план биографии пушкина 6 класс
Опорные схемы по литературе на тему биография А.С.Пушкина
В.П.Полухина, В.Я.Коровина. Литература. М.: «Просвещение»2012г.
Учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ с. Звонаревка
Марксовского района Саратовской области
Дралина Надежда Валентиновна
освоение новых форм поиска и обработки информации;
активизация деятельности учащихся на уроках литературы;
сделать изучаемый материал понятным, легко и надолго запоминающимся.
А.С.Пушкин (1799-1837)
Внучка «арапа Петра Великого»
старинный дворянский род
Родители мало занимались ребенком. Сергей Львович, отец поэта, мало думал о своем хозяйстве, о судьбе крепостных, о доме, о воспитании детей. Он был душой светского общества, любил сострить, блеснуть каламбуром, удивить общество изящным стихом. Отношения со старшим сыном были отчужденными, резко ухудшившимися во время Михайловской ссылки, когда Сергею Львовичу было предложено осуществлять официальный надзор за опальным поэтом. Впоследствии их отношения стали родственными и тёплыми. Сергей Львович гордился славой своего сына и очень высоко ценил его талант.
Надежда Осиповна, мать поэта, была внучкой знаменитого Ганнибала, “арапа Петра Великого”, вывезенного некогда из северной Абиссинии.
Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся ее красотой. Ее называли прекрасной креолкой, тем самым, подчеркивая ее необычное происхождение.
Красивая светская женщина была занята только собой. Постоянная неуравновешенность ее характера создавала в семье напряженную, нервную атмосферу.
I
Французский язык – «француз»
Театр – дядя Василий Львович
Беседы о литературе
Интерес к русской старине
Девиз: «Для пользы общей»
Состязание в остроумии.
«И мы пришли. И встретил нас Куницын»: «Никто не может приобрести права собственности на другого человека».
«Он создал нас, он воспитал наш пламень»
Пётр Яковлевич Чаадаев
1812 год: «Завидуя тому, кто умирать шёл мимо нас…»
Литературный кружок «Арзамас»
«Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Сложный путь рождения гениального поэта:
Экзамен : «Воспоминания в Царском Селе»
«Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил».
В 1811Г. Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привёз дядя Василий Львович.
Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812г. Через Царское Село шли войска. Лицеисты их провожали.
В свободные часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Патриотическое воодушевление сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. Внимание к исторической судьбе народа предопределило дальнейшее развитие творчества Пушкина как российского национального поэта.
Пушкину хотелось принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной деятельности. Поэтому он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении. В его стихотворениях всё чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество.
Эту грусть до известной степени скрашивала дружба лицеистов. Она питалась патриотическими чувствами, а также играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда проигрывал. Он, однако, легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьёзные, нанесённые ему как человеку и унижающие личное достоинство. Таких обид он не прощал. Но если же был виноват сам или принял недоразумение за оскорбление, то всегда искренне раскаивался и делал это с такой подкупающей простотой и непринуждённостью, что нельзя было не поверить в чистоту его намерений и доброту его сердца.
Пушкин отличался в лицее весёлостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки его никогда не затрагивали честь и достоинства товарищей. Но шутки не оскорбляли и не причиняли вреда. Пушкин посещал литературный кружок «Арзамас», душой которого был Жуковский. Каждый член общества носил шутливое прозвище: у Пушкина – «Сверчок», Жуковского – «Светлана». Однажды Пушкин сам подписался под коллективным письмом к инспектору лицея: «Егаза Пушкин». В стихотворении «Мой портрет» поэт так охарактеризовал себя: «Сущий бес в проказах»
Опорные схемы по литературе на тему биография А.С.Пушкина
В.П.Полухина, В.Я.Коровина. Литература. М.: «Просвещение»2012г.
Учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ с. Звонаревка
Марксовского района Саратовской области
Дралина Надежда Валентиновна
освоение новых форм поиска и обработки информации;
активизация деятельности учащихся на уроках литературы;
сделать изучаемый материал понятным, легко и надолго запоминающимся.
А.С.Пушкин (1799-1837)
Внучка «арапа Петра Великого»
старинный дворянский род
Родители мало занимались ребенком. Сергей Львович, отец поэта, мало думал о своем хозяйстве, о судьбе крепостных, о доме, о воспитании детей. Он был душой светского общества, любил сострить, блеснуть каламбуром, удивить общество изящным стихом. Отношения со старшим сыном были отчужденными, резко ухудшившимися во время Михайловской ссылки, когда Сергею Львовичу было предложено осуществлять официальный надзор за опальным поэтом. Впоследствии их отношения стали родственными и тёплыми. Сергей Львович гордился славой своего сына и очень высоко ценил его талант.
Надежда Осиповна, мать поэта, была внучкой знаменитого Ганнибала, “арапа Петра Великого”, вывезенного некогда из северной Абиссинии.
Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся ее красотой. Ее называли прекрасной креолкой, тем самым, подчеркивая ее необычное происхождение.
Красивая светская женщина была занята только собой. Постоянная неуравновешенность ее характера создавала в семье напряженную, нервную атмосферу.
I
Французский язык – «француз»
Театр – дядя Василий Львович
Беседы о литературе
Интерес к русской старине
Девиз: «Для пользы общей»
Состязание в остроумии.
«И мы пришли. И встретил нас Куницын»: «Никто не может приобрести права собственности на другого человека».
«Он создал нас, он воспитал наш пламень»
Пётр Яковлевич Чаадаев
1812 год: «Завидуя тому, кто умирать шёл мимо нас…»
Литературный кружок «Арзамас»
«Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Сложный путь рождения гениального поэта:
Экзамен : «Воспоминания в Царском Селе»
«Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил».
В 1811Г. Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привёз дядя Василий Львович.
Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812г. Через Царское Село шли войска. Лицеисты их провожали.
В свободные часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Патриотическое воодушевление сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. Внимание к исторической судьбе народа предопределило дальнейшее развитие творчества Пушкина как российского национального поэта.
Пушкину хотелось принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной деятельности. Поэтому он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении. В его стихотворениях всё чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество.
Эту грусть до известной степени скрашивала дружба лицеистов. Она питалась патриотическими чувствами, а также играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда проигрывал. Он, однако, легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьёзные, нанесённые ему как человеку и унижающие личное достоинство. Таких обид он не прощал. Но если же был виноват сам или принял недоразумение за оскорбление, то всегда искренне раскаивался и делал это с такой подкупающей простотой и непринуждённостью, что нельзя было не поверить в чистоту его намерений и доброту его сердца.
Пушкин отличался в лицее весёлостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки его никогда не затрагивали честь и достоинства товарищей. Но шутки не оскорбляли и не причиняли вреда. Пушкин посещал литературный кружок «Арзамас», душой которого был Жуковский. Каждый член общества носил шутливое прозвище: у Пушкина – «Сверчок», Жуковского – «Светлана». Однажды Пушкин сам подписался под коллективным письмом к инспектору лицея: «Егаза Пушкин». В стихотворении «Мой портрет» поэт так охарактеризовал себя: «Сущий бес в проказах»
Урок литературы на тему «Александр Сергеевич Пушкин Детские и юношеские годы поэта. Лицей в жизни и творческой биографии поэта.» (6 класс)
Александр Сергеевич Пушкин
Детские и юношеские годы поэта. Лицей в жизни и творческой биографии поэта.
Цель: пополнить знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина
Обучающая – предоставить учащимся информацию о детских и юношеских годах А.С. Пушкина; раскрыть особенности личности поэта; показать влияние няни Арины Родионовны на формирование Пушкина как поэта и человека; совершить виртуальную экскурсию в Царскосельский Лицей.
