племя яномами продолжительность жизни
Подросток из племени яномами умер от СОVID-19. Грозит ли теперь вымирание индейцам Амазонии?
Первый случай заражения коронавирусом обнаружен у подростка из племени яномами, проживающего в Амазонии. Бразильские власти беспокоятся за судьбу племени, ведь для его членов инфекция особенно опасна.
В больнице города Боа-Виста штата Рорайма на севере Бразилии сегодня умер пациент — 15-летний юноша из племени яномами, у которого был диагностирован COVID-19. В последние дни он находился в отделении интенсивной терапии. Это первый зафиксированный случай заражения коронавирусом среди племени яномами.
Это вызвало серьезное беспокойство у бразильских властей. Министр здравоохранения заявил, что племя теперь под угрозой вымирания, поскольку их организм крайне уязвим перед эпидемиями.
Кто такие яномами?
Индейцы яномами живут в лесах Амазонии на территории Венесуэлы и Бразилии. Правда, сами они себя не идентифицируют как граждан какой-либо страны. Да и принадлежность к племени у них очень относительная. Яномами — это этническая группа численностью примерно 35 тысяч человек, но живут они небольшими общинами приблизительно по 30 человек. И каждая община живет сама по себе, не имея с другими общей организации.
Их деревни находятся в труднодоступных дебрях Амазонии, поэтому большинство яномами живут в полной изоляции от внешнего мира и ведут первобытный образ жизни, занимаются собирательством и охотой. Для этого, кстати, используются исключительно стрелы и деревянные копья. Но некоторые из них, как отмечает этнограф Юрий Березкин, все же контактируют с соседними поселениями.
При этом они вполне гостеприимны и неоднократно принимали у себя латиноамериканских и европейских исследователей и путешественников. Из русскоязычных исследователей к ним ездил, например, украинский журналист Дмитрий Комаров (его документальный фильм про них показывали на телеканале «Пятница»), а также путешественник Виталий Сундаков. Хотя некоторые западные исследователи называют яномами воинственными и даже жестокими.
В последние годы население яномами серьезно сократилось — в том числе из-за кори и малярии, к которым их организм оказался не приспособлен. А также из-за столкновений с гаримпейрос — местными золотодобытчиками, которые часто посягают на территории яномами. Возможно, именно они и занесли коронавирус в амазонские леса.
Этнических болезней не существует?
Сейчас в Бразилии обсуждают, насколько велика вероятность распространения коронавируса среди яномами и может ли это привести к их вымиранию. Но почему, собственно, для яномами коронавирус опаснее, чем для остальных бразильцев?
Большинство специалистов утверждают, что инфекционных заболеваний, которые были бы опасны только для представителей определенных национальностей, нет. Говорить так о коронавирусе не позволяет хотя бы тот факт, что им заражаются люди и в Азии, и в Европе.
Биолог Георгий Базыкин утверждает, что инфекционные заболевания распространяются во всем мире одинаково и национальность тут не играет никакой роли.
Не существует ни одного вируса, к которому у какой-то нации была бы генетическая предрасположенность. Это точно не касается инфекционных заболеваний
При этом, по словам генетика Светланы Боринской, у разных народов может быть разная устойчивость к инфекциям, но она определяется не столько по этническому признаку, сколько по географическому. Это происходит в том случае, если вирус распространился по определенной территории. Тогда у жителей этого района вырабатываются мутации на генетическом уровне, которые делают организм невосприимчивым к инфекции. Потом эти мутации передаются по наследству.
Так произошло, например, с малярией. Европейцы, уже давно пережившие эпидемию, завезли эту болезнь южноамериканским индейцам, которые никогда ей не болели, в результате чего их организмы оказались неспособны противостоять малярии.
Однако человеческий организм достаточно быстро приспосабливается к инфекциям, и индейцы яномами в этом плане не исключение. Поэтому Юрий Березкин уверен, что яномами переживут и коронавирус.
Предки индейцев 16 тысяч лет назад пришли из Африки, но каким-то образом они же приспособились к местным болезням. И до сих пор живут без всяких прививок
Опасение скорее вызывает другое: все-таки в поселениях яномами нет подходящего медицинского оборудования. Поэтому если коронавирус быстро распространится среди них, многие индейцы рискуют остаться без необходимой помощи. Тем более что живут они зачастую в отдаленных местах.
