певица и актриса бьорк по национальности 8 букв
Бьорк
Биография
Бьорк — культовая исландская певица, музыкант, композитор, актриса, обладательница множества премий. Творчество исполнительницы относят сразу к нескольким направлениям и жанрам: альтернативному року, инди-попу, IDM, трип-попу, электронике и modern classic. По признанию критиков, артистка создала неповторимый стиль исполнения, который сделал ее самой неординарной представительницей своего поколения музыкантов.
Детство и юность
Настоящее имя звезды — Бьорк Гудмундсдоттир, что означает «дочь Гудмунда». В Исландии фамилии не используются. Она родилась в Рейкьявике в ноябре 1965 года под знаком зодиака Скорпион. По национальности артистка — исландка. Бьорк неоднократно доказала, что является настоящим потомком викингов: о крутом нраве женщины, полном отсутствии комплексов, творческой сущности знают все. Внутреннее «наполнение» довершает соответствующая внешность: рост эльфа (163 см) и слегка раскосые глаза эскимоса.
Мама девочки — преподавательница айкидо, а отец — электрик. Они развелись, когда малышке было 3 года. Мать вышла замуж во второй раз за человека, сильно повлиявшего на формирование Бьорк как личности.
По рассказам певицы, отчим — яркий представитель культуры хиппи, ненавидел работать, отрицал дисциплину и с утра до ночи «кормил» падчерицу в детстве сказками и развлекал играми.
В 5 лет благодаря маме и отчиму она уже умела играть на флейте и фортепиано. В школьном оркестре научилась петь и освоила арфу. Когда ей было 11 лет, отчим с помощью преподавательницы музыкальной школы, где училась Бьорк, помог юной певице выпустить первый альбом, обложку которого нарисовал отец. Неожиданно пластинка стала платиновой.
Музыка и фильмы
В 14 лет Бьорк покрасила волосы в ядовитый оранжевый и собрала панк-группу «Слюни и сопли». Учиться ей было неинтересно, поэтому школу девушка бросила. Она уже давно научилась зарабатывать деньги, совмещая учёбу с разносом по домам книг, чисткой рыбы на заводе и работой в кофейнях и гостиницах.
Главный ориентир Бьорк нашла давно — это музыка. Вокруг неё собрались единомышленники, с которыми образовалась группа «Exodus». Спустя 2 года она сменила название на совершенно неприличное «Tappi tikarrass». Команда быстро приобретает невероятную популярность, но на родине творчество певицы воспринималось неоднозначно.
Помимо музыкальной карьеры, Бьорк пробует себя в качестве актрисы. С ее участием выходят фильмы «Разбитое стекло», «Можжевеловое дерево». В 1993 году в Лондоне вышел сингл «Человеческое поведение». Это оказалась первая ласточка сольной биографии Бьорк. В это же время певица записала диск «Дебют» («Debut»).
В 1994-м Бьорк переехала в Испанию. Здесь вышел в свет новый альбом «Post». Певица превращается в звезду мировой величины. Диск «Homogenic», которым артистка порадовала своих фанатов в 1997 году, называют поворотным в творчестве.
Мировая слава Бьорк умножается в 2 раза после выхода в том же году картины Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». Лента стала знаковой работой в фильмографии исполнительницы. Главная роль в фильме и написанный к нему саундтрек, в создании которого участвовал Том Йорк, выносят звезду на вершину популярности.
Бьорк попала в Книгу рекордов Гиннесса как обладательница трех British Awards. А за работу в картине «Танцующая в темноте» она получила премию за лучшую женскую роль. И подарила ее подружке. Клипы и музыкальные произведения Бьорк признаны культовыми.
В музыке артистка не собиралась сбавлять обороты — появляются пластинки «Vespertine», «Medulla», «Volta» и другие. Последней студийной работой «Utopia» Бьорк радует фанатов в 2017 году.
Личная жизнь
В скоротечном браке с музыкантом и композитором Тором Элдоном Бьорк родила первенца Синдри. Он появился в 1986 году. Но жизнь с первым мужем не заладилась, пара постоянно скандалила. Брак окончательно распался после выхода картины «Танцующая в темноте».
Личная жизнь Бьорк изменилась после встречи с одним из наиболее неординарных художников современности Мэтью Барни. Поклонники верили, что их кумир встретила того человека, который смог стать ее половинкой, такой же яркой и необычной, как сама певица.
Артистка перебралась к возлюбленному в Нью-Йорк. Осенью 2002 года у них появилась дочь, которую назвали Исадора. Дети певицы дружны между собой, несмотря на большую разницу в возрасте. В 2005-м Бьорк сыграла главную роль в фильме «Рисуя границы – 9», который поставил ее муж.
Бьорк (Bjok)
Бьорк (Бьёрк) Гудмундсдоттир (Bjork Gudmundsdottir). Родилась 21 ноября 1965 года в Рейкьявике (Исландия). Исландская певица, актриса, музыкант, композитор и автор песен.
Бьорк родилась 21 ноября 1965 года в городеРейкьявик.
Родители развелись, когда Бьорк было 3 года. Мать вышла замуж во второй раз. Отчим сильно повлиял на будущую певицу, он был ярким представителем хиппи, ненавидел работать, отрицал дисциплину и целый день и рассказывал падчерице в детстве сказки и развлекал всяческими играми.
В 5 лет благодаря маме и отчиму она уже умела играть на флейте и фортепиано. В школьном оркестре научилась петь и освоила арфу.
Когда Бьорк было 11 лет один из учителей послал запись песни в исполнении школьницы на радиостанцию Исландии, которая включила песню в эфир. После чего Гудмундсдоттир предложили контракт на запись альбома, и в 1977 она записала свой дебютный альбом с помощью отчима, который умел играть на гитаре. Пластинка стала платиновой.
В 14 лет Бьорк покрасила волосы в ядовитый оранжевый и собрала панк-группу «Слюни и сопли». Учиться ей не хотелось и поэтому школу девушка бросила. Она уже давно научилась зарабатывать деньги, совмещая учёбу с разносом по домам книг, чисткой рыбы на заводе и работой в кофейнях и гостиницах.
Бьорк в детстве
Позже набравшись опыта и известности, вместе с единомышленниками образовала группу «Exodus». Через 2 года она сменила название на «Tappi tikarrass». Группа быстро приобретала популярность, выпустив трек «Bitið fast í vitið» и альбом «Miranda», но на родине творчество певицы воспринималось неоднозначно.
После вместе с Эйнаром Ёрном Бенедиктссоном и Тором Эльдоном организовала группу «Kukl», которую потом переименовали как «The Sugarcubes». Коллектив выпустил несколько альбомов альтернативной музыки. Их группа была весьма успешной, в том числе в Великобритании и США, ими интересовались мейджор-лейблы.
Помимо группы записывала джазовый альбом «Gling-Gló» с «Trio Guðmundar Ingólfssonar» и принимала участие в записи альбома «Ex: el» для «808 State».
В 1992 году «Sugarcubes» распалась.
После распада Бьорк переехала в Лондон, где начала работать с продюсером Нелли Хупером. С ним исландская певица создала свой первый мировой хит «Human Behaviour». Последовавший в сольный альбом «Debut», он стал неожиданным успехом, получив множество хороших отзывов. В альбом вошли песни, написанные Бьорк начиная с подросткового возраста до самого момента записи и сотрудничества с Хупером.
Успех «Debut» сделал возможным совместную работу с различными, в том числе очень известными, музыкантами. Бьорк записала песню «Play Dead» c Дэвидом Арнольдом для фильма 1993 года «The Young Americans», присутствует на двух композициях альбома Tricky «Nearly God» и на одном треке альбома «Not For Threes» (1997) проекта Plaid, вышедшего на Warp Records. Также написала песню «Bedtime Story» для альбома Мадонны 1994 года «Bedtime Stories».
В 1994 году Бьорк переехала в Испанию. Там она выпустила альбом «Post». Альбом поднялся до второго места в британских чартах и стал платиновым в США.
В 1997 году опубликовала сборник «Telegram», состоящий из ремиксов песен с «Post» и ранее не выходившей на альбомах песни «My Spine».
В том же 1997 году вышел её альбом «Homogenic», который стал поворотным в творчестве Бьорк. Он отличался от предыдущих концептуальностью и более смелыми экспериментами. На этом альбоме слышны результат сотрудничества Бьорк и японского аккордеониста Ясухиро Кобаяси.
В 2000 году записала саундтрек и сыграла главную роль Сельмы Жесковой в картине «Танцующая в темноте» режиссёра Ларса фон Триера (третий фильм трилогии фон Триера «Золотое сердце»). Фильм был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Песня Бьорк «I’ve Seen It All» номинировалась на премию «Оскар» как «Лучшая песня».
Бьорк в фильме «Танцующая в темноте»
Бьорк попала в Книгу рекордов Гиннесса как обладательница трех British Awards. А за работу в фильме «Танцующая в темноте» получила премию за лучшую женскую роль. Клипы и музыкальные произведения Бьорк были признаны культовыми.
В 2001 году вышел четвёртый альбом «Vespertine», в котором присутствуют камерный оркестр, хоры и новая электроника. До конца 2001 года было продано 2 миллиона экземпляров «Vespertine».
Через год выпустила ретроспективный бокс-сет «Family Tree». В 2003 вышел ещё одни бокс-сет «Live Box» из четырёх дисков с концертным материалом и DVD.
В 2004 году вышел очередной альбом под названием «Medúlla», музыкальной основой которого являлся вокал. Большинство звуков на нём являются обработанным вокалом.
В августе 2004 года Бьорк исполнила песню «Oceania» с альбома «Medúlla» на открытии Летних Олимпийских игр в Афинах.
В 2005 году вышел сборник ремиксов на песню «Army of Me» под названием «Army of Mixes» с целью помочь жертвам цунами в Индийском океане. К январю 2006 года было собрано около £250,000 для поддержки деятельности UNICEF в регионе, пострадавшем от стихийного бедствия.
Также в 2005 году вышел саундтрек «Drawing Restraint 9» к одноимённому фильму Мэттью Барни. 2 июля 2005 года она приняла участие в международной серии фестивалей «Live 8», выступив в Японии.
8 мая 2007 года вышел шестой студийный альбом Бьорк под названием «Volta», в поддержку которого певица отправилась в мировое турне, открытое 1 апреля концертом в Рейкьявике. В Альбоме Бьорк возвратилась к электронике и своим более танцевальным и музыкальным песням.
Во время работы над альбомом Бьорк пригласила музыкального продюсера Тимбаланда. В итоге он указан в качестве сопродюсера трёх треков: «Earth Intruders», «Innocence» и «Hope».
Первым синглом с альбома стал трек «Earth Intruders». Он стал доступен на музыкальном сервисе iTunes Store 9 апреля 2007 года. 24 апреля там же появилось и видео на сингл.
Вторым синглом был трек «Innocence».
Песня «The Dull Flame of Desire» была записана совместно с Энтони Хегарти из группы Antony and the Johnsons.
3 декабря 2010 года в интервью для журнала Pitchfork Бьорк спросили, работает ли она над чем-нибудь, и она рассказала: «да, и это будет готово в ближайшие месяцы».
17 марта 2011 года певица повествовала что альбом будет называться «Biophilia» и некоторые детали проекта.
В июне 2011 был выпущен первый сингл «Crystalline». Эта песня была написана с использованием одного из нескольких инструментов, спроектированных и построенных специально для проекта, «гамлесты» комбинация челесты и гамелана.
Обучающая программа «Biophilia» стала ещё одним слоем многогранного интерактивного альбома, состоящая из серии воркшопов для школьников 10-12 лет, которые могут исследовать взаимосвязь музыки и науки, используя приложение Бьорк в качестве отправной точки. Городской совет по образованию Рейкьявика решил ввести программу официально во всех школах города на ближайшие несколько лет.
В июле 2013 года на канале Channel 4 вышло документальное видео о совместном проекте с сэром Дэвидом Аттенборо под названием «Когда Бьорк встретила Аттенборо». По большей части это диалоги двух умов на тему отношений человека с природой и музыкой, фокусирующихся вокруг «Biophilia».
5 октября 2011 года на лейбле One Little Indian Records был выпущен альбом «Biophilia». Biophilia получила признание критиков и была названа одним из лучших альбомов 2011 года несколькими изданиями; она была номинирована на две премии на 55-й ежегодной церемонии вручения наград «Грэмми» в 2013 году, выиграв в номинации «Лучшая упаковка записи».
В 2015 году вышел восьмой студийный альбом исландской певицы «Vulnicura». Из-за утечки в сеть релиз был перенесен на 2 месяца ранее намеченного срока.
24 ноября 2017 года опубликовала девятый по счёту, студийный альбом «Utopia», выпущенный под лейблом One Little Indian Records.
Бьорк начала работать над «Utopia» почти сразу же после выпуска «Vulnicura» в 2015 году. Первые новости об этом альбоме появились ещё во время вступительной речи Бьорк на International Female Solo Artist в рамках Brit Brit Awards 2016.
Первый сингл «The Gate» вышел в полночь 15 сентября.
Второй сингл «Blissing Me» был выпущен 14 ноября 2017. Видео на композицию было выпущено на следующий день, снимали его режиссёры Тим Уокер и Эмма Дальцелл.
В ноябре 2017 было объявлено, что помимо традиционных методов (PayPal, кредитные/дебетовые карты), поклонники смогут приобрести новый альбом Бьорк за криптовалюту.
В 2019 году она выпустила клип на песню Tabula Rasa, созданный немецким художником Тобиасом Греммлером. Суть видео заключается в демонстрации постоянных фантастических трансформаций самой исполнительницы.
Ведёт верифицированный профиль в соцсети «Инстаграм».
Рост Бьорк: 163 сантиметра.
Личная жизнь Бьорк:
До 2000 года была в браке с композитором Тором Элдоном. В браке у них родился мальчик Синдри (1986).
Долгое время была в отношениях с Мэтью Барни. У них есть совместная дочь Исадора (2002). В 2014 пара распалась.
Скандалы Бьорк:
В 1996 году Бьорк напала на журналистку в таиландском аэропорту, восприняв её действия как провокацию по отношению к своему сыну.
В 1996 году психически неуравновешенный американский фанат латиноамериканского происхождения по имени Рикардо Лопес заснял процесс изготовления бомбы для Бьорк, которую выслал ей по почте. Во время почти 20-ти часового видео он застрелился перед камерой. Жизнь певицы была спасена благодаря своевременной реакции полиции, которой удалось найти и обезвредить посылку до того, как она была доставлена певице. Именно под влиянием этого инцидента Бьорк записала и выпустила в 1997 году свой третий альбом.
Альбомы Бьорк:
Синглы Бьорк:
Фильмография Бьорк:
последнее обновление информации: 23.05.2020
Исландский вулкан: как Бьорк взорвала мир поп-музыки
Бьорк — 55 лет. Половину из них она прожила в статусе суперзвезды: вышедший в 1993 году альбом с нехитрым (и, забегая вперед, не совсем точным) названием Debut сделал девочку из далекой Исландии не только самой известной представительницей своей страны — таковой она и остается по сей день, — но и законодательницей мод в сфере поп-музыки. Впрочем, этот статус певице быстро наскучил, а брак с художником Мэтью Барни подтолкнул ее к экспериментальному искусству. «Известия» вспоминают крутые виражи творческого пути Бьорк и анализируют ее роль в современной культуре.
Гениальная репетиция
Первый сольный альбом Бьорк выпустила еще в 1977-м, в 11-летнем возрасте. Диск, который так и назывался — Bjork, стал платиновым на родине. Сегодня его слушать очень забавно: детский голосочек поет детские же песенки на непривычном для нашего уха исландском языке. Неудивительно, что в официальной дискографии певицы, доступной на стриминговых сервисах, его не найдешь.
Иное дело — три пластинки, записанные в составе альт-роковой группы The Sugarcubes, и джазовый альбом Gling-Gló: эти работы сегодня доступны везде. И пусть в плане материала они всё же вторичны, тот голос, за который в 1990-е Бьорк полюбил весь мир, в них звучит уже в полную силу. Особенно любопытно слушать Gling-Gló: вокал, буквально излучающий свободу, прекрасно подходит к этому стилю.
Бьорк в составе The Sugarcubes, Париж, 1991 год
Вообще, если анализировать биографию Бьорк до мирового успеха, складывается ощущение, что это стало чем-то вроде тщательной репетиции последующей жизни. Альбомы и клипы были, успех, пусть и локальный, тоже, даже главную роль в кино Бьорк впервые сыграла именно тогда, а вовсе не в 2000-м у Ларса фон Триера, как многие думают, — низкобюджетный черно-белый фильм The Juniper Tree (1990) завоевал премию престижного американского фестиваля Sundance. Наконец, в те же годы девушка впервые, пусть и ненадолго, вышла замуж (за коллегу по группе) и стала матерью.
Новый «Дебют»
А потом всё повторилось, но на новом витке. Debut (1993) — первая сольная работа Бьорк в Великобритании — вознес ее на вершину поп-олимпа и показал миру не только удивительную, ни на кого не похожую певицу, но прежде всего композитора. Нестандартно мыслящего, открытого к экспериментам и при этом способного сочинить превосходные мелодии. На Бьорк сразу обращают внимание и коллеги по цеху. Сама Мадонна, будучи на пике популярности, просит ее написать песню. Результатом становится композиция Bedtime Stories, совершенно нетипичная для Мадонны и, напротив, характерная для Бьорк. Но продолжения сотрудничество не получает: исландке интереснее создавать собственный художественный мир.
И в этом ей помогает режиссер Мишель Гондри. Годы спустя он снимет фильм «Вечное сияние чистого разума» (2004) и получит за него «Оскар», после чего последует блестящая кинематографическая карьера, а тогда Гондри — начинающий клипмейкер. В видео на Human Behaviour, первый сингл с альбома Debut, он нащупал свой индивидуальный стиль, который так удачно совпал с духом музыки Бьорк, — немного игрушечный, трогательно-наивный и полный нежной эксцентрики. С 1993-го их совместные работы идут одна за другой — и каждая «выстреливает». Army of Me, Isobel, Hyperballad, Joga, Bachelorette… Четыре из шести клипов ко второму альбому Бьорк — Post (1995) — поставит именно Гондри.
Бьорк на съемках клипа на песню Big Time Sensuality, Нью-Йорк, 1993 год
Но если в первых двух альбомах певица работала еще в русле поп-музыки, то с третьей пластинки Homogenic (1997) она пустилась в эксперименты. С тех пор каждая ее пластинка — шаг на неизведанную территорию, поиск нового звукового мира. В Homogenic доминируют струнные, в Vespertine (2001) — арфа, челеста и филигранная электроника, а в Medulla (2004) вся звуковая ткань — даже биты — сделана из человеческих голосов.
Танцующая не только в темноте
Бьорк бесстрашно кидается в авантюры не только в музыке. Настоящим испытанием стало ее участие в киномюзикле великого и ужасного Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» (2000), где она выступила и композитором, и исполнительницей главной роли. Съемочную площадку сотрясали скандалы между двумя гениями, а позже, в разгар кампании #metoo, Бьорк и вовсе обвинила режиссера в харассменте. Но, кажется, ей толком никто не поверил — по всеобщему мнению, тогда скорее она терроризировала Ларса, а не наоборот. В любом случае результат получился выдающимся: каннская «Золотая пальмовая ветвь» для фильма и актрисы — тому свидетельство.
Даже на «Оскаре» ее усилия оценили: Бьорк получила номинацию за лучшую песню, хотя и не победила. Впрочем, та церемония запомнилась иным. Звезда пришла на нее в экстравагантном платье в виде белого лебедя и «снесла яйцо» на красной дорожке, якобы случайно уронив между ног сумочку соответствующей формы и цвета.
Вероятно, уже тогда Бьорк была под впечатлением от творчества и личности выдающегося американского авангардного художника, автора фильмов-перформансов Cremaster (1994–2002) Мэтью Барни. В этом цикле он исследовал трансформации пространств, объектов и человеческого тела, в том числе собственного. С начала XXI века Бьорк и Барни — пара. И их любовь становится перформансом. Для клипа Pagan Poetry они снимают свой половой акт и преображают хоум-видео в завораживающее движение абстрактных форм. Далее в том же ролике певица появляется обнаженной без всякой компьютерной ретуши, и нам крупным планом показывают, как в ее кожу вшивают нитки жемчуга.
Кадр из фильма «Танцующая в темноте»
Песня Pagan Poetry вошла в альбом Vespertine, хотя ее весьма мрачное настроение нетипично для этой пластинки — нежной, эфемерной и эйфорической: Бьорк растворяется в любви к Барни и их только что родившемуся ребенку. Ради гражданского мужа она даже готова нарушить собственный зарок больше не сниматься в кино. Главная женская роль в проекте Барни Drawing Restraint 9, за который он взялся после окончания цикла Cremaster, предназначена именно для Бьорк, мужская — для него самого. Впрочем, это и не совсем кино — скорее завораживающий двухчасовой видео-арт, где почти нет слов, а персонажи — не люди, а маски, загадочные гости китобойного судна, в конце превращающиеся в китов.
Саундтрек, конечно, пишет Бьорк, и если прежде она при всех экспериментах всё же оставалась хотя бы формально в поле поп-музыки, то в этой работе уже нет ничего от массовой культуры. Как тут не вспомнить, что еще в 1995-м, уже будучи суперзвездой, Бьорк специально ездила брать интервью у Карлхайнца Штокхаузена, лидера послевоенного авангарда.
Вселенная Бьорк
Очевидно, под влиянием Барни Бьорк всё больше погружалась в современное искусство и мыслила уже не отдельными песнями и их комплектами, а многосоставными арт-проектами. Так, Biophilia создавалась как цифровая вселенная — с iPad-приложениями для каждого номера и сложной концепцией, базирующейся на природных явлениях. Впервые в истории музыкальный альбом был включен в коллекцию главного мирового музея современного искусства — нью-йоркского MoMA.
Платье Бьорк в Музее современного искусства в Нью-Йорке
Но и Барни испытывает ее воздействие: по крайней мере роль музыки в его работах 2000-х последовательно растет и всё доходит до создания шестичасового фильма-оперы River of Fundament (2014). Бьорк, правда, не находится в нем места. И премьера этой грандиозной работы совпадает с печальным известием: знаменитая пара распалась. Бьорк изливает душу в очередном альбоме Vulnicura (2015).
Семья всегда была / Нашей священной общей целью. / Ты отказался от нее. / Ты ничего не можешь дать, / Твое сердце опустело. / Я утопаю в печали. / Никакой надежды оправиться, / Вечная боль и ужас. / Я раскаленная блестящая ракета, Возвращающаяся домой. / Я вхожу в атмосферу / И сгораю, слой за слоем, — не поет, а рыдает певица в песне Black Lake.
Но даже эту исповедальную вещь она превращает в gesamtkunstwerk. Клипы снимаются в VR, и всё вместе демонстрируется в музеях в качестве специальной инсталляции в изолированном темном помещении. Смелость замысла могли оценить и российские зрители: это был самый громкий проект Московской международной биеннале современного искусства, открывшейся в Новой Третьяковке в 2017 году. То ли по иронии судьбы, то ли по хитрому кураторскому замыслу в той же выставке участвовали и работы Барни — четыре медные пластины из серии «Космическая охота» (как выяснилось позже, это части его нового масштабного проекта Redoubt). Но судьбоносной встречи самих бывших партнеров не случилось: звезды в Москву не приехали.
Бьорк выступает на открытии летних Олимпийских игр в Афинах, 2004 год
России вообще не очень везет с визитами Бьорк. Единственный раз она была у нас в 2003-м, с концертом в «Олимпийском» в рамках тура The Greatest Hits. В 2012-м должно было состояться выступление на «Пикнике «Афиши», но помешала болезнь связок. Наконец, в 2020-м всё уже вроде бы подтвердилось и даже билеты поступили в продажу, как грянула пандемия. Пока что шоу перенесено на лето 2021 года. Остается надеяться, что вопреки всем невзгодам мы снова увидим — а главное, услышим — исландское чудо.