почему нельзя клясться жизнью
Можно ли клясться жизнью, баракятом или родителями?
Вопрос: Можно ли клясться словами: «Клянусь твоей жизнью» или, к примеру, «клянусь жизнью Халида», «клянусь цветущим деревом», или «клянусь (неким) благом» и т.п.?
Ответ: Основой в клятве является то, чтобы клялись только именем Аллаха. Именно такая клятва и является настоящей клятвой и Он (Господь) – Тот, Кем стоит клясться. Причиной такого ограничения в клятве является святость того, кем клянутся. В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима приводится следущее изречение Пророка ﷺ : «Всевышний Аллах запретил вам клясться своими родителями, а тот, кто желает клясться, пусть сделает это именем Аллаха или же хранит молчание».
إن الله تعالى نهاكم أن تحلفوا بآبائكم من كان حالفاً فليحلف بالله أو ليصمت
Таким образом, основываясь на вышесказанном, грешно клясться кем или чем-либо помимо Всевышнего, как например, клятва жизнью или какими-то людьми. И грех от произнесения подобной клятвы будет тяжелее, если человек убеждён в том, что это является клятвой или же, если убеждён в том, что такую «клятву» нельзя нарушать, либо убеждён в святость того, кем/чем он поклялся из созданий Всевышнего.
Однако богословы утверждают, что если человек не убеждён во всём этом, если намеревался этими словами лишь изобразить клятву, но не поклясться по настоящему, если у него не было намерения принести шариатскую клятву и уподобить данной «клятвой» кого-либо или чего-либо в величии Всевышнему Аллаху, то в этом нет греха. В качестве довода этому приводятся некоторые хадисы, в частности, изречение Пророка Мухаммада ﷺ : «Как же ему посчастливилось, клянусь его отцом!», где слова «клянусь его отцом» являются всего лишь оборотом речи, а не клятвой.
На вопрос ответил Мухаммад аль-Фихам.
Специально для «Ислам.Ру» перевёл Мухаммад-Амин Магомедрасулов.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Почему нельзя клясться?
Потому что если не сдерживаешь слова, то попадаешь под проклятие в конкретной ситуации.
«А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.»
(Матф.5:34-37)
«Клянется только тот, кто не может просто выполнить что-либо»
Не думаю что нельзя этого делать.
Просто некоторым это помогает сделать то, что без обещанной клятвы они не сделают. Служит энтузиазмом или пинком под зад.
Другие считают, что клястся это грех или типа того. И они тоже правы. Но только для себя самих, так как верят в этот стереотип.
Еще кому то этого и не надо. Так как они зная себя, могут сделать и без клятвенного обещания.
Клятву просят те, кто не уверен в другом. А значит в себе.
» Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.»
Кроме проклятий и «слов-убийц» существуют такие слова, сказав которые, можно нанести непоправимый вред своей судьбе, особенно если произносить их сгоряча, необдуманно. Ими являются «слова-клятвы». Люди клянутся своей жизнью, родителями, здоровьем, детьми, удачей, Богом, накладывая на все эти дорогие понятия незримую печать запрещения, которая работает до тех пор, пока они не выполнят клятву. И не важно, дал ее человек шутя, вовсе не придавая особого значения сказанным им словам, или ее «вырвали» у него окружающие. Как только человек клянется, по словам экстрасенсов, в его кармическом теле безвозвратно нарушается ход событий. Ведь недаром у слова «клятва» и слова «проклятие» один корень.
Люди клянутся, не думая о последствиях. Например, говоря: «пусть у меня не будет денег», они не подозревают, что тем самым убивают собственную финансовую удачу. И до тех пор, пока не снимут с себя эту клятву, данную, скорее всего, по глупости, у них в жизни ничего не изменится к лучшему.
Фраза типа: «больше никогда не выйду замуж», которую может сказать в сердцах измученная в несчастливом браке женщина, сразу же накладывает на эту женщину венец безбрачия.
Страшнее всего, как говорят исследователи, на жизнь человека влияет клятва, в которой он отдает часть своей судьбы какому-нибудь человеку. Так, экстрасенсам известно немало примеров того, когда родители, у которых болеют дети, в сердцах просят забрать у них здоровье и отдать его ребенку. Детям от этого, как правило, легче не становится, тогда как сами родители начинают болеть, порой очень сильно. Как ни хочется помочь близкому человеку, нужно помнить: у каждого своя судьба, и, жертвуя своей судьбой, никому не удавалось приносить благо ни близкому, ни тем более себе.
Когда люди говорят, что отдадут жизнь или душу за кого-то, то они, как правило, долго не живут. А если кто-то клянется здоровьем собственных детей, то за нарушение клятвы расплачиваются дети, причем самым дорогим – здоровьем. Если человек клянется своими родителями и нарушает данный обет, то несчастья наваливаются на самых старших в семье, а значит, через них наказывается и сам дающий клятву.
Слово «клятва», согласно В. Далю, происходит от «клясть», означающего «проклинать» или «бранить». В других словарях клятвой определено обещание или долг, взятый на себя. Но одно очевидно: клятва, будучи нравственной категорией, накладывает на людей конкретно определенные ограничения.
В давние времена, когда человек давал клятву Богу и нарушал ее, то на воротах его дома свечой выжигали огромное распятие. Клятвопреступник целовал крест и произносил специальную молитву. После чего он съедал землю, столько горстей, сколько концов у распятья. Считалось, что если клятвопреступник оставался жив, то это означало, что Бог его простил, а если нет – значит не было ему прощения.
Пословица гласит: «Где клятва, там преступление!». На Руси клятвопреступление или клятвонарушение издавна считалось тяжким преступлением и большим грехом.
В Священном писании говорится о том, что, давая обет Богу своему, нужно немедленно исполнить его, поскольку Бог обязательно взыщет с человека и на нем будет грех. Пророк Экклезиаст же говорил, что лучше не клясться, нежели клясться и нарушать.
Христианина-клятвопреступника, даже покаявшегося, подвергали десятилетнему отлучению от церкви. Кстати, клятвопреступление Православным христианством относится к смертным грехам, за которые несут ответственность даже потомки грешников.
Недавно в одной из московских газет была напечатана история М., которая вызвала у читателей самые разные мнения. М., которому сегодня тридцать, пять лет назад потерял свою любимую девушку, с которой был вместе еще со школы. Девушка страдала эпилепсией. Она скончалась после очередного приступа. Стоя у гроба, М., будучи в состоянии прострации, поклялся умершей девушке, что никого не полюбит так, как её, и что всю жизнь будет один. Однако после двух лет одиночества он понял, что это состояние начинает его тяготить, уходит молодость, а он не женат. Но странным образом он не мог связать свою жизнь ни с одной из понравившихся ему девушек, у него ничего не получалось. Но и это было не все: М., к которому каждую ночь во сне приходила его первая любовь, стал чахнуть, потерял блеск в глазах, стал слаб и потерян. Однажды, когда он дома был один, ему послышался стук в дверь. Открыв ее, М. увидел свою девушку – бледную, с локонами ниже пояса, она уверенным голосом попросила оставлять на ночь открытой дверь на балкон, чтобы ей легче было к нему приходить. М. отчетливо помнил, как держал ее за руку, а утром, проснувшись, увидел, что дверь на балкон открыта, а на столе стоят две чашки с чаем и фантики от любимых конфет его девушки. Постепенно состояние молодого человека настолько усугубилось, что родители его насильно отвели к психологу. Специалист провел с ним несколько сеансов и посоветовал мысленно отпустить свою любимую. Однако ничего не помогало. Сколько бы М. не старался, у него ничего не получалось. А однажды девушка во сне пригрозила ему отомстить, если он нарушит свою клятву. Видя гаснущее состояние сына, мама М. отвела его к экстрасенсу. Та провела какой-то обряд и наказала каждый день в течение определенного времени молиться и произносить определенные слова. Постепенно М. стало намного легче. У него все начало налаживаться. А однажды девушка во сне попросила принести ей на кладбище кольцо и несколько ее вещей, которые остались у возлюбленного. Через год М. женился. Перед свадьбой он в последний раз видел во сне свою бывшую девушку, которая пожелала ему счастья. Через газету, в которой был напечатан его рассказ, М. настоятельно советовал и просил всех читателей не давать клятвы, не клясться ничем дорогим, особенно у гроба, поскольку выполнить ее удается не всегда, и тогда жизнь превращается в мучение.
Клятву многие дают и сегодня. Правда, клятвопреступникам на дверях крест не выжигают, зато сами клятвопреступники, осознавая, что нарушили клятву, обращаются за помощью к знахаркам, ведуньям и гадалкам, чтобы те помогли бы им и освободили от клятвы.
«Клянусь своими детьми», «клянусь Господом», «клянусь здоровьем»…
Подобные обеты часто играют роль своего рода ударного козыря при выяснении отношений с супругом, возлюбленным и т.д. С их помощью некоторые пытаются произвести желаемое впечатление на человека и выиграть спор. Спор, может, и выигрывают, но войну с судьбой проиграют однозначно. Ведь такие клятвы всегда оборачиваются против того, кто их произносит, а также против его близких.
Грех ли клясться согласно Библии — в ЗАГСе и суде, например?
Грех ли клясться согласно Библии? Можно ли христианам давать клятвы и обещания при заключении брака в ЗАГСе или клясться говорить правду в суде с рукой на Библии? В Нагорной проповеди Иисус повелевает христианам не клясться ничем:
Слышали вы также, что предкам нашим сказано было: «Не нарушай клятвы своей, соблюдай клятву, данную Господу». Я же скажу вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь небом, ибо оно-престол Божий. И не клянитесь землёй, потому что она принадлежит Богу. И Иерусалимом не клянитесь, ибо он-город великого Царя. И головой своей не клянитесь, ибо ни один волос не можете вы сделать ни чёрным, ни белым. Если хотите сказать «да», то и скажите просто «да», а если хотите сказать «нет», то и скажите просто «нет». Всё остальное-от дьявола. (От Матфея 5:33-37)
Грех ли клясться согласно Библии в этих ситуациях?
Это спорный момент. Я считаю, что мы должны сделать, так это понять контекст иудаизма в первом веке, чтобы действительно узнать, кому адресованы слова Иисуса Христа о клятве. Это называется «герменевтика отрывка из Библии». Для того, чтобы понять его контекст, мы должны признать, что евреи имели привычку клясться Храмом или предметами в Храме, а также присутствием Бога в Храме и многими другими вещами. Это был взрослый вариант того, что делают дети, когда говорят: «Пусть мое сердце разорвется, пусть я умру, пусть мне попадет игла в глаз».
Я считаю, что Иисус говорит здесь о том, что мы должны избегать любых видов суеверия, включая клятвы конкретной вещью в Храме, ошибочно полагая, что это каким-то образом усиливает клятву. Такие вещи представляют христианство глупым. Мы должны делать то, что здесь сказал Иисус, и пусть наши «да» будут просто «да». Например, на свадьбе достаточно сказать «да». Для христианина не является необходимым говорить на свадьбе: «Я буду, да поможет мне Бог» или «Клянусь Богом, я буду». Что касается принятия присяги в соответствии с требованиями государственного органа — это серая область.
Лично я легко могу сказать «клянусь», говоря правду в суде, потому что в глубине души я знаю, что просто объявляю всем, что я буду говорить только правду, но я делаю это в форме, требуемой правительством. Возможно, поднятие правой руки или размещение нашей руки на Библии является еще одним примером того, что можно назвать суеверием и, следовательно, находящимся вне установленного Иисусом. Прекрасно. В этом случае люди могут отказаться принять эту клятву, полагаясь на голос своей совести. Однако, на мой взгляд, выполнение этого необходимо не для того, чтобы действительно доказать, что вы действительно, действительно, действительно, честно имеете это в виду (вы поняли о чем я?), но просто потому, что правительство просит нас использовать эту форму. Я не рассматриваю это как нарушение наставления Иисуса Христа.
Я не вижу ни одной библейской причины, согласно которой христианин не может клясться на Библии, если об этом попросят в суде. Да, вы правы насчет отрывка из Матфея 5 главы, где Иисус говорит не клясться вовсе. Но нам всегда важно рассматривать подобные места в Библии в их контексте. В контексте 5 главы Евангелия от Матфея Иисус говорит о человеке, который говоря что-то, пытается убедить другого в том, что это правда. При этом человек клянется храмом (Библией и т. д.). Другими словами, Иисус говорит своим последователям, чтобы те просто сказали правду, не прибегая к клятвам.
Что касается ситуации в суде, мы подразумеваем, что христиане говорят правду, но в суде могут попросить поклясться на Библии. Это сильно отличается от ситуации, когда мы сами прибегаем к клятвам, чтобы убедить кого-то, что мы говорим правду.
Давайте рассмотрим такую альтернативу. Мы находимся в суде, а судья просит нас поклясться на Библии в знак доказательства того, что мы говорим правду. И вот в этой ситуации мы говорим «нет, я не буду клясться на Библии». Если бы речь шла о разговоре между двумя христианами, то клятва была бы не нужна. Но суд имеет дело с другим типом людей, и ему приходится прибегать к такому методу, прося людей давать клятвы. Это отличается от ситуации, когда нечестный человек пытается убедить другого, давая клятвы на храме или Библии.
Некоторые люди воспринимают этот отрывок из Библии (Матфея 5 глава), как доказательство того, что для христиан клясться — это грех в любых ситуациях, и что христиане вовсе не могут давать клятвы. Если совесть какого-то человека не позволяет давать клятвы в суде, то ему не стоит их давать (Римлянам 14:23). Но не стоит на основе этого отрывка стоить доктрину, согласно которой христиане не могут давать клятвы вовсе. Это моя точка зрения.
Подводя итог, в общественной или частной христианской обстановке мы должны просто сказать что-то вроде «Я буду» или «Да». Но в культурной среде, в пределах разумного, мы можем принимать «присягу» до тех пор, пока в наших сердцах и умах мы знаем, что просто говорим: «Да, я буду», но делаем это обычным для нашей культуры способом. Тем не менее я, безусловно, не буду клясться именем Будды или Небесного Отца, или Кришны.
Какая опасность подстерегает православного человека, когда он клянется
Нельзя бездумно клясться любому человеку, если он не желает принести себе вред. В священном Писании описана опасность, которую несет в себе клятва. В ней также есть ответ желающим давать клятвы, которые ничем не подкреплены. Человек может неосознанно нанести себе ущерб или добавить греха, если не сможет сдержать данное слово.
Почему нельзя клясться
Человек часто использует клятву, чтобы уверить кого-то в своих словах. Но к сказанному нужно относиться осторожнее и серьезнее. Следить за своей речью, и думать о высказываниях. Слово имеет вес, и оно может влиять на судьбу человека.
Смысл клятвы можно найти в Священном Писании, которое объясняет почему она вредна для православного человека. Когда человек вспоминает небеса, то он клянется престолом Божьим, на которое не имеет прав. Землей – это опора под ногами Бога, а если Иерусалимом, то местом, где прожил свою жизнь Христос. Нельзя клясться даже своей головой, потому что человек не может влиять на цвет волос только одним желанием.
Лучше просто говорить «Да» или «Нет», потому что остальные слова идут от лукавого.
Древним людям было сказано Иисусом Христом: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
Нельзя клясться дорогими для сердца людьми, алтарем, Богом, потому что они не находятся под властью человека, который ее дает. Он ими не владеет, и не может распоряжаться. Об этом и говорит Господь, когда просит не произносить клятву.
Чем угрожает клятва православному человеку
Говорить, а тем более клясться, нужно осмысленно, потому что она несет опасность. Клятва для православного человека – это грех, если он не может ее выполнить. В Священном Писании сказано, что если дал клятву, то постарайся ее быстро исполнить, потому что Господь ее спросит с дающего человека. В обратном случае он получает наказание за несдержанное слово, причиняя себе вред.
Суть сводится к тому, что человеку не придется отвечать за свои слова, и брать грех на душу, если вовремя будет исполнять обещанное. Но можно и не клясться, ведь если человек говорит правду, то никакие подтверждения или убеждения ему не нужны. Главное – оставаться честным человеком перед собой, Господом, и людьми.