Но надо понимать, что один зараженный — это пока что угроза только его деревне. А поселений яномами в Амазонии достаточно много, они занимают обширную территорию и находятся далеко друг от друга. Так что пока тотальное вымирание яномами точно не грозит.
Племя яномами – о прошлом человечества
В глубине тропических джунглей, там, где соприкасаются территории Бразилии и Венесуэлы, живет индейское племя яномами. Этот факт известен давно. Но это, пожалуй, и все, что знали о яномами раньше, до того, как американский антрополог Наполеон А. Шаньон сумел войти к ним в доверие, изучить нравы и обычаи этого народа, все еще живущего первобытнообщинным строем.
Дело было нелегким. яномами известны своей суровостью и не очень-то расположены принимать гостей даже из соседней деревни, не то что бледнолицего чужака из неведомых краев. Впрочем, «не расположены»,— это сказано излишне мягко. Точнее сказать, почти все их поселения находятся чуть ли не в постоянном состоянии войны между собой. Стрелы, копья, дубинки соплеменников служат причиной тридцати процентов смертей мужчин яномами. (Подумалось, что по изучению жизни подобных диких племен в современности можно реконструировать жизненный уклад в древние эпохи, например во времена Куликовской битвы, к слову интересную информацию об этой битве можно почерпнуть в этой статье).
Примерная численность племени — около пятнадцати тысяч. Живут яномами в деревнях, число которых, по-видимому, близко к двумстам. Около ста из них удалось посетить Шаньону и его помощнику, французскому антропологу Жаку Лизо. Хотя все яномами говорят на одном языке и с антропологической точки зрения вполне сходны между собой, но сами себя единым племенем не считают. А слово «яномами» означает всего лишь «люди». Впрочем, так нередко бывает и у других примитивных народностей. Речь их не понятна никому из иных индейских племен в окрестных джунглях; значит, яномами уже давно живут в изоляции.
Весь мир каждого из яномами заключен в деревне. Только деревня эта — один кольцеобразный дом, вернее, одна крыша «баранкой», без стен, с круглой площадью посередине. Никаких перегородок в жилище нет. Так что десяток-другой семей, составляющих деревню и насчитывающих вместе обычно сорок — пятьдесят и лишь очень редко двести с небольшим человек, живут в полном единстве.
Так выглядит деревня яномами.
Основа человеческих контактов в племени — кровное родство. Заранее известно, какие отношения должны быть у вас с шурином, а какие, скажем, со свекром. Такая родственная структура отличается большой четкостью и определенностью, хотя, конечно, совсем лишена гибкости. Исключений она не знает, так что первые несколько дней пребывания антрополога в деревне никто с ним вообще не общался — просто не знали как. Затем исследователю был присвоен статус «свояка» старейшины, и стена молчания сразу обрушилась, стало ясно, где его место в общественной жизни.
У яномами — полигамия, и количество жен законом или обычаем не ограничивается, разве что только недостаточным количеством женщин. Тем более, что часть новорожденных девочек принято сразу же убивать. Считается, что если в деревне мужчины-воины составляют заметное большинство, она лучше сможет оборонять себя от соседей или нападать на них. А такие нападения совершаются почти исключительно с целью умыкания женщин. Так возникает порочный круг, разорвать который племя пока еще не в силах. Других мотивов для столкновений у яномами почти нет: джунгли с их богатым животным и растительным миром сравнительно легко удовлетворяют все их невысокие потребности в пище и одежде.
Это как раз оказалось важным для антропологии. До сих пор в теории, объясняющей расселение людей, важнейшим, если не единственным, фактором считалось исчерпание ресурсов в данном районе, который уже не в силах прокормить возросшую численность племени.
Н. А. Шаньон и Ж. Лизо установили, что «отделение нового роя» у яномами отнюдь не связано с недостатком пищи. Когда численность населения в деревне достигает примерно восьмидесяти человек, в ней сильно возрастает число внутрисемейных и особенно межсемейных конфликтов. Сложнее становится структура родственных отношений, чаще возникают ссоры,— главным образом, опять же, из-за женщин. В результате деревня делится. Причем всякий раз антропологи наблюдали, что линия раздела проходит с учетом родственных связей: близкие родственники уходят или остаются со «своими», а «седьмая вода на киселе» их примеру не следует. Интересно, что «отщепенцы», как правило, далеко не уходят, создают свою, новую деревню в том же районе и, следовательно, эксплуатируют тот же участок джунглей. Значит, не обязательно отсутствие пищевых ресурсов приводит к расширению ареала людей в первобытном обществе!
Любопытным был и такой факт. Несколько деревень яномами длительное время не «роились», хотя их численность достигла 150 человек. Обычно это наблюдалось в условиях особенно жестокой войны с соседями: делиться в такой обстановке означало бы ослабить свою оборону. Стоило же междеревенской розни поутихнуть, как крупное поселение превращалось в два мелких. А что касается имущества, тут у яномами все просто: почти все вещи принадлежат деревне в целом, и что сколько стоит — учету не поддается. Здесь конфликты никогда не возникают.
Яномами: Дети Луны, свирепые и беззащитные
Яномамо или Яномами (исп. Yanomami, порт. Ianomamis) — группа родственных индейских племен, живущих в Амазонских джунглях на севере Бразилии и юге Венесуэлы, в области, на западе ограниченной р. Риу-Негру (исп. и порт. Rio Negro), а на востоке — горным хребтом Сьерра-Парима (исп. Serra Parima). Этот народ известен своей воинственностью и свирепостью. Хотя некоторые антропологи не согласны с этой нелестной характеристикой. Племена Яномами стали считаться одним народом только в конце 60-х гг. ХХ столетия. К племенной группе относятся 3 крупные субгруппы (Санума, Яномам, Янам) и целый ряд более мелких групп.
Народ считается одним из наиболее изолированных в мире, избегающих контактов с внешним миром. Он насчитывает примерно 35 тыс. человек, около 200 деревень раскиданы на территории 9,6 Млн Га, в каждой из которых проживает от 50 до 300 индейцев. Их жизненный уклад до сегодняшнего дня практически никак не изменился главным образом потому, что живут Яномами в самых глухих труднодоступных местах.
Общественное устройство
Сообщества Яномами проживают в поселениях, окруженных непроходимыми джунглями; как большинство индейских племен Амазонии, они строятся на узах родства и браков между семействами. Лесные люди идентифицируют себя по своей деревне, они не считают, что принадлежат к какой-либо общей группе.
Каждую индейскую деревню возглавляет вождь или старейшина. Обычно властью наделяется влиятельный человек, обладающий лидерскими качествами, который может разрешать споры как внутри поселения, так и между сообществами; избрание вождя происходит взрослыми мужчинами племени. Старейшина может иметь около 6 жен, кроме того, он имеет право вступать в связь с любыми женщинами племени и иметь от них наследников.
Издревле индейцы племени занимались сельским хозяйством, охотой, рыбалкой и собирательством. Интересно, что от повседневных работ не освобождает даже лидерский статус вождя, с другими мужчинами общины он занимается расчисткой земельных участков, охотой и ловлей рыбы.
Язык
Языки Яномами входят в семейство Чибчанских. Каждое из племен общается на собственном наречии, но они взаимопонятны — члены разных племен без труда понимают друг друга.
Помимо местных диалектов имеется особый, так называемый, церемониальный язык Vayam, на котором мужчины сообществ общаются на межплеменных собраниях.
Образ жизни
Жаркий и влажный тропический климат джунглей бассейна реки Ориноко с резкими перепадами ночной и дневной температур обусловливает немыслимые жизненные условия. А Яномами тут рождаются, плодятся и живут до самой смерти.
Ведя полукочевой образ жизни, они традиционно обитают во временных деревнях и выращивают продукты на отвоеванном у сельвы клочке земли. Мужчины расчищают от деревьев участки и возделывают огороды; женщины собирают урожай и в больших корзинах переносят его в деревню. Огороды эксплуатируются до полного истощения земли, затем мужчины расчищают новые участки, а старые бросают.
В традиционных поселениях Яномами обычно сооружают несколько хижин.
