мосолов летчик испытатель биография
Мосолов Георгий Константинович
1926-2018
Герой Советского Союза (5.10.1960), заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1967), заслуженный мастер спорта СССР (1962), полковник (1963).
Родился 3 мая 1926 года в городе Уфа (Республика Башкорстостан). В 1943 окончил Центральный аэроклуб имени В.П.Чкалова (г.Казань), в 1944 — Казанскую спецшколу ВВС.
В армии с июля 1944. В 1945 окончил 10-ю ВАШПОЛ (г.Кременчуг), в 1948 — Чугуевское ВАУЛ, в 1949 — Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г.Грозный). В 1949-1951 — лётчик-инструктор Чугуевского ВАУЛ.
В 1953 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1959 — Московский авиационный институт.
С июня 1953 по сентябрь 1962 — лётчик-испытатель ОКБ А.И.Микояна (в 1959-1962 — старший лётчик-испытатель ОКБ). Поднял в небо и провёл испытания Е-2 (14.02.1955), И-3У (август 1956), И-7У (22.04.1957), И-75 (28.04. 1958), СМ-12ПМУ/3 (28.08.1958), И-75Ф (15.10.1958), Е-6/3 (МиГ-21) (январь 1959), Е-152А (10.07.1959), Е-6/9 (ноябрь 1960), Е-152 (21.04. 1961), Е-8 (17.04.1962). Провёл испытания МиГ-17 (СН) на штопор, участвовал в испытаниях МиГ-17 (СДК-5), МиГ-17 (СДК-7), МиГ-17 (СИ-10), МиГ-17 (СИ-16), Е-2А, СМ-12ПМ, СМ-50П (МиГ-19ПСУ).
Установил 6 мировых авиационных рекордов (из них 3 — абсолютные): в 1959 — 2 рекорда скорости на самолёте Е-66 (МиГ-21Ф), в 1961 — 2 рекорда высоты на самолёте Е-66 (МиГ-21Ф), в 1962 — 2 рекорда скорости на самолёте Е-166 (Е-152).
11 сентября 1962 года катапультировался из Е-8 из-за разрушения двигателя. Полученные во время этого катапультирования тяжелейшие травмы не позволили ему после выздоровления вернуться на лётную работу.
Работал ведущим инженером на лётной станции ОКБ А.И.Микояна. С апреля 1966 — в запасе. В дальнейшем работал в авиационном отделе Высшей комсомольской школы, представителем Аэрофлота в Швеции (до 1992).
Жил в Москве. Умер 18 марта 2018 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Награждён 2 орденами Ленина (12.07.1957, 5.10.1960), орденом Красной Звезды (31.07.1961), медалями. Удостоен 3 медалей де Лаво (ФАИ, 1960, 1961, 1962).
Источники информации:
2 комментария
Прекрасный человек был! Изумительный лётчик!
Герои неба
«Герои рождаются там, где поиск,
самоотверженность, одухотворенность
и труд подчинены великой цели…
В каждой профессии и в жизни
каждого человека бывает высота,
которую могут назвать подвигом.
Человек, победивший эту высоту, становится героем».
Ю. Гагарин «Воскресший дважды», 1964 г.
Герой Советского Союза (5.10.1960), Заслуженный летчик-испытатель СССР (20.09.1967), Заслуженный мастер спорта СССР (1965), полковник.
Родился 3 мая 1926 года в Уфе. В 1943 окончил Центральный аэроклуб имени В.П. Чкалова, который в то время располагался в Казани. В 1944 с отличием закончил спецшколу ВВС № 9 в Казани.
В армии с 1944. В 1945 окончил школу первоначального обучения летчиков, в 1947 – Чугуевское ВАУЛ, в 1949 – Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г. Грозный). До 1951 был летчиком-инструктором в Чугуевском ВАУЛ.
В 1953 окончил Школу летчиков-испытателей, В 1959 – Московский авиационный институт (МАИ).
С мая 1953 по сентябрь 1962 – на летно-испытательной рабте в ОКБ А.И. Микояна (в 1959-1962 – старший летчик-испытатель ОКБ). Поднял в небо и провел испытания СН (1953), СГ-5 (1954), СИ-6 (1954), Е-2 (14.02.1955), СМ-9\3 (МиГ-19С) (сентябрь 1955), И-3У (август 1956), И-7У (22.04.1957), И-75 (28.04.1958), СМ-12ПМ (май 1958), И-75Ф (сентябрь 1958), Е-6\3 (МиГ-21) (декабрь 1958), СМ-51 (1958), Е-152 (21.04. 1961), Е-152А (10.07.1961), Е-8 (17.04.1962). Участвовал в ис-пытаниях МиГ-17 (СДК-5), МиГ-17 (СДК-7), МиГ-17 (СИ-10), МиГ-17 (СИ-16), Е-2А, СМ-50 (МиГ-19ПУ), Е-4 (19957), Е-6/у (1961), Е-7 (1961).
В перечне основных работ указаны испытания первых экземпляров опытных реактивных двигателей, авиационного оборудования и вооружения.