Развивающая – развивать навыки выделения главного, комментирования, устной речи, логического и образного мышления; развивать навыки работы в группах.
Воспитательная – воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина; воспитывать уважение к семейным ценностям, дружбе; на примере взаимоотношений Пушкина с няней воспитывать в учащихся уважение к старшему поколению.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ (урок с мультимедийной поддержкой).
Приёмы работы: рассказ учителя, беседа, виртуальная экскурсия, составление таблиц
Оборудование: мультимедийная презентация «Семья А.С.Пушкина», документальный фильм «Пушкин. Лицейские годы», ватманы, маркеры.
І. Орг. момент (1 мин)
ІІ. Подготовка к изучению нового материала (2 мин)
Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и попытайтесь догадаться, о ком идет речь.
Все в нем Россия обрела —
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, —
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце… Строчка – ода.
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.
Все в нем Россия обрела —
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.
И вечность, и короткий миг,
И радость жизни, и страданье…
Гармония – суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!
Да, ребята, это действительно Александр Сергеевич Пушкин.
Какие ассоциации и эмоции возникают у вас, когда вы слышите это имя?
ІІІ. Постановка задач урока, объявление темы (2 мин)
Но, прежде всего, мы с вами должны узнать, в какой семье жил, как воспитывался будущий поэт и кто повлиял на развитие творческих способностей Александра Сергеевича. А так же, совершим виртуальную экскурсию в Царскосельский Лицей, в котором прошла юность Пушкина.
ІV. Ознакомление с новым материалом (20 мин)
Рассказ учителя о детстве и юности поэта
Пушкин! Когда же мы слышим его имя, мы вспоминаем знакомый облик: вьющиеся волосы, бакенбарды, светлые ясные глаза.
Мальчик родился 6 июня 1799 года в Москве. Детские годы Пушкина протекали в Москве и подмосковном селе Захарово. Будущий поэт рос в дворянской семье. Родители особо не занимались воспитанием детей, за ними следили гувернеры, т.е. учителя, которые в основном были иностранцами. По этой причине мальчик начал говорить по-русски довольно поздно, а вот французским владел достойно. К восьми годам он уже живо интересовался отцовской библиотекой, состоящей, кстати, в основном из французских литературных изданий. Как писал брат Лев, он просто пожирал книги одну за другой.
Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, знаменитого «арапа» Петра І (Арап – чернокожий человек), русского военного инженера, которого в 8 лет похитили и привезли в Россию в качестве необычного подарка. Горячая африканская кровь чувствовалась в ней сразу. Черноволосая, кудрявая, с темными глазами, тонким орлиным носом, с гордо посаженной головой, она выделялась экзотической красотой, за что современники называли ее «прекрасной креолкой» (Креолами называли детей, у которых один из родителей был европейцем, а второй – чернокожим). Черты матери унаследовал в своей внешности А.С. Пушкин. Надежда Осиповна получила хорошее домашнее воспитание, была начитана, прекрасно владела французским языком. Имела взрывной характер.
Отец Пушкина, Сергей Львович, отставной военный. Сергей Львович был тесно связан с литературными кругами, знаком с Д.И. Фонвизиным, В.А. Жуковским, Н.М. Карамзиным и многими другими литераторами. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы, оставил краткие воспоминания о сыне. Он был душой светского общества, остроумен неистощим в каламбурах. Воспитанием детей не занимался, отношения со старшим сыном были отчужденными. Но, не смотря на это, Сергей Львович гордился славой своего сына и очень высоко ценил его талант.
Кроме Александра в семье было ещё двое детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев. Кроме этих троих детей, позже появилось на свет еще пятеро, но пережить детский возраст им не удалось. Во взрослую жизнь вошли лишь Ольга, Александр и Лев.