Сообщества издревле сооружают огромные жилища с открытым пространством посередине — «шабоно» (исп. Shabono). Конструктивно шабоно представляет собой частокол из обработанных древесных стволов с общей крышей из листьев пальмы. Круглые, овальные или квадратные строения разделены несущими столбами на отдельные помещения. Шабоно может быть домом как одной семьи, так и нескольких семейств (до 7-8); внутри жилища стен нет, жизнь носит характер коммуны, хотя внутрисемейные связи достаточно крепки и отношение к ним уважительное. Каждая семья занимает свою часть хижины, где подвешиваются гамаки; у каждой семьи имеется свой участок с очагом.
Вследствие того, что при возведении жилья используются материалы растительного происхождения, из-за тропических ливней и вредительства древоточцев жилище постепенно ветшает. Поэтому каждые 4-5 лет хижину сжигают и приступают к строительству новой (или к нескольку новых, если община разделена на группы). С конца прошлого века молодые семьи Яномами зачастую стали селиться в отдельных домиках-шалашах.
Утром, проводив мужей на работу, женщины с детьми занимаются огородом или отправляются на поиски термитников; также они собирают личинок, которых употребляют в жареном виде, ловят лягушек и гусениц, собирают дрова и материалы для изготовления различных изделий, необходимых в хозяйстве. Например, из корней и коры деревьев индианки плетут корзины, гамаки и всевозможные украшения. Другая группа женщин отправляется на рыбалку. Маленькие дети постоянно находятся возле матерей.
У европейцев Яномами вызывают любопытство почти полнейшим отсутствием одежды: как мужчины, так и девушки традиционно ограничиваются ожерельями, серьгами и браслетами. Такая скудность одеяния обусловлена жарким климатом в ареале обитания народа. Помимо украшений из коры, хлопка и кожи, индейцы ярко разрисовывают свои тела; предпочитаемые расцветки — красный и черный. Также жители джунглей украшают себя вставками в нос и губы.
Брак
Личная жизнь у индейцев особо не скрывается, дети рано узнают о половой жизни взрослых. Инцест (родственные половые связи) у Яномамо возведен в ранг табу: если женщину «застукают» с близким родственником, ее бьют и выгоняют из племени.
Отсчетом вступления девочки во взрослую жизнь становится первая менструация, с ее «приходом» большинство девушек выходят замуж. Вообще, в культуре Яномами отношение к месячным – особое. Приход месячных сопровождается особыми ритуалами: женщина отправляется в специальную хижину, где проводит все «критические» дни. Женщин в этот период считают крайне опасными, особенно для мужчин. «Затворнице» запрещено говорить (в крайнем случае, она имеет право шептать) и прикасаться к себе руками, для того, чтобы почесаться, она использует специальную палку; диета ограничивается небольшим количеством жаренных плантанов; кровь стекает свободно, никаких приспособлений для удержания выделений нет. Мужу все это время запрещено видеть жену, касаться воды и трогать себя руками. Впрочем, менструации у женщин племени – явление достаточно редкое из-за частых, следующих друг за другом беременностей.
Среди Яномами распространены как моногамия (единобрачие), так полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Полиандрия возникает, когда мужчина делится супругой со своими братьями; полигиния – когда мужчина захватывает нескольких жен убитых врагов.
Религия, ритуалы и обряды
Яномами, обособленно живущим в джунглях Амазонии, удалось сохранить древние обычаи, которые порой шокируют европейцев.
Для религиозных верований племен типичен культ Луны. «Дети Луны» — так называют себя сами Яномами. Между тем, на сегодняшний день некоторые общины переняли христианство.
В культуре лесного народа очень важную роль играют ритуалы. Все значимые события в их жизни сопровождаются определенными обрядами. Так, богатый урожай традиционно отмечают пиршеством, на которое приглашаются жители соседних деревень.
Каждому мальчику племени, достигшему 4-летнего возраста, прокалывают уши, а 8-летним девочкам в носу и под нижней губой проделывают отверстия, в которые вставляются небольшие палочки или перья.
Особое отношение — к проявлению признаков половой зрелости у девушек. С началом первой менструации мать строит для дочери специальное укрытие, символизирующее о ее готовности к браку.
После совершения убийства индеец племени должен несколько дней не произносить ни слова и выполнить обязательный обряд съедания мяса убитого; затем, в завершение процесса ему необходимо принять средство для рвоты. Если убийца не сможет выполнить этого ритуала, вскоре начнутся ужасные ливни и на Землю опустится вечная мгла.
Издревле Яномами практикуют эндоканнибализм — поедание праха кремированных соплеменников. Прощание с усопшим – исключительно важный ритуал племени. Прощальный обряд, на который собираются все обитатели деревни, длится больше недели. Сначала тело покойного украшают рисунками и перьями. Окружающие исполняют ритуальные танцы и распевают песни, умоляя душу умершего вернуться в тело. Затем начинается коллективный плач, в конце которого труп сжигают в погребальном костре. Из пепла родственники вытаскивают фрагменты костей, дробят их в муку и употребляют с пищей всей деревней — согласно верованиям, это успокаивает душу покойного.
Культ насилия
Некоторые специалисты предполагают, что воинственность развилась у племен из-за недостатка пропитания в местах их обитания. Другие считают, что агрессия — не характерная черта народа, а результат вторжения в жизнь индейцев чуждой западной культуры. Известно, что доставляя в общины блага цивилизации в виде шариковых ручек или зажигалок, а главное, эффективных орудий труда, европейские коммерсанты ставили деревни в отнюдь не равное положение, порождая конкуренцию и раздувая вражду.
В любом случае, мужчины в деревне постоянно дерутся друг с другом или отправляются в захватнические рейды в соседние деревни. Исторически до 50% мужчин племени умирало в результате войн. Даже когда еды и ресурсов вдоволь хватало, индейцы затевали сражения с целью захвата женщин, нехватка которых объясняется частыми случаями преднамеренных убийств новорожденных девочек. Численное превосходство мужчин является следствием бесконечной спирали насилия. Мальчиков с раннего детства учат быть жестокими для того, чтобы они могли отвоевывать себе ресурсы, пищу, землю, женщин.
Женщины тоже страдают от физического насилия. Мужья нещадно бьют жен из ревности и просто для демонстрации своей лютости. Взбешенный муж, заставший свою жену с любовником, сначала изобьет женщину, после чего непременно вызовет соперника на «дуэль на дубинах». Эта дуэль заключается в том, что оба участника дубасят друг друга по голове тяжелыми палками длиной до 3-х м.
Исследователи отмечают связь между воинственностью и репродуктивностью у индейских мужчин. Боевитый мужчина (унокаи) пользуется в общине большим престижем, чем остальные, следовательно, имеет больше жен и большее количество отпрысков. Ученые предполагают, что при таком отборе ген жестокости распространяется в племени, в котором с течением временем начинают доминировать агрессивные мужчины.
Известный американский профессор антропологии, Наполеон Шаньон (англ. Napoleon Alphonseau Chagnon), в своем труде «Yanomamo: The Fierce People» (1967 г.), ставшем мировым бестселлером, создал стереотип о Яномами как о «свирепом народе», живущем в постоянном состоянии войны. Описания племени как агрессивных и кровожадных людей привлекли к лесному народу большой исследовательский интерес. Но французский антрополог Жак Лизо (фр. Jacques lyso), проживший в индейской общине более 20 лет, в 1985 г. писал так: «…они — воины, они могут быть грубыми, жестокими, но они бывают заботливыми и нежными. Нельзя сказать, что культура Яномами держится на одной войне…».
Отношения с европейцами
С сер. XVII до сер. XIX вв. европейцы угоняли индейцев в рабство. В конце XIX в., с началом массовой добычи каучука, конкистадоры силой принуждали аборигенов собирать сок каучуконосных растений.
До XIX в. Яномами жили в пределах небольшого региона Гвианского плоскогорья, затем расселились по южным областям Венесуэлы и в соседних районах Бразилии; до середины XX в. они были отрезаны от цивилизации практически полностью. Открытие залежей полезных ископаемых на территории их проживания, строительство шахт и прокладки дорожных магистралей негативно повлияли на жизнь лесного народа.
Нелегальные золотоискатели — гаримпейрос (порт. Garimpeiros) и рабочие, строившие дороги через леса Амазонии, стали бесцеремонно вторгаться в жизнь диких племен. Незваные пришельцы убивали аборигенов в ходе земельных споров; в местах строительства индейцы стали заболевать смертельными для них болезнями, такими как грипп, корь, туберкулез. Бесконтрольная активность старателей приводила к деградации почв. С 1987 по 1990 гг. количество Яномами сильно уменьшилось из-за болезней, недоедания и конфликтов с золотодобытчиками. Антропологи называют эти 3 года «санкционированным геноцидом».
В итоге, часть индейцев отошли от традиционного образа жизни, забросили возделывание земли и стали жить грабежом и попрошательством.
Несмотря на основанный в Бразилии Национальный Фонд индейцев (порт. Fundacao Nacional do Indio; 1967 г.), правительство почти не принимало участия в решении многочисленных проблем аборигенов.
В 1976 г. из-за недостаточного финансирования прокладка дороги была остановлена, а в 1978 г. правительство решило создать «Охраняемые заказники Яномамо» — небольшие островки «нудобной» земли, выделенные без учета уклада индейцев. В 1992 г. под натиском общественности, антропологов и этнологов власти Бразилии выделили племенам привычные для них земли и объявили территорию «резервацией». Однако, ни Венесуэла, ни Бразилия не принимают действенных мер для ограничения вторжения чужаков в зону резервата.
По утверждению антропологов, если в ближайшие годы ситуация не поменяется и правительства двух стран не начнут борьбу за сохранение самобытности племен, через десяток лет от маленького экзотического народа может не остаться и следа.
Взгляд изнутри
Американский антрополог и писатель, Флоринда Доннер-Грау (англ. Florinda Donner-Grau; 1944 — 1998) в одном из своих произведений, уникальном с антропологической точки зрения, которое называется «Шабоно» (англ. «Shabono»; 1982 г.), рассказала о жизни в амазонских джунглях, где она некоторое время жила в общине Яномами, чтобы лучше познакомиться с их миром.
Первым делом индейцы научили отважную гостью своему языку, а после начали знакомить ее с образом жизни племени, рассказывать о древних традициях и легендах. Написанная как художественное эзотерическое произведение, книга имеет некий мистический налет, но уклад жизни племени описан в ней с чрезвычайной точностью.
Этот маленький притягательный мирок в дебрях Амазонки, совершенно не похожий на наш, необычайно хрупкий. Изолированные племена смогут выжить, только если защитить их земли от вторжения враждебной цивилизации. Самые уязвимые люди на планете могут погибнуть, причем, очень скоро.
Женщины Яномами: Печальная участь
Яномами считаются самым свирепым народом на земле. Общество воинов и охотников исторически коренным образом поляризовано на потребности и интересы мужчин. Из-за такой ориентированности индейцы убеждены, что мужчины несравнимо более важные члены племени, чем женщины. Поэтому мальчики ценятся больше девочек. Все мужчины ждут от своих жен сыновей. Девушки даже идут на убийство новорожденных девочек, чтобы не раздражать мужей.
Нехватка женщин из-за детоубийств усугубляется еще запретом сексуальных отношений в период беременности и кормления ребенка грудью, а также стремлением вождей племени иметь по нескольку жен. В связи с этим мальчики-подростки зачастую вынуждены практиковать гомосексуализм, т.к. большинство их сверстниц уже замужем.
С ранних лет мальчики понимают, что существует значительная разница между статусом мужчины и женщины; им даются большие поблажки со стороны отцов, которые учат сыновей быть «жесткими» и не наказывают, если те бьют деревенских девочек. Сыны берут пример с отцов, которые по поводу и без повода избивают своих жен. Ко времени вступления в зрелый возраст девочки уже понимают, что их доля гораздо менее привлекательна, чем у братьев. Девочек начинают вовлекать в хозяйственные работы намного раньше, чем мальчиков. Старшие дочери присматривают за младшими детьми, помогают матерям в собирании дров, таскании воды и приготовлении пищи.
Девушки не имеют права голоса в вопросах выбора мужа, которого им подыскивают родители. Часто девочку обещают кому-то в жены, когда ей всего только 5-6 лет, таким образом, при помощи брачного обмена, родственники стремятся обрести себе союзников.
У Яномами нет свадебных церемоний, родители ограничиваются публичным оглашением о замужестве дочери после начала первых месячных. Хочет девушка вступать в брак или нет — никого не волнует. В очень редких случаях девушка может избежать участи быть выданной замуж против ее воли: она решается на побег из деревни. Но такой шаг очень опасен. Ведь если ее удастся догнать и вернуть назад, то подвергнут беспощадным истязаниям, иногда доводящим до смерти.
Замужество не особо сильно меняет жизнь девушки, ведь в обязанности молодой жены входит выполнение все той же самой трудоемкой физической работы, которую она выполняла в родительском доме. Особенно трудное занятие – сбор топлива. Женщины по нескольку часов «прочесывают» окрестности и возвращаются обратно, неся за спиной тяжелые корзины с дровами. К 30-ти годам женщины теряют форму из-за недоедания, многочисленных беременностей и тяжкого труда. Тела многих из них покрыты шрамами и следами побоев — это следы нечеловеческого обращения мужчин, которые демонстрируют окружающим свою жестокость по отношению к супруге, как доблесть и мужественность.
Жены обязаны мгновенно исполнять любые требования своих мужчин. Когда мужья возвращаются с охоты, женщины стремглав бросают все дела и начинают готовить пищу. Проявив нерасторопность, они рискуют получить тумаков.
Некоторые мужчины искренне считают, что женщин следует периодически бить просто так, для поддержания ее «в тонусе». Жен бьют кулаками, палкой или дубиной. Наиболее неистовые секут жен мачете или прижигают им кожу тлеющими головешками из очага.
Степень зверства наказания зависит от проступка женщины; самые суровые меры применяются при изменах или просто подозрениях в измене — зачастую за это убивают. Многотерпеливые женщины Яномами даже гордятся своими ссадинами и шрамами. Считается, что, если женщина не подвергается истязаниям, значит, муж проявляет к ней мало интереса.
У Яномами широко практикуется дикая процедура клеймления — это является символом власти мужа над женой. Впрочем, если муж чрезмерно агрессивен, женщина может возвратиться в родительский дом и искать защиты у своих братьев; те, в свою очередь, могут забрать сестру и отдать ее другому. Поэтому женщина проклинает свою судьбу, если ее выдают замуж в дальнюю деревню – это означает, что на помощь братьев ей надеяться не придется.
Если девушку во время набега захватили или просто украли, то ее судьба больше вообще никого не интересует. Поэтому молодые женщины до смерти боятся быть плененными чужаками и всегда с огромной опаской покидают свои деревни. А вот пожилые женщины занимают без преувеличения уникальную позицию в межплеменных отношениях: их никогда не захватывают, поэтому они смело ходят, куда пожелают. Удивительно, но для женщин Яномами старость – радость!
Феноменальный микробиом
Известно, что в человеческой пищеварительной системе имеются мириады бактерий, так наз. «микробиом». Ученых очень заинтересовал шанс исследования состояния здоровья людей, которые никогда не лечились анальгетиками и не ели геномодифицированных продуктов или выращенных с использованием химии овощей и фруктов. Медики, которые в 2009 г. предприняли экспедицию по изучению изолированной популяции Яномами, собрали образцы бактерий изо рта, кожи и испражнений у группы индейцев возрастом от 5 до 50 лет. Выяснилось, что микробиомы представителей дикого племени значительно обширней, чем у более цивилизованных контрольных групп.
В рамках последующих исследований, проведенных в 2015 г., ученые вступили в контакт с Яномами, проживающими в глухих джунглях Венесуэлы. Результаты анализов показали, что у лесных людей отсутствуют какие-либо бактерии, связанные с диабетом, ожирением и многими иммунными и метаболическими заболеваниями, в т.ч. аллергии, колита, болезни Крона (хроническое воспалительное расстройство, поражающее весь желудочно-кишечный тракт) и бронхиальной астмы.
Медицинские работники с удивлением выяснили, что «дети Луны», хотя и обладающие большим количеством микробов, в целом совершенно здоровы: они не страдают от аутоиммунных расстройств, повышенного давления и заболеваний сердца – болезней, которые стали бичом человечества, освоившего нанотехнологии и покорившего космос.