет способности к черчению, но при этом увлекается физикой. При поступлении на менеджмент есть риск не пройти по конкурсу из-за ЕГЭ по обществознанию. Этот предмет не был в приоритете, а сейчас на подготовку к нему нет времени.
Вернувшись с зимних каникул, ученик выбрал для профессиональной пробы «Курс молодого инженера» при МГТУ им. Баумана. Он много читал об инженерных специальностях, кем работают специалисты, сколько зарабатывают, каковы карьерные перспективы в России и за рубежом. Молодой человек решил соединить свою тягу к архитектуре и желание серьёзно изучать физику в профессии инженера-строителя.
Мы уже прошли этап выбора вузов, так что старшеклассник уже умел собирать и анализировать информацию. Теперь он решил поступать не в российский, а в зарубежный вуз, так что сейчас применяет полученные навыки на практике. Молодой человек сравнивает рейтинги университетов, требования к иностранным абитуриентам, условия получения стипендий.
Кейс «Выбор творческой профессии»
Старшеклассница сама начала рисовать карандашом, красками, мечтала о цифровом планшете. Девушка хотела попробовать силы в цифровой графике, осваивать разные программы. При этом у неё не было ни идеи будущей профессии, ни любимых школьных предметов, от которых можно было бы отталкиваться.
Мы сразу стали рассматривать спектр творческих профессий: дизайнер, художник, иллюстратор. В результате девушка выбрала три варианта для профессиональных проб: UX/UI-дизайнер — разработчик интерфейсов, художник-иллюстратор и графический дизайнер. Пожеланий по уровню зарплаты или карьерному росту ученица не высказывала. Главное для неё было найти своё призвание, заниматься интересным делом.
В качестве вступительных испытаний на программу графического дизайна сдают рисунок, живопись и композицию. К этим экзаменам нужно готовиться уже сейчас. Творческие конкурсы в вузах проходят по-разному, поэтому задача старшеклассницы — собрать информацию и проранжировать вузы и программы по сложности. Где-то требуется английский язык, где-то необходимо предоставить портфолио с работами — нужно изучить все требования и оценить свои шансы.
Мы договорились, что девушка поедет на дни открытых дверей, задаст вопросы представителям вузов, прочувствует атмосферу разных университетов. Поскольку старшеклассница легко поддаётся волнению, в индивидуальную программу работы мы включили упражнения для управления стрессом и прокачки эмоционального интеллекта.
С помощью интеллект-карт молодые люди планируют свои шаги по самоопределению и исследованию профессий.
Как помочь старшекласснику в самоопределении
Когда ребёнок на выходе из школы не знает, куда пойти, тревожится не только он сам, но и родители. Поговорите со школьником, расскажите ему об этапах самоопределения и выясните, какого опыта и знаний ему не хватает. Вот краткий перечень советов для молодых людей, которые хотят выбрать профессию.
Метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.
7 причин, по которым ваш ребёнок не может найти своё место в жизни
Обычно от человека ждут, что окончив школу и университет, он сразу устроит свою жизнь и будет преуспевать. Рассказываю, почему большинству людей приходится потратить долгие годы, чтобы этого добиться, и что сделать родителям, пока ребёнок ещё маленький.
Я пишу этот текст после прочтения труда Джеффа Фаджаса «Как стать гением». Кто такой гений? Это человек, который нашёл своё место в жизни и сумел стать лучшим. Там в оригинале советов было десять, но я сократила их число до семи — остальное обычным людям не очень-то нужно. Итак, почему ребёнку так трудно найти себя?
1. Он просто не знает, чем хочет заниматься
Талант есть у каждого, но одним просто его найти: научился читать в шесть лет, попробовал писать сам, понял, что хочет стать писателем. А другим сложнее. А если у ребёнка талант танцора балета? Циркового артиста? Археолога? Он может и не узнать о своём призвании, если не попробует всё на свете.
Совет. Не мешайте ребёнку пробовать разные увлечения. Пусть найдёт то, что его действительно интересует. Не злитесь, если он бросает одно и начинает другое — это нормально. Даже обрывочные знания пригодятся ему в жизни. Может, через 15 лет он вспомнит, что начал заниматься живописью, потому что тогда это было слишком сложно.
2. Он не умеет получать удовольствие от работы
Даже любимое дело станет ненавистным, если им заставляют заниматься насильно. Крики, угрозы, наказания отбивают у ребёнка желание работать. Да, он сделает то, что вы просите, но с каждым разом будет смотреть на работу с всё большим отвращением. Ладно, если речь идёт о какой-то не особенно важной мелочи. Но если принуждение отвратит ребёнка от главного дела жизни, это может обернуться катастрофой.
Совет. Если ребёнок капризничает и не хочет учиться, даже если предмет ему в целом нравится, не заставляйте, а вдохновляйте. Придумайте, как сделать так, чтобы он сам захотел учиться. Он будет вам благодарен.
3. Он не умеет переключать внимание
Иногда приходится работать, даже если хочется пойти гулять или поиграть. И не говорите, что во взрослой жизни вы не откладываете дела на бесконечно отдалённое потом. Прокрастинация — одно из главных препятствий на пути к успеху. Сколько было талантливых писателей, которые могли бы, но так ничего и не написали, художников, спортсменов, учёных.
Совет. С детства научите ребёнка управлять временем: составлять распорядок дня, работать, когда запланировано, а не когда деваться уже некогда. И, главное, что сделать вовремя — важнее, чем сделать идеально.
4. Он боится поражений
Часто люди так боятся проиграть, что даже не пытаются выиграть. Себя они считают идеальными, потому что любая мысль о своём несовершенстве вгоняет их в ужас. Но развитие — это поиск ошибок и их исправление. Если бояться поражений, никогда ничего не достигнешь.
Совет. Расскажите ребёнку, что быть неидеальным — это нормально. Проигрывать — это нормально. Любой проигрыш показывает, куда двигаться дальше. Но только если не принимать его близко к сердцу. Если посыпать голову пеплом и называть себя неудачником, то двигаться дальше уже не захочется.
5. Он не умеет общаться с людьми
Человек — животное социальное. Неумение работать в коллективе точно так же может стать препятствием на пути к счастью, как и всё остальное. При этом зависимость от мнения окружающих — это тоже плохо.
Совет. Научите ребёнка слушать и слышать других людей, интересоваться их мнением, оценивать его, но не принимать слишком близко к сердцу. У него своя голова на плечах, он в состоянии самостоятельно принять любое решение. Взрослая жизнь — постоянный поиск баланса между чужими словами и собственными мыслями.
6. Он не может мыслить критически
Принимать любое утверждение на веру так же глупо, как и безрассудно отвергать всё на свете. Здесь тоже требуется баланс. Во взрослой жизни человеку постоянно приходится принимать решения. Пойти в университет, потому что так положено, или сразу начать работать, а знания получать самостоятельно? Родить ребёнка или строить карьеру? Стать юристом или актёром?
Совет. Научите ребёнка принимать решения взвешенно. Не потому, что так положено, не потому, что он сегодня решил быть бунтарём, а потому, что именно это решение лучше всего соответствует моменту.
7. Он не умеет строить планы и корректировать их на ходу
Чтобы двигаться вперёд, нужно понимать, куда именно ты идёшь. Очень часто люди просто плывут по течению и ни к чему не стремятся, у них нет цели, нет желания чего-то добиться. Чтобы добиваться успехов, ребёнок должен понимать, чего он хочет и как этого достичь.
При этом планы бывают ошибочными. Хотел ребёнок стать космонавтом, но понял, что не проходит по здоровью. Хотел спасать мир от зла, но оказалось, что интереснее работать программистом. Уметь отказываться от планов и не упускать возможности, которые предлагает жизнь, тоже очень важно.
Совет. Если ребёнок приходит к вам с какой-то очередной своей хотелкой, попросите его составить план, как ему получить желаемое. Пусть сам предложит, сколько раз нужно помыть посуду, чтобы получить новый смартфон. И какие должны быть оценки, чтобы летом поехать на море. Умение планировать и рассчитывать свои силы здорово пригодится ему в жизни.
Ну и напоследок. Как бы это ни было грустно, но чтобы добиться успеха, ребёнок однажды должен понять, что родители не в состоянии помочь ему на этом пути. Посоветовать и поддержать, научить — да, но решения однажды придётся принимать самостоятельно. Но это уже совсем другая тема — про взросление.