под уровнем жизни понимается

Уровень жизни

Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов. Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.

Содержание

Индикаторы

В экономике (общий) уровень жизни измеряется с помощью индикаторов. Обычно индикаторами являются экономические и социальные показатели. Часто, как такие индикаторы, рассматриваются:

Реже можно встретить:

Антропометрические данные, расход калорий и количество рабочих часов являются, помимо дохода и расхода, дополнительными показателями уровня жизни населения.

Доходы населения

Личные доходы (денежные средства) используются для оплаты расходов. Доходы зависят от того, какими факторами производства владеет человек. Если это трудовые ресурсы, то за свой труд он получает заработную плату, если капитал, то за его вложение собственник капитала получает часть прибыли (дивиденды, проценты), если природные ресурсы (например, земля), то доход собственника составляет рента. Доходы обеспечивают текущее потребление, а также откладываются в качестве сбережений. При этом анализ структуры расходов служит источником чрезвычайно важных данных для оценки состояния дел в экономике любой страны.

Потребность в питании. Закон Энгеля

Различные жизненные блага обладают неодинаковой ценностью, вследствие чего потребности людей существенно дифференцируются по своим масштабам. Быстрее всего человечество достигает удовлетворения своих потребностей в продовольствии, в результате при росте доходов доля затрат на питание начинает снижаться первой. Затем наступает очередь затрат на одежду и обувь, хотя здесь процесс «насыщения» идет медленнее из-за постоянно меняющейся моды.

Критикой закона Энгеля могут служить несколько фактов. Во-первых относительно снижающаяся величина расходов человека или домохозяйства на питание не учитывает значительной недетерминированности человеческого поведения, гораздо более широкого, нежели в XIX веке, ассортимента продуктов питания и сопутствующих товаров и услуг и появления достаточно большой номенклатуры взаимозаменяемых продуктов, находящихся в различной ценовой категории (генно-модифицированные и селекционные сельскохозяйственные продукты, продукты переработки сои и натуральные мясные продукты и т. п.) Во-вторых относительно неизменная величина расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги при росте доходов не учитывает потребность человека в определенном социальном статусе и/или внешних его атрибутах, в число которых входит одежда и жилище определенного уровня престижности, причем с ростом доходов у потребителя в большинстве случаев возникает потребность в приобретении более престижных моделей одежды и/или более благоустроенного жилища.

Резюмируя критику формулировки закона Энгеля, можно сказать, что закон Энгеля не учитывает последствий технологического прогресса, отдельных эффектов общества потребления, современных технологий управления общественным мнением (реклама, маркетинг и т. п.)

Потребность в жилье

Значительно труднее удовлетворить запросы в жилье. Чем в стране ниже затраты на питание и одежду, тем выше доля затрат на оплату жилья, что объясняется повышенным качеством жилья и высокой степенью обеспеченности им. Жилье является «товаром престижного спроса», поэтому люди стремятся приобрести комфортабельные дома и квартиры не только ради удобства, но и общественного положения. Однако существует и иная позиция. С этой позиции потребность в жилище является одной из базовых потребностей человека, поскольку основным назначением жилища, прежде всего, является защита от неблагоприятных факторов внешней среды природного, социального и техногенного характера. Товаров-субститутов, полностью или в достаточной мере дублирующих его потребительские свойства и полезность, не существует. Из низкой величины средних затрат населения страны на пищу и одежду очевидно следует лишь то, что при прочих равных условиях страна территориально расположена в местностях с благоприятным для проживания людей климатом, для которых характерна также и сравнительно низкая стоимость жилья, связанная с низким уровнем затрат на его возведение и содержание. Энгель утверждал (и сегодня это общепризнанно), что если личное потребление во всех странах развивается по сходной модели, то анализ структуры семейных расходов позволяет сравнивать уровень благосостояния различных групп населения как в одной, отдельно взятой стране (принимая в качестве критерия долю расходов семьи на питание), так и в разных государствах.

Неравенство благосостояния

При изучении вопроса об уровне жизни основной проблемой является проблема неравенства благосостояния, а также порождаемого ею социального напряжения в обществе. [4] Разрыв в уровне жизни зависит от различной ценности принадлежащих людям факторов производства и эффективности их использования. Работник фирмы, производящей дефицитный и высококачественный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом. Доходы также зависят от объема факторов производства. Совершенно очевидно, владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины.

Неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

Кривая Лоренца

Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов различных групп населения, является построение «кривой Лоренца», которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. При полном равенстве в распределении доходов «кривая Лоренца» представляла бы собой прямую и, наоборот, кривизна усиливается по мере роста неравенства.