Сестра была близким человеком для Александра. Она была товарищем его детских игр, любимой из которых были театральные представления. Александр в библиотеке отца перечитывал комедии Мольера и сам стал упражняться в написании подобных комедий. Брат и сестра соорудили в детской сцену и устраивали целые спектакли.
Брат Лев так же всю жизнь был в добрых отношениях с Александром. В период ссылки поэта на юг России в 1820—1824 годах Лев Сергеевич выполнял его многочисленные поручения, связанные с издательскими, литературными и личными делами.
Стоит сказать несколько слов и о дяде Василии Львовиче. Он был писателем. Именно дядя научил Пушкина писать стихи, и часто обменивался с ним шутливыми стихотворными посланиями. Летом 1811 года Василий Львович привез молодого Пушкина в Лицей. К своему знаменитому племяннику Василий Львович относился с величайшим восхищением, которое выражал в своих посланиях к нему.
В доме родителей Пушкина собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы: Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский. Будущий поэт внимательно прислушивался к их суждениям и разговорам, впитывал в себя дух литературы.
Рассказы бабушки о старине увлекали будущего поэта и, быть может, еще из этих рассказов вынес он чрезвычайный интерес к своим предкам. Маленький Пушкин часто убегал в комнату к бабушке, забирался в большую корзину и оттуда внимательно наблюдал, как рукодельничает старушка. Женщина умная и по своему времени образованная, она первая пробудила у будущего поэта интерес к русской старине и родной природе.
Няня, Арина Родионовна, была, по словам сестры Ольги «настоящей представительницей русских нянь». Она знала бесконечное число песен и сказок, пословицами и поговорками пересыпала свою умную, образную речь. К Александру она чувствовала особенную привязанность, быть может за то, что он был нелюбимым ребенком в семье. Поэт отплатил своей няне теплой привязанностью, которую он сохранил в течение всей своей жизни; образ няни не раз мелькал и в его произведениях, всегда окруженный самой нежной привязанностью: «Зимний вечер», «Няне» — стихотворения, посвященные ей. Большое значение имела няня и на раннее развитие поэтических дарований поэта. Мы можем смело утверждать, что любовь к народной поэзии, к причудливым образам народной фантазии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни. Насколько он её любил, мы можем судить по тому, что часто Пушкин называл её мамой.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Виртуальная экскурсия в Царскосельский Лицей
В то время заниматься образованием своих детей посредством гувернеров в домашних условиях считалось нормой. Но и привилегированные учебные заведения давали детям прекрасные знания. В семье было принято решение о поступлении Александра в Царскосельский лицей, где он проучится шесть лет. И в 1811 году Александр отправляется на обучение в лицей. А сейчас давайте совершим с вами виртуальную экскурсию в те места, где прошла юность Александра Сергеевича. После просмотра будьте готовы ответить на вопрос «Почему годы обучения в Лицее являются таким важным этапом в жизни Пушкина?»
V . Закрепление полученных знаний (12 мин)
1. Составление таблиц
А сейчас я предлагаю вам на листах отобразить основные моменты биографии А.С.Пушкина, которые вы запомнили, и после каждая группа представит свои работы. ( 3 группы учеников самостоятельно работают. Затем первая группа магнитами прикрепляет готовую работу на доску, делегирует одного ученика, который, по ее мнению, сможет связно рассказать. Вторая группа слушает, вывешивает свою работу, дополняет рассказ новыми сведениями. После этого дети оценивают работы друг друга: оформление, рассказ, задают вопросы, если какие-то факты вызвали сомнение).
Представление работ, оценивание
VI . Домашнее задание (3 мин)
Тезисно записать биографию А.С. Пушкина
Охарактеризовать устно атмосферу семьи Пушкиных.
VII . Рефлексия (5 мин)
Вернемся к цели нашего урока.
— Со страницами биографии какого поэта мы познакомились на сегодняшнем уроке?
— Кто сыграл огромную роль в становлении личности Пушкина?
— Почему Пушкин считал лицейские годы лучшими годами своей жизни?