плутни скапена спектакль актеры и роли
ПЛУТНИ СКАПЕНА
Создатели спектакля
Жанр: Криминальная комедия
Актерский состав
Скапен, слуга Леандра, плут
Жеронт, отец Леандра и Гиацинты
Аргант, отец Октава и Зербинетты
Сильвестер, слуга Октава
Октав, сын Арганта, влюбленный в Гиацинту
Леандр, сын Жеронта, влюбленный в Зербинетту
Зербинетта, мнимая цыганка, а на самом деле дочь Арганта, влюблённая в Леандра
Гиацинта, дочь Жеронта, влюбленная в Октава
Нерина, кормилица Гиацинты
Карл, плут
Певица
Певец
«С одной стороны – это игровой театр высшего класса и невероятная божественная забава, где много просто веселого, смешного и замечательно изобретенного, – комментирует Константин Райкин, – а кроме того, здесь такой мощнейший, мудрый невероятно острый сатирический и философский заряд, который точно затрагивает современную реальность».
Премьера состоялась 26 августа 2020 года
Фото: Александр Иванишин
6 Апреля 2021 — Денис Суханов отмечает 50-летие Издательство: Театрал on-line / Автор: Екатерина Сивцова
25 Ноября 2020 — Театр «Сатирикон» и Константин Райкин приехали в столицу Коми Издательство: Информационное агентство «Комиинформ» / Автор: Вероника Морохина
23 Сентября 2020 — Его комичество Скапен Издательство: Литературная газета / Автор: Виктория Пешкова
10 Сентября 2020 — Проделки театра Издательство: Экран и сцена / Автор: Юлия Кулагина
6 Сентября 2020 — Скапен с неаполитанского кичмана Издательство: FLYINGCRITIC.RU / Автор: Наталья Шаинян
2 Сентября 2020 — Скапен с неаполитанской «малины» Издательство: Театрон / Автор: Павел Подкладов
27 Августа 2020 — Умный плут вышел на московскую сцену Издательство: Вечерняя Москва / Автор: Татьяна Еременко
22 Июня 2020 — «Театр — это обмен энергией» Издательство: Коммерсантъ / Автор: Андрей Архангельский
10 Июня 2020 — Театр «Сатирикон» возобновил репитиции Издательство: Театрал on-line / Автор: Анастасия Евтефеева
12 Февраля 2020 — Константин Райкин начал репетировать Мольера Издательство: teatral-online / Автор: Анна Тимина
Скапен на оба ваши дома. Почему стоит идти на новую постановку Константина Райкина
«Плутни Скапена» ― спектакль, выполненный в той же сценографии, что и другая постановка по Мольеру в «Сатириконе» ― «Лекарь поневоле». Художник Борис Валуев расставил на сцене черные кулисы, по контуру подсвеченные белыми огнями. По центру стоит барабанная установка. В этой предельно лаконичной сценографии и будут существовать герои, в мире, как будто лишенном примет времени. Создать атмосферу живого, бурлящего, динамичного Неаполя помогают музыка, виртуозная актерская игра и зрительское воображение. Но Неаполь тут очень условный, его вполне можно принять и за Одессу, чему вторит основной музыкальный лейтмотив спектакля («С одесского кичмана бежали два уркана»), и за Марсель, и вообще за любой портовый город.
Сюжет пьесы заключается в том, что хитроумный слуга Скапен обводит вокруг пальца двух строгих отцов Арганта и Жеронта, чтобы их сыновья смогли жениться по велению их сердец, а не по указанию родителей. И хотя счастливая развязка происходит по воле случая (обе невесты оказываются пропавшими дочерьми Арганта и Жеронта), это нисколько не умаляет заслуг Скапена. Его изощренные выдумки и виртуозное умение всех облапошить без вреда для окружающих ― выше всяческих похвал.
Роль Скапена в разных составах играют два артиста: Алексей Бардуков и Артем Осипов. По отзывам зрителей и по словам создателей спектакля, их Скапены очень разные. Но и тот, и другой представляют собой типичного слугу, дзанни (маску комедии дель арте), такой собирательный образ Труффальдино из Бергамо. Пройдоху, выдумщика, хитрого, изворотливого, но очень обаятельного вруна, которому все сходит с рук.