Установил 6 мировых авиационных рекордов (из них 3 – абсолютные). Установил 3 Всесоюзных абсолютных рекорда.
11 сентября 1962 года катапультировался из самолета Е-8\1 из-за разрушения двигателя Р-21 в полете на высоте 10 000 метров при скорости, соответствующей числу М=1,7. При катапультировании получил тяжелые травмы и после длительного лечения к летно-испытательной работе врачами не был допущен. Работал ведущим конструктором в ОКБ «МиГ». С 1966 – в запасе.
По направлению ЦК КПСС в течение нескольких лет возглавлял кафедру Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, возглавлял Всесоюзный Совет по патриотическому воспитанию учащейся молодежи, был Председателем федерации хоккея СССР. С конца 70-х до 1983 — представитель Аэрофлота за рубежом.
Г.К. Мосолов стал первым летчиком-испытателем страны, открытым для средств массовой информации как профессиональный летчик-испытатель. Ход его лечения после катапультирования освещался в печати, он был постоянным участником популярных новогодних телепередач «Голубой огонек», его фотографии в гермошлеме сверхсекретного истребителя помещали на обложках отечественных и зарубежных иллюстрированных журналов как олицетворение мужества и прогресса Советского Союза. Г.К.Мосолов – Почетный гражданин города Харькова. Имя Г.К.Мосолова присваивалось трудовым коллективам, школам, пограничным заставам.
Г.К. Мосолова связывала тесная дружба с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Через всю жизнь Георгий Мосолов пронес и сохранил дружбу с товарищами по учебе, летно-испытательной работе, с широким кругом творческой интеллигенции.
Живет в Москве.
Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Удостоен 3 медалей де Лаво (ФАИ) (1959, 1961, 1962) и 3-х Всесоюзных золотых медалей.
Мосолов летчик испытатель биография
Мосолов Георгий Константинович – лётчик-испытатель ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности СССР, подполковник.
Родился 3 мая 1926 года в городе Уфа Башкирской автономной советской социалистической республики (ныне столица Республики Башкортостан). Русский. С 1932 года жил в городе Казань (ныне столица Республики Татарстан). В 1943 году окончил Центральный аэроклуб имени В.П.Чкалова, находившийся в эвакуации в Казани, в 1944 году – Казанскую спецшколу ВВС.
В армии с июня 1944 года. В сентябре 1945 года окончил 10-ю школу первоначального обучения лётчиков (город Кременчуг Полтавской области, Украина), в 1948 году – Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, в 1949 году – Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (город Грозный). В 1948-1951 – лётчик-инструктор Чугуевского военного авиационного училища лётчиков.
В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1959 году – Московский авиационный институт.
В июне 1953 – сентябре 1962 – лётчик-испытатель ОКБ А.И.Микояна (в 1959-1962 годах – старший лётчик-испытатель ОКБ). Поднял в небо и провёл испытания большого числа боевых самолётов, разработанных и построенных в ОКБ в эти годы – Е-2 (в 1955 году), И-3У (в 1956 году), И-7У (в 1957 году), И-75 (в 1958 году), И-75Ф (в 1958 году), Е-152А (в 1959 году), Е-152 (в 1961 году), Е-8 (в 1962 году). Провёл испытания самолёта МиГ-17 (СН) на штопор, участвовал в испытаниях самолётов-истребителей МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и их многочисленных модификаций.
Установил 6 мировых авиационных рекордов (из них 3 – абсолютные): в 1959 году – 2 рекорда скорости на самолёте МиГ-21Ф, в 1961 году – 2 рекорда высоты на самолёте МиГ-21Ф, в 1962 году – 2 рекорда скорости на самолёте Е-152.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1960 года подполковнику Мосолову Георгию Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Во время проведения испытаний неоднократно попадал в аварийные ситуации, из которых благополучно выходил. 11 сентября 1962 года во время испытательного полёта на опытном сверхзвуковом самолёте-истребителе Е-8 произошла авария из-за разрушения двигателя. Г.К.Мосолову пришлось катапультироваться. Полученные во время этого катапультирования тяжелейшие травмы не позволили ему после выздоровления вернуться на лётную работу.
До 1969 года работал ведущим конструктором в ОКБ А.И.Микояна. С апреля 1966 года полковник Г.К.Мосолов – в отставке.
В дальнейшем работал заведующим кафедрой военно-патриотического воспитания в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ (1969-1975), директором Государственного республиканского русского народного ансамбля «Россия» (апрель-декабрь 1978), помощником представителя Аэрофлота в Хельсинки (1979-1983).
Жил в Москве. Умер 17 марта 2018 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1967), заслуженный мастер спорта СССР (1962), полковник (1963). Награждён 2 орденами Ленина (12.07.1957; 5.10.1960), орденом Красной Звезды (31.07.1961), медалью «За боевые заслуги» (6.11.1954) и другими медалями. Удостоен 3 медалей де Лаво (FAI) (1960, 1962, 1963).