В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни различных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует производительный труд, поэтому определенное неравенство доходов является крайне важным средством поощрения трудовой активности людей.

Но если же на долю 40 % населения приходится менее 12-13 % общей суммы доходов страны, то такой перекос вызывает резкое недовольство малоимущих граждан и может быть чреват социально-экономическими и политическими потрясениями. Основными инструментами, с помощью которых государство регулирует различия в доходах разных социальных групп, являются прогрессивное налогообложение, налоги на имущество и наследство, а также система социальных выплат.

Источник

Понятие уровня жизни населения

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т.д. В таком случае чаще употребляется термин «качество жизни».

Можно выделить четыре уровня жизни населения:

1. достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

2. нормальный уровень (рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

3. бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

4. нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.

Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: «Благо народа – высшая цель». Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. Рыночная экономика – экономика массового потребления, именно потребитель – король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни:

1. применительно ко всему населению;

2. к его социальным группам;

3. к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и др. особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследований могут носить либо общий характер, либо частный, связанный, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.

К задачам изучения уровня жизни относятся также:

— комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей;

— дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на это изменение;

— оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты; бюджетов домашних хозяйств; переписей населения, разного рода социологических и др. обследований социальных условий жизни и деятельности людей.

Уровень жизни — многогранная и сложная категория, которая характеризует совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей прежде всего в сфере потребления и потому является важнейшей характеристикой социального прогресса. Предпосылки для повышения уровня жизни населения страны создаются соответствующим экономическим ростом, который является ресурсообразующим фактором для реализации социальных программ. В этом проявляется прежде всего тесная взаимосвязь между экономическим ростом и социальным прогрессом.

В задачи статистики уровня жизни входит изучение процессов, явлений и факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность людей, их материальные условия, выявление ключевых проблем социально-экономического развития, подлежащих приоритетному решению. Хорошо отлаженная система показателей уровня жизни имеет большое значение. Для эффективной разработки социальной политики, принятия обоснованных решений по оказанию помощи малоимущему населению, оценки социально-экономических последствий проводимых в стране реформ, осуществления контроля за ходом реализации важнейших федеральных и региональных социальных программ.

Статистические характеристики уровня жизни основываются на достаточно широкой системе взаимосвязанных показателей, обеспечивающих его комплексную оценку. Система включает в себя блок интегральных и дифференцированных показателей, характеризующих доступность и покупательную способность доходов, неравенство в их распределении, гарантированный государством минимальный уровень обеспеченности, т.е. экономические ресурсы, которыми располагает население в целом и его отдельные социально-экономические группы для реализации своих потребностей.

Другой блок показателей, который занимает ведущее место при анализе уровня жизни, содержит агрегированные и дезагрегированные данные о личном потреблении, и прежде всего об удовлетворении основных физиологических потребностей, т.е. отражает реальные потребительские возможности населения. Демографические показатели, содержащиеся в системе, предназначенные для анализа влияния уровня жизни на воспроизводство населения.

Приведенная система показателей уровня жизни соответствует мировым стандартам. Так, по итогам всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) в 1997 г. 29-й Статистической Комиссией ООН был утвержден минимальный набор социальных индикаторов, рекомендованных странам для статистического наблюдения. В их числе демографические показатели, такие, как численность населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой и материнской смертности, уровень образования населения, макроэкономические показатели материального благосостояния (реальные располагаемые доходы и расходы на конечное потребление домашних хозяйств, среднемесячная заработная плата, другие виды доходов), показатели экономической активности населения и материальной обеспеченности домашних хозяйств, уровень и структура личного потребления, жилищные условия населения, уровень преступности.

Эти показатели характеризуют человеческий и трудовой потенциал, которым располагает страна; объемы и источники формирования личных доходов, а также роль каждого из них; распределение доходов между отдельными группами населения; использование доходов для личного потребления; объемы и структуру потребления материальных благ и услуг.

Самостоятельным объектом статистического измерения может быть и такая характеристика уровня жизни населения, как бедность. Кроме сведений об уровне и дифференциации доходов, прожиточном минимуме необходимы и другие дезагрегированные данные, позволяющие оценить масштабы, причины, конкретные проявления и последствия бедности, а также демографические характеристики малоимущего населения.

Важнейшей характеристикой уровня жизни является удовлетворение потребностей населения в услугах социальной сферы: жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха и туризма и др. В настоящее время происходит адаптация социальной сферы к рыночным условиям функционирования экономики. Наряду с бесплатными образованием, медицинской помощью населению, отдельными видами бесплатных социальных услуг активно развиваются рынки платных услуг, оказываемых населению.