В спектакле Скапен вовсе не скрывает, что имеет криминальное прошлое, но зритель сразу же начинает ему симпатизировать. Ведь совершенно очевидно, что им руководят только добрые помыслы и желания. Он не склонен обманывать ради наживы. Скорее он врет и изворачивается ради смеха. Ему доставляет истинное наслаждение демонстрировать свои таланты, свое неуемное красноречие, умение убедить кого угодно в чем угодно. Надо сказать, что Артем Осипов в этой роли просто великолепен. Дело не только в его пластике, мгновенных реакциях, умопомрачительных гримасах, но и в мастерстве создавать из самых простых подручных средств волшебный театральный арсенал. А средств этих у него не так уж много: барабанные палочки, барабанные установки, собственные руки и холщовый мешок. Палочками он умудряется показать буквально все: и то, как он готовит еду для господина Арганта, отца Актава (Григорий Сиятвинда), и рассказать в деталях какую-то немыслимую байку, и изобразить любое животное. Правда, однажды, чтобы отомстить Жеронту, отцу Леандра (Денис Суханов), он использует палочки для избиения последнего: Жеронт сидит в мешке и искренне полагает, что его мутузят преступники, а Скапен всеми силами пытается ему помочь.
Скапен возводит само понятие игры на пьедестал. Игра для него как воздух, без которого он не может существовать. И весь спектакль пронизан этим игровым началом. В самом высоком театральном смысле этого слова. Изобретательная пантомима, буффонада, переодевания, фокусы, розыгрыши ― не только Скапен, но и все остальные актеры демонстрируют чудеса актерского мастерства. Надо сказать, что эти «выкрутасы» никоим образом не отдают кривлянием и не кажутся вульгарными. Жанр комедии предполагает и некую напыщенность, и чрезмерное «выпячивание» своего «Я», и гротеск, и карикатуру.
Чувствуется, конечно, что это очень «райкинский» спектакль: Константин Аркадьевич ― самый известный Труффальдино в нашей стране, он как будто передает постановке легкое дыхание своей пластики, мимики, жестов. Кстати сказать, большинство артистов в «Плутнях Скапена» ― его ученики, и они волей-неволей многое переняли у учителя.
В постановке действительно много выдающихся актерских работ. Чего только стоит Жеронт, весь дрожащий от возмущения, тоненьким голоском отчитывающий сына за непослушание, как будто постоянно вибрирующий, извивающийся, как уж на сковородке. Или Аргант, с виду строгий и неприступный, но «милый и добрый» внутри. Женские роли тоже запоминаются. Жена Леандра Гиацинта (в действительности дочь Жеронта, Алина Доценко) изображает полусумасшедшую старушку (это при том, что она молодая девушка). Она мило шепелявит, картавит и совершенно незабываема со своей игрушечной собачкой на поводке. Невеста Актава, мнимая цыганка Зербинетта (Елизавета Мартинес Карденас) гомерически смеется, прыгает как антилопа и, кажется, полна такого живительного оптимизма, что может заразить им всех окружающих.
Второй слуга Сильвестр ( Александр Гунькин ) ― застенчивый тихоня, но, выполняя указание Скапена по запугиванию Арганта, феноменального «преображается» в настоящего маньяка-убийцу: в этом ему помогает Станиславский, томик которого он не выпускает из рук. Сильвестр на время «становится» главой бандитской шайки, способным одним своим взглядом умертвить на месте.
Нельзя не упомянуть о музыкальном трио, периодически врывающемся в действие и исполняющем самые разные хиты в экстравагантных и ярких костюмах. Оно то создает лирически-романтическое настроение, то погружает зрителей в гущу детективного романа, то вносит элемент блатной удали во все происходящее, то накаляет, то разряжает атмосферу.
Вообще барабанная установка, которую то и дело пускают в ход все персонажи пьесы, задает очень быстрый, постоянно меняющийся ритм спектакля. Эти звуки как будто вторят биению сердец героев, выражают их страхи, надежды, отчаяние, нетерпение, страсть и ненависть.
Спектакль «Плутни Скапена» очень музыкальный, смешной и смотрится на одном дыхании, как будто между первым и последним ударом по барабану не было двух часов насыщенного действия. В зале раздаются смущенные возгласы: «Неужели уже конец?»
Конечно, эта постановка обращена и к сегодняшнему дню. Она как будто напоминает изголодавшемуся по зрелищам зрителю, что в мире есть не только пандемия, страх заболеть и запреты на массовые мероприятия, но и кое-что еще: приключения, шутки, розыгрыши, любовь, преодолевающая любые преграды, надежда на прощение и счастливое спасение, добрая сатира и веселое плутовство.
Больше текстов о культуре и политике — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Плутни скапена спектакль актеры и роли
Новый театральный сезон «Сатирикон» открывает эксцентричной постановкой, где объединяет комедию dell’arte и лёгкий фарс. Но вместо шутовских костюмов и пышных декораций зрителей ждет аскетичное пространство сцены, персонажи с черно-белых фотоснимков начала ХХ века и современное переосмысление французской классики.
Пьесу «Плутни Скапена» («Проделки Скапена») Мольер написал в 1670-ом и сам выступил в роли главного героя на сцене парижского театра «Пале-Рояль». Сюжет пьесы прост и прозрачен: легко догадаться, что в финале всех ждёт happy end под звуки вальса Мендельсона. Но величие французского комедиографа в том и состоит, чтобы простоту облачить в яркие, остроумные и даже философские одежды. Мольер заимствовал отдельные сцены у своих коллег, но при этом сумел выстроить лаконичный драматургический скелет, на котором зиждется основной конфликт отцов и детей. Проблема с женитьбой непослушных сыновей разрешается абсолютно парадоксально, но этому предшествует цепочка невероятных проделок обаятельного слуги Скапена.
Эта история в «Сатириконе» превращается в криминальную комедию, режиссером которой выступает Константин Райкин. Он осовременил сюжет, но избегая неправдоподобности, остановился на 1930-х годах: припудренные дамские лица, парики, жилеты, придающие стройность мужскому телу, кожаные саквояжи и пистолеты.
Игровые буффонадные сценки становятся основной лексикой спектакля. На актёра здесь возлагаются все функции и задачи: без ярких костюмов и декораций, без ослепительных световых решений, движущихся конструкций и всего того, что могло бы отвлечь внимание от игры. Сцена с воображаемым приготовлением закуски заставляет поверить, что перед зрителями действительно стряпается что-то аппетитное, а на «шампуре» остывает шашлычок. Хотя вместо шампура здесь барабанные палочки. Они неслучайны, ведь центральным и единственным элементом оформления становится барабанная установка (художник-сценограф – Борис Валуев). Герои постоянно так или иначе к ней обращаются, барабаны помогают им в сценах драк, а звуковые эффекты придают действию выраженного темпоритмического окраса. Пульсирующей волной их дробь усиливает эмоциональный накал и завинчивает гайки мольеровской интриги.
Главным интриганом становится, согласно традиции dell’arte, хитрый и смекалистый слуга, которого играют в два состава абсолютно разные по типажу актёры – Алексей Бардуков и Артем Осипов. Первый – нежный лель с чертами лирического героя, а второй – брутальный и харизматичный джентльмен удачи. Роль Скапена потребовала от обоих максимально органического правдоподобия и внутренней легкости. Тут и пантомима, и откровенная буффонада, и, присущий только пьесам Мольера, особенный шарм и гармоничность слога. Прекрасное партнёрство на сцене не превратило роль Скапена в бенефисную работу.
Жеронт в разработке Дениса Суханова – невероятно привлекательный образ. Несмотря на тривиальность амплуа «жадного еврея», актёр смог уверенно перешагнуть банальную карикатурность. Его Жеронт вызывает смех, иронию, жалость и тёплую симпатию. В сцене, когда беднягу обводит вокруг пальца Скапен, заставляя просидеть уйму времени в мешке и испытать на своей спине побои, – Денис Суханов как-то особенно драматически позволяет взглянуть на Жеронта. Его «еврейский папа» невольно становится одним из наиболее лаконично выписанных героев, в котором проглядывается вся полнота биографии. Актёр играет невероятно страстно и открыто, его харизма и энергичность не ослепляет, а с хирургической точностью вскрывает «нутро» характера. Совсем другим предстает второй «папаша», Аргант в трактовке Григория Сиятвинда. Здесь больше драматической тени и размеренности.
Невозможно представить комедию dell’arte без парочки влюбленных, а в истории Мольера этих пар целых две! Их играют молодые, энергичные и красивые актёры: Илья Денискин и Алексей Фалько разделили роль Октава, а Никита Смольянинов и Никита Григорьев – роль красавчика Леандра. Мнимую цыганку, а на самом деле дочь Арганта исполняют харизматичная Елизавета Мартинес Карденас и Анна Петрова. Странноватая барышня Гиацинта с игрушечной собачкой на поводке в рисунке Алины Доценко и Софьи Щербаковой соединяет элементы клоунады и отрешенность, эмоциональную сдержанность.
Художник по костюмам Мария Данилова сумела аккуратно стилизовать героев под эпоху гангстерских 30-х. Точные лаконичные аксессуары дополняют даже небольшие роли, какими здесь выступает традиционная группа дзанни: кормилица Нерина (Елена Березнова), плут Карл (Павел Алексеев и Кирилл Бухтияров), Певицы в черных париках (Елена Голякова и Розалия Каюмова) и элегантный Певец (Ярослав Медведев). Хороводом эти певцы двигаются по сцене, то набросив на плечи «цыганский» платок, то, куражась, затянут известный хит.
«Плутни Скапена» в прочтении Константина Райкина – это очень смешной, легкий, жизнеутверждающий и, что особенно ценно, – добрый спектакль! Человеческие пороки здесь не объекты грубых насмешек, а скорее повод обратиться к спасительной самоиронии. Под шлейфом юмора, как и положено любой добротной комедии, скрывается философский взгляд на человека как на неотъемлемую часть природы. Эпохи сменяют друг друга, люди без устали изобретают новые механизмы, облегчающие их жизнь, но человеческая душа остаётся неизменной и требует ежечасной огранки. Константин Райкин попытался вывести на сцену нового Скапена, для которого нет времени, он странствует по страницам истории и вызывает гомерический смех, умиляет своим простодушием и заставляет задуматься над собственным отражением в зеркале.
Плутни Скапена
Государственный академический Малый театр России. Основная сцена
Ф рагмент из книги Жоржа Бордонова «Мольер» (1983):
«Пока идут приготовления к «Психее», Мольер сочиняет «Плутни Скапена». В этой пьесе он собрал все фарсовые ситуации, все буффонады, все приемы, трюки и хитрости жанра и сделал из такой пестрой груды образцовую в своем роде комедию. Превзойти его здесь уже никто не сможет. Интрига тут очень сложная и неправдоподобная. Но это не имеет значения, главное — стремительный ритм действия, точнее, искрометный темперамент Скапена. А теперь можно перейти и к самой пьесе.
Аргант и Жеронт возвращаются из путешествия. Аргант — отец Октава; он не знает, что у него есть дочь Зербинетта. Жеронт — отец Леандра; он не знает, что у него есть дочь Гиацинта. За время их отсутствия Октав и Леандр наделали глупостей. Октав женился на Гиацинте, невзирая на то, что она бедна, а у него самого ни гроша за душой. Леандр влюбился в Зербинетту, молоденькую цыганку. Узнав, что их отцы возвращаются, юноши приходят в отчаяние и просят помощи у слуги Скапена, ловкого плута, по крайней мере так он себя рекомендует. Он немного не поладил с правосудием, которое с ним плохо обошлось; при каких обстоятельствах, он не уточняет. Поэтому он колеблется, впутываться ли ему в новую историю. Но соблазн велик, и тщеславие берет верх над осторожностью. Неискушенность, наивность, беспомощность молодых людей вызывают его жалость, заставляют взяться за дело.
Вот этот славный плут — скорее амплуа, чем характер — и будет движущей пружиной пьесы. Главные же ее герои не более чем марионетки, милые или смешные; Скапен забавляется, дергая их за веревочки. Он громоздит одну выдумку на другую, морочит стариков-отцов, сам попадает в им же подстроенную ловушку. Оба старика — скряги. Скапен выманивает у них деньги, необходимые для влюбленных, а затем и согласие на две свадьбы. Все эти события от начала до конца совершенно невероятны, но разворачиваются стремительно. Старому Арганту Скапен рассказывает фантастическую историю: у нежной Гиацинты есть брат, сущий головорез, который согласится на расторжение брака Октава с его сестрой, если получит кругленькую сумму. Но Арганту требования «головореза» кажутся непомерными, он предпочитает судиться. Скапен отговаривает его. Для Мольера это повод обрушиться на судейских.
Малопривлекательные фигуры блюстителей закона уже показывались в его пьесах (в «Тартюфе», «Мизантропе»), но лишь мельком. В «Плутнях Скапена» он больше распространяется на эту тему, нападки становятся прямыми и беспощадными. Это полный перечень грехов, своей резкостью несколько выпадающий из общего тона пьесы.
Жеронту Скапен рассказывает, что Леандр очутился на галере в руках турок, которые хотят получить за него выкуп. Такой уловкой он вырывает у скряги пятьсот экю. Но этого ему мало; он пугает Жеронта «головорезом» — братом Гиацинты, заставляет его спрятаться в мешок и изо всех сил колотит по мешку палкой. Жеронт высовывает голову из мешка, распознает проделку Скапена и клянется, что отправит его на виселицу. Скапен, впрочем, благополучно выпутывается из этого дела; и могло ли быть иначе? Тут обнаруживается, что Жеронт в Таренте вступил в тайный брак, от которого родилась дочь. Это и есть Гиацинта, приехавшая с матерью в Неаполь как раз на поиски отца. В первом акте мать умирает. Затем об этом больше не вспоминают… У Арганта, оказывается, тоже есть дочь, но ее, увы, в младенческом возрасте украли цыгане: это Зербинетта. Отныне ничто не препятствует тому, чтобы Октав оставался супругом нежной Гиацинты, а Леандр женился на милой Зербинетте. В такую счастливую минуту появляется Скапен. У него повязка на голове, и он притворяется умирающим. Как тут не простить его плутней? Все это не имеет значения: мы в далеком Неаполе, созданном чистым вымыслом. Слова льются, как звуки гитары. Ничего не надо принимать всерьез — разве что тираду про адвокатов и судей«.
Из книги Евгения Весника «Записки артиста» (2009 г.):
«Мольеровский Скапен ведь не просто дурака валяет и всех разыгрывает. О нет! Он по-своему выводит на чистую воду, на общее обозрение человеческие пороки и добивается справедливости и чистоты человеческих взаимоотношений. Скапен не шут и не просто ловкий плут, Скапен — философ и правдоискатель. Скапен приводит людей к правде, к необходимости проявлять лучшие, Богом данные людям качества — справедливость, честность, доброту…»
«Самое несносное в любви — это спокойствие!»: премьера «Плутни Скапена» в театре «Сатирикон»
Новый театральный сезон «Сатирикон» открывает эксцентричной постановкой, где объединяет комедию dell’arte и лёгкий фарс. Но вместо шутовских костюмов и пышных декораций зрителей ждет аскетичное пространство сцены, персонажи с черно-белых фотоснимков начала ХХ века и современное переосмысление французской классики.
Пьесу «Плутни Скапена» («Проделки Скапена») Мольер написал в 1670-ом и сам выступил в роли главного героя на сцене парижского театра «Пале-Рояль». Сюжет пьесы прост и прозрачен: легко догадаться, что в финале всех ждёт happy end под звуки вальса Мендельсона. Но величие французского комедиографа в том и состоит, чтобы простоту облачить в яркие, остроумные и даже философские одежды. Мольер заимствовал отдельные сцены у своих коллег, но при этом сумел выстроить лаконичный драматургический скелет, на котором зиждется основной конфликт отцов и детей. Проблема с женитьбой непослушных сыновей разрешается абсолютно парадоксально, но этому предшествует цепочка невероятных проделок обаятельного слуги Скапена.
Эта история в «Сатириконе» превращается в криминальную комедию, режиссером которой выступает Константин Райкин. Он осовременил сюжет, но избегая неправдоподобности, остановился на 1930-х годах: припудренные дамские лица, парики, жилеты, придающие стройность мужскому телу, кожаные саквояжи и пистолеты.
Игровые буффонадные сценки становятся основной лексикой спектакля. На актёра здесь возлагаются все функции и задачи: без ярких костюмов и декораций, без ослепительных световых решений, движущихся конструкций и всего того, что могло бы отвлечь внимание от игры. Сцена с воображаемым приготовлением закуски заставляет поверить, что перед зрителями действительно стряпается что-то аппетитное, а на «шампуре» остывает шашлычок. Хотя вместо шампура здесь барабанные палочки. Они неслучайны, ведь центральным и единственным элементом оформления становится барабанная установка (художник-сценограф – Борис Валуев). Герои постоянно так или иначе к ней обращаются, барабаны помогают им в сценах драк, а звуковые эффекты придают действию выраженного темпоритмического окраса. Пульсирующей волной их дробь усиливает эмоциональный накал и завинчивает гайки мольеровской интриги.
Главным интриганом становится, согласно традиции dell’arte, хитрый и смекалистый слуга, которого играют в два состава абсолютно разные по типажу актёры – Алексей Бардуков и Артем Осипов. Первый – нежный лель с чертами лирического героя, а второй – брутальный и харизматичный джентльмен удачи. Роль Скапена потребовала от обоих максимально органического правдоподобия и внутренней легкости. Тут и пантомима, и откровенная буффонада, и, присущий только пьесам Мольера, особенный шарм и гармоничность слога. Прекрасное партнёрство на сцене не превратило роль Скапена в бенефисную работу.
Жеронт в разработке Дениса Суханова – невероятно привлекательный образ. Несмотря на тривиальность амплуа «жадного еврея», актёр смог уверенно перешагнуть банальную карикатурность. Его Жеронт вызывает смех, иронию, жалость и тёплую симпатию. В сцене, когда беднягу обводит вокруг пальца Скапен, заставляя просидеть уйму времени в мешке и испытать на своей спине побои, – Денис Суханов как-то особенно драматически позволяет взглянуть на Жеронта. Его «еврейский папа» невольно становится одним из наиболее лаконично выписанных героев, в котором проглядывается вся полнота биографии. Актёр играет невероятно страстно и открыто, его харизма и энергичность не ослепляет, а с хирургической точностью вскрывает «нутро» характера. Совсем другим предстает второй «папаша», Аргант в трактовке Григория Сиятвинда. Здесь больше драматической тени и размеренности.
Невозможно представить комедию dell’arte без парочки влюбленных, а в истории Мольера этих пар целых две! Их играют молодые, энергичные и красивые актёры: Илья Денискин и Алексей Фалько разделили роль Октава, а Никита Смольянинов и Никита Григорьев – роль красавчика Леандра. Мнимую цыганку, а на самом деле дочь Арганта исполняют харизматичная Елизавета Мартинес Карденас и Анна Петрова. Странноватая барышня Гиацинта с игрушечной собачкой на поводке в рисунке Алины Доценко и Софьи Щербаковой соединяет элементы клоунады и отрешенность, эмоциональную сдержанность.
Художник по костюмам Мария Данилова сумела аккуратно стилизовать героев под эпоху гангстерских 30-х. Точные лаконичные аксессуары дополняют даже небольшие роли, какими здесь выступает традиционная группа дзанни: кормилица Нерина (Елена Березнова), плут Карл (Павел Алексеев и Кирилл Бухтияров), Певицы в черных париках (Елена Голякова и Розалия Каюмова) и элегантный Певец (Ярослав Медведев). Хороводом эти певцы двигаются по сцене, то набросив на плечи «цыганский» платок, то, куражась, затянут известный хит.
«Плутни Скапена» в прочтении Константина Райкина – это очень смешной, легкий, жизнеутверждающий и, что особенно ценно, – добрый спектакль! Человеческие пороки здесь не объекты грубых насмешек, а скорее повод обратиться к спасительной самоиронии. Под шлейфом юмора, как и положено любой добротной комедии, скрывается философский взгляд на человека как на неотъемлемую часть природы. Эпохи сменяют друг друга, люди без устали изобретают новые механизмы, облегчающие их жизнь, но человеческая душа остаётся неизменной и требует ежечасной огранки. Константин Райкин попытался вывести на сцену нового Скапена, для которого нет времени, он странствует по страницам истории и вызывает гомерический смех, умиляет своим простодушием и заставляет задуматься над собственным отражением в зеркале.