Легенда реактивной авиации. Герой Советского Союза Мосолов Георгий Константинович
Родился 3 мая 1926 года в Уфе, Россия. Георгий – настоящий советский человек, который установил 6 мировых авиарекордов, из которых 3 являются абсолютными. А также три всесоюзных абсолютных рекорда. Георгий Константинович награжден орденом Красной Звезды, 2 орденами Ленина и различными медалями. Удостоен трех Всесоюзных золотых медалей и трех медалей де Лаво (FAI – международная авиационная федерация) (1959, 1961, 1962). С мая 1953-го по сентябрь 1962-го года был летчиком испытателем в ОКБ (Отдельное конструкторское бюро) Артема Ивановича Микояна (а с 1959 года старший летчик-испытатель). Провел испытания и поднял в небо 15 самолетов. Участвовал в испытаниях 9-ти самолетов, созданных в различных конструкторских бюро СССР.
Его фото в гермошлеме было во многих иностранных журналах и газетах, оно стало своеобразной визитной карточкой реактивной авиации Советского Союза.
Георгий Константинович был хорошим другом Юрия Алексеевича Гагарина.
В апреле 1961 года самолет Мосолова поднимается на непривычную высоту. Мосолов проехал по баллистической траектории 170 секунд. Невесомость. Приборы показывают: 35 тысяч метров над землей. Это был Мировой рекорд.
11 сентября шестьдесят второго Мосолов испытывал очередную опытную машину Е-8/1. Эта машина была как МиГ-21, но только поискового варианта. У нее был более мощный двигатель, нижний воздухозаборник и оборудование. Кстати, это оборудование позднее применялось к МиГ-23. На скорости М=1.7 и высоте 10.000 метров диск шестой ступени компрессора двигателя разрушился. Правая консоль крыла, которая находится в зоне элекрона, фюзеляж и корпус двигателя были пробиты одним из обломков. Тем самым вышли из строя обе гидросистемы. На скорости до 800 км/час допускается катапультирование, но Мосолову не удавалось погасить скорость, из-за того что машина перевернулась и пикировала. Он нештатно покинул ее на высоте 8 км, приземлившись в глухом лесу. В то время никаких комаров-пеленгаторов не было. В таких условиях искать Мосолова было равносильно тому, как искать ветра в поле. Но все обошлось благополучно, так как снижение парашюта увидел милиционер. Он нашел Мосолова спустя три часа.
Георгия Константиновича эти травмы надолго приковали к больничной койке. Через некоторое время врачи разрешили посещения, и в числе первых посетителей был Юрий Алексеевич Гагарин, который очень сильно переживал за друга. Только после этого в палату начали заходить родные, близкие и знакомые Георгия Константиновича. Такая терапия сопереживания близких людей дала очень хороший положительный эффект.
Георгий Константинович пошел на поправку. Однако только через год летчик-испытатель коснулся земли ногами. Но полученные тяжелейшие травмы не дали ему вернуться на свою летную работу, даже после выздоровления.
Мосолов Георгий Константинович
Советский летчик-испытатель. Герой Советского Союза. Полковник. Заслуженный мастер спорта СССР. Установил 6 мировых авиационных рекордов и 3 всесоюзных абсолютных рекорда.
Георгий Мосолов родился 3 мая 1926 года в городе Уфа, Республика Башкортостан. В 1943 году окончил Национальный аэроклуб России имени В. П. Чкалова, который в то время был эвакуирован в Казань. С 1944 года Георгий Константинович числится в рядах Красной Армии. В 1945 году окончил школу первоначального обучения летчиков. Позднее в 1948 году получил образование в Чугуевском военном авиационном училище летчиков. Затем в 1949 году окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу.
До 1951 года Мосолов являлся летчиком-инструктором в Чугуевском военном авиационном училище летчиков. В 1953 году окончил Школу летчиков-испытателей, а затем Московский авиационный институт. Впоследствии находился на летно-испытательной работе в опытно-конструкторском бюро А. И. Микояна. Испытывал большое количество прототипов боевых самолетов. В частности, летал на экспериментальных истребителях Е-2, И-ЗУ, И-7У, И-75, СП-12ПМ, И-75Ф, МиГ-21, Е-152А, Е-152, Е-8. Всего освоил более 50 типов воздушных судов.
В 1960 году Георгий Константинович Мосолов удостоен звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.
С 1969 года по 1975 год Георгий Константинович занимал пост заведующего кафедрой военно-патриотического воспитания в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. Параллельно являлся председателем президиума Федерации хоккея СССР. С апреля по декабрь 1978 года работал директором Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л. Г. Зыкиной.
Впоследствии Мосолов являлся помощником представителя «Аэрофлота» в Хельсинки. В период с 1983 по 1992 год находился на посту представителя советских авиалиний в Швеции и других странах. После этого вышел на пенсию.
В 2012 году выступил одним из соучредителей Межрегиональной общественной организации выпускников Харьковского авиационного училища летчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Гривцева «Летное братство».
Георгий Мосолов установил шесть мировых авиационных рекорда, зарегистрированных Международной авиационной федерацией, а также три всесоюзных абсолютных рекорда. Имеет звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный мастер спорта СССР».
Скончался Георгий Константинович Мосолов 17 марта 2018 года в городе Москва. Похоронен великий летчик-испытатель на Ваганьковском кладбище.
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза