почему воду называют основой жизни на земле
Вода на Земле
Вода — одно из самых распространенных веществ в природе и главная составная часть всех живых организмов. Она покрывает около 2/3 поверхности нашей планеты. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна.
Вода — основа жизни
Все живые существа на 75 % состоят из воды. Это самый необходимый элемент живой природы. Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь.
Вода — на первый взгляд простейшее химическое соединение — является основой жизни на Земле. Вода транспортирует тепло, растворяет и переносит колоссальные массы химических веществ и элементов, разрушает и перераспределяет горные породы, образует формы рельефа и даже участвует в образовании полезных ископаемых. Кроме того, вода задействована в ряде метеорологических явлений, таких как осадки, туманы, облака. Она участвует в создании течений, волнений, перемещении русел рек и формировании водоемов. А еще она является средой жизни для множества организмов.
Человек может прожить без воды всего несколько суток. Для нормальной работы всех органов человеку необходимо как минимум 1,5 л воды в день. Вода доставляет в клетки организма питательные вещества и уносит отходы жизнедеятельности. Кроме того, вода участвует в процессах терморегуляции и дыхания человека.
Под лучами Солнца вода испаряется из водоемов и поднимается в воздух. Там капельки воды собираются в облака и тучи и выпадают на землю в виде дождя или снега, который превращается в воду. Она впитывается в землю и снова возвращается в моря, реки и озера. И все начинается сначала. Так происходит круговорот воды в природе.
Сколько и где?
Всего на земном шаре 1390 млн км 3 воды, больше всего её в морях и океанах — 96,4%. На суше вода спрятана в ледниках и постоянных снегах — около 1,86%. Вечным льдом покрыты Антарктида, остров Гренландия и многие другие острова в высоких широтах. В горах на больших высотах образуются горные ледники. Под землёй воды немного — всего около 1,7% от общего объёма, а на воды суши (реки, озёра, болота, водохранилища) приходится примерно 0,02%. В живых организмах и в атмосфере тоже есть вода. А вот пресной воды, так необходимой нам для жизни, на планете мало — только 2,64%.
Три состояния воды
Вещества в зависимости от температуры замерзания, плавления и кипения могут встречаться в природе в трех агрегатных состояниях — твердом, жидком и газообразном. Вода замерзает при О °С, а кипит при 100 °С.
В повседневной жизни мы можем встретить воду в любом из ее трех состояний, причем ее форма постоянно меняется. Жидкая вода испаряется и переходит в газообразное состояние — водяной пар. Он конденсируется и превращается в жидкость. При минусовых температурах вода замерзает и превращается в твердый лед.
Если в сосуд с водой мы поместим кристаллы поваренной соли, то сможем наблюдать, как количество твердого вещества постепенно уменьшается. Вода при этом приобретает новые свойства: у нее появляется соленый вкус, изменяются плотность и температура замерзания. Полученную жидкость уже нельзя назвать водой, это раствор. Между молекулами соли и воды возникают межмолекулярные связи, благодаря которым молекулы соли отрываются от поверхности кристалла.
Артезианская вода
Согласитесь, несколько необычно называть воду полезным ископаемым: она вокруг нас, течет в ручейках и реках, плещется в морях и океанах, даже с неба льется. И тем не менее такое название верное. Вспомните о колодцах и артезианских скважинах. Разве в этих случаях не приходится добывать воду в буквальном смысле слова из-под земли? Артезианская вода — это вода, находящаяся на глубине 50—200 м и заключенная между водоупорными слоями. Такая вода надежно защищена от внешнего загрязнения.
Источник энергии
Вода — важный источник энергии. Мощность движущейся воды очень велика, поэтому ее используют для получения электричества. Гидроэлектростанции строятся там, где вода движется с большой скоростью, например на реках. Кроме того, могут возводиться и искусственные сооружения, такие как плотины, которые создают движение воды.