Изменяется система финансирования мероприятий по социальной защите населения: центр тяжести переносится с федерального бюджета на бюджеты субъектов Федерации и во внебюджетные социальные фонды. Начиная с 1984 г., действуют новые финансовые взаимоотношения между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации, основанные на единых принципах предоставления финансовой помощи (трансфертов) регионам из федерального фонда финансовой поддержки территорий.

Решение задач, стоящих перед социальной статистикой, достигается на базе использования различных методов и приемов: общих и специальных статистических наблюдений, единовременных обследований и учетов, статистической и административной отчетности предприятий и организаций социальной сферы, переписей и социально-демографических обследований населения, мониторинга отдельных показателей, социологических опросов и др.

Источник

Уровень жизни: понятие и показатели

Уровень жизни населения – важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства и, в частности, политики доходов.

Понятие «уровень жизни» в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны жизнедеятельности человека, совокупность которых дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его граждан в частности. Под уровнем жизни понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления.

Уровень жизни определяется степенью развития и удовлетворения потребностей, интересов людей, что отражается в конкретных показателях. В отличие от показателя «качество жизни», который отражает качественную характеристику, при определении уровня жизни используют данные (в том числе и статистические), которые поддаются учету, например, о состоянии здоровья населения, питании, одежде, жилищных условий и др.

Систему количественных и качественных показателей уровня жизни составляют:

-общий объем потребления материальных благ и услуг, уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

-реальные доходы населения, размер реальной заработной платы, поступления из других источников (пенсии, стипендии, пособия, дивиденды и др.);

-условия труда, продолжительность рабочего и свободного времени;

— показатели образования, здравоохранения др.

В табл.10.3. приведен перечень основных показателей уровня жизни населения.

Научное понимание сущности понятия «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения. В соответствии с Конвенцией 117 МОТ «Об основных целях и нормах социальной политики» государство должно принимать все меры для обеспечения такого жизненного уровня, включая пищу, одежду, жилище, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также образование, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния независимых производителей, наемных работников и их семей.

Таблица 10.3. Основные показатели уровня жизни

Объемные (абсолютные)Удельные (средние)
Объем национального доходаДоля фонда потребления в национальном доходе
Номинальные доходы населенияРеальный доход на душу населения (Номинальный доход / Индекс потребит. цен)
Фонд заработной платыВеличина средней в экономике (и по видам экономической деятельности) и минимальной гарантированной заработной платы
Доходы от предпринимательской деятельностиСредний доход от предпринимательской деятельности на душу населения
Объем пенсионных фондовСредний и минимальный размер пенсий
Объем товарооборотаТоварооборот на душу населения
Объем предоставленных услугОбъем предоставленных услуг на душу населения
Величина жилого фондаОбеспеченность жильем одного человека
Численность занятых в отраслях экономикиДоля безработных в ЭАН
Сумма вкладов населения в сбербанкСредний размер вклада
Естественный прирост населенияПродолжительность жизни

Можно выделить четыре уровня жизни населения:

достаток – пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;

нормальный уровень – рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее благоприятные условия для полного восстановления физических и интеллектуальных сил человека;

бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства ресурсов для труда;

нищета – минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека.

Важнейшим инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов являются потребительские бюджеты. Потребительский бюджет – среднестатистический баланс доходов и расходов за определенный период (месяц, год), который характеризует уровень жизни различных групп населения. На практике используются два вида потребительских бюджета: нормативные, являющиеся результатом научных исследований и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

Нормативные потребительские бюджеты имеют несколько разновидностей.

1. Потребительский бюджет высокого достатка. С их помощью можно оценить текущее потребление, соответствующее полному удовлетворению разумных потребностей. В настоящее время они не используются.

2. Рациональные потребительские бюджеты, основанные на рациональных потребностях населения. Это понятие используется как научный инструмент социально-экономического анализа.

3. Минимальный потребительский бюджет – это сумма в денежном выражении, нужная для покрытия затрат на получение минимально необходимых человеку (семье) потребительских товаров и услуг, то есть, в объеме, обеспечивающем только элементарные условия жизни, поддерживающих здоровье и трудоспособность людей. Сюда включают достаточное количество питания, одежды, обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного потребления, а также оплату жилья, транспорта и других жизненно важных услуг. Такой бюджет ограничивает приобретение товаров длительного пользования (мебели, сложной электротехники и др.), не предполагает затрат на приобретение автомобиля, квартиры, дачи, отдых на курорте. Этот показатель используется как основа для определения размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и некоторых других социальных выплат.

В настоящее время используется показатель «прожиточного минимума». Он отражает стоимость потребления самых важных материальных благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека на минимально допустимом уровне. Этот показатель устанавливается на период преодоления кризиса в экономике. Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие бюджета прожиточного минимума, который, кроме стоимостной оценки натурального набора прожиточного минимума, включает еще и все затраты на налоги и другие обязательные платежи.

Бюджет прожиточного минимума рассчитывается таким образом:

-определяется потребление продуктов потребления в среднем на одного члена семьи с учетом половой структуры населения;

-рассчитывается общий объем минимально необходимых затрат на приобретение продуктов питания на одного члена семьи;

-определяется стоимостная оценка бюджета прожиточного минимума в регионе.

В мировой практике используют два основных подхода к построению прожиточного минимума: нормативный и статистический. Основой нормативного метода является концепция потребления на научно обоснованном минимально необходимом уровне. Статистический метод основывается на анализе сложившихся закономерностей потребления, отражении его текущих особенностей.

В настоящее время в Украине в основу «Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Украины» положен нормативно –статистический метод. Согласно этому методу, оценивается стоимость нормативного набора 35 продуктов питания (11 агрегированных групп, см. табл.3 ), четырех групп непродовольственных товаров и пяти групп видов услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей в основных товарах и услугах при минимальной стоимости потребительской корзины по всем социально-демографическим группам населения.

Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума разработан специалистами Института питания и базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает традиционно сложившуюся в Украине структуру потребления продуктов (табл. 10.4).

Таблица 10.4. Структура продуктовой части прожиточного минимума в расчете на год

Виды групп продуктов, кгВ среднна душу насел.Муж-чины 16-59 летЖен-щины 16-54 годаПенси-онерыДети
0-6 лет7-15 лет
Хлебопродукты130,8177,0124,9119,064,4112,3
Картофель124,2160,0120,090,085,0135,0
Овощи94,080,096,896,885,0120,0
Фрукты и ягоды19,414,612,610,634,444,4
Сахар и кондитер. изделия20,720,819,818,819,726,1
Мясопродукты26,632,225,019,818,733,5
Рыбопродукты11,712,710,712,78,712,5
Молочные продукты212,4201,7179,4174,1279,0303,4
Яйца, штук151,4180,0150,090,0150,0180,0
Масло растит., маргарин, др.10,011,29,88,96,811,7
Прочие продукты6,46,26,26,25,09,0

Как основа для определения доли расходов бюджета прожиточного минимума, идущих на приобретение непродовольственных товаров, услуг, выплату налогов и других обязательных платежей, используется фактически сложившаяся структура расходов у 10% наименее обеспеченных семей в базовом периоде. На основе этих данных производится «досчет» расходов в процентах к реально рассчитанным данным о расходах на питание. Различие в структуре расходов по социально-демографическим группам приведено в табл. 10.5.

Таблица 10.5. Структура расходов бюджета прожиточного минимума в Украине в 2001 г., в %.

Статьи расходовСоциально-демографические группы
В среднем на душуТрудоспо- СобныеПенсионерыДети
0-6 лет7-15 лет
Питание68,361,682,974,573,4
Непродовольственные товары19,121,410,018,919,8
Услуги7,48,97,16,66,8
Налоги и другие платежи5,28,1
Всего расходов100,0100,0100,0100,0100,0

Такие расчеты позволяют дифференцированно осуществлять воспроизводство, а отсюда определять минимально необходимые уровни доходов для разных по составу типов семей: супругов с детьми и без детей, одиноких работников, неполных семей, пенсионеров.

В развитых странах установленный прожиточный минимум совпадает с гарантированной государством величиной минимальной заработной платы, пенсии и стипендии. Согласно с Законом Украины «Об оплате труда» размер минимальной заработной платы устанавливается в размере не ниже стоимостной величины границы малообеспеченности в расчете на трудоспособное лицо.

Помимо прожиточного уровня в числе минимальных стандартов уровня жизни населения, обеспечивающих минимально необходимую степень удовлетворения основных потребностей человека, выделяют устанавливаемые в законодательном порядке нормативы обеспеченности жильем, охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.

В области охраны здоровья планируются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреждениями. В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности медицинских услуг Конституция Украины гарантирует бесплатность для населения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В области образования гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных общеобразовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе получить на конкурсной основе бесплатно высшее и среднее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении или на предприятии. В качестве стандартов обеспеченности образовательными учреждениями используются: число мест в дошкольных учреждениях, нормы наполняемости классов в образовательных школах разных типов и др.

Аналогичны подходы к установлению социальных нормативов в области культуры. Здесь роль стандартов играют нормы развития сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры в городах и сельской местности.

В современных условиях важное значение приобретает установление гарантий (нормативов) занятости населения. Однако такие расчеты еще не завершены. Между тем, оценивать положение на рынке труда и его влияние на уровень жизни населения весьма затруднительно.

Существенную роль в формировании доходов и определенного уровня жизни играют социальные трансферты – пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты из специальных фондов и бесплатные услуги, осуществляемые в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. В настоящее время в Украине действуют более тысячи нормативных актов, предусматривающие различные социальные льготы для двухсот категорий населения. Международная статистика выделяет 14 социальных стандартов уровня жизни (рассм. в теме 4).

Уровень жизни населения зависит от экономического потенциала страны и в значительной мере определяется величиной национального дохода (вновь созданной стоимостью). НД делится на фонд накопления и фонд потребления. Фонд потребления включает: фонд заработной платы и доходов; фонд общественного потребления; фонд содержания общественных организаций и аппарата управления.

Показатели жизненного уровня значительно ухудшаются в зависимости от роста инфляции, что находит свое отражение в соотношении номинальных и реальных доходов населения. Для оценки изменений уровня жизни населения определяют индекс стоимости жизни, который рассчитывают по набору товаров и услуг для разных социально-экономических групп населения и по минимальному набору:

Бедность и ее показатели

Для характеристики уровня жизни населения используют понятие «бедности». Бедность – состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов для ведения нормального образа жизни, который является привычным и характерным для конкретного общества в конкретный период времени. Рассматривают такие формы бедности: объективная и субъективная; абсолютная и относительная; временная и застойная.

Субъективная бедность определяется как самооценка человеком своего экономического положения. То есть, человек признается бедным, когда он сам себя так идентифицирует. По данным 44 обследований, проведенных 1999-2003 гг. Украинским Институтом социальных исследований и центром «Социальный мониторинг», ниже среднего считают свой уровень жизни 60% населения Украины («Україна : аспекти праці.-№ 7, 2003.-С. 30 »).

Разделение бедности на абсолютную и относительную – это противоречивая проблема. Абсолютная бедность определяется в соответствии с принятой в стране границей, а относительная – по имущественному расслоению населения. Абсолютная бедность – это черта не только физического, но и социального выживания человека. В разных обществах она разная. Теоретики говорят о возможности ликвидации абсолютной бедности и невозможности преодоления относительной бедности. Ученые доказали. Что люди чувствуют себя ущербно в терминах именно относительной, а не абсолютной бедности, хотя это сложно объяснить с позиции здравого смысла.

По подсчетам специалистов каждый пятый человек на нашей планете, т.е. свыше 1 миллиарда человек, существуют в условиях абсолютной бедности (1дол. дохода в день). В зарубежной практике относительная бедность характеризуется доходом, не превышающим 40-60% сложившегося в стране среднего дохода.

Крайним проявлением бедности является нищета. Семья или отдельное лицо считается нищим, если ее потребление пищи не обеспечивает 80% минимального продуктового рациона, определенного по физиологическим и возрастным нормам, или, если затраты на питание превышают 80% доходов.

Основными показателями, используемыми для измерения бедности, являются: черта бедности; уровень бедности; глубина бедности.

По стандартам ООН черта бедности в странах Восточной Европы и СНГ определяют на уровне среднедушевого дохода в сутки в 4 доллара, для стран Латинской Америки – 2 доллара, для экономически развитых стран – 14.4 доллара (по паритету покупательной способности доллара в 1990 году).

Уровень бедности – это удельный вес семей (домохозяйств, отдельных лиц), чей уровень потребления ниже определенной черты бедности. Глубина бедности – это соотношение потребления (уровня доходов) семей (домохозяйств, отдельных лиц), которые признаны бедными, с чертой бедности. Он отражает непосредственно уровень отличий потребления бедными слоями населения от определенной черты, то есть измеряет, насколько бедны эти слои населения.

Ныне по объективным и субъективным критериям бедности в Украине можно выделить четыре четко очерченные группы населения:

— бедные – приблизительно 27% населения, более половины из которых являются нищими.

— среднедоходные (около 20% населения) – могут рассматриваться как социальная база будущего среднего класса, так как положение между «верхушкой» и социальным «дном» является одной из качественных характеристик среднего класса в экономически развитых странах Европы. Однако у нас представители этой группы более половины своих доходов получают нелегально, поэтому их экономическая деятельность противоречит принципам социально ориентированной рыночной экономики;

— богатые – их на протяжении четырех лет наблюдения было около 3%.

Соотношение доходов богатых и наиболее бедных слоев населения в разных странах: Китай – 7 : 1; страны ЕС – 7 : 1; Япония – 4,3 : 1; Украина – 40 : 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *