подготовка детей инвалидов к самостоятельной жизни
«Вы все можете сами!»: как обучают самостоятельной жизни молодых людей с инвалидностью
Правительством Москвы выделена субсидия в размере 19,8 миллиона рублей на проект по учебному самостоятельному проживанию для людей с инвалидностью. Суть проекта состоит в том, что юноши и девушки в возрасте от 18 до 45 лет, имеющие ментальные или иные ограничения по здоровью, временно переезжают в специально оборудованные тренировочные квартиры, где под контролем наставников учатся самостоятельно выполнять всевозможные бытовые задачи. Результаты проживания впечатляют: большинство из тех, кто проходит такой курс реабилитации, начинают выполнять задачи, которые до этого казались им невыполнимыми в силу ряда причин: они самостоятельно совершают покупки, готовят пищу и накрывают на стол, делают уборку, стирают и гладят одежду. Порой, в том, что молодые люди с инвалидностью не умеют выполнять, казалось бы, такие обыденные вещи, виноваты родители и их гиперопека.
Первые тренировочные квартиры в Москве были созданы в 2018 году на базе Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство» на Кирпичной улице. С тех пор обучение и реабилитацию здесь прошли 576 человек. В рамках нового проекта курс реабилитации, рассчитанный на 19 дней, смогут пройти 216 инвалидов с различными нарушениями здоровья.
«Мы называем этот проект „Шаг к независимости“, так как молодые люди с инвалидностью благодаря этой программе по-настоящему приобретают независимость. Скоро мы проведем конкурс, привлечем для реализации проекта некоммерческие организации, которые уже успели на деле доказать, что они умеют и могут работать с этими ребятами и давать им нужные навыки», — отметил начальник Управления по социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности Департамента труда и социальной защиты населения Алексей Петров.
В каждой квартире есть кухня со всем необходимым инвентарем для приготовления пищи, бытовая комната для стирки и глажки белья, по два туалета и душевые комнаты. Одна из квартир оборудована для маломобильных граждан — специальный кухонный гарнитур с низкой рабочей панелью и доступом в коляске к плите и раковине, сидячие ванны с потолочной переносной системой. Рядом с проживающими круглосуточно будут находиться социальные психологи, а в дневное время еще и их помощники.
За прошлые курсы реабилитации люди с инвалидностью с успехом обучались в тренировочных квартирах навыкам личной гигиены, уборки своей комнаты, ухода за личными вещами, управления финансовыми средствами, покупки продуктов и товаров первой необходимости, приготовления пищи и мойки посуды.
«Комплексная социально-бытовая реабилитация в тренировочных квартирах проходит курсами по 19 дней. Одновременно сюда могут заехать 36 человек. За это время ребята с инвалидностью обучаются навыкам самостоятельной жизни. Плюс с ними проводятся различные психологические тренинги. Таким образом этот комплекс помогает им адаптироваться в жизни. Здесь с ними находится круглосуточно социальный психолог, который помогает им осваивать все необходимые навыки», — отмечает председатель Правления Региональной общественной организации содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями «Яблочко» Елена Златогуре.
Дело в том, что дома люди с нарушениями развития сильно привязаны к своим родным. А гиперопека зачастую не дает родителям обучить своих детей всем необходимым для них навыкам. В тренировочных квартирах ребята начинают по-другому смотреть на жизнь, а порой и выходить на самостоятельное или сопровождаемое проживание с частичной поддержкой.
«Проживание в тренировочных квартирах мобилизует способности к обучению и помогает людям с инвалидностью в кратчайшие сроки добиться значительного прогресса, вплоть до перехода на следующий уровень самостоятельности сопровождаемого проживания», — подчеркнула Елена Златогуре.
В тренировочных квартирах живут по расписанию. График для всех один: время для подъема, завтрака, гигиенических процедур, уборки комнаты, стирки белья. Никаких поблажек здесь нет. Но именно это и работает! Порой после прохождения курса реабилитации самостоятельного проживания родители не узнают своих детей. Еще три недели назад сын не мог даже самостоятельно очистить яйцо от скорлупы, а теперь он готовит яичницу на плите!