Вода, перетекая с верхнего уровня на нижний по специальным турбинным трубопроводам, приобретает большую скорость. Струя воды поступает далее на лопасти гидротурбины и вращает их. Так энергия превращается в механическую. Соединенный с турбиной генератор вращается, и механическая энергия становится электрической. Трансформаторы преобразуют электричество в напряжение нужной величины. Электричество через передающие линии пересылается на распределительные станции.
Почему воду называют основой жизни на земле
Вода – основа жизни
Вода является одной из самых насущных человеческих потребностей. Важнее только кислород. Без него жизнь не возможна вообще, без воды человек сможет прожить лишь 3-4 дня, а вот без еды можно протянуть почти 3 месяца. Так что к воде нужно относиться очень бережно, ведь пригодной для питья воды на Земле не так уж и много, притом, что водой покрыто три четверти площади планет.
Известно, что 70% нашей планеты покрыто водой, из них пресная составляет 3% (по большей части в виде ледников), а пригодной для питья всего 1%! И это при том, что человеку в течении жизни нужно 35 тонн питьевой воды в среднем. А вообще специалисты по воде выделяют 1330 ее видов, классификации проводятся по различным признакам – по происхождению, по типу и количеству растворенных веществ и т.д. В стакане воды – около 8 септиллионов молекул. Это 8 000 000 000 000 000 000 000 000 молекул.
Вода, оказывается, не только приносит жизнь, но и отнимает её. Доказано, что более 80% болезней передаются именно через водные ресурсы. Каждый год на планете умирает 25 миллионов людей от подобных болезней.
Роль воды в жизнедеятельности организма трудно переоценить. На ней лежат функции доставки к клеткам питательных веществ, витаминов и микроэлементов и последующий отвод продуктов жизнедеятельности, участие в процессах дыхания и терморегуляции. Кроме того ученые показали, что достаточно снизить на 2% содержание воды в организме, как умственные и физические показатели человека падают на 20%. Именно поэтому рекомендуется потреблять 1,5-2 литра воды в сутки на человека.
Почему же нужно экономить воду
Слова о том, что “нужно экономить” мы впервые слышим от родителей и учителей в раннем детства и продолжаем их слышать каждый день из телевизоров и радиоприемников. Также масса материалов по этой теме есть в Интернете. Ежегодно проводится и Всемирный день экономии воды. Вполне возможно, что именно в этой излишней повторяемости и кроется причина часто встречающегося крайне небережливого отношения к воде. Почему же нужно экономить воду – ведь казалось бы вокруг нас ее в изобилии, реки, озера, водохранилища и прочие естественные и искусственные водоемы. Возможна, проблема бережного отношения к водным ресурсам несколько искусственно преувеличена?
С каждым годом население Земли растет, причем в последние годы крайне высокими темпами. Одному человеку для нормальной жизнедеятельности необходимы как минимум 20 литров воды в сутки. При этом водные ресурсы распространены по поверхности планеты крайне неравномерно, в некоторых регионах Восточной Африки, к примеру, каждому жителю приходится обходиться всего лишь 1 литром воды в день.
По подсчетам ученых, сегодня более 700 миллионов человек на земном шаре живут в условиях ежедневного дефицита чистой питьевой воды. По прогнозам к 2025 году эта цифра вырастет до 3 миллиардов, как за счет роста населения планеты, так и за счет изменения климата и уменьшения водных ресурсов. Именно поэтому экономить воду надо начинать уже сейчас.
При этом экономить в воду в быту можно достаточно простыми способами, при этом добившись очень существенных результатов. Например:
– если временно закрывать кран во время чистки зубов или бритья, то один человек ежесуточно сможет сэкономить от 2 до 4 литров воды. Казалось бы немного, но попробуйте умножить эту цифру на население нашей страны (140 млн.), а еще лучше всей планеты. Полученный результат реально впечатляет.
– также реальный эффект дает временное закрытие крана при чистке овощей, хотя, возможно, многим хозяйкам это и покажется не слишком удобным.
– ну и конечно можно быть более внимательным к текущим кранам и унитазным бачкам, через изношенные прокладки которых ежесуточно убегают тысячи кубометров чистой воды из наших квартир.
Вода, бесспорно, – основа всей жизни. Все живые существа состоят из воды: рыбы – на 75%, животные – на 75%, картофель – на 76%, медузы – на 99%, помидоры – на 96%, яблоки – на 85%. Даже человек, и тот, состоит из воды: у новорожденного в теле содержится 86%, у старого же человека – не более 50%.
Горячая вода, помещенная в холодильник, замерзает быстрее холодной. Ученым так и не удалось до конца разгадать эту загадку. Есть мнение, что кипяченая вода содержит меньшее количество солей, т.к. они оседают при кипячении, поэтому она быстрее превратится в лед. Интересный факт: горячая вода эффективнее тушит пожары, чем холодная. Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. При минус 120 градусах по Цельсию вода становится сверхвязкой или тягучей, а при температуре ниже минус 135 градусов она превращается в «стеклянную» воду. «Стеклянная» вода – это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.
Как ни странно, лед в разных частях света имеет разную температуру. В Антарктике лед самый холодный – минус 60 градусов, в Гренландии – минус 28 градусов, в Альпах – всего 0 градусов.
Есть уникальное озеро Циркницкое в Югославии. Оно ведет себя циклично – полностью исчезая зимой и летом, и наполняясь вместе с рыбой весной и осенью.
Есть озеро в Алжире, которое наполнено «чернилами». Этой водой даже можно писать. Этот уникальный естественный феномен находится неподалеку города Сиди-Бель-Аббес в Алжире. В нем не живут рыбы, не растут растения. Чернила, которыми наполнено озеро вместо воды, ядовиты для живых организмов и пригодны только для письма. Феномен чернильного озера долго оставался для ученых загадкой. Недавно наконец стало понятно, как такое необычное вещество оказалось в озере вместо воды. Оказывается, в это озеро вливаются две реки. В одной из них в растворенном виде содержится множество солей железа. Второе содержит разнообразные позаимствованные из торфяных болот органические соединения. Взаимодействуя между собой, воды этих рек в результате химических реакций образовывают чернила.
Горючей водой может похвастаться Азербайджан. Достаточно поднести к воде спичку и она загорится синим пламенем.
На Сицилии можно найти самую опасную воду. Она собирается в озере, на дне которого бьют два источника серной кислоты. Озера вообще могут быть очень опасными.
Зато самая чистая вода оказалась в Финляндии. Ученые для Юнеско провели исследование качества и количества свежей воды в 122 странах мира. Но при этом более 1 млрд человек вообще не имеют к воде доступа.
Почему воду называют основой жизни на земле
Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.
Название воды произошло еще с незапамятных времен и с того времени водой называют любую «живую» влагу, которая так необходима для жизни людей, животных и окружающей нас природы. Точного определения, почему воду назвали водой не существует, так как каждый народ имеет свое название, которое определяет значение воды для окружающих.
Вряд ли ты, выпивая стакан воды, моя руки, поливая садовый участок или принимая ванну, задумываешься о ценности воды.
Это же просто вода…….
Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Данная тема является особо актуальной в нашем современном мире.
Цель исследования. Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ, раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты. Выяснить, может ли существовать жизнь на земле без воды, и определить какими свойствами она обладает.
1.Проанализировать научную информацию по теме;
2. Описать причины загрязнения водоемов;
3.Познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения; доказать необходимость бережного отношения к воде;
4.Узнать о значении воды.
5.Доказать с помощью экспериментов, что вода переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, что вода не имеет формы, что вода способна растворять разные вещества;
6. Провести опыты, наблюдения.
7.Обобщить и сделать выводы.
Объект исследования: Вода.
