phonk что за жанр
Как возник фонк и почему его слушают все больше и больше
Как и многие культовые жанры, в момент своего появления фонк был скорее локальным течением, связанным с конкретными музыкантами
Как и многие культовые жанры вроде трип-хопа или пост-панка, в момент своего появления фонк (phonk) был скорее локальным течением, связанным с конкретными музыкантами.
Только некоторое время назад он стал восприниматься как жанр, не привязанный к географии и определенной тусовке. Но с такой экстраполяцией термина «фонк» согласны далеко не все – хардкорные фанаты жанра считают его целой идеологией и используют это слово исключительно в отношении рэпера SpaceGhostPurrp и его последователей. Именно SpaceGhostPurrp, рэпер и битмейкер из Флориды, в начале 2010-х разработал и популяризировал основы звучания, которое сегодня связывают с фонком.
Многие считают фонк переработкой мемфис-рэпа, андеграундного поджанра хип-хопа, который культивировался с начала 1990-х в штате Теннесси. Для мемфис-рэпа характерно использование 808-х хэтов и коубеллов (звуки драм-машины Roland TR-808), оккультная тематика и эстетика гангста-рэпа. Запитченный вокал (с пониженной тональностью для создания эффекта «демонического» голоса) и общая мрачность звучания также относятся к характерным чертам мемфис-рэпа.
Все эти атрибуты SpaceGhostPurrp действительно использовал в своем рэпе, ставшем реактуализированной пересборкой южного звука 1990-х. Но правда в том, что он использовал не один только мемфис-рэп, а весь олдскульный хип-хоп: west coast, east coast и даже g-funk. Из искаженного funk, кстати, и происходит слово phonk – сэмплы фанковых записей заложили основу звучания хип-хопа 1980-х и первой половины 1990-х.
Возведя переработку старого хип-хопа в метод, SpaceGhostPurrp оказал огромное влияние на звучание и эстетику популярного рэпа 2010-х. Достаточно вспомнить, что первый микстейп A$AP Rocky, одного из главных трендсеттеров последних 10 лет, был написан под сильнейшим влиянием музыки SpaceGhostPurrp, с которым Flacko в то время плотно общался (его продакшен и куплеты также есть на микстейпе). В дальнейшем Роки, как и многие последователи SGP тех лет, в оформлении своей музыки использовал иероглифическое написание, также придуманное SpaceGhostPurrp. Однако, в отличие от SGP, у Роки получилось вывести свою музыку в мейнстрим.
Что касается фонка, то это звучание на многие годы стало маргинальным. Главные представители жанра первой волны – это эмси из тусовки Raider Klan, некоторые из которых стали в дальнейшем важными для хип-хоп-сцены артистами: Xavier Wulf, Chris Travis, Denzel Curry, Key Nyata, Amber London, Nell, Yung Simmie и другие.
Если говорить о важных исполнителях за пределами Raider Klan, можно выделить Dj Smokey. Его музыка – характерный пример дальнейшего развития жанра, ставшего в большей степени битмейкерским, чем рэперским. Среди популярных исполнителей жанра фонк немало битмейкеров, многие – из России и СНГ. Например, белорусский музыкант LXST CXNTURY. По итогам прошлого года он попал в топ исполнителей российского Spotify Wrapped. Он занял 122 место, а его трек ODIUM был в списке лучших треков года с миллионом прослушиваний – сейчас эта цифра приближается к 16 миллионам. До запуска Spotify в России и Беларуси у LXST CXNTURY было 10–11 тысяч слушателей в месяц, а сейчас их число составляет более 600 тысяч. Другой известный представитель жанра – российский битмейкер Kaito Shoma. Интересно, что обоим удалось посотрудничать с легендами вышеупомянутой мемфис-сцены, ставшей основным вдохновением для фонк-музыкантов второй волны. У Kaito Shoma недавно вышел трек с Dj Paul из легендарной Three 6 Mafia и Kingpin Skinny Pimp, с которым и LXST CXNTURY успел выпустить официальный трек.
Если говорить о других популярных исполнителях, близких к фонку, можно выделить Pharmacist, RHODAMINE, Ghostface Playa, Freddie Dredd. Последний – выходец из Канады, на раннем этапе карьеры активно продвигавший свои треки во «ВКонтакте». Интересно, что фонк и близкий к нему клауд всегда пользовались особенной популярностью в России, о причинах этого можно только гадать. Возможно, тут замешан национальный менталитет и наша любовь к печальной, драматичной и мрачной музыке.
В России фонк-звучание медленно развивается уже много лет. Сейчас запрос phonk на 78-м месте по России, за минувшую неделю его искали около 3000 раз, а за неделю до этого – 2983. Фонк не покидает топ-100 запросов по России. В данный момент в Spotify можно найти более 1000 пользовательских плейлистов со словом phonk в названии и 889 – со словом «фонк».
Группа XIII, созданная бывшими участники культового андеграунд-коллектива the Chemodan clan, тоже использует фонк-эстетику, а бывший участник другой русской андер-группы УННВ недавно выпустил трек под бит фонк-битмейкера Dj SACRED.
Глядя на то, как олдскульные рэп-группы начала 2010-х осваивают фонк-звучание, кажется, что аудитория андерграунд-рэпа того времени частично перетекает на русскую фонк-рэп-сцену. А учитывая, что фонк все активнее используют молодые исполнители, вроде тех же Cakeboy и Клоукомы, можно практически с уверенностью сказать, что фонк в России в самое ближайшее время получит серьезное развитие.
Об этом же свидетельствует статистика Spotify. До запуска стримингового сервиса в России (15 июля 2020 года) у Pharmacist было около 2–3 тысяч прослушиваний. Сейчас их среднее количество выросло до 73–75 тысяч слушателей. У RHODAMINE была тысяча слушателей на старте, сейчас их более чем в 15 раз больше. Популярность Freddie Dredd также существенно выросла за последние полгода: 7–8 тысяч слушателей в день в начале 2021 года против 300–310 тысяч слушателей сейчас.
Фонк набирает популярность в России. Отвечая на запрос слушателей, Spotify запустил редакторский плейлист, посвященный этому жанру:
Как возник фонк и почему его слушают все больше и больше?
Столь малоизвестное музыкальное направление, как фонк, впитало в себя множество разных стилей. Оно пережило кучу трансформаций, на долгие годы было забыто, а потом вновь получило второе дыхание. Именно поэтому каждый этап развития жанра phonk делал музыку по-своему уникальной, подарив нам немало талантливых исполнителей пхонка.
Phonk — своеобразный поджанр хип-хопа, уходящий корнями глубоко в афроамериканскую традицию. Многие люди утверждают, что никогда ранее не слышали о нём. Но по факту это направление, вдохновлённое Мемфис-рэпом 1990-х годов, встречается очень часто.
Больше всего мелодий в таком формате представлено на известной платформе SoundCloud. Хотя это далеко не единственная площадка, где распространены отдельные phonk сэмплы. Способов добиться желанного звучания на деле существует масса: берётся звук удара по сковородке, хлопки ладонью по ляжке, пение птиц, бэкграунд из гудения проезжающих машин – абсолютно любой шум можно взять за основу.
Потом все отобранные фрагменты редактируются на компьютере и тщательно микшируются.
Для большего разнообразия в пхонке нередко используются различные хип-хоп вырезки ранних 90-х годов, соединённые в комбинациях с мотивами из джаза или реп импровизациями. Музыканты специально используют для своих треков искажающие техники (рубленый и привинченный), чтобы создать более «тёмный» звук в итоге.
Почти все инструменты пхонка служат для извлечения причудливых звуков, но при этом сильно сбавляют общий темп, чтобы создать более жуткий фон для песен, которые «раздвигают грани мрачной стороны нашего общества и человеческой природы». Мотивы фонка характеризуется ностальгическими нотками, приглушённым звучанием, которое часто аккомпанируется старыми вокальными записями в стиле memphis-рэпа лент.
Сегодня особым шиком в данной музыке считается умение придать музыке забытое звучание, словно запись выполнена на старой касете.
Но, с другой стороны, специально воспроизводить низкое качество в профессиональной студии и называть такую мелодию новой эстетикой или стилем – это явный признак неуважения к настоящим поклонникам пхонка.
Когда же зародился Phonk
Кто зародил жанр
До сих пор неизвестно кто стал первым в этом стиле, так как большинство релизов выходили на кассетах и виниловых пластинках, которые к сожалению были утеряны, но в большинстве ресурсов указывают имя DJ Spanish Fly, и его релиз I’m The Nigga, который вышел в 1990 году, однако вместе с тем можно найти релиз DJ Paul под названиями глава 5, 6, 7, 8 и т.д., датирующиеся 1992 годом, и неизвестно когда были выпущены предыдущей пластинки, может быть он даже опередил DJ Spanish Fly. Жанр стал разрастаться невероятно быстро к нему было приковано все больше внимания и артисты постепенно переходили к этому звуку.
Как это обрело популярность
Постепенно на базе фонка появилось ответвление в виде фонк-рока и метал-фонка. От своего прародителя перечисленные стили унаследовали groove партии бас-гитар. Самым знаменитым примером «скрещивания» оказалась группа Red Hot Chili Peppers, ведь их рифы – своеобразная дань уважения африканским предшественникам. Буквально сразу после появления диско направления, фонк в чистых вариациях стал редкостью. Теперь чаще всего исполняют его мало раскрученные группы для узкой аудитории. Формально phonk постепенно слился с другими направлениями, подарив современности лучшую черту — забористый мотив, который сопровождается резким чередованием грубого и мягкого вокала.
Поясните за PHONK
19 Sep 2020 в 01:28
19 Sep 2020 в 01:28 #1
Часто вижу в Ютубе подборки фонк музыки с миллионами просмотром и видосы о том, как его делать. Но не знаю ни одного хайпового фонкера.
Неужели его делают только нонеймы как ремиксы или же есть челики которые записывают свой вокал для фонка и выступают с этой музыкой? Кто самые популярные фонкеры мира?
19 Sep 2020 в 01:31 #2
19 Sep 2020 в 02:33 #3
ТС: Поясните за фонк
19 Sep 2020 в 02:44 #4
думшоп, сиксет из крупных объединений.
RAMIREZ как идейный последователь мемфис рэпа.
и многое другое, научитесь пользоваться гуглом в 2020 году, а не высирать по тысячи тредов.
19 Sep 2020 в 02:56 #5
19 Sep 2020 в 02:57 #6
Любая музыка дерьмо
19 Sep 2020 в 16:08 #7
Часто вижу в Ютубе подборки фонк музыки с миллионами просмотром и видосы о том, как его делать. Но не знаю ни одного хайпового фонкера.
Неужели его делают только нонеймы как ремиксы или же есть челики которые записывают свой вокал для фонка и выступают с этой музыкой? Кто самые популярные фонкеры мира?
Не существует популярных фонкеров. Есть только исполнители с близким к фонку звучанием:
4 неожиданных музыкальных жанра, которые набирают популярность в России
Второе дыхание неопопа
В середине 2010-х годов поп-музыка на русском переживала, пожалуй, самые любопытные перемены за очень долгий период. Молодые поп-исполнители из России и Украины поочередно становились популярными не потому, что их показали по телевидению, включили по радио или вывел в свет какой-то продюсерский центр, а потому, что их вытолкнула на поверхность сила интернета. Их музыка выросла не из местной эстрады, а из инди-течений, андерграундной электроники и доморощенной акустики.
Интернет влиял на это больше любых других факторов, потому что слушателям предоставлялся выбор, чего не было на TV или радио. Из-за этого неопоп (термин придумал журналист Николай Редькин) превратился в свежую альтернативу, выводя на свет героев, появившихся на наших глазах и готовых совместными усилиями менять ландшафт русскоязычной музыки. Но что самое важное, эти артисты общались со своими слушателями на близком им языке, демонстрируя потрясающий коннект на фоне стометровой стены, возведенной за долгие годы гегемонией эстрады.
Сегодня жанр по‑прежнему актуален, а музыканты-мастодонты пользуются большой популярностью, несмотря на невысокий темп выпуска нового материала. Редакция Spotify ведет большой плей-лист «Неопоп» (12 тысяч подписчиков), активно выделяя треки с учетом нового поколения артистов, которые и сами выросли на революции в локальном поп-комьюнити. Плей-лист слушают преимущественно молодые люди, а универсальность жанра подчеркивается тем, что «Неопоп» одинаково интересен и мужчинам, и женщинам.
Хардбасс
Стереотипная эстетика (спортивки, гопники, драки, провинция) дала жизнь новой маргинализированной культуре, которая нашла самый большой отклик именно у поколения Z. Для них это не только возможность окунуться в ностальгию по тем вещам, которые они лично не наблюдали, но и шанс познакомить себя с диаметрально противоположной идеологией: опасной, громкой и накачанной доверху адреналином.
Самые актуальные треки новой российской электронной сцены собраны в редакционном плей-листе «Русский рейв», колоссальная часть слушателей которого находится именно в России. Стоит выделить, что публика слушает преимущественно новых исполнителей, которые без каких-либо препятствий умело перенимают звук другой эпохи и объединяют эту музыку с речитативом, попсой или даже с более экспериментальными электронными поджанрами.
Возвращение северного ветра
Русский шансон — жанр-хамелеон, впитавший большой набор разных явлений. В список нужно внести русскую эстрадную музыку, блатную тематику, бардовские и военные песни, романс и другие, более минорные вещи. Русский шансон — это простой жанр с упором на запоминающиеся мелодии, и он не столь романтизирован, каким кажется с первого взгляда, — в 1990-х годах его сильно популяризировали на радио и телевидении, превратили в часть большой индустрии, а многие песни создавались как классические поп-хиты. Даже акустическая гитара, которую часто держали в руках герои жанра на концертных афишах, — это всего лишь маркетинговый ход, приближающий исполнителя ближе к народу.
Шансон в России ассоциируется прежде всего с классиками, у которых набралась внушительная ежемесячная аудитория слушателей в Spotify: Михаил Круг (200 тысяч слушателей в месяц), Михаил Шуфутинский (160 тысяч), Сергей Трофимов (117 тысяч), Елена Ваенга (117 тысяч), Бутырка (120 тысяч) или Григорий Лепс (370 тысяч). В большинстве своем это и есть тот самый блатняк — и его невозможно не считать частью современной русской культуры. По данным Spotify в России, «Легенды русского шансона» не только входит в топ-50 всех плей-листов, которые слушают пользователи из России, но также занимает 33-е место среди локальных плей-листов. Любопытно, что этот показатель близок к цифрам плей-листа «Новое слово» — подборке новинок и дебютов местного хип-хопа.
С другой стороны, нельзя не обратить внимание на возросшую тенденцию омоложения жанра. Современники отказываются от блатной романтики, копая ближе к корням этой музыки. Юрий Бардаш и Михаил Крупин практически реконструируют шансон в рамках проекта « Коррупция », аккуратно пересобирая звучание с нуля, добавляя нетривиальные инструменты и ударные паттерны. Монеточка в альбоме «Декоративно-прикладное искусство» также заигрывает с эстрадной музыкой и звучанием классиков, что также прослеживается в манере исполнения и лирике.
Каубелл, дрифт и дух Мемфиса
Фонк — изначально очень локальный жанр, появившийся как перерождение хип-хоп-культуры Мемфиса. Рэп-сцена одного из крупнейших городов на юге США выделялась оригинальным саундом: акцент на lo-fi-звучании, демонической или оккультной эстетике, запитченных вокальных сэмплах и громких ударах драм-машины Roland TR-808. Но, справедливости ради, в раннем фонке часто проглядывает влияние волны Западного побережья и g-фанка — всё вместе в классическом представлении популяризовал SpaceGhostPurrp и объединение RVIDXR KLVN.
Фонк в сегодняшнем представлении — преимущественно инструментальные треки с очень сильным упором на приглушенные зацикленные сэмплы и каубеллы ( звонкий металлический щелчок TR-808 ). Популярность жанра в России отчасти связана с комьюнити автомобилистов и фанатов дрифта: последние пять лет автоблогеры активно используют фонк при монтаже своих роликов, а в коротких нарезках крутых маневров с уличных гонок фигурирует именно такая музыка.
Музыкальная редакция Spotify обратила внимание на популярность пользовательских запросов со словом «фонк» — в мае он занял второе место среди всех пользовательских запросов по поиску плей-листов, уступая лишь ностальгическому запросу «90-е». Запущенный в мае в ответ на спрос слушателей редакторский плей-лист «Фонк» стал самым быстрорастущим плей-листом 2021 года — всего за пару месяцев он достиг показателя 48 тысяч лайков.
Фонка на русском языке пока очень мало: это либо малоизвестные продюсеры, чью локацию или национальность почти невозможно определить, либо разовые явления, например одноименный трек Cakeboy и « КлоуКомы ». Самый большой рост наблюдается как раз у тех, кто создает инструментальную музыку, — например, у LXST CXNTURY сейчас 840 тысяч слушателей, а предположительно русский продюсер Rhodamine может похвастаться цифрой 317 тысяч слушателей в июле.
Phonk музыка: от противоречий к популярности
Столь малоизвестное музыкальное направление, как фонк, впитало в себя множество разных стилей. Оно пережило кучу трансформаций, на долгие годы было забыто, а потом вновь получило второе дыхание. Именно поэтому каждый этап развития жанра phonk делал музыку по-своему уникальной, подарив нам немало талантливых исполнителей пхонка.
Что такое phonk?
Phonk — своеобразный поджанр хип-хопа, уходящий корнями глубоко в афроамериканскую традицию. Многие люди утверждают, что никогда ранее не слышали о нём. Но по факту это направление, вдохновлённое Мемфис-рэпом 1990-х годов, встречается очень часто.
Больше всего мелодий в таком формате представлено на известной платформе SoundCloud. Хотя это далеко не единственная площадка, где распространены отдельные phonk сэмплы. Способов добиться желанного звучания на деле существует масса: берётся звук удара по сковородке, хлопки ладонью по ляжке, пение птиц, бэкграунд из гудения проезжающих машин – абсолютно любой шум можно взять за основу.
Потом все отобранные фрагменты редактируются на компьютере и тщательно микшируются.
Для большего разнообразия в пхонке нередко используются различные хип-хоп вырезки ранних 90-х годов, соединённые в комбинациях с мотивами из джаза или реп импровизациями. Музыканты специально используют для своих треков искажающие техники (рубленый и привинченный), чтобы создать более «тёмный» звук в итоге.
Почти все инструменты пхонка служат для извлечения причудливых звуков, но при этом сильно сбавляют общий темп, чтобы создать более жуткий фон для песен, которые «раздвигают грани мрачной стороны нашего общества и человеческой природы». Мотивы фонка характеризуется ностальгическими нотками, приглушённым звучанием, которое часто аккомпанируется старыми вокальными записями в стиле memphis-рэпа лент.
Сегодня особым шиком в данной музыке считается умение придать музыке забытое звучание, словно запись выполнена на старой касете. Но, с другой стороны, специально воспроизводить низкое качество в профессиональной студии и называть такую мелодию новой эстетикой или стилем – это явный признак неуважения к настоящим поклонникам пхонка.
История появления жанра phonk
Сначала рассматриваемый phonk считался лишь смягчённым вариантом трэпа. Первое время он отличался отсутствием фирменного «шершавого», мемфис-ориентированного звучания. Иностранные исполнители намеренно старались отдавать предпочтение джазу и классическому хип-хопу. Именно поэтому phonk определяется как «музыка поколения Z». Среди первых артистов, использовавших подобные мотивы звучания в своём творчестве, оказались DJ Paul, X-Raided, Phonk Beta, Tommy Wright III и самые яркие представители – коллектив Three 6 Mafia.
Начальные версии произведений phonk индустрии на порядок отличались от вариантов, что теперь встречаются в роликах на YouTube. Когда будущий phonk только зарождался, по звучанию он напоминал gangsta-rap с примесью horror-core. Тогда в Memphis между слоями населения царило настоящее беззаконие. Обстановка во многом напоминала аналогичные события в Лос-Анджелесе между бандами «Bloods» и «Crips» или потасовки между «Grove Street Families» и «Ballas» в известной игре GTA: San Andreas.
Были густо наставлены различные районы, где парни с бедных семей стали объединяться в уличные банды. Они назывались «Le Moyne Gardens», хотя позже разделились на две группировки и переименовались в «Love Murdering Gangster» и «Gangsta Disciples». Городские улицы близко граничили друг с другом, поэтому там постоянно происходили схватки и перестрелки между участниками враждующих банд.
Даже сейчас район Memphis является одним из лидирующих городов США по количеству разбоев, убийств, ограблений и прочих преступлений. Логично, что такой необычный музыкальный жанр как phonk зародился именно там и получил столь мрачное звучание.
Несмотря на такую историю, реальный создатель до сих пор до конца неизвестен. Пока за желанное звание «автор пхонка» борются несколько популярных диджеев.
Характерно, что более зловещий взгляд на музыку в период 1990-х годов появился в работах таких ключевых продюсеров, как SpaceGhostPurrp, DJ Smokey и Mr. Sisco. Композиции отличалась вставками медленных remixes, кассетным качеством, ламповыми припевами с примесью африканских фраз и массивными басс лайнами.
Хотя приблизительно в то же время в гетто кварталах штата Теннесси направление развивалось под названием «memphis-rap», а иногда вовсе именовалось как «devil shit». Но второй вариант сейчас практически нигде не используется и маловероятно, что фанаты фонка наткнутся на него.
Как возродили жанр phonk
Несмотря на столь яркую историю, слушатели быстро потеряли интерес к рассматриваемому жанру. Уже в конце 2000-ых такие песни потеряли спрос, а новые артисты перешли на более востребованные направления. Но даже в промежутке между созданием и угасанием популярности у фонка всё равно было много последователей. Характерно, что их музыка включала жуткие сэмплы, искаженные ловушки и низкий уровень, доминирующий в миксе.
Уже в начале 2010-х годов забытый phonk пережил очередное возрождение.
Новая волна интереса к специфическому звучанию пошла благодаря группе Space Ghost Purrp, которая выпустила знаменитые треки «Pheel Tha Phonk», «Bringin’ Tha Phonk» и «Keep Bringin’ Tha Phonk». Но услышать свежие композиции можно на узкопрофильных YouTube-каналах вроде TrillPhonk, Emotional Tokyo, Ryan Celsius или Rare. Концерты, целиком посвящённые фонку, пока не пользуются огромной популярностью.
Продюсеры продолжали продвигать phonk звуки в андеграунде до тех пор, пока пхонк повторно не набрал реальный импульс в районе 2005 года. Но долгожданного «бума» не произошло: phonk окончательно эволюционировал на современный лад лишь к концу 2017 года. Формат принципиально отошёл от «песчаного, тёмного, ориентированного на memphis» звука. Теперь он намеренно включает в себя более современный вокал с элементами джаза и хип-хопа.
Самым ярким представителем усовершенствованного Мемфиса является американская группа Raider Klan. Хотя параллельно с ними, не менее хорошо держат марку такие коллективы, как Evil Pimp, Lil Ugly Mane. Напомнить о себе решили и старожилы: Frayser Click, Dj Sound и даже Dj Screw, который вовсе считается автором понятия «screwed &chopped».
Любопытно, что на протяжении нескольких лет phonk плавно переместился на довольно молодую аудио-площадку SoundCloud. Именно благодаря своим трендам в рамках данного приложения, он оказал огромное влияние на творчество таких рэперов, как XXX Tentacion, Ski Mask the Slump God и Trippie Redd. В период с 2016 по 2018 рассматриваемый жанр стал одним из наиболее запрашиваемых в поисковике стилей.
Когда phonk стал популярен
Если разобраться во всех скачках, то пик популярности фонка приходится именно на 1994 год. Поэтому в некоторых треках можно найти оригинальные отсылки к этим временным рамкам. Но основную популярность ответвлению Memphis-rap-у принесла группа Three 6 Mafia. Первое время после создания (ещё 1991 год) она носила похожее название – Triple 6 mafia, а начальный состав коллектива состоял из DJ Paul, Lord Infamous & Juicy J. Позже к музыкантам присоединились Coopsta Knicca, Gangsta Boo и Crunchy Black.
Именно при «золотом составе» коллектив окончательно сформировал свой лейбл, чтобы выпускать на его основе массу качественных релизов. Группу по праву считают истинными королями мемфис-рэпа, а треки сэмплируют для новых хитов. Среди главных достижений фонк-группы стоит вспомнить награду Оскар в 2005 году за лучший саундтрек к фильму «Haswell Flow» («Суета и движение»).
Увы, вскоре популярная команда стала распадаться из-за конфликтов внутри группы. Парни ушли в сольное плавание и только в 2014 году внезапно решили вновь собраться вместе, чтобы выпустить несколько релизов под обновлённым лейблом Da Mafia 6ix. Но на нескольких свежих хитах их совместная деятельность вновь прекратилась. Почти сразу после презентации последних микстейпов самый активный участник Lord Infamous скончался. Больше знаменитая группа не пыталась воссоединиться и творить вместе.
Поэтому, когда Three 6 Mafia окончательно развалилась, им на смену пришли парни из Raider Klan. Благодаря их свежему видению жанр пхонка живет и до сих пор, хоть становится менее популярным. Упомянутая группа также претерпевала кардинальных изменений. В состав клана в разное время входили такие знаменитости, как Denzel Curry, Eddy Baker, Chris Travis и Xavier Wulf. Хотя полный список участников на этом не заканчивается.
Вплоть до 2011 года Raider Klan стремительно набирал обороты. Однако всё чаще между участниками назревали конфликты. Их основатель Space Ghost Purrp (который и популяризировал название phonk через бренд) долгое время пытался всех помирить, но напрасно. Вскоре старые и новые участники стали массово покидать группу, или его намеренно выгоняли из состава. Сейчас мало что слышно, и воссоединяться ради новых хитов в ближайшее время они точно не планируют.
Зато взамен появилось много локальных исполнителей и музыкальных ютуб-каналов, посвящённых phonk направлению. Современные интерпретации не сумели повторить всемирного интереса прошлых лет, хотя в 2016-2017 годах всё-таки наблюдался определённый спрос на phonk. Пользователи YouTube специально загружали на видео-площадку часовые версии мрачных песен без слов. Поэтому к 2021 фонк окончательно превратился в диджейскую музыку.
Основная отличительная черта фонка
Характерной чертой фонка является непривязанность этого направления к какой-либо региональной «сцене». Именно поэтому он стал так востребован на платформе SoundCloud, которая обычно выделяет поджанры хип-хопа и экспериментального попа при сортировке треков. Даже художник Lowpocus заметил подобную уникальность в музыкальном стиле, заявив в интервью 2017 года, что «самое удивительное у Мемфис-репа — это тот факт, что исполнители пхонка есть практически на всех уголках мира: в Канаде, США, во Франции и даже в России».
Хотя главной изюминкой фонка всё равно остаётся особый ритмический рисунок композиций: громкий и мощный, слегка сбивчивый и обязательно неоднородный. Профессионалы называют такое звучание groove — особый ритм, который неизменно вызывает желание сразу танцевать под музыку или минимум притопывать в такт.
Примечательно, что от других течений пхонк легко отличить по следующим чертам:
Также яркими отличительными деталями memphis-фонка стало применение драм-машины Roland TR-808, позволяющей получить характерный фон для треков благодаря двойной читке. Иногда вовсе встречается сэмплирование других исполнителей, но их песни не следует путать с фонком или триллом, хотя порой отличить их очень трудно. Традиционно на обложках альбомов использовались самодельные логотипы или VHS-обработка снимков, что со временем стало отличительной чертой phonk жанра.
Музыкальные характеристики в создании phonk
Вопреки частым заблуждениям, что phonk путают с прочими направлениями в музыке, данный жанр имеет уникальные приметы. Среди самых заметных отличий стоит выделить дерзость, напор и ритм, который задаёт желанием двигаться. Столь популярный формат, берёт начало ещё в афроамериканской музыкальной традиции. Даже само название «phonk» сперва использовали не для обозначения мелодий, а скорее для описания энергичной манеры игры. Только спустя некоторое время она стала полным антиподом «сглаженного» исполнения коммерческого джаза.
Многие ошибочно полагают, что фонк является одним из ответвлений трэпа. Но реальная ситуация выглядит совершенно наоборот: пхонк скорее стиль раннего Мемфиса можно назвать предпосылками будущего трэпа. А классический фонк отсылает поклонников к эпохе приглушённого звучания, без всякой студийной записи. Тогда активно использовали 808-басс, слияния джазовых композиций и хип-хопа вперемешку со случайными вставками. Лишь в начале 2000-х годов он стал восприниматься как самостоятельный phonk, не привязанный к географии. Хотя с такой экстраполяцией термина согласны далеко не все: хардкорные фанаты пхонка считают его целой идеологией.
С другой стороны главная фишка фонка – постоянное присутствия мрака в треках, чем он очень напоминает стиль клауд-рэп. Чтобы добиться данного эффекта естественным способом, композиции начинают корректировать в техническом плане: патчить голоса или специально занижать качество трека.
Поэтому у некоторых исполнителей Memphis-rap отличается очень темной и ужасающей атмосферой. Чтобы добиться такого антуража, музыканты часто делают умышленно испорченный звук, повторяя эффект записи на старых кассетах. Иногда делают больше акцента на готические мотивы: добавляют отрывки из хорроров или понижают тон речи ради прибавления мрачности для пхонка. В текстах также заметны подобные тематики, когда упоминается Сатана, дьявольская цифра «666» и иные потусторонние силы.
Самые популярные исполнители phonk
Фонк трудно назвать известным музыкальным жанром, но это не исключает того факта, что у phonk есть масса последователей. Если выделять всемирно известных исполнителей и коллективы, то самыми яркими представителями направления считаются:
Также его называют «отцом жанра», который начал свой путь в качестве соул-артиста. Позже вокалист решил «утяжелить» первоначальное звучание, а также домешивать в творчество больше уличных мотивов, чем и повлиял на развитие направления. Примечательно, что поклонники именно его считают первопроходцем за счёт 3 памятных песен: «Funky Drummer», «Papa’s Got a Brand New Bag» и «Cold Sweat». На пике карьеры в 1968 году музыкант выпустил одну из самых значимых песен, после чего критики единогласно решили, что Браун фактически определил основу звучания фонк-музыки.
Очередной битмейкер из Республики Беларусь, который также известен под настоящим именем – Иван Бересневич. В зависимости от настроения парень придумывает как грустный саунд, так и жирный фонк. В период с 2014 по 2016 годы Иван активно обучался и искал своё звучание, поэтому уже в песнях того периода можно заметить характерные мотивы пхонка. Сначала в коллекции были треки в стилях edm, trap, dubstep, но сейчас молодой артист окончательно сделал выбор в пользу фонка. А на данный момент сценический образ LXST CXNTURY официально закреплен за лейблом EXTERMINATION с серьёзным уклоном в сторону спорта.
По совместительству лидер группы Sly & the Family Stone, который тоже числится в культуре фонка как один из создателей непосредственно самого музыкального направления. Главной изюминкой, где он играл, был разнообразный состав: в коллектив входили белые и темнокожие участники, что считалось редкостью. Зато столь нестандартный состав олицетворял социальную подоплёку phonk — желание оставаться на равных с другими, вне зависимости от своего оттенка кожи. Среди главных достижений Стоуна также стала попытка разбавить привычные фонковые мотивы примесью психоделики, что позволило быть свежим мелодиям более всеобъемлющими.
Известная американская группа, в ассортименте которой присутствуют мировые хиты «September» и «Boogie Wonderland», легко сочетает в песнях фонк, соул, джаз, рок и другие жанры. Примечательно, что коллектив всегда стоял вне политических разборок (в отличие от других групп-современников) и активно сочинял развлекательную музыку с акцентом на виртуозные аранжировки. Именно они стали изобретателями потрясающих треков, на основе которых создавались популярнейшие хиты: некоторые песни до сих пор используются в фильмах или сериалах. Музыканты экспериментировали с разнообразными жанрами и даже успели заявить о себе, как хитмейкеры.
Ранее малоизвестный выходец из Канады прославился именно своими музыкальными экспериментами в стиле фонка. Ещё на раннем этапе карьеры парень активно продвигал треки в социальной сети «ВКонтакте». Столь необычный выбор площадки был основан на том, что фонк и близкий к нему клауд формат всегда пользовались спросом в России. Возможно, тут замешан национальный менталитет и любовь к драматичной и мрачной музыке пхонка.
Только это далеко не единственные исполнители, которые теперь стали популярны благодаря своим фонк-композициям.
Также стоит вспомнить:
Постепенно на базе фонка появилось ответвление в виде фонк-рока и метал-фонка. От своего прародителя перечисленные стили унаследовали groove партии бас-гитар. Самым знаменитым примером «скрещивания» оказалась группа Red Hot Chili Peppers, ведь их рифы – своеобразная дань уважения африканским предшественникам. Буквально сразу после появления диско направления, фонк в чистых вариациях стал редкостью. Теперь чаще всего исполняют его мало раскрученные группы для узкой аудитории. Формально phonk постепенно слился с другими направлениями, подарив современности лучшую черту — забористый мотив, который сопровождается резким чередованием грубого и мягкого вокала