«Самый главный принцип проживания здесь — вы все делаете сами. Родители чаще всего пытаются помочь. Мы же говорим: ты будешь делать сам, не важно сколько у тебя уйдет на это времени: пять минут или пять часов. Психолог лишь может помочь, подсказать, но человек должен сделать в итоге все сам. Родители больше помогают, а мы учим их обретать необходимые навыки. И это сильный, действенный шаг к самостоятельности», — отмечает Елена Златогуре.
Ребята учатся также самостоятельно планировать свой день. Они сообща решают куда пойти завтра, что приготовить и кто будет за что в процессе приготовления пищи отвечать. Также они учатся планировать свой досуг: что лучше — пойти погулять в парк или посмотреть новый фильм в кинотеатре.
В доме на Кирпичной улице также оборудованы реабилитационные ремесленные мастерские, где участники проекта могут заниматься ткачеством, вышивкой, бисероплетением, валянием. Здесь есть комната для проведения песочной терапии.
Большое внимание уделяется психологическим тренингам, нацеленным на развитие личности, коммуникативных способностей, гендерной идентичности и выстраивания отношений с другими людьми.
«Конечно, 19 дней — это не много, но точно и не мало! Ведь предполагается, что человек сделает здесь первый шаг к независимости, а за этим шагом последует целая серия таких шагов. Тренировочные квартиры это очень важный вклад в реабилитацию. Это своего рода социобытовая, социосредовая и социокультурная: ребята здесь учатся и общению, и коммуникациям, и всем необходимым навыкам. Навыки, которые молодые инвалиды получают в тренировочных квартирах, очень важны, ведь они помогут им жить самостоятельно или с минимальной поддержкой. Кстати говоря, программа реабилитации, которую ежегодно дети-инвалиды и молодые инвалиды проходят в центре здоровья „Эволюция“, тоже имеет элементы подготовки к самостоятельному или сопровождаемому проживанию», — сказала председатель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов Юлия Камал.
Действительно, практика показывает, что после проживания в тренировочных квартирах люди с инвалидностью становятся более самостоятельными, а некоторые из них способны себя полностью обслужить и начинают жить отдельно от родителей или покидают интернат. Важным фактом является и то, что благодаря проекту у людей с инвалидностью появляется личная жизнь и заинтересованность друг в друге.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Программа «Шаг» для подготовки к самостоятельной жизни в социуме лиц с ограниченными возможностями в условиях ПНИ
Воспитателем ГБУ ПНИ №16
Пояснительная записка_________________________________________ 3
Цели и задачи программы. Условия реализации_____________________5-6
Примерные темы занятий. Первый шаг___________________________________________________________7-9
Примерные темы занятий. Второй шаг шаг__________________________________________________________10-11
Примерные темы занятий. Третий шаг ____________________________12-18
Примерные темы занятий. Четвертый шаг__________________________19-20
По итогам обучения____________________________________________21-22
План занятий по программе «ШАГ»______________________________23-28
Основная задача, стоящая перед государством и обществом, в целом, в отношении инвалидов с психическими недостатками – создание надлежащих условий и оказание помощи в социальной адаптации, подготовке к полноценной жизни.
Программа «Шаг» – это новая форма организации людей с ограниченными возможностями способствующая формированию у воспитанников знаний и умений для самостоятельной жизни в социуме.
Программа разрабатана в виде модели социально-бытовой адаптации и состоит из четырех шагов :
Третий шаг : Хозяйственный. В него входят цикл «Бюджет», «Жилище», «Организация питания», «Правильное питание», «Кулинария».
Четвертый шаг: Самостоятельный. «Самопрезентация и технология самостоятельного трудоустройства», »Правовые нормы социального общежития».
При разработке данной программы использовалась «Программа
социальной реабилитации детей-инвалидов 15-17 лет,
проживающих в условиях детских домов-интернатов
Информирование о приемах и правилах ведения собственного хозяйства;
совершенствование практических умений, связанным с самообслуживанием ;
формирование культуры поведения, на основе норм этикета.
Гуманистическая ориентация педагогического процесса;
Адаптирующая педагогика, сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности;
учет психологических закономерностей личностного развития, диагностическое обеспечение дифференциации;
разнообразие методических средств.
Основные организационные функции воспитателя :
обеспечение взаимосвязи всех структурных подразделений интерната;
привлечение специалистов (психологов) к реализации в программе «ШАГ»;
Смена позиции «потребителя» на активную жизненную позицию;
Умение устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;
Умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них;
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТА
проведение открытых занятий;
тесты по пройденным циклам;
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ШАГ»
Занятия проводятся в группах от 7 до 9 человек и по необходимости индивидуально.
Наличие заполненной документации на каждого участника.
Примерные темы занятий (Первый шаг)
1. Знакомство с участниками.
Знакомство с программой
Знакомство с оборудованием кабинета.
Прохождение инструктажа по технике безопасности.
Цикл « Личная гигиена»
Тема 1: Гигиена тела, правильный уход за телом
Гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные гигиенические процедуры. Режим смены белья, носков, чулок. Хранение вещей индивидуального пользования
Тема 2: Правильный уход за кожей головы и волосами
. Типы волос и средства по уходу за ними; последовательность и частота мытья волос; необходимость ношения головного убора.
Тема 3: Гигиена полости рта и правильный уход
Значение зубной пасты для здоровья зубов; назначение бальзама для полости рта; гигиена полости рта после еды; профилактическое обращение к зубному врачу.
Тема 4: Кожа лица и правильный уход
Типы кожи лица; особенности ухода за сухой, жирной и смешанной кожей лица; утренний и ночной уход за кожей лица; косметические средства для ухода за кожей лица: лосьон, крем; скраб, маска – назначение и частота их использования; уход за проблемной кожей лица, необходимость совета с врачом-косметологом; косметические средства по уходу за проблемной кожей лица; бритье, предметы и косметические средства для бритья.
. Виды и назначение противозачаточных средств; о влиянии аборта на организм женщины.
Выбор и покупка лосьонов для тела, дезодорантов, духов, крема для рук и ног, скрабов; правила пользования косметикой для тела. Последовательность ухода за ногтями и кожей рук и ног. Определение своего типа волос; выбор и покупка шампуня, бальзама для волос; последовательность мытья волос; выбор прически; экскурсия в парикмахерскую. Последовательность чистки зубов; использование бальзама для полости рта; выбор и покупка зубной щетки, зубной пасты и бальзама. Определение своего типа кожи лица; выбор и покупка лосьона, крема, скраба, маски, предметов и косметики для бритья; правила пользования косметикой по уходу за кожей лица; последовательность бритья и уход за кожей лица после бритья.
Развитие коммуникативных навыков
Рассказать собеседнику о свойствах, преимуществах своей косметики; диалог в магазине косметики и парфюмерии. Ролевая игра: Диалог в магазине при выборе средств по уходу за волосами; описать запахи шампуня и бальзама. Диалог в магазине при покупке средств по уходу за полостью рта; рассказать врачу о состоянии своих зубов. Диалог в магазине при выборе косметических средств по уходу за кожей лица и средств для бритья; рассказать собеседнику о назначении скраба и маски для лица, последовательности бритья
Цикл :» Одежда и обувь»
Тема 1: Подбор и уход за одеждой
Размер одежды и белья; средства и способы определения размера одежды.Способы ухода за одеждой: ручная и машинная стирка одежды, чистка в химчистке, виды ремонта одежды. Средства и предметы для ухода за одеждой: щетки, пятновыводители. Стили одежды. Подбор по цветовой гамме.
Тема 2: Подбор и уход за обувью
Размер обуви; полнота и подъем ноги; размер зимней обуви. Способы ухода за обувью: мытье и чистка обуви, ремонт обуви в мастерской. Средства и предметы для ухода за обувью; назначение средств и предметов по уходу за обувью
Определение своего размера и роста с помощью сантиметра. Определение размера обуви. Определение способа ухода за одеждой: ручная стирка, машинная стирка, ремонт одежды, химчистка. Определение способа ухода за обувью: мытье и сушка, чистка, ремонт в мастерской. Отработка алгоритма поведения в мастерских по ремонту одежды и обуви в ролевых играх. Экскурсия в мастерские по ремонту одежды и обуви.
Развитие коммуникативных навыков.
Рассказ о себе: аккуратен ли я в одежде? Диалоги в ролевых играх. Диалог в мастерских по ремонту одежды и обуви.
Примерные темы занятий (Второй шаг)
Цикл « Культура поведения»
Невербальные средства общения: жесты, позы, мимика. Правила личного общения: обращение по имени, улыбка, умение слушать и т.д.
Тема 3: Культура поведения в общественных местах.
Бережное отношение к общественной собственности, недопустимость вандализма, порчи имущества.
Отработка алгоритма поведения в различных социумах в социально-ролевых играх и в реальной обстановке.
Развитие коммуникативных навыков.
Описание случаев вандализма по отношению к общественной собственности. Беседы друг с другом. Ролевая игра: Диалоги при покупке товара, в театре, кинотеатре, концерте, в общественном транспорте.
Повторить виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный транспорт.
Тема2: Поездка на транспорте Правила покупки билетов: знание пункта назначения и времени отправления. Расписание: пункт назначения, время отправления и прибытия.
История метрополитена..Правила пользование метрополитеном. Схема метро.
Определение и название видов транспорта. Пользование картой москвича. Отработка правила пользования расписанием. Пользование схемой метро.
Развитие коммуникативных навыков.
Ролевая игра: диалог в билетной кассе, диалог у расписания. диалог с прохожим в различных ситуациях.
Примерные темы занятий (Третий шаг)
Тема2: Планирование расходов : коммунальные платежи; продуктовая корзина, цена, стоимость продуктов; приобретение одежды, обуви.
Вещи долговременного пользования, их стоимость. Планирование денежных средств на отдых, непредвиденные расходы.
Тема3: Выгодные покупки . Места покупки дешевых товаров: крупные гипермаркеты, рынок.
Сравнение стоимости товаров: определение цены товаров одного наименования; определение более дешевого и более дорогого товара; соотнесение цены и доступности товара.
Развитие коммуникативных навыков.
Ролевая игра: Беседа в магазинах с продавцами-консультантами. Диалог между воспитанниками при выборе товара.
Тема 1: Городское и сельское жилище : типы городских и сельских домов.
Размещение семьи в типовой городской квартире, в отдельном доме.
Планировка квартиры. Функциональное назначение всех помещений квартиры и дома. Выбор стиля интерьера своего жилища. Подбор мебели по цветовой гамме.
Тема 4 : Спальное помещение План обустройства спальной комнаты.
Тема 5 : Кухня и ее оборудование. План обустройства кухни. Правила безопасного поведения на кухне.
Тема 9 Уборка квартиры : инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем
Тема 10 . Помощники в доме : газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.
Тема 11 Безопасность жилища
Правила пожарной безопасности. Просмотр видеоматериала по правилам пожарной безопасности. Обеспечение безопасности квартиры.
Закрепление навыков работы с электроприборами : плитой, пылесосом, утюгом, электрочайником и другими техническими предметами быта. Ковровые изделия. Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.
Заполнение квитанций об оплате водоснабжения и газа.
Развитие коммуникативных навыков.
Ролевая игра : Покупка в магазине. Общение с менеджером по продаже в магазине «Мебель».
Цикл « Организация питания»
Тема 1: Бытовая техника на кухне. Устройство и правила пользования бытовой техникой для кухни: электрочайником, миксером, мясорубкой, холодильником и морозильной камерой, плитой. Оборудование кухни, оформление кухни.
Тема3: Посуда на кухне). Правила ухода и хранения. Назначение и применение кухонной посуды.
Тема5: Хранение продуктов питания и круп. Сроки хранения.
Посуда для круп и сыпучих продуктов, уход за ними. Сроки хранения.
Тема6: Праздник в доме. Правила составления меню для праздничного стола. Сервировка праздничного стола.
Праздничная сервировка стола.
Развитие коммуникативных навыков.
Ролевые игры: Встреча гостей. Поведение за столом. Диалог в мастерской по ремонту бытовой электротехники.
Цикл «Правильное питание»
Развитие коммуникативных навыков
Тема2: Технология приготовления бутербродов. Бутерброды, их виды, правила приготовления.
Тема5: Технология приготовления напитков для завтрака Питательная ценность горячих и холодных напитков и их приготовление.
Тема11: Технология приготовления гарниров для вторых блюд. Основные виды и особенности их приготовления.
Тема13: Технология приготовления десертов. Основные виды и особенности их приготовления.
Тема18: Технология приготовления гарниров. Основные виды и особенности их приготовления.
Тем20: Технология приготовления десертов. Основные виды и особенности их приготовления.
Составление меню. Приготовление блюд из рыбы на ужин. Приготовление блюд из мяса на ужин. Приготовление салатов на ужин. Приготовление различных десертов на ужин. Приготовление выпечки. Приготовление тортов. Приготовление пирожных. Сервировка стола для семейного ужина.
Тема26: Праздничное меню и сервировка стола . Особенности составления праздничного меню. Особенности сервировки праздничного стола.
Тема28: Технология приготовления и оформления салатов для праздничного стола. Особенности приготовления салатов.
Сервировка праздничного стола на 6 персон. Составление праздничного меню. Оформление и приготовление блюд для Новогоднего праздника. Оформление и приготовление блюд для дня рождения.
Примерные темы занятий (Четвертый шаг)
Цикл «Самопрезентация и технология самостоятельного трудоустройства»
Тема1: Законодательные и нормативные акты о труде и занятости инвалидов. Конституция РФ. Права инвалидов в вопросах трудоустройства. Особенности регулирования труда инвалидов.
Тема2: Способы занятости и трудоустройства инвалидов. Виды занятости. Особенности обращения в Центры занятости населения, постановка на учет. Ярмарки вакансий.
Тема3: Способы поиска информации о вакансиях. Источники информации.
Тема4: Общие правила оформление резюме Особенности резюме соискателя, и способы его распространения. Навыки делового общения.
Составление резюме.Заполнение анкеты. Составление автобиографии. Написание заявления на работу. Отработка очной самопрезентации.
Развитие коммуникативных навыков.
Ролевая игра: Поиск работы по телефону. Проговаривание резюме. Телефонный разговор с работодателем.
Цикл «Правовые нормы социального общежития»
Тема2: Законодательные и нормативные акты о правах инвалида на жилье. способы получения жилья; получение жилья инвалидами. Решение жилищных проблем: учреждения коммунальных услуг; отделение милиции; Управление социальной защиты населения.
Тема3: Решение жилищных проблем. Обращение в Учреждение коммунальных услуг. Порядок получение льгот на оплату коммунальных услуг. Обращение в МФЦ.
Тема4: Управление социальной защиты населения . Вопросы решаемые управлением соцзащиты и способы обращения.
Посещение учреждения коммунальных услуг, отделение полиции.
Развитие коммуникативных навыков.
Звонки в учреждения коммунальных услуг.
Подготовка детей инвалидов к самостоятельной жизни
В регионе активно формируется инклюзивное пространство путем внедрения новых стационарозамещающих технологий на базе государственных и некоммерческих организаций. «Внедряемые технологии дневной занятости дают возможность освоить детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья навыки самообслуживания и научиться выстраивать коммуникации, то есть получить необходимые качества для самостоятельной жизни», – рассказал о новой стационарозамещающей технологии министр труда и социального развития Новосибирской области Ярослав Фролов.
В работе специалисты применяют семейно-ориентированный подход, который предполагает обязательное включение родителей детей в коррекционно-развивающую деятельность, передачу компетенций родителям для дальнейшего продления курса по социально-бытовой адаптации в домашних условиях.
Так, на базе подведомственного министерству центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Рассвет», работает комната социальной адаптации «Особый дом». В занятиях принимают участие подростки с нарушениями развития и их родители. Специалисты применяют интерактивные формы работы в формате «Семейная гостиная», где члены семьи получают опыт реабилитационной работы с детьми во время повседневных занятий.
Еще одна интегративная площадка дневного обучения для детей организована Ассоциацией по разработке и реализации социальных и культурных проектов «Агентство культурно-социальной работы». В процессе реабилитации специалисты используют коррекционные методики и современные оздоровительные технологии, позволяющие повысить уровень социализации детей в обществе, а также расширить круг их социальных контактов.
Оборудование учебно-тренировочной площадки социально-бытовой адаптации «Я смогу!» центра социальной помощи семье и детям «Заря» помогает обучить детей на практике пользоваться электроприборами, готовить простые блюда, делать уборку дома, ухаживать за собой и своими вещами, комнатными растениями. Кроме того, у ребят появляется опыт общения и знания о культурных нормах поведения. Конечная цель – достижение ребенком максимальной самостоятельности в повседневной жизни.
Технология дневной занятости детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья внедряется в рамках Комплекса мер по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья на территории Новосибирской области на 2020-2021 годы при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Подробную информация о практике подготовки к самостоятельной жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья можно узнать по телефону горячей линии 8-800-100-00-82.