Предмет исследования: Вода – основа жизни;
Гипотеза: Вода, благодаря своим волшебным свойствам, просто необходима для жизни на Земле.
3. сбор информации из книг, журналов, газет;
I . Исследовательская часть. Общие сведения.
I.1 Возможна ли жизнь без воды?
Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что вода занимает 3\4 поверхности земного шара. (Приложение №1 рисунок 1) Это – одно из самых удивительных веществ в природе. Известно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря существованию воды. Именно в воде зародились первые живые существа, которые впоследствии заселили сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу (от греческих слов “гидор” – вода, “сфера” – шар). В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды – пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.
Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека. Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Трудно вспомнить, где она не применяется.
В медицине – растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены. (Приложение №1 рисунок 2)
В сельском хозяйстве – применяется для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы.
В быту вода – средство гигиены. Ею моют, стирают, используют в приготовлении пищи. (Приложение №1 рисунок 3)
Кроме того, вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных, рыб, растений. (Приложение №1 рисунок 4)
Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней день и ночь плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. (Приложение №1 рисунок 5)
Вода “добывает” электрический ток, работая на гидроэлектростанциях.
(Приложение №1 рисунок 6)
Согласно современным представлениям, само происхождение жизни на Земле связано с водой.
Вода – вещество привычное и необычное. Известный академик И.В.Петрянов свою саму. Научно-популярную книгу о воде назвал «Самое необыкновенное вещество». А «Занимательная физиология» написанная доктором биологических наук Б.Ф.Сергеевм, начинается с главы о воде – «Вещество, которое создало нашу планету».
Ученые абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий. 1
I .2.Влияние воды в жизни человека.
Роль воды в жизни человека неоспоримо высока. Она служит основой для хорошего функционирования всего организма. В воде находятся различные вещества, характер происхождения которых разнообразен, как органический, так и неорганический.
Она составляет почти три четверти веса взрослого человека. Некоторая ее часть, поскольку находится внутри клеток организма, носит название внутриклеточная жидкость. Одна треть воды находящейся внутри нашего организма расположена во внутриклеточном веществе. Кроме того, небольшой процент (порядка пяти) от веса всего тела составляет плазма крови. Ее обязанностями является транспортировка к тканям организма необходимого им количества кислорода. А каждая клеточка по отдельности получает его при помощи средств межклеточной жидкости.
Эта жидкость служит внешней оболочкой клеткам. Себе от нее они извлекают все необходимое, к примеру, кислород, а взамен отдают обменные продукты. Половина от массы тела человека приходится на внутриклеточную жидкость. Основное ее предназначение осуществление метаболических процессов внутри организма. В ее состав входят калий, глюкоза, аминокислоты и фосфаты.
Внутриклеточная жидкость необходима для восстановления и исцеления организма природным способом, созданным Богом.
Значение воды для человека настолько велико, что для нормальной жизнедеятельности ему необходимо выпивать более 1,5 – 2 литра в день.
Интересно! Поскольку в мышцах содержится больше воды, чем в жире, то, чем мы стройнее, тем больше воды в нашем теле.
Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней. 2
Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для огорода. Конечно, многие овощи будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.
I .3.Три состояния воды в природе.
Жидкое состояние воды в природе встречается нам чаще всего. Это реки, моря, океаны, дождь, роса. Жидкая вода применяется человеком везде, она необходима для жизни всего живого.
Лёд – вода в твёрдом виде.
Нагревая жидкость до 100˚С, мы можем увидеть переход в газообразное состояние воды. В природе нам может встречаться такая вода в виде облаков, тумана, испарений над реками, озерами и морями. Часто газообразное состояние воды может быть полезно в быту. Человек использует пар для облегчения глажки белья после стирки. Также процесс парообразования можно проследить на примере работы бытового увлажнителя воздуха.
Вода в любом состоянии – это наивысшая ценность.
С поверхности океанов, морей, рек и суши вода превращается в пар и поднимается вверх. Там он охлаждается и превращается в капельки воды, из которых образуются облака. Из облаков вода выпадает на землю и пополняет реки, а реки несут её в океан. Это всем известный круговорот воды в природе.
I .4.Переход воды из одного состояния в другое.
Переход вещества из газообразного состояния в жидкое или твёрдое вследствие его охлаждения или сжатия называется конденсацией.
Также происходит и в природе. С поверхности океанов, морей, рек и суши вода превращается в пар и поднимается в вверх. Там он охлаждается и превращается в капельки воды, из которых образуются облака. Из облаков вода выпадает на землю и пополняет реки, а реки несут её в океан.
Существует Большой круговорот воды в природе и еще два малых – океанический и континентальный. Большой круговорот воды в природе иначе называют Мировым. Над океаном собираются осадки, ветры несут их на континенты, там они выпадают и со стоком вновь возвращаются в океан. Так природа превращает соленую воду в пресную. Малый океанический круговорот происходит над океаном – он заключается в непрерывном испарении воды, конденсации, образовании осадков и выпадении их обратно в океан. Континентальный круговорот воды происходит точно так же, только над поверхностью суши. Кстати, океан теряет в процессе круговорота больше воды, нежели получает с осадками. 3 А на суше ситуация обратная – воды выпадает намного больше, чем испаряется. Вся вода, когда-либо выпавшая на сушу в виде осадков, рано или поздно вернется в океан.
Как известно, наша Земля на три четверти покрыта водой. И большая часть этой воды – соленая. Существует три состояния, в которых может находиться вода: жидкое, твердое и газообразное. От того, в каком из состояний пребывает вода, зависит скорость ее движения, а, следовательно, время, через которое совершается круговорот воды в природе. Пар быстро переносится ветром, конденсируется и выпадает в виде осадков. Вода, чтобы проделать этот путь, должна сначала испариться. А лед – еще и растаять.
Поэтому круговорот воды в природе в разных местах происходит с разной скоростью. Быстрее всего вода обновляется внутри живых организмов. Чтобы восстановить запас чистой воды внутри себя, человеку понадобится всего несколько часов. А вот ледники полярных стран полностью обновляются лишь один раз в 9700 лет. Вода, содержащаяся в почве, очищается каждый год, а та, что в облаках – раз в восемь дней. Горный ледник полностью обновит свой состав за 1600 лет. Весь Мировой океан способен полностью очиститься за 2700 лет.
Вода является наиболее распространённым растворителем на планете Земля, во многом определяющим характер земной химии, как науки. Большая часть химии, при её зарождении как науки, начиналась именно как химия водных растворов веществ.
Вода обладает рядом необычных особенностей:
При таянии льда его плотность увеличивается. Почти у всех остальных веществ при плавлении плотность уменьшается.
Вода при замораживании увеличивает свой объем.
Вода обладает высокой теплоемкостью.
Вода в природе встречается в трех состояниях, это твердое (лед), жидкое и газообразное (водяной пар);
Вода способна переходить из одного состояния в другое
I .6.Пресная вода и её значение.
В процессе исследования я выяснила, что пресной воды меньше, чем соленой. Всего в природе пресной воды менее 3% в мире. Для жизни необходима и важна пресная вода.
Наша страна по запасам воды в мире стоит в ряде лидеров. В этом отношении нас опережает только Бразилия. Крупнейшим хранилищем пресной воды в России выступает Сибирь и озеро Байкал. В озере Байкал содержится 1/5 всей пресной воды в мире и 3/4 всей пресной воды России. Примечательно то, что большинство наших граждан живет в местах, где пресной воды не достаточно.
«Не всякая водица для питья годится»
Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных богатств на Земле. Издавна человек селился рядом с водоёмом. Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее.
В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.
Наше государство старается охранять водные ресурсы. Действуют законы, которые предписывают гражданам нашей страны правила обращения с водными ресурсами и использования воды в технических целях, чтобы сохранить её в чистом виде для будущих поколений людей, для растений и животных. Но встречаются нарушители законов, которые не думают не только о других людях, даже и о собственном здоровье.
Вода должна быть чистой! К сожалению, мало делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы.
Часто встречаются случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в реку или озеро, когда в воду попадают различные продукты химии, яды, нефть, бытовой мусор.
Берега рек часто превращаются в свалку. В загрязнённой воде погибает всё живое: рыба, раки, растения. Река болеет, и её воды не могут быть использованы человеком. 5
В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты. Дождевая вода переносит часть их в водоёмы. Вот и опасное загрязнение воды! Работники сельского хозяйства всегда должны правильно хранить и использовать. Очень часто люди бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое. Представьте, как это опасно для людей, купающихся в водоёме, а особенно для тех, кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей, получивших тяжёлые травмы.
Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездовь эти вещества!
Никогда не выбрасывайте в воду мусора! Не оставляйте его и на берегу, потому что он с берега может легко попасть в воду.
Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции. Ведь даже мы – школьники – можем участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду.
Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
II .1 Изучение свойств воды.
Опыт №1. «Вода- увеличитель».
Вывод: вода зрительно увеличивает предметы. В жизни это мы можем увидеть, наблюдая за рыбками в аквариуме. (Приложение №2 рисунок 7)
Опыт №2. «Волшебная радуга»
— полоска из салфетки;
На полоске из салфетки рисуем фломастерами разноцветные точки в виде радуги. Опускаем край салфетки с метками от фломастеров в стакан с водой, чистый край полоски свешиваем наружу стакана. Проходит какое-то время, и мы видим, как вода по салфетке поднимается вверх, и наши точки превращаются в радужные полосы.
Вывод: вода может перемещаться вверх самостоятельно. Такое явление называется капиллярностью.
Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать ее от корней по стеблям к листьям. (Приложение №2 рисунок 8)
Опыт №3. «Цветы на воде»
— широкая емкость – таз или поднос;
Разрезаем бумагу на квадраты со стороной 15 см. Складываем квадраты вдвое и вырезаем из них цветы. Отгибаем лепестки у цветов вверх.
Помещаем цветы в емкость с водой.
Через некоторое время цветы начинают раскрывать свои лепестки.
Произошло это потому, что вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их, бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается.
Вывод: как правило, вода стремится вниз, но по капиллярам она может подниматься вверх. (Приложение №2 рисунок 9)
II .2.Анкетирование среди учащихся 5-7 классов по теме «Загрязнение воды»
В опросе участвовало 40 человек
№ 1. Знаете ли вы, чем опасно загрязнение воды для человека?
№ 2. Знаете ли вы меры для сбережения воды?
№ 3. Чистая ли вода в вашей местности?
№ 4. Убираете ли вы бытовые отходы возле водоёмов?
№5. Охраняются ли водоёмы в вашей местности?
№ 6. Рационально человечество использует запасы пресной воды?
Результаты исследования. (Приложение №3)
Из результатов таблицы мы сделали вывод, что большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. Не все участники опроса знают об охране наших водоёмов. Также, не все ребята убирают бытовой мусор. Меры для сбережения воды знают все, но не все выполняют.
Вместе мы составили правила бережного отношения к воде и вот что у нас получилось:
Правила бережного отношения к воде
Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.
Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!
Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.
Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.
Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.
Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, мы поможем сберечь воду.
II.3. Эксперимент. Свойство воды.
Для того, чтобы доказать, что вода переходит из одного состояния в другое я провела несколько экспериментов:
Переход воды из жидкого состояния в твердое.
Банку с водой я поместила в морозильную камеру. Через сутки я достала её и обнаружила, что под воздействием низкой температуры вода перешла из жидкого состояния в твёрдое, превратилась в лёд.
Кроме того, я заметила, что банка треснула. При охлаждении жидкость расширилась, и лёд занял больший объём. Замораживая воду, мы её как будто растягиваем.
Переход воды из жидкого состояния в газообразное, из газообразного в жидкое и из твердого в жидкое.
Я нагрела воду, над которой закрепил тарелку со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки стала влажной, на ней появились капли, которые начали падать вниз. Следовательно, вода из жидкого состояния перешла в газообразное и из газообразного в жидкое. Лёд на тарелке растаял, то есть перешел из твёрдого состояния в жидкое.
Следующие мои эксперименты доказывают вторую часть моей гипотезы о свойствах воды.
Вода не имеет формы
Я налила воду в три сосуда разной формы. Вода приняла форму сосудов. Я сделала вывод, что вода не имеет формы.
Вода прозрачна, не имеет цвета и запаха.
Я поставила рядом три стакана, один с водой, другой с томатным соком, третий с молоком и заметила, что вода прозрачна, не имеет цвета и запаха.
В один стакан с водой я положила соль, в другой сахар. Соль и сахар растворились в воде. Следовательно, вода это растворитель.
Проведённый обзор литературы, а также собственные наблюдения, позволяют нам сделать такие выводы:
Мы расширили свои знания по данной теме. Узнали, что – непременная составляющая часть всего живого. Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды. В организме человека вода: увлажняет кислород для дыхания; регулирует температуру тела; помогает организму усваивать питательные вещества; защищает жизненно важные органы; смазывает суставы; помогает преобразовать пищу в энергию; участвует в обмене веществ; выводит различные отходы из организма.
В результате проведенных экспериментов я доказала, что вода в природе способна переходить из одного состояния в другое; вода прозрачна, не имеет формы, цвета. Вода это хороший растворитель.
На основании проведённых опытов моя гипотеза подтвердилась, а ещё я узнала много нового и интересного. Вода – это уникальное вещество, так как существует одновременно в трех состояниях. Знания о свойствах воды, описанных в данной работе, позволяют нам более умело использовать их в повседневной жизни.
Всем нужна чистая вода. Она основа здоровой жизни. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки, озера сливаются сточные воды фабрик и заводов, а также вода, используемая в быту. От загрязнения воды страдает все живое.
Давайте беречь воду, ту самую простую воду, что течет из водопроводного крана, плещется в реках и озерах, ту, что мы пьем из родника, ведь беречь воду – это означает беречь жизнь!
Экономия воды – это не жадность. Это бережливость, забота о поколениях людей, которые будут жить после нас.
Вода – чудесный объект неживой природы!
Вода уникальна!
Петрянов И.В., Самое необыкновенное вещество в мире. Москва, 1975г.;
Большая книга необходимых знаний школьника –М.: «ОЛМА Медиагрупп», 2007г.;
Большая энциклопедия – М.: «РОССА»;
Ахманов М. Вода, которую мы пьем. Качество питьевой воды и ее очистка с помощью бытовых фильтров. СПб.: «Невский проспект», 2002, 192 с. ISBN 5-94371-183-Х.
Батмангхелидж Ф. Вода для здоровья. Мн.: ООО «Попурри», 2005, 288 с. ISBN 985-483-371-2..
Ершов М.Е. Самые распространенные способы очистки воды. Донецк: Сталкер, 2006, 94 с.
Обербайль К. Чудо-вода. М.: 000 «ТД «Издательство Мир книги», 2005, 128 с.
Суслов Б. Н. Вода. М.: Гос.изд. технико-теоретической литературы, 1950, 64 с.
Эмото Масару. Тайная жизнь воды. Мн.: «Попурри», 2006, 160 с.
М.И. Степанова «Фразеологический словарь русского языка». ООО Виктория плюс. Санкт – Петербург, 2009 г.
«Наука и жизнь».Электронное издание. http://www.nkj.ru/
Энциклопедия «Мир вокруг нас». М., 2000г.
Ю. В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек» Москва